Исследовательская работа посвящена 115-летию государственного и политического деятеля Якутии Илье Егоровичу Винокурову.
Вложение | Размер |
---|---|
доклад "Знакомство с И.Е. Винокуровым | 327.5 КБ |
тезис доклада | 68 КБ |
МКУ «Управление образования Намского улуса»
МБОУ «Намская средняя общеобразовательная школа № 2»
Знакомство с И.Е. Винокуровым
Выполнил: Николаев Тима,
ученик 10 «а» класса
Руководитель: Винокурова
Мария Захаровна,
учитель истории
с. Намцы, 2013 г.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………3 стр.
«Жизнь И. Е. Винокурова в фотографиях»…………………...5 стр.
Заключение…………………………………………..……………………20 стр.
Список использованной литературы……………….……………………21 стр.
Введение
«Мы вас никогда не забудем,
Останется память в сердцах.
Останется память, мы будем
В долгу перед вами в веках.
Елена Чумаевская
Каждый житель Якутии, а тем боле житель Намского улуса обязан знать и помнить имя видного государственного и политического деятеля Ильи Егоровича Винокурова. Новое поколение должно понимать значимость деятельности и таланта этого величайшего руководителя, спасителя народа от многих бед. Его жизнь и деятельность проходили в сложнейшую и противоречивую эпоху в жизни народов бывшего Советского Союза. Но в эти труднейшие годы Илья Егорович обеспечил стабильную политическую обстановку. С именем Винокурова связано выживание народа в голодные годы. Борьба за честь и достоинство родного якутского народа.
Актуальность: Мы три года назад отметили 115–летний юбилей нашего государственного и политического деятеля Ильи Егоровича Винокурова. В рамках этой знаменательной даты решили провести свое исследование о том, что знают ли наши ровесники о И.Е. Винокурове. Если не знают, то провести классный час среди 7-8 классов на тему «Жизнь И.Е. Винокурова в фотографиях» и провести повторный опрос в целях увековечивания светлой памяти великого сына народа саха.
Цель данной работы – ознакомить жизнью и деятельностью И.Е. Винокурова учащимся, для увековечивания его светлой памяти.
Для того, чтобы выявить цель данной работы были поставлены следующие задачи:
Гипотеза: исследовательской работы заключается в том, что если повысить интерес к изучению жизни и деятельности И.Е. Винокурова, то это будет познавательным подспорьем для знания учащихся своего родного края, села.
Для раскрытия данной работы были использованы литературы таких авторов, как Алексеев Егор Егорович, Слепцов Платон Алексеевич, Кривошапкин Иннокентий Захарович и многие другие.
«Жизнь И.Е. Винокурова в фотографиях»
Чтобы провести классный час на тему «Жизнь И.Е. Винокурова в фотографиях» были собраны материалы о жизни и деятельности И.Е. Винокурова с помощью различных источников, авторами которых являются: Егор Егорович Алексеев, доктор исторических наук, академик Духовности РС (Я), Платон Алексеевич Слепцов, кандидат исторических наук, доцент ЯГУ им. М.К. Аммосова, Иннокентий Захарович Кривошапкин, заслуженный работник культуры РС (Я) и работы учащихся.
При составлении материала для классного часа разделили биографию И.Е. Винокурова на детские годы, юношество, начало государственной и политической деятельности, и семейные годы.
Детские годы
Детство Ильи Егоровича прошло очень трудно. Это мы узнаем из разных источников о биографии маленького Ильи. Родители происходили из бедных семей, как и у Максима Кировича Аммосова, одного из знаменитых наших земляков.
Отец – Винокуров Егор Николаевич, по воспоминаниям И. Е. Винокурова, был выходцем из крестьян середняков. Из пятерых родных братьев он был старшим. Хотя он был неграмотным, некультурным – типичным сельским бедняком, у других богатых людей он почти не работал. Мать Ильи – Евдокия была второй раз замужем за Егором Винокуровым, где родила дочь – Майю и сына – Илью.
Илья родился в Кусаган-Эльском (буквальный перевод – «Плохая семья») наслеге 20 декабря 1895 года по старому стилю, 1 января 1896 года по новому стилю. Туберкулез тогда буквально косил людей. Поэтому в 1898 году отец Ильи, заболев этой страшной болезнью, рано умер, когда дочери было 8 лет, а сыну 3 года. Через год ослепла мать. Хозяйство у Винокуровых постепенно начало разорятся. Мать, сестра и Илья остались без ничего, они пошли по родственникам. Им всегда доставалась сиротская доля, упреки, косые взгляды, постоянное напоминание их положения в семье. После долгих скитаний по родственникам, которые тоже умерли от туберкулеза, последним выходом из этого трудного положения было проживание на некоторое время у старшего сына первого мужа матери – Жиркова Дмитрия Николаевича в соседнем Хамагаттинском наслеге.
Несмотря на трудности жизни в 1904 году девятилетний Илья по настоянию наслега поступил в 4-групповую церковно-приходскую школу (одноклассное училище) на 20 человек, из которых 10 были пансионными, то есть жили там же, где обучались, в силу разных жизненных обстоятельств. Илья, как сирота жил в пансионате, был одним из лучших учеников школы. Его учителями стали выпускник Казанской учительской семинарии П.А Ушницкий, прививший ученику любовь к русскому языку, и священник Иннокентий Винокуров. Вместе с ним учились М.К. Аммосов С.Д. Трапезников (Токуос), С.К. Сивцев и другие, ставшие борцами за власть Советов, известными людьми Намского улуса и Якутии.
Илья окончил школу (училище) в 1908 году, ему тогда было 12 лет. Он порадовал свою мать возможностью читать все «40 псалтырей», что было бы лучшим удовлетворением матери своей загробной жизнью, чего не имело возможности каждое зажиточное лицо. Способный мальчик мог бы продолжить учебу, но никакой материальной поддержки не было. Он помогал матери в домашних работах – кипятил чайник, чистил телячье кало, гнал телят на водопой, тащил с улицы заготовленные дрова и т.д., а летом работал на сеноуборке. За это время Илья уже успел перезабыть то, что учил в школе. Это особенно огорчало мать, что четырехлетние труды и заботы пропали даром. Но мать нашла выход из ситуации отдав сына на обучение одному из политических ссыльных – Павлу Ивановичу Кравченко, правда за обучение он брал 4 рубля в месяц. За 2-3 месяца Илья во многом восстановил перезабытое, начал поправлять почерк. Но пришлось остановить обучение из-за смерти жены брата, у которых они жили. Илью устроили «мальчиком» к одному из сельских купцов – Москвитину Н.К. с оплатой по 4 рубля в месяц, где он производил отметки должников хозяина, работал кучером, ухаживал за лошадьми.
Так проходили детские годы будущего руководителя намской земли и Якутии – Ильи Егоровича Винокурова.
Трудные годы юности
Когда в 1912 году умерла мать, Илья был предварительно женат на одной батрачке. Начались трудные годы юности, выбивание в люди, поиски счастливой богатой жизни. Но не так все было просто, как казалось молодому юноше, в те тяжелые годы.
В своей автобиографии И.Е. Винокуров признается: «как многие якутские дети, с малых лет втягивался в картежную игру, пил водку, ходил по конским бегам». Без контроля родителей, особенно матери Илья все механически превращался в бездомного батрака. В таком положении он находился до 1916 года. Молодой Илья осуществил давнишнюю мечту выехать в чужие, дальние края «искать счастья», выехав в Булун на рыбалку в качестве батрака у некоего сородича Винокурова Ивана Ивановича. За низкую оплату труда он батрачил в Булуне, на Новосибирских островах (Муостуур арыы), где было «множество клыков мамонтовых», тогда имевших большую цену, работал на Бодайбинских золотых приисках.
В годы скитаний на Крайнем Севере Илья Егорович не расставался с книгами. С собой везде он возил книгу польского политссыльного Вацлава Леопольдовича Серошевского "Якуты", о чем писал его близкий друг В.А. Протодьяконов.
Летом 1920 года вернулся в родной улус без всякого богатства, денег. Но зато он в суровых климатах северного края закалил свою волю, выработал настоящий мужской характер, стал более собранным и решительным. Он понял смысл жизни: везде и всюду существуют несправедливость, эксплуатация, надо крепко бороться за свое выживание, за нормальную человеческую жизнь, много нужно времени для того, чтобы выбиться в люди.
Участие в Гражданской войне
Судьба Ильи Егоровича резко изменилась после революционных событий 1917 года, когда бедные и богатые люди начали борьбу за власть. Он, выходец из бедняцкой семьи, проходя все невзгоды и трудности жизни, вступил на сторону большевиков, которые хотели установить власть рабочих и крестьян над богатыми тойонами.
Зимой 1921-1922 года вспыхнуло повстанческое (белое) движение, охватившее почти всю территории республики. Началась Гражданская война в Якутии. Тогда Илья Егорович с остальными товарищами состоял в Намском добровольческом отряде красных. 5 и 6 марта 1922 года принял участие в крупных боях под Тулагино и Кильдемцы. Военный отряд разбили на две части. Всего в добровольческом отряде красных было около 80 человек. Одна часть отряда состояла из 44-46 человек под командованием Пшенникова Д.Е., снабженные пулеметами «Максим». Этот отряд был направлен в село Тулагино на дачу Эверстовых, где находился повстанческий отряд белых из 30 человек. Другая часть отряда красных состоявший из 32-33 человек под командованием Романченко, снабженный одним ручным пулеметом «СОШ» был направлен в деревню Кильдемцы, где стоял основной отряд белых из 120 человек. Перевес силы был на стороне белых, но этот небольшой эпизод является свидетельством того, что плохо вооруженные, голодные холодные партизаны имели бесконечное мужество и храбрость и твердо были убеждены в победе. Как отмечает сам Илья Егорович «особых заслуг и отличий в этой войне не имел, но трусом тоже не был».
Государственная и политическая деятельность
Летом 1920 года приехав обратно в родной улус под влиянием друзей, одноклассников Степана Трапезникова, Дмитрия Винокурова-Молжоруса, Льва Лебедева и других Илья Егорович постепенно втянулся в общественно-политическую жизнь, стал членом союза сельскохозяйственных рабочих. По решению этого союза в сентябре этого года избран и работал земельным депутатом, состоял председателем комиссии по учету наличного хлеба в складах. В 1921 году он вступил в члены коммунистической партии, затем учился на двухмесячных советско-партийных курсах. После окончания курсов И.Е. Винокурова зачислили сотрудником инструкторско-информационного отдела Якутского губревкома.
В 1922 г. И.Е. Винокуров вернулся к мирной жизни и стал уполномоченным по восстановлению советской власти в Намском улусе, председателем намского волостного совета. В 1922-1923 гг., когда в республику вторглась белая дружина генерал-лейтенанта А.Н. Пепеляева, организовал народно-революционный добровольческий отряд. Белогвардейцы не смогли продвинуться далее Амги. После окончания боевых действий И.Е. Винокурова избрали председателем Намского улусного исполкома.
В 1924г. решением Совнаркома ЯАССР его направили в Булун, где он был избран председателем окружного исполкома Совета. В 1925 г. на Севере Якутии произошли вооруженные повстанческие выступления против советской власти. С первых дней мятежа Илья Егорович был твердо настроен на мирную ликвидацию повстанчества. Благодаря умелым и гибким действиям И.Е. Винокурова, мятеж был ликвидирован без большого кровопролития. В 1926 г. отряд под командованием Ильи Егоровича при поддержке местного населения бескровно подавил выступление отряда под командованием белого офицера А.Н. Храповицкого. Всех участников этой группы амнистировали, а руководителя зачислили на работу в Наркомат финансов Якутской АССР.
Илья Егорович провел большую организационную работу, результатом которой стало постановление Президиума ЯЦИК от 16 июня 1924 г. об образовании Булунского округа. Эту новую территориальную единицу выделили из состава Верхоянского округа. В него вошли Жиганский, Усть-янский улусы и Хатанго-Анабарский район.
Успехи начинающего и талантливого руководителя вызывали зависть у партийных карьеристов. 11 октября 1926 г. Булунский окружной комитет ВКП(б) исключил И.Е. Винокурова из членов ВКП(б). 23 декабря 1926 г. партколлегия утвердила это постановление.
В 1926 г. И.Е. Винокурова командировали на девятимесячные курсы партийных работников в Москву, где пришлось изучать математику, русский язык, политэкономию, экономическую географию, финансы и бюджет, коммунальное хозяйство, военное дело и другие. В 1927 г. вновь отправили секретарем Булунского окружного комитета ВКП(б). В Булуне устанавливалось каботажное плавание по Северному ледовитому океану, организовывались базы промышленных и сельскохозяйственных товаров, продовольственные магазины, поставлялись охотничьи ружья, рыболовные снасти, открывались школы, больницы, клубы и.т.д.
В 1931-1933 гг. Илья Егорович работал в Намском районе директором МТС (машинно-тракторная станция). Он первым делом отправил в Якутск на курсы трактористов Николая Винокурова, Ивана Канина, Гавриила Соловьева, Афанасия Прокопьева, Романа Колесова, Николая Маркова и др. В каждом наслеге стали объединяться индивидуальные хозяйства и образовываться товарищества по совместной обработке земли (ТСОЗы). Затем кооперирование распространилось на лошадей, крупный рогатый скот, сельскохозяйственные орудия и инвентарь, т.е. возникли артели. На общих собраниях сельчан подробно обсуждались основные достижения и трудности коллективизации. На собрании представителей четырех мелких объединений Кусаган-Эльского наслега Намского улуса И.Е. Винокуров заявил, что в скором времени появятся мощные тракторы, сеялки и прочая сельскохозяйственная техника, эксплуатация которых невозможна без общих усилий. Собрание решило организовать единый колхоз «Красный животновод». В 1931 г. обученные в Якутске намские трактористы пригнали 22 новых английских трактора «Фордзон» мощностью 20 л.с. Ввиду того, что базу МТС к тому времени еще не достроили, тракторы разместили во дворе местного торговца Гавриила. МТС заключила договора и обслуживала 21 сельскохозяйственную артель, в состав которых входило 3 434 га пахотных земель. При Илье Егоровиче с 1931 по 1933 г. количество тракторов более чем удвоилось – с 22 до 45, а их суммарная мощность увеличилась с 440 до 980 л.с. Если до образования МТС с одного гектара получали 4-4,5 ц. зерновых культур, то в 1932-1933 гг. – 7,45 ц., т.е. урожайность возросла почти вдвое. В 1931-1933 гг. производство мяса увеличилось с 91,3 до137,6 т., т.е. в полтора раза. Поголовье скота за этот период возросло с 928 до 1330, т.е. почти в полтора раза21. Труд работников оплачивался мясом, маслом, семенами, сеном и.т.д.
