При выполнении работы Валерия обращалась к теоретическим сведения из области лингвистики, языкознания, литературоведения.
Теоретическая и практическая части исследовательской работы опираются на экспериментальные данные лингвистической теории содержательности звуковой формы в языке.
Своим исследованием, опросом, проведённым среди одноклассников, Валерия подтвердила гипотезу известного лингвиста А.П.Журавлёва о том , что не только слова, но и звуки обладают значимостью.
Ученица проявила творческий подход к исследуемому материалу: изготовила из пластилина наглядный материал к анализируемым стихотворениям, а также использовала компьютерные технологии при создании иллюстраций.
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetovaya_znachimost_zvukov.doc | 99.96 КБ |
zvuk_i_tsvet_v_proizvedeniyakh_pisateley_-_kopiya.pptx | 1.19 МБ |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Исследовательская работа на тему:
«Цветовая значимость звуков»
Выполнила Могильная Валерия,
ученица 9 «А» класса.
Руководитель: Рыхторова В.М.
Введение
"Я взвесил звук,
измерил и расчислил,
В загадку слова хитростью проник.
И умное злодейство я замыслил -
Предать железу
свой живой язык..."
(А. Журавлёв)
Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.
Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в котором так раскрасил звуки:
А - черный; белый - Е; И - красный; У - зелёный;
О - синий: тайну их скажу я в свой черед...
Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он считал, И - синим, У - ярко желтым, А - красным. Немецкий лингвист А. Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красный, О - пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым. Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуги.
Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые звукоцветовые соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что звуковые связи - следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей?
На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь "звук речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный феномен.
Проблема.
Я много читаю. Недавно познакомилась с книгой Александра Павловича Журавлёва «Звук и смысл». Автор написал её , основываясь на экспериментальных данных лингвистической теории содержательности звуковой формы в языке. Данная теория заинтересовала меня. В процессе чтения я представляла, как каждый цвет находит своё место в литературных произведениях.
Цель.
Я поставила перед собой цель: полученные результаты сравнить с результатами Журавлёва и доказать, что каждый звук имеет цветовую окраску. В своей работе я акцентировала внимание на гласных звуках.
Результаты опроса учащихся 9 «а» класса
А- розовый, красный, оранжевый, красный, красный, золотой, фиолетовый, оранжевый, оранжевый, красный, красный, алый, алый, коричневый, малиновый, зелёный, зелёный, голубой, бурый, синий.
А- красный
Е- зелёный, красный, зелёный, фиолетовый, зелёный, оранжевый, оранжевый, зелёный, коричневый, синий, зелёный, синий, зелёный, красный, зелёный, желтый.
Е-зелёный.
Ё - жёлтый, голубой, красный, голубой, жёлтый, жёлтый, жёлтый, синий, зелёный, малиновый, красный, жёлтый, жёлтый, зелёный, жёлтый, голубой.
Ё-жёлто-зелёный.
И - жёлтый, розовый, голубой, синий, белый, голубой, голубой, оранжевый, оранжевый, серый, зелёный, синий, голубой,голубой, синий.
И-голубой.
О - белый, жёлтый, чёрный, голубой, белый, жёлтый, жёлтый, белый, оранжевый, белый, белый, белый, белый, белый, белый.
О-белый.
У-коричневый, фиолетовый, жёлтый, оранжевый, серый, фиолетовый, желтый, оранжевый, салатовый, серый, фиолетовый, желтый, оранжевый.
У-фиолетовый.
Ы-чёрный, синий, серый, бордовый, чёрный, чёрный, чёрный, чёрный, синий, чёрный, чёрный, фиолетовый, чёрный, фиолетовый, черный.
Ы-чёрный.
Ю-красный, фиолетовый, голубой, фиолетовый, зеленый, фиолетовый, фиолетовый, голубой, голубой, голубой, голубой, голубой,
Ю-голубоватый.
Э-голубой, сиреневый голубой, сиреневый, жёлтый, коричневый, коричневый, голубой, голубой, серый.
Э- светло голубой.
Я-коричневый, малиновый, красный, салатовый, голубой, розовый, жёлтый, красный, красный, розовый, розовый,красный, розовый, розовый, розовый, розовый.
Я-розовый.
Многие эксперименты, проводимые А.П.Журавлёвым, с тысячами информантов показали, что в подавляющем большинстве испытуемые окрашивают, по крайней мере гласные, вполне определённо. Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных - А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной , Е - чётко зелёная, а И - определённо синяя. Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная.
Лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными, опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А физики главными считают соответствующие этим гласным цвета, потому что их комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная фотография, цветное телевидение.
Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей: цветовое устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия главных цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки О, А, Е, И наиболее частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в свою очередь, прослеживается связь: название определённого цвета содержит соответственно "окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую важную - ударную позицию: красный, синий.
Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми они связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь больше разброс мнений испытуемых. Так, У - ассоциируется с тёмными оттенками синего цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками синего цвета, но со светлыми: голубым, светло-сиреневым.
Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е, а по звучанию с О. И в цветовом отношении она вполне определённо располагается между жёлтой О и зелёной Е, примерно половина испытуемых называет её желтой, а половина - зелёной. Так что Ё - светлая жёлто-зелёная.
А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается как более светлая и яркая.
Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световой характеристике. Если О - звукобуква света, то Ы - звукобуква мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно дают самые тёмные характеристики - темно-коричневая, чёрная.
Букву Э А.П.Журавлёву пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же звук, который в большинстве случаев передаётся буквой Е, звукобуква Э по ответам испытуемых не ассоциируется с определённым цветом. А поскольку и встречается Э в текстах крайне редко (гораздо реже всех других гласных), то при дальнейшем анализе текстов её решено было не учитывать.
Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно закреплены в подсознании. Есть испытуемые, которые во всех экспериментах показывают чёткие и единообразные результаты, совпадающие с "коллективным мнением" всех опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных экспериментах разноречивы, неустойчивы, и по их ответам никакой определённой окраски звуков не прослеживается. Важно, что большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом, хотя почти никто этого не осознаёт.
Результаты А.Журавлёва.
Звукобуквы | Цвета |
А | густо-красный |
Я | ярко-красный |
О | светло-жёлтый или белый |
Е | зелёный |
Ё | жёлто-зелёный |
И | синий |
Э | синеватый |
У | тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, тёмно-лиловый |
Ю | голубоватый |
Ы | мрачный тёмно-коричневый или чёрный |
Заинтересовавшись работой А.П.Журавлёва, мне захотелось проанализировать известные стихотворения двух знаменитых писателей: А.С.Пушкина «Зимнее утро» и М.Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко».
Для начала я решила узнать, совпадают ли результаты опроса моих одноклассников с результатами знаменитого лингвиста.
Эксперимент состоял в следующем: ребята получили цветные карточки, на которых они должны были написать ассоциирующиеся с каждым цветом звуки. Мнения совпали полностью. Разница была лишь в том, что у Журавлёва цвет описан с оттенками.
В стихотворении Пушкина нужно было подсчитать количество звукобукв: а, о, е, и, ы, т.к. их больше всего встречается в произведении. А-21, о-17, е-20, и-11.Следовательно,основные цвета- красный, зелёный, белый, голубой. Звуковой тон стихотворения яркий, светлый, радостный, нежный. Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет. Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей. Поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении.
Иллюстрация №1(пластилин)
В стихотворении Лермонтова нужно было подсчитать количество звукобукв: а, о, е, и, д, р. А-17, о-17, е-15, и-10, д-18, р-21. Звуковой тон стихотворения тёмный, мрачный, местами бледный, серый. Ярких и светлых гласных звуков в этом стихотворении значительно меньше, зато в нём доминируют д ,р, которые по данным Журавлёва несут напряжённость, тревожность, мрачность. Звуки в этом стихотворении создают определённую содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, поддерживающую содержание текста ,подчёркивающую одиночество поэта.
Её цвет- тёмно-серо-зелёный. Иллюстрация №2(пластилин)
Здесь применяется аллитерация-это приём звукописи, заключающийся в повторении или близких по звучанию согласных звуков.
Проанализировала подобным образом следующие стихотворения: Сергей Есенин «Воздух прозрачный и синий», Арсений Тарковский «Сирени, вы, сирени», Арсений Тарковский «Дождь», Андрей Вознесенский «Пожар в архитектурном». Используя компьютерные технологии, создала иллюстрации к данным стихотворениям.
Сергей Есенин: «Воздух прозрачный и синий», цвет- ярко- синий.
Арсений Тарковский: «Сирени, вы сирени», лилово-белый.
Арсений Тарковский: «Дождь», цвет тёмный, сине-зелёный.
Андрей Вознесенский: «Пожар в архитектурном», цвет тёмно-красно-коричневый.
Вывод:
Я доказала, что не только слова, но и звуки обладают значимостью, а также увидела, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи.
Да, поэты могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол и зажигают эту радугу в своих стихах. Их поэтический талант включает в себя поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.
Используемая литература:
1. А.П. Журавлёв "Диалог с компьютером". "Молодая гвардия", 1987 год.
2.А.П.Журавлёв «Звук и смысл», «Просвещение»,1991 год.
3. Сборник стихотворений А.С.Пушкина.
4. . Сборник стихотворений М.Ю.Лермонтова.
Слайд 1
Звук и цвет в произведениях писателей.Слайд 2
Сергей Есенин: «Воздух прозрачный и синий»
Слайд 3
А.Вознесенский: «Пожар в архитектурном»
Слайд 4
А.Тарковский: «Сирени, вы сирени»
Слайд 5
А. Тарковский: «Дождь»
Сочини стихи, Машина
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Привередница
10 осенних мастер-классов для детей
Любимое яичко