Одно из самых удивительных свойств Кузбасса – его многонациональность. Более 100 национальностей проживают в нашей области. Две из них – шорцы и телеуты, относятся к коренным малочисленным народам. Численность этих народов, к сожалению, снижается, поэтому, сегодня особо важно сохранить их культуру, создать оптимальные экологические и социально-экономические условия для представителей этих национальностей. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью безотлагательного решения вопросов сохранения культурной самобытности и неповторимости телеутского народа в условиях многонациональности Кемеровской области. Большую роль в формировании этнического самосознания и понимания необходимости уважительного отношения к культуре других народов играет этнографический музей.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sozdaniya_i_razvitiya_etnograficheskogo_muzeya_cholkoy.doc | 234.5 КБ |
Областная краеведческая олимпиада «Народы Кузбасса»
История создания и развития этнографического музея «Чолкой»
Выполнили:
Ходос Алена,
Косачева Юлия
МБОУ «СОШ №2»
Руководитель:
учитель географии
Власова
Наталья Александровна
г. Новокузнецк
Уважаемые члены комиссии и участники конференции, позвольте представить вам работу на тему «История создания и развития этнографического музея «Чолкой».
Пожалуй, одно из самых удивительных свойств Кузбасса – его многонациональность. Более 100 национальностей проживают в нашей области. Две из них – шорцы и телеуты, относятся к коренным малочисленным народам. Численность этих народов, к сожалению, снижается, поэтому, сегодня особо важно сохранить их культуру, создать оптимальные экологические и социально-экономические условия для представителей этих национальностей.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью безотлагательного решения вопросов сохранения культурной самобытности и неповторимости телеутского народа в условиях многонациональности Кемеровской области.
Большую роль в формировании этнического самосознания и понимания необходимости уважительного отношения к культуре других народов играет этнографический музей.
Необходимость углубленного изучения музейного дела в области этнографии телеутского народа и послужило основанием для выбора темы исследования «История создания и развития этнографического музея «Чолкой».
Цель – изучить историю создания и развития этнографического музея «Чолкой», обосновать значимость сохранения и изучения этнокультурного наследия телеутского народа.
Объект исследования – этнографический музей «Чолкой».
Предмет исследования – история создания и развития этнографического музея «Чолкой».
Методы исследования: теоретический анализ литературы по данному направлению, обобщение и систематизация полученных данных, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, фотосъемка.
Интерес к предметам, произведенным другими народностями, наблюдается с эпохи античности.
Начало сбору этнографических предметов в России было положено Петром I, приобретшем в Амстердаме в 1716 г. этнографическую коллекцию для Кунсткамеры, в которой со временем сформировался этнографический отдел. В 20 в. богатые этнографические музеи и этнографические отделы краеведческих музеев возникли во всех регионах РФ
Одной из наиболее распространенных форм этнографических музеев являются музеи под открытым небом, осуществляющие комплексное сохранение и демонстрацию этнографических коллекций в подлинной или достоверной среде и природном окружении
Именно к этому типу музеев и относится этнографический музей «Чолкой», бережно хранящий памятники истории и культуры телеутского народа.
Телеуты - древние аборигены Сибири. Эта народность тюркского происхождения. Название Теленгет старинное: по преданию «от дикой дочери Телегея родился сын по имени Теленгет, и было телеутов больше, «чем пегой березы» или было их «шестьдесят туменов, а т.к. каждый тумен равняется десяти тысячам, следовательно, сами телеуты насчитывали «народ простирался до 600 000 душ».
Богатейшие сведения о расселении телеутов, области их обитания в XVII веке дал в своих специальных и убедительных исследованиях по истории телеутов А.П. Уманский. Он проследил за местопребыванием белых калмыков (телеутов), установил их кочевье, где они воевали или торговали.
Большой интерес представляет этнографический чертеж Сибири, выполненный С.У. Ремезовым. Он использовал в своей работе над общим и этнографическими чертежами Сибири, чертежи Томского и Кузнецкого уездов. На этом чертеже разграничены земли сибирских народов Верхнего Приобья, Горного Алтая, Томского и кузнецкого уездов. И одна из земель – Телеутская землица (рис.1). Ядро этой землицы – потомки княжеских родов, которые поселились на р. Бачат и, при смешении с другими племенами, преимущественно тюркоязычными, кыпчакскими по языку, образовали новый этнос – бачатские телеуты.