Благодаря умелому подходу Ильи Егоровича к работе с населением были восстановлены сельское хозяйство и экономика в Оленекском, Булунском, Вилюйском и Намском районах в годы коллективизации, где проработал в высших должностях руководства страной.
В 1938 – 1939 гг. И.Е. Винокуров в течение года работал в должности наркома здравоохранения. Под его руководством начали организовывать экспедиционные выезды врачебных бригад и отрядов в районы.
Несмотря на тяжелые военные годы, при личном участии И.Е. Винокурова принят ряд мер по усилению борьбы с туберкулезом. В 1941 г. открыт тубпункт в Мегино-Кангаласском районе, в 1943 г. – тубдиспансеры в Амгинском, Горном, туббольница в Мегино-Кангаласском, в 1944 г. тубдиспансер в Верхневилюйском, тубсанаторий в Мегино-Кангаласском районах.
«Человек твердых жизненных принципов, большого гражданского мужества» - так описывают земляки Илью Егоровича. Всю свою жизнь он работал только ради своего народа, чтобы тот жил счастливой и спокойной жизнью. Добродушный по характеру, временами Илья Егорович проявлял необычайную храбрость, когда приходилось защищать интересы людей, особенно интеллигенцию – ученых и писателей от ложных обвинений, обычных для времен сталинских репрессий. Например, Илья Егорович в 1944 году встал на защиту выдающегося ученого, доктора исторических наук, профессора Георгия Петровича Башарина, защитившего диссертацию на тему «Три якутских реалиста – просветителя». В то время имена А. Софронова, А. Кулаковского и Н. Неустроева были под запретом, так как их обвиняли в национализме.
Есть множество доказательств того, что И.Е.Винокуров до конца своей жизни с большой любовью и глубоким уважением относился к Аммосову. Он первым из Якутии поставил вопрос о его реабилитации. Это было 30 октября 1955 г. В адрес Винокурова 17 декабря 1955 г. из Главной прокуратуры СССР поступило следующее извещение: «Ваша жалоба от 30 октября 1955 г., адресованная первому заместителю председателя Совета Министров СССР по делу Аммосова М.К., поступила в Главную военную прокуратуру и проверяется. О результатах будет сообщено». М.К. Аммосов посмертно реабилитирован 17 марта 1956 года.
Под руководством Ильи Егоровича в республике возникла рыбная промышленность союзного значения. В 1949 г. в бассейне реки Вилюй обнаружили первые якутские алмазы. Началось создание такой новой отрасли горнодобывающей отрасли, как алмазодобывающая промышленность. В сельской местности стали строиться крупные промышленные объекты и культурные здания. Среди них были клуб, училище, квартиры в Намском районе, Бетюнская школа, туберкулезный диспансер и др.
Но главная заслуга Винокурова И.Е. в том, что в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) он спас свой якутский народ от голодной смерти, когда все продукты питания производились только для фронта. Он добился у руководства страны разрешения на выделение необходимого количества продуктов (хлеб, мясо, картофель) населению, организацию охоты на дичь (зайцев, сохатого и т.п.) и ловлю подледной рыбы. Эти мероприятия были направлены на создание продуктовых запасов в колхозах. Люди до сих пор помнят это и благодарны Илье Егоровичу за спасение многих жителей центральных районов Якутии. Поэтому его имя носят Хатын-Арынская средняя школа и Намский педагогический колледж технологии и дизайна, открыт дом-музей И.Е. Винокурова в селе Аппаны.
Краткая хронология государственной и политической деятельности И.Е. Винокурова
с 1924 по 1957 гг.
1924 г. - председатель окружного исполкома Совета Булунского округа.
16 июня 1924 - вышло постановление Президиума ЯЦИК от г. об образовании Булунского округа.
1925 г. – под руководством И.Е. Винокурова ликвидация повстанческого отряда без кровопролития.
1926 г. – ликвидация под командованием И. Е. Винокурова отряда под командованием белого офицера А.Н. Храповицкого.
11 октября 1926 г. – исключение из членов ВКП(б) И.Е. Винокурова Булунским окружным комитетом ВКП(б).
1926 г. – командирование И.Е. Винокурова на девятимесячные курсы партийных работников в Москву.
1927 г. - секретарь Булунского окружного комитета ВКП(б).
