Истории кадетского движения в России почти триста лет. За это время кадеты пережили и взлеты, и падения, периоды бурного развития и едва ли не забвения. Но если вглядеться, несложно понять, что все эти изменения точно соответствовали разным этапам становления государства Российского. Периодам упадка, расцвета, смут и прозрений. Вопросы военно-патриотического воспитания молодежи в современных условиях в нашей стране вышли на передний план и это вызвано объективной необходимостью т.к. в настоящее время в связи с сокращением срока службы в Российской армии значительно усложнились задачи обучения и воспитания вновь набранного пополнения. Овладеть в короткое время современным оружием, стать достойным защитником своего Отечества - дело сложное, поэтому каждый молодой человек должен заранее готовить себя к военной службе, глубоко осознавать свою ответственность перед Родиной и народом. Нас всех объединяет одно – боль, тревога и ