Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей в обществе и семье.
цель моего исследования:
выяснить, как охраняются права ребенка в нашей стране.
задачи: узнать, какие законы защищают права ребенка;
какие организации могут помочь и защитить права ребенка..
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie.docx | 94.65 КБ |
.
Тема: «Защита прав ребенка.
Выполнила:
Ученица 11 класса
МБОУ «Новожизненская СОШ»
Городищенского района
Волгоградской области
Бакулина Екатерина
Руководитель
Учитель истории и обществознания
Зеленская Т.Г.
2013 год.
Содержание
Введение.
Глава I.
1.1.История создания международных документов по правам ребенка.
1.2. Краткая характеристика Конвенции о правах ребенка.
Глава II.
2.1.Международные организации по защите прав детей.
2.2.Российские организации по защите прав детей.
Глава III.
Роль правозащитных организаций в жизни детей п.Опытная станция. Городищенского района.
Глава IV.
Анализ социологического опроса «Что ты знаешь о защите прав ребенка».
Заключение
Введение.
Российская Федерация - это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Для демократического государства характерно то, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства».
Познакомившись с этим положением на уроках обществознания, захотела узнать, как в нашей стране будут чувствовать себя дети, в том числе и я.
Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей в обществе и семье.
Трудно сказать, в чем причина такого состояния и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Причем очевидно, что усиленный интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности.
Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию, правовым положениям, способным при необходимости на деле помочь ребенку в защите его прав
цель моего исследования:
выяснить, как охраняются права ребенка в нашей стране.
задачи:
Глава I.
1.1.История создания международных документов по защите прав ребенка.
В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей.
Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних, произвола родителей, экономической эксплуатации.
В связи с этим Лига Наци в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка.
После окончанию Второй Мировой Войны, ООН приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.
В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире.
Однако декларация (лат. Declaratia- провозглашение)- не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация.
Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка.
20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию.
26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР.
Россия, как правопреемница СССР сохраняет обязательства по Конвенции.
1.2. Краткая характеристика Конвенции о правах ребенка.
Конвенция- документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
Кратко содержание всех 54 статей Конвенции можно изложить следующим образом:
-Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
-Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.
-Во всех действиях судов, учреждений социального обеспечения, административных органов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка.
-Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.
-Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах их благополучия.
-Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из нее.
-Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.
-Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию.
-Государства обеспечивают подходящую замену ухода за детьми, у которых нет родителей. Процесс усыновления тщательно регулируется, чтобы обеспечить гарантии и юридическую обоснованность в тех случаях, когда усыновители намереваются вывезти ребенка из страны, где он родился.
-Неполноценные дети имеют право на особое обращение, образование и заботу.
-Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государство должно обеспечивать охрану здоровья всех детей, уделяя первоочередное внимание профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.
-Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.
-Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания мира и терпимости.
-Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.
-Государства должны обеспечивать защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать получению образования или нанести ущерб его здоровью и благополучию.
-Государства должны защищать детей от незаконного употребления и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.
-Принимаются все меры для прекращения похищения детей и торговли ими.
-Смертная казнь или пожизненное тюремное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами в возрасте до 18 лет.
-Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.
Конвенция - это законы, на которые могут рассчитывать дети при отстаивании своих прав и свобод.
Глава II.
2.1.Международные организации по защите прав детей.
В ходе исследования мною были найдена информация о главных международных и российских организация, защищающих интересы детей
Все они представлены на следующих схемах и таблицах.
Глава II.
Схема I.
Международные организации.
Общая характеристика российских организаций.
Название | Что делают |
Детская общественная приемная при Министерстве образования Российской Федерации | Приемная является постоянно действующим информационно-консультативным органом и в своей деятельности руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права. |
Независимые российские общественные организации по защите прав детей | Решают проблемы защиты прав маленьких граждан. Подают на рассмотрение в правительство и Думу различные документы в защиту детей. Намерены добиваться от правительства принятия федерального закона "О ювенальной (детской) юстиции". |
Общероссийский общественный фонд "Российский детский фонд" | Детский фонд создавался для того, чтобы помогать детям-сиротам, воспитывающимся в опекунских семьях, детям-инвалидам. В отличие от каких-либо благотворительных организаций помощь фонда - адресная. Существующий ТОЛЬКО НА ПОЖЕРТВОВАНИЯ граждан и организаций, Фонд скромные эти пожертвования распределяет только тем, кто нуждается в самом необходимом, для чего в организации есть картотека, каждая из карточек которой содержит боль и страдания маленького человека... |
Городские общественные организации по защите прав детей. | Деятельность организаций охватывает широкий спектр задач по вопросам защиты прав детей, ликвидации правовой неграмотности, привлечения внимания общества к проблемам детей, а также освещение достижений детей в СМИ, участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите прав детей. |
Глава III.
Роль правозащитных организаций в жизни детей п. Опытная станция.
В ходе своего исследования я выяснила, что защиту прав ребенкаобязанности берут на себя следующие государственные органы:
Органы опеки и попечительства.
Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних могут осуществляться создаваемыми органами местного самоуправления специализированными отделами (службами) по опеке и попечительству.
Организация работы органов местного самоуправления по осуществлению переданных в их ведение полномочий по опеке и попечительству определяется уставами муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством.
Их права и обязанности:
- ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, устройство в приемную семью, областное или муниципальное детское учреждение), защищают права и интересы этих детей в соответствующих органах;
- беспрепятственно посещают семьи, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью;
- производят обследование условий жизни детей, родителей, а также лиц, претендующих на воспитание ребенка;
- разрешают разногласия, связанные с воспитанием детей, дают заключения по спорам о детях между родителями, между родителями и другими лицами;
- запрашивают от государственных органов и граждан необходимые документы и материалы для защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних;
- направляют материалы о привлечении к ответственности родителей или законных представителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- оказывают информационную, консультативно-психологическую, педагогическую, юридическую и иную помощь по вопросам защиты прав и интересов детей;
- осуществляют контроль за условиями воспитания и содержания детей в учреждениях воспитания вне зависимости от их ведомственной принадлежности, в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей;
- дают предварительное разрешение родителям, усыновителям, опекунам (попечителям) для заключения сделок, подлежащих регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- дают в установленном порядке согласие на отчуждение (обмен, залог, завещание, дарение и др.) жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние;
- дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;
- осуществляют иные не противоречащие действующему законодательству полномочия.
Комиссии по делам несовершеннолетних.
Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, городская, районные и территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оказывают помощь детям в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах их жизнедеятельности, координируют деятельность всех субъектов, входящих в государственную систему защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.
Их права и обязанности.
- осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
- организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- осуществление мер, предусмотренных действующим законодательством, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также иным вопросам, предусмотренным действующим законодательством;
- рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения, изменении формы получения несовершеннолетними образования и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
- оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, предусмотренных действующим законодательством;
- применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, предусмотренном действующим законодательством;
- прием несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, обратившихся с заявлениями или жалобами, и принятие по ним решений в пределах своей компетенции;
- предоставление согласия на расторжение трудового договора с несовершеннолетним по инициативе работодателя, за исключением случая ликвидации организации;
- осуществляют иные функции в соответствии с действующим законодательством.
Областные и муниципальные службы по вопросам семьи и детства.
1. Областная и муниципальные службы по вопросам семьи и детства образуются и функционируют в составе соответствующих органов социальной защиты населения.
Их права и обязанности
- принимают участие в формировании и осуществлении семейной политики в Томской области;
- принимают участие в осуществлении социально-правовой экспертизы, при принятии нормативных правовых актов и социальных целевых программ по вопросам семьи и детства на областном и муниципальном уровнях;
- принимают меры по развитию сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, приютов и иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям.
Суд.
Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка осуществляется судами в соответствии с действующим законодательством.
Суд (судья) в соответствии с действующим законодательством при рассмотрении споров, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов ребенка, в случаях, когда это не противоречит интересам самого ребенка, учитывает мнение достигшего десятилетнего возраста ребенка.
Прокуратура.
Надзор за исполнением законодательства о правах ребенка органами государственной властиВолгорадской области и органами местного самоуправления, а также за соответствием нормативных правовых актов указанных органов действующему законодательству о правах ребенка осуществляется прокуратурой в соответствии с действующим законодательством.
Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов ребенка или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует охрана прав и законных интересов ребенка.
Глава IV.
Анализ социологического опроса «Что ты знаешь о защите прав ребенка».
Познакомившись со всем многообразием общественно- правовых организаций, защищающих права ребенка, я решила выяснить, насколько современные школьники знакомы с ними.
Мною было проведено социологическое исследование по данному вопросу.
Детские правозащитные организации.
1. Возраст, класс
2. Знаешь ли ты о существовании детских правозащитных организаций?
а) Да
б) Нет
3. Хотел(а) бы ты больше узнать о деятельности таких организаций?
а) Да
б) Нет
4. Из каких источников ты хотел(а) бы получить информацию об этих организациях?
а) От родителей
б) Из Интернета
в) В школе
г) Из прессы
д) От представителей этих органов
е) Не из каких
5. Как ты считаешь, такие организации способны помочь в решении именно твоей проблемы?
а) Да
б) Сомневаюсь
в) Нет
г) У меня нет проблем
По окончанию опроса получились следующие результаты:
Количество опрошенных: 30 учащихся. | |
Возраст: 11-12 лет | |
1. Знаешь ли ты о существовании детских правозащитных организаций? | Да 80% |
Нет 20% | |
2. Хотел(а) бы ты больше узнать о деятельности таких организаций? | Да 87% |
Нет 13% | |
3. Из каких источников ты хотел(а) бы получить информацию об этих организациях? | От родителей 27% |
Из Интернета 11% | |
В школе 30% | |
Из прессы 6% | |
От предст. этих органов 21% | |
Не из каких 5% | |
4.Как ты считаешь, такие организации способны помочь в решении именно твоей проблемы? | Да 29% |
Сомневаюсь 17% | |
Нет 13% | |
У меня нет проблем 41% |
Опрос детей подросткового возраста показал, что основная масса ребят (80%) знает о тех общественно- правовых организациях, которые могут защитить их интересы. Тем не менее, большинство ребят (87%) хотели бы расширить свои знания об их деятельности и 30% предпочли бы получить эти знания в школе. Важным показателем растущего благополучия общества, стал ответ 41% ребят о том, что у них нет проблем и они не нуждаются в помощи правозащитных организаций.
Количество опрошенных: 34 | |
Возраст: 14-17 лет | |
1. Знаешь ли ты о существовании детских правозащитных организаций? | Да 82% |
Нет 18% | |
2. Хотел(а) бы ты больше узнать о деятельности таких организаций? | Да 50% |
Нет 50% | |
3. Из каких источников ты хотел(а) бы получить информацию об этих организациях? | От родителей 10% |
Из Интернета 15% | |
В школе 23% | |
Из прессы 3% | |
От предст. этих органов 35% | |
Не из каких 14% | |
4.Как ты считаешь, такие организации способны помочь в решении именно твоей проблемы? | Да 3% |
Сомневаюсь 47% | |
Нет 12% | |
У меня нет проблем 38% |
Результаты опроса ребят юношеского возраста показали, что основная масса ребят (82%) знает о общественно- правовых организациях, которые могут защитить их интересы. Ребята старшего школьного возраста (50%) хотели бы расширить свои знания об этих организациях, а 50% опрошенных не желают ничего менять и им достаточно той информации, которой они владеют на сегодняшний день. 35% ребят предпочли бы получить сведения от представителей правозащитных органов. На вопрос о том, способны ли правозащитные организации помочь в решении именно их проблем, 47% школьников ответили, что сомневаются в эффективности их помощи. Похоже у ребят юношеского возраста есть такие проблемы, в которых, по их мнению, тяжело найти правильное решение даже с помощью взрослых. Значит, в юношеском обществе возникает больше проблем, нежели в обществе подростков.
Заключение.
Итак, работа завершена. Подведем итоги.
Список литературы и источников:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Становление и развитие международной защиты прав ребенка. Олег Старовойтов (1998).
Интернет-ресурсы:
http://www2.childfest.ru/good/81/01/index.htm
Приложения.
1.Знаешь ли ты о существовании детских правозащитных организаций?
2. Хотел(а) бы ты больше узнать о деятельности таких организаций?
3.Из каких источников ты хотел(а) бы получить информацию об этих организациях?
4.Как ты считаешь, такие организации способны помочь в решении именно твоей проблемы?
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Притча о гвоздях
Что есть на свете красота?
Рисуем акварельное мороженое
Фокус-покус! Раз, два,три!