Краткое описание работы
«Что я могу сделать с мусором?» Хамзина З.Н.
Однажды, во время дежурства в классе мне пришлось выносить мусор в контейнер. Корзина была полной. Я заметила, что этот мусор был набран в нашем классе за 5 уроков. На улицах города и дорогах можно встретить коробки, пластиковые бутылки и пакеты. Мусорные контейнеры часто стоят переполненные. Очевидно, что вывоз мусора на свалки становится не только экологически опасным, но и экономически невыгодным.
В результате возникла тема исследования «Что я могу сделать с мусором?»
Цель: Выяснить пути переработки и повторного использования мусора.
Задачи исследования
- Изучить литературу по утилизации мусора в разных странах;
- Проанализировать ситуацию по вывозу мусора в г. Белорецк;
- Предложить свои способы вторичной переработки бытовых отходов;
- Найти полезное применение твёрдо-бытовым отходам.
Объект исследования: твёрдо-бытовые отходы
Предмет исследования: бытовые отходы, возможность, их вторичного использования и переработки.
Гипотеза исследования
Учащиеся могут внести посильный вклад в борьбе с бытовым мусором
Я использовала разные методы исследования (Слайды)
Тема работы выбрана не случайно. Раньше вопрос утилизации отходов остро не стоял. Крестьяне отправляли свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, упаковки. В результате образуются миллионы тонн различных отходов, в том числе и бытовых. Пришла пора задуматься над сложившейся ситуацией.
В разных странах мира проблема сбора и утилизации мусора стоит довольно остро, но ее активно пытаются решить. Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый закон, запрещающий выбрасывать мусор на улицы. В конце 19 века появился первый завод по сжиганию мусора в Англии. В 80-х годах Германия стала одним из первых государств, где была применена система разноцветных мусорных контейнеров. Япония разработала уникальную технологию уборки и сортировки бытового мусора. Отходы делятся на две категории – сгораемые и несгораемые. Отдельные баки существуют и для пищевых отходов.
Во всем мире отходы рассматривают как потенциальное сырье для будущего продукта – вторичного сырья. В нашем городе есть пункты приёма вторсырья, где от населения принимают пластиковую и стеклянную тару, бумагу и картон. Бросаются в глаза стихийные свалки на окраинах города. Старая свалка на 8 километре г. Белорецк подлежит закрытию. Первым делом предстоит запретить поступление на неё мусора.
2013-й объявлен Годом охраны окружающей среды, так что запуск нового полигона будет одним из центральных событий года. Современный полигон оборудован так, чтобы не было контактов отходов с окружающей средой.
Я решила узнать, сколько бытовых отходов выбрасывает каждая семья. Для начала мною было проведено исследование в нашей семье. Я сортировала мусор по видам: оказалось, что в месяц мы выбрасываем около 9кг 500г мусора.
Я провела социологическое исследование семей одноклассников и опрос учащихся. Результаты опроса меня ошеломили. Как много используется тары в каждой семье! Так же мною были проведены подсчёты собранного мусора в классе – за неделю на одного ученика выходит 530 г бумаги, а на одного ученика в год - 11кг 400г
На основе этого организовала акцию. «Живи, деревце!» по сбору макулатуры в классе, а потом и по школе. Наш класс собрал больше всего макулатуры. Среди учеников я сдала 47 кг, за что получила грамоту от экологического движения ЭКА
Я придумала, как можно использовать эту гору пластика и бумаги. Провела «Мастер класс» среди своих одноклассников, где показала виды использования ТБО. Ко Дню 8 Марта изготовила поделки из бросового материала в подарок маме. Перед учащимися своего класса выступала с исследовательской работой «Что я могу сделать с мусором?», после чего провела диагностику. Своим одноклассникам я раздала памятки «Что может сделать один?»
Выводы.
Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка. На примере своей исследовательской работы я показала, как можно вторично использовать твёрдо - бытовые отходы. Гипотеза исследования подтвердилась - учащиеся могут внести посильный вклад в борьбе с бытовым мусором. Ценность работы: научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, привить им навыки ручного труда, расширить знания об истории вещей. Никогда не забывайте, природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 88 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Башкирская гимназия имени Яныбая Хамматова г. Белорецк
Муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему:
«Что я могу сделать с мусором?»
