АННОТАЦИЯ
Актуальность и практическая значимость выбранной темы связана с тем, что в последнее время в средствах массовой информации появилось много сообщений о неадекватном поведении подростков. Согласно мнению ученых-психологов, в основе неадекватного поведения подростков лежат многочисленные фобии.
Целью данной работы было изучить проблему фобий в подростковом возрасте, выявить причины их возникновения и найти пути решения, которые позволяют сохранить и улучшить психическое здоровье подростков. Задачами исследования стали: выявление причин и последствий влияния фобий на подростков, а также проведение анкетирования среди учащихся 13-14 лет лингвистической гимназии.
Гипотеза исследования: фобии оказывают противоречивое влияние на современных подростков.
Автором работы были использованы материалы монографий по подростковой психологии И.С. Кона и С.И. Трухиной, содержащие анализ причин развития фобий у подростков.
Новизной работы является авторское решение вопросов, связанных с противоречивым влиянием фобий на личность подростка, а также попытка систематизировать советы специалистов по преодолению фобий. По итогам анкетирования рассмотрены причины появления фобий у учащихся гимназии, проведен анализ и классификация фобий, предложены пути решения проблемы подростковых фобий.
Методом проведения исследования был выбран социологический опрос, анкетирование.
Основными этапами выполнения исследования стали:
· Начинание (определение целей, темы исследования) – сентябрь 2011;
· Планирование (анализ проблемы, постановка задач, выдвижение гипотезы, уточнение информации) – октябрь-ноябрь 2011;
· Выполнение (работа по проведению анкетирования, обработка полученных данных) – декабрь 2011 – январь 2012;
· Защита (анализ деятельности) – февраль 2012, в рамках гимназической конференции «Шаг в будущее».
Результатом исследования стали: аналитические таблицы фобий подростков, а также информационный буклет, который содержит психологические советы подросткам, страдающими фобиями. Содержание буклета отражает причины и последствия развития фобий у подростков, противоречивое влияние фобий на современных подростков.
Список литературы:
Авербух Е.С. Краткое руководство по психиатрии [Текст] – Ленинград.: Медицина, 1973, - с.128-185.
Даль, В.И. Пословицы русского народа [Текст ] В.И. Даль.- М.: Эксмо, 2004, - с. 171.
Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]: кн. для учителя/ И.С.Кон - М.: Просвещение, 1989 – с. 66.
СетьИнформ В кировские психбольницы попадают «герои нашего времени»[CD-ROM]- Режим доступа: http://www.setinf.kirov.ru/news/2005/09/20/8857
Следователи Омутнинского межрайонного следственного отдела Следственного комитета установили причину попытки суицида, совершенного подростком [CD-ROM]- Режим доступа: http://susk.kirov.ru/news/detail.php?ID=3325
Список фобий – Википедия [CD-ROM] - Режим доступа:
Тест на выявление фобий [CD-ROM] - Режим доступа: http://web.vrn.ru/center/fobiinew.htm.
Трухина С.И. Физиология высшей нервной деятельности [Текст]/ С.И. Трухина. - Киров: Киров, 1998, - с. 88-101
Вложение | Размер |
---|---|
Причины и последствия фобий у современных подростков. | 203 КБ |
Муниципальное образование «ГОРОД КИРОВ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лингвистическая гимназия» г. Кирова
Исследовательский проект
ФОБИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Выполнила: ученица 8-б класса
лингвистической гимназии
Глушкова Юлия;
учитель-консультант:
учитель первой
квалификационной категории
Бушкова Татьяна Викторовна
Киров
2011-2012
Содержание:
В последнее время в средствах массовой информации появилось много сообщений неадекватного поведения подростков (под неадекватностью психологи понимают поведение, отклоняющееся от нормы: пьянство, наркоманию, преступления, то есть не нормальное поведение). Согласно мнению современных ученых-психологов, в основе неадекватного поведения подростков лежат многочисленные фобии. Поэтому в своей работе я хотела проанализировать и исследовать проблему подростковых фобий, а также найди средства и научные технологии по решению этой проблемы.
Рамен Ролан, характеризуя гениев, заметил, что они ищут препятствия, а препятствия создают гениев. Герои сказок преодолевают тайные преграды, отправляются в тридевятые дали, проходят сквозь огонь и воду, чтобы обрести заветное. Диво дивное надо заслужить. Каждый из нас должен пройти свой путь. У кого-то он будет прямой, ровный, удобный, а у кого-то на пути встретятся разнообразные преграды и трудности. Фобии и страхи – это лишь часть преград и трудностей на жизненном пути. Человек, который научится справляться с этими преградами, преодолеет любой вираж судьбы, и если даже не станет гением, то обязательно станет самодостаточным и счастливым человеком. Я надеюсь, что моя исследовательская работа заставит задуматься многих подростков о своем внутреннем мире, о том, как сохранить свое психическое здоровье и стать счастливым
Проблема: Процесс урбанизации продолжается, все больше отдаляя человека от естественной среды обитания, ведет к усложнению межличностных отношений, интенсификации темпа жизни. Прямо или косвенно, через родителей и не только, это может неблагоприятно отражаться на эмоциональном развитии подростков, что приводит к появлению и развитию различных страхов и фобий. Многие подростки в современном мире испытывают страхи, которые рано или поздно превращаются в фобии. Как же сохранить психическое здоровье подростков?
Гипотеза: Фобии оказывают противоречивое влияние на современных подростков.
Цель: Изучить проблему фобий в подростковом возрасте, выявить причины их возникновения и найти пути решения, которые позволяют сохранить и улучшить психическое здоровье подростков.
Задачи исследования:
Основные методы:
У каждого есть тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час.
Но это всё не ведомо для нас…
Евгений Евтушенко [3;c. 66 ]
Каждый человек рождается, растет, развивается, становится взрослым, а затем старится и умирает. Весь этот путь именуется индивидуальным развитием, в котором выделяются разные возрастные периоды. В 12-14 лет наступает переломный момент, называемый «подростковый кризис». Происходит быстрый темп физического и умственного развития подростка. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, что меняет поведение, подростки становятся легковозбудимыми. В основе этого лежат гормональные перестройки. Внешне это проявляется в грубости, агрессивности, стремлении поступать наоборот, игнорировании замечаний, замкнутости, самокритичности и чувствительности к критике.
Подросток испытывает беспокойство, тревогу и раздражительность. В это время происходит рост органов, тканей, повышается интенсивность центральной нервной системы. Он самолюбив, независим, обидчив, пытается добиться «своего», а если не получается, то это приводит к эмоциональному срыву. Отрицательные эмоции: страх, тоска, ненависть угнетающе действуют на нервную деятельность и нарушают жизненные процессы в организме. В подростковый период наблюдается повышенная чувствительность к страхам. Эти страхи у подростков закладываются родителями ещё с детства: «Не иди - упадешь», «Не бери - уронишь», « Не лезь - обожжешься», «Вызову врача - он сделает тебе укол», «Сделаешь ошибку - тебе поставят двойку». Страшные сказки про Волка, Бармалея, колдуна, монстра, домовых постепенно переносятся в реальную жизнь. Персонажи фильма оживают и значительно портят жизнь еще с детского возраста. В результате таких приемов «воспитания возникают неотступные повторяющиеся немотивированные страхи.
Период перехода от детства к взрослости составляет основное содержание всех сторон развития: физического, умственного, нравственного, социального. У подростка есть стремление перейти в группу взрослых и пользоваться некоторыми их привилегиями, которых нет у детей. Развитие взрослости происходит по - разному, что формирует различные по содержанию жизненные ценности. Для одних главное книги и знания, а для других собственная привлекательность, для третьих общение с более взрослыми, приобщение к некоторым сторонам их жизни и деятельности, приобретение их качеств, умений и прав. В подростковом возрасте дети начинают осознавать свое «я». У них происходит некое противостояние с миром, которого они в глубине души боятся.[8; c.95-101]
Таким образом, каждый человек индивидуален в своих психических реакциях и поведении на протяжении всей своей жизни.
