Проблема сохранения здоровья современных школьников становится все более актуальной. Одним из элементов здорового образа жизни является двигательная активность. Современные люди (в том числе и школьники) значительную часть времени проводят в статическом положении. Снижение двигательной активности плохо сказывается на их здоровье. Недостаточные занятия спортом приводят к ослаблению иммунитета, раннему появлению хронических заболеваний, вредным привычкам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ____________________________________________________________3-4
Глава 1. Спорт.________________________________________________________4-6
Глава 2. Бальные танцы._______________________________________________ 6
Глава 3. Танец + Спорт.________________________________________________6-10
Глава 4. Исследования._________________________________________________10-16
Заключение. __________________________________________________________16-17
Библиографический список._____________________________________________18
Введение.
Каждый из нас хочет быть красивым и здоровым. И, пожалуй, самый верный способ добиться желаемого – это занятия спортом. В нашем городе созданы прекрасные условия для физического развития и стоит лишь выбрать спортивную секцию по душе. С помощью родителей я отдала предпочтение спортивным бальным танцам, которыми я занимаюсь с четырех лет. И впоследствии о правильности своего выбора я ни на мгновение не пожалела. И вот почему. Бальные танцы, на мой взгляд, способствуют не только физическому совершенствованию, но и духовному росту. Шаг за шагом, постигая на тренировках азы танцевального спорта, ты развиваешься как личность. Длительные тренировки и выступления на соревнованиях не только вырабатывают твердость характера, воспитывают ответственность и повышают самооценку, но и помогают успешной учебе в школе. Спортивные бальные танцы для меня – это единственная правильная дорога на пути к гармоничному развитию. И мне очень хочется, чтобы как можно больше детей и взрослых полюбили этот красивый вид спорта. И пусть слова моего тренера станут для многих своего рода напутствием: «Любите людей, уважайте своих родителей, храните верность избранному пути – эти принципы сделают вас сильными, дадут надежды и укажут путь к истинному величию».
1. Актуальность
Проблема сохранения здоровья современных школьников становится все более актуальной. Одним из элементов здорового образа жизни является двигательная активность. Современные люди (в том числе и школьники) значительную часть времени проводят в статическом положении. Снижение двигательной активности плохо сказывается на их здоровье. Недостаточные занятия спортом приводят к ослаблению иммунитета, раннему появлению хронических заболеваний, вредным привычкам.
2.Задачи:
-Узнать, что такое спорт.
-Исследовать точки соприкосновения, где танцы превращаются в спорт.
-Выяснить, как спортивные бальные танцы влияют на физическое развитие.
3. Цель
Проект является исследовательским и предназначен для учителей, учеников и их родителей с целью пропаганды здорового образа жизни. В ходе выполнения данного проекта формируется понимание того, что спорт и бальные танцы неотъемлемые составляющие друг друга понятия.
4. Рабочая гипотеза
Систематические занятия бальными танцами в любом возрасте положительно влияют на формирование гармонично развитой личности человека. Хорошее здоровье - залог успеха в любой сфере жизнедеятельности человека.
5. Предполагаемая новизна
Ввести в учебный процесс новый обязательный урок - урок бальных танцев. Танцевальные уроки - уроки здоровья, красоты, гармонии. А поскольку бальные танцы - это еще и спорт, то это может быть один из 3-х уроков физкультуры, которые есть у нас в расписании.
Глава 1. Спорт.
Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport— «игра», «развлечение»). Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки, в сочетании с отдыхом. Стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков. Спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.
Глава 1.1 Массовый спорт.
Массовый спорт даёт возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, где главный лозунг – «не победа в соревновании, а участие».
Глава 1.2 Спорт высших достижений.
Единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физических и практических пределов здорового человека. Цель спорта высших достижений — это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.
Глава 1.3 Сущность спорта.
Спорт имеет не только собственную соревновательную деятельность, но и широкие возможности для включения человека в межличностные отношения. В широком смысле он охватывает соревновательную деятельность, межличностные отношения, поведенческие нормы, которые складываются на основе этой деятельности.
