Каслинское чугунное художественное литье является визитной карточкой Южного Урала. Как же мог человек так «укратить» металл? Кто эти великие мастера? Как складывалась их судьба?
Существует достаточно большое количество источников, по которым можно восстановить историческое прошлое. Особое место занимают литературные памятники. В этом смысле достаточно интересными являются сказы нашего земляка Павла Петровича Бажова. Среди них есть и сказ о каслинских мастерах «Чугунная бабушка». Но можно ли использовать его как исторический источник? Насколько достоверна информация, указанная в нем?
Целью данной работы является попытка анализа сказа П.Бажова «Чугунная бабушка» как исторического источника. В связи с поставленной целью были выделены следующие задачи:
Исходная гипотеза исследования: сказы П.П.Бажова могут быть использованы в качестве исторического источника.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
1. Большинство информации, указанной в сказе П.П. Бажова «Чугунная бабушка» нашло свое подтверждение в иных материалах, носящих не литературный характер.
2. Некоторое расхождение фактов объяснимо тем, что сказ окончательно оформляется в годы Великой Отечественной войны, и писатель показывает немцев главными притеснителями мастеров. Правда, хозяева-иноземцы показаны в смешном и нелепом виде.
3. Изучив биографию автора сказа, мы можем сказать, что сам Павел Петрович Бажов уделял большое внимание достоверности работы.
Сказ «Чугунная бабушка» может быть использован как исторический источник
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_p.bazhovu.doc | 104 КБ |
Сказы Павла Петровича Бажова как исторический источник
на примере сказа «Чугунная бабушка»
Автор: ученица 6В класса
МБОУ СОШ г. Снежинска
Маленьких Наталья Алексеевна
Научный руководитель: учитель истории, обществознания и МХК
МБОУ СОШ №121
Михайлова Ольга Войтеховна
Снежинск
2013
Содержание.
2.1 Общая характеристика сказа «Чугунная бабушка»
2.2 Герои и факты сказа «Чугунная бабушка» и их историческая достоверность
4. Заключение………………………………………………………………15
5. Список литературы……………………………………………………...16
Введение.
Каслинское чугунное художественное литье является визитной карточкой Южного Урала. Множество мастеров прославили маленький городок на севере Челябинской области. Практически в каждой семье мы можем встретить небольшие фигурки черного цвета, поражающие своей скромностью и величием одновременно. Как же мог человек так «укратить» металл? Кто эти великие мастера? Как складывалась их судьба?
Существует достаточно большое количество источников, по которым можно восстановить историческое прошлое: воспоминания современников, архивные данные, письма, вещи и инструменты. Особое место занимают литературные памятники. В этом смысле достаточно интересными являются сказы нашего земляка Павла Петровича Бажова. Всем знакомы его произведения «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце» и др. Среди них есть и сказ о каслинских мастерах «Чугунная бабушка». Но можно ли использовать его как исторический источник? Насколько достоверна информация, указанная в нем?
Целью данной работы является попытка анализа сказа П.Бажова «Чугунная бабушка» как исторического источника. В связи с поставленной целью были выделены следующие задачи:
Исходная гипотеза исследования: сказы П.П.Бажова могут быть использованы в качестве исторического источника.
Далее мы предлагаем наши исследования.
Глава 1. Биография П.П. Бажова.
У писателя Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Он родился 27 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского завода. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию. Восемнадцать лет учительствовал. Счастливо женился на своей ученице и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
Воевал в Гражданскую на стороне красных, стал журналистом, а затем - редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. Всегда много работал. И вдруг, что называется в одночасье, пришла к нему известность, да еще какая… В 1936 году в журнале был опубликован его первый сказ "Девка Азовка". В 1939 вышел первый сборник сказов "Малахитовая шкатулка". В 1942 и 1944 "Малахитовая шкатулка", заметно пополневшая, выходит в Москве в центральных издательствах.
Он стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Ленина за литературную работу. В 1944 году "Малахитовая шкатулка" переведена на английский и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947 - в Париже. Переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, - на 100 языков мира.
О творчестве Бажова написано гораздо больше, чем написал он сам. Долгое время критики спорили между собой, что за явление «этот Бажов» - фольклорист, писатель, краевед, историк? А современники писали: «В волшебный мир старых уральских сказов Бажов погружал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказочной волшебности. Как земная любовь простой русской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы»…
«…Я вновь и вновь их (сказы) перечитываю, подлинно наслаждаясь и богатством выдумки, и слаженностью сказов, и сладкозвучным русским языком…» А.Сурков.
«С пожеланием творческого настроения и душевного покоя Ваш неизменный почитатель»… Игорь Грабарь.
«Обладателю волшебной Малахитовой шкатулки от очарованного Федора Гладкова».
«…Самому лучшему, самому настоящему из всего, что я «добыл» на Урале» Лев Кассиль.
Сам же Бажов оценивал свое творчество более чем скромно. На все похвалы в свой адрес он отвечал одинаково: «Говоря хорошие слова в адрес отдельного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец - рабочий. А в действительности Бажову просто посчастливилось: он вырос в таких условиях, в таком месте, где оказалось большое скопление фольклорных сплетений. У него создалось преимущественное положение».
Бажов писал: «Все же знаем, что всякий, кто не ленив, по хорошему материалу может сделать вещь, если предоставят время. Рассказы наших старых рабочих, как вы знаете, представляют редкий по качеству материал. И моя задача здесь сводится лишь к тому, чтобы не отклоняться от народного в изложении и подчеркнуть те точки, которые занимательны для современного читателя. Время и труд, конечно, требуются, но говорить об одаренности излишне и даже вредно. Поднимая одного автора, можно оттолкнуть других. А ведь собирать эту уходящую народную историю труда надо как раз многими руками и надо с этим спешить».
Не позволяя хвалить себя ни письменно, ни публично, Бажов делал упор на необходимость даже при наличии таланта труда в литературе. «Когда видишь небрежное отношение к историческим фактам, становится не по себе», - писал он. «Да еще хотят, - говорил он о некоторых авторах скороспелых однодневок, - всего достичь, не утруждая ни глаз, ни зада - за счет «голого таланта», а не выходит. И никогда не выйдет без большого участия глаз и сидения даже при самой большой одаренности. У стариков надо учиться именно этому непривычному для нас искусству.
Разве наш национальный гений А.С.Пушкин не поразителен и своей трудоспособностью? Работая над историей пугачевщины, он не только месяцами сидит в архиве, но он едет на Урал. Это ведь не на самолете и даже не в вагоне, а на перекладных. Попробуйте представить, что кто-нибудь из наших современников проделал адекватный труд! Да он бы написал несколько томов своих дорожных впечатлений, десятка два рассказов, четыре пьесы, пять сценариев и один малоформистский сборник, а у Пушкина все это вошло частично в «Капитанскую дочку» да в отдельные строки стихов. Вот и выходит густо. Читаем современников и говорим: «А у предшественников лучше!» Да. Потому что у предшественников больше предшествовало, чем у нас. Словом, был и остаюсь сторонником труда в литературе. Стоя на этой позиции, утверждаю, что каждый через какой-нибудь десяток лет работы может дать изумительное по своей неожиданности полотно».
В 1924 году в майских номерах журнала появились девять очерков Бажова под общим заглавием «Из недавних уральских былей», составивших первую его книгу, в том же году выпущенную незадолго до того созданным (1920) местным издательством. Бажов считал «Уральские были» первым писательским или «почти писательским» своим произведением. «Уральские были» - это и социально-экономические очерки, и очерки заводского быта и психологии сысертских рабочих. От книги «Уральские были» тянутся многочисленные нити к «Малахитовой шкатулке». Родина образов и сюжетов довоенных бажовских сказов - не только Полевской завод, где мальчик Бажов слушал В. А. Хмелинина, но и весь горный округ.
Очень много работая не только с людьми, но и в архивах, Бажов пишет и сугубо исторические труды. Историческое прошлое всегда глубоко интересовало Бажова. Революция и гражданская война углубили этот его интерес. В «Крестьянской газете» в 1928 году публиковался очерк Бажова «Карта «Дубинщины»- о восстании крестьян Зауралья в 1763 году против монастырского крепостничества. В 1929 году напечатан очерк «Туринское восстание» - о кулацком бунте 1919 года. В 1925 году в журнале «Товарищ Терентий» (№ 23) под псевдонимом Старозаводский Бажов опубликовал очерк «Морока синяя» - об открытии в 1702 году служилыми людьми Арамильской слободы Сергеем Бабиным и Кузьмой Сулеевым Гумёшевского меднорудного месторождения, знаменитых впоследствии Гумёшек, волшебных владений Хозяйки Медной горы. В том же 1925 году в журнале «Колос» был напечатан очерк «Старинные жители Урала». Он посвящен марийцам, предки которых населяли районы Западного Урала в древности. Эти два очерка отражают давний интерес писателя к истории освоения русскими восточных районов страны.
В 1934 и 1936 годах Свердловское книжное издательство опубликовало историко- документальные книги Бажова «Бойцы первого призыва» и «Формирование на ходу». В обоих произведениях рассказано о том, как из рабочих уральских предприятий, крестьянской бедноты, из вернувшихся с империалистической войны фронтовиков, а также середняцкой части крестьянства создавались сначала красногвардейские добровольческие отряды и дружины, осуществлявшие революционные преобразования.
В январе 1949 года торжественно был отмечен 70-летний юбилей П.П. Бажова. В зале Свердловской государственной филармонии собрались друзья, читатели.
10-го декабря 1950-го года в морозный день П.Бажова похоронили на высоком холме, с которого виден Урал - леса и перелески, горы и пруды - все, что он любил, что всегда было дорого его сердцу.
Глава 2. Анализ сказа «Чугунная бабушка», как исторического источника.
2.1 Общая характеристика сказа «Чугунная бабушка».
Сказ «Чугунная бабушка» был впервые опубликован в газете Карельского фронта «В бой за Родину» 8 февраля 1943 года. Посвящен мастерам каслинского художественного литья. Замысел рассказа, видимо, относится к более раннему периоду: в очерке «Из поездки в Каслинский завод», опубликованном в журнале «Товарищ Терентий» (1921. №12) П.П. Бажов уже намечает тему будущего сказа.
Согласно тематической классификации, предпринятой Бажовым, данный сказ относится к циклу «Про живинку в деле да мастерство», в котором наиболее ярко представлены эстетические взгляды автора.
Сказ четко делится на две части. В первой описывается процесс создания произведения искусства, а во второй раскрыта самостоятельная жизнь этой скульптуры.
Каслинский завод.
«Чугунная бабушка» (далее «Ч.Б.»): «Против наших каслинских мастеров по фигурному литью никто выстоять не мог. Сколько заводов кругом, а ни один вровень не поставишь…Наши мастера меж собой пересмеиваются: «То-то! Займитесь-ко чем посподручнее, а снами не спорьте. Наше литье, поди-ко, по всему свету на отличку идет. Одним словом, каслинское»[1].
Историческая справка. Каслинский завод, один из старейших на Урале, в 18 веке завоевал общее признание своим «соболиным» железом; в 19 столетии подлинный триумф заводу принесло художественное литье из чугуна. Мировую известность каслинское чугунное литье получило после экспозиции на Парижской всемирной выставке 1900 года, где среди прочих экспонатов демонстрировались и работы В.Ф. Торокина – талантливого мастера, создавшего ряд реалистичных скульптур, в том числе и «Старуху с прялкой», о которой идет речь в сказе П.П. Бажова.
Торокин Василий Федорович .
«Ч.Б.»: «…Ну, вот. В числе прочих литейщиков был в те годы Торокин Василий Федорыч. В пожилых считался. Дядей Васей в литейном звали.
Этот дядя Вася с малых лет на формовке работал и, видимо, талант к этому делу имел. Даром, что неграмотный, а лучше всех доводил. Самые тонкие работы ему доверяли.
За свою-то жизнь дядя Вася не одну тысячу отливок сделал…»[2]
Историческая справка.
«Торокин Василий Федорович (1845-1912). Мастер-самородок родился в семье крестьянина. Попав на завод в 14 лет, он, как и все ученики, вначале занимался выборкой чугуна из шлака — работой, которая всегда в Каслях считалась самой черной, и была обязательной ступенью к высотам литейного мастерства. В архивных документах есть сведения о том, что к 1897 г. он находился «в работе 30 лет». Став литейщиком на каслинском заводе, он готовил формовочные пески, глину, которая шла для обмазки литейных ковшей. Затем В. Торокин — ученик мастера-формовщика. Овладев искусством формовки, Торокин В.Ф. переходит на работу мастера. Первые годы самостоятельной работы отмечены для Василия Федоровича глубоким проникновением в самые сокровенные тайны литейного искусства. Его работы этих лет остались в памяти современников как отличающиеся необычайным артистизмом формовки...»[3]
Темы и сюжеты в художественном литье 19-начала 20 века.
«Ч.Б.»: «Придумают тоже! Все какие-то Еркулесы да Лукавоны! А нет того, чтобы понятное показать»[4] «Придумал на этот раз углевоза слепить, с коробом, с лошадью, все как на деле бывает. На дядю Васю глядя, другие заводские мастера осмелели – тоже принялись лепить да резать, кому что любо. Подставку, скажем, для карандашей вроде рабочего бахила, пепельницу на манер капустного листка. Кто опять придумал вырезать девушку с корзинкой груздей, кто свою собачонку Шарика лепит-старается. Однем словом, пошло-поехало, живым потянуло.»[5]
Историческая справка.
В конце 19- начале 20 веков была очень популярна бытовая реалистическая скульптура.[6]
Технология производства чугуна.
«Ч.Б.»: «Формовщик хоть и по готовому ведет, а его рука много значит. Чуть оплошал – уродец родится.
Дальше чеканка пойдет… При отливке, известно, всегда какой ни на есть изъян случится… Чеканщику и придется все эти изъяны подправлять…
Бронировка да покраска проще кажутся, а изведай – узнаешь, что и тут всяких хитростей-тонкостей многонько».[7]
Историческая справка.
При формовке все операции производятся формовщиком вручную. Формовщик вручную наполняет опоку (форму) формовочной смесью, вручную ее утрамбовывает, вручную переворачивает опоки с набитой в них формовочной смесью, вручную извлекает из формы модель. Это тяжелый, утомительный труд.[8]
Чугунное художественное литье (из ковкого чугуна); чеканится с большим трудом ввиду большой твердости и хрупкости чугуна. Чеканку литья начинают с устранения следов литника. На пустотелых отливках сложной формы (фигуры) часто бывают отверстия от знаков стержней. Такие отверстия рассверливают и в полученные цилиндрические отверстия вставляют на резьбе пробки и зачеканивают. При чеканке часто приходится исправлять брак литья: раковины, неслитины, а также наросты, облои и другие дефекты, которые получаются либо от перекоса опок, либо от осыпания земляной формы, или на месте выбоин от удара и размыва струи металла при заливке форм. При окончательной чеканке литья необходимо очень внимательно подбирать чеканы по форме боя и его фактуре, чтобы возможно лучше выразить характер изображаемого: сочность плодов или нежность лепестков и пышность цветов, мягкость складок ткани и пушистость меха или наоборот, жесткость и твердость граней камня, упругость и блеск металла и т. п.[9]
Мог ли формовщик стать скульптором?
«Ч.Б.»: «С этой думкой стал захаживать по вечерам в мастерскую, где главный заводской художник учил молодых ребят рисунку и лепке.
Поглядел дядя Вася на занятия, да и думает про себя: «А ну-ко, попробую сам.»[10]
Историческая справка.
Неоценимую роль в жизни Торокина сыграла заводская художественная школа, устроенная М. Канаевым и продолжавшая свою работу при Н. Бахе. Советы и руководство скульпторов, имевших хорошую профессиональную культуру, помогли глубже усвоить и оценить то, что интуитивно улавливалось на практике за формовкой чугунных произведений и складывалось из жизненных наблюдений. В школе Торокин В.Ф. получил первые навыки в лепке, он почувствовал здесь ни с чем несравнимое счастье творчества.
Следующим важным шагом от повседневной формовки к созданию оригинальных скульптурных произведений послужила для Василия Торокина работа по уменьшению (редуцированию) сложных композиций Е. Лансере «Прощание казака с казачкой» («Отъезд казака»), «Джигитовка лезгин» («Малая джигитовка») и П. Клодта «Кони на воле» («Лошади на воле»). Здесь уже недостаточно было только умело «набить» форму, мастерски отформовать модель — надо было вылепить модель, имея перед собой, как натуру, готовое художественное произведение. Большая часть самостоятельных работ была выполнена в 80-90-х г., потому что уже в 1896 г. в официальных документах Торокина называют «лепщиком-самоучкой».
Согласно документам, хранящимся в Каслинском историко-художественном музее, в 1908 г. «лепщик-самоучка, формовщик Торокин В.Ф.» имел специальную пенсию от АО «Кыштымские горные заводы» в размере 60 рублей. Это было для 63-летнего мастера неплохим подспорьем, так как зарплату на своем заводе он не получал с 1904 г.
Лепить дядя Вася Торокин начинает тайком от заводского начальства и своих четырех детей. Ночью, когда родные укладывались спать, и в полутемной избе с лучиной становилось тихо, мастер отдавался любимому делу.
Скульптура «Старуха с прялкой».
«Ч.Б.»: «Мне охота простое показать. Самое, значит, житейское. Скажем, бабку Анисью вылепить, как она прядет. .. Вот и стал дядя Вася лепить бабку Анисью, со всем, сказать по-нонешнему, рабочим местом. Тут тебе и кадушка, и ковшичек сбоку привешен, и бабка сидит, сухонькими пальцами нитку подкрчивает, а сама маленько на улыбке. Вот-вот ласковое слово скажет.»[11]
Историческая справка.
В.Ф. Торокин лепил спичечницу «Старуха с прялкой». Сюжет простой: старушка сидит на скамейке, перед нею прялка, правой рукой она крутит небольшое веретено, левой сучит нитку. Одета бабка Анисья — родом она сама из Бескресновых, что по соседству с Торокиными жили — бедно, но чисто и опрятно. Образ старушки-пряхи лишен и условной красивости, и ненужного слезливого сочувствия. Он правдив и даже несколько суров. Выразительной силой отличается голова пряхи. Само лицо говорит о безрадостной жизни, не обласканной и не согретой счастьем.[12]
Судьба скульптуры «Старуха с прялкой».
«Ч.Б.»: «Так и пошла торокинская бабка по свету гулять. Сам дядя Вася ее формовал и отливал. И, понимаешь, оказалась ходким товаром. Против других-то заводских поделок ее вовсе бойко разбирать стали. Дядя Вася перестал в работе таиться. Придет из литейной и при всех с глиной вожгается…
На дядю Васю глядя, другие заводские мастера осмелели — тоже принялись лепить да резать, кому что любо…
Радуются все. Торокинскую бабку добром поминают:
—Это она нам всем дорожку показала.
Только недолго так-то было. Вдруг полный поворот вышел. Вызвал управляющий (Карпинский П.М.— прим. М.х.) дядю Васю и говорит:
—Вот что, Торокин… Считаю я тебя самолучшим мастером, потому от работы в заводе не отказываю. Только больше лепить не смей. Оконфузил ты меня своей моделькой…
—Коли так, — отвечает дядя Вася. — Могу и сам уйти. Прокормлюсь как-нибудь на стороне».[13]
Историческая справка.
В это время Каслинский завод входил в Акционерное общество Кыштымских горных заводов наследниц купца Расторгуева, а одна из представительниц этой династии, увидев работу Торокина В.Ф., стала, как пишет Бажов, «пустяковину молоть».
Действительно, согласно документам, хранящимся в каслинском историко-художественном музее, последние 10 лет жизни скульптор творчески не работал, жил в неизвестности и нищете. Умер Торокин Василий Федорович 19(6) октября 1912 г. Похоронен на каслинском мемориальном кладбище, которое по праву считается уникальным. Здесь покоятся известные каслинские скульпторы Канаев, Бах, Клодт, Чиркин, Гилев… Сегодня на могиле Торокина В.Ф. возвышается бюст, созданный в 1982 г. каслинским скульптором Чиркиным Александром Васильевичем. Бородатый старик в картузе, косоворотке и рабочем фартуке, разглядывает свою статуэтку «Пряха» («Старуха с прялкой»), которую держит перед собой на сомкнутых ладонях…
Заключение.
Подводя итог работы, мы можем сделать следующие выводы.
На данном этапе работу нельзя считать завершенной, она может быть продолжена по нескольким направлениям. Во-первых, можно изучить и сопоставить с историческими фактами и другие сказы П.П. Бажова. Во-вторых, можно более подробно изучать биографию и творческий путь династии каслинских мастеров Торокиных, познакомиться и составить описания других произведений Василия Федоровича Торокина.
Список литературы
Интернет - ресурсы:
1. Статья «Торокин Василий Федорович». www.ch/lib.ozersk.ru/general/biblio/projects/ens/iskus/desp5.html.
2. Южноуральская панорама.27.05. 1999. www.chel.press.ru/newspapers/panorama/archive/ 27.05.1999/14./
3. Челябинский рабочий. «За КПП».09.07.2004. www.chrab.chel.su/archive/09.07.04/A136855.Doc.html.
4. Мастер народных промыслов. (XIX век). Скульптор. В.Ф.Торокин.
www.zovu.ru/UralStar/master1htm/10/12/2002.
5. Знаменитые личности в литейном призводстве. www.neksova.ru/memohtml.
[1] Бажов П.П. Малахитовая шкатулка.- М.: Правда, 1984. –с.389
[2] Бажов П.П. Малахитовая шкатулка.- М.: Правда, 1984. –с.391
[3] М.Л.Халтурина (Еременко), г. Касли «Штука долговекая…»
[4] Бажов П.П. Малахитовая шкатулка.- М.: Правда, 1984. –с.391
[5] Бажов П.П. Малахитовая шкатулка.- М.: Правда, 1984. –с.393
[6] Бажовская энциклопедия/ Редакторы-составители В.В.Блажес, М.А. Литовская. – Екатеринбург: Изд-во «Сократ»; Изд-во Урал. Ун-та, 2007. – с.480.
[7] Бажов П.П. Малахитовая шкатулка.- М.: Правда, 1984. –с.390
[8] http://talnah.net/castiron/?Formovka
[9] http://www.tehno-line.ru/
[10] Бажов П.П. Малахитовая шкатулка.- М.: Правда, 1984. –с.392
[11] Бажов П.П. Малахитовая шкатулка.- М.: Правда, 1984. –с.392
[12] М.Л.Халтурина (Еременко), г. Касли «Штука долговекая…»
[13] Бажов П.П. Малахитовая шкатулка.- М.: Правда, 1984. –с.394
Соленая снежинка
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Простые новогодние шары из бумаги
Агния Барто. Сережа учит уроки
Большое - маленькое