Наше время – это особенное время, когда мы возвращаемся к духовным ценностям, утраченным в начале 20-го века. Поэтому тема исследования представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Строятся новые храмы и восстанавливаются разрушенные. Города и села привыкают к колокольному звону, который наполняет душу тихой радостью, напоминает о бренности жизни, о высоком небе.
Сверкает золотом куполов и наш храм Святой Троицы, установленный в самом центре поселка Тума. Но история храма будет неполной, если сегодня не вспомнить священнослужителей, чей подвижнический труд созидал приход, на чей молитвенный подвиг откликались благочестивые жертвователи. Тех, кто нес свет Веры Христовой жителям окрестных селений, трудился на ниве просвещения и духовно поддерживал паству в лихую годину. Много священников служило в нашем храме за всю многолетнюю его историю.
Цель работы: сохранение исторической памяти и дополнение сведений по истории храма Святой Троицы в поселке Тума и его священнослужителях.
Вложение | Размер |
---|---|
novomucheniki_i_ispovedniki_khrama_svyatoy_troitsy_p._tuma.doc | 122 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Тумская средняя общеобразовательная школа № 46
Фестиваль православной культуры
«Служение истине»,
посвященный празднованию 190-летию Троицкого храма р. п. Тума
НА ТЕМУ:
Автор: Круглова Алина, 06.05.1999 г.р.,
прожив. в д Верещугино,
свидетельство о рождении I ОБ №309046,
выд. администрацией Гуреевского с/округа
Клепиковского района, 11.05.1999 г.
Научный руководитель:
Егорова Оксана Александровна, учитель истории
2013 г.
ПЛАН
Введение. Актуальность темы.
Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Я солидарна с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового «Отчизне посвящать души прекрасные порывы», начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного поселка, страны, если лишён памяти о своём наследии?
Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.
Вся отечественная культура зиждется на духовной основе. Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами - это тот образ столицы, который защищали от немецких захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у честных старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу.
Наше время – это особенное время, когда мы возвращаемся к духовным ценностям, утраченным в начале 20-го века. Поэтому тема исследования, которое выбрала я, представляется на сегодняшний день очень актуальной.
Строятся новые храмы и восстанавливаются разрушенные. Города и села привыкают к колокольному звону, который наполняет душу тихой радостью, напоминает о бренности жизни, о высоком небе.
Сверкает золотом куполов и наш храм Святой Троицы, установленный в самом центре поселка Тума.[1] Об истории этого храма мы уже писали, работа наша напечатана в сборнике «Материалы и исследования по Рязанскому краеведению».
Но история храма будет неполной, если я сегодня не вспомню священнослужителей, чей подвижнический труд созидал приход, на чей молитвенный подвиг откликались благочестивые жертвователи. Тех, кто нес свет Веры Христовой жителям окрестных селений, трудился на ниве просвещения и духовно поддерживал паству в лихую годину. Много священников служило в нашем храме за всю многолетнюю его историю. Но я хочу остановиться на тех новомученниках и исповедниках, которые своим духовным подвигом за Христа вошли в «Небесную Церковь», молитвами которых сохранен этот уникальный храм в Туме.
Цель моей работы: сохранение исторической памяти и дополнение сведений по истории храма Святой Троицы в поселке Тума и его священнослужителях.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
священнослужителях;
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.
Методы исследования:
О практической значимости исследования можно сказать, что материалы данной работы могут использоваться в практике для проведения как самостоятельных кружковых занятий, в музее школы, на классных часах, а так же при подготовке занятий по истории, краеведению, МХК, литературе.
Я надеюсь, все кто познакомится с моей работой, помянут добрым словом всех «плодоносящих и доброделающих во святем и всечестным храме сем».
Краткая характеристика источников
Искать информацию о священниках храма оказалось не просто. Это и понятно, прошло много лет, уже не осталось в живых свидетелей того времени, не сохранилось никаких документов.
При написании работы мною были использованы материалы Государственного архива Рязанской области, которые позволили почти в хронологическом порядке представить всех священнослужителей храма.
Очень важным и интересным источником стали записи монахини Зосимы (Верховской), насельницы Троице-Одигитриевского женского монастыря «Зосимова пустынь», также интересующейся историей старинных храмов, в том числе и Тумским храмом Святой Троицы.
Некоторые сведения я обнаружила в школьном краеведческом музее и библиотеке.
Новые сведения из истории Тумского Троицкого храма
Напомню, что первое письменное упоминание о Тумском Троицком храме относится к XVII веку. В «Историко - статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии» И.В.Добролюбов сообщает, что «В Тумской волости погост на государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича всея Руси земле, а на погосте церковь Николы Чудотворца да другая церковь Ильи Пророка, деревяны, клетцки, а в церквах образы и книги и ризы и колокола и все строение церковное попово и мирское – приходских людей, на погосте ж: двор поп Еуфим, двор поп Тимофей Елизарьев, двор дьячок Назарко, двор пономарь Данилко Максимов, двор просвирница Варварица Иванова дочь. Пашни церковные паханые середние земли 24 чети, да лесом поросло 19 чети в поле, а сена около поль тридцать копен, да церковных пустошей, по раздельной выписи…121 [1613] года: пустошь Мелентьевская…да пустошь Палзова на суходоле, пустошь Трутовская на речке Вышенке…, и всего погост да три пустоши».[2]
В течение ста лет после ликвидации Касимовского мусульманского царства, местность Тумской волости интенсивно заселялась, и жители обеспокоились обустройством своих храмов. Вместо обветшалой деревянной церкви в честь Ильи Пророка, в 1791 году дозволено было построить новую, тоже деревянную, в честь Святой Троицы с приделом Ильинским. Старую же церковь велено было разобрать и годный из нее лес употребить на вновь устраиваемую. В 1797 году она была окончена постройкою и освящена, но 17 марта 1841 года сгорела. На месте сгоревшей церкви поставлен был памятник каменный, стоявший за оградой Троицкой церкви вплоть до XX столетия.[3]
На месте деревянной Никольской церкви стольником Леонтьевым была построена каменная с тремя престолами: в честь Воскресения Христова, Иоанна Предтечи и Святого Николая. Из памятников древности вплоть до революции хранились в храмах села Евангелие 1703 года, пожертвованное 16 января 1712 года женой стольника Михаила Леонтьева, Ириною Ивановной, для поминания мужа ее, умершего в Черкеске и похороненного в селе Тума под церковью, на место погребения которого указывал сохранившийся надгробный памятник. Кроме того хранилось Евангелие, изданное в 1764 году и пожертвованное 15 февраля 1771 года княгиней Софьей Семеновной Волконской для поминовения князя Семена Федоровича Волконского и других, а также серебряные сосуды, приложенные на поминовение князя Семена и княжны Софии убиенной.
Но селения разрастались, и Никольская церковь оказалась слишком малых размеров для большого прихода. Вследствие этого в 1823 году началась постройка ныне существующего каменного храма. Церковь освящена была первоначально в 1841 году с престолами по правой стороне Свт. Николая, а по левой Св. Пророка Илии (нынешняя трапезная часть храма). в 1851 году, по расширении этой церкви к востоку, освящен был третий престол во имя Св. Троицы.[4] Вся церковь стала протяженностью 28 сажень длиною, а в ширину 9 сажень.[5] Вмещает это храм до тысячи человек. Отапливалась церковь двумя духовыми печами, устроенными под полом Троицкой церкви в 1846 году.[6] Не обошлось без искушений. Во время пожара, бывшего в Туме в 1848 году иконостасы в пределах были повреждены, но в том же году возобновлены мастером Жуковым, и 19 и 20 июля было совершено освящение обоих пределов. От пожара пострадал также и иконостас Троицкого алтаря, бывший уже готовым к освящению. После возобновления и этого иконостаса тем же Жуковым, центральный алтарь освятил 29 июня 1851 года преосвященный Гавриил.[7]
Устройство колокольни относится к 1863 году. Высота башни около 80 метров.
В 1878 году было осуществлено обновление Троицкой части храма. «Престол во имя Прествятыя Троицы, с разрешения Его Преосвященства преосвященного Палладия, сооружен из кипарисового дерева в 1877 году, а в 1878 году мая 21 освящен Его Преосвященством Палладием, с благолепно устроенным иконостасом и святолепным украшением купола и стен, сделанных под мрамор». При пожаре 1890 года был стронут престол Никольского алтаря и поэтому вновь освящен в ноябре 1891 года с возобновлением обоих иконостасов трапезной церкви.[8]
Весь храм был уничтожен пожаром 6 сентября 1901 года, от которого пострадала колокольня и разбились колокола за исключением двух: в 110 пудов и в 45 пудов. Возобновлена и освещена была в ноябре 1901 года Троицкая часть храма, 13 октября 1902 года освящен правый придел трапезной храма Св. Николая Мирликийского, 18 мая 1903 года освящен придел во имя Св. Пророка Илии. Иконы в иконостасах все вынесены из прежних иконостасов, также и части резьбы и колонны. Осенью 1907 года настланы полы из метлахстских плиток и открыты для богомольцев пристроенные крылья к Троицкому храму[9] - именно в таком виде дошел Троицкий храм до нас.