1931-1933 гг. - директор МТС (машинно-тракторная станция) Намского района.
1934-1935 гг. - уполномоченный Совнаркома ЯАССР в Оленекском районе.
1935 г. – И.Е. Винокурова направили в Москву на годичные высшие партийно-советские курсы.
1937-1938 гг. - председатель Вилюйского районного исполкома, а затем секретарь районного комитета ВКП (б).
1938-1939 гг. - нарком здравоохранения Якутской АССР.
1939-1943 гг. - заместитель председателя Совнаркома Якутской АССР по образованию, науке, здравоохранению, культуре.
1941 г. - И.Е. Винокуров возглавил якутскую делегацию на научной конференции Академии наук СССР по исследованию и развитию производительных сил Якутии.
1942 г. – И.Е. Винокуров отправил заявление председателю Совнаркома РСФСР Сухову об экономическом состоянии и положении населения Усть-Алданского района, где он был уполномоченным по заготовке кормов. В заявлении он описал ужасные картины голода, когда люди питались отходами молока, мелкой рыбешкой и даже травой. Для спасения жителей не только Усть-Алданского, но и Намского, Мегино-Кангаласского, Амгинского, Чурапчинского, Таттинского районов он предложил принять ряд конкретных мер: предусматривалось списание с колхозов долгов за прошлые годы; снижение на 50% поставок хлеба, картофеля и сена, взамен этого увеличение доли мяса; выделение семенной ссуды; увеличение в 2,5 раза финансирования интернатов; расширение сети сельских детсадов и яслей; предоставление возможности распределять доходы в каждом колхозе; снятие плана развития свиноводства ввиду отсутствия кормов и др.
с 1943 г. - председатель Совета Народного комитета ЯАССР.
1952-1957 гг. - начальник строительно-монтажного управления «Якутстройтрест». Впервые под его руководством в сельской местности стали строиться крупные промышленные объекты и культурные здания. Среди них были клуб и училище в Намском районе, Бетюнская школа, туберкулезный диспансер и др.
Таким образом, основная государственная деятельность И.Е. Винокурова пришлась на самую тяжелую эпоху в истории России – на период сталинского тоталитарного режима. Но все свои силы, энергию, знания он отдал борьбе за интересы республики, ее многонационального народа, за что стал объектом многочисленных нападок карьеристов и доносчиков. Илью Егоровича отличало внимательное отношение к проблемам и нуждам окружающих, среди которых он пользовался огромным авторитетом и глубоким уважением.
Интернациональная семья И.Е. Винокурова
И.Е.Винокуров был женат дважды. В 1923 г. он женился на Марии Перфильевне Эверстовой из Едейского наслега Намского улуса. В 1924 г. у них родился сын Илья, в 1933 г. - дочь Клара. В 1939 г. супруги расстались.
Вторая супруга – Александра Алексеевна Трубицына родилась в 1908 г. в маленькой деревушке Ветошки Псковской области. После окончании в 1938 г. Второго Ленинградского медицинского института была распределена в Якутию. В 1939 г. Илья Егорович и Александра Алексеевна поженились. Александра Алексеевна прожила долгую плодотворную жизнь. В разное время была врачом городской, республиканской санэпидемстанций, главным эпидемиологом республики. Ей присвоено звание заслуженного врача РСФСР. А.А. Трубицына умерла 2000 г.
Когда 1957 г. умер отец, дочерям Наталье было 16 лет, Александре - 15 лет, сыну Валерию - 12 лет. Илья Егорович постоянно материально помогал первой семье. Детей от обоих браков с самого раннего детства воспитывал вместе, дети дружили, помогали друг другу.
Все дети И.Е.Винокурова прожили достойную жизнь.
Старший сын Илья Ильич в 1948 г. окончил Алма - Атинский педагогический институт, работал на руководящих должностях в сфере народного образования, был инструктором Якутского горкома партии. Умер в 1977 г., будучи директором Колымской средней школы Нижнеколымского района. Жена Дария Григорьевна Винокурова всю жизнь проработала учительницей начальных классов в г.Якутске, умерла 2004 г. У них трое детей. Старшая дочь Татьяна после окончания Высшей комсомольской школы в г.Москве, уехала на родину мужа в Узбекистан, где и проживает в настоящее время. Ее муж Баруддин Руджиев является губернатором г.Навои. Сыновья Алишер, Тимур и дочь Тахшина живут и работают в г.Навои. Сын Юрий Ильич закончил ЯГУ и стал инженером - строителем. В настоящее время - директор Якутского отделения УКС компании "АЛРОСА". Жена Наталья Павловна Винокурова является ведущим инженером института ОАО "Якутпроект". У них двое детей. Сын Александр Ильич - инженер - строитель, увлекается спортом, он - кандидат в мастера спорта по мини - футболу. Его жена Яна Юрьевна - экономист. У них две дочери: Дина и Алина. Старшая дочь Галина Ильинична окончила Уральскую государственную консерваторию по классу фортепьяно. Младшая дочь Людмила Ильинична - врач. Ее муж Андрей Николаевич Чемякин работает в мэрии г.Якутска. Дочери: Марина - юрист, Елена - школьница.
