Изучая историю России, мы заинтересовались какое место в нашей богатой истории занимает тот уголок страны, в котором мы родились и растем. Прикоснувшись к истокам, мы поняли, что история нашего села Стемасы является составной частью Отечественной истории, она очень богата, в ней отразились все периоды развития нашей многогранной истории. Исследовательская работа направлена на развитие любви к истории родного края, уважения к ее прошлому.
Вложение | Размер |
---|---|
stema.doc | 112.5 КБ |
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Легенда о происхождении села Стемасы…………………..……………4
Глава 2. Исследование происхождение названий села Стемасы…………….….11
Глава 3. Начальная история села Стемасы……………………………………….14
Заключение…………………………………………….……………………………19
Список использованной литературы……………….……………………………..20
Введение
Актуальность исследования. Изучая историю России, мы заинтересовались какое место в нашей богатой истории занимает тот уголок страны, в котором мы родились и растем. Прикоснувшись к истокам, мы поняли, что история нашего села Стемасы является составной частью Отечественной истории, она очень богата, в ней отразились все периоды развития нашей многогранной истории. Исследовательская работа направлена на развитие любви к истории родного края, уважения к ее прошлому.
Возрождение любви к Родине, к отечественной культуре начинается всегда с провинции. Наиболее раннее упоминание о селе Стемасы встречается в жалованной грамоте царя Михаила Федоровича казаку Харитону Семеновичу от 1620 года: «Мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси пожаловал его, Харитона, поместьем в Алатырском уезде, что ему дано из наших дворцовых сел жеребьем с. Стемасы в вотчину».
Цель работы: проанализировать и систематизировать исторические данные о истории села Стемасы.
Для раскрытия цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть легенду о происхождении села Стемасы;
- исследовать происхождение названий села Стемасы;
- познакомиться с начальнойисторий села Стемасы
Объект исследования: история села Стемасыв конце XV - XIX вв.
Предмет исследования: условия возникновения села и происхождение его названий.
Методы исследования: накопление научного материала, изучение неопубликованных и опубликованных документов по истории села СтемасыАлатырского уезда.
В основу работы положены фонды Алатырского районного муниципального архива, документы Стемасской сельской администрации, воспоминания очевидцев, личные архивы.
Глава 1.Легенда о происхождении села Стемасы
Ты не просто запала мне в душу
Стелла радость и Стелла мечта.
Ас растаял о пространстве и времени
В звездопаде с названьем судьба.
Эпос любого народа изобилует огромным числом сказаний, легенд, былин, передаваемых как в письменных источниках, так и через различные формы устного народного творчества[1].
Многие сказания живут веками, даже тысячелетиями. Большинство из них с течением времени исчезают, иногда некоторые из них всплывают вновь на поверхность Реки Времени.
Среднее Присурье очень богато различными былинами, мифами, сказаниями, что говорит о духовном богатстве проживавших здесь народов. Что остается? Обратиться к преданиям. А если их почти не слышно?Слушать лучше.А если совсем не слышно?
Слушать землю, деревья, траву. Следует прислушаться к «голосу» праха предков.Не слышно?А надо хорошо слушать. Надо слиться с родной природой и... слушать.Попытаемся. Что-то не получается?
Посмотри на себя, окружающих. Помни - они повторяют своих предков обличьем, поступками, привычками, голосом.Что?
Ага! Сердце защемило.Тогда слушай свое сердце.Сердце! Я тебя слушаю! Слушаю внимательно...
Как от сильного толчка подскочил Ас на своей лежанке. Жгучая тоска и тревога сдавили грудь. Землянка располагалась среди густых зарослей орешника невдалеке от небольшой светлой речки.
Как называлась речка? Да никак. Речка, просто речка, а вот впадала она в Большую Реку, уносившую свои воды в Итиль.
Спросить о названии своей речки было некого. В этих местах он давно жил один, а вот об Итили услышал несколько лет назад от своего деда.
Пройдя по еле заметной, протоптанной им одним тропинке несколько десятков сажен. Ас вышел к Реке. В эти предутренние часы кругом было тихо и спокойно. Усевшись на коряжину. Ас погрузился в думы. Тихо текла Река Времени...
Вот он с ребятами-сверстниками резвится на мелководье. Накупавшись вволю, гурьбой идут домой. Дома встречает его мать и с грустью и печалью в глазах гладит его по голове руками, пахнущими хлебом и молоком. «Старшенький ты мой!» В последнее время Ас стал примечать в поведении взрослых какую-то встревоженность, перерастающую в гнетущее состояние души.
Беда! Надвигалась беда на родную землю.
Откуда-то из-за гор, находящихся за Итилью, надвигалась туча кочевников, уничтожавших все живое на своем пути.
Как спасаться? Вниз по Реке лесная твердь Латор-Ош, вверх - Промзино городище. А кому мы там нужны? Здесь же все под рукой. И лес, и Река, и этот малый ручей, и небольшие участки расчищенной пашни.
Долго ждали беду, а пришла она неожиданно. В тот день они с дедом припозднились на рыбной ловле и возвращались домой с тяжелой корзиной. Не доходя до последнего поворота несколько шагов, услышали доносящийся из деревеньки шум. Внук вопросительно посмотрел на деда, поставили в кусты корзину с рыбой, стали потихоньку приближаться к домам[2].
То, что увидели, заставило на миг остановиться сердца. Несколько десятков всадников в косматых шапках на низкорослых лошадках разъезжали по одной единственной улице деревеньки из десятка хижин. Людей не было видно, а вот и они, повязанные веревками в одну длинную связку, подгоняемые плетками, уходили от родных домов. Уходили в небытие.
Ас было рванулся вперед, но дед крепко прижал его к себе. «Тихо сынок. Тихо».
Осела пыль, и старик с внуком вышли на поляну. Жутко было смотреть. Кругом лежали мертвые тела весь следующий день дед с внуком хоронили родичей. В общую могилу положили заступы, серпы, топоры и другие домашние вещи. Что будет в мире ином? А может и пригодится.
После этого, уже в другом месте, в зарослях, вдали от чужого глаза вырыли землянку, сложили очаг, соорудили лежанки, стол. Из разрушенной деревеньки перенесли оставшийся скарб и одежонку.
Так и жили вдвоем. Сколько лет прошло?
А бог его знает, кто их считал, года-то. Ас возмужал, закурчавилась борода, а дед стал сдавать. Годы, хвори, переживания, да и примитивный быт давали о себе знать.
Дед времени не терял. Каждодневно поучал внука как выжить, как Жить. Последнее время стал поговаривать Асу, что надо искать других людей.
А зачем мне это надо? Мне и с тобой хорошо.Я не вечен. А ты должен дать жизнь другим людям.Как это?Тебе нужно встретиться с другими людьми.
Наступил тот день, когда дед не смог встать с лежанки, а потом и совсем слег. «Ищи людей», - это последнее, что услышал Ас от деда. Оно прозвучало как заклинание.
Ас похоронил его рядом с могилой погибших сельчан и остался один, совсем один, наедине со своими нелегкими думами. Главным было - не как прожить. Это Ас знал. Главное заключалось в выполнении завещания деда: «Ищи людей!»
Прошло еще несколько лет. Ас не просто возмужал, он заматерел, раздался в плечах. Курчавая бородка превратилась в мощную бороду, которую он изредка подрезал, чтоб не мешала работать.
Сидит Ас на коряжине, думу думает. Светает. Первый солнечный луч скользнул по поверхности Реки. Ас проследил за полоской света и снова поднял глаза... Что-то там вдалеке покачивалось на поверхности Реки.
Через некоторое время стал различим небольшой плот в четыре бревна. Еще ближе, и Ас рассмотрел на плоту какой-то предмет. Еще ближе. Нет, это не предмет... Это человеческое тело.
Моментально раздевшись, в несколько взмахов Ас достиг плота. На нем лежала молодая женщина и не подавала признаков жизни.
Плот подтянут на отмель, и Ас осторожно переносит женщину на берег. Положил на мягкую траву. Присмотрелся. Жива! Женщина слабо застонала, произнесла несколько слов на непонятном языке. Скорее в землянку!
Надо согреть, снять мокрую одежду. На одном дыхании добежал до землянки, открыл дверь и осторожно положил свою драгоценную ношу на лежанку. Только лишь невзначай коснулся оголенного левого колена, как женщина вздрогнула всем телом, сжалась в комок. Острые карие глаза насквозь прожгли Аса, руки прижались к груди.
Ас остановился. Спросил: «Кто ты? Что с тобой случилось?»[3]
В ответ молчание. Ас переступил ногами, женщина вновь вздрогнула. «Как тебя звать?» Молчание.«Я, Ас. Ас я, а ты кто?» Ас для убедительности стукнул кулаком себя в грудь. «Я Ас!» Потом навел палец на женщину!«Как тебя звать?»
Наконец в ответ прозвучало что-то неразборчивое вроде «Стамы или Стемы». Потом более убедительно: «Стема».«Так тебя зовут Стема?» Молчание.«Пусть будет Стема! Стема! Вот возьми сухую накидку, да сама кой-чего поищи». Сказав это. Ас вышел. Опять думы.«Женщина. Откуда она? Как ее звать?По-нашему не понимает, да и имя-то какое-то непонятное- Стема».
Ас пытался вспомнить молодых женщин, которые раньше жили в его деревне. Нет. Эта другая. Среднего роста, аккуратная фигура, взгляд пронзительный, скулы чуть выпуклы, смахивает на калмычку. Вся какая-то строгая, собранная.
Постучал в дверь, немного помедлив, вошел. Стема, так он стал ее звать, сидела на той же лежанке, но уже поменяла мокрое белье. Ас посмотрел на нее, задумался. Потом стукнул себя кулаком в лоб. «Ведь человек в доме, ведь гость же. Надо угощать».Достал котелок сваренной с вечера ухи, миску с жареными грибами, глиняную корчагу с медом диких пчел. Хлеба не было. Ас не занимался хлебопашеством и не держал домашний скот. Жил-то ведь один. Река кормила. Все это выставил перед Стемой. Та и бровью не повела.
Постоял, переминаясь с ноги на ногу, потом вышел. Постоял, подумав, потом пошел в сторону одичавшего деревенского сада. Набрал туесок малины и вернулся. Стема сидела на прежнем месте, еда не тронута.«Стема! Поешь. Ведь ты наверняка голодна. Вот я тебе и малинки принес». Молчание. «Ешь уху, она с сомятиной», - и еще ближе пододвинул котелок.
Стема глянула на аппетитное варево, потом глазами пошарила по столу. «Что? Чего-то не хватает? Ах! Чего жея, дуралей, потчую тебя, а ло>кку-то и не подал. Быстро достал с полки чистую лоЖку и отер ее еще раз тряпицей. Дед приучил Аса к чистоте, порядку и опрятности. «От грязи быстро умрешь».
Стема продолжала молчать. Ас зачерпнул ложкой ухи с куском сомятины и осторожно поднес к губам Стемы. Ноздри ее вздрогнули, уловив Живительный запах. Стема сглотнула слюну и внимательно посмотрела на Аса. «Поешь, говорю». И, наконец, осторожно взяла ложку в руку.«Меня боишься. Так я выйду. А ты поешь».
Ас вышел, притворил дверь землянки. Задумался. Вспомнил наказ деда «Ищи людей». Чего же теперь искать? Вот человек. А как дальше быть? Нашел - береги. Не теряй. А как ее «не терять?». Вон жирная сомятина, а не ест.
Ас вернулся, слегка приоткрыл дверь, и вздох облегчения вырвался из груди. «Поела, поела, умница моя». Поела и, свернувшись калачиком, уснула на лежанке.
Ас тихо подошел к спящей и укрыл ее накидкой, а потом тихо вышел. Что-то заволновалось в груди. Поела. Не убежала. Уснула. Пусть отдыхает.
Ас почувствовал, как на него свалилась новая забота и ответственность за появившегося около него человека.
Она устала, ей надо подкрепить силы, а значит и хорошо питаться. Отошел от землянки, открыл крышку погреба -ледника и достал замороженный кусок кабанятины. Порубил его на куски и замочил в ключевой воде с добавлением одному ему известных трав. Разложил Жаркий костер из сухих валежин и, как только нагорели угли, подвесил над ними нанизанные на вертела куски кабанятины. Потом в котелке вскипятил целебного взвара.
Время пробежало незаметно и, когда вернулся к землянке, то обнаружил, что дверь открыта. Стемы на лежанке не было. Все закружилось в голове. «Потерял, не успев найти»[4].Выдохнул с шумом воздух. Прислушался. Показалось что ли?Никак всплеск воды в ручье. Пошел на шум. Сделал несколько шагов и обмер.
Вот она, Стема, стоит на песчаной отмели. Обнаженное тело отливает золотом под лучами заходящего солнца. Стройная, престройная. Вся какая-то воздушная. На левом бедре шрам - кто-то поранил или где-то упала.
Ас потихоньку отступил на прежнее место: «Захотела б сбежать - ушла бы, а коль плещется в воде - значит придет». Пришла. Отдохнувшая, умытая. Посмотрела на приготовленное угощение - благодарно улыбнулась, что-то пролепетала. Уселись друг против друга и медленно приступили к трапезе. Сочное мясо запивали остывшим взваром с добавлением меда. Долго ужинали, спешить некуда, молчали. Каждый думал о своем. Ас думал о наказе деда «Ищи людей».
«Кажется, все сбывается. Вот нашел, а что дальше?»Стема думала о своем счастливом спасении, расставании с близкими и о нем - этом бородаче. «С виду страшен, а душа добрая. Вон почти ничего не ест, все ей подкладывает лакомые кусочки. И не трогает. Добрый».
И наступил день, когда они поняли, что нашли друг друга. Теперь они уже усаживались на одну общую скамью. Ас нежно обнимал свою Стему и вдыхал исходивший от нее нежный духмяный аромат. Голова кружилась, «Стема, Стемушка ты моя»! Осенний ветер кружил падавшие листья. Вскружил и их.
Прошла зима, весна промчалась, И в первый летний теплый день К ним в домик счастье постучалось. Родился сын, продлилась Жизнь.Сына назвали Иванко.
За год совместной Жизни научились понимать друг друга. Стема быстро осваивала язык Аса, да и он оказался хорошим учителем.
Как-то наводя порядок в доме, Стема обнаружила большой глиняный кувшин, до краев насыпанный крупными зернышками. Это были семена ржи. Было смутное воспоминание и представление, что это такое.
Ас подготовил небольшой участок заброшенной земли, и появились всходы. А вскоре у них появились и соседи. Две семьи, бежавшие от притеснений и безземелья, набрели на Аса. Вместе посоветовались, и решили возрождать деревню сообща.
С утра до вечера валили и корчевали деревья, вырубали кустарник. Готовили лес. Он ведь был рядом. У переселенцев было две лошади, корова, бычок и немного мелкого скота.
Во вновь построенном доме зазвенели детские голоса. Вслед за" Иванко появились еще две дочки.
Быстро летело время или медленно, но Жизнь брала свое. Выше по течению речки обосновал свой поселок эрзянский род. Мордва-эрзя звали Реку Сурой. По-мордовски сор\сур означает разветвление, ветвь, приток реки.
Незаметно, как быстрые птицы, пронеслись годы. Как-то весной к вечеру Иванко вернулся не один, а привел в дом белокурую голубоглазую эрзяночкуОву. Подошли к родителям, встали на колени и попросили благословения. Заплакала Стема, вспомнив свою молодость, но благословение детям дала.
Иванко с Овой присмотрели себе новое место для строительства Жилья. Оно располагалось выше по течению Суры, так же как и здесь, на берегу небольшого ручья.
Стема и Ас дали название речке и селу Стемасы, а Иванко и Ова - селу Иваньково. Так оно есть и на самом деле. Стемасы старше Иванькова.
Глава 2. Исследование происхождений названий села Стемасы
Село Стемасы расположено в трех километрах от южных улиц города Алатыря.
Мало сказать: «Село имеет богатую древнюю историю».
Село уникально по своему месторасположению. Природа создала здесь все необходимые условия для Жизни человека. Река Сура с ее многочисленными притоками, множество стариц и озер в пойме. Леса, полные зверей, птиц, грибов и ягод. Хорошие черноземные земли.
По крутым Сурским берегам при входе в них Гремучего оврага издревне селились люди.
Ближе к городу Алатырю у подножья Караульных гор протекает речка Стемас. Именно это пространство на протяжении около двух верст между речкой Стемас и Гремучим ручьем на дне Горелого оврага по левому крутому берегу Суры и было многие века тому назад освоено людьми.Речка протекала вблизи сторожевого места. Сторожевое место, Сторместо, Стоместо, Стемас. Это можно принять за одну из рабочих версий определения названия села Стемас.
В начале XIII века Присурские территории подверглись татаро-монгольскому нашествию, и жизнь здесь замерла. Потребовался длительный период для того, чтобы здесь снова возродились поселения. Все это подтверждает проживание на нашей территории людей за столетия до прихода в эти края войск Ивана Грозного.
Представления и разговоры о том, что земли по левобережью Суры пустовали и не были заселены людьми, мягко говоря, являются ошибочными. Набеги кочевых татарских и нагайских орд продолжались. На стратегических возвышенностях и услияниях рек строились «лесные тверди». В письменных источниках XV-XVI веков сохранились сведения о том, что « В среднем течении реки Суры, в устье реки Алатырь находилась лесная твердь» - городище «Латор Ош»…, задолго до казанского похода Ивана Грозного в нашем крае были небольшие лесные поселения».
По другим источникам, «Возникновение этого города (Алатырь) Чувашское предание относит ко времени до овладения русскими Казанью.В старину на месте города, гласит оно, стояла татарская деревня Ала ту. Туда прибыл Иван. Грозный, отогнал татар и велел поставить город»[5].
Эти лесные поселения не могли обходиться без передовых сторожевых застав-дозоров. В районе этих лесных поселений находилось большое войско, которое и называли «сто масс». Отсюда и пошло название села Стемас.
В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля слово стем означает – малый[6].
Малым называют то, что является незначительным по величине, размеру, росту, длине и т. п. наверно, село было небольшое по размеру.
Малым называют то, что является незначительным по количеству, наверняка численность населения села была незначительной.
Дела, цели и т. п. называют малыми, скорее всего, подразумевают вовлечение небольшого количества людей, ресурсов и т. п. в какие либо дела в селе.
Если вы делаете что-либо с малых лет, значит, вы делаете это с детства. Наверняка жители с малых лет занимались хлебопашеством, рыболовством, скотоводством.
Еще одно значение слово «стем» - морской термин форштевень, волжское; в словаре Даля оно означает прочный брус по контуру носового заострения, на котором замыкается наружная обшивка набора корпуса судна. В нижней части форштевень соединяется с килем. На стальных судах форштевень кованый, литой или сварной; на деревянных судах форштевень, обычно составленный из нескольких частей, оковывается стальной полосой.
Скорее всего это связано с родом деятельности сельчан, рыболовством, которые на судах выходили ловить рыбу и обеспечивали себя пропитанием.
Нельзя исключить, что в основе названия села Стемас лежит румынское слово stema - «герб», «корона», «драгоценный камень», «звезда (на лбу)». В этом случае село Стемас могло получить свое название, как имеющее, какую либо отличительную черту.
Однако следует отметить, что компонент «мас» встречается во многих кавказских словах. Поэтому не исключено, что название Стемасбыло образовано из двух слов: «сөт» - «молоко, молочный» и «мас» - «удача, везение». Такое название могли дать селу в надежде, что оно станет счастливым для его жителей.
Глава 3. Начальная история села Стемасы
В книге «Алатырский район - прошлое и настоящее» о селе Стемасы написано следующее; « Наиболее раннее упоминание о селе Стемасы встречается в Жалованной грамоте царя Михаила Федоровича казаку Харитону Семенову от 1620 года, в которой говорилось: «Мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси пожаловал его, Харитона ... поместьем в Алатырском уезде, что дано из наших дворцовых сел Жеребьем села Стемаса в вотчину»[7].
Существующим правилом датой основания поселения считается первое печатное упоминание. В данном случае это 1620 год и поэтому 2000 год с полным основанием можно считать 380-летием села Стемасы. Но коли село 380 лет назад дали Харитону Семенову в вотчину, то само собой разумеется, оно существовало под этим названием и раньше, можно также предположить, что у него были и другие, более древние названия.
С 1620 года село расширяется, увеличивается число дворов, под пашни отводятся новые угодья. Практически все земли до города Алатыря были приписаны к селу Стемасы.
Часть земель наделялась в пользование служилым людям. Отдельные участки находились во владении воеводской канцелярии. К ним, в первую очередь, следует отнести Воеводские луга, расположенные от восточной оконечности Караульных гор и в сторону реки Суры.
Стемасы приглянулись и Киево-Николаевскому Новодевичьему монастырю основанному в 1639 году. Этот монастырь пользовался особым вниманием и милостью русских царей и цариц, начиная с царя Михаила Федоровича и кончая Императрицей Марией Федоровной и Великой княгинею Еленой Павловной. Усердие их к обители проявлялось в разных дарах, присылаемых в монастырь, и в личном посещении монастыря.
Так, царем и великим князем Михаилом Федоровичем, пожалованы были монастырю,богослужебные книги, колокола, мельничное место на рекеСтемасе, заводь Старица для рыбной ловли на Суре ...»[8].
Большие испытания надолю стемасцев выпали в 1670 и году во время восстания Степана Разина. Один из отрядов повстанцев, посланный Разиным из Симбирска во главе с атаманом Максимом Осиповым, выдававшим себя за царевича Алексея 4 октября 1670 года пройдя через село Стемасы и, поднявшись на Караульные, горы, остановился на пологой возвышенности в сторону реки Суры. Впоследствии это место получило название - Стеньки Разина гора. Предание связывает с этим легенду о том, что в ее недрах повстанцы спрятали богатый клад, который до сих пор еще не найден.
Поговаривают, что недавно летом кто-то нашел этот клад. Клад - это не всегда деньги.
4 октября город Алатырь « был взят и сожжен; воевода Акинф Бутурлин с Женою и детьми и дворяне, запершиеся в соборной церкви, все сгорели»[9].
Алатырь и его близлежащие села в 1671 году были восстановлены, «но с этих пор прежнее значение города как укрепленного оборонительного пункта, переходит к Симбирску»[10].
В 1 708 году в России осуществляется деление нагубернии. Село Стемасы в составе Алатырского уезда включается в Нижегородскую губернию. В 1722 году Алатырь становится главным городом Алатырской провинции. К работе в провинциальной канцелярии привлекается большое число служащих. Многие из них получают земельные наделы в селе Стемасы и становятся помещиками.
Мирная Жизнь стемасцевв1774 году была нарушена Пугачевским восстанием. Пугачев подошел к Алатьрю со стороны Курмыша 24 июля. Огнем была уничтожена древняя крепость. «Среди алатырцев сохранилось предание, что против собора под дубом была выстроена виселица, на которой Пугачев вешал дворян и помещиков, не хотевших ему присягать. Много было перевешано и перебито дворян и чиновников. В числе убитых в городе Алатыре значатся: премьер-майор Роман Грабов с женой Екатериной»[11]. Не от них ли пошел старинный род Грабовых, потомки которого и поныне живут в селе Стемасы.
12 декабря 1796 года село Стемасы вместе со всем Алатырским уездом включается в Симбирскую губернию.
Вот как описывалось село Стемасына конецXVIII века: «Земля грунт имеет иловатый, из посеянного на ней хлеба лучше родится рожь, овес, греча, а прочие семена и сенные покосы травою против других мест средственны. Крестьяне состоят на хлебопашестве. Женщины сверх полевой работы упражняются в домашних рукоделиях, прядут лен, посконь и шерсть, ткут холсты и сукна ... В селе было 246 дворов, в которых насчитывалось по пятой ревизии с (1795 года) 839 душ мужского и 870 душ Женского полу»[12].
На протяжении столетий в селе Стемасы соседствовали два основных вида собственности. Это удельное землевладение и помещичьи наделы. Периодически часть удельных крестьян переселялась в другие села. В начале XIX века село Стемасы являлось наиболее крупным населенным пунктом Алатырского уезда. На стемасских землях располагалось более 50 поместий.
«Из краткого описания дач для генерального межевания известно, что в Стемасах действовал винокуренный завод помещика И.В. Жадовского, производивший для поставки в Курмыш 3000 ведер вина в год. Графиня В.П. Разумовская владела 570 душами в селах Стемасы и Иваньково. В 1835 году в селе Стемасы упоминается титулярная советница Шульговская. Интересно проследить рост числа дворов в Стемасах. В 1795 году было 246 дворов при 1709 человек Жителей, в 1880 году - 328, в 1897 - 382, в 1913 - 463, в 1924 - 603 двора».
За 130 лет наблюдений число дворов в Стемасахувеличилось в два с половиной раза. Население его приближалось к трем тысячам человек. Для сравнения по состоянию на 1911 год: «население Чебоксар составляло 5521 человек, Ядрина 3198, цивильска - 2075, Алатыря 25477 человек»[13].
Дальнейшее расширение села сдерживалось переселением удельных крестьян из села Стемасы в другие места.
С середины XIX века в Стемасах начинается возделывание махорки, что сыграло большую роль в развитии земледелия, совершенствовании товарно-денежных отношений и укрепленииэкономики села.
Разведение махорки из Стемас распространилось на соседнее село Иваньково, а затем и Кувакино, махорку начали выращивать и на приусадебных участках в городе Алатыре. Позднее в поселке Восход на землях, ранее приписанных к селу Стемасы, был образован специализированный махорсовхоз «Стемасский».
С учетом возникшей сырьевой махорочной базы в Алатыре в последующие годы была образована заготовительная база «Табаксырье» и Алатырская махорочная фабрика.
Из-за высокой плотности населения и связанным с этим малоземельем часть Жителей села после отмены крепостного права стала заниматься лесозаготовками и отхожими промыслами. «В 1896 году стемасские крестьяне выезжали в качестве грузчиков в Ростов-на-Дону и в хутор Калач»20.
Жители села, где бы они не находились, всегда старались вернуться домой на свой престольный праздник - Михайлов день.
В 1 863 году, учитывая традиции удельного землевладения, стемасские крестьяне перешли в разряд государственных.
История села Стемасы необычна и имеет связь с событиями, отстоящими от него на тысячи километров. Казалось бы, что общего у Стемас и Польши? Оказывается, есть. И эту общность подтверждают люди, носящие фамилии Акуловских, Тархановских, Половских, Яблонских, Беловодских.
Дело в том, что в 1863-1864 в Польше, входившей в то время в состав Российской империи, произошло восстание. Тысячи Участников восстания были вывезены в Сибирь. А одна из партий переселенцев застряла в Алатырском уезде и была определена на постоянное место жительство в селоСтемасы. В своем большинстве это были грамотные люди, среди них было много шляхтичей, то есть людей дворянского происхождения. Все они были определены к работе на земле. Появление в селе нескольких десятков грамотных Жителей оказало положительное влияние на интеллект жителей.
Стемасы второй половины XIX века следует отнести к числу сел с относительно грамотным населением. 7 сентября 1873 года в селе открыто мужское начальное народное училище. «В 1875 году в училище обучалось 30 мальчиков. Училище содержалось за счет сельского общества».
В апреле 1883 года в Стемасах произошел сильный пожар, который нанес значительный ущерб. В числе сгоревших было и только что построенное земством здание училища. Наряду с восстановлением Жилищ стемасцам пришлось заново строить школу. «По данным на 1897 год в селе СтемасыАлатырского уезда значится уже земское училище»[14].
«Илья Николаевич Ульянов, будучи инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии, многократно приезжал в Алатырский уезд проверять работу школ и знакомиться с деятельностью учителей. ... «В Стемасском училище, читаем о отчетах директора народных училищ (за 1879 год), обучается 21 человек. Школа темна, учиться Желающих много, поэтому многим отказывают. Хорошо поставлено в школе чтение. Учитель Алексей Пластов, окончивший духовную семинарию, работает усердно».
Конец XIX - начало XX века для села Стемасы характеризуется подъемом земледелия, развитием переработки продуктов сельского хозяйства и торговли. От выращивания махорки стемасцы перешли к ее переработке и продаже на рынках Алатыря и других городов. Сооружаются мельницы, крупорушки, маслобойки, кирпичный завод.
Заключение
В 2000 году, к 380-летию села Стемасы была издана книга «Стемасы», из серии Алатырский район – прошлое и настоящее. В ней рассказана история села Стемасы. Наша работа –попытка проанализировать существующие исторические источники, заглянуть в далёкое прошлое своего села. В результате проведенного исследования нам удалось выяснить следующее:
Отличительной чертой жителей этого села всегда была большая тяга к труду и стремление «жить и работать лучше других» дошло до наших дней.
Список использованной литературы:
[1] Кирсанов В.Н., Кирсанов А.В. Стемасы.- Алатырь., РГУП «Алатырский издательский дом», 2000. – с.7
[2]Кирсанов В.Н., Кирсанов А.В. Стемасы.- Алатырь., РГУП «Алатырский издательский дом», 2000. – с.9
[3]Кирсанов В.Н., Кирсанов А.В. Стемасы.- Алатырь., РГУП «Алатырский издательский дом», 2000. – с.10
[4]Кирсанов В.Н., Кирсанов А.В. Стемасы.- Алатырь., РГУП «Алатырский издательский дом», 2000. – с.13
[5]Кирсанов В.Н., Кирсанов А.В. Стемасы.- Алатырь., РГУП «Алатырский издательский дом», 2000. – с.16
[6]Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.- М.: Изд. "Цитадель", 1998 г.
[7]Алатырская старина. Сборник исторических очерков В.Э. Красовского. – М.: ГП «КНИСС», 1995. - с. 13-14
[8]Алатырская старина. Сборник исторических очерков В.Э. Красовского. – М.: ГП «КНИСС», 1995. - с. 68
[9] Там же с.-15
[10] Там же. С. - 16
[11]Алатырская старина. Сборник исторических очерков В.Э. Красовского. – М.: ГП «КНИСС», 1995. - с. 20.
[12]Алатырский район-прошлое и настоящее. – Алатырь: Алатырская типография, 1997. – с. 118-119
[13]Иванов В.П. Расселение и численность чувашей. - Чебоксары, 1992.– с.16
[14] Иванов В.П. Расселение и численность чувашей. - Чебоксары, 1992. – с.120
Ласточка
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Мост Леонардо
Красочные картины Джастина Геффри
Ах эта снежная зима