Наш проект посвящён изучению старинных мер измерения, выяснению как они повлияли на исконно русские традиции, как они развивались и изменялись с течением времени. Этот проект является итоговой работой после изучения темы «Единицы площади и объема».
Актуальность избранной темы в том, что до сих пор можно слышать от окружающих, знакомых, от старых людей эти слова. Но не всегда понятно, о чём идёт речь.
Неясным оставалось значение пословиц и поговорок, в которых эти меры встречаются. Мы считаем, что незнание их было бы проявлением неуважительного отношения к истории своей страны, русского языка.
В процессе работы над проектом учащиеся знакомятся с различными мерами измерения, собирают и обрабатывают информацию, оформляют её в виде газет, презентаций, учатся создавать словарь терминов. Данный проект не только совершенствует знания учащихся по предмету «Математика», но и посредством содержания проекта помогает ответить им на вопрос: важно ли человеку 21 века узнать историю старинных русских мер.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по математике | 86.5 КБ |
Аннотация к проекту.
Все известные нам народы пользовались теми или иными мерами для измерения расстояний, площадей, объёмов и веса различных предметов. «Без меры и лаптя не сплетешь», говорит русская пословица.
Читая литературные произведения, мы не раз сталкивались со старинными измерениями длины, веса, объема. Осознание этих мер всегда вызывает трудности. В современном языке мы их почти не используем. Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как каждый человек должен знать свою историю, а значит и историю математики.
Актуальность избранной темы в том, что до сих пор можно слышать от окружающих, знакомых, от старых людей эти слова. Но не всегда понятно, о чём идёт речь.
Неясным оставалось значение пословиц и поговорок, в которых эти меры встречаются. Мы считаем, что незнание их было бы проявлением неуважительного отношения к истории своей страны, русского языка.
Наш проект посвящён изучению старинных мер измерения, выяснению как они повлияли на исконно русские традиции, как они развивались и изменялись с течением времени. Этот проект является итоговой работой после изучения темы «Единицы площади и объема». Данный проект не только совершенствует знания учащихся по предмету «Математика», но и посредством содержания проекта помогает ответить им на вопрос: важно ли человеку 21 века узнать историю старинных русских мер.
Цель проекта:
Формировать гражданскую позицию, уважительное отношение к истории своей Родины, исследуя появление и развитие старинных русских мер и их существование вплоть до настоящего времени.
Задачи проекта:
I этап – поисковый.
Форма: диспут.
Продолжительность: ноябрь.
Задачи:
Содержание работы на данном этапе.
Выбор проблемы.
В нашей школе организована работа факультатива по математике. Мы – учащиеся 5 класса принимаем активное участие в работе факультатива. В ноябре 2012 года состоялось очередное занятие. Мы выполняли задания математических олимпиад, конкурсов и пришлось сравнивать старинные единицы измерения между собой или переводить их в современные. Знаний нам в этом вопросе оказалось недостаточно.
Пришла идея сделать проект. Мы точно знали, что говорить будем об истории математики. Перед нами стояла задача выбора темы проекта.
Актуальность выбранной проблемы.
Наверное, у каждого найдутся дома линейка и сантиметровая лента. Они нужны для того, чтобы измерять длины. Если мама решит сшить дочке платье или связать свитер, то, конечно, начнет с того, что выполнит нужные измерения. Все это она будет делать сантиметровой лентой. А когда сын захочет сделать модель планера, то тут уж, конечно, не обойтись без линейки и угольника. Так что измерения – одно из важнейших дел в современной жизни. Но не всегда было так.
Данная тема сейчас очень актуальна, так как в школьных учебниках есть задания с применением старинных единиц измерения, при выполнении конкурсных заданий мы часто встречаемся со старинными единицами измерения. А этой теме в школьном курсе математики почти не уделяется внимание, за исключением небольшой информации в учебнике математики для 5 класса.
II этап – аналитический.
Форма: работа с источниками информации (книга, журнал, газета, интернет) и их анализ.
Продолжительность: с 15 ноября по 8 декабря.
Задачи:
Содержание работы на данном этапе.
На очередном заседании творческой группы было принято решение сформировать две группы. Группам было поручено заняться поиском информации по данной проблеме. На следующем заседании необходимо проанализировать информацию и рассказать о проделанной работе. Для этого составили план сбора информации по проблеме проекта «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем измерять».
Нами был составлен план действия. В данном плане указаны все мероприятия, которые проводились в рамках данного проекта, указаны сроки реализации проекта и ответственные за проведение данного мероприятия. Группа учащихся подготовила и провела анкетирование учащихся школы по теме проекта.
III этап – практический.
Форма: выступление.
Продолжительность: декабрь.
Задачи:
Содержание работы на данном этапе.
На данном этапе каждая группа работает над своей проблемой. Одна группа работает над проведением конкурса рисунков. Они выступают перед родителями, родители высказывают своё мнение по проблеме. Проходит конкурс рисунков по данной теме.
Вторая группа работала над макетом книги и газеты. Составили тест по теме «Старинные единицы измерения длины на Руси» для 5-х классов. Он может быть использован для проведения классного часа на данную тему.
Ребята составили смету на реализацию проекта, встретились с администрацией типографии. После издания книги и газеты обе группы распространили печатную продукцию среди учебных заведений района.
Результаты данного этапа:
IV этап – презентационный.
Форма: презентация: «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем измерять…»
Продолжительность: январь.
