Данная презентация представляет собой сопроводительный материал к научно-исследовательской работе «Особенности происхождения и употребления школьных прозвищ в подростковой среде».
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_.pptx | 1.37 МБ |
Слайд 1
Секция: лингвистика Подготовила: ученица 9А класса Угнивенко Александра. Руководитель: Дубинина Е.А. « Особенности происхождения и употребления школьных прозвищ в подростковой среде»Слайд 2
Актуальность исследования: о тсутствие информации по данной теме в школьной программе; в озможность расширить знания о русском языке в целом и об именах собственных в частности (обращение к этимологии, лексике, культуре речи, морфологии); к люч к пониманию взаимоотношений подростков (связь с психологией, обществознанием, с самой жизнью). Можно шутить с человеком, но нельзя шутить с его именем. Марина Цветаева
Слайд 3
Цель работы: выявление наличия прозвищ и особенности их происхождения у школьников 7-9 классов МБОУ – Горковская СОШ, анализ отношения к прозвищам. Задачи исследования: Изучить литературу по данной теме. Собрать школьные прозвища подростков МБОУ – Горковская СОШ. Проанализировать их на предмет происхождения и значений. Провести анкетирование для выявления частоты использования школьных прозвищ самими подростками и отношения школьников к ним.
Слайд 4
Объект исследования : школьные прозвища подростков Предмет исследования : происхождение и функциональность школьных прозвищ . Гипотеза исследования : Мы предполагаем, что прозвища в школьной жизни подростков неотъемлемая часть их речевого общения; что прозвища даются и употребляются ребятами по определённым критериям.
Слайд 5
Мероприятия в рамках проводимого исследования : Поиск и отбор литературы и Интернет-ресурсов по теме исследования. Обработка, систематизация и обобщение теоретического материала. Анкетирование подростков. Обработка и анализ результатов. Подведение итогов.
Слайд 6
Ономастика как наука изучает имена собственные, историю возникновения имен, их преобразования в ходе длительного использования в языке-источнике или при заимствовании из другого языка. Антропонимика – специализированный раздел, изучающий собственные имена и фамилии людей ( антропонимы ), происхождение фамилий и имен, изменение и преобразование их в процессе длительного использования, их географическую распространенность, социальную функцию.
Слайд 7
Прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Именно по этому принципу давались имена на Руси до принятия Христианства. Основная масса имён давалась по физическим и моральным свойствам людей, по различным обстоятельствам их жизни, месту проживания, роду деятельности, социальному положению . История возникновения прозвищ
Слайд 8
Прозвища в подростковой среде. Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы. Система присвоения прозвищ оказывает огромное влияние на взаимоотношения детей в рамках их коллектива. В целом система именования оказывает влияние в трех направлениях : Выявляются те, кого отвергает детская группа. Обозначается сплоченная группу тех, кто обладает привилегией величать друг друга по прозвищам. (Так, тринадцатилетние девочки-подростки обращаются друг к другу по прозвищам. Включение в их группу или исключение из нее обозначается переходом либо к прозвищу, либо к официальному имени.) Выдвигаются лидеры данного микросообщества . Также прозвища могут даваться ребятам, имеющим одинаковые имена (Ваня Длинный), выражать симпатию (Красавчик) или, наоборот, содержать негативную оценку (Лапша).
Слайд 9
Школьные прозвища и их структурно-семантические особенности. (На примере МБОУ – Горковская СОШ, учащихся 7-9 классов). Происхождение прозвищ.
Слайд 10
Частота употребления прозвищ в целом среди учащихся 7-9 классов. Ответы респондентов на вопрос «Кто чаще, по-вашему, использует прозвища?»
Слайд 11
. Ответы респондентов на вопрос: « Есть ли у вас прозвище?»
Слайд 12
Ответы респондентов на вопрос: «Обижаетесь ли вы, когда вас называют по прозвищу?» Общие данные. Данные по классам.
Слайд 13
Общие данные. Ответы респондентов на вопрос: « Как вы думаете, обижаются ли ребята, которых называют по прозвищу?» Данные по классам.
Слайд 14
Прозвище – языковое явление, которое изучает раздел ономастики – антропонимика. История возникновения и употребления прозвищ уходит в глубь веков. Прозвище – неотъемлемая часть субкультуры подростка. Прозвище может возникнуть: а) от фамилии; б) на основе внешнего сходства; в) по чертам характера, поведению; г) от имени; д) в связи с реальным событием. В морфологическом строении прозвищ могут встречаться общие черты (Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов, суффикса -К-). Большинство подростков употребляет прозвища в речевом общении при неформальном разговоре. Ребят, которые считают прозвища обидными и для себя и для других немногим больше, чем тех, кто придерживается противоположной точки зрения. Прозвище может быть проявлением симпатии и средством оскорбления. На основе данного исследования мы приходим к следующим результатам:
Слайд 15
Употребление прозвищ допустимо, но нежелательно . Прежде чем назвать кого-то по прозвищу, задумайтесь, не обидит ли оно собеседника. Поставьте себя на место того, с кем (или о ком) говорите . Если вы всё же употребляете прозвища, учитывайте ситуацию, в которой оно прозвучит. Проявляйте уважение к присутствующим. ( Недопустимо называть одноклассника по прозвищу во время урока или в присутствии взрослых ). Не забывайте, что « имя человека — самый сладос - тный и самый важный для него звук на любом языке » (Дейл Карнеги). Рекомендации:
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Заяц, косач, медведь и весна
"Портрет". Н.В. Гоголь
Просто так
Будьте как солнце!
Знакомимся с плотностью жидкостей