В исследовательской работе «Весна на подоконнике» рассказывается, как при соблюдении условий выгонки можно в комнатных условиях в зимнее время вырастить луковичное растение – гиацинт.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………2
Основная часть
Глава I. Теоретическая часть………………………………………………………3-5
1.Гиацинт………………………………………………………………………………3-4
Глава II. Практическая часть……………………………………………………… 5-6
Глава III. Заключение…………………………………………………………………7
Литература ………………………………………………………………………………8
Приложение ……………………………………………………………………………..9-15
Введение.
Все мы знаем, что весной и летом нас окружает множество цветов, и мы можем любоваться ими, дарить их на праздники и просто так, без повода.
А как же зимой? Ведь хочется иметь букет цветов на Новый год, на 8 марта. За окном снег, а в квартире букет ярких тюльпанов или душистых лилий! Что люди делают, чтобы цветы распустились в нужное им время? Сможем ли мы «заставить» зацвести растение зимой?
Этими вопросами задались мы, приступая к исследовательской работе. Сначала нужно было проконсультироваться с кем-то из взрослых или найти подходящую справочную литературу и изучить ее. Так мы и стали исследователями.
Предметом нашего дальнейшего рассмотрения являются весенние цветы гиацинты, а само исследование мы решили назвать «Весна на подоконнике».
Гипотеза исследования: растения можно «заставить» зацвести в любое время года, если создать необходимые условия.
Объект исследования: процесс развития растений в комнатных условиях.
Предмет исследования: луковичное растение – гиацинт.
Методы исследования:
Цель: доказать, что при создании необходимых условий можно «заставить» зацвести растение в зимний период.
Задачи:
Основная часть
Глава I. Теоретическая часть
Начиная работу, мы понимали, что сначала нужно узнать, какие растения легче «заставить» зацвести в неположенный срок. Чтобы узнать, какие условия необходимы для раннего цветения, мы посетили школьную библиотеку и библиотеку при сельском Доме культуры, там
нашли литературу по теме нашей исследовательской работы. Изучив литературу и Интернет-ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki, мы узнали, что лучше всего поддаются выгонке многолетние растения с запасом питательных веществ в луковицах, клубнях или корневищах. Это лилия, тюльпан, гиацинт, нарцисс, ландыш и другие. Мы решили взять для выгонки гиацинт. В начале исследования провели опрос 45 учащихся первых классов. Вот что он показал:
1.Гиацинт
Познакомиться с этими цветами поближе.
Гиацинт – многолетнее луковичное растение из семейства лилейных. В переводе с греческого «гиацинт» означает «цветок дождей». В диком виде гиацинт рос в Малой Азии и Месопотамии. Распространяться он начал из Голландии, куда попал совершенно случайно — "не было бы счастья, да несчастье помогло". В 1734 году во время бури у берегов Голландии потерпел крушение корабль, среди груза которого, были ящики с гиацинтами. Несколько луковиц, выброшенных волной на берег, пустили корни и зацвели. Невиданный цветок понравился голландцам, и они стали выращивать его и выводить новые сорта. Гиацинты слабо размножались. Помог случай. Однажды мышь выгрызла донце у луковицы, и вокруг "искалеченного" места появились детки. С тех пор голландцы стали специально вырезать донце или надрезать луковицу крестообразно. В местах повреждений образовывались крошечные луковички.
В России гиацинты появились в конце XIX века. Их привозили из Голландии. Луковицы были очень дорогими. Гиацинты выращивали к Новому году, Рождеству, к Пасхе.
Существует более 3000 сортов гиацинта. Из видов гиацинта самым распространённым является гиацинт – восточный и его подвиды – римский и голландский.
Римский подвид гиацинта – самое распространённое луковичное растение. На его единственном цветоносе плотно расположены 30 и более колоколообразных благоухающих цветков, которые не увядают в течении 2-3 недель.
Римский подвид гиацинта – более редкий и экзотический: его луковица выпускает 2 или 3 цветоноса, на которых рыхло расположены мелкие белые, розовые или синие цветы.
По окраске все сорта можно разделить на 6 групп: синие, сиреневые, розовые, красные, белые и жёлтые.
Итак, мы выбрали посадочный материал. Теперь нужно было узнать, что такое "выгонка".
1.1.Понятие « выгонка».
В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова есть такое определение: «Выгнать – вырастить растение в короткий срок (обычно в несезонное время)».
В «Энциклопедии комнатного цветоводства» сказано, что «выгонка – это комплекс мер для перемещения нормальных сроков роста, развития и цветения растений к цветению в несвойственные им сроки».