Старшая дочь Клара Ильинична и ее муж Петр Гылыкович Гылыков окончили селькохозяйственную академию им. Тимирязева и уехали в Бурятию. До 1980 г. работали агрононами в Бичирском районе. После возвращения из Бурятии, жили в г.Олекминске. П.Г.Гылыков скончался в 2000 г. У них трое детей. Дочь Рина Петровна - кандидат технических наук, у нее сын Игорь. Старший сын Илья Петрович - инженер - механик, с супругой Верой Ивановной работают в г.Олекминске. Сын Олег и дочь Баира, у которой сын Никита, также живут в г.Олекминске.
Средняя дочь Наталья Ильнична вместе с мужем Геннадием Давыдовичем Брук закончили Иркутский медисинский институт. Три года проработали в больнице Гонгуйского леспромхоза Иркутской области и до 1996 г. жили в г.Иркутске. Геннадий Давыдович заведовал кафедрой анатомии мединститута, он - кандидат медицинских наук. В1996 г. всей семьей переехали в Израиль. У них трое детей. Дочь Анна Геннадьевна тоже врач, проживает вместе с мужем в г.Нью - Йорке. Дочь - Джойла родилась в Нью - Йорке. Сыновья Александр И Борис Геннадьевичи живут и работают в Тель - Авиве.
Младшая дочь Александра Ильинична закончила ЯГУ, работала главным врачом городского родительного дома и городской больницы, была заместителем заведующего горздрава. Она являлась почетным донором РСФСР, избиралась депутатом Якутского горсовета. Умерла в 2005 г. Муж Анатолий Николаевич Андреев был инженером - строителем, скончался в 2005 г. Старший сын Валерий Анатолиевич погиб, когда ему было 27 лет. Младший сын Владимир Анатольевич - арбитражный судья г.Якутска, кандидат юридических наук. Его супруга Елена Александровна Андреевна работает финансистом.
Младший сын Валерий Ильич после окончании Бугурусланского летного училища, работал в Полярной авиации, участник 14 - й Советской Антарктической экспедиции 1968 - 1969 гг. Он - пилот первого класса, удостоен знака "Отличник Аэрофлота". В 1983 г. награжден орденом "Трудовой славы III степени". Его жена Людмила Ферофонтова (Бекинева) работала в советско - партийных органах. Старший сын Феликс Вальеревич - инженер - программист, живет и работает в г.Москве.
Сегодня у Илья Егоровича Винокурова насчитывается 13 внуков, 18 правнуков и 7 праправнуков. В интернациональной семье потомков: якуты, русские, буряты, узбеки, евреи и татары, живущие в Якутии, Бурятии, в центральных городах России, Узбекистане, Израиле и США. Жизнь продолжается.
Для проведения опроса «Что ты знаешь о И.Е. Винокурове?» были специально подобраны 7-8 классы. И были составлены вопросы именно для них, с учетом их возраста и интереса.
1. Где и в каком году родился И.Е. Винокуров? |
2. Сколько было детей в семье Егора и Евдокии Винокуровых? |
3. В какой школе обучался Илья Винокуров? |
4. Назовите имя известного государственного политического деятеля Якутии с которым учился Илья Винокуров. |
|
|
7. Назовите самую высокую должность И.Е. Винокурова в его политической деятельности. |
8. Какого известного якутского ученого защищал Илья Егорович в годы сталинского режима? |
9. Назовите имена детей Ильи Егоровича |
10. Как зовут вторую жену И.Е. Винокурова? |
11. Кроме Намского района, в каких районах и городах Якутии работал И.Е. Винокуров? |
12. Перечислите заслуги И.Е. Винокурова перед республикой |
13. Знаете ли вы, что много зданий носит звание И.Е. Винокурова, перечислите? |
По результатам данного опроса видно, что с 3, 5, 7, 8 вопросы дети затрудняются ответить. Это привело к выводу о том, что именно на этих вопросах надо останавливаться при проведении классного часа и объяснить эти факты, события и.т.д.
III. Результаты опроса после проведения классного часа
По результатам после проведения классного часа на тему «Жизнь И. Е. Винокурова в фотографиях» учащиеся ответили на те же вопросы уже с верными ответами. Но все равно затрудняются ответить на 7,8 вопросах. Это привело к выводу о том, что эти вопросы сложные для наших сверстников. Детей заинтересовало жизнь И. Е. Винокурова в детские и юношеские годы.