Страх – это эмоция, возникающая в случаях реальной или воображаемой угрозы существованию организма, его ценностям, идеалам и принципам. Если страхи превращаются для человека в проблему и мешают его повседневной жизни, они уже рассматриваются как фобии. Фобия (от греч. "фобос" – страх) – навязчивое неадекватное переживание страхов конкретного содержания, охватывающих субъекта в определенной обстановке и сопровождающихся вегетативными дисфункциями (например сердцебиение). Существует приблизительно 500 видов фобий.
Нет человека, который не был бы знаком с какими-нибудь страхами. Кто-то боится пауков, кто-то предпочитает ходить по лестнице пешком, а не ездить в лифте. Нет людей, которые совершенно бестрепетно идут в самолёт. Это все абсолютно нормально. Фобией это становится тогда, когда страх начинает диктовать условия жизни. Например, когда ты боишься летать на самолёте, и это заставляет тебя отказываться от важных поездок. Или, если ты постоянно опаздываешь на работу, потому что по сто раз проверяешь, заперта дверь или нет. Или ты не можешь войти в метро, поэтому выстраиваешь сложные маршруты для того, чтобы добраться до места назначения. Поэтому, когда мы видим, что наше поведение диктуется желанием избежать определенных ситуаций, когда наша жизнь рушится, потому что мы ничего не можем поделать со своими страхами – это сигнал к тому, что мы страдаем фобическим расстройством. И эти расстройства надо лечить. И чем меньше расстройство запущено, тем лучше оно будет лечиться.
В психиатрии фобией принято называть патологически повышенное проявление реакции страха на тот или иной раздражитель. Фобия — это сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определенных объектов, видов деятельности или ситуаций. Например, при наличии айхмофобии человек старается всеми силами избегать острых предметов, которыми он боится пораниться или поранить других людей. В случае развития аквафобии он боится плавать, а при клаустрофобии поднимается вверх исключительно по лестнице, так как ему страшно находится в закрытом лифте.
Краткий перечень возможных фобий у подростков:
Антропофобия - боязнь людей;
Атазагорафобия - боязнь быть незамеченным. Отсутствие внимания со стороны окружающих вводит человека в ступор и нагоняет панический страх. Не думайте, что этой фобией страдают исключительно поп-звезды. Болезнь распространена особенно среди подростков и пожилых людей;
Ателофобия - боязнь несовершенства;
Атихифобия - боязнь неудачи;
Гипенгиофобия - боязнь ответственности. Одна из самых распространенных на сегодняшний день фобий. Человек всячески пытается уйти от ответственных заданий, поручений, жизненных решений. Чаще всего это связано со слабоволием и некоторыми сопутствующими страхами.
Пейрафобия - боязнь публичных выступлений (произнесения речи, сдачи экзамена)
Рабдофобия - боязнь физического или морального наказания;
Cкоптофобия - боязнь пристального разглядывания другими;
Социофобия - страх контактов, социальных ситуаций, оценки окружающими;
Изолофобия - боязнь одиночества;
Эниссофобия - боязнь критики;
Эритрофобия - навязчивый страх покраснеть перед собеседниками. [6]
Социальные и специфические фобии
Социальные фобии начинаются в подростковом и юношеском возрасте. Причиной расстройства является страх публично совершить что-то неприличное, недозволенное. Типичные фобии: страх внезапно без оснований ударить близкого человека, страх публичной речи (логофобия), покраснения на людях (эритрофобия) и тому подобное. Страх оценивается как необоснованный, они стыдятся обнаружить его, избегают находиться в центре внимания, особенно в малых группах или в интимной обстановке. К среднему возрасту расстройство обычно смягчается.