Значит выгонка – это действия, направленные на то, чтобы заставить растения цвести в несвойственное для них время года. Иначе – это «имитация» времен года в ускоренном режиме. Но «зима» и «весна» обязательно должны присутствовать.
«Зима» - охлаждение и укоренение луковицы. Крупную луковицу сажают в горшок и переносят в холод. Сокращать этот срок не рекомендуется, может погибнуть цветонос.
«Весна» - пробуждение луковицы и выброс цветоноса. Проросшую луковицу переносят в прохладное затенённое место, а когда появятся бутоны – в светлое и тёплое.
Итак, мы узнали, что выгонка – это прием, с помощью которого добиваются цветения ранних растений, у которых короткий период покоя. Лучше «выгонять» луковичные цветы.
1.2. Писатели и поэты о весенних цветах.
Весенние цветы не могут оставить равнодушным никого: ни взрослых, ни детей, ни художника, ни писателя, ни поэта. Нас заинтересовали цитаты и высказывания известных людей о цветах и растениях.
Имеющий в руках цветы плохого совершить не может. (В. Солоухин)
Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. (Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»)
Слова Маленького Принца из повести-сказки С. Экзюпери: “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: “Где-то там живет мой цветок…”.
Русские детские поэты написали стихи о весенних цветах: С. Маршак «Ландыш», Л.Кудрявская «Подснежник», А.Фет «Первый ландыш», З.Александрова «Букетик», «Детям нравятся цветы» Н.Самоний и т.д.
В описании цветов не отстают от поэтов и прозаики. Валентин Катаев написал волшебную добрую и озорную сказку «Цветик-Семицветик».
В сказке С. Маршака "12 месяцев" злая мачеха послала падчерицу в самые лютые январские морозы в дремучий лес за весенними цветами. Девочка случайно встретила у лесного костра братьев-месяцев, среди которых был и добрый молодец Март. Он и одарил сиротку своими любимыми цветами - подснежниками.
В русской народной сказке "Аленький цветочек", Сергея Аксакова, необычный волшебный цветок помогает спасти заколдованного принца.
Нам тоже захотелось попробовать себя в роли поэтов, и мы сочинили стихи о цветах. Приложение 1.
1.3 Весенние цветы и художники.
Не обошли стороной тему весенних цветов и художники. Приложение 2.
Всем известны картины известных художников Ли Ши, Питера Вейгманса. И великий Сальвадор Дали не обошёл стороной эту тему. «Художник думает рисунком», - так говорил Сальвадор Дали, изображая весенние цветы.
Цветы дарят нам не только красоту, но и вдохновляют нас на творчество. Нам тоже захотелось нарисовать весенние цветы гиацинты. Наш класс занимается в изостудии «Чудесная кисть» руководитель Кишун М.И, и рисование для нас - любимое занятие. Оно дарит нам массу положительных эмоций. Розовые, фиолетовые, белые, лиловые гиацинты красуются на наших рисунках. Приложение 3.
Глава II. Практическая часть.
Изучив необходимую литературу, в ноябре 2012 года мы купили в цветочном магазине всё необходимое для проведения эксперимента: луковицы гиацинтов, горшки, почву. Луковицы хранили в холодильнике.
5 января 2013г мы взяли луковицы, замочили на 10 минут в растворе марганцовки. Марганцовку часто используют в садово-огородных работах. Ещё наши прабабушки знали: более эффективного и простого средства против вредителей и болезней растений, чем марганцовка, нет! В составе марганцовки есть элементы, способствующие росту растений. Приготовили цветочные горшки, сделали в них небольшие отверстия, чтобы при поливе лишняя влага не оставалась. На дно ёмкости положили дренаж – керамзитовые шарики, в горшки насыпали земли, смешав с песком, слегка уплотнили землю и вдавили в неё луковицы. После посадки луковицам надо пройти период покоя. Мы вынесли цветы в подвал, где прохладно, в этом нам помогали родители. В подвале низкая температура - до +5°С, и высокая влажность, накрыли горшки газетами. Решили оставить их в подвале до 1 февраля, за это время луковица укоренится, а потом принесли горшки в кабинет. Всё моменты сфотографировали.
Результаты своих наблюдений мы заносили в таблицу.
Дневник наблюдений.
Дата | Наблюдения |
29.11.12 | Купили луковицы и поставили на хранение в холодильник ( t +7 °С). |
05.01.13 | Находясь в состоянии покоя, луковица проросла в холодильнике. Высадили луковицы в почву и поместили в подвал. |
01.02.13 | Принесли цветы в класс и наблюдаем за их развитием. Сразу же полили и поставили горшки с луковицей на подоконник (температура там была не больше +14° С), ведь именно такая температура нужна луковице в первые дни! |
08.02.13 | Измерили высоту листьев и перенесли цветы с подоконника в теплую часть класса. Заметили, что луковицы, которые посажены неглубоко в землю и в маленькую ёмкость, стали расти быстрее. Но есть и такие цветы, которые находятся в покое. |
15.02.13 | Вновь полили землю в горшке, помня о том, что поливать растение нужно не каждый день, а лишь тогда, когда почва высохнет (если поливать чаще – растение загниет). Листья гиацинта подросли на 4 мм, их высота 30 мм. |
20.02.13 | Вот и первые цветочки. Появились 4 развернувшихся листочка длинной 11 см, а в центре них – зачаток цветоноса в виде зеленого комочка диаметром 1,5 см. |
24.02.13 | Цветы выросли еще на 6 см. Теперь высота составила 17 см, а между 4 его сочными зелеными листами мы увидели 2 нежно-розовых прелестных цветочка. |
27.02.13 | На цветоносе высотой 21 см появились 10 полностью раскрывшихся прекрасных цветков и еще было 2 бутона. |
Ко дню святого Валентина все 12 цветков раскрылись и источали довольно сильный сладкий, неповторимый аромат. Своим подарком доставили огромную радость всей своей семье Головко Егор и Сизинцева Оксана. К 23 февраля расцвели гиацинты у Диденко Арины, Мегери Ивана и Чернышёвой Ксении. Но ещё в нашем классе не все расцвели гиацинты, и мы надеемся, что они расцветут к 8 Марта. Мы узнали, что сроки цветения зависят также от сорта гиацинтов. Каждому цветению мы очень радуемся, в нашем классе аромат цветов. Всем, кто к нам приходят в класс: родителям, учителям - мы сообщаем, что у нас на подоконнике поселилась весна. И мы её приходу очень рады.
Глава III. Заключение.
Опыт выгонки гиацинта в домашних условиях многому научил нас. Мы узнали об истории, видах и сортах этого растения, условиях посадки, полива, о температурном режиме на разных этапах выращивания. Научились терпеливому и бережному отношению как к своему цветку, так и ко всем другим растениям. Бережно нужно относиться ко всему живому на Земле, и тогда все будет радовать нас. А то, что цветы расцвели раньше 8 Марта, – не беда! Самое главное, мы всё равно своим подарком доставили огромную радость всей своей семье!
Проанализировав срок посадки и цветения гиацинта, мы сделали вывод: чтобы получить цветущий гиацинт к 8 Марта, луковицу нужно высаживать за два месяца до необходимой даты, в первых числах января и соблюдать температурный режим. Свой вывод мы постараемся подтвердить на следующий год.
В ходе данного эксперимента мы доказали, что при создании необходимых условий растение зацветёт раньше положенного срока. При сравнении развития гиацинтов выяснилось, что период покоя у гиацинта гораздо короче периода цветения. Оказалось, что даже если луковицу не помещать в почву, она всё равно прорастёт. Её период покоя будет дольше, чем у посаженной в горшок.
В ходе проделанной работы была изучена необходимая литература, поведено наблюдение за группой растений, исследованы условия цветения растений в неположенный срок. На основании полученных результатов исследования доказано, что гипотеза подтвердилась. Можно «заставить» зацвести растение в любое время года, если создать необходимые условия. На этом этапе работа завершена.
Выражаем благодарность нашим родителям, руководителю - учителю начальных классов Пасько Татьяне Борисовне за помощь в подготовке и написании исследовательской работы.
Посадил я гиацинт,
Миленький цветочек.
Он свой нежный аромат
Подарить всем хочет!
Масько Максим 7 лет
Гиацинт, расцвёл на окошке,
Раскудрявил яркие серёжки.
Ароматом головы кружа,
Первоцветом в дом весна пришла.
Алёхина Елизавета 7 лет
Что за прелесть, красота?
Гиацинт – вот это да!
Я его буду беречь
Для своих счастливых встреч.
Лахно Вадим 7 лет
Гиацинт такой красивый,
Что глаза не отведёшь.
Может белый или синий,
Всех цветов не соберёшь!
Подарю любимой маме
Я букетик из цветов,
Пусть ей радостнее станет
От моих приятных слов!
Кулыгин Данил 7лет
Литература.
