Творческий проект исследует происхождение письма, развитие эпистолярного жанра как средства коммуникации
Вложение | Размер |
---|---|
kuda_ushlo_pismo.doc | 117.5 КБ |
Тема работы: «Куда ушло письмо?»
Автор работы: Костромина Алёна Юрьевна
Класс: 9 А
Название учреждения: МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»
Район: Зубово-Полянский
Республика Мордовия
Руководитель: Баграмян Ирина Николаевна
Цель данной работы – исследовать происхождение и развитие письма, как средства коммуникации, его место в современном общении..
При исследовании были поставлены следующие задачи:
дать историческую справку о появлении письма как средства общения между людьми;
проследить развитие письма в различные эпохи;
определить место письма как средства общения на современном этапе.
Нами были использованы теоретические и эмпирические методы исследования:
В основу исследования легли материалы, которые были отобраны из научной и художественной литературы и результаты опроса.
Объект исследования – письменная речь, эпистолярный жанр.
Предмет исследования – письмо как средство коммуникации.
Актуальность заявленной темы мы определяем развивающимся процессом вытеснения письма другими видами связи, который начался ещё в конце XIX века с развитием железнодорожного транспорта, появлением телеграфа и телефона. В наше время особенно остро ощущается нехватка письменного общения людей. Телефонный звонок, короткая SMS, интернет удолетворяют потребность в общении современного человека, тем самым вытесняя письмо, разрушая традиции письма и этику переписки, особенность такого вида общения. Наша задача - сохранить культуру письма,указать на необходимость возрождения эпистолярного жанра.
Гипотеза: если наблюдать за развитием письма как средства связи, то можно предположить, что письмо в современном общении людей стремительно вытесняется современными способами коммуникации.
Слово «письмо» в разных языках имеет неодинаковое значение. Каждый народ в этом понятии выделяет свою одну важную для себя сторону.
В русском языке слово «письмо» произошло от глагола «писать». В английском языке письмо обозначается словом letter (от латинского littera –« буква») Буквы в письме должны были соответствовать правилам каллиграфии. (Каллиграфия – искусство красиво писать от греч. kalligrafa – красивый почерк). В понимании англичан письмо выступает не только носителем информации, но и является образцом правильного написания букв.
Der Brif - так называют письмо в немецком языке(от латинского brevis – короткий). Это означает, что письмо должно быть коротким.
В латинском языке письмо называлось epistola ( от греческого epistole – послание). Написав письмо, его нужно отослать адресату. Слово epistola сохранилось до сих пор в термине «эпистолярный», т. е. имеющий отношение к письму.
Самое древнее письмо было найдено при раскопках в стране шумеров. Письмо было заключено в глиняный конверт. Для того, чтобы прочитать это письмо нужно было сломать конверт.
Письмо, как и книги, обжигали в печи, потом облепляли глиной, после чего сушили на солнце. После сушки на конверт наносили знаки – адрес и краткое содержание письма.
В 1951 году в Новгороде археологи нашли скрученную полоску берёзовой коры – бересты. Это была берестяная грамота. Наряду с этой грамотой было обнаружено ещё несколько писем, подобных ей. Наиболее ранние письма относят к XI веку. Авторами таких писем являлись крестьяне, рабочие, ремесленники. Например, крестьяне с помощью письма докладывали своему господину о результатах уборки урожая.
Письмо Гостяты – первый образец частного письма в Древней Руси (XIвек). Широко известна переписка Иоанна Грозного с А. М. Курбским в 1564 году, послания протопопа Аввакума в XVII веке.
Письма пересылали из города в город. Одна из самых древних, обнаруженных в Новгороде грамот попала сюда из Смоленска. Вот как она пишется: «Поклон от Гордея к отцу и матери. Продав двор, идите сюда в Смоленск или Киев. Если же не идёте, то пришлите грамотку, здоровы ли вы».
Существовуют и пиктографические письма, содержащие символы. Долгое время племена не хотели от них отказываться.Пример тому – послание индейцев, направленное президенту Соединённых штатов Америки в 1848 году. Письмо представляло собой набор символов. Получив такое послание, чиновники Белого дома не смогли его прочитать. Их выручил один из индейцев.
II. XIX век – век расцвета письма и эпистолярного жанра.
Широкое распространение письмо получило в XVIII веке, а его расцвет приходится на XIX век, когда письмо прочно утверждается в литературе, расширяя просторы эпистолярного жанра.
Эпистолярный стиль – исторически сложившаяся разновидность художественной речи, свойственная определённым жанрам письменности. Эпистолярный стиль складывался в разных видах частной государственной переписки и с течением времени развился в разновидностях литературного повествования.
XIX век – эпоха развития эпистолярного жанра и письма. Литераторы, критики, научные деятели общались между собой с помощью писем. В письмах они излагали свои идеи, писали о собственной жизни. Многие из писем сохранились до нашего времени.
Широко известны произведения XIX века, написанные в эпистолярном жанре. В основу этих произведений легли письма главных героев.
Александр Сергеевич Пушкин – основоположник русского литературного языка. Пушкин сделал многое для того, чтобы русский язык стал языком эпистолярной литературы. Сохранилось около 800 писем Пушкина, 100 из них написаны на французском языке. По-французски поэт писал любовные письма, а по-русски – к друзьям.
Михаил Юрьевич Лермонтов почти не вёл переписки с литераторами. Письма Лермонтова своеобразные и интересные. Они рассказывают о жизни поэта, заменяют ненаписанную им биографию. Письма Лермонтова отличаются и тем, что во многие из них включены стихи. Стихи служат продолжением письма, а письма, в свою очередь, помогают глубже понять смысл стихов.
Письма Достоевского не выделяются среди писем других писателей XIX века. Его письма выглядят «бледно»: они немногочисленны, не имеют юмора. Но письма Достоевского играют большую роль в изучении его биографии и творчества. Они являются рассказом о жизни великого классика (т. к. Достоевский не вёл личного дневника), содержат сведения о создании и публикации его произведений. Достоевский сам признавался, что не умеет и не любит писать письма из-за боязни, что адресат неправильно поймёт его мысли. Однако эпистолярный жанр Достоевский широко использует в художественном и публицистическом творчестве: это письма его героев, произведения, полностью написанные в эпистолярной форме.
Произведений, относящихся к эпистолярному жанру в русской литературе немного. Наиболее известны из них: «Роман в письмах» А. С. Пушкина, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского и «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. Эти произведения совершенно разные, но они объединены общим жанром – перепиской героев.
Эпистолярный стиль – исторически сложившаяся разновидность художественной речи, свойственная определённым жанрам письменности. Эпистолярный стиль складывался в разных видах частной государственной переписки и с течением времени развился в разновидностях литературного повествования.
Эпистолярная литература 19 – 20 веков
Произведений, относящихся к эпистолярному жанру в русской литературе немного. Наиболее известны из них: «Роман в письмах» А. С. Пушкина, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского и «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. Эти произведения совершенно разные, но они объединены общим жанром – перепиской героев.
Письмо входит в состав некоторых литературных произведений. Отправка или получение письма – только часть произведения. В этом случае письмо – самостоятельный текст, написанный одним из героев. Содержание письма соответствует содержанию произведения. К такой литературе можно отнести повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (письмо Марии Мироновой), роман «Евгений Онегин» (Письма Татьяны и Онегина), роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (письмо Пульхерии Александровны Раскольниковой).
Письмо Татьяны к Онегину (написанное на французском языке и переведённое на русский автором «Евгения Онегина») позволяет Пушкину подчеркнуть особый характер взаимоотношений между «автором» и «героиней». Важную роль играет письмо Хлестакова к Тряпичкину в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Развиваясь и совершенствуясь на протяжении многих веков, письмо стало отвечать определённым требованиям. Созданы критерии, которым должно отвечать правильно построенное письмо. Можно выделить:
В письменном общении при соблюдении указанных выше норм и правил можно определить закономерности смыслового восприятия. Читающий письмо непроизвольно вынужден угадывать звучание авторского голоса (место пауз, логического ударения).Письменное общение в целом имеет черты, не зависящие от стилей, возникающие уже в силу того, что один человек взялся писать, а другой взял на себя ответственность читать им написанное.
Можно выделить три обязательных качества письма: точность (соответствие смысла высказывания передаваемому замыслу), ясность ( лёгкость восприятия написанного, недвусмысленность) и краткость ( отсутствие лишних слов) Последние два качества письма, взятые вместе, способствуют тому, что мысль от пишущего к читающему передаётся быстро, без задержек, без непроизвольной траты времени на преодоление трудностей понимания.
Человек имеет право распоряжаться своими письмами. Письмо перестаёт принадлежать вам с тех пор, как вы его отошлёте
Для проведения практической части исследования мы обратились за помощью в архив Зубово – Полянского главпочтамта. Полученная информация составила основу эмпирических исследований: опроса, анкетирования, сопоставления цифровых данных
В Зубово – Полянском районе функционирует 36 почтовых отделений. Центральным является Зубово- Полянское почтовое отделение, в которое поступает вся корреспонденция района: письма, газеты, посылки и т. д. Данные о входящих и исходящих письмах поступают на центральный главпочтамт, где суммируются, и по ним составляются сводные ведомости .
Годом основания почтового узла связи считается 1875, хотя первая информация о почтовой станции Зубова Поляна появилась в почтовых справочниках в 1829 году» отмечена почтовая станция. Основателем почты является Аршинов.
Одним из шагов нашего исследования стало сопоставление числа писем, проходящих через почтовое отделение Зубовой Поляны. В таблице предоставлены ежемесячные данные исходящих и входящих писем по Зубово - Полянскому району за последние 2 года, а также заказные письма (входящие и исходящие).
Месяц | Личные письма | Заказные письма | ||||||
исходящие | входящие | исходящие | входящие | |||||
2011 | 2012 | 2011 | 2012 | 2011 | 2012 | 2011 | 2012 | |
январь | 23183 | 30045 | 25339 | 30939 | 930 | 2901 | 3427 | 5103 |
февраль | 25248 | 33857 | 25243 | 26793 | 923 | 3917 | 4709 | 5882 |
март | 26724 | 35214 | 29256 | 37557 | 957 | 4646 | 3975 | 6627 |
апрель | 24814 | 28593 | 27464 | 29547 | 1002 | 8957 | 4073 | 9999 |
май | 26404 | 26399 | 27484 | 33533 | 1088 | 13466 | 4288 | 8116 |
июнь | 18866 | 25792 | 20992 | 31226 | 1391 | 8702 | 28101 | 33309 |
июль | 24719 | 28413 | 25112 | 27601 | 1208 | 4045 | 6802 | 10319 |
август | 24761 | 24785 | 27641 | 25396 | 1074 | 3249 | 4347 | 6743 |
сентябрь | 20848 | 28495 | 23716 | 28495 | 1080 | 3342 | 4190 | 6750 |
октябрь | 25610 | 28847 | 27532 | 31817 | 1259 | 870 | 4366 | 10703 |
ноябрь | 24429 | 26838 | 24573 | 29056 | 1289 | 3227 | 8014 | 7291 |
декабрь | 32748 | 39523 | 27377 | 41218 | 1487 | 16268 | 5834 | 15075 |
Всего | 298354 | 328306 | 311729 | 373178 | 13688 | 73590 | 82126 | 125917 |
Проведя анализ поступлений личных и заказных писем на почтовое отделение п.Зубова Поляна за последние два года, можно сделать вывод, что наибольшее количество личной переписки увеличивается в период праздников, как то Новогодних, 8 марта и снижается данный поток в период летних отпусков. Это можно объяснить тем, что много поздравительных открыток поступает запечатанными в конверт, тем самым причисляются к письмам личной переписки.
Количество входящих и исходящих писем приблизительно одинаково, большого различия между этими цифрами не наблюдается. Однако, по словам работников главпочтамта, количество присылаемых и получаемых писем в посление 5-7 лет сократилось на треть . Сопоставляя общее количество писем за год ( входящих и исходящих), можно увидеть незначительное увеличение входящих и исходящих писем ( на 44872 и 13375 писем соответственно).
Проведя вычисления, принимая во внимание то, что в Зубово- Полянском районе по результатам последней переписи населения проживает 65700 человек,получаем, что на каждого из них в среднем приходится в год по 4,7 письма входящих и 4,5 исходящих письма.
Нами был проведён опрос среди взрослого и детского населения посёлка Зубова Поляна. В нём участвовало 375 человек, среди которых 200 детей в возрасте от 11 до 17 лет и 175 взрослых. Для респодентов была предложена анкета со следующими вопросами:
Анкета
Полученные при опросе результаты были обработаны, проанализированы, сопоставлены и определены в процентном соотношении. В результате была составлена следующая таблица:
№ | Вопрос | Респонденты | |
взрослые | дети | ||
1 | Умеете ли вы писать письмо? | Да – 88% нет – 12% | Да –75% нет – 25% |
2 | Знаете ли вы, по каким правилам пишутся письма? | Да – 44% нет – 56% | Да –40% нет- 60% |
3 | Знаете ли вы, какие бывают письма? Назовите их. | Да – 67%, нет-33% | Да – 37% нет – 63% |
4 | Когда последний раз вы писали письмо? | Недавно – 22% Год назад – 11% Не помню – 67% | Недавно – 13% Год назад – 17% Не помню – 57% Не получали – 23% |
5 | Когда последний раз получали письмо? | Недавно – 33% Год назад – 45% Не помню – 22% | Недавно – 10% Год назад – 17% Не помню- 62% Не получали- 11% |
6 | Умеете ли вы правильно подписывать конверт? | Да – 100% | Да - 65% нет – 35% |
7 | Считаете ли вы, что писать письма нужно? | Да – 89% нет – 11% | Да – 60% нет – 40% |
Сопоставив полученные результаты, можно сделать вывод о том, что среди взрослых респодентов большее количество умеют писать письма, знают правила письма, однако в последнее время редко общаются с помощью писем. При опросе детей и подростков выясняется, что несмотря на то, что 75% из них владеют техникой написания письма, их мало пишут и получают. Правильное оформление конверта для 35% детей вызывает затруднение. Заключительный вопрос: «Считаете ли вы, что писать письма нужно?» вызвал неоднозначные ответы. Большинство опрошенных согласилось с тем, что общение через письменную речь необходимо, несмотря на то что появились более быстрые способы коммуникации.
В предлагаемом респондентам 3 вопросе о видах писем было предложено ещё и назвать их. Среди традиционных видов писем выделяются следующие:
1.Деловое письмо (имеет безличностный характер; никогда не пишется от руки, а печатается на компьютере или печатной машинке).
2.Личное письмо.
Личное письмо можно разделить на несколько видов:
а) благодарственное письмо (выражает настоящую благодарность адресату, сообщает, что он может рассчитывать на ответную любезность)
б) письмо с соболезнованиями (краткое, выражает сочувствие и поддержку)
в) письмо-приглашение (небольшое по размеру, имеет краткое описание события, должно выражать радость адресанта от предстоящей встречи)
г) дружеское письмо (содержание зависит от собственного опыта общения с знакомым)
д) поздравительное письмо ( торжественное и радостное)
е) рекомендательное письмо ( излагает основные положительные стороны и качества представляемого)
Респонденты наиболее часто упоминали личное письмо, среди них дружеское (84%) и поздравительное (17%). Деловое письмо было названо 90% взрослых и 23% детей.
V. Выводы по проведённому исследованию
Письмо всегда было самым распространённым способом коммуникации в XIX- начале XX века, в годы Великой Отечественной войны и позднее. Но с развитием научно- технического прогресса, распространием компьютерных технологий за какие- то несколько лет письмо начинает терять своё назначение. Процесс вытеснения письма другими видами связи начался ещё в конце XIX века с развитием железнодорожного транспорта, появлением телеграфа и телефона. В наше время телефонный звонок, короткое SMS, интернет удолетворяют потребность в общении современного человека.
Среди причин вытеснения письма как средства коммуникации респондентами старшего возраста были названы такие причины как потеря культуры письма, снижение орфографической грамотности, плохая работа почты, и даже такой ,на первый взгляд малозначительный факт, как повышение цены на конверт.
Вывод. Проведённые исследования, сопоставление данных, результаты опроса позволяют сделать выводы о том, что письмо как вид коммуникации в современном обществе теряет свою значимость. На смену ему приходят современные типы письма: СМС, ММС и электронная почта.
Список использованной литературы.
Волшебные звуки ноктюрна
Щелкунчик
Разноцветное дерево
Рисуем ананас акварелью
"Не жалею, не зову, не плачу…"