Специфические (изолированные) фобии встречаются чаще социальных фобий, нередко начинаются в дошкольном возрасте. Фобогенным фактором может служить любой объект или ситуация: клаустрофобия (боязнь замкнутых пространств), акрофобия (страх высоты), мизофобия (страх загрязнения). Выделяют ряд нозофобий (ипохондрических) - таких, как кардиофобия (страх за сердце), канцерофобия (страх рака), спидофобия (страх СПИДа), радиофобия (страх лучевой болезни), алиенофобия (страх сумасшествия), танатофобия (страх смерти) и так далее.
Синдром включает:
В ряду фобий в подростковом возрасте особое значение имеет симптом дисморфофобии – навязчивое убеждение в нарушении пропорциональности сложения, в наличии какого-либо другого дефекта собственного тела либо в нарушении обыденных отправлений организма. Подросток мучительно переживает мнимую «уродливость» своего лица; его удручает форма его носа, чрезмерное увеличение надбровных дуг, нарушение «симметрии» лица, «выпячивание» глаз и прочее. Он постоянно рассматривает себя в зеркале, находит в нем подтверждение «обоснованности» неотступных страхов («симптом зеркала»). У девочек в 12-14 лет возникает избирательное отношение к пище. Они начинают меньше есть, объясняя это тем, что они якобы очень пополнели, что сверстники делают им по этому поводу замечания. Страх пополнеть становится настолько упорным, что без специальных медицинских лечебных мероприятий иногда просто бывает не обойтись. Этот страх порождает желание изменить свою внешность. Некоторые подростки начинают активно «самоутверждаться» через занятия спортом, аэробикой, фитнесом и другими занятиями, которые корректируют их внешность, развивают личность. Результатом таких занятий безусловно, является повышение самооценки подростка и приобретение опыта межличностных отношений. Таким образом, при появлении страхов подросток делает осознанный выбор: либо развиваться, преодолевая страхи и трудности, либо впасть в уныние, превращая страх в комплекс или в фобию. [6]***Результаты исследования представлены в таблице 2.
Причины и последствия развития страхов у подростков
Фобии у подростков могут быть вызваны разными причинами.
Одна из основных причин появления фобий - появление и развитие различных неврозов. Неврозы – функциональные расстройства, связанные с нарушением работы нервной системы, которые могут перейти в глубокие расстройства психической деятельности, то есть психозы. Кировская область стала лидером в России по психическим расстройствам, суицидам и умственной отсталости среды подростков. В Кировские психбольницы попадают «герои нашего времени». Подросток создает в своей голове образ, которому он соответствует, по его мнению. Личности, которые сейчас на слуху или в моде обычно появляются на кушетках клиник. Так был случай, когда 14-летний мальчик стал считать себя Гарри Поттером, посмотрев фильм.[4] Происходит перенапряжение процессов возбуждения и торможения. Например, при сильном волнении, каких-то жизненных неприятностях, при чрезмерной умственной или физической нагрузке. При этом уже в раннем возрасте может развиться тяжелая депрессия или невротическое состояние, в зависимости от психотипа личности. Возникают навязчивые состояния в виде страхов, хотя некоторые подростки осознают нелепость своих страхов, пытаются бороться с ними, но преодолеть не могут. [1; С.128-131]
2 причина - подростковая неуравновешенность. Она связана с особым типом темперамента. Повышенной впечатлительностью обладают меланхолики. Хроническое чувство тревоги, страха характерно для подростков с тревожно-мнительным типом характера. [1; С.138-139]Так в одной семье дочь заставляла копать землянку на даче, прослушав однажды школьную политинформацию о военных событиях в мире.
3 причина - неуверенность. Отсутствие знаний формирует неуверенность, заниженную самооценку, тревожность, неумение объяснять происходящее, что тоже приводит к фобиям. Слухи о домовых, привидениях, полтергейстах привели к тому, что два друга-подростка, приехав в гости, в деревню, и оставшись там одни ночевать, поставили на крышку подполья огромную древесную тюльку, которую не могли сдвинуть даже взрослые на следующее утро.
4 причина - Влияние родителей. Страх, беспокойство, постоянно испытываемое родителями, прямо или косвенно влияет на детей. Свою боязнь к воде мать периодически внушала сыну. Каждый раз, подходя к берегу реки, у него случался обморок, возникала истерика, хотя раньше этого не было, мальчик прекрасно плавал.
5 причина - Влияние социальной среды. У подростков, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир. В отдельных квартирах дети лишены непосредственного контакта друг с другом. У них больше вероятность появления страхов одиночества. В коммунальных квартирах много взрослых, больше сверстников, возможностей и меньше страхов. Так же сложнее всего единственным детям в семье, по отношению к ним взрослые проявляют больше опеки и беспокойства.
6 причина - Отсутствие общения со сверстниками существенно обедняет эмоциональную жизнь подростка. Он не посещает учебное заведение, боясь получить неудовлетворительную оценку, потерять авторитет, уважение среди ребят, вызвать их осуждение. Ребёнок становится замкнутым, беспокойным, мнительным, испытывает тревогу, при этом ухудшается его внутреннее состояние.
7 причина – Воздействие на психику подростка СМИ: радиопередач, компьютерных изображений, видеороликов из Интернета, телевизионных передач. Ежедневная информация о разных заболеваниях приводит к тому, что подросток находит у себя аппендицит, гастрит, бронхит, грипп и другие болезни, боясь заразиться, заболеть и получить осложнения, считает их не излечимыми.
8 причина - Внутренний, особый мир подростка: неудовлетворённость жизнью, обиды, боязнь наказаний (рабдофобия), привели к тому, что в Омутнинском районе, несовершеннолетний, совершив кражу 9000 рублей у своей бабушки, пытался свести счёты со своей жизнью.[5] Другой его сверстник, украв велосипед, и вовсе сбежал из дома.
Неразделённая любовь, страх одиночества (изолофобия) так же могут являться причинами суицида.
Как преодолеть фобии
Пути решения зависят от вида фобий. По мнению специалистов, возможны такие варианты:
Человек сам может посмотреть на то, что его пугает и что его травмирует со стороны. Однако, человек склонен к самообману. А потому часто необходим врач-психотерапевт или психолог, который назначает медикаментозное лечение. Психотерапевт погружает человека в ситуацию, которую он боится и помогает ему привыкнуть к ней. Потом эту же ситуацию они проходят с психологом наяву; [6]
Человек – многомерное, многоуровневое существо. Он старается найти оптимальное решение всего многообразного комплекса противоречий. Но он же нередко стремится нарушить состояние равновесия, выдвигая новые идеалы, новые планы. Именно в поиске разрешения жизненных противоречий и происходит самовоспитание. Только активная жизненная позиция и движение вперед помогут человеку в самореализации и оставят позади многие фобии.
Самый распространенный метод лечения фобий — постепенная экспозиция пациента объекту его страха, с использованием методов релаксации и когнитивно -поведенческой терапии. Эта техника известна как «систематическая десенсибилизация». Проще говоря, если человек боится, скажем, собак — то необходимо постепенно приближать к нему собаку, сначала — в наморднике и на поводке, потом — без намордника, а потом и без поводка. Конечно, процесс экспозиции можно начинать только после того, как психолог установил причину страха, провел комплекс корректирующих мероприятий и обучил пациента навыкам релаксации; [6]
Это значит обрести мир, мир в душе. Внутренний комфорт и эмоциональная удовлетворенность гораздо важнее внешнего благосостояния – источник счастья находится внутри нас, а не вовне. Это легко понять, размышляя над собственным опытом. Ментальная, эмоциональная удовлетворенность уменьшает физические страдания: каждый из нас знает, что даже боль стихает, когда человек поглощен какой-то интересной задачей.
Каждому человеку, в том числе и подростку иногда просто необходимо побыть в одиночестве. Обдумать спокойно план дальнейших действий, просто отдохнуть. Лучший отдых – это смена деятельности.