Задачи:
Содержание работы на данном этапе.
Обе группы работают над оформлением презентации по теме проекта. Ребята учатся выступать перед публикой, защищают свою работу.
Результат данного этапа:
V этап – контрольный.
Форма: беседа.
Продолжительность: 15-18 января 2013г.
Задачи: научиться составлять отчёт о проделанной работе, оценивать результаты своей деятельности.
Содержание работы на данном этапе.
Ребята работают над отчётом о проделанной работе, разрабатывают критерии оценивания работы учащихся и лист оценки презентации проекта.
На данном этапе заслушиваются отзывы о проекте «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем измерять…» (отзывы прилагаются).
Необходимое оборудование. Смета.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Технологии – оборудование:
фотоаппарат, лазерный диск, компьютер, принтер, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц-оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор.
Технологии – программное обеспечение:
электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы.
Материалы на печатной основе:
Учебник Математика 5 кл. автор Виленкин Н.Я.
Учебно-методическое издание «Первое сентября».
Интернет-ресурсы:
1)Википедия 2) Сайты: Фестиваль открытых уроков; Сведения о старинных единицах измерения.
Ребята составили смету на реализацию проекта.
Работа над макетом книги.
За работу над книгой отвечали синяков Антон и Жукова Мария. Была собрана интересная информация по теме проекта и опубликована в книге. В книге представлены занимательные подробности с красочными картинками об старинных русских единицах меры. Данная книга может быть использована для проведения классного часа и открытого мероприятия по данной теме.
Работа над макетом газет.
За данную работу отвечали Медведева Анна и Твердовская Александра. Работа требовала наличие умений и навыков работы с персональным компьютером и отбора информации из сети Internet. Оформление газет осуществлялось при помощи Microsoft office.
Отзыв руководителя проекта
на проектную работу
учащихся 5б класса
МБОУ СОШ №1 г. Брянска.
Учащиеся 5б класса работали над проектом «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем измерять…», цель которого было формировать гражданскую позицию, уважительное отношение к истории своей Родины, исследуя появление и развитие старинных русских мер и их существование вплоть до настоящего времени.
Для этого сформулированы и решены следующие задачи:
Достоинством работы является то, что она выполнена на примере конкретных единиц измерения. Авторы проекта изучили различные системы измерения и смогли грамотно проанализировать, систематизировать и полученную информацию опубликовать в данном проекте. Поэтому предложения авторов конкретны, обоснованы, реализуемы и эффективны. Они могут быть внедрены не только в мероприятия по математике, но и использованы для всевозможных общественных мероприятий (классные часы, родительские собрания).
Работа аккуратно оформлена, написана грамотным языком, хорошо читается и воспринимается. В ней имеется необходимый иллюстрированный материал и фотографии. Выводы авторов, сделанные по ходу рассмотрения проблем, аргументированы и убедительны. Авторы хорошо знают проблему, умеют формулировать научные и практические задачи и находить адекватные средства их решения.
Работа выполнена учащимися самостоятельно при минимальной методической помощи руководителя. Работать с учащимися 5б класса было легко и приятно.
Авторы работы проработали огромное количество литературных источников и ресурсов Internet.
В целом, проект соответствует всем требованиям, предъявляемым к учебным проектам по математике.
Самоанализ.
Все известные нам народы пользовались теми или иными мерами для измерения расстояний, площадей, объёмов и веса различных предметов. «Без меры и лаптя не сплетешь», говорит русская пословица.
Русский народ тысячу лет назад имел не только свою систему мер, но и государственный контроль за мерами. К концу XVIII века эта система превратилась в единственную в мире, по своей научной основе, национальную систему мер.
Данный проект проводился в школе. В нём принимали участие учащиеся 5 класса.
Форма: учебный проект.
Такая форма существенно повышает мотивацию учения, познавательный интерес, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление, приучает к работе в разновозрастных творческих группах.
Цель: Формировать гражданскую позицию, уважительное отношение к истории своей Родины, исследуя появление и развитие старинных русских мер и их существование вплоть до настоящего времени.
Актуальность проекта. Данная тема сейчас очень актуальна, так как в школьных учебниках есть задания с применением старинных единиц измерения, при выполнении конкурсных заданий мы часто встречаемся со старинными единицами измерения. А этой теме в школьном курсе математики почти не уделяется внимание, за исключением небольшой информации в учебнике математики для 5 класса.
Задачи:
Выбранные нами методы соответствовали задачам проекта, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были использованы словесные методы: объяснение, вопросы, инсценировка; наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов; практические; частично-поисковый, методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.
Содержательный момент, организация, форма и методы мероприятия обеспечивали комплексность поставленных задач и их взаимосвязь. Главными были воспитательные задачи, ведь именно при их выполнении реализуются в полной мере и обучающие, и развивающие задачи.
Были учтены особенности учащихся данных классов. Взаимодействие учителя и учеников четко прослеживалось.
Психологическая во время проекта была доброжелательной. Во время проведения мероприятия присутствовал дух соперничества. Активность учащихся на разных этапах мероприятия была высокой.
Вывод: мероприятие прошло на высоком эмоциональном подъеме, с высоким темпом. Успех достигнут благодаря высокому уровню познавательного интереса учащихся, их активности и сплоченности. Все поставленные задачи занятия удалось реализовать, и цель была достигнута.
Список источников информации
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Муравьиная кухня
Весенние чудеса
Медведь и солнце
Галка в чужих перьях