Исследование развития тимуровского движения в Тундутовской школе.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_2013.docx | 30.62 КБ |
Исследовательская работа
Выполнила Зинченко Арина
Ученица 10 класса
2013 год
Содержание
Введение
“Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем,
незаметные, но с огромной душой. Они - то и украшают жизнь, вмещая в себя
все, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие”, - писал Г.
Троепольский.
Милосердие и доброта… в последнее время мы чаще стали обращаться
к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым
дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь
человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.
Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита
обозначались самыми близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М
– “мысль”, Д – “добро”. Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите,
Думайте и творите Добро! В каждом из нас есть солнце. Это солнце –
доброта. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека,
как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека –
Человеком. Да, приучать человека делать добро надо как можно раньше, с
самого детства.
Актуальность работы:
В данном исследовании я обратилась к изучению некоторых моментов истории детского тимуровского движения в селе Тундутово, школьной жизни моих земляков в разные периоды истории нашей Родины, для того чтобы открыть мало изученные страницы истории зарождения тимуровской организации в нашей школе.
Цель исследовательской работы:
Оказание реальной помощи определенной категории людей,
нуждающихся в помощи – это ветераны Великой отечественной войны, вдовы,труженики тыла, ветераны педагогического труда, пенсионеры.
Задачами данной исследовательской работы являются:
1. Воспитание доброты, чуткости, сострадания и сопереживания, терпимости и доброты.
2. Возрождение лучших отечественных традиций и благотворительности.
3. Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся,
в заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам войны.
4. Создание условий, благоприятствующих формированию личности,
способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.
Участники тимуровского движения: учащиеся Тундутовской средней общеобразовательной школы.
Возраст участников: 5-11 классы
Объект исследования – процесс развития тимуровского движения в селе Тундутово.
Предмет исследования – воздействие развития детского движения на воспитание творческой, гармонически - развитой личности.
Методы исследования
Последовательно-текстуальное изучение источника, опрос очевидцев и непосредственных участников детского движения в селе Тундутово. Методы и теоретические основы исследования определялись необходимостью решения теоретических и практических проблем: теоретический анализ и синтез педагогического, психологического знания по проблеме исследования; эмпирические методы – беседа, анализ деятельности детских организаций по данной проблеме, наблюдения за деятельностью учащихся с целью выявления уровня исследуемого явления. Итогом использования данных методов выступили обобщение и систематизация теоретических и практических результатов по теме исследовательской работы.
База исследования – Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тундутовская средняя общеобразовательная школа» Малодербетовского района Республики Калмыкия.
Глава 1.
С чего всё начиналось?
В 1908 году смогла реализоваться идея воспитания подрастающего поколения через детское движение. По указу Николая II было создано движение «потешных» и сразу же появилась соответствующая литература. Одной из лучших работ из всех созданных в годы существования «потешных» отрядов (1908-1913) была работа С. И. Назимова и И. В. Яцко. Кроме программ и практических рекомендаций, выходивших отдельными брошюрами, для пропаганды движения был образован журнал «Потешный», который читали пионеры.
Важную роль в создании истории детского и молодежного движения сыграла комиссия по изучению истории молодежного движения – Истмол, которая совместно с местными отделениями начала интенсивную работу по сбору и публикации документов, отчетов съездов и конференций РКСМ, местных комсомольских организаций.
В некоторых публикациях 20-х - начала 30-х годов можно найти ценные сведения о скаутах, о непримиримой борьбе с ними комсомола и пионерии. Особый интерес в этом аспекте представляют работы Н. К. Крупской «РКСМ и бойскаутизм» и «О юках». В 1921 году в Наркомпросе внимательно изучали бойскаутизм. 24 ноября состоялся доклад Н.К.Крупской о бойскаутизме. Она показала, что идейное содержание бойскаутизма находится в противоречии с содержание работы РКСМ. Возможно, использовать лишь некоторые методы бойскаутизма: учет возрастных особенностей; развитие наблюдательности и приучение к активным действиям и самодеятельности.