Автор работы: Хамзина Зульфия Наилевна
ученица 4 класса МОБУ
Башкирская гимназия им. Я.Хамматова
Руководитель: Косарева Анфиса Ахатовна
учитель начальных классов
Белорецк 2013
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическая часть исследования
1. Проблема городских отходов
3. Проблема утилизации твёрдо-бытовых отходов в г. Белорецк
Глава 2. Практическая часть исследования
1. Социологическое исследование
2. Защита исследования
3. Предложения
Выводы
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Однажды, во время дежурства в классе мне пришлось выносить мусор в контейнер. Корзина была наполнена до верху бумагами, обёртками от конфет, коробочками от соков. Я заметила, что этот мусор был набран в нашем классе за 5 уроков. Стало интересно, а, сколько же по школе мы его набрали!? По дороге из школы на улицах нашего города я увидела вот такие картины: мусор на дорогах, в скверах, парках, и спросила: «Что можно сделать, чтобы на улицах не было столько мусора? Каждый день, вынося мусор из квартиры, я также сталкиваюсь с переполненным баком для отходов. Какова причина? Ответ на вопрос прост – только 5 машин занимаются вывозом мусора на свалку. И это в таком большом городе, как Белорецк! И, конечно же, не хватает контейнеров для мусора.
Проблема: Все улицы города, дороги захламлены мусором, большую часть которого составляют коробки, пластиковые бутылки и пакеты. Очевидно, что вывоз мусора на свалки становится не только экологически опасным, но и экономически невыгодным.
По всей видимости, городской бюджет не позволяет решить эту проблему – бытовых отходов города. В результате возникла тема исследования «Что я могу сделать с мусором?»
Определить цель исследования – значит выяснить, зачем мы её проводим. Я задала этот вопрос взрослым и себе: «Куда девать мусор? Что с ним делать? Почему мусор не убирают? А если его и вывозят в мусорных баках, то куда? Что происходит с ним в дальнейшем?»
Цель: Выяснить пути переработки и повторного использования мусора.
Задачи исследования
- Изучить литературу по утилизации мусора в разных странах;
- Проанализировать ситуацию по вывозу мусора в г. Белорецк;
- Предложить свои способы вторичной переработки бытовых отходов;
- Найти полезное применение твёрдо-бытовым отходам.
Объект исследования: твёрдо-бытовые отходы
Предмет исследования: бытовые отходы, возможность, их вторичного использования и переработки.
Участники исследования: собственная семья, семьи одноклассников, одноклассники и независимые участники.
Гипотеза исследования
Учащиеся могут внести посильный вклад в борьбе с бытовым мусором
Методы исследования
Мною использовались следующие методы исследования: изучение литературных источников, социологический опрос, анализ, анкетирование, эксперимент, наблюдение, сравнение, обобщение.
Глава1. Теоретическая часть исследования
1. Проблема городских отходов
Тема работы выбрана не случайно. Великий Нильс Бор предрекал: человечество погибнет не от атомной бомбы, бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов.
Раньше вопрос утилизации остро не стоял. Крестьяне отправляли свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, упаковки, рекламы и торговой сети. Овощные очистки скармливались или использовались в виде компоста как удобрение почвы для будущего урожая.
Переселение в города привело к изменению потребительской структуры. Продукцию стали обменивать, а значит, потребовалось ее упаковывать для большего удобства. В современном мире уже никого не удивляет вид пластиковой тары. В результате человеческой деятельности ежегодно образуются миллионы тонн различных отходов, в том числе и бытовых. Пришла пора задуматься над сложившейся ситуацией.
2. Пути решения проблемы в разных странах мира
В разных странах мира проблема сбора и утилизации мусора стоит довольно остро, но ее активно пытаются решить. Вводятся новые технологии его переработки. Проводятся социальные проекты, направленные на развитие у населения сознательного отношения к сбору и сортировке отходов. Все эти меры направлены на уменьшение загрязнения окружающей среды. Каждая страна в борьбе с мусорной проблемой имеет свои результаты и достижения.
Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый закон, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от города.
С тех пор мусор сваливали на выделенных площадках - полигонах. В результате роста городов свободные площади в их окрестностях уменьшались, а неприятные запахи и возросшее количество крыс становились невыносимыми. Тогда отдельные свалки были заменены мусорными ямами.
В конце 19 века появился первый завод по сжиганию мусора в Англии. После этого знаменательного события утилизация мусора в Европе стала осуществляться с помощью цивилизованных методов. Горы мусора, накопившиеся за счет роста численности населения и одновременного роста промышленного производства, наконец стали уменьшаться.
В Европе практика разделения мусора начала активно продвигаться в начале 80-х годов прошлого столетия. Германия стала одним из первых государств, где была применена эта практика. Сейчас система разноцветных мусорных контейнеров работает фактически во всех странах мира. В Германии сбором и переработкой мусора занимается отдельная промышленная отрасль. На специальные пункты отходы доставляются в контейнерах. В этой стране на высоком уровне поставлена воспитательная работа с населением, она закреплена законами Германии. С самого детства немцы учатся уважать окружающих, заботиться о природе и собственном здоровье. За соблюдением чистоты следят «мусорные полицейские». Разные страны прибегают к различным способам стимуляции населения к сбору и сортировке мусора. Берлинские подростки, собирающие мусор и сдающие его на переработку, получают финансовое вознаграждение. Нидерландские муниципальные власти выдают специальные купоны активным участникам программы раздельного мусора. Такой купон дает льготы на оплату коммунальных услуг и жилья. В Барселоне дети поощряются лакомствами, а взрослые – благодарностью от властей.
Япония разработала уникальную технологию уборки и сортировки бытового мусора. Отходы делятся на две категории – сгораемые и несгораемые. Отдельные баки существуют и для пищевых отходов. В сельской местности и частном секторе обустроены специальные места для сбора отсортированного мусора. Каждому виду отходов установлено свое время и день. Законом предусматривается сбор и сортировка мусора, его вывоз и переработка. Фирмы, производящие электронную и другую технику, обязаны обеспечить условия сбора и переработки произведенных ими приборов по окончании их эксплуатации. В этой стране из переработанного мусора строят даже береговые укрепления и дома.
Пилотный проект по раздельной сортировке отходов и их переработке запущен в одном из районов Рима. В Ватикане эта технология принесла ощутимые результаты. На территории Святого Престола можно найти специальные контейнеры для органического мусора, бумаги, стекла и пластика, алюминия и жести. С введением новой политики в отношении мусора, жители и сотрудники Ватикана стали задумываться, прежде чем что-то выбросить. В главных местах паломничества устанавливаются раздельные урны для металлических банок и пластиковых бутылок.
В Австралии вы не увидите на тротуаре окурок или бумажку. В этой стране также работает программа сортировки мусора. Для каждого вида отходов предусмотрены разноцветные бачки: красные предназначены для обычного мусора, в желтые складывается бумага, бутылки (вторсырье), в зеленые – растения, синие бачки предназначены для медицинских отходов. Эти бачки выставляются на улицу для вывоза в определенные дни для каждого цвета бачков. Для крупногабаритного мусора установлены специальные дни, когда его вывозят специальная техника. Для органических отходов обустроены специальные площадки.
Такое отношение к мусору также является показателем того, что эти страны являются передовыми во всем.
3. Проблема утилизации твёрдо-бытовых отходов в г. Белорецк
Какие острые экологические проблемы сегодня есть у нашего города и района?
– Белорецк, по данным Роспотребнадзора, – самый чистый город в республике по качеству атмосферного воздуха. Но увеличение автотранспорта в городе может изменить данную ситуацию, потому проблему загрязнения воздуха не стоит сбрасывать со счетов. Чистота воды в наших водоемах во многом зависит от работы очистных сооружений на предприятиях, которая порой оказывается неэффективной: складирование отходов, мойка и стоянка автотранспорта в прибрежной полосе.
Но, пожалуй, самая острая проблема, которая касается каждого, – проблема сбора и утилизации ТБО и в целом отходов производства и потребления. Около 70 процентов выявляемых Белорецким комитетом Минэкологии РБ нарушений связаны с этой проблемой. Решить ее призвана республиканская программа «Совершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами», рассчитанная на 2011-2020 годы. По данной программе каждый сельсовет, город должны разработать схему очистки своей территории от ТБО. По природоохранным, санитарным требованиям мусор должен свозиться на специализированный полигон.
Актуальна для нас проблема утилизации отходов деревообрабатывающего производства. Их появление на окраинах города нарушает природоохранное законодательство, равно как и сжигание таких отходов.
Что является камнем преткновения на пути решения данных проблем?
– Достаточно низкий уровень экологической культуры населения, нежелание решать экологические проблемы на производстве, в родном городе, микрорайоне.
Бросаются в глаза стихийные свалки на окраинах, мусор на берегах рек, состояние дороги до свалки, самой свалки. А старая свалка на 8 километре от г. Белорецк подлежит закрытию. Первым делом предстоит закрыть поступление на нее мусора.
Во всем мире отходы рассматривают как потенциальное сырье для будущего продукта – вторичного сырья, как элемент бизнеса. В городе был открыт пункт приёма вторсырья, где от населения принимают пластиковую и стеклянную тару, металлолом, бумагу и картон.
2013-й объявлен Годом охраны окружающей среды, так что запуск строящегося нового полигона будет одним из центральных событий года. Современный полигон оборудован так, чтобы не было контактов отходов с окружающей средой.
Глава 2. Практическая часть исследования.
1. Социологическое исследование
Я решила узнать, сколько пластиковой тары выбрасывает каждая семья, какие товары в пластиковой упаковке приобретаются, используются и куда девается упаковка.
Для этого я провела социологическое исследование: попросила родителей моих одноклассников ответить на вопросы моей анкеты. (См. приложение № 1)
Результаты опроса меня ошеломили! Я пересчитала расход пластиковой тары в месяц, и вот что получилось:
- пластиковых бутылок – 88 шт, объемом 2 л; 272 шт. объемом 1,5 л; 73 шт. объемом 1 л; 52 объемом 0,5 л; 16 шт объемом 0,33 л;
- пластиковых баночек из-под йогурта – 840 шт.; из-под сметаны – 346 шт.;
- пакетов обычного размера – 2982 шт.; из-под молока, кефира – 1092 шт.; больших пакетов – 788 шт.;
- пластиковых флаконов из-под шампуней и др. – 92 шт.;
Так же мной был проведён опрос учащихся нашей школы. (См. приложение № 2)
В анкетировании приняли участие 48 учащихся младших классов нашей школы. Итоги анкетирования показали следующий результат:
Вопрос 1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?
Да – 38 человек Нет – 10 человек.
Минеральная вода – 22 человека Газированная вода, соки, напитки – 20 человек
Подсолнечное масло – 20 человек Майонез – 7 человек
Кетчуп – 4 человека Питьевой йогурт – 5 человек
Творожки, тортики, лапша, картофельное пюре, рыба, салаты, халва – по 1 человеку.
Вопрос 2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?
Выбрасываем -22 человека Сжигаем в печке – 10 человек
Используем в хозяйстве – 14 человек Закапываем – 2 человека
Вопрос 3.. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?
Для посадки рассады – 14 Для хозяйства – 6 человек
Используем под молоко, квас, варенье – 5 человек
Делаем сток для воды, используем для полива овощей – 4
Делаем поделки – 3 человека
Анкетирование показало, что семьи учащихся нашей школы, покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев упаковку выбрасывают или сжигают, а также используют в домашнем хозяйстве.
На одного жителя Российской Федерации приходиться примерно
300- 400 кг бытового мусора в год. При этом масса отходов увеличивается ежегодно на 4-5%.
Я решила узнать, сколько и какой мусор выбрасывает моя семья. Мы взяли основные виды мусора, рассортировали его и взвесили. (См. приложение №2, таблица №1)
Получается, что моя семья за месяц выбрасывает 9 кг 500 г мусора. Семья состоит из 5 человек, значит, за месяц на одного человека приходится 1кг 900 г мусора, а за год примерно 693 кг.
Я провела такое же исследование и в классе. (См. приложение №2, таблица №2)
За неделю в классе накапливается 3 кг 600 г мусора, в классе 27 человек, значит, на одного человека примерно 133 г.
За месяц - 14кг 400 г, на одного человека – 530 г.
Таким образом, можно узнать примерную массу мусора в школе. У нас 24 классные комнаты, значит количество мусора в школе:
В нашей школе обучается 270 учащихся, за год на одного учащегося приходится примерно 11кг 400г мусора.
Защита исследования
Я обратила внимание на то, что в школьном мусоре в основном оказывается бумага. А ведь бумагу можно перерабатывать, сдавая её в макулатуру. Я читала, что 20% макулатуры сохраняет одно крупное дерево, а одна тонна сберегает 0,5 гектара леса. Таким образом, мне пришла мысль провести в классе акцию «Сбережём деревце». Нашу идею также подхватили другие учащиеся начальных классов гимназии. По школе мы заняли первое место по сбору старой бумаги, а я заняла 1 место по городу и получила грамоту от экологического движения «ЭКА».
В своём классе я провела «Мастер – класс» по использованию ненужных бытовых отходов. Я придумала, как можно использовать эту гору пластика. Я сделала подставку для цветка. Для ее изготовления мне понадобились: 2 одноразовых стаканчика, 1,5-литровая бутылка;- одна трубочка от коктейля; прозрачный скотч, цветные нитки, куски пластилина. Из подсчитанного мной пластика можно сделать 34 таких цветка. Кроме этого, можно изготовить:- 11 ваз для цветов;- 42 стаканчика для карандашей; 64 стаканчика для канцелярской мелочи; 30 поддонов для цветочных горшков;- 200 горшков для рассады. Такие пути выхода из данной проблемы придумала я сама. Ко Дню 8 Марта изготовила поделки из бросового материала в подарок маме. Ребятам поделки понравились и многие пожелали сделать это своими руками.
Я познакомила ребят со своей исследовательской работой «Что я могу сделать с мусором?» Приятно было, что многие ребята меня поддержали. Это было видно из анкеты. (См. приложение №3) На вопрос, стали бы вы заниматься сортировкой мусора у себя дома, ответили – стал бы -55%, уже так делаю -1%, затрудняюсь ответить-14 %, не стал бы -30%.
Прочитав научную литературу, я выяснила, что в мире взрослых существуют другие пути выхода из этой проблемы: реконструировать мусороперерабатывающие заводы;- создать новые экологически безопасные полигоны;- обновить мусороперерабатывающую промышленность.
Собраны сведения, сделаны необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Изучив теоретический материал по теме «Бытовой мусор», проведя свои исследования, я пришла к выводу: проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своей квартиры, школы, двора. Пусть с малых, но конкретных дел. Для себя я составила памятку «Что может сделать один?» (См. приложение 9)
Предложения:
Выводы.
Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме. Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся. «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать лучше и проживете дольше». (В. Солоухин «Приговор»)
Мусор загрязняет окружающую среду, ухудшает качество жизни. Поэтому решение проблем с его сбором, вывозом, хранением и использованием приобретает все большее значение для охраны природы. Для облегчения утилизации отходов необходима их сортировка. На примере своей исследовательской работы я показала, как можно вторично использовать твёрдо - бытовые отходы. Гипотеза исследования подтвердилась - учащиеся могут внести посильный вклад в борьбе с бытовым мусором. Значимость и прикладная ценность работы: научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, привить им навыки ручного труда, расширить знания об истории вещей. Никогда не забывайте, природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто.
Барсучья кладовая. Александр Барков
Ласточка. Корейская народная сказка
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Горка