ОТЗЫВ
на исследовательскую коллективную работу учащихся 1 А класса
МБОУ СОШ № 3 с. Арзгир по теме: «Весна на подоконнике».
Руководитель: Пасько Татьяна Борисовна, учитель начальных классов.
Разведение гиацинтов в настоящее время становится массовым явлением. Выводятся новые сорта, изменяются окраска листьев и цветов, их размеры, форма и количество.
Гиацинт – луковичное растение, его главным отличительным признаком является крупное соцветие, состоящее из множества обладающих сильным ароматом цветков. Гиацинт не «настоящее» комнатное растение, его спрос для содержания в комнатах во много раз превосходит на все другие цветущие в начале года горшочные растения. Когда за окном еще метут снега и зима еще не сдает своих позиций, гиацинт способен наполнить дом сочными весенними красками и долгожданным ароматом весны.
В исследовательской работе «Весна на подоконнике» рассказывается, как при соблюдении условий выгонки можно в комнатных условиях в зимнее время вырастить луковичное растение – гиацинт.
В исследовании ставилась цель – доказать, что при создании необходимых условий можно «заставить» зацвести растение в зимний период.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
Данная тема выбрана еще и потому, что цветы связывают человека с его культурой: человек сочиняет стихи, сказки, пишет картины. Эта работа рассматривает одну из важнейших тем в окружающем мире: «Растения – часть живой природы».
В своем исследовании учащиеся дают ответы на поставленные вопросы. Знакомятся с понятием «гиацинт», изучают, в каких областях искусства затрагивается тема весенних цветов. Проводят наблюдения за ростом и развитием гиацинтов. Удачно используют научные факты в работе.
Задачи данного исследования способствуют развитию интереса учащихся к вопросам по окружающему миру, а также развитию компетенции учащихся: дети работали с конкретными растениями, учились наблюдать, анализировать свою работу, работать с литературой вне школьной программы.
В ходе работы дети проводили самостоятельные исследования, анализировали их результаты и формулировали выводы. Для фиксации результатов исследований использовался фотоаппарат, микроскоп, что повысило интерес и развило навыки работы с различными цифровыми устройствами.
Оформление работы соответствует требованиям: введение, в котором изложена актуальность темы, подчеркнута важность данной темы для автора; практическое значение изучаемой темы; указаны гипотеза, цель и задачи, которые требуется решить. Основная часть содержит материал, который отобран для рассмотрения проблемы. Большое внимание учащиеся уделяют сведениям, добытым из разных источников. В заключительной части работы формулируются выводы, опирающиеся на приведенные в основной части факты, дети обращают внимание на выполнение поставленных во введении целей и задач, что говорит о приобретённых исследовательских навыках.
В списке использованной литературы указаны источники, которыми пользовались учащиеся в ходе работы. Анализ предлагаемой литературы и отбор наиболее интересных и важных фактов формируют навыки работы с различными источниками информации. Выполнение презентации и публикации развивает навыки научной организации труда и самостоятельность.
В результате проведённой поисково-исследовательской работы у учащихся: вызван интерес к исследовательской деятельности; раскрыт творческий потенциал каждого учащегося; кругозор учащихся расширился; мыслительная деятельность активизировалась; учащиеся научились добывать нужную информацию из разных источников и применять ее в новой для него ситуации. Процесс и результат проведенной исследовательской работы принес учащимся удовлетворение, радость, переживание успеха, осознание собственных умений. Данную исследовательскую работу можно использовать как дополнение к учебному материалу, во внеклассной работе.
Учащиеся проявили самостоятельность, творчество, инициативу, способность решать исследовательские проблемы, добросовестно отнеслись к делу. В ходе работы дети выполнили все рекомендации руководителя по устранению замечаний в процессе доработки исследовательской работы.
Исследовательская работа «Весна на подоконнике» учащихся 1 А класса отвечает всем требованиям, предъявляемым к исследовательским работам, и рекомендуется к защите.
Тезисы к исследовательской коллективной работе «Весна на подоконнике»
Авторы: учащиеся 1 А класс, Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №3
с.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края.
Руководитель: Пасько Татьяна Борисовна, учитель начальных классов.
Актуальность: Все мы знаем, что весной и летом нас окружает множество цветов, и мы можем любоваться ими, дарить их на праздники и просто так, без повода.
А как же зимой? Ведь хочется иметь букет цветов на Новый год, на 8 марта. За окном снег, а в квартире букет ярких тюльпанов или душистых лилий! Что люди делают, чтобы цветы распустились в нужное им время? Сможем ли мы «заставить» зацвести растение зимой?