Многосторонняя значимость спорта решается через его функции в обществе. Выделяют следующие среди них:
Глава 2. Бальные танцы.
2.1. История бального танца
Бальные танцы XX века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX--XX веков внесла изменения африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. Громадное большинство современных бальных танцев имеют африканские "корни". В 1920-е годы в Англии при Императорском обществе учителей танцев возник специальный Совет по бальным танцам. Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы -- вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления -- спортивный и social dance. В 1930--1950-е годы число стандартных бальных танцев увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев (в таком порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча).
Сейчас по спортивным танцам проводятся соревнования. Сформировалось три программы: европейская, латиноамериканская и так называемая "десятка", куда входят все десять танцев. Все бальные танцы являются парными. Пару составляют кавалер и дама, танцующие с соблюдением точек контакта. В Европейской программе этот контакт более плотный. Он сохраняется в течение всего танца. В Латиноамериканской программе контакт более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук и иногда может как вообще теряться, так и усиливаться за счет натяжения при исполнении фигур.
Глава 3. Танец + Спорт
8 сентября 1997 года в мире танцевального спорта произошло знаменательное событие. В этот день Международный Олимпийский Комитет (МОК) объявил о полном признании Международной Федерации Танцевального Спорта (IDSF) в качестве "Признанной Федерации" и полноправного члена МОК. Это признание во всем мире рассматривается как главное достижение IDSF и в целом танцевального спорта. Оно также явилось кульминацией долгой истории развития спортивных танцев, шестилетней упорной работы IDSF, огромных усилий национальных Федераций и сотен тысяч танцоров во всем мире.
Раньше танцы считались родом искусства. Сегодня принято рассматривать соревновательные бальные танцы как "артистический вид спорта". Почему танец можно считать спортом? Потому что он требует от танцора таких качеств, которые свойственны большинству "настоящих" видов спорта.
Физическая сила. Бальные танцы по интенсивности поддержек и сложности выполнения элементов можно сравнивать с танцами на льду (многие связки пришли в танцы на льду из обычных танцев).
Гибкость и координация. Эти качества необходимы для маневрирования на паркете и выполнения фигур и линий. Аналогичные качества свойственны таким видам спорта, как прыжки в воду, парусные гонки, серфинг, баскетбол и даже футбол, но ближе всего это к гимнастике.
Музыкальность. Все участники соревнований по спортивным танцам должны демонстрировать понимание музыки и ритма точно также, как это требуется в художественной гимнастике.
Выносливость. Соревнования по танцевальному спорту проводятся в несколько туров - от предварительных до полуфинала и финала. В каждом туре танцоры должны исполнить пять двухминутных танцев. Исследование, проведенное в 1996 году, показало, что степень напряжения мышц и частота дыхания танцоров, исполнивших один двухминутный танец, соответствовали показателям для велосипедистов, пловцов и бегунов на средние дистанции (за тот же промежуток времени). Финалист Чемпионата мира по 10 танцам выполняет за время турнира 30 танцев!
Дисциплина и командный дух. Танцевальный спорт - командный вид спорта. Командой может быть одна пара. Команда может состоять из 16 членов (8 пар) в соревнованиях "формейшн". Требования к дисциплине 16 человек, выполняющих до 13 перемен танцевального темпа, и при этом постоянно координирующих свое положение на паркете относительно других членов команды, намного выше по сравнению с другими видами спорта.
Грация и стиль. Подобно танцам на льду и художественной гимнастике, в спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары.
3.1 Современные занятия.
Танцевальный спорт не хобби - это стиль жизни. При серьезных занятиях голова все время занята танцами. Неважно: обедаешь ли ты или едешь в автобусе - в ушах ритм музыки, просчитываешь движения, обдумываешь какие-то новые интересные идеи. И иначе быть не может. Ведь практика проходит быстро - когда ты приходишь на занятие, на тренировку, ты уже не должен думать - ты должен знать и делать.
У танцоров обычно очень жесткое расписание, в которое входят тренировки (уроки и практические занятия) и график турниров. Занятия в большинстве танцевальных клубов - каждый день, включая выходные и праздники. Танцор сам решает, сколько ему нужно тренироваться - с педагогом и без него.
