Загадка - это очень ёмкое и глубокое литературное произведение, неисчерпаемый источник мудрости, богатства идей, это тот жанр, который необходимо изучать.
Я очень люблю загадки. Ведь они помогают развивать ум, смекалку, остроумие. Иногда я пыталась сама сочинить загадку, получалось, но не всегда. Что такое загадка? Может быть, в ней содержится какой – либо секрет, или информация о прошлом и будущем.
Развивая мышление, загадка стремится познакомить человека с окружающим миром, причём привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать, только внешние признаки.
О чём загадки? Обо всём что окружало и окружает человека, и о нём самом. Загадки представляют собой свод знаний и сведений народа, о внешнем мире, это своеобразный курс народного мироведения.
Я решила изучить типы загадок, их происхождение, и попыталась понять их построение. Возможно, эти знания помогут мне научиться правильно, сочинять загадки.
Вложение | Размер |
---|---|
agalakova_dasha.doc | 99.5 КБ |
agalakova_dasha.ppt | 873.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
Мир загадок
Научно-исследовательская работа
ученицы 4 «б» класса Агалаковой Дарьи
Руководитель Нечаева Инна Львовна,
учитель начальных классов
Конаково 2010
Содержание
1. Введение
Загадка - это очень ёмкое и глубокое литературное произведение, неисчерпаемый источник мудрости, богатства идей, это тот жанр, который необходимо изучать.
Я очень люблю загадки. Ведь они помогают развивать ум, смекалку, остроумие. Иногда я пыталась сама сочинить загадку, получалось, но не всегда. Что такое загадка? Может быть, в ней содержится какой – либо секрет, или информация о прошлом и будущем.
Развивая мышление, загадка стремится познакомить человека с окружающим миром, причём привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать, только внешние признаки.
О чём загадки? Обо всём что окружало и окружает человека, и о нём самом. Загадки представляют собой свод знаний и сведений народа, о внешнем мире, это своеобразный курс народного мироведения.
Я решила изучить типы загадок, их происхождение, и попыталась понять их построение. Возможно, эти знания помогут мне научиться правильно, сочинять загадки.
Цель исследования: Изучить загадки как жанр устного народного творчества.
Задачи:
Изучить происхождение загадок;
Изучить типы загадок, сходство и различие в их построении;
Выявить художественно – изобразительные средства, употребляемые в загадках;
Объект исследования: загадки
Предмет исследования: особенности художественной формы, художественно – изобразительные средства.
Методы исследования: сбор информации, наблюдение.
Гипотеза: если я узнаю историю происхождения, особенности
композиционного построения, типы загадок, то смогу ли на основе
имеющихся знаний самостоятельно их сочинять.
2. История возникновения загадок
Загадки - один из древнейших жанров устной поэзии, его начало лежит в такой старине, о которой у нас, к сожалению, немного сведения.
Большинство учёных связывают возникновения загадок с довольно распространённым явлением в жизни древних – с иносказательной, тайной речью. А появилась тайная речь тогда, когда люди за каждый клочок земли воевали с дремучими лесами, когда железный плуг, да топор за богатство считались. Много бед подстерегало тогда человека. Не было у человека власти над природой, зато был большой страх перед ней - такой могучей и непонятной. Наши предки считали, что природа подслушивает всё, о чём говорят люди и заранее готовится к встрече с ними. И люди в те далёкие времена, на охоту ли собирались, на рыбную ловлю старались таких слов как сеть, капкан не произносить вслух. Ведь все эти слова были связаны с успехом в делах. Вдруг лесной дух или сам зверь услышит - как бы не сорвалось!
А для того, чтобы природу обмануть, и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы, да пастухи особый тайный язык.
Например: во время охотничьего сезона полагалось называть медведя – коровой, а корову - рыкушей, гром - туром, молнию - турицей.
Загадки – это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова. Они появились давно, но не раньше самого предмета, который зашифрован в загадке. Загадка несла в себе черты предмета, загадывания до тех пор, пока он существовал.
Например:
Маленькая собачка
Всё поле обежала (серп)
Но есть загадки, время появления которых мы можем определить почти точно. Например:
В новой стене, в круглом окне
Днём стекло разбито, за ночь вставлено (прорубь)
Появилась эта загадка не ранее18 века. Именно тогда стекло стало активно входить в быт человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что загадки являются следствием изобретения тайного языка древними предками для общения друг с другом, чтобы окружающий мир, олицетворяемый человеком, не мог препятствовать успешному выполнению того или иного дела.
3. Типы загадок, сходства и различия в построении
Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное, в быте – поэзию. Сами загадки являются непревзойдёнными образцами фольклора как искусство слова. Небольшие по объёму, они могут быть простыми и сложными. Простыми, когда рисуют всего лишь один образ, картину.
Например:
Стоит старик над водой,
Качает бородой (камыш)
Но могут быть сложными, изображая какое – либо действие или событие.
Может быть такая композиционная форма: описательная часть, монолог (диалог).
Например:
Летела птица орёл,
Говорила с царём:
«Ела всех царей и князей,
только не ела
ветра в поле
да рыбы в море» (комар)
Загадки знают и монологическую, и диалогическую формы композиции. Ухват и помело, например, иносказательно изображались в диалоге между собой: «Чёрный огарыш, куда поехал?» – «Молчи, кручено, верчено, там же будешь!» а горшок рассказывал о себе целую историю: «Был я на копанце, был я на хлопанце, был на пожаре, был на базаре; молод был – людей кормил, стар стал – пеленаться стал, умер – мои косточки негодящие бросили в ямку, и собаки не гложут».
Но самая распространённая композиционная форма загадок – описание.
Например:
Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры (кошка)
Таким образом, загадки по композиционной форме бывают пяти видов (см. таб. № 1).
Что же такое загадка? Ответ на этот вопрос можно найти в любом словаре. Загадка – жанр народно поэтического творчества, иносказательное описание какого – либо предмета или явления, испытывающего сообразительность отгадывающего. Все загадки можно разделить на четыре типа:
Сходство этих четырёх типов загадок – и в их построении. Композиция
всех без исключения загадок двухчастная: первая часть – вопрос, вторая – ответ (см. таб. № 2).
Но есть и отличия. Загадки – иносказания и загадки – описание созданы на основе поэтической образности, удивляют нас поэтическими картинками, художественными деталями.
Например:
1. Голубой шатёр
Весь мир накрыл (небо)
2. Белоголовая корова
В подворотню смотрит (месяц)
Загадки – вопросы и загадки – задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, а ума.
Например:
Летела стая гусей,
Одного охотники убили.
Сколько осталось?
Все перечисленные выше типы загадок учат нас увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном обычное.
4. Художественно – изобразительные средства
В загадках используются разнообразные художественные средства. Многие строятся на метафорах. Метафоры – душа загадки. Метафора загадок необычна. Мы часто употребляем в своей речи метафоры, даже не замечая того поэтического смысла который в них имеется.
Например: Дождь идёт. Метафора в загадках всегда необычна, фантастична. Она строится с таким расчётом, чтобы заманить отгадывающего в ловушку. Например:
Что за зверь:
В зиму ест, а летом спит,
Тело тепло, а крови нет,
Сесть на него сядешь, а с места не свезёт?
Широко используется сравнение. Его употребление объясняется поэтической необходимостью постоянно сопоставлять один предмет с другим.
Например:
Бела как снег,
Зелена как луг,
Черна как жук…
Как следствие сопоставления в загадках часто возникало противопоставление - антитеза, создающая поэтический парадокс.
Например:
Маленькая птичка,
А громко поёт (сверчок)
Не редко противопоставление строилось на отрицании.
Например:
Без рук, без ног –
Через тын ползёт (месяц)
Усилению впечатления от парадоксального поэтического мира загадок способствовала гипербола. Так в загадках звёзды сравниваются с горохом. Например:
Рассыпался горох на семьдесят дорог,
Никто его не соберёт: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела рыбица (звёзды).
Так же в загадках широко используются эпитеты.
Например: красна девица.
Вывод: анализ художественной формы загадок показывает, что в них очень широко употреблялись поэтические средства, все они способствовали созданию поэтического содержания.
5.Отражение культуры и быта в народных загадках.
В старину была широко распространена роспись посуды. Украшали тарелки, чашки, чайники. В том числе и ковши. Самая популярная роспись ковшей – жостовская. Именно жостовские мастера первые увидели в ковше образ утки. С распространением такой посуды, появилась загадка: Утка в море – хвост на воле.(ковш).
Мука была очень популярна. Ведь она кормила всё население страны. Из неё делали и хлеб, и калачи, и сушки, и баранки. Пшеничные и ржаные поля были при каждой деревне. Вот и загадка: Бела беляна в поле гуляла, домой пришла, по рукам пошла (мука)
Молоко тоже считалось основным продуктом, потому что из него делали и сыр, и творог, и простоквашу, и сметану. А ещё на Руси было лакомство – творожники. Делали их так: утром, зимой, кислый творог закладывали в специальные формы и выносили на улицу на весь день. А вечером доставали и ели. Получалось что-то вроде мороженого. Любили, и просто парное молоко, отсюда пошла загадка: Не солено, не варено, а едят (молоко)
Русские люди уважали соль. Её ели буквально со всем. Соль была очень дорогая. Продукты засаливали в кадушках чтобы они лучше сохранялись. Не зря говорили: Солоница мала, а царица стола. Соль играла огромную роль. Выражение «не солоно хлебавши» означает, пустую трату времени. Загадка Что в избе за белая Марья. (соль), вся пронизана уважением к этому продукту. Люди селились у лесов, ведь там они брали дичь, ягоды, грибы и целебные растения. Может быть именно из-за этой близости в загадке : Вырос лес, белый весь, пешком в него не войти, на коне не въехать. Морозные узоры сравниваются с лесом.
6. Мои загадки
Благодаря исследованиям я смогла сочинитиь и свои загадки:
Мышку серую поймал,
Молоко из блюдца выпил
Кусок обоев разодрал?(Котёнок)
7. Вывод
Я выполнила все задачи поставленные мною в начале исследования:
Загадки представляют собой очень древнее явление. На протяжении многих тысячелетий они пересказывались и пополнялись всё более современными и новыми образцами. Узнав многое из истории загадок, я полюбила их ещё больше. Теперь для меня загадки не только смешные и забавные вопросы. Но, прежде всего, это исторические литературные памятники русского фольклора и прекрасные миниатюрные произведения известных авторов. Изучив происхождение, построение загадок, их типы можно самостоятельно научиться составлять загадки. Для этого необходимо желание, терпение и знание окружающего мира.
8. Список литературы
1992
вития», 1999
9. Приложение
Таблица№1
Загадки бывают пяти видов
Таблица№2
Как нарисовать черёмуху
Композитор Алексей Рыбников
Рисуем акварельное мороженое
Можно от Солнца уйти...
"Разделите так, как делили работу..."