В жизни каждого человека были случаи, когда проблемы решались с помощью кулаков. Самая главная причина для выяснения отношений – честь и достоинство. По статистике, женщины считаются более агрессивными, чем мужчины. Ещё в античные времена заметили, на что способна женщина. Изучив историю возникновения дуэлей, как способа решений конфликтных ситуаций, выяснив причины состоявшихся дуэлей с участием женщин и определив распространённые виды дуэлей среди женщин, автор работы опровергла гипотезу, что женщины-ангелы и свои проблемы решают с помощью убеждений, дискуссий и т.д. Дуэль – жестокий, антигуманный и порой скоропалительный способ разрешения конфликта в обход государственных законов, влекущий за собой человеческие жертвы.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_neugomonnaya_ya.v.docx | 48.81 КБ |
prilozhenie_neugomonnaya_ya.v.docx | 83.01 КБ |
prezentatsiya_neugomonnaya_ya.v.pptx | 2.49 МБ |
«Не дамское это дело – дуэль»
Неугомонная Яна Валерьевна
Российская Федерация
Министерство образования
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
п. Мыс Каменный
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Мыскаменская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
10 класс
Содержание
стр.
а) распространённые виды дуэлей среди женщин;….…..………………….….5
б) женщины-дуэлянтки;……………………………………………….………5-7
в) последняя женская дуэль;…………………………………………………….7
«Не дамское это дело – дуэль»
Неугомонная Яна Валерьевна
Российская Федерация
Министерство образования
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
п. Мыс Каменный
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Мыскаменская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
10 класс
Известно, на что способна разъяренная женщина...
Вергилий. «Энеида», V, 6.
решали с помощью кулаков. Причин для выяснения отношений было много, а самая главная – честь и достоинство. Что же такое честь?[1] Честь – 1. Достойные уважения и гордости качества и этические принципы личности. 2.Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3. Целомудрие, непорочность (женщины) 4. Почёт, уважение. Достоинство – это уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория. Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том человека. Достоинство во многом пересекается с понятием честь.
Так почему же в разные времена так по-разному защищали честь и достоинство? По статистике, женщины считаются более агрессивными, чем мужчины. По мнению 42 учащихся 9-11 классов нашей школы, 30 обучающихся согласны с этими данными.
Ещё в античные времена заметили, на что способна женщина. Тема нашей исследовательской работы «Не дамское это дело – дуэль». Проблема: вопросы чести и достоинства были и остаются одними из животрепещущих нравственных вопросов XXI века, но способы разрешения конфликтов должны быть более гуманными и цивилизованными. Нашему времени не свойственно такое явление как дуэль, но понятия «честь», «достоинство» были, есть и будут актуальными. Предположим, что женщины-ангелы и свои проблемы решают с помощью убеждений, дискуссий и т.д. – это и будет гипотеза нашей исследовательской работы. Цель: узнать, почему женщины до XX века решали свои проблемы «мужским» способом – дуэлью и что порождало женскую агрессию? Из цели вытекают задачи:
Предметом исследования стали отдельные факты из жизни женщин, связанных с дуэлью. Объект изучения - защита чести и достоинства женщинами. Предполагаемая новизна - возможность почувствовать атмосферу прошлых лет, понять поступки, совершённые женщинами: неоправданные убийства и многочисленные конфликты.
(фр. duel < лат. duellum – «поединок», «борьба двух») - строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого - удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесённое ему или его чести, оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев, и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них[3].
История дуэлей начиналась в незапамятные времена. Во всяком случае «отец историков» Геродот упоминает о них, описывая нравы тракийских племен. На другом конце Европы – у викингов – дуэли издавна были публичными. Как правило, поединок в Древней Скандинавии проходил на вершине холма и продолжался «до первой крови». Позднее проигравшего стали обязывать откупаться довольно значительной суммой. Естественно, вскоре появились профессиональные бретеры, которые провоцировали дуэли. Тогда поединки стали запрещать.
Откуда пришёл обычай драться на дуэли в Россию? Зародился этот обычай в эпоху позднего Средневековья. Придумали его рыцари с их маниакальной заботой о собственной чести. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, а порой просто, чтобы показать свою силу или «убрать» соперника. Обилие поединков и отсутствие единых правил их проведения побудило аристократический «Жокей-клуб» в Париже обратиться в 1836 году к графу Шатовильяру с предложением разработать дуэльный кодекс[4]. (Приложение I)
В настоящее время дуэли запрещены законодательством подавляющего большинства государств мира. Предположительно первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наёмными иностранными офицерами, - шотландцем Патриком Гордоном (впоследствии петровским генералом) и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай еще не проник. Но единичные прецеденты заставили царевну Софью в указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, оговорить запрет на поединки. Петр Великий, энергично насаждая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них. Петр I, несмотря на своё пристрастие к европейским порядкам и обычаям, сразу же вступает в борьбу с дуэлями. «Уложение Шереметева» (1702 год) жестоко карает даже за вызов на дуэль, «Краткий артикул» (1706 год) наказывает смертной казнью за поединок, не имевший трагических последствий.
Борьба Петра Великого с поединками дала неплохие результаты. Однако с ростом влияния на русскую жизнь иностранцев при Анне Иоанновне и с оглядкой на французскую моду при Елизавете Петровне поединки учащаются. Екатерина II выпускает «Манифест о поединках». (Приложение II) Правда, уже после четверти века своего правления. Он действовал долго, сохраняя свою силу до издания Свода Законов (1832 год) и Свода Военных постановлений (1839 год). Манифест признавал дуэли чужестранным для России насаждением. Вызов и выход на дуэли навлекали на виновных, «яко ослушников закону», уплату штрафа («бесчестья») судье, «суд коего они презрели». Обидчик же, начавший поединок и обнаживший шпагу, «яко нарушитель мира и спокойствия», подвергался пожизненной ссылке в Сибирь.
А вот как высказывался император Николай I: «Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил её в английской армии и хорошо сделал». Многие громкие дуэли приходятся на 20–40-е годы XIX века. (Приложение III). В 40-е и 50-е годы XIX века начинается расцвет, своеобразный культ дуэлей в России.
Яростными противниками дуэлей были Наполеон Бонапарт и Николай I. Французский император считал, что «никто не имеет права рисковать своей жизнью ссоры ради, так как жизнь каждого гражданина принадлежит отечеству; дуэлист — плохой солдат».
II.2. Дуэли между женщинами[5]. Что же касается поединков, то заметим, что дуэли
между женщинами в России были редкостью, хотя тоже случались. XVI век. Именно к этому времени относятся первые достоверные сведения о женских дуэлях. И они, кстати, развеивают миф о том, что первопроходцами в этом деле были француженки. Так, в хронике миланского женского монастыря Св. Бенедикты упоминается, что 27 мая 1571 года в монастырь прибыли две знатные сеньориты. Они попросили у настоятельницы разрешения на комнату для совместного молебна. Разрешение было дано. Но, запершись в комнате, сеньориты вместо того, чтобы начать молиться, выхватили кинжалы и бросились друг на друга. Когда перепуганные шумом монашки ворвались в помещение, то перед ними открылась ужасающая картина: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала.
на перочинных ножах. Дуэль на ногтях. Дуэли из-за мужчин между женщинами были особо жестокими, просто ранения не удовлетворяли ни одну из соперниц. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника. Если же смерть не устраивала ни одну из сторон, то тогда прибегали к изощренным приемам. Дружба известной французской писательницы Жорж Санд с великим композитором Листом привела ее к жестокому поединку. Мария д'Агу, возлюбленная композитора приревновала к нему Санд и вызвала ее на дуэль, выбрав в качестве оружия острые ногти. Соперницы встретились в доме Листа, который заперся в своем кабинете и покинул его только тогда, когда женщины угомонились. Победу в этой схватке не одержал никто, но Жорж Санд решила уйти с пути темпераментной графини. Дуэль на перочинных ножах. Весна 1894 года. Петербург. Две молоденькие продавщицы решили выяснить свои отношения дуэлью. Вооружившись перочинными ножами, они встретились в пригородном парке. Поединок закончился тем, что одна из них получила три ранения в грудь, а ее соперница в шею и плечо. Обе выжили, но предмет их спора, молодой франт, исчез из города в неизвестном направлении. Дуэль на шпагах. В эпоху правления Людовика XIV, несмотря на жесточайшие карательные меры, широко практиковались дуэли, в которых принимали участие женщины. В частности, 1701 г на шпагах выясняли отношения графиня де Рока и маркиза де Белльгард[6].
II.2.б. Женщины-дуэлянтки. Самой боевой и самой известной в этом отношении
женщиной тех лет была популярная певица королевской оперы мадам Мопен (1678-1707). Эта дама, дочь секретаря графа дАрманьяка, очень рано вышла замуж и отличалась чрезвычайно скандальным характером. Будучи любовницей лучшего парижского фехтовальщика Серанна, она постоянно тренировалась под его руководством и достигла в этом деле чрезвычайно высокого мастерства. Фехтуя лучше многих мужчин, мадам Мопен постоянно ввязывалась в ссоры не только с дамами, но и с их кавалерами. Она смело вызывала на поединок мужчин и всегда выходила в них победительницей. (Приложение V)
Герцог Ришелье стал причиной беспрецедентной женской дуэли между графиней де Полиньяк и маркизой де Несль, которые спорили о том, кто должен обладать им. Дамы встретились и стали стреляться.
А вот в XX веке поводом к поединку стало общественное мероприятие. Дуэль состоялась между двумя президентами: почетным президентом Венской музыкальной выставки, принцессой Полиной Меттерних и президентом женского комитета этой выставки, графиней Кильманнсегг. Причиной разногласий послужили принципиальные вопросы устройства выставки. В итоге графиня была ранена в руку, а принцесса - в нос.
Как сказал один из знатоков дуэлей: «Если мы примем во внимание большую раздражённость, которая так часто сопутствует отношениям между женщинами, мы удивимся, что они еще сравнительно редко дерутся на дуэли, которая является клапаном для страстей». (Приложение VI)
В истории женских поединков зафиксирована знаменитая «дуэль» двух красавиц-куртизанок времен Белль эпох во Франции – Каролиной Отеро и Лиан де Пужи. В феврале 1897 года толпа, собравшаяся возле казино Монте-Карло, с нетерпением ожидала появления королев галантного мира, всегда старавшихся перещеголять друг друга дорогими украшениями. Отеро с триумфом появилась, блистая фантастическими изумрудами – трофеем ее последней победы. Следом появилась Лиан. Она неспешно ступала по набережной, одетая в чудесное белое платье простого покроя; вместо драгоценностей ее грудь украшала единственная живая роза. В нескольких шагах позади Лиан шла ее служанка в черном форменном платье, усыпанном бриллиантами и прочими драгоценными камнями. Вне себя от ярости, Отеро уехала, а Пужи праздновала триумф. Впрочем, так эту историю передают биографы Лиан де Пужи. (Приложение VII)
Российские женщины полюбили дуэли. Если мужчины традиционно дрались на природе, предпочитая пистолеты, то россиянки сводили счеты на шпагах, не выходя из дома. Существовали даже светские салоны, которые славились именно дамскими поединками. Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салоне госпожи Востроуховой (к сожалению, подробных сведений об этой женщине нет) только в 1823 году состоялось 17 дуэлей.
Самой известной дуэлью с участием россиянок стал поединок, произошедший в 1770 году между княгиней Екатериной Дашковой и герцогиней Фоксон. Произошёл он, правда, не в России, а в Лондоне. В доме графини Пушкиной две образованнейшие женщины Европы мирно беседовали. Постепенно беседа переросла в дискуссию, а затем в жаркий спор, закончившийся взаимными пощечинами и вызовом на дуэль. Примирить дам не удалось, и поединок на шпагах, произошедший тут же в саду, закончился ранением Дашковой в плечо.
В записках французской маркизы де Мортене, которая частенько наведывалась в это заведение, говорится: «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы». (Приложение VIII)
Вообще, информация о том, что происходило в первой половине XIX века в области женской дуэли в России, очень скудна и часто фальсифицированная, но кое-что можно найти.
Июнь 1829 года, Орловская губерния.
Между двумя помещицами, Ольгой Петровной Заваровой и Екатериной Васильевной Полесовой, на протяжении нескольких лет происходили конфликты. В конце концов, их напряженные отношения вылились в крупную ссору, которая привела к дуэли. Вооруженные саблями своих мужей и в сопровождении секунданток, коими были молоденькие гувернантки-француженки, а также своих 14-летних дочерей, соперницы встретились в берёзовой роще. После некоторых приготовлений, секундантки предложили дамам помириться, на что те ответили отказом и, более того, затеяли перепалку между собой. В разгаре скандала женщины выхватили сабли и начали драться. Схватка длилась недолго. Ольга Петровна получила тяжёлое ранение в голову, а Екатерина Васильевна в живот. Первая скончалась на месте, а её соперница днём позже. Продолжение этой истории случилось через пять лет. Именно на этом же месте шпаги скрестили две девушки - дочери соперниц. Секундантками были все те же гувернантки. Итогом поединка стала смерть Анны Полесовой, а ее соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник.
II.2.в) Последняя женская дуэль[7]. Последняя документально зафиксированная
женская дуэль состоялась в 1902 г. в американском городе Нью-Кирк (штат Оклахома) между местными жительницами Эллой Цайлинг и Мэри Дотсон. Женщины стрелялись на пятнадцати шагах и, сделав по три выстрела, ни разу не попали друг в друга, после чего Дотсон, в нарушение правил, ещё дважды нажала на спусковой крючок и ранила соперницу. Случись такое на поединке с участием мужчин, последние два выстрела были бы сочтены тягчайшим преступлением. Но в отношении Дотсон суд ограничился штрафом – видимо, была сделана скидка на чисто дамскую эмоциональность.
II. 3. Итоги анкетирования. Чтобы выяснить, насколько известны факты о
женщинах-дуэлянтках современному школьнику, мы провели анкетирование среди учащихся 8 -11 классов Мыскаменской школы-интерната. (Приложение IX). В анкетировании участвовало 57 учащихся. Из них только 2 чел. не знает, что такое дуэль. 49 учащихся знают, кто участвовал в дуэлях, 8 - нет. Учащимися названы фамилии А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Мартынова, Дантеса. 56 респондентов не знают женщин-дуэлянтов, и лишь один ответил утвердительно, но фамилию дуэлянтки не написал. К причинам дуэлей отнесли любовь - 17 уч-ся, женщины – 12 уч-ся, ссора – 11 уч-ся, оскорбление личности – 10 уч-ся , разногласия – 3 уч-ся , деньги и ревность по 2 уч-ся. На вопрос: дрались Вы когда-нибудь – утвердительно ответило 45 уч-ся, 12 –нет. Каковы же причины драк нынешних школьников? 39 – не ответили, 7 – оскорбление личности, 4 –ссоры, по 2 человека ответило за друзей, ненависть, из-за игры, 1 –самооборона. 15 школьников хотели, чтобы в наше время разрешили проводить дуэли, 42 – нет. На вопрос: почему? ответили по-разному.
Опасно | Погибали бы хорошие люди |
Много людей может пострадать | Плохие люди жили бы безнаказанно |
Увеличилась бы смертность | В стране бы опасались массовых беспорядков |
Людям сначала нужно думать, а потом говорить и действовать | Это бессмысленно в XXI веке |
Иногда причины ссор очень глупые | У нас в стране введён мораторий на смертную казнь. |
Таким образом, дуэли ушли в прошлое. Что-то изменилось за это время? Женщины стали нежными, отзывчивыми, ласковыми? А может быть, в наши дни не надо отстаивать свою честь и достоинство? Ничего подобного. Сегодня речь о защите чести и достоинства в судах идет в том случае, когда кого-то обвинили в мошенничестве, воровстве. То есть, как правило, это обвинения, носящие уголовный или полууголовный характер.
Посмотрим на статистику. Ежегодно в России убивают от 1500 до 1700 детей, из них каждый год не менее тысячи убиты своими собственными родителями. В 2010 году в России убито 1684 несовершеннолетних, в 2011 году – 1761. За 9 месяцев 2012 года в России убито 1292 ребенка. То есть по итогам года снижения не будет. Это значит, что каждый день в России убивают от четырех до пяти детей, и убийцами, как правило, становится большинство женщин.
Почему же, если согласно статистике, женщины в основной своей массе белые и пушистые сторонницы порядка, аналог русской пословицы «страшнее бабы зверя нет» и «где сатана не сможет - бабу пошлёт», существует во многих языках мира? К тому же, о том, что женщина существо тёмное, и вообще от неё все грехи и беды, так или иначе упоминается во многих религиях и учениях.