IV.Сравнительный анализ результатов опроса
7 «б» класс 11 учащихся до проведения классного часа
7 «б» класс 11 учащихся после проведения классного часа
8 «б» класс 14 учащихся до проведения классного часа
8 «б» класс 14 учащихся после проведения классного часа
Заключение.
Итак, по результатам первого опроса до проведения классного часа мы увидели что, дети не знают о государственной и политической деятельности И.Е. Винокурова.
Многие не могут ответить даже на вопрос, «Где и в каком году родился И.Е. Винокуров?». А после повторного опроса ученики ответили на большинство вопросов.
Таким образом, у моих сверстников появился интерес к деятельности И.Е. Винокурова, многие из них уже собираются писать письменные сообщения, у них расширились знания о истории своего народа в 20-30 –е годы.
Надеемся, основные цели достигнуты, тем, что дети не забудут подвиг Ильи Егоровича Винокурова, о его славе и вечной заслуги перед народами Якутии, перед историей – это обеспечение стабильности и развития Якутии.
Список использованной литературы:
Тезис доклада Николаева Тимы,
ученика 10 «а» класса
Намской средней общеобразовательной школы № 2
на тему «Знакомство с Ильей Егоровичем Винокуровым»
«Мы вас никогда не забудем,
Останется память в сердцах.
Останется память, мы будем
В долгу перед вами в веках.
Елена Чумаевская
Каждый житель Якутии, а тем боле житель Намского улуса обязан знать и помнить имя видного государственного и политического деятеля Ильи Егоровича Винокурова. Новое поколение должно понимать значимость деятельности и таланта этого величайшего руководителя, спасителя народа от многих бед. Его жизнь и деятельность проходили в сложнейшую и противоречивую эпоху в жизни народов бывшего Советского Союза. Но в эти труднейшие годы Илья Егорович обеспечил стабильную политическую обстановку. С именем Винокурова связано выживание народа в голодные годы. Борьба за честь и достоинство родного якутского народа.
Актуальность: Недавно три года назад мы отметили 115 –летний юбилей нашего государственного и политического деятеля Ильи Егоровича Винокурова. В рамках этой знаменательной даты решили провести свое исследование о том, что знают ли наши ровесники о И.Е. Винокурове. Если не знают, то провести классный час среди 7-8 классов на тему «Жизнь И.Е. Винокурова в фотографиях» и провести повторный опрос в целях увековечивания светлой памяти великого сына народа саха.
Цель данной работы – ознакомить жизнью и деятельностью И.Е. Винокурова учащимся, для увековечивания его светлой памяти.
Для того, чтобы выявить цель данной работы были поставлены следующие задачи:
Гипотеза: исследовательской работы заключается в том, что если повысить интерес к изучению жизни и деятельности И.Е. Винокурова, то это будет познавательным подспорьем для знания учащихся своего родного края, села.
Для раскрытия данной работы были использованы литературы таких авторов, как Алексеев Егор Егорович, Слепцов Платон Алексеевич, Кривошапкин Иннокентий Захарович и многие другие.
Для ознакомления какой либо темы используют различные формы в виде теста, опроса, беседы и т.д. Мы выбрали проведение опроса и классного часа среди 7-8 – х классов. Для начала шла подготовка в виде подбора материалов к классному часу на тему «Жизнь И.Е.Винокурова в фотографиях». Затем сделали презентационный материал. Разделили на 4 подтемы «Детские годы» о родителях И.Е. Винокурова и о его обучении в церковно-приходской школе с. Конта-Крест, о его первом учителе Петре Афанасьевиче Ушницком, о его одноклассниках. Далее - «Трудные годы юности», в этом разделе рассказывается о юношеских годах, проведенных в Булуне, где, пройдя все трудности жизни, Илья Егорович понял её смысл: везде и всюду существуют несправедливость, эксплуатация, надо крепко бороться за свое выживание, за нормальную человеческую жизнь, много нужно времени для того, чтобы выбиться в люди.
Далее в разделе «Участие в гражданской войне» рассказывается об участии молодого Ильи в добровольческой армии Красной Армии, где он принял участие в боях под селами Тулагино и Кильдямцы.
В разделе «Государственная и политическая деятельность» мы подобрали материалы о заслугах Ильи Егоровича перед республикой. Где Илья Егорович, хотя и имел всего четыре класса обучения, добился высших результатов в области экономики, социального развития, науки, здравоохранения, строительства, доказав, что он человек твердых жизненных принципов, большого гражданского мужества Всю свою жизнь он работал только ради своего народа, чтобы тот жил счастливой и спокойной жизнью. Добродушный по характеру, временами Илья Егорович проявлял необычайную храбрость, когда приходилось защищать интересы людей, особенно интеллигенцию – ученых и писателей от ложных обвинений, обычных для времен сталинских репрессий. Например, Илья Егорович в 1944 году встал на защиту выдающегося ученого, доктора исторических наук, профессора Георгия Петровича Башарина, защитившего диссертацию на тему «Три якутских реалиста – просветителя». В то время имена Анемподиста Софронова, Алексея Кулаковского и Николая Неустроева были под запретом, так как их обвиняли в национализме.