В летнее время, как правило, организуются сборы по бальным танцам для детей. Это усиленные тренировки, в процессе которых закладываются предпосылки для результата на следующий танцевальный сезон. Танцевальный сезон длится в течение всего учебного года. Длительность сборов 21 день, занятия ежедневно. С утра зарядка от 40 минут, днём полтора часа занятия «стандарт» или «латина», вечером два часа костюмированный прогон. Эта самая интересная часть жизни в лагере. В обед тренер даёт тему «Вампиры», «Стиляги», «Переодевание в противоположный пол», «Пай-детки» и т. д. Ребята пол дня готовятся к карнавалу, перебирая гардероб свой и друзей, помогая и подсказывая друг другу. У кого лучший костюм и танцевальное исполнение, тот освобождается от утренней тренировки на следующий день.
По желанию, можно брать индивидуальные занятия, что мы и делали (занимались почти каждый день по 2 часа индивидуально).
Высокие результаты никогда не даются даром - для этого нужно много работать, а главное, думать, искать новые оригинальные решения проблем. Не менее важно постоянно принимать участие в региональных, всероссийских и международных турнирах. Для того, чтобы пару не забывали судьи, ей просто необходимо "быть на виду", занимать свое место в рейтинге, в списке результатов соревнований. На сегодняшний день наша пара занимает 404 место в рейтинге из 928 пар России. Известность еще ни одному спортсмену не помешала, особенно в таком субъективном виде спорта, как танцы. Судьи оценивают пары руководствуясь лишь своими идеалами в танцевании, субъективным восприятием. Поэтому первое место не ставится за большее количество поворотов или темп движения.
3.2Классификация танцоров.
Чтобы создать более или менее равноценную конкуренцию на танцевальной площадке, в танцевальном спорте введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам.
Классификация танцоров по возрастным группам
Дети-1: 9 лет и моложе исполняется в календарном году
Дети-2: 10 и 11 лет исполняется в календарном году
Юниоры-1: 12 и 13 лет исполняется в календарном году
Юниоры-2: 14 и 15 лет исполняется в календарном году
Молодежь: 16, 17 и 18 лет исполняется в календарном году
Взрослые: 19 - 35 лет и более исполняется в календарном году
Сениоры-1: 36 и старше исполняется в календарном году
Сениоры-2: 46 и старше исполняется в календарном году
Классификация танцоров по уровню подготовки
По уровню подготовки танцоры распределяются по классам. Для выхода на первое соревнование им присваивается один из самых низших классов (H [Hobby], Е или D), который они впоследствии могут сменить на более высокий, заняв на соревнованиях определенные места и заработав определенные очки. В низших классах разрешено танцевать не все танцы и не все элементы. Высший класс мастерства у любителей М класс.
H класс (Hobby - Начинающие)
Стартовый класс в котором исполняются от 3 до 5 танцев: медленный вальс, квикстеп, самба, ча-ча-ча и джайв, полька. Набор элементов ограничен самыми основными движениями.
Е класс
Следующий класс, который тоже может быть стартовым. В нем исполняются медленный вальс, венский вальс и квикстеп в Европейской программе и ча-ча-ча, самба и джайв - в Латиноамериканской.
D класс
Включает в себя восемь танцев: медленный вальс, танго, венский вальс и квикстеп - Европейская программа; самба, ча-ча-ча, румба, джайв - Латиноамериканская.
С класс
Включает в себя все десять танцев: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп - Европейская программа; самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв - Латиноамериканская.
Более высокие классы
Далее идут классы B, A, S и M. До B класса танцевальные пары по правилам региональных федераций танцевального спорта обязательно исполняют программу 10 танцев в C классе, а с класса B они могут выступать в разных видах: европейской программе, латиноамериканской программе или двоеборье (дестяти танцах).
Глава 4. Исследования.
1.В настоящее время идет поиск новых прогрессивных форм повышения двигательной активности учащихся. Все большее распространение среди детей и молодежи получают различные виды танцевальной деятельности, среди которых спортивные бальные танцы занимают одно из ведущих мест.
Так по состоянию на 2013 год в Самарской области по официальным данным федерации танцевального спорта танцами занимаются более 2500 человек в 48 танцевально-спортивных клубах, прошедших соответствующую регистрацию. Отрадненский клуб «Максима», в котором мы занимаемся, весьма высоко котируется в Самарской области и в настоящий момент находится на четвертом месте в рейтинге танцевально-спортивых клубов Самарской области.
В связи с вышесказанным представляется, что спортивные бальные танцы являются одним из эффективных средств вовлечения широких масс молодежи в систематические занятия физическими упражнениями.
Мы взяли экспериментальное исследование, которое проводилось в рамках дополнительных занятий физической культурой на базе студии спортивного танца "Экстрим" при факультете физической культуры Ставропольского государственного университета на протяжении 2003-2007 учебных годов. В исследовании участвовали 40 студентов, обучающихся на различных факультетах университета.
Ставропольскими исследователями была разработана экспериментальная программа с использованием элементов бальных танцев (самба, ча-ча-ча, джайв и пасодобль) для улучшения физического развития и повышения уровня физической подготовленности, а также оздоровления организма студентов и их эстетического воспитания. Подбор упражнений осуществлялся на основе индивидуального и дифференцированного подходов, что способствовало раскрытию творческих и интеллектуальных способностей студентов.
Вся годовая программа была разделена на два тренировочных этапа по полгода каждый. Занятия проводились три раза в неделю. 1-й этап начального обучения включал в себя упражнения у станка (классическая хореография), упражнения на развитие основных физических качеств (гибкость, сила, выносливость, координация движений, чувство равновесия и другие), обучение простейшим танцам (полька, "стирка"), овладение базовыми элементами ча-ча-ча и джайва, разучивание основных фигур медленного вальса и быстрого фокстрота. 2-й этап - дальнейшего совершенствования, где большее внимание уделялось специальной физической подготовке с добавлением более сложных танцевальных элементов и их сочетаний. Каждые полгода нами диагностировался уровень саморазвития личности студентов и их физической подготовленности.
Тестирование уровня физической подготовленности включало сдачу нормативов на силу, выносливость, гибкость и координацию. Нормативные требования были нами слегка модернизированы на основе тестов физической подготовленности студентов.
Результаты исследования показывают, что уровень развития гибкости улучшился за первые пол года у 85% занимающихся: количество отличных оценок увеличилось на 15%, хороших - на 12,5%, удовлетворительных - уменьшилось на 22,5% и неудовлетворительных - на 5%. За последующие полгода у 95% занимающихся показатели продолжали прогрессировать: количество "5" увеличилось еще на 10 %, "4" уменьшилось на 10 %, "3" и "2" не изменилось (рис. 1).
Рис. 1. Результаты развития гибкости в экспериментальной группе
Тестирование координации движений показало, что ее развитие происходило по мере усложнения программы у 90% студентов и заключалось в полноценном усвоении более сложных в координационном плане движений.
Показатели силы достигли оценки "5" у 22,5 %, "4" - у 55 % и "3" - у 22,5 % занимающихся по окончании нашего исследования, в то время как до исследования они составляли: "5" - у 5 %, "4" - у 42,5 %, "3" - у 37,5 % и не справились с заданиями 15 % студентов (рис. 2).
Рис. 2. Результаты развития силы в экспериментальной группе
Показатели выносливости до эксперимента: "5" - у 57,5 %, "4" - у 25%, "3" - у 7,5%; через год занятий по экспериментальной программе "5" стало 65%, "4" - 30 %, "3" - 2,5 % (рис. 3), что говорит о значительном влиянии танцевальных нагрузок, направленных на развитие выносливости. Явные улучшения показателей силы и выносливости, а также значительные изменения гибкости свидетельствуют о положительном влиянии танцевальных упражнений на развитие данных физических качеств у молодых людей.
Рис. 3. Результаты развития выносливости в экспериментальной группе
Стремление к саморазвитию у 60% занимающихся к концу исследования достигло высокого уровня, тогда как в начале исследования его показали лишь 35% студентов, а наибольшее число занимающихся (50%) определили свой уровень как средний.
К концу исследования самооценка личности как нормальная была выявлена у 80%, а при начальном тестировании - у 52,5 % студентов, а у 27,5% молодых людей она была заниженной. Имелись также студенты (20%) с низкой самооценкой.
Оценка проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной самореализации за время проведения исследования повысилась на 20 % и выразилась в 100%-ной готовности студентов к самореализации в профессиональной деятельности.
2.Существует мнение, что представители бальных танцев уступают в общей физической подготовке представителям других видов спорта. Многим кажется, что занятия бальными танцами требуют лишь точности в выполнении определенных движений при заданном темпе. Другими словами, спортсмены данного вида спорта развиваются лишь в одном направлении и могут соперничать с другими представителями спорта лишь в общей выносливости. Данные предубеждения легко развеялись при проведении небольшого исследования. Для сравнения взяли представителей двух видов спорта – бальных танцев и футбола. Бальный танцы представлял Шафигуллин Фарит – неоднократный победитель и призер областных соревнований по спортивным бальным танцам. Футбол представлял Чиж Андрей – игрок футбольной команды «Нефтяник» (Отрадный), призер областных соревнований по футболу. Сравнение физической подготовки спортсменов проходило по следующим направлениям :
- определение уровня развития силовой выносливости;
- определение уровня развития скорости;
-определение уровня развития ловкости.
Для определения уровня развития силовой выносливости было выбрано упражнение – отжимания от пола. Спортсмены показали следующие результаты: Шафигуллин Фарит – 105 отжиманий, а Чиж Андрей – 90 отжиманий. Уровень развития скорости определяли в беге на 100 м. Был показан абсолютно одинаковый результат – 13,1 с. Броски баскетбольного мяча с линии штрафного броска помогли определить нам уровень развития ловкости спортсменов. Чиж Андрей совершил 7 попаданий из 10 контрольных бросков, а Шафигуллин Фарит поразил баскетбольное кольцо 5 раз. В итоге мы получили данные, которые позволяют нам судить о физической подготовке данных спортсменов. Каждый из них выиграл по одному из предложенных испытаний, а одно закончилось вничью. Так Шафигуллин Фарит показал более высокий уровень развития силовой выносливости, Чиж Андрей оказался более ловким спортсменом. А уровень развития скорости у спортсменов оказался одинаковым (таблица 2.).
Таблица 2.
Фарит Шафигуллин | Андрей Чиж | спортсмены |
105 | 90 | Уровень силовой выносливости (отжимания). |
13,1 с | 13,1 с | Уровень развития скорости (бег на 100 м.). |
5 | 7 | Уровень развития ловкости (броски мяча в кольцо). |
Таким образом, из проведенного нами исследования можно сделать следующий вывод: спортсмены, занимающиеся бальными танцами, совершенствуются в различных направлениях и не уступают в общей физической подготовке представителям других видов спорта.
Но бальные танцы способствуют не только физическому развитию. Они могут кардинально повлиять и на внешний вид. Людей, занимающихся бальным танцами как профессионально, так и на уровне хобби, сразу видно в толпе. Будь то женщина или мужчина, танцующий человек отличается легкостью и плавностью походки, даже в зимней одежде. Танцор как бы несет себя, высоко подняв голову, расправив плечи. Бальные танцы способствуют улучшению осанки. Если человек будет сутулиться, поднимать плечи, ему будет неудобно танцевать и в результате пара начнет наступать друг другу на ноги. Поэтому в процессе занятий формируется правильная осанка. Сегодня в моду все больше и больше входят латиноамериканские танцы. Они пленяют своей зажигательностью и изяществом движений. Но, кроме того, все эти танцы построены на движениях бедер, причем, весьма энергичных, что очень способствует формированию стройной талии, а также красивой линии бедер. Кроме того, танцы позволяют справиться с некоторыми комплексами. Чем дальше вы постигаете танцевальную науку, тем более раскованными и свободными становятся ваши движения, что дает вам все больше и больше возможностей для самовыражения. И, пожалуй, самое главное - бальные танцы повышают настроение и заряжают позитивной энергией. Ведь когда у вас получается какое-то сложное, но очень красивое движение, вы радуетесь успеху, получаете положительные эмоции.
