В ходе своей исследовательской работы Гладкова Алёна изучила свойства комнатных растений, влияющих на здоровье школьника, провела опыты, произвела замеры классных комнат, высчитала количество необходимых растений на данные площади, составила рекомендации для каждого класса нашей школы и выпустила атлас комнатных растений.Данную работу могут использовать учителя начальных классов при изучении комнатных растений на уроке окружающего мира, а атлас-определитель поможет при озеленении классных комнат.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_gladkovoy.doc | 209 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15» село Ивановское
Исследовательская работа:
«Влияние комнатных растений на здоровье школьников».
Выполнила: Гладкова Алёна,
ученица 4 а класса
МОУ СОШ №15
Руководитель: Романова О. И.,
Учитель начальных классов.
Содержание
1. Введение ……………………………………………………………2.
2. Основная часть
Глава 1. Отрицательное влияние экологии комнаты на здоровье
человека…………………………………………………………………3.
Глава 2. Значение комнатных растений для улучшения
здорового климата в классном кабинете…………………………………4-5
Глава 3 Состав комнатных растений в классах……………………5-7
3. Выводы…………………………………………………………………8-9
4. Заключение……………………………………………………………. 9
Литература………………………………………………………………..10
Приложения………………………………………………………………11-22
1. Введение
В классах нашей школы много разных цветов. Они украшают кабинеты,
делают его уютными. На уроке окружающего мира я узнала, что растения обогащают воздух кислородом, очищают его от пыли и положительно влияют на человека.
Меня заинтересовало, сколько и какие растения нужны в классе, как они
влияют на здоровье школьников. Среди одноклассников и учащихся 8В, 4В я провела анкетирование.
(Приложение 1) Проанализировав анкеты, я пришла к такому выводу, что ребята далеко не все знают о растениях, поэтому не могут подобрать нужные, для улучшения здорового климата растения в наши классы.
Гипотеза:
Знания о комнатных растениях помогут нам правильно выбрать те, которые
положительно влияют на наше здоровье.
Цель: узнать о влиянии комнатных растений на здоровье школьника.
Задачи:
- изучить литературу о комнатных растениях;
- изучить свойства комнатных растений;
- составить список необходимых растений в классах,
-выявить разнообразие растений по кабинетам школы.
-определить, в каком кабинете больше полезных растений,
-дать рекомендации по озеленению кабинетов.
Объект исследования: комнатные растения, классные комнаты.
Предмет исследования: свойства комнатных растений, влияющих на здоровье человека.
Методы исследования:
- изучение литературы;
- беседы;
- анкетирование;
-опыты.
2. Основная часть.
Глава 1. Отрицательное влияние экологии комнаты на здоровье человека.
Современный человек большую часть проводит в помещении. Воздух в
комнате грязнее в 4 - 6 раз наружного и токсичнее в 8 - 9 раз. В помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья химические вещества и элементы.
Лаки и краски, которыми покрыта мебель, книги, линолеум, некачественные строительные материалы, а также вся бытовая техника представляют большую опасность для человека. Электропроводка является источником электромагнитных полей. Отопление зимой и яркий солнечный свет делают воздух сухим.
В кабинетах нашей школы летом был произведён ремонт, поменяли окна, покрасили полы, парты, стулья. Первоклассники получили новую мебель. Всё это выделяет вредные вещества, соединения которых приносят ещё больше вреда здоровью.
Экологически неблагоприятная обстановка помещений, в которых мы
находимся, может вызвать, как легкое недомогание, так и вполне серьезные
заболевания: головокружение, головные боли, бессонницу, может появиться
утомляемость и раздражительность.
Человеку нужно восстановить прерванную связь с природой, а это значит
окружить себя растениями.
Глава 2. Значение комнатных растений для улучшения здорового климата в классном кабинете.
Цветы как люди на добро щедры
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая
Как маленькие тёплые костры.
Комнатные растения выращивают в целях декоративного оформления и улучшения санитарного состояния. Они улучшают среду закрытых помещений, изменяя газовый состав воздуха, поглощая пыль, смягчая прямое солнечное освещение и снижая тем самым температуру.
Комнатные растения способны отфильтровать или преобразовать
ядовитые вещества и улучшить воздух в комнате. Такими являются растения
с крупными листьями и большим количеством устьиц на листьях.
Некоторые комнатные растения выделяют вещества, которые убивают
болезнетворные микробы, насыщают воздух фитонцидами и оказывают
целительное воздействие на дыхательные пути.