или занятия, которую не примеряли бы на себя женщины. Некоторые это делают из любопытства, некоторые — чтобы доказать противоположному полу, что женщины способны на все. Другой движущей силой, заставляющей женщину, проходить всё, даже самые непробиваемые препятствия, является любовь. Ради неё женщины дрались на дуэли и хладнокровно закалывали своих противниц и противников. И это те самые нежные и слабые создания, о которых не перестают слагать легенды и которых не перестают воспевать в стихах и одах. Но как же скучно было бы без этих взбалмошных, возвышенных, вдохновляющих на безумства и подвиги женщин! И не только вдохновляющих, но и активно создающих историю, бросая вызов всему человечеству. Ведь как только на земле появилась шпага как вид холодного оружия, на нее посягнули и женщины. Было бы совершенно неверным думать, что представительницы нежного пола только в продвинутом и эмансипированном ХХ- XXI веках так упорно стремились присвоить всё исконно мужское — манеру поведения, участие в общественной жизни, одежду, профессии, увлечения. Такова уж натура женщины, что ей всегда хочется того, что, по идее, ей не должно принадлежать. Так что уже древние гречанки прилагали немало усилий (вплоть до риска лишиться жизни), чтоб попасть на запретные для женщин Олимпийские игры, а древние римлянки обожали мужские бани и мужской разгульный образ жизни. Более того, женщины-гладиаторы иной раз одерживали победу над представителями сильнейшего пола.
На основе информации о дуэлях мы опровергли гипотезу, что женщины-ангелы, и свои проблемы решают с помощью убеждений, дискуссий и т.д . Дуэль – жестокий, антигуманный и порой скоропалительный способ разрешения конфликта в обход государственных законов, влекущий за собой человеческие жертвы. Дуэль— это тот любопытнейший казус, когда мораль и право постоянно противоречат друг другу, когда понятие о защите чести и достоинства с оружием в руках сталкивается с неизменным стремлением государства регулировать эти вопросы правовыми средствами, с помощью суда. Именно поэтому важно знать свои права и обязанности, чтобы уметь их отстаивать цивилизованными средствами. А у женщины есть свои обязанности: рожать и воспитывать детей, достойных граждан своей страны. Нам решать, жить ли в гармонии с собою, или разнести этот мир на маленькие кусочки. И все-таки гармония - лучше!
Список литературы
Интернет-ресурсы
[2] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка
[5] Согласно Ветхому Завету женщина вообще является основным источником греха в мире, и все человеческие печали напрямую связаны с любопытством кроткой и глуповатой Евы (Приложение IV)
Приложение I
Дуэльный кодекс[1]
«Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя»
«Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь – никому».
«Обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом - жизнью - за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступаться. Он имеет основание то же, что и война».
Что есть дуэль
Об оскорблении и праве оскорбленного
Условное деление достаточных для дуэли оскорблений на категории:
Оскорбленный теряет право выбора места, оружия, рода дуэли, если его противник извинился, а он не принял извинений.
О роде дуэли
Существует три рода дуэлей:
О вызове
Не допускается: вызов на дуэль начальника подчиненным или старшего младшим по делам, касающимся службы; по личным же обидам, не касающимся службы, допускается вызов подчиненными начальников, офицерами - генералов. Недопустим вызов на дуэль императора, поскольку служба фора императору - постоянная и пожизненная.
Неправоспособными к дуэли (чей вызов можно не принимать и кого не принято вызывать) считаются:
Защищать честь женщины обязан её естественный покровитель (муж, отец, брат, сын, опекун, близкий родственник) или тот, кто согласится выступить ее защитником; но при этом необходимым условием допустимости дуэли из-за женщины является ее нравственное поведение - то есть за женщиной, известной сомнительным поведением, не признается право на защиту от оскорблений.
Вызов на дуэль посылается обычно через 24 часа после нанесения оскорбления, ответ - не позже, чем через 24 часа после получения вызова. При этом промедление вызова не считается препятствием к дуэли.
За одно и то же оскорбление можно вызывать на дуэль только один раз.
О секундантах
1. Каждый из противников выбирает себе секунданта - из зрелых людей, при этом не заинтересованных в деле и не близких родственников (дяди и племянники исключаются, двоюродные братья уже допускаются; то же правило действует и при вызовах на дуэль).
2. Не допускается замена одного дуэлянта другим, его поверенным, если сам дуэлянт был в состоянии драться.
3. Обязательным условием дуэли является одинаковое оружие у противников - по длине, отточенности шпаги или сабли.
4.Секунданты обязаны перед началом дуэли тщательно проверить боевые качества оружия.
5.Дуэльным оружием считается шпага, сабля, шашка, палаш, эспадрон.
Порядок проведения дуэли
1. В заранее условленное время противники, секунданты и врач прибывают в назначенное место. Опоздание допускается не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший считается уклонившимся от дуэли.
2. Поединок начинается обычно через 5 минут после прибытия всех.
3. Противники и секунданты приветствуют друг друга поклоном.
4. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагает дуэлянтам в последний раз помириться.
5. В случае их отказа распорядитель излагает им условия поединка.
6. Секунданты занимают места параллельно линии боя, врач - позади них.
7. Все действия противники совершают по команде распорядителя.
9. Если в ходе поединка один из них роняет шпагу, либо она ломается, либо дерущийся падает - его противник обязан прервать дуэль по команде распорядителя, пока его оппонент не поднимется и не будет в состоянии продолжать дуэль.
10. Дуэль на шпагах ведется до тех пор, пока один из противников не теряет полностью возможность продолжать ее - т. е. до тяжелого или смертельного ранения. Поэтому после каждого ранения поединок приостанавливается, и врач устанавливает характер раны, степень ее тяжести.
11. Если в ходе дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступает за границу поля боя, такое поведение засчитывается как уклонение или отказ от честного поединка.
12. По окончании боя противники подают друг другу руки.
Приложение II
Пик женских дуэлей в Российской империи пришелся на правление Екатерины II. Екатерина II сама участвовала в дуэлях с 15 лет и весьма поощряла сие занятие, правда, царица была весьма гуманна и придерживалась принципа «до первой крови», дабы избежать смертельного исхода. Тем не менее, женские дуэли в большинстве своём заканчивались именно смертью.
Приложение III
Это поединки А. С. Пушкина с Дантесом, К. Ф. Рылеева с князем Шаховским, А. С. Грибоедова с Якубовичем, М. Ю. Лермонтова с де Барантом и Мартыновым[2].
Приложение IV
Забавно, что и до Евы женщины отличились сотрудничеством с нечистью. В иудаизме упоминается первая жена Адама Лилит. Она была девушкой с характером и после развода с Адамом, сбежав от пытавшихся её утопить ангелов, она сама стала демоном и, согласно легендам, убивает человеческих детёнышей. Убийство человека считается одним из самых тяжких преступлений. Несмотря на то, что мужчин, совершающих убийства, всегда было намного больше, известные истории женщин-убийц леденят душу. Россыпь упоминаний о кровавых богинях можно найти в древних мифах. Благозвучное имя вечной девы Артемиды переводится как «убийца». Чёрная богиня Кали увешана черепами, олицетворяет разрушительную энергию и своей раскрытой пастью, наводит ужас на индуистов. Сестра богини Иштар обрекла её на гибель, наслав на неё 60 болезней. У шумеров владычицей подземного мира считалась Эрешкигаль, она направляла на попавших в её владения смертоносный взгляд. На Руси чтили богиню Мару, которая олицетворяла мир смерти, и которая не только уносила людей в царство мрака, но и каждый день перед восходом пыталась подкараулить солнце, чтобы убить и его.
В древности убивали не только богини и воины, а и простые смертные.
Приложение V
Однажды во время бала мадам Мопен в очередной раз повела себя излишне вызывающе, и ей указали на дверь. Тогда она предложила выйти вместе с ней всех, кто был недоволен ее поведением. Это было равносильно вызову на дуэль. Поскольку выходки певицы изрядно всем надоели, трое дворян согласились последовать за ней. Прямо на улице мадам Мопен заколола их всех, одного за другим, а потом преспокойно вернулась на бал. Последствия этого происшествия чуть не стали для дуэлянтки роковыми. Ей грозила смертная казнь, от которой её спасло лишь вмешательство самого короля, восхищённого ее искусством и смелостью. Впрочем, возможно, он просто не захотел лишаться одной из лучших своих певиц.
Когда однажды за кулисами оперного театра к ней с некорректной шуткой подошёл актер Дюмени, грубый и наглый мужчина, то, в ответ на какую-то из его самодовольных фраз, девушка вызвала его на дуэль. Совсем не ожидавший такого поворота Дюмени изумленно уставился на нее и расхохотался. Тогда певица, выхватив у проходящего вблизи бутафора театральную шпагу, отхлестала ею обидчика, а затем отобрала у него часы и табакерку как знак своей победы. После этого случая жизнь девушки коренным образом изменилась. Она решила никому и никогда не позволять себя обижать. Случай доказать свою принципиальность представился ей довольно скоро.