3. Мы провели исследования в нашей школе среди начальных классов.
Был проведен опрос с целью определения детей, занимающихся бальными танцами (табл.1, диаграмма 1). Кроме того, у классных руководителей мы получили данные о пропусках уроков по болезни за первые две четверти учебного года среди учащихся начальной школы (диаграмма 2).
Таблица 1
Класс | Клуб «Максима» | Другие клубы | Всего |
1«а» | 1 | 5 | 6 |
1«б» | 0 | 2 | 2 |
1«в» | 0 | 5 | 5 |
2«а» | 6 | 7 | 13 |
2«б» | 0 | 4 | 4 |
2«в» | 0 | 2 | 2 |
3«а» | 0 | 2 | 2 |
3«б» | 1 | 4 | 5 |
3«в» | 0 | 3 | 3 |
4«а» | 0 | 1 | 1 |
4«б» | 0 | 1 | 1 |
4«в» | 0 | 4 | 4 |
4«г» | 0 | 4 | 4 |
Диаграмма 1
Из круговой диаграммы 1 видно, что во всех классах начальной школы хотя бы один ученик занимается спортивными бальными танцами, что говорит о достаточно широком распространении данного вида спорта. Лидером по числу юных спортсменов, безусловно, является 2 «а» класс, в котором бальными танцами занимается 13 человек.
Диаграмма 2
Из диаграммы 2 видно, что посещаемость школьных занятий зависит от количества учеников, занимающихся спортивными бальными танцами. То есть чем больше спортсменов в классе, тем ниже заболеваемость среди учеников и выше посещаемость уроков в целом.
Заключение
Из вышесказанного следует, что занятия спортивными танцами не только способствуют развитию физических качеств, но и стимулируют стремление молодых людей совершенствовать те качества своей личности, которые способствуют саморазвитию и возможности реализации себя в будущей профессиональной деятельности.
Анализ полученных в исследованиях результатов свидетельствует о необходимости создания системы использования спортивных бальных танцев в физкультурном образовании учащихся и расширения исследовательской работы в данном направлении. Следует обратить особое внимание на воспитание позитивного отношения к танцам как к одному из средств всестороннего развития личности.
Вывод
Таблица 3.
В процессе занятий бальными танцами: | Вспомним понятия, которые включает в себя слово спорт: |
1.Корректируются сутулость, косолапие, плоскостопие. | 1.Улучшение физического здоровья. |
2.Развивается память, логика, интеллект. | 2.Повышение уровня интеллекта. |
3.У детей вырабатывается трудолюбие, собранность, внимание. | 3.Совершенствование физико-психических характеристик. |
4.Формируется характер - самостоятельность, ответственность. | 4.Улучшение личных, групповых и абсолютных рекордов. |
5.Танцор получает радость, внутреннюю гармонию. | 5. Получение морального удовлетворения. |
Библиографический список.
1. Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Бальные танцы. История и перспективы развития. Ростов-на-Дону, 2001
2. Неминущий Г.П. Дукальская А.В. Физическая нагрузка: ее сущность, структура, общая характеристика и методология исследования. Ростов-на-Дону, 1996
3. Краснов С.В. Спортивные танцы. Москва, 1999
4. Лабинцев К.Р. Характеристика нагрузок в танцевальном спорте. Москва, 2001
5. Касаткина Л.В. Танец – это жизнь. Санкт-Петербург, 2006
6. Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Пластика тела. Москва, «Физкультура и спорт», 1997 г.
7.Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С.23-25.
8.www.medpravda.com (20.10.2011).
9.www.dancesport.ru (15.11.2011).
10.www.dance-beginner.narod.ru (03.01.2012).
11.www/soboldance.ru (25.12.2011).
О чем поет Шотландская волынка?
Тупое - острое
Несчастный Андрей
Есть в осени первоначальной...
Чайковский П.И. "Детский альбом"