Краткая аннотация.
В своей работе я решила описать городище 12-13 вв. обнаруженное недалеко от села Лопхари. Хочу привлечь внимание тех, кто интересуется историей своей малой Родины.
Сбор информации был сделана на месте городища археологами проводившими разведку 22 по 29 сентября 2012 года во главе с Косинской Любовью Львовной-ведущей научной сотрудницей центра археологических исследований Уральского Федерального университета г. Екатеринбурга, кандидата исторических наук.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moe_otkrytie_devichego_gorodka.docx | 16.96 КБ |
tekst_raboty_tolba_lada.docx | 26.63 КБ |
Информационно-исследовательский проект
«Моё открытие «Девичьего городка»
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Шурышкарский район
село Лопхари
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лопхаринская средняя общеобразовательная школа»
Тел. 8(349)94 65 290
Автор: Толба Лада Михайловна, ученица 10 класса
Руководитель: Конева Екатерина Петровна,
учитель обществознания
2013 год
Введение
Тема моего проекта «Моё открытие «Девичьего городка».
Я выбрала эту тему потому, что меня заинтересовала история городков. Многие события ушли в прошлое, информантов остается все меньше и меньше. Поэтому мне хочется в своей работе показать, что действительно «Девичий городок» был.
Цель моей работы:
1. Выяснить некоторые детали из жизни людей средневекового городка.
2. Сформировать интерес к истории своей территории.
Проектным продуктом будет результат исследования оформленный в виде электронной презентации.
План моей работы:
Основная часть
Я начала свою работу с того, что во время экскурсии на место раскопок сделала несколько снимков.
Потом я приступила к наблюдениям. Внимательно рассмотрела все уголки, где велись раскопки. Сделала в своём блокнотике заметки, о чём надо прочитать и спросить отца и дедушку.
Я завершила работу тем, что открыла для себя незнакомые мне факты из жизни моих предков. Я думаю, что ими надо восхищаться.
В ходе работы я столкнулась с такими проблемами: экспедиторы были на раскопках непродолжительное время, исследована всего одна землянка, проходы в другие землянки частично обвалились и заросли корнями растений. Самостоятельно вести раскопки мы не имеем права.
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я решила восполнить свои знания об открывшихся фактах с помощью опроса своих родных и специальной литературы.
Сильно от плана, тем не менее, я не отклонилась. Я изменила некоторый порядок. Сначала приступила к созданию презентации, затем написала текст информационно-исследовательской работы. Хотя планировала сделать наоборот, потому что хотела сначала узнать побольше теоретических сведений от экспедиторов.
Но всё же мне удалось достичь цели продукта, потому что я решила довести свою работу до завершения, и, кроме того, меня поддержали и помогли мои родные и классный руководитель.
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не всё из того, что было задумано, получилось, например: к сегодняшнему дню выполнить зарисовки, потому что не получилось побывать на том же месте во время проведения раскопок; не состоялась задуманная встреча с учёными.
Это произошло, потому что время работы экспедиторов зависело от финансирования их экспедиции. И они уехали раньше, чем планировали, и больше не приехали, хотя обещали.
Если бы я начала работу заново, я бы, скорее всего, практически ничего бы не изменила.
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы самой узнать более интересные вещи, познакомить своих младших домочадцев со своей работой, подать им пример для творческой деятельности.
Я думаю, что я решила проблему своего проекта, так как я создала презентацию, написала небольшую работу и составила отчёт о ходе и результате работы.
Работа над проектом показала мне, что я узнала о себе, что я могу довести дело до конца, что мне это было интересно, что это уже не первая моя работа.
Так же я узнала о проблеме, над которой работала, что она является составной частью истории моего народа.
Информационно-исследовательский проект
«Моё открытие «Девичьего городка»
Автор: Толба Лада Михайловна, ученица 10 класса
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Лопхаринская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель: Конева Екатерина Петровна,
учитель обществознания муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Лопхаринская средняя общеобразовательная школа»
2013 год
Моё открытие «Девичьего городка»
Автор: Толба Лада Михайловна
Шурышкарский район
село Лопхари
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лопхаринская средняя общеобразовательная школа.
10 класс
Руководитель: Конева Е.П.
Краткая аннотация.
В своей работе я решила описать городище 12-13 вв. обнаруженное недалеко от села Лопхари. Хочу привлечь внимание тех, кто интересуется историей своей малой Родины.
Сбор информации был сделана на месте городища археологами проводившими разведку 22 по 29 сентября 2012 года во главе с Косинской Любовью Львовной-ведущей научной сотрудницей центра археологических исследований Уральского Федерального университета г. Екатеринбурга, кандидата исторических наук.
Моё открытие «Девичьего городка»
Автор: Толба Лада Михайловна
Шурышкарский район
село Лопхари
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лопхаринская средняя общеобразовательная школа.
10 класс
Аннотация.
Цель работы.
1. Ознакомить читателей со средневековым городищем Куноватской земли «Девичий городок».
2. Пробудить интерес к истории земли,к ее прошлому и настоящему.
Полученные данные.
Фотографии. Факты и предположения об условиях проживания в землянках городища. Род занятий жителей. Жилища 12-13 вв.