На одном из балов один из присутствующих обидел ее. Получив вызов на дуэль, он изумился так же, как и Дюмени, и отказался драться. Тогда певица предложила ему во всеуслышание публично попросить у нее прощения. Среди дам, слышавших разговор, поднялся недовольный ропот: «Эта певичка совершенно зарвалась». Затем, после некоторого колебания, устроительницы бала предложили девушке покинуть зал. Она спокойно на это согласилась, «но только после того, как господин попросит прощения». После короткого замешательства дамы не нашли ничего лучшего, как предложить мужчинам вывести вон «зарвавшуюся» актрису. Что и было сделано к несчастью для сопровождающих. Когда они вывели девушку в сад, она выхватила шпагу у одного и приказала другому защищаться. Тут мужчинами была сделана вторая ошибка. Вместо того чтобы ее обезоружить, они решили понаблюдать этот аттракцион - женщина, размахивающая шпагой... Ошибка обошлась слишком дорого. Через несколько мгновений один из мужчин уже лежал на земле. Второй дрался всерьёз, но молодая красавица слишком хорошо владела клинком и была к тому же в сильнейшем гневе. Когда и второй противник упал на садовую дорожку, обагряя ее своей кровью, мадемуазель де Мопен отбросила шпагу и, поправив прическу, вернулась в танцевальный зал.
Другая версия этого происшествия такая: мадемуазель де Мопен переоделась мужчиной и ухаживала за самой красивой девушкой бала. Когда молодые люди попросили мнимого мужчину оставить девушку в покое, произошло описанное выше. Теофиль Готье посвятил ей один из своих романов, написанный в 1835 г.
Приложение VI
Вплоть до XIX века, однако, участие женщин в «делах чести» было, в основном, ограничено ролью «портящих удовольствие» - тех, кто не давал поединку нормально начаться или переживающих, радующихся или скорбящих – в зависимости от результатов дуэли. Типичный сюжет: «Красивая девушка рыдает при виде своего возлюбленного, пытающего уйти от смертельного удара». Но уже, начиная с конца XVIII века, женщины стали играть более активную роль в художественных изображениях дуэлей.
Имеющиеся в истории подобные случаи показывают, что такое поведение храброй вдовы, к сожалению, нетипично для женщин. Нетипично в одном - в проявлении милосердия к мужчине. Поэтому мужчинам, которые, на свое несчастье, вступали в схватку с женщинами, далеко не всегда удавалось отделаться легким испугом, как противнику графини де Сен-Бельмон.
Так, трагически для мужчины сложилась следующая дуэль, отмеченная историками и сохранившаяся в архивах. Брошенная молодым человеком девушка из интеллигентной семьи встретила его на улице в Париже. В дамской сумочке, которую мадемуазель Лерье (так звали девушку), несла в руках, находился пистолет довольно крупного калибра. Конечно, она могла просто застрелить своего неверного возлюбленного. Но она была настолько великодушна, что протянула ему оружие. Правда, на этом её деликатность кончилась. После того как мужчина выстрелил в воздух, мадемуазель Лерье выстрелила в него в упор.
В середине XVII века две француженки, Бопрэ и Арли, дрались на коротких шпагах. Обе до дуэли были необычайно красивы, что и оказалось причиной столкновения. Во время боя дуэлянтки наносили удары исключительно в лицо. Каждая старалась изувечить соперницу. И обе преуспели в этом.
Приложение VII
Биографы Каролины Отеро рассказывают ту же историю, но с некоторыми поправками: время действия – весна 1896 года, место – ресторан «Максим», героини поменялись местами – победу в «дуэли красавиц» одержала Отеро. Как по-разному можно увидеть и описать события, имевшие много свидетелей...
Приложение VIII
Маркиза, как и многие ее соотечественники, в своих записках сгустила краски. В отличие от француженок русские дамы редко доводили поединок до смертоубийства, а относительно изящества можно поспорить. Дело в том, что в те годы во Франции вошли в моду дуэли, на которых женщины дрались в полуобнажённом виде, а в последствии и полностью обнажённые. Добавляло ли это изящество - вопрос спорный, но, по словам всё той же маркизы де Мортене, поединки приобрели пикантность и более сильный аромат азарта, когда ты видишь ещё не изуродованное тело соперницы. Аромат, признаюсь, сомнительный[3].