По данным доктора фармацевтических наук А.Рабиновича, алоэ древовидное снижает количество бактерий в воздухе на 38%, аспарагус – в 3,1 раза, традесканция – в 2,1 раза, хлорофитум хохлатый накапливает окись углерода, очищает воздух от окислов азота. Аглоанема убивает стрептококковую инфекцию, аспарагусы поглощают тяжелые металлы. Хвойные растения, а также цереусы, кодеумы восстанавливают ионный состав воздуха.
Опыт№1
«Взаимодействие простейших с соком исследуемых растений».
1. В керамической ступке растерла листья исследуемого растения, действие фитонцидов которого необходимо проверить.
4. Просмотрела препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением микроскопа. Я увидела простейших – инфузорию-туфельку.
6. Добавила под покровное стекло каплю приготовленного сока из листьев растений.
7. Наблюдала за движением простейших в течение 1 минуты. Записала результаты наблюдений
Результаты опыта:
а) экстракты растений, обладающих фитонцидными свойствами, обездвиживают и, по-видимому, губят микроорганизмы;
б) наибольшее воздействие отмечено при применении герани зональной.
Комнатные растения благотворно действуют на психику и здоровье
человека: снижают возбудимость нервной системы, стимулируют хорошее
настроение, повышают работоспособность.
С помощью растений можно очистить загрязненный вредными веществами
воздух, добиться повышения влажности в комнате (растения возвращают её
через листья), уменьшить содержание болезнетворных микробов, и этим
оказать благотворное действие на человека.
Глава 3. Состав комнатных растений в классах.
Чтобы определить, какие растения необходимы в классы для улучшения
экологии кабинетов и здоровья школьников, мы решили рассчитать
качественный и количественный состав растений.
Изучив литературу, комнатные растения мы распределили в группы:
алоэ (90%), хлорофитум (86%) филодендрон(76%), драцена (79%), фикус, шеффлера, диффенбахи, лилия (40-60%).
микробов: мирт, пеларгония, бегония, (до 80%), диффенбахия, сансивьера, толстянка, традесканция (до 70%),
циссус (до 60%) плющ (30%)
//Да оказывается, диффенбахия улучшает водно-газовый обмен в помещении, хотя с другой стороны, у диффенбахии ядовитый сок. Поэтому в школах, в детских садах лучше не заводить диффенбахию.
Зимой в комнатах воздух становится сухим, а это вредно не только для растений, но и для человека. Комнатные растения через листья испаряют влагу, тем самым способствуют увлажнению воздуха в домах. Аспидистра, спатифиллум, циссус, папаротник, фиалки наиболее эффективно воздействуют на сухость воздуха. Чтобы в этом убедиться я провела опыт.
Опыт №2
«Воздействие комнатных растений на влажность воздуха».
1. Хорошо полила комнатное растение (алоэ).
2. Одела, полиэтиленовый пакет на цветочный горшок с растением.
3. Закрепила пакет снизу
4 .Стала наблюдать за происходящим.
Результаты опыта: уже на следующий день я увидела капельки воды на внутренней стороне пакета. Это говорит о том, что комнатные растения испаряют через листья воду, тем самым способствуют увлажнению воздуха в квартире.
Роза - помогает избавиться от усталости и раздражительности.
Пеларгония - снимает стресс, но может вызывать аллергические реакции.
Плющ - улучшает психологическое состояние.
Циссус- так же способствует снижению утомляемости, повышению работоспособности.
Папоротник- снимает стресс, способствует концентрации внимания, что важно для школьников.
При обследовании кабинетов я узнала от учителей, что традесканция останавливает кровотечения, заживляет раны, порезы, царапины.
Узнавая о комнатных растениях все больше и больше люди стали использовать их как лекарственные. Конечно, встречались и любимые кактусы. Изучая кактусы, я узнала, что их ставят около компьютеров, что они «забирают» плохую энергию, а из других книг я узнала, что рядом с компьютерами ставят не кактусы, а герани. Таким образом, из всего разнообразия комнатных растений нашей школы для себя я выбрала около 15 наименований: алоэ, аспидистра, спатифиллум, хлорофитум, гибискус китийский, сингониум, циссус антарктический, мирт, туя комнатная, герань, сансевьера, традисканция, драцена, кактусы, бегония, папоротник, которые являются рекордсменами по содержанию полезных свойств для человека.
Узнав площадь кабинетов начальных классов, сосчитав количество
комнатных растений и определив их названия, я составила таблицу. (см. Приложение)
Учёные рассчитали, что для комнаты площадью 15-25м2 достаточно 5-7
хорошо развитых растений.