Вывод.
История Куноватской земли очень богата и интересна. Каждый родившийся на ней человек должен знать историю своих предков и сохранять святые места, природные памятники.
Моё открытие «Девичьего городка»
Автор: Толба Лада Михайловна
Шурышкарский район
село Лопхари
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лопхаринская средняя общеобразовательная школа.
10 класс.
Я выбрала эту тему потому, что меня заинтересовала история городков. Многие события ушли в прошлое, информантов остается все меньше и меньше. Поэтому мне хочется в своей работе показать, что действительно «Девичий городок» был.
Цель моего проекта:
1. Выяснить некоторые детали из жизни людей средневекового городка.
2. Сформировать интерес к истории своей территории.
Проектным продуктом будет результат исследования, оформленный в виде электронной презентации.
Оглавление.
I. Введение. Глухариный край.
II. Основная часть.
III. Из истории Средневекового городка.
IV. Заключение.
V. Список литературы.
Комментарии к слайдам презентации.
№ 5. Перед началом раскопок.
№ 6. Мои записи в тетрадь
№ 7. Один из южных выходов к реке. Вид на реку Куноват из землянки.
№ 8. Вход в землянку. Вид снаружи.
№ 9. Начало раскопок. Очертания жилища.
№ 10. Сохранившаяся площадь землянки.
№ 11. Очищенная площадь жилища.
№ 12. Общий вид места нахождения землянок.
№ 13, 14. Найденные предметы быта: осколки кувшина.
Введение
Я начала свою работу с того, что сама с группой ребят побывала в «Девичьем городке». 22 сентября 2012 участники кружка "Юный краевед" совершили экспедицию на Средневековое поселение возле Хантыйского кладбища (это недалеко от нашего села). Там состоялось знакомство с археологами из г. Екатеринбурга, во главе с Косинской Любовью Львовной.
Основная часть
В моей работе я постараюсь раскрыть роль и значение Куновата в истории нашего края. Меня заинтересовала история Куновата. Я хочу поведать об интереснейших годах его существования. Не бесплодной пустыней и не заброшенной глухой провинцией был этот край - могучая тайга и величественная тундра всегда дышали жизнью. Почти все мои предки по отцовской линии являются жителями древней земли Куноватской. Многие жители этого края называют его «глухариным краем».
Задачей археологов было провести разведку Средневекового поселения на Пугоре, чтобы после разрешения Департамента культуры нашего округа на следующий год, а именно, летом-осенью 2013 года, уже проводить археологические раскопки. К удивлению всех нас, археологами были найдены предметы Эпохи Средневековья: сплав железа, осколок от кувшина, точило и многие другие предметы, которые говорят о том, что куноватские ханты вовлекались в торговлю. Возможно, что посещали Обдорскую и Березовскую ярмарки. Они меняли меха, изделия из дерева, рыба, мясо на необходимые вещи и предметы.
Из истории Средневекового городка
Здесь до сих пор сохранились маленькие и большие землянки 12-13 веков. Расстояние от одних землянок до других примерно 8-9 метров. Землянки соединяются подземными проходами. Количество проживающих в одной землянке членов семьи достигало до 30 человек - это супружеская пара (даже может несколько пар, старшее поколение, дети). Проходы имеют несколько выходов на южную сторону, значит, северная сторона была вся закрыта стеной. Вырыта землянка на 2-3 метра в глубину, всего 64 квадратных метров (то имеет вид квадрата со сторонами 8 и 8 метров). Я заметила, что костровище находится не в центре землянки, а в стороне. Видимо, чтобы не мешалось проходу и выполнении работ, связанных с хозяйством и приготовлением пищи.
На горизонтальном срезе пола видна глинисто-песчаная почва. Следов проживания не видно, что свидетельствует о том, что пол покрывался циновками, дорожками, сплетёнными из крапивы или осоки. Справа виден вход в соседнюю землянку.
Как и говорилось раньше, жили большими семьями, так как поодиночке при таких сложных условиях выжить трудно. Всё хозяйство лежало на женских плечах, мужчины занимались добычей пищи для семей. Основные промыслы были: собирательство, оленеводство, охота, рыболовство.
Со слов моего отца Толба Михаила Григорьевича, найденные жилища были временными стоянками на периоды набегов недругов или распутицы в весенне-летний период.
Заключение
В настоящее время в Куновате традиционный кочевой уклад жизни ведут четыре семьи рода Тояровых и Русмиленко. В летнее время они выезжают на рыбный промысел в Хишпан, в нижнем течении Оби близ села Горки. Осенью 2005-зимой 2006 года появились геологи в районе Куновата. В «глухарином краю» жители заговорили о том, что ищут газ. И я надеюсь, что земля моих предков обязательно окажется щедрой и доброй и для земли, и для человека. Поэтому от каждого в отдельности и от всех нас вместе зависит, какую дорогу в нашей общей истории мы проложим для тех, кто придет вслед за нами.
Список литературы
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Цветение вишни в лунную ночь
Снеговик
Смекалка против Змея-Горыныча
Валентин Берестов. Аист и соловей