Из документов я узнала, что храм Святой Троицы был закрыт в 1940 году, в связи с тем, что в 1937 году все церковнослужители были арестованы. Судьба многих из них неизвестна. В 1945 году церковь возвращена верующим и более не закрывалась.[10]
Сохранившиеся метрические книги 1900-х годов, вплоть до 1918 года, дают возможность назвать имена всех священников и церковнослужителей тех лет:
Протоиерей Стефан Остроумов Диакон-псаломщик Павел Горбатов
Протоиерей Александр Сперантов Псаломщик Александр Соколов
Священник Василий Гридин Псаломщик Григорий Молчанов
Священник Феодор Дмитревский Псаломщик Константин Гайдаманович[11]
Все священники служили в Туме с конца XIX столетия.[12]
Протоиерей Стефан Иоаннович Остроумов
Интересна судьба протоиерея Стефана Иоанновича Остроумова, родившегося в 1861 году в семье православного священника Рязанской губернии. Окончил Касимовское духовное училище. В 1881 окончил Рязанскую духовную семинарию, в 1885 - Московскую духовную академию, где получил степень магистра богословия. В 1885-1886 преподавал в Вологодской духовной семинарии. 23 марта 1886 года рукоположен в священники Троицкой церкви села Тума, где прослужил более 28 лет. Среди местных жителей С.И.Остроумов быстро приобрел известность и популярность как проповедник. Им был открыт книжный магазин для распространения духовной литературы. После открытия в Туме в 1892 году благотворительной организации Братства Святого Николая Мирликийского, Остроумов стал его первым председателем. Цели Братства были изложены в уставе, где говорилось: «Братство учреждается в селе Николаевская Тума для дел христианской благотворительности и утверждения трезвости в пределах прихода» [13]
С 1898 благочинный. Остроумов являлся членом Касимовского отделения Рязанского епархиального училищного совета. Имел троих детей. В 1912 году овдовел.[14]
21 октября 1912 Остроумов[15] избран в 4-ю Государственную Думу от общего состава выборщиков Рязанского губернского избирательного собрания. Был членом комиссий: о народном здравии, для выработки законопроекта о печати, продовольственной, об изменении общего устава о пенсиях и единовременных пособиях, для выработки законопроекта о собраниях.[16]
Стефан Остроумов - автор печатных работ. Самые известные из них «Жить – любви служить» и «Книга вероучительная о православном благочестии». До сих пор особым успехом пользуется его книга «Мысли о чудесах», которая является своеобразной энциклопедией по православию.[17]
Награжден наперсным крестом в 1904 году, орденом Св. Анны 3 степени в 1907 году и двумя медалями. Был арестован 29 июля 1918 по обвинению в «противодействии советской власти». Дальнейшая его судьба неизвестна.[18]
Псаломщик Михаил из династии Рябцевых
Почти полвека прослужил псаломщиком в Троицком храме села Тумы Николаевской Михаил Гаврилович Рябцев. Он был первенцем в семье священника Гавриила Алексеевича Рябцева. Удалось найти метрическую запись о его рождении в селе Борки Касимовского уезда в 1838 году: «11 января у священника Гаврилы Алексеева с женой его Пелагией Ивановой родился сын Михаил, крещен 16 января. Восприемники: села Увяза священник Симеон Каплин и из дворян Елизавета Иванова Дмитревская. Молитвовал, имя рек и крещение совершал священник Гаврила Рябцев. При крещении были диакон Авдей Диомидов, дьячок Дмитрий Львов, пономарь Прокопий Ильин».[19]
В Касимовском духовном училище Михаил Рябцев воспитывался с 1847 по 1856 годы, после чего переведён был, с согласия матери, в епархиальное ведомство. Где именно он служил в течение первых нескольких лет после выхода из училища, осталось неясным. Место пономаря в Троицком храме села Тума Николаевская он получил осенью 1860 года, посвящен в стихарь был в том же 1860 году. «Грамоту имел. Чтение, пение простое и нотное, катехизис знал достаточно».[20] Жена его Мария Тимофеевна была дочерью пономаря Тимофея Ивановича Гусева, служившего ранее в этом храме: в 1885 году «бывший пономарь Тимофей Иванов Гусев (81 год) жил на содержании зятя Рябцева» в Туме Николаевской.[21] По всей видимости, получить место в таком известном храме большого богатого села Михаилу Гавриловичу помогла женитьба.
У четы Рябцевых было шесть сыновей и две дочери. Лишь один сын выучился на врача, остальные стали священниками.
В начале 1890-х годов для псаломщика Михаила Гавриловича Рябцева развернулась череда искушений. В храм был назначен пятый (сверхштатный) священник Александр Васильевич Амарантов, окончивший Рязанскую Духовную Семинарию в 1880 году. Затем десять лет он служил псаломщиком в разных храмах. «Определен во священника в Николаевскую Туму по резолюции Его Высокопреосвященства» 3 февраля 1890 года.[22] Через год священник Александр Амарантов подал в Консисторию донесение «о разных неблаговидных поступках псаломщика того же села Михаила Рябцева»,[23] в результате чего «Указом №8232 из Духовной Консистории от 30 сентября 1891 года псаломщик Михаил Гаврилович Рябцев присужден на две недели в Солодчинский монастырь для увещания к покорности и благоповедению». Но псаломщик Рябцев подал встречную жалобу, вследствие которой священник Александр Васильевич Амарантов также «указом из Рязанской Духовной Консистории от 10 февраля 1892 года за №1356 подвергнут монастырскому подначалию в Солотчинской обители на один месяц за неисправность по службе и немиролюбие». Надо сказать, что священник Александр Амарантов больше не служил в храме Николаевской Тумы. Но через год, 6 августа 1893 года, и псаломщик Михаил Рябцев был уволен от службы. На его место назначен был 9 августа сын его Матфий Михайлович Рябцев.[24] Вновь восстановлен псаломщик Михаил Рябцев был в той же должности в том же селе 7 марта 1894 года. После этого всё успокоилось. В 1902 году напротив фамилии Рябцева в клировых ведомостях появилась запись: «Судимость и штраф по указу из Консистории от 30 сентября 1891 за №8232 не служит препятствием к награждению вследствие определения Св. Синода от 18 июня 1902 года за №4731».[25] Награждений, однако, никаких не последовало.
С 1902 года в клировых ведомостях стали отмечать, что у псаломщика Михаила Рябцева голос стал «старчески слабым». Он был «уволен за штат 15 апреля 1909 года. Получал пенсии: синодскую в 100 руб. и из эмеритальной кассы 18 рублей. Земельной собственности не имел».[26] Жена умерла в 1908 году. Прослужил Михаил Гаврилович Рябцев в храме Николаевской Тумы почти полвека!
Умер заштатный псаломщик села Николаевской Тумы Михаил Гаврилович Рябцев от старости (в возрасте 72 лет) 23 марта 1911 года, отпет 25 числа. Отпевал священник Феодор Дмитревский с причтом. Погребение совершили те же с участием священника из села Гусь-Парахина о. Иоанна Рябцева (родного брата Михаила Гавриловича).[27]
Священномученик Матфий Касимовский
Уже прославлен священномученик Матфий Рябцев[28], один из сыновей Михаила Рябцева. Родился и вырос будущий праведник в селе Николаевской Туме Касимовского уезда Рязанской губернии. Метрическая запись о его рождении в 1870 году гласит: «Села Николаевской Тумы у пономаря Михаила Гаврилова Рябцева с женой его Марией Тимофеевой родился сын Матфий 1 августа, крещен 6 числа. Восприемники: того ж села казенный крестьянин Ермолай Васильев и жена Татьяна Тимофеева. Крестил священник Евгений Доброхотов с причтом». При крещении младенец был посвящен Матфию, «апостолу от 70, затем из 12-ти», память которого совершается 9 августа (ст. ст.).[29]
Воспитывался Матфий Рябцев в Касимовском духовном училище с 1880 по 1885 годы, затем обучался в Рязанской духовной семинарии с 1885 по 1891, в начале на содержании отца (уп. 1886/87 гг.),[30] а затем в епархиальном классе (т.е. на казенном содержании – уп 1888/89 гг.). Окончил семинарию по первому разряду и был удостоен звания Студента, получил Аттестат. Посвящен в стихарь по окончании семинарии.[31]
По окончании в 1891 году Рязанской Духовной семинарии назначен учителем и регентом в двухклассную приходскую школу в село Полянки Пронского уезда Рязанской губернии. В 1893 году, начиная с 9 августа, получил отцовское место псаломщика в храме села Тумы Николаевской и назначен учителем и законоучителем в местную двухклассную церковноприходскую школу. В марте 1894 года (по возвращении отца на место псаломщика) он «по своему желанию» остался только учителем школы.