Советы специалистов:
Совет 1: идите путем маленьких побед. Ваши достижения, заметные порой только вам, могут создать общий позитивный настрой, дать вам возможность повысить вашу самооценку. Психологи советуют также почаще улыбаться себе в зеркало и заняться аутотренингом.
Начать работать со своим страхом стоит с признания самому себе в том, что страх есть, что это конкретно страх вождения, а никакой иной. После этого уже можно менять свое отношение к сложившейся ситуации и работать над воспитанием в самом себе уверенности.
Совет 2: разговаривая мысленно с собой, постарайтесь избегать употребления отрицательной частицы «не». Ученые уверены, что наша психика не воспринимает такое слово и тогда вроде бы отрицательная фраза «Я не боюсь» становится вполне утвердительной «Я боюсь». Попробуйте найти для самого себя правильно сформулированные установки. Возможно, для своей большей уверенности произносите их слух, если стесняетесь, делайте это наедине с собой.
Совет 3: измените фон ваших мыслей с упадническо-негативного на позитивный и постарайтесь поддерживать его в таком тоне максимально долгое время.
Совет 4: если вы боитесь конкретно какого-либо события, допустим, автомобильной аварии, попробуйте прибегнуть к методу визуализации. Мысленно «инсценируйте» опасный момент на дороге и представьте, что действуете четко и правильно, умело выходите из сложившейся ситуации. А впрочем, для «профилактики» лучше визуализируйте моменты вашего уверенного и мастерского вождения, и оно таковым и станет впоследствии.
Совет 5: поможет вам и прием визуализации, реализованный непосредственно в самих «декорациях». То есть вы можете сесть за руль автомобиля, не включая газа, постараться представить себя непосредственно в процессе самого движения, видеть, как переключаете коробку передач, набираете скорость, в нужный момент притормаживаете.
Совет 6: если, уже совсем туго и от страха избавиться не удается, попросите кого-нибудь из умелых водителей, кого-то из ваших родных или близких составить вам компанию во время поезди на авто. Возможно, присутствие рядом опытного человека поможет вам закрепить навыки, полученные в автошколе, а слова одобрения поднимут вашу самооценку и вдохнут в вас новые силы. Только привыкать к такому эскорту все же не стоит, ведь вам впредь нужно будет рассчитывать исключительно только на свои силы и умение.
Совет 7: постарайтесь изменить угол восприятия себя и учитесь правильно себя преподнести. Даже если вы только начали учиться водительскому мастерству, говорите о себе не как о неопытном, а как о набирающемся опыта водителе. Ваша собственная уверенность в себе передастся и окружающим вас людям, которые, видя такое спокойствие, станут, уважительно относится к вам, не взирая на ваши случайные ошибки.
Совет 8: вождение даже для опытного водителя зачастую вызывает состояние стресса. Увы, на наших дорогах достаточно факторов стресса. Не поддаваться стрессу – задача не простая, а может быть даже бесполезная. А вот умение максимально быстро выходить из такого нервного состояния — вполне реальное умение, освоить которое в ваших же интересах. Главное, научитесь прислушиваться к своим переживаниям, и когда ситуация на дороге сильно «натянула» ваши нервы, остановитесь, если такая возможность есть, успокойтесь и продолжайте поезду. Ведь раздраженная стрессом психика – плохой советчик и помощник.[6]
Совет 9: общайтесь. Чем больше вы общаетесь, тем больше приобретаете друзей, приятелей и опыта общения.
Совет 10. Не забывайте про русскую народную мудрость:
Результаты анкетирования среди подростков по вопросу - пути решения фобий:
Анкетирование было предложено и учителям лингвистической гимназии. Учителя предложили следующие пути:
IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования нами выбраны фобии у подростков 12-14 лет лингвистической гимназии города Кирова.
Предметом исследования являются подростковые фобии.
Респонденты исследования – учащиеся 7-8 классов МОУ лингвистическая гимназия города Кирова в количестве 100 человек.
Исследование гимназистов в возрасте 13-14лет, показало:
1 место - страх болезни близких;
2 место - страх перед «экзаменами» и страх смерти близких;
3 месте - страх войны.
«Все страхи от нереализованных возможностей»
М.Монтень
В данной работе в ходе теоретического и экспериментального исследований по теме «Фобии в подростковом возрасте» мною была сделана попытка изучить и проанализировать причины и последствия фобий у подростков 12-14 лет, проанализировать их противоречивый характер. Я пыталась описать особенности психологических технологий помощи подросткам, страдающих фобиями и дать практические рекомендации.
В работе рассмотрена проблема фобий в подростковом возрасте. Нами выявлено, что причинами для развития страхов у подростков являются: влияние социальной среды, родителей, СМИ и другие, названные выше причины. В ходе теоретического анализа литературы, нами раскрыты такие важные категории и понятия как «одиночество», «фобия», «невроз» «социальные и специфические фобии», «когнитивно-поведенческая терапия» и многие другие.
В настоящем исследовании мы попытались выявить и классифицировать фобии подростков 12-14 лет; выяснить знают ли они, что такое фобия, какие пути решения страхов они могут предложить и как самостоятельно справляются с фобиями и страхами. В ходе работы были составлены практические советы для подростков. В исследовательской работе обобщены пути решения проблем подростковых фобий.
Если не заниматься проблемой подростковых фобий сейчас, то через 5 лет согласно данным Интернета, 50% населения России будут испытывать патологические переживания по поводу фобий.
Затронутая мною тема, безусловно, имеет важное практическое значение, так как мобилизует и направляет родителей, учителей и подростков на предотвращение развития фобий, осуществляет профилактику разных страхов у подростков.
Нами выявлены и предлагаются следующие пути решения данной проблемы:
В ходе работы возникли такие противоречия:
В заключение отметим, что гипотеза исследования в ходе работы над темой подтвердилась, цель достигнута, задачи выполнены.
Тема, над которой я работала, была для меня интересна. В процессе работы возникали проблемы: правильно структурировать найденную информацию, дать свои советы по решению фобий, найти пути решения страхов, привести примеры фобий уже как-то повлиявших на жизнь реальных подростков. Возможно, в будущем эти вопросы лягут в основу моего следующего исследования.
Тест на выявление фобий
Для того чтобы определить интенсивность своих страхов, а также наличие (или отсутствие) фобий, можно воспользоваться приведенным ниже опросником, разработанным Ю.Щербатых и Е.Ивлевой. Он называется «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности»
Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы. При положительном ответе на вопрос попытайтесь оценить интенсивность возникающей эмоции по 10-бальной шкале, крестиком отметив, справа от вопроса интенсивность переживаний того или иного страха. Если вы совсем не испытываете данного страха, поставьте крестик на цифре «1».
1. Можно ли сказать, что некоторые животные (например, пауки, змеи)
вызывают у Вас беспокойство?............................................................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
2. Боитесь ли Вы темноты? ......................................................................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
3. Беспокоит ли Вас возможность болезненных изменений в Вашем
психическом состоянии?.......................................................................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
4. Насколько сильно Вас беспокоит возможность болезни близких
людей? ...................................................................................................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
5. Боитесь ли Вы оказаться жертвой преступного нападения
на городских улицах? ............................................................................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
6. Страшат ли Вас возможные изменения в личной жизни,
которые могут произойти в будущем? ................................................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
7. Знаком ли Вам страх ответственности (принятия ответственных
решений)?..............................................................................................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
8. Возникает ли у Вас чувство страха при нарушении ритма сердца или
болевых ощущениях в нем?...............................................................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
9. Насколько Вас страшит перспектива бедности?................................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
10. Пугает ли Вас неопределенность будущего?.....................................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
11. Насколько высоко Вы можете оценить свой страх, который
испытываете, когда идете на экзамен? ……….……….…...............1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
12. Тревожит ли Вас возможность войны?.............................................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
13. Часто ли посещает Вас страх смерти? ...........................................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
14. Возникают ли у Вас неприятные ощущения, когда Вы находитесь
в замкнутых пространствах (лифт, закрытая комната)?...................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
15.Боитесь ли Вы высоты? .......................................................................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
16. Боитесь ли Вы глубины? .....................................................................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
17. Боитесь ли Вы, что в случае болезни близких людей, в Вашей жизни
произойдут неблагоприятные изменения? .......................................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
18. Испытываете ли Вы повторяющийся страх заболеть
каким-либо заболеванием? …...............................................................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
19. Насколько Вам знаком страх самоубийства? ....................................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
20. Испытываете ли Вы страх перед публичными выступлениями?......1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
21. Посещает ли Вас чувство тревоги из-за агрессивного поведения
по отношению к своим близким (желания избить, нанести
повреждения, убить и т.п.)? ...............................................................1-2-3-4-5-6-7-8-9-10
После выполнения теста сложите 21 цифру, полученные по каждому страху и Вы получите интегральный показатель страха. У мужчин средний интегральный показатель страха -77.9±4.7 баллов, у женщин – 104.0±2.5 баллов.
Вы можете сравнить выраженность Ваших отдельных страхов с аналогичными средними показателями по опроснику ИСАС в группе здоровых испытуемых (11-18 лет)
№ | Содержание страха | Среднее значение |
1 | страх пауков и змей | 5 |
2 | страх темноты | 3 |
3 | страх сумасшествия | 4 |
4 | страх болезни близких | 8 |
5 | страх преступности | 5 |
6 | страх изменений в личной жизни | 5 |
7 | страх ответственности | 4 |
8 | страх за сердце | 5 |
9 | страх бедности | 5 |
10 | страх перед будущим | 5 |
11 | страх перед «экзаменами» | 5 |
12 | страх войны | 6 |
13 | страх смерти | 3 |
14 | боязнь замкнутых пространств | 3 |
15 | страх высоты | 4 |
16 | страх глубины | 4 |
17 | страх перед негативными последствиями болезней близких людей | 6 |
18 | страх заболеть каким-либо заболеванием | 4 |
19 | страх самоубийства | 2 |
20 | страх перед публичными выступлениями | 4 |
21 | страх агрессии по отношению к близким | 3 |
Показатели интенсивности страхов №1-3, 9, 14-17, 18-21 выше 8 баллов указывают на фобическую симптоматику.
Авиафобия - страх перед полетами
Аглиофобия - боязнь боли
Агорафобия - боязнь открытых пространств
Акарофобия - боязнь насекомых
Акрофобия - боязнь высоты
Арахнофобия - страх перед пауками
Батофобия - боязнь глубины
Богифобия - боязнь призраков
Буфонофобия - страх перед жабами
Гидрофобия - водобоязнь
Гемофобия - страх перед кровью
Глоссофобия - боязнь выступать на публике
Дидаскалейнофобия - страх перед школой
Иатрофобия - боязнь докторов
Изолофобия - страх одиночества
Катагелофобия - боязнь насмешек
Клаустрофобия - боязнь замкнутых пространств
Клинофобия - боязнь ложиться спать в кровать
Мусофобия - страх перед мышами
Некрофобия - боязнь смерти
Нозокомефобия - страх перед больницами
Одонтофобия - боязнь зубных операций
Офидиофобия - боязнь змей
Охлофобия - боязнь толпы
Пи Пирофобия - боязнь огня
Птеромеранофобия - боязнь летать
Рабдофобия - боязнь наказания
Ранидафобия - боязнь лягушек
Тафефобия - боязнь быть похороненным живым
Тестофобия - боязнь сдавать экзамены
Эйсоптрофобия - боязнь увидеть себя в зеркале
Карандаши в пакете
Лавовая лампа
Усатый нянь
Лягушка-путешественница
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью