Краткая аннотация
Исследовательская работа «Формирование положительной самооценки подростка с помощью индексов физического совершенства» нацелена на изучение роли стимулирующих индексов в формировании положительной самооценки у учащихся.
Ценность работы состоит в том, что при использовании в практике новых нестандартных личностно-ориентированных подходов, ожидается повышение самооценки подростком, формирование положительного отношения к занятию спортом. Для достижения цели применялись методы: изучение методической и популярной литературы, метод практических измерений, анализ, обработка, обобщение данных. Был собран и обработан материал об уровне развития 6-11 классов. Применение стимулирующих индексов создаёт благоприятную среду для формирования положительной самооценки подростком.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 136.5 КБ |
«Формирование положительной самооценки подростка с помощью индексов физического совершенства»
Киселёва Татьяна Алексеевна
Российская Федерация
Министерство образования
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
п. Мыс Каменный
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Мыскаменская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
10 класс
Содержание
«Формирование положительной самооценки подростка с помощью индексов физического совершенства»
Киселёва Татьяна Алексеевна
Российская Федерация
Министерство образования
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
п. Мыс Каменный
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Мыскаменская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
10 класс
I.1. Формирование самооценки в подростковом возрасте
Подростковый возраст - период бурного и неравномерного роста и развития организма. Развитие подростков происходит неравномерно. Не все из них укладываются в средние стандарты физического развития. Одни их опережают и называются рано созревающими, а другие отстают и относятся к поздно созревающим. Рано созревающие подростки выглядят старше своих лет, у них выше рост, лучше развита мускулатура и координация движений. Превосходство в телосложении позволяет им побеждать в спорте, становиться лидерами в среде сверстников. Поздно созревающие подростки страдают от чувства неполноценности. Обычно они менее привлекательны и непопулярны среди сверстников, более беспокойны и постоянно испытывают чувство собственной зависимости. Такие подростки уклоняются от спортивных соревнований, от сдачи нормативов и зачетов. Самооценка у таких детей низкая, они застенчивы и чрезмерно уязвимы. У них может пропадать аппетит, присутствовать состояние подавленности, формироваться для повышения своего статуса вредные привычки.
Без объективного осознания своих физических возможностей и способностей человек не может уважать себя. Большое место в самооценке подростка занимает образ физического «Я», который в юности еще не полностью устоялся. Низкая оценка своего физического «Я» подростком может приводить к нарушению в поведении и снижению успеваемости в школе. Отсутствие самоуважения влечет за собой недоброе отношение к окружающим, а за ним и недобрые действия. Но у всех людей разные способности. Поэтому понимание и прочувствование своего оптимального результата – очень важный момент в формировании жизненной позиции и самооценки.[1]
I.2. Актуальность и новизна проблемы
Не секрет, что учебные нормативы на уроках физической культуры рассчитаны на усредненного ученика, без учета его антропометрических данных, его роста и веса. Все это приводит к тому, что большая часть школьников не справляется с предложенными тестами, а отсюда начинается развиваться комплекс неполноценности.[2]
Поэтому актуальность проблемы состоит в том, чтобы подобрать такие критерии, которые бы действительно отражали уровень физического развития молодого человека, давали подростку представление о его оптимальном результате физического развития. Необходимо научить школьников определять и ценить свои достижения, гордиться ими, ценя и уважая достижения других, помочь повысить собственную самооценку.[3]
Физическая комфортность в человеке необходима, так как состояние тела, здоровье и работа его мозга тесно взаимосвязаны между собой.[4]
Новизна работы заключается в апробации индексов прыгучести, быстроты, силы, взяв за основу методику Б.П.Никитина, которая учитывает рост и вес каждого человека.
Цель: изучить роль стимулирующих индексов на формирование положительной самооценки в учащихся.
Задачи:
- Изучить индексы как личностно ориентированную методику.
- Выявить рейтинг развития учащихся с помощью стимулирующих индексов, используя
методику Б.П.Никитина.
Объект исследования: скоростные индексы, индексы прыгучести учащихся, индексы силы.
Предмет исследования: роль индексов в формировании образа физического «Я».
Гипотеза: при использовании в практике новых нестандартных личностно-ориентированных подходов, ожидается повышение самооценки подростком, формирование положительного отношения к занятию спортом.
Доклад состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение включает в себя аспекты формирования самооценки в подростковом возрасте и раскрывает актуальность проблемы, связанную с отношением учащихся к сдаче учебных нормативов.