В 30-е годы после перевода пионерской организации в школы и подчинение её школьной администрации (а особенно после Постановления 1934 года «о перегрузке» школьников общественной работой), «пионерработа» стала всё больше и больше напоминать «дополнительные уроки» («предметные сборы»). Утратили интерес к организации подростки. Палаточные лагеря труда и отдыха стали преобразовываться в «пионерские здравницы», идеалом устроителей которых был детский комфортабельный санаторий с утепленными строениями и асфальтом..
Если изначально в условиях жесткой классовой борьбы, пионерские дружины организовывались вокруг пролетарских очагов – заводов и фабрик – то потом с преобразованием советского общества в бесклассовое, «допуск» в пионеры получили дети «враждебных элементов», что способствовало консолидации населения. Процесс этот достиг пика в 1936 году и в основном к началу войны был завершен. Окончательно все различия стерлись к 1945 году – в костре Великой Отечественной войны перегорели взаимные обиды; и жители СССР окончательно ощутили себя единым народом.
Позже, в хрущёвско–брежневские времена, во время всеобщей борьбы за мир; военный аспект пионерской организации постепенно отходил на второй план. Боевые пионерские песни 30-х годов, зовущие в бой и говорящие о готовности молодёжи защищать страну с оружием в руках, сменились песнями, прославляющими советскую действительность. К сожалению, отсутствие серьёзных и интересных дел заставляло многих ребят воспринимать Пионерию как «обязаловку».
В 1962 и 1972 годах появился ряд ценных сборников документов по истории детского и молодежного движения.
В 80-х годах начинается новый этап в осмыслении проблемы детского движения. В 1980 году – носить пионерский галстук в части общества считалось позорным и неприличным, причем эти настроения активно подогревались печатью и телерадиовещанием. Массовый выход из пионеров стал результатом подобной политики.
Решающий удар по пионерской организации нанес Горбачёв с его всячески декларируемой политикой одностороннего разоружения. В это же время прекратились военные игры. Кроме военной базы из-под пионерии была выбита также база политическая. Многочисленные публикации в СМИ, развенчивающие те или иные ценности и принципы советского общества, с удвоенной силой били по молодёжному движению.
Главной причиной роста интереса к истории детских объединений и детского движения в России объясняется кризисом пионерской организации в конце 80-х - начале 90-х годов.
Окончательно же пионерское движение в старом виде прекратило своё существование осенью 1991 года, в связи с распадом единого государства – СССР.
Глава 2
История развития тимуровского движения в с. Тундутово.
В своей работе я бы хотела более подробно рассказать о времени, когда каждый ребёнок и взрослый был по–настоящему счастлив, когда вся молодёжь нашего государства была едина, а расовые, религиозные и социальные барьеры были практически стёрты. Это время надежд, где каждый верил, что его маленькая империя под названием «Пионерия» будет существовать вечно. Они просто жили и учились, преодолевали трудности, все были чем-то заинтересованы и увлечены, все стремились к чему–то, у всех была цель в жизни. Да, сколько полезных интересных дел можно было провести в пионерском отряде! Сколько различных умений и навыков смогли приобрести ребята, как много они смогли узнать за всё время существования пионерской организации. Их учили понимать цену дружбы и товарищества, ощущать радость труда на общую пользу, жить, а не существовать в коллективе, и это главное.
Именно этим вопросам посвящается предлагаемая Вашему вниманию история тимуровского движения моего села. В ней собраны не только исторические факты, но и мои размышления, на примере места, где я живу, моей маленькой родины – села Тундутово.
В нашем селе проживает 1500 человек, из которых детей до 18 лет – 1656 человек, пенсионеров – 1789 , в том числе ветеранов и участников ВОВ и трудового фронта – 1 человек., тружеников тыла - . Каждое последующее поколение молодых людей воспитывается на примерах предыдущих поколений. В селе особое отношение к старикам. Когда по всей стране было забыто тимуровское движение, у нас постоянно учащимися школы оказывалась посильная помощь нашим ветеранам.
В Тундутовской школе тимуровская работа ведётся уже много лет. Ведётся систематически, а главное - с желанием. Основателем Тимуровского движения в школе была вожатая - Цыбанева Анна Викторовна, одна из медалисток нашей школы, которая придя работать в школу, со всей серьезностью и ответственностью взялась за организацию помощи нуждающимся в ней ветеранам, вдовам, труженикам тыла. При ней дети делились на отряды, брали себе пофшефного и оказывали ему посильную помощь в ведении хозяйства.