Этими вопросами задались мы, приступая к исследовательской работе.
Предметом нашего дальнейшего рассмотрения являются весенние цветы гиацинты, а само исследование мы решили назвать «Весна на подоконнике».
Гипотеза исследования: растения можно «заставить» зацвести в любое время года, если создать необходимые условия.
Объект исследования: процесс развития растений в комнатных условиях.
Предмет исследования: луковичное растение – гиацинт.
Методы исследования: анализ литературы, Интернет-ресурсов; опрос; эксперимент;
наблюдение; описание, обобщение полученной информации.
Цель: доказать, что при создании необходимых условий можно «заставить» зацвести растение в зимний период.
Задачи: 1. изучить литературу, Интернет-ресурсов о гиацинте;
2.приобрести необходимый материал для выращивания цветка;
3.создать условия для выгонки и выращивания цветка;
4.провести наблюдения за ростом и развитием растения;
5.проанализировать и обобщить полученные данные.
Результаты исследования: при знакомстве с весенними цветами мы узнали, что гиацинт – многолетнее луковичное растение из семейства лилейных. В переводе с греческого «гиацинт» означает «цветок дождей». В диком виде гиацинт рос в Малой Азии и Месопотамии. Распространяться он начал из Голландии, куда попал совершенно случайно. В России гиацинты появились в конце XIX века. Их привозили из Голландии.
Познакомились с толкованием понятия «выгонка» из словаря С.И. Ожегова и «Энциклопедии комнатного цветоводства» Е.А. Беляевской. Узнали высказывания известных писателей, прочитали стихи и сказки для детей о цветах. Попробовали себя в роли поэтов сочинили стихи о цветах.
Узнали о теме весенних цветов у известных художников. Всем известны картины известных художников Ли Ши, Питера Вейгманса. «Художник думает рисунком», - так говорил Сальвадор Дали, изображая весенние цветы. Мы нарисовали тоже весенние цветы гиацинты, ведь рисование для нас - любимое занятие.
Изучив необходимую литературу, в ноябре 2012 года мы купили в цветочном магазине всё необходимое для проведения эксперимента: луковицы гиацинтов, горшки, почву. Луковицы хранили в холодильнике.
5 января 2013г мы взяли луковицы, замочили на 10 минут в растворе марганцовки, используя против вредителей и болезней растений, а так же в составе марганцовки есть элементы, способствующие росту растений. Приготовили цветочные горшки, сделали в них небольшие отверстия, чтобы при поливе лишняя влага не оставалась. На дно ёмкости положили дренаж – керамзитовые шарики, в горшки насыпали земли, смешав с песком, слегка уплотнили землю и вдавили в неё луковицы. После посадки луковицам надо пройти период покоя. Мы вынесли цветы в подвал, где прохладно, в этом нам помогали родители. В подвале низкая температура - до +5°С, и высокая влажность, накрыли горшки газетами. Решили оставить их в подвале до 1 февраля, за это время луковица укоренится, а потом принесли горшки в кабинет. Всё моменты сфотографировали. Результаты своих наблюдений мы заносили в таблицу «Дневник наблюдений».
Гиацинты зацветали в разные сроки. Мы узнали, что сроки цветения зависят от сорта гиацинтов, сроков высадки растений, температурного и светового режима. Каждому цветению мы очень радуемся, в нашем классе аромат цветов. Всем, кто к нам приходят в класс: родителям, учителям - мы сообщаем, что у нас на подоконнике поселилась весна. И мы её приходу очень рады.
Вывод: В ходе проделанной работы была изучена необходимая литература, поведено наблюдение за группой растений, исследованы условия цветения растений в неположенный срок. На основании полученных результатов исследования доказано, что гипотеза подтвердилась. Можно «заставить» зацвести растение в любое время года, если создать необходимые условия. А также ответили на поставленные задачи. Таким образом, разрешив задачи своего исследования, достигли поставленной цели.
Значимость: собранная информация поможет в будущем при изучении окружающего мира, биологии, расширила кругозор учащихся. Мы узнали и открыли много интересного, и этими открытиями поделимся с друзьями и одноклассниками.
Перспектива работы: проанализировав срок посадки и цветения гиацинта, мы сделали вывод: чтобы получить цветущий гиацинт к 8 Марта, луковицу нужно высаживать за два месяца до необходимой даты, в первых числах января и соблюдать температурный режим.
Рисуем "Осенний дождь"
Кто должен измениться?
Рукавичка
Зимний дуб
Осенняя паутина