В основной части говорится о «стимулирующих индексах» семьи Никитиных, раскрывается методика сдачи зачетов и результаты сравнения рейтингов общепринятых нормативов с рейтингами индексов Никитиных, которых называют классиками отечественной педагогики. Ещё в 1960-1970-е годы Никитины заложили основы Российской родительской педагогики, которые используются и по сей день. На примере своей семьи они продемонстрировали, как, ломая устоявшиеся стереотипы в воспитании, помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.
Были вычислены индексы прыгучести, скоростные индексы, показатели рейтинга силовых способностей у всех обследуемых учащихся 9 класса по методике семьи Никитиных.
В заключении сделаны выводы, что данная личностно ориентированная методика может служить каждому учащемуся средством самоконтроля развития физических качеств.
Приложение отражает результаты исследования в определении рейтингов учащихся других классов школы-интерната.
II.1. Стимулирующие индексы по Б.П.Никитину
Человек во все времена стремился к физическому совершенству. Сила, ловкость, быстрота, выносливость всегда были необходимы людям. Это было заложено в нём ещё с древних времен. Люди постепенно учились, как намеренно закалять организм и волю, начали состязаться, чтобы узнать, кто сильнее, быстрее.
С давних времен и по сегодняшний день силу, быстроту, выносливость измеряют в абсолютных результатах (в метрах, секундах, килограммах).[5] Эти величины напрямую зависят от антропометрических данных людей (роста и веса). А вот Борис Павлович Никитин стал искать другие критерии, которые действительно говорили бы об уровне физического совершенствования человека. И назвал эти критерии «стимулирующими индексами». В чём их суть? Если дети соревнуются по прыжкам в длину с места, то, конечно, высокие прыгнут дальше, чем маленькие, и последним не видать победы. А вот если длину прыжка измерить в собственных ростах прыгунов, то победит самый «прыгучий». «Мера длины» становится для всех одинаковой – свой рост. И в беге побеждает не тот, кто прибежал первым, а кто развил наибольшую скорость в своих ростах в секунду.
Система индексов оказалась применима и для метаний, только пришлось выточить гранаты весом 150, 200, 250, 300, 400, 500,600 г, чтобы все брали одинаковые гранаты в одну сотую своего веса (0,01 В), а дальность броска измерялась опять-таки в собственных ростах. «Метательный индекс» (МИ) растет от 0 до 10-15 ростов и у чемпиона по метанию будет ещё выше.
Но самым главным, самым важным показателем физического развития Б.П.Никитин считал «силовой индекс» (СИ).
«Силовой индекс» показывает, сколько собственных весов может оторвать человек от земли или сколько килограммов груза отрывает он на один килограмм своего веса. При измерении его включаются в работу самые крупные группы мышц (ног, корпуса, плечевого пояса, рук), что даёт ощущение напряжённости всего тела. Техника выполнения настолько проста, что измерения можно делать даже у малыша с полутора-двухлетнего возраста. «Силовой индекс» возник, когда Никитины попытались применить «становую силу» в качестве показателя физического развития. Медики требуют при этом держать рукоятку динамометра на высоте колена, и значит заметно наклоняться вперёд и сгибать спину. А с согнутой спиной много не поднимешь – дети это сразу ощутили и стали принимать положение, подобно грузчикам и штангистам, обязательно с прямой спиной: держа рукоятку выше колена и вначале чуть присев. Так появился в таблицах новый термин – «максимальный груз отрыва в наивыгоднейшем положении». Остался для измерения прежний «становой динамометр», но этот «максимальный груз отрыва» предлагалось делить на собственный вес ребенка, и в результате получили самый совершенный критерий его мышечной силы, применимый в любом возрасте, при любом росте и весе. Система индексов испытывалась в узком кругу семьи Никитиных и её ближайшего окружения, в нескольких школьных классах, но даже этот ограниченный опыт говорит о её больших возможностях.
Во-первых, индексы объективно выражают меру физического совершенства организма независимо от антропометрических данных ребёнка.
Во-вторых, отказываясь от абсолютных результатов (в метрах, секундах, килограммах), индексы позволяют младшим школьникам на равных со старшими участвовать в спортивных состязаниях и даже одерживать победы.
В-третьих, индекс, выражая любое из измеряемых качеств (силу, скорость бега, прыгучесть и др.) численной величиной, может служить каждому человеку средством самоконтроля, а тренеру позволит исследовать процессы развития и становления отдельных физических качеств и их возрастные изменения.