Приложение IX
Хотели бы Вы, чтобы в наше время разрешили дуэли? Почему? | |
Опасно | Погибали бы хорошие люди |
Много людей может пострадать | Плохие люди жили бы безнаказанно |
Увеличилась бы смертность | В стране бы опасались массовых беспорядков |
Людям сначала нужно думать, а потом говорить и действовать | Это бессмысленно в XXI веке |
Иногда причины ссор очень глупые | У нас в стране введён мораторий на смертную казнь. |
[2] Востриков А. В. Мифо-логика дуэли // Невский архив. - М.; СПб., 1993.
[3] Новоселов В. Р. Последний довод чести. Дуэль во Франции в XVI - начале XVII столетия. — Санкт-Петербург, Атлант, 2005 г.- 288 с.
Слайд 1
Автор: Неугомонная Яна Валерьевна Научный руководитель: Самусь Валентина Михайловна Не дамское это дело – дуэльСлайд 2
Честь – 1. Достойные уважения и гордости качества и этические принципы личности. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3. Целомудрие, непорочность (женщины) 4. Почёт, уважение.
Слайд 3
Достоинство – это уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория. Из величайшей ценности человеческой жизни следует наличие достоинства у каждого, даже не подозревающего о том человека. Достоинство во многом пересекается с понятием честь.
Слайд 4
Проблема: вопросы чести и достоинства были и остаются одними из животрепещущих нравственных вопросов XXI века, но способы разрешения конфликтов должны быть более гуманными и цивилизованными. Нашему времени не свойственно такое явление как дуэль, но понятия «честь», «достоинство» были, есть и будут актуальными.
Слайд 5
Предположим, что женщины-ангелы и свои проблемы решают с помощью убеждений, дискуссий и т.д. – это и будет гипотеза нашей исследовательской работы. Цель: узнать, почему женщины до XX века решали свои проблемы «мужским» способом – дуэлью и что порождало женскую агрессию?
Слайд 6
Задачи: Изучить историю возникновения дуэлей, как способа решений конфликтных ситуаций. Выяснить причины состоявшихся дуэлей с участием женщин. Определить распространённые виды дуэлей среди женщин. Провести анкетирование учащихся 8-11 классов. Составить диаграммы по результатам анкетирования, проведённого среди обучающихся нашей школы.
Слайд 7
Предметом исследования стали отдельные факты из жизни женщин, связанных с дуэлью. Объект изучения - защита чести и достоинства женщинами.
Слайд 8
Предполагаемая новизна. Возможность почувствовать атмосферу прошлых лет, понять поступки, совершённые женщинами: неоправданные убийства и многочисленные конфликты.
Слайд 9
Дуэль (фр. duel < лат. duellum – «поединок», «борьба двух») - строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого - удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесённое ему или его чести, оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя.
Слайд 11
А вот как высказывался император Николай I: «Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил её в английской армии и хорошо сделал».
Слайд 15
Полотно «Женская дуэль»
Слайд 16
Мадемуазель де Мопен
Слайд 17
Женская дуэль на рассвете Танцовщица Лола Монтес и оперная певица Маргарет Куртенэ дерутся на шпагах
Слайд 19
Поединок, произошедший в 1770 году между княгиней Екатериной Дашковой и герцогиней Фоксон
Слайд 29
Хотели бы Вы, чтобы в наше время разрешили дуэли? Почему? Опасно Погибали бы хорошие люди Много людей может пострадать Плохие люди жили бы безнаказанно Увеличилась бы смертность В стране бы опасались массовых беспорядков Людям сначала нужно думать, а потом говорить и действовать Это бессмысленно в XXI веке Иногда причины ссор очень глупые У нас в стране введён мораторий на смертную казнь.
Слайд 30
Нет ни одной мужской профессии или занятия, которую не примеряли бы на себя женщины. Некоторые это делают из любопытства, некоторые — чтобы доказать противоположному полу, что женщины способны на всё. Другой движущей силой, заставляющей женщину, проходить всё, даже самые непробиваемые препятствия, является любовь.
Слайд 31
Дуэль – жестокий, антигуманный и порой скоропалительный способ разрешения конфликта в обход государственных законов, влекущий за собой человеческие жертвы. Дуэль — это тот любопытнейший казус, когда мораль и право постоянно противоречат друг другу, когда понятие о защите чести и достоинства с оружием в руках сталкивается с неизменным стремлением государства регулировать эти вопросы правовыми средствами, с помощью суда.
Слайд 34
Спасибо за внимание!
Нечаянная победа. Айзек Азимов
10 осенних мастер-классов для детей
Петушок из русских сказок
Пчёлки на разведках
Заповеди детства и юности