С 1985 года по 2011 год функции вожатого стала исполнять Москаль Марина Павловна, которая также очень ответственно относилась к своему делу. Под ее руководством никто не оставался без внимания, про всех помнили, и всем по возможности оказывалась помощь. Именно в период работы Марины Павловны за каждым классом закреплялся свой подшефный - ветеран ВОВ либо вдовы и труженики тыла, а также ветераны педагогического труда. Под руководством Марины Павловны юные тимуровцы на все дома, где жили ветераны великой отечественной войны, вдовы, вешали красные звезды, что бы все знали и помнили, что здесь живет герой.
Юные тимуровцы большое внимание уделяли и уделяют уходу за могилой ветерана войны, кавалера трех орденов – Черткова Ивана Терентьевича. В настоящее время ученики нашей школы особой заботой окружили дочь Ивана Терентьевича – Черткову. Учащиеся постоянно поздравляют А.И. с праздником Днем победы, с Днем пожилого человека, относят цветы и подарки, а также стараются чем – то помочь по дому и во дворе, т.к. А.И. живет одна, детей у нее нет, и соответственно в помощи хоть и не большой она нуждается. В этом году шефство над А.И. взял 11 класс под руководством классного руководителя Малаховой Н.Г.
Особой заботой дети окружают учителей – пенсионеров, которые также в силу своего возраста нуждаются в помощи и поддержке. Это Бурцева Раиса Владимировна, Гребенькова Людмила Михайловна, Клименко Александра Ивановна, Татькова Валентина Ивановна, Кузьмина Эльвира Федоровна, Вострикова Анна Кирилловна, Глуходедова Александра Ивановна, Глуходедова Галина Борисовна. Кому –то вскопать огород, убрать в саду, побелить деревья, прибраться в доме, помыть окна – такова помощь детей, которым такая работа только в радость.
Их также поздравляют с праздниками, в частности с Днем учителя и Днем пожилого человека. В эти дни ученики со своим классным руководителем с цветами и подарками ходят поздравлять пенсионеров, показывая тем самым, что их помнят и ценят, а также их приглашают на концерты, которые устраиваются силами самих учеников.
Традиции тимуровского движения в школе нашли своё отражение и в развитии добровольного участия подростков в благоустройстве пришкольного участка и прилегающей территории, охране природы и окружающей среды, уход за родниками их чистка, а также обустройство территории вокруг них.
Большое внимание дети уделяют парку в центре села, рубят траву, облагораживают памятник. Специально для ветеранов , в 2010 году, около монумента в парке дети поставили лавочку, чтобы они смогли посидеть вспомнить, былые времена.
Несомненно, на сегодняшний день деятельность тимуровцев необходима и значима. В процессе выполнения тимуровской работы дети входят в контакт с людьми, имеющими большой жизненный опыт, достойными , с уважаемыми в обществе. Они оказывают огромное воспитательное влияние на поведение юных тимуровцев.
Выполнение тимуровцами дела - это обретение гражданственности, приобщение к делам взрослых.
Основными направлениями работы тимуровского движения в Тундутовской средней общеобразовательной школе являются:
Беседы
Классные часы
Встречи с ветеранами и тружениками тыла
Акции и рейды «Забота»
Праздничные концерты
Акция «Письмо ветерану»
Уход за могилой Черткова И.Т.
Уроки мужества, классные часы с приглашением ветеранов и участников ВОВ, тружеников тыла
Поздравление ветеранов с праздником Днем Пожилого человека, Днем защитника Отечества.
Заключение
Приучать человека делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном: они всегда будут делать добро, потому что растут неравнодушными людьми. Суть нашего движения – помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества.
И поэтому мы - Тимуровцы должны помогать тем, кто в этом нуждается. Не все современные молодые люди знают, кто такие тимуровцы. Книгу про них Гайдар написал давно, и это уже не модно. Но всё же, правильно говорят, что “новое – это хорошо забытое старое”.
Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и простое человеческое внимание.
Два петушка
Валентин Берестов. Аист и соловей
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Рисуем зимние домики
Сказочные цветы за 15 минут