Дети Никитиных приняли эту систему оценок их физической подготовки. Они сочли её справедливой и назвали новые показатели «индексами справедливости». Может быть, к этому мнению детей прислушаются и взрослые? [6]
II.2. Методика проведения исследования
Я заинтересовалась системой индексов, и мне захотелось апробировать эту систему в нашей школе и сравнить полученные результаты с данными Б.П.Никитина. Мною было проведено исследование, путем тестирования всех девушек 6-11 классов Мыскаменской школы-интерната, всего 42 человека. В процессе исследования были применены следующие методы:
Для того чтобы вычислить скоростной индекс, применяем следующую формулу:
Iv=(S/R)/t, где
S – дистанция бега в метрах, R – рост в метрах, t – время бега в секундах.
Скоростной индекс Iv измеряется в ростах в секунду. Значит, скоростной индекс – это то, сколько своих ростов пробегает за одну секунду каждый.
Чтобы вычислить индекс прыгучести, применяем следующую формулу:
Ij=S/R, где
S – дальность прыжка в сантиметрах, R – рост в сантиметрах. Индекс прыгучести Ij измеряется в ростах. Значит, индекс прыгучести – это то, сколько своих ростов прыгает каждый.
Для измерения силового индекса, следуя логике измерений по Никитину, мною был предложен тест на сгибание, разгибание рук в упоре лежа (отжимание от пола), так как не было в наличии станового динамометра для измерения силы.
В данном случае «силовой индекс» показывает, какое количество собственного веса может оторвать человек от земли или сколько килограммов груза сможет он при этом поднять. При этом необходимо учитывать, что выполняя отжимание от пола в верхнем положении (когда руки полностью выпрямлены), мы удерживаем примерно 65 процентов веса тела, а в нижней точке (когда грудь почти касается пола, а руки согнуты) – примерно 75 процентов веса тела. Для вычисления поднятого груза принимаем среднее значение – 70%. Используем простую формулу: Ig=P х G х 0.7, где
P – количество отжиманий от пола, G – вес в килограммах, коэффициент 0.7 – среднее значение веса тела при отжимании от пола.
Расширяя методику Б.П.Никитина, мною предложено измерить гибкость (подвижность суставов позвоночного столба) по формуле: Is= S/R, где
S – показатель гибкости в сантиметрах, R – рост в сантиметрах.
II.3. Описание работы
Исследования проводились в Мыскаменской школе-интернате, поселка Мыс Каменный. Для начала я решила сравнить свои показатели в прыжке в длину с места (скоростно-силовые способности), силовые качества (сгибание, разгибание рук в упоре лежа), скоростные качества и ловкость (челночный бег 3х10м.) с показаниями физического развития моих одноклассников и определить для себя, на каком месте физического развития я нахожусь среди своих сверстников.[7]
Для начала сравню свои показатели в прыжке в длину с места.
№ п/п | Фамилия, имя | Рост | Результат прыжка в длину | Рейтинг по нормативному показателю | Показатель индекса по Никитину Ij=S/R | Рейтинг по стимулирующему индексу |
1 | Амирханова Нина | 161 | 180 | 1 | 1.12 | 2 |
2 | Аянова Александра | 167 | 137 | 10 | 0.82 | 10 |
3 | Зенкова Анна | 165 | 176 | 3 | 1.07 | 5 |
4 | Искакова Алия | 164 | 150 | 9 | 0.91 | 9 |
5 | Киселева Татьяна | 157 | 175 | 4 | 1.11 | 3 |
6 | Клюкина Ольга | 157 | 170 | 6 | 1.083 | 4 |
7 | Неугомонная Яна | 160 | 162 | 8 | 1.01 | 7 |
8 | Окотэтто Эльвира | 158 | 130 | 11 | 0.823 | 11 |
9 | Охмат Алина | 150 | 177 | 2 | 1.18 | 1 |
10 | Пономарева Валерия | 181 | 168 | 7 | 0.93 | 8 |
11 | Яптунай Люда | 160 | 172 | 5 | 1.075 | 6 |
Как видно из таблицы, по общепринятым нормативам для моего возраста среди одноклассников я находилась на 4 месте, прыгнув 175 см., а по стимулирующим индексам переместилась на 3 место, прыгнув в длину 1.11 своего роста, опередив, например, Зенкову Анну (результат 176см.), которая прыгнула в длину 1.07 своего роста.
Для определения рейтинга в классе по силовым качествам я сравнила результаты в отжимании от пола.
№ п/п | Фамилия, имя | Вес | Результат отжимания от пола | Рейтинг по нормативному показателю | Показатель индекса Ig=P х G х 0.7 | Рейтинг по стимулирующему индексу |
1 | Амирханова Нина | 74 | 16 | 7 | 828 | 4 |
2 | Аянова Александра | 62 | 10 | 9 | 434 | 9 |
3 | Зенкова Анна | 52 | 7 | 10 | 254 | 11 |
4 | Искакова Алия | 48 | 18 | 5 | 604 | 8 |
5 | Киселева Татьяна | 50 | 27 | 2 | 945 | 1 |
6 | Клюкина Ольга | 41 | 15 | 8 | 430 | 10 |
7 | Неугомонная Яна | 47 | 20 | 4 | 658 | 7 |
8 | Окотэтто Эльвира | 50 | 22 | 3 | 770 | 6 |
9 | Охмат Алина | 42 | 29 | 1 | 852 | 2 |
10 | Пономарева Валерия | 65 | 17 | 6 | 773 | 5 |
11 | Яптунай Люда | 60 | 20 | 4 | 840 | 3 |
Таким образом, мой силовой рейтинг по общепринятым нормативам составляет 2 место,
а по стимулирующему индексу (индексу справедливости), я заняла 1 место, так как я подняла в общей сложности 945 кг., а Охмат Алина - 852 кг.
Для определения рейтинга по быстроте и ловкости я сравнила показатели в челночном беге 3х10 м.
№ п/п | Фамилия, имя | Рост | Результат в беге 3х10м. (сек.) | Рейтинг по нормативному показателю | Показатель индекса по Никитину Iv=(S/R)/t | Рейтинг по стимулирующему индексу |
1 | Амирханова Нина | 161 | 8.2 | 2 | 0.023 | 2 |
2 | Аянова Александра | 167 | 9.5 | 9 | 0.019 | 5 |
3 | Зенкова Анна | 165 | 8.2 | 2 | 0.022 | 3 |
4 | Искакова Алия | 164 | 9.5 | 7 | 0.019 | 5 |
5 | Киселева Татьяна | 157 | 8.0 | 1 | 0.024 | 1 |
6 | Клюкина Ольга | 157 | 8.5 | 3 | 0.022 | 3 |
7 | Неугомонная Яна | 160 | 9.0 | 6 | 0.021 | 4 |
8 | Окотэтто Эльвира | 158 | 9.7 | 9 | 0.020 | 5 |
9 | Охмат Алина | 150 | 8.6 | 4 | 0.023 | 2 |
10 | Пономарева Валерия | 181 | 9.6 | 8 | 0.017 | 6 |
11 | Яптунай Люда | 160 | 8.8 | 5 | 0.021 | 4 |
Из таблицы видно, сколько своих ростов за секунду пробегает каждый спортсмен. Таким образом, по нормативным показаниям я заняла 1 место и по стимулирующему индексу то же. А вот Охмат Алина, занимая 4 место по нормативному показателю, по стимулирующему индексу поднялась на 2 место.
Проведенная работа меня заинтересовала, и я решила вычислить рейтинги физического развития и ознакомить с ними всех девушек 6,7,8,9,10,11 классов, а так же сравнить свой рейтинг развития с лучшими рейтингами в вышеперечисленных классах (Приложение 1).
III.Заключение
Применение стимулирующих индексов в период подросткового самоутверждения создает благоприятные условия для того, чтобы у молодых людей не было низкой самооценки и чувства отверженности. Ведь в этих индексах рост и вес играют определяющую роль, как связь с функциональными возможностями организма. И тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личностных качеств. Индексы объективно выражают действительную меру физического совершенства организма учащихся и могут служить каждому человеку средством самоконтроля развития физических качеств.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что абсолютные результаты никто не отменяет, но индексы физического совершенства организма учащихся – как личностно ориентированная методика может применяться в образовательных учреждениях как новый и интересный способ измерить свой уровень физического развития.
Список источников и литературы:
Интернет ресурсы:
[1] Кравченко А.И. Обществознание 7 класс, Москва, «Русское слово», 2012г. с.32-52
[2] Панков Д.Д. Медицинские и психологические проблемы школьников – подростков: разговор учителя с врачом 2005 г.
[3] Копылов Ю.А.Система физического воспитания в образовательных учреждениях (методические рекомендации), Москва, «Просвещение» 2011г., с 5
[4] Копылов Ю.А.Физическая культура и здоровье школьника, Москва, «Просвещение» 2011г., с.25
[5] Лях.В.И. Комплексная программа по физическому воспитанию для 1-11 классов, Москва «Просвещение» 2011г., с.45
[6] http://ru.wikipendia.org/wiki Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.
[7] В.И.Лях Физическая культура, тестовый контроль 5-9 классы, Москва, «Просвещение», 2009г., с.135
Щелкунчик
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Хитрость Дидоны
Лиса и волк
Два петушка