Используя эти данные, я сделала вывод: в кабинетах №24,9,11, 25 классов достаточно нужных растений. Для учеников и учителей кабинета 7, 10, 22, 23, 27 класса я составила рекомендательный список растений, необходимых для улучшения экологии комнаты и здоровья.
Выводы.
Растения – санитары жилых помещений. Красотой форм, окраской, благоуханием они благотворно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение, гасят нервозность. Растения в школе и дома улучшают климат, отфильтровывают частички пыли в воздухе, понижают содержание углекислого газа в воздухе, действуют успокаивающе, способствуют снятию стрессов и улучшают самочувствие, делают помещение уютным, радуют людей. А главное – растения помогают хорошо учиться.
Анализ исследовательской работы показал, что комнатные растения
влияют на экологию помещения и здоровье человека, оказывают целительное
воздействие на наше самочувствие.
В нашем классе находится два растения, которые могут повредить здоровью – это Молочай и Олеандр. Но в то же время, Молочай приносит и большую пользу, убивая до 60% микробов. Значит с ним надо просто осторожно обращаться (мыть листья в резиновых перчатках). Олеандр мы сразу же убрали, когда узнали, что его листья и другие части смертельно опасны. Если в пищу попадёт, хотя бы один листочек это может стать причиной смерти взрослого человека.
Все остальные растения нашего класса в большом количестве выделяют фитонциды, убивающие болезнетворных микробов (циссус, папоротник, спатифиллумы, аспидистры). Нам необходимо развести несколько растений Хлорофитума, который в большом количестве поглощает токсичные вещества и приобрести китайскую розу (гибискус), т.к. она хорошо очищает и оздоравливает воздух в помещении, стимулирует мышление, снимает усталость.
Среди растений нашей школы есть растения, которые отрицательно влияют на здоровье человека. Особенно ядовиты Диффенбахия и Монстера, их необходимо заменить.
Из всех исследованных кабинетов, были выявлены 4 кабинета,
соответствующих нормам наличия комнатных растений. Это составляет 40%, от всех кабинетов начальной школы. Учителям, заведующим этими кабинетами, и ученикам была выражена благодарность за создание благоприятной атмосферы. Кабинетам, где недостаточно цветов или были найдены цветы опасные для жизни детей, были даны рекомендации по оснащению кабинетов комнатными растениями.
Мною была создана книжка-малышка «Атлас комнатных растений». В ней я собрала 30 самых распространённых полезных видов комнатных растений для классов. Книжка поможет учителям правильно подобрать растения для класса.
Работа по изучению комнатных растений оказалась очень интересной, и я решила продолжить её:
1.Изучить правила ухода за каждым растением нашей школы и изготовить памятки для каждого класса.
2.Выяснить способы размножения комнатных растений и применить их на практике.
3.Выяснить какие растения могут находиться рядом, не влияя отрицательно, друг на друга
Заключение:
В своём исследовании мне удалось достигнуть поставленных целей.
Гипотеза моего исследования подтвердилась: действительно, если мы будем больше знать о комнатных растениях, то сможем правильно выбрать те, которые положительно влияют на наше здоровье.
Цветы в классах должны быть подобраны не только в эстетических целях,
но и для оздоровления атмосферы.
Знания о комнатных растениях нужны и детям и учителям, для того,
чтобы правильно подбирать их и ухаживать за ними. Все растения – живые существа, способны воздействовать на человека. Давайте не будем забывать о своих друзьях, ведь они заботятся о нас бескорыстно.
Литература
1. Большая Российская энциклопедия, 2009г.
2.Афонькин, С.Ю. Самые удивительные растения.- СПб.: БКК, 2007.
3. Быховец, С.Л. Энциклопедия комнатных растений. - М.: Харвест, 2000.
4 Неер, Я.В. Все о комнатных растениях, очищающих воздух. – СПб.: СЗКЭО, 2007.
5.Плешаков А.А. Атлас – определитель «От Земли до неба» М.: Просвещение, 2008
6.Ежемесячный журнал « в Мире растений» 2004 год
7.Ежемесячный журнал «Цветочный клуб» 2004 год.
8. Газета «Айболит» №1 2012г.
9. Журнал «Воспитание школьников» №7, 2010г.
Приложения
Результаты анкетирования учащихся 3-4 классов
1. Нужны ли растения в классном кабинете?
Да – 90%
Нет – 10%
2. Какова их роль?
Украшают – 75%
Оздоравливают –20%
Не знают-5%
3. Знаете ли вы названия растений своего класса?
Да – 3% (всего называли 2-3 вида)
Нет – 97%
4. Знаете ли вы свойства растений?