В результате сложных исторических процессов телеуты, в настоящее время, живут как на территории Горного Алтая, так и за его пределами.
Некогда народ, занимавший огромное жизненное пространство и большой по численности, ныне реликт. Численность телеутов по данным переписи 2002г. составила 2650 человек.
Есть ли сегодня опасность исчезновения телеутской народности? Да, есть!
Естественно происходящие процессы миграции и ассимиляции, урбанизация, промышленное освоение, строительство новых заводов и открытая добыча угля – прямая угроза исчезновения вековых мест обитания телеутов. Уже исчезли телеутские поселения Телеут в Новокузнецке, Улус в Белово, Кызыл Улус и Крутое в Заринске.
Мысль о создании музея – давняя мечта телеутского народа. В разные годы отдельными учителями делались попытки создания временных музейных уголков при школе.
Более серьезные комнаты боевой и трудовой славы стали создаваться в Беловском районе в начале 80-х годов по инициативе секретаря райкома партии В.Т. Коровина. Так на территории Бековского сельского Совета в здании новой конторы колхоза «Сибирь» была открыта комната Боевой и Трудовой Славы, которая содержалась на общественных началах. Эстетически оформленный музей в свое время являлся центром патриотического и гражданского воспитания самосознания подрастающего поколения. Здесь проводились торжественные собрания, приемы в пионеры и комсомол, однако в начале 90-х годов под влиянием демократических процессов при разделе колхоза на два хозяйства музей был уничтожен.
Собрав части экспонатов, после разорения музея Боевой и Трудовой Славы, глава администрации Бековского национального сельского Совета Челухоев В.И. принимает решение об открытии музея, который разместили в одной из комнат сельского дома культуры с выделение двух штатных единиц сотрудников по обслуживанию музея. Директором был назначен бывший учитель Челухоев В.Н.
В середине 90-х годов, побывав в примитивном музее, преподаватель КемГУ Кимеев В.М. предложил идею о строительстве историко-этнографического музея «Чолкой» на базе существующего с последующим поэтапным его расширением и предложил свои услуги по обработке научной концепции будущего музея. В конце 1998 года началась работа по созданию первого в России историко-этнографического музея телеутов. В его организации и создании активное участие приняли ученые – историки КемГУ Кимеев В.М., Белоусова Н.А.
Благодаря взаимопониманию всех звеньев, причастных к реконструкции музея и кропотливой, энергичной и активной деятельности самого директора Челухоева В.И., первый этап строительства удалось завершить в короткий срок. В декабре 1999 года перед жителями района и близлежащих городов и районов открылись экспозиции залов: обрядового, природы, современной жизни, прикладного искусства; диорамы по мотивам телеутского эпоса, предстали перед посетителями материалы раскопок и наскальных рисунков.
Через год было открытие второго этапа историко-этнографического музея: зал современной жизни телеутов, выставочных залов и диорамы об истории собирания Телеутской землицы в ХVI – XVII в.в.
В 2004 году было начато строительство музея под открытым небом, что во время экскурсии помогает приблизить посетителей к жизни телеутов во время кочевья, а также увидеть, как обустраивались они во времена оседлости.
Музей ведет большую научно-просветительскую работу, фондовую, научно-методическую, принимает активное участие в конференциях различного уровня, мероприятиях местного, районного, областного и Российского масштабов. Сотрудники музея ведут большую поисковую работу на научном уровне и издают изученные и обобщенные материалы.
С фондами и экспозициями музея работают школьники, студенты, ученые. На базе музея студенты проходят археологическую, историко-этнографическую и музейную практику.
Школьники городов Белово, Новокузнецк, Кемерово пользуясь материалами предоставленные в музее, принимают участие в научно-практических конференциях и занимают призовые места.
Хочется поделиться своими наблюдениями.
При посещении музея экскурсантов встречают театрализованной постановкой: хан, его свита, шаман, испрашивающий разрешения у духов войти в музей, березки – обереги, на которые повязывают ленточки с загаданными желаниями.
Потом экскурсоводы провели нас в сторожевую башню (такую башню мы встречали в старом учебнике истории). Башня огорожена частоколом из бревен, около нее стояли бойцы на смотровой площадке. Когда видишь эту башню, хочется войти и посмотреть что же находится внутри, чтобы ощутить дух старины, и понять, как обосновался Российский народ на сибирской земле.
Затем экскурсоводы познакомили нас с конусной и шестиугольной юртой, у этих юрт очень необычная форма, как-то непривычно видеть такие строения в наше время. Они удивляют своей необычной архитектурой. И хочется узнать, что же представляют юрты внутри, если снаружи эти строения такие удивительные, то внутри нас ожидало еще более удивительное зрелище. Чтобы войти в эту юрту нам пришлось нагнуться, так как вход был очень маленький. Справа от входа была глиновидная печь с трубой, которая выходила через отверстие в крыше на улицу, по внутреннему пространству размещались широкие лавки для сна, в юрте не было пола и это нас очень удивило.
Поднимаясь по лестнице, экскурсовод рассказывает легенду о народе, возродившемся вновь – эта легенда изображена на экспозициях, что еще больше вызывает желание узнать о жизни и быте телеутов. Такое ощущение, что мы побывали в прошлом…
Далее нам показали землянку XIX-XX вв. Как нам сказали экскурсоводы, эта землянка имеет первозданный вид, у неё есть хозяйственный двор и дом-пятистенок. Другой экскурсовод с помощью экспозиции расположенной вдоль этой лестнице рассказал нам легенду о возрождении телеутского народа.
Следующий этап экскурсии – обрядовый зал, в котором нам поведали об обрядах, существующих у телеутов и с разнообразием телеутской одежды. Войдя в зал обрядов, мы заметили большой красивый сундук. Оказывается он был подарен музею бухгалтером разреза Бачатский Каргиной Любовью Мироновной. Приспособления для выделки кожи, кухонная утварь на подиумах были собраны ученым-историком КемГУ Коцюбой Д.И. и переданы при открытии историко-этнографического музея «Чолкой». Одежда была подарена жительницами д. Челухоево и д. Верховская: Каргиной, Челухоевой.
По выходе из зала обрядов - охотник у святого источника, а напротив двери большая генеалогическая таблица и карта расселения телеутов, на противоположной стене археологические находки, предоставленные студентами и преподавателями КемГУ. Всех заинтересовал рассказ о женщинах-искусницах, изготавливающих воротнички с разными орнаментами. На фотографии Алыгызовой А.К. мы увидели ткацкий станок в работе, за ним сидела единственная женщина, занимающаяся в настоящее время ткачеством поясов.
Следующий зал рассказывает об ореоле жизни телеутов: степь, лесостепь, тайга и животный мир. Здесь же мы видим обустройство землянки в разрезе: избу - тятштенок, огороженную двумя оградами, маленькой для мелкого скота, большой для крупного. Рядом с землянкой заметили дворовую утварь: необычная лестница, корнекопалка, ручная мельница. Напротив землянки находится поминальное место, которое мужчины посещали раз в году для поминовения усопших. Рядом дом – пятистенок в разрезе: люлька с ребенком и эмерендер или куклы-берегини.
В зале природы и фауны нам рассказали о мамонтах, которые обитали на территории Беловского района. Об этом свидетельствуют находки при вскрышных работах на разрезах. Также рассказали, какие животные наиболее распространены у телеутов. Из пушных - это соболи, представители тайги, из домашних - коровы, лошади, бараны.
Коридор, соединяющий пройденные залы, повествует об экспансии русских в Сибири.
Современный зал - тут показана жизнь телеутов в ХХ веке. Исследовательские материалы о подвигах телеута - героя Четонова А.С. Материалы, собранные учащимися школы о ветеранах войны и труда – это документы военной поры, письма, ордена, медали, есть и экспонаты военных времен: пулемет, японское ружье, радиостанция, бронежилет... Следующая экспозиция знакомит нас с событиями Афганистана, Чечни и Югославии. В этом зале можно вспомнить о пионерской атрибутике, переданной Кочубеевой М.Ф., о жизни пионерской организации Бековской средней школы.
Далее в выставочном зале представлены экспонаты декоративно-прикладного искусства, переданные в музей жителями многих сел, учащимися Бековской средней школы. Работы поражают своей красотой, есть работы, которые переданы с районной выставки прикладного искусства, работы из кожи, плетение из ивы, бумажная пластика и многое другое.
В следующем зале работы ленинградских художников, написанные в 1984 году. Живописные работы Тыдыкова представляют окрестности села, а резьба по дереву несет в себе национальные мотивы.
Смотришь на все эти творения рук человеческих и диву даешься, как эти люди смогли уловить суть окружающей их жизни, её красоту и передать все это нитями, красками, бумагой, глиной и даже тестом.
Экскурсия закончилась, и понимаешь, что прав был Бэр К.М., который сказал: - «Запасы для работ этнографических уменьшаются с каждым днем вследствие распространяющегося просвещения, которое сглаживает развитие народов... Но есть еще многое в этом отношении, что могло бы быть собрано, и что с течением времени уменьшается и, наконец, совсем исчезнет. Все сведения... составляют сокровище, которое с течением времени возрастает в цене. Поэтому все, что сделано будет для этнографии, сохранит о себе самое продолжительное воспоминание».
Роль музея для сохранения и изучения этнокультурного наследия телеутского народа неоспорима.
Чтобы оценить эффективность посещения музея учениками МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», мы провели анкетирование (приложение 1).
В исследовании приняли участие ученики 11А класса (20 человек), посетившие музей «Чолкой».
Респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты «Мои впечатления о музее». 100% школьников отметили, что им интересно посещать музеи, в том числе этнографические. Более 72% респондентов за время учебы в школе посетили 5 и более краеведческих музеев, и лишь 5% - 1 музей. Ученики 11 класса считают, что посещение этнографического музея «Чолкой» способствовало расширению знаний о народах Кемеровской области, их обычаях, культуре, орудиях труда. 11% ответивших (в основном мальчики) стали более терпимо относится к представителям других народов, так как лучше узнали их самобытные и неповторимые черты. Больше всего ребятам запомнились: сторожевая башня, беседа в шестиугольной юрте и ее убранство, дворовые постройки начала 20 века, восковые фигуры. Никого не оставили равнодушными экспозиции, посвященные участию жителей с. Беково в Великой Отечественной войне и, конечно, народные песни, исполненные сотрудниками музея.
Проведенное анкетирование убеждает в том, что посещение музея способствует увеличению знаний учащихся о родном крае, воспитывает уважительное отношение к народам его населяющим.
Историко-этнографический музей «Чолкой» Беловского района с филиалом в с. Сидаренково является самым молодым музеем в Кузбассе. Несмотря на свою молодость, коллектив музея зарекомендовал себя в своей работе как творческий, постоянно ищущий новые современные методы работы.
Сегодня музей состоит из двух частей: это стационарный, который размещен на площади 500 кв. м. и музей под открытым небом площадью свыше 1 га, где расположены строения 17 – 20 веков, оснащенные интерьером того времени.
«Чолкой» - один из востребованных музеев не только области, но и страны. В нем побывали ученые и корреспонденты из Англии, Франции, США и многих других стран ближнего и дальнего зарубежья. Доктор наук, заместитель генерального директора ассоциации тюркских народов Мустафа Балчык (Турция) отметил уникальность музея. По его словам музей имеет исключительное значение и важность для всего мира и всех тюркских народов Евразийского континента.
Мы считаем, что достигли цели работы – изучили историю создания и развития этнографического музея «Чолкой», обосновали значимость сохранения и изучения этнокультурного наследия телеутского народа.
На протяжении многих веков народ накапливал и передавал последующим поколениям необходимые нравственные, трудовые, художественные и другие ценности. Традиции требуют от каждого быть достойным звания «человек», то есть быть честным и благородным по отношению к окружающим, верным дружбе и данному слову, сострадательным к слабым, больным и престарелым, милосердным и великодушным. Для настоящего человека нет более значимой цели в жизни, чем усвоение и соблюдение неписаных законов чести, совести и благородства.
Спасибо за внимание.
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Позвольте, я вам помогу
Весенние чудеса
5 зимних аудиосказок
Астрономический календарь. Апрель, 2019