Мы живем в провинции, а она глубока и значима для православных людей, потому что именно в таких местах создавались великолепные храмы, часовни, церкви. Не зря говорят, что основные высоты русской культуры связаны с православием. Еще в Древней Руси в центре города, деревни всегда стояла церковь, ее уничтожение превращало населенный пункт в груду бессмысленных построек, терялся центр притяжения. Каждый закрытый, сожженный храм - это хаос в душе человека. В период Советской власти священники подвергались гонениям, а храмы уничтожались. Сейчас русский народ снова обратился к вере, поэтому меня интересует данная тема, особенно история церквей и храмов в нашем Клепиковском районе.
Вложение | Размер |
---|---|
tserkov_sela_romanovo.doc | 795 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Тумская средняя общеобразовательная школа № 46
Фестиваль православной культуры
«Служение истине»,
посвященный празднованию 190-летию Троицкого храма р. п. Тума
НА ТЕМУ:
Автор:
Тарасов Олег Васильевич,
07.02.1997 г.р.
прожив. п. Тума, ул. Урицкого д.4
Научный руководитель:
Егорова Оксана Александровна, учитель истории
2013 г.
ПЛАН:
2.1 Первоначальные сведения о церкви - стр. 3
1. Введение
Мы живем в провинции, а она глубока и значима для православных людей, потому что именно в таких местах создавались великолепные храмы, часовни, церкви. Не зря говорят, что основные высоты русской культуры связаны с православием. Еще в Древней Руси в центре города, деревни всегда стояла церковь, ее уничтожение превращало населенный пункт в груду бессмысленных построек, терялся центр притяжения. Каждый закрытый, сожженный храм - это хаос в душе человека. В период Советской власти священники подвергались гонениям, а храмы уничтожались. Сейчас русский народ снова обратился к вере, поэтому меня интересует данная тема, особенно история церквей и храмов в нашем Клепиковском районе.
Занимаясь в объединении «Макетирование» при ТДДТ, я принимал участие в выполнении макета Александро-Невской церкви. Мне захотелось больше узнать о ней. Для достижения цели нам пришлось обратиться в Государственный архив Рязанской области. Я читал много литературы по истории родного края.
В ходе нашей работы была найдена фотография, сделанная в 1966 году. В учебном пособии «Клепиковская земля. История родного края» такой фотографии нет. Именно по ней был сделан этот макет.
2.1 Первоначальные сведения о церкви
Александроневская церковь в селе Романово была построена в 1868 году. В 1879 году она была обнесена деревянной оградой.[1] А в 1903 году к церкви с западной стороны сделана новая пристройка и в том же году перестроен купол. Была возобновлена старая стенная живопись.
Здание было деревянное, на каменном фундаменте, крыто железом. Старая колокольня, разобранная про случаю расширения церкви, вновь была выстроена в 1903 году. На ней было семь колоколов: наибольший весом 182 пуда, вылит в 1897 году. Каменная ограда вокруг церкви и кладбища, которое располагалось рядом, построена в 1904 году на средства прихожан.[2]
До построения церкви, Романово в качестве деревни принадлежало приходу села Тумы Воскресенской. Земли состояло под церковью и кладбищем 3 десятины, пахотной и луговой земли было всего 33 десятины. В принадлежащем церкви доме располагалась церковно-приходская школа.
2.2 Состав прихода
В составе прихода, кроме Романова с 81 дворами входили деревни Чуфилово (в 3 верстах) с 109 дворами, Церковный починок (в 1 версте) с 19 дворами, и Рогачево (в 2 верстах) с 13 дворами, в коих числилось мужского пола 937 человек, женского пола - 943, в том числе грамотных мужского пола – 260 человек, женского пола – 50. В причте по штату 1873 года положены один священник и один псаломщик. С 1 декабря 1878 года в означенной церкви состоял на службе священнослужитель Михаил Гаврилович Владимиров.[3] По тем временам приход не испытывал нужды ни в чем.
Согласно архивной справки, в церкви было три престола:
Церковь жила тихой и мирной жизнью. С момента своего освящения она находилась в подчинении ведомства Рязанской епархии.
2.3 Трудности прихода
В ходе моей работы было ещё найдено интереснейшее письмо священника Алексея Семенова, отправленное в Духовную Консисторию на рассмотрение в 1905 году в связи с тяжелым положением причта. В этот период Александроневская церковь лишилась половины своего прихода, так как была построена к этому времени новая церковь в с. Чуфилово. Крестьяне д. Васино, д. Барснево ходатайствовали о самостоятельном приходе. Это приносило большой ущерб Романовской церкви.[5] Подробности мы читаем в письме (приложение №4). После прочтения этого письма встает реальная картина жизни крестьян этого района с их несчастиями, заботами, тяжелой работой.
2.4 Судьба церкви после закрытия
Действующей церковь была до 1935 года. В 1966 году, Исполком Рязанского областного Совета депутатов трудящихся просил Совет по делам религий при Совете Министров СССР дать согласие на переоборудование здания недействующей церкви в селе Романово, так как настоящий клуб пришел в ветхое состояние, и не подлежал ремонту, а ещё имел малую кубатуру, то он не мог более обслуживать тружеников села.[6] Однако имеются сведения, что клуба там так и не было.
Стояла в селе Романово церковь до 1983 года и сгорела во время грозы.
3. Заключение
В заключении хочется отметить: благодаря тому, что в нашей школе уже не один год ведутся курсы «История православной культуры» и «Краеведение», многие ребята занимаются вопросами изучения истории родного края. При поддержке учителей истории и помощи родителей, руководителей предприятий мы исследуем различные темы по вопросам краеведения. Наши исследования представляем на ежегодной школьной краеведческой конференции. Это значительно пополняет наш багаж знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Приложение № 1
Приложение № 2
Страница из книги «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии». Рязань, 1891 г.
Приложение № 3 Село Романово. Церковь Александро-Невская. Колокольня. 1868 г. Фото 1970 г.
(П.В. Акульшин, Б.В. Горбунов и другие. Клепиковская земля. История родного края. Под ред. проф. Б.В. Горбунова. Рязань 2006)
Приложение №4
3 июня 1905 г.
В Духовную Консисторию на рассмотрение. № 1847
Его Преосвященству
Преосвященнейшему Аркадию, Епископу Рязанскому и Зарайскому
от притча и церковного старосты
Александроневской церкви села Романово,
Касимовского уезда, Рязанской Епархии
Покорнейшее прошение.
Приход села Романово состоял доселе из 1117 душ мужского пола.
Приход этот очень бедный. Земли в пользовании причта состоит всего 30 десятин, из коих под дорогой и совершенно неудобной, как значится в Клировых ведомостях, 6 десятин, но и остальные 24 десятины причтовой земли неплодородные; хлеба своего причту никогда не достает и он вынужден покупать его на свои деньги.
Помимо сего, в настоящее время причт села Романово стал в самое безвыходное положение.
Прежде всего целая половина прихода, именно – деревня Чуфилово с 534 душами мужского пола отходит от села Романова. Церковь там построена и сего 24 апреля уже освящена, дома для причта готовы, земля отведена, и Высочайше укреплена за Чуфиловской церковью, кладбище устроено и по распоряжению Епархиального начальства там уже погребаются умершие. Теперь крестьяне дер. Чуфиловой совместно с их ближайшей деревней Васиной, прихода села Барснева, в том числе, 650 душ мужского пола, ходатайствуют об открытии самостоятельного прихода, да уже и в настоящее время ими приглашаются для воскресных и праздничных Богослужений Барсневский причт, что приносит ущерб Романовской церкви и причту. Препятствий к открытию прихода в дер. Чуфиловой, повидимому не имеется. Отходящая … половина прихода лучшая. Земля здесь более плодородная и … доход с этой деревни был больший.
Народ здесь, кроме плотничества имеет занятие и в зимнее время – плетение из мочала кулей.
Остающаяся же часть прихода при селе Романове и до сего времени бедная и малочисленная, всего остается 583 души мужского пола, в настоящее время совершенно ослаблена в материальном положении. Самая лучшая в приходе деревня – «Церковный починок» - в 1903 году сгорела вся до тла и до сего времени не может еще построиться.
А сего 2 мая Господь посетил несчастием и самую лучшую и большую часть села Романова – пожаром уничтожило 60 домов.
Народ, кроме строений, потерял и имущество. Притч также лишился своих домов и почти всего имущества. Положение причта прямо стало критическим. Находясь в таком тягостном положении мы припадаем к стопам Вашего Преосвященства, Милостиваго Нашего Архипастыря и отца и покорнейше просим, войдя в наше трудное положение, дать о. диакону церкви села Романова Александру Цветкову какое-нибудь другое место, а диаконскую вакансию при усела Романова закрыть и ходатайствовать перед Святейшем Синоде о назначении священнику и псаломщику церкви села Романово Синодского вспомоществования; до назначения дня такового приостановить открытие самостоятельного прихода при деревне Чуфиловой, чтобы этим дать некоторую возможность священнику и псаломщику церкви с. Романова выстроить себе кров и приобрести сгоревшее имущество.
На прошение свое ожидаем милостивейшей резолюции Вашего Пресвященства.
1905 г. 12 мая
Рязанской Епархии, Касимовского уезда,
Александроневской церкви села Романово
Священник Алексей Семёнов
Диакон Александр Цветков
Псаломщик Иван Некрасов
Церковный староста из с. Юошано Никита Акпенов
Приложение № 4 Прошение в Духовную Консисторию, № 1847 Государственный архив Рязанской области
[1] Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Рязань, 1891 г. с 130-131.
[2] Архивная справка «О церквях Клепиковского района», №423, 2001 г.
[3] Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Рязань, 1891 г. с 130-131.
[4] Архивная справка «О церквях Клепиковского района», №423, 2001 г.
[5] Прошение в Духовную Консисторию, № 1847, Государственный архив Рязанской области
[6] Письмо председателю Совета по делам религий при Совете министров СССР, № 11 от 26 января 1966 г., государственный архив Рязанской области
Композитор Алексей Рыбников
Сочини стихи, Машина
Нарисуем попугая цветными карандашами
Браво, Феликс!
Снегири и коты