22 мая 1895 года Матфий Рябцев был рукоположен во священника и 27 мая назначен служить в храм села Макшеева Егорьевского уезда и заведующим местной школой и учителем в ней. Награждён набедренником в 1899 году.[32]
2 сентября 1905 года отец Матфий был назначен служить в собор города Касимова, где и прослужил до своей гибели. Награждён скуфьею в 1906 году. С 1909 года он член Правления Касимовского духовного училища. С 1912 по 1914 годы состоял председателем ревизионной комиссии Касимовского отделения Епархиального училищного Совета. До наших дней дошла одна фотография,[33] на которой запечатлен отец Матфий среди «преподавателей и учащихся Касимовского духовного училища», - видимо, в 1910-х годах, когда о. Матфий был членом Правления Касимовского духовного училища. Как только началась Первая Мировая война и в городском лазарете были размещены раненые воины, отец Матфий стал служить безвозмездно в городском лазарете и духовно окормлять раненых. Об уважении к нему народа так рассказывал сын соборного старосты Сергей Андреевич Иванов: «Бывало, постом, к отцу протопопу – три человека на исповедь; к отцу Иоанну человек двадцать, а к отцу Матфею – больше сотни»[34].
О семье отца Матфея сведений очень мало. Была у него жена Любовь Павловна и шестеро детей.
Сведения о последних днях отца Матфия Рябцева собраны и опубликованы протоиереем Владимиром Правдолюбовым. «В ноябре 1918 года (от 13 до 16-го) отец Матфий вместе с некоторыми касимовцами был расстрелян. В памяти народной остались некоторые подробности этого события, которые не были записаны и поэтому слегка варьируются. Во-первых, причина ареста (и последующего расстрела) отца Матфия. Некоторые говорят, что о. Матфий укорял лично ему знакомого комиссара Кокорева за его жестокость. (В революцию он командовал карательным отрядом и на взгляд мирных касимовцев был очень жесток.) Другие — что о. Матфий протестовал против расстрелов у стены собора. Третьи уверяют (уверяли, конечно, т. к. современников события в живых уже не осталось), что о. Матфий был арестован просто как авторитетный священник». [35]
Солдаты, пришедшие арестовать отца Матфия, предложили ему спрятаться, с тем чтобы своему начальству доложить, что не застали его дома. Он не согласился и пошел с ними. Расстрел был осуществлен у стены кладбища и трупы были переброшены через ограду на кладбище, где их потом захоронили. Солдаты стрелять в о. Матфия отказались, и его застрелил сам предводительствующий отрядом карателей Кокорев. «О поведении о. Матфия в момент расстрела говорят по-разному: одни — что он благословлял своих убийц рукою, как положено священникам; другие — что он проклял Кокорева. Третья версия объединяет первые две: он сказал Кокореву: "Как человек я тебя проклинаю, а как священник — благословляю". Вскоре после этого Кокорев заболел злокачественной волчанкой. Лицо было изуродовано гнойными язвами, при трепанации черепа гной был обнаружен и в мозгу. В муках страшной и мучительной болезни Кокорев кричал: "Отец Матвей, прости!" В марте 1919 года Кокарев умер. Народная совесть увидела в этой болезни и смерти Кокорева Божие наказание за расстрел отца Матфия».[36]
Постановлением Священного Синода от 27-28 декабря 2000 года, священник Матфий Рябцев прославлен в лике священномучеников.[37]
На кладбище восстановлена почитателями Батюшки его могила[38]. Надпись на могиле гласит: «Протоиерей соборной церкви Рябцев о. Матфей». Но о. Матфий не имел сана протоиерея, а был третьим священником в клире Вознесенского собора. Это народная любовь возвеличила новомученика в надмогильной надписи.
Клир города Касимова чтит его как первомученика касимовской церкви среди новомучеников. В Никольском храме города Касимова есть уже написанная икона св. Матфия (Рябцева).[39] В 2007 году Рязанская епархия отметила 20-летие установления празднования Собора Рязанских святых. На иконе Собора Рязанских святых, написанной в XXI веке, помещен и лик священномученика Матфия Касимовского (в правой стороне иконы, в 4-м ряду, второй справа).[40]
Но и Тумская церковь и весь приход могут гордиться своим односельчанином, показавшим своей жизнью и смертью высшую ценность человеческой жизни, заключающуюся в верности Богу и его церкви.
Священник о. Александр Архангельский
Из послевоенных времен известна также исповедническая жизнь и преданнейшее служение Богу священника отца Александра Архангельского. [41]Родился он в 1884 году в селе Аптухине Ичалговской округи в Мордовии. Семья его насчитывала пятнадцать поколений священнослужителей. Александр Николаевич тоже стал священником, и в начале советской власти его не обошла участь большинства священнослужителей. В 1937 году, 10 октября, отец Александр был арестован и 28 октября осужден тройкой УНКВД Рязанской области на 10 лет исправительно –трудовых лагерей. Срок отбывал в лагерях Вологодской области. По болезни был досрочно освобожден в марте 1943 года. У батюшки был рак пищевода. С этой болезнью он прожил еще 22 года. Ему выделили приход в селе Максине, где батюшке пришлось служить сначала в доме, затем был восстановлен силами прихожан Покровский храм. Народ к нему тянулся. Читаю в докладе монахини Зосимы (Верховской) воспоминания прихожанки Шарониной Правсковьи Алексеевны: «Он жил для народа и для Господа Бога, лечил бесноватых и больных.
Приходил к нам в д. Ненашкино за 15 км. У меня дома крестил детей, посылал меня собирать детей по соседям, чтобы окрестить, особенно детей коммунистов. Крестил и причащал, за крестины денег не брал. Угощал детей гостинцами.
Сам кушал очень, очень мало - больной желудок, да и отдыха почти не
видел - постоянно народ. Спал в чулане, где стояла односпальная кровать
и маленькая тумбочка. Даже после его смерти (по его молитвам) идет исцеление".[42]
Прослужил о. Александр в Максине 20 лет и вышел на покой. Переехав в Туму, батюшка служил в Троицком храме по приглашению местных священников до самой своей смерти, наступившей 5 апреля 1965 года. Люди верили, что он может молитвами лечит, что святой батюшка. Староста храма, Школьникова А.А. рассказывает: «Мне моя мама рассказывала, что когда умер протоиерей Александр Архангельский, в алтаре храма упала завеса, все говорили, что он святой... Похоронен батюшка на Тумском кладбище, где люди часто приходят на его могилку со своими просьбами и верят, что батюшка им поможет, как это было при его жизни. Регулярно служит местный священник о. Сергий панихиды на могиле. Почитание батюшки живет в народе до сих пор».[43]
Такова была судьба тех, кто крепко хранил в своем сердце святую веру и любовь к храму.
Заключение
История своего народа, своей страны всегда волновала умы людей. Каждое новое поколение приносит что-то своё в развитие общества, страны. В своей работе я провела исследование актуальной, на мой взгляд, темы. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью восстановить утраченные страницы духовного наследия поселка, родного края.
Считаю, что данная исследовательская работа достигла поставленной цели. Мною было собрано достаточное количество материала об истории Троицкой церкви, о людях, хранивших и возрождавших веру (хотя понимаю, что «белых пятен» еще много), что послужило хорошим вкладом в изучение истории не только нашего храма, но и поселка.
Подводя итоги, я пришла к выводу, что необходимо продолжить это исследование, и поставила задачи более подробно изучить историю и сегодняшнее состояние храма Святой Троицы в Туме и продолжить исследовательскую работу по поиску сведений о священнослужителях храма.
Список приложений
Источники
- Школьникова Анна Алексеевна, 1937 г.р, жительница п. Тума
[1] См. Приложение №1, фото Тумская церковь Святой Троицы
[2] См. И. Добролюбов « Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», Том 4, Рязань, 1891 г., с. 143
[3] ГАРО ф. 627, оп. 240, д. 30, св. 62, л. 271. Клировые ведомости храмов Касимовского уезда за 1885 год.
[4] ГАРО ф. 627, оп. 240, д. 52, св. 70, л. 241. Клировые ведомости храмов Касимовского уезда за 1907 год.
[5] 1 сажень=2,1336 м. Т.е. храм длиною около 60 м., шириною несколько более 19 м.
[6] ГАРО ф. 627, оп. 240, д. 30, св. 62, л. 271. Клировые ведомости храмов Касимовского уезда за 1885 год.
[7] См. И. Добролюбов «Историко-Статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», Том 4, Рязань, 1891 г. с. 143
[8] ГАРО ф. 627, оп. 240, д. 30, св. 62, л. 271. Клировые ведомости храмов Касимовского уезда за 1885 год.
[9] ГАРО ф. 627, оп. 240, д. 52, св. 70, л. 241 Клировые ведомости храмов Касимовского уезда за 1907 год.
[10] Доклад монахини Зосимы (Верховской) на Троицких чтениях в Больших Вязёмах, сентябрь 2006 г.
[11] ГАРО ф.627, оп.261, д. 212, л.81, Метрическая книга села Тума Николаевская за 1918 год
[12] ГАРО ф.627, оп. 240, д. 45, св.67, Метрическая книга села Тума Николаевская за 1900 год
[13] См. АкульшинП.В., Горбунов Б.В. и др. «Клепиковская земля. История родного края», Рязань, 2006, стр. 150
[14] См. «Духовенство Рязанской епархии (по данным Церковных ведомостей» 1888-1908 гг., «Адрес календарей Рязанской губернии», 1889-1914 гг.
[15] См. Приложение №2. Фото отца Стефана Остроумова
[16] Иванов Б.Ю., Комзолова А.А, «Государственная Дума Российской империи:1906-1917гг.», Москва, РОССПЭН, 2008
[17] См. Акульшин П.В., Горбунов Б.В. и др. «Клепиковская земля. История родного края» ,Рязань, 2006, стр. 174
[18] См. http://www.koob.ru
[19] ГАРО ф. 627, оп. 281, д. 110, л. 96об.-97(1917г.), д. 116, л. 119об.-120
[20] ГАРО ф. 627, оп. 245, д. 72, л. 307
[21] ГАРО ф. 627, оп. 245, д. 130, л. 343-471
[22] ГАРО ф. 627, оп. 240, д. 46, св. 68, л. 237
[23] ГАРО ф. 627, оп. 240, д. 36, св. 64, л. 274-275
[24] ГАРО ф. 627, оп. 233, д. 23, св.277
[25] ГАРО ф. 627, оп. 240, св. 65, д. 37, л. 274
[26] ГАРО ф. 627, оп. 240, св. 68, д. 47, л. 258-259
[27] ГАРО ф. 627, оп. 240, св. 78, д. 55, л. 298-299
[28] См. Приложение №3. Фото Матфея Рябцева, 1910-е гг
[29] ГАРО ф. 627, оп. 245, д. 229
[30] ГАРО ф. 870, оп. 1, д. 18, л. 980
[31] ГАРО ф. 634, оп. 1, д. 189, л. 210
[32] См. Доклад монахини Зосимы (Внрховской) на Троицких чтениях в Больших Вяземах, сентябрь 2006 г.
[33] См. приложение №4, Фото о. Матфей Рябцев, 1910-е гг.
[34] См. Доклад монахини Зосимы (Верховской) на Троицких чтениях в Больших Вязёмах, сентябрь 2006 г.
[35] См. Протоиерей Владимир Правдолюбов. Религиозная история Касимова., изд. Успенской церкви, г. Касимов, 1998 г., с 38-39
[36] Там же, с. 40-41
[37] Московские епархиальные ведомости. № 1-2, 2001., с. 6-7
[38] См. Приложение № 5, Фото Могила священномученика Матфия Рябцева
[39] См. Приложение №6, Фото. Икона сщмч. Матфия (Рябцева), первого священномученика города Касимова
[40] Московские епархиальные ведомости. № 1-2, 2001., с. 6-7
[41] См. приложение №7, Фото Притоиерей Александр Архангельский
[42] См. Доклад монахини Зосимы (Верховской) на Троицких чтениях в Больших Вязёмах, сентябрь 2006 г.
37 Из воспоминаний Школьниковой Анны Алексеевны, 19 г.р., жительницы п. Тума
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Марши для детей в классической музыке
Горка
Просто так