Да – 87%
Нет – 13%
5. Достаточно ли растений в кабинете?
Да – 68%
Нет – 25%
Не знаю-17%
Объявляется благодарность
Лысенко Галине Васильевне
и ученикам 3В класса
за создание благоприятной атмосферы
в своём кабинете.
Завуч начальных классов Дзоз С. М.
2013г.
Приложение.
Кабинет | Площадь | Кол-во растений всего | Состав растений | Кол-во | Итог |
7 | 66м2 | 18 | Хлорофитум, аспарагус,кактус, панданус, сансевьера | 15 | Ниже нормы |
8 | 24м2 | 7 | Деффинбахия, аспарагус, молочай, нефролепис, спатифилум. | 14 | норма |
9 | 48м2 | 14 | Аспарагус, декабрист, нефролепис, сансевьера | 15 | норма |
10 | 48м2 | 14 | Панданус, молочай, сансевьера. | 10 | Ниже нормы |
11 | 48м2 | 14 | Бегония, драцена, гибискус, хлорофитум (все цветы молодые, только начали разводить) | 15 | норма |
22 | 48м2 | 14 | Монстера, панданус, циссус, нефролепис | 10 | Ниже нормы |
23 | 48м2 | 14 | Молочай, монстера, бегония, декабрист, аспарагус, диффенбахия | 12 | Ниже нормы |
24 | 48м2 | 14 | Нефролепис, бегония, спатифиллум, драцена, сансеьера, гибискус | 17 | норма |
25 | 54м2 | 18 | Хлорофитум, панданус, традисканция, аспарагус, кактусы | 26 | норма |
27 | 58м2 | 18 | ______________ | 0 |
Приложение. Рекомендации для кабинетов.
№ 22
Всего- 11
Полезные-9
Вредные-2
Площадь – 48 м2
Вывод : на площадь этого класса необходимо добавить 5горшков с цветами.
Рекомендую:
1.Убрать монстеру, т.к. в процессе жизнедеятельности это растение выбрасывает в воздух некоторый процент своих ядовитых веществ - это правда, конечно, концентрация таких веществ очень мала, но такие растения не рекомендуют держать в школьных кабинетах.
2. Добавить:
- сансевьеру (тёщин язык), драцену, т.к. в кабинете в качестве полового покрытия линолеум;
-хлорофитум, т.к. он является чемпионом по очистке воздуха .
- традесканцию, кактусы, герань, т.к. в классе находится компьютерная техника.
Список полезных комнатных растений в книге «Атлас комнатных цветов».
Гладкова Алёна.
№ 24
Всего – 11
Полезные – 8
Вредные – 3
Площадь – 48м2
Вывод :
В классе недостаточно цветов, на эту площадь необходимо добавить 6 горшков. Отлично, что в классе есть несколько горшков бегонии. Это растение очень полезное, оно очищает воздух и действует как фильтр и ионизатор воздуха, убивает споры грибов и бактерий.
Рекомендую:
1.Убрать диффенбахию, она считается самым опасным растением из ароидных – при попадании сока в человеческий или животный организм необходима срочная консультация врача с выписыванием обезболивающих и противоотечных препаратов.
2. Добавить:
Список полезных комнатных растений в книге «Атлас комнатных цветов».
Гладкова Алёна.
№ 25
Всего – 26
Полезные – 26
Вредные – 0
Площадь 54 м2
Вывод: в кабинете №25 на предоставленную площадь количество цветов достаточное. В классе грамотно подобран состав растений.
Рекомендации.
Можно добавить:
1)герань, кактусы, т.к. в классе компьютерная техника;
2) драцену–это растение отлично очищают воздух от вредных веществ, выделяемых современными напольными покрытиями и мебелью.
3)бегонию-это очень полезное растение, она очищает воздух и действует как фильтр и ионизатор воздуха, убивает споры грибов и бактерий. Кроме того у бегонии очень красивые листья
Список полезных комнатных растений можно посмотреть в книге «Атлас комнатных цветов».
Гладкова Алёна.
№ 7
S = 66 м2
Всего цветов – 15
Полезных цветов – 15
Вредных цветов – 0
Вывод: в кабинете №7 кол-во цветов недостаточно, необходимо добавить еще 3 комнатных цветка. Но и те цветы, которые находятся в классе, требуют особого ухода, так - как находятся в плохом состоянии.
Рекомендую обязательно добавить:
тонизирует, снимает стресс, способствует концентрации внимания, что важно для школьников;
необходимо добавить кактусы, традесканцию и герань.
4)бегонию-это очень полезное растение, она очищает воздух и действует как фильтр и ионизатор воздуха, убивает споры грибов и бактерий. Кроме того у бегонии очень красивые листья.
5)гибискус (китайская роза ) – повышает настроение, стимулирует мышление, снимает усталость, что так необходимо для школьников.
Список полезных комнатных растений в книге «Атлас комнатных цветов».
Гладкова Алёна.
№ 8
S = 24 м2
Всего цветов – 16
Полезных цветов – 14
Вредных цветов – 2 (молочай, диффенбахия)
Вывод: в кабинете № 8 достаточное кол-во цветов. Из 14 полезных цветов в хорошем состоянии 12.
Рекомендую:
ядовитым растениям;
Необходимо добавить:
- драцену, так как в классе в качестве полового покрытия – линолеум;
- хлорофитум, так как является чемпионом по очищению воздуха (для вашего кабинета необходимо-7 горшков этого растения);
- гранатовое дерево – это очень необычное и красивое растение. Оно очищает воздух, стимулирует повышение работоспособности и концентрации внимания. Гранатовое дерево легко вырастить из косточки граната.
-бегонию-это очень полезное растение, она очищает воздух и действует как фильтр и ионизатор воздуха, убивает споры грибов и бактерий. Кроме того у бегонии очень красивые листья.
Гладкова Алёна.
№ 9
S = 48 м2
Всего цветов – 16
Полезных цветов – 15
Вредных цветов – 0
Вывод: в кабинете № 9 достаточное кол-во цветов, но 1 цветок необходимо заменить.
Рекомендую добавить:
Гладкова Алёна.
№ 10
S = 48 м2
Всего цветов – 11
Полезных цветов – 10
Вредных цветов – 1 (молочай)
Вывод: в кабинете № 10 кол-во цветов недостаточно, необходимо добавить 5-6 горшков: традисканцию, папоротник, гибискус, хлорофитум, мирт.
Рекомендую обязательно добавить:
- бегонию-это очень полезное растение, она очищает воздух и действует как фильтр и ионизатор воздуха, убивает споры грибов и бактерий. Кроме того у бегонии очень красивые листья;
-мирт – обладает антисептическими свойствами, убивает микробов, повышает защитные силы организма;
-герань, кактусы, т.к. в классе будет компьютерная техника;
-Сансевьеру «тещин язык» , драцену– они отлично очищают воздух от вредных веществ, выделяемых современными напольными покрытиями и мебелью.
- хлорофитум, так как является чемпионом по очищению воздуха, за сутки он полностью очищает класс (для вашего кабинета необходимо-14 горшков этого растения);
-Гибискус (китайская роза ) – повышает настроение, стимулирует мышление, снимает усталость, что так необходимо для школьников
Список полезных комнатных растений в книге «Атлас комнатных цветов».
Гладкова Алёна.
№ 11
S = 48 м2
Всего цветов – 10
Полезных цветов – 9
Вредных цветов – 1 (молочай)
Вывод: в кабинете № 11 кол-во цветов недостаточно, необходимо добавить ещё 5-6 горшков с цветами.
Рекомендую обязательно добавить:
-традесканцию - она очищает и увлажняет воздух, нейтрализует электромагнитные излучения.
-сансевьеру-«тещин язык» - он очищает воздух от вредных веществ, выделяемый пластиковыми окнами, напольным покрытием и мебелью;
- бегонию-это очень полезное растение, она очищает воздух и действует как фильтр и ионизатор воздуха, убивает споры грибов и бактерий. Кроме того у бегонии очень красивые листья;
-мирт – обладает антисептическими свойствами, убивает микробов, повышает защитные силы организма;
-герань, кактусы, т.к. в классе будет компьютерная техника;
- хлорофитум, так как является чемпионом по очищению воздуха, за сутки он полностью очищает класс (для вашего кабинета необходимо-14 горшков этого растения);
-гибискус (китайская роза ) – повышает настроение, стимулирует мышление, снимает усталость, что так необходимо для школьников
Список полезных комнатных растений в книге «Атлас комнатных цветов».
Гладкова Алёна.
Анкета учени_________________________________
1. Нужны ли растения в классном кабинете?
А) да б) нет в) не знаю
2.Какова их роль?
А) украшают
б) оздоравливают
в) другое:_______________________________________________________
3. Какие растения растут в вашем классе?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Знаете ли вы свойства растений?
____________________________________________________________________________________________________________________________________5. Достаточно ли в вашем кабинете цветов?
А) да б) нет в) не знаю
Рождественский венок
Тупое - острое
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Две снежинки