Есть множество доказательств того, что И.Е.Винокуров до конца своей жизни с большой любовью и глубоким уважением относился к Аммосову. Он первым из Якутии поставил вопрос о его реабилитации.
Под руководством Ильи Егоровича в республике возникла рыбная промышленность союзного значения. В 1949 г. в бассейне реки Вилюй обнаружили первые якутские алмазы. Началось создание такой новой отрасли горнодобывающей и алмазодобывающей промышленности. В сельской местности стали строиться крупные промышленные объекты и культурные здания. Среди них были клуб, училище, квартиры в Намском районе, Бетюнская школа, туберкулезный диспансер и др.
Но главная заслуга Винокурова И.Е. в том, что в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) он спас свой якутский народ от голодной смерти, когда все продукты питания производились только для фронта. Он добился у руководства страны разрешения на выделение необходимого количества продуктов (хлеб, мясо, картофель) населению, организацию охоты на дичь (зайцев, сохатого и т.п.) и ловлю подледной рыбы. Эти мероприятия были направлены на создание продуктовых запасов в колхозах. Люди до сих пор помнят это и благодарны Илье Егоровичу за спасение многих жителей центральных районов Якутии. Поэтому его имя носят Хатын-Арынская средняя школа и Намский педагогический колледж технологии и дизайна, открыт дом-музей И.Е. Винокурова в селе Аппаны.
И последний раздел называется «Интернациональная семья И.Е. Винокурова» о двух семьях Ильи Егоровича, с Марией Перфильевной Эверстовой и Александрой Алексеевной Трубицыной.
Прежде чем провести этот классный час провели опрос на тему «Что ты знаешь о И.Е. Винокурове?» в целях проверки знаний учащихся о деятельности М.К. Аммосова. Провели опрос в 2-х классах: в 7 «б» и 8 «б», как час урока «Намоведение». По результатам этого опроса можно выявить, что учащиеся мало знают о И.Е. Винокурове. В целях пропаганды и просвещения деятельности И. Е. Винокурова провели классные часы на соответствующую тему.
Далее повторно провели опрос для проверки знаний учащихся на данную тему и мы были очень рады, когда увидели результаты. Что классные часы недаром провели.
Были составлены вопросы именно для них, с учетом их возраста и интереса.
1. Где и в каком году родился И.Е. Винокуров? |
2. Сколько было детей в семье Егора и Евдокии Винокуровых? |
3. В какой школе обучался Илья Винокуров? |
4. Назовите имя известного государственного политического деятеля Якутии с которым учился Илья Винокуров. |
|
|
7. Назовите самую высокую должность И.Е. Винокурова в его политической деятельности. |
8. Какого известного якутского ученого защищал Илья Егорович в годы сталинского режима? |
9. Назовите имена детей Ильи Егоровича |
10. Как зовут вторую жену И.Е. Винокурова? |
11. Кроме Намского района, в каких районах и городах Якутии работал И.Е. Винокуров? |
12. Перечислите заслуги И.Е. Винокурова перед республикой |
13. Знаете ли вы, что много зданий носит звание И.Е. Винокурова, перечислите? |
По результатам первого опроса до проведения классного часа о И.Е. Винокурове, видно, что с 3, 5, 7, 8 вопросы дети затрудняются ответить. Это привело к выводу о том, что именно на этих вопросах надо останавливаться при проведении классного часа и объяснить эти факты, события и.т.д.
По результатам второго опроса, после проведения классного часа на тему «Жизнь И. Е. Винокурова в фотографиях» учащиеся ответили на те же вопросы уже с верными ответами. Но все равно затрудняются ответить на 7,8 вопросах. Это привело к выводу о том, что эти вопросы сложные для наших сверстников. Наших сверстников заинтересовало жизнь И. Е. Винокурова в детские и юношеские годы.
Итак, по результатам первого опроса до проведения классного часа мы увидели что, дети не знают о государственной и политической деятельности И.Е. Винокурова.
Многие не могут ответить даже на вопрос, «Где и в каком году родился И.Е. Винокуров?». А после повторного опроса ученики ответили на большинство вопросов.
Таким образом, у моих сверстников появился интерес к деятельности И.Е. Винокурова, многие из них уже собираются писать письменные сообщения, у них расширились знания о истории своего народа в 20-30 –е годы.
Надеемся, основные цели достигнуты, тем, что дети не забудут подвиг Ильи Егоровича Винокурова, о его славе и вечной заслуги перед народами Якутии, перед историей – это обеспечение стабильности и развития Якутии.
Валентин Берестов. Аист и соловей
Где спят снеговики?
Голубая лягушка
Дымковский петушок
Астрономический календарь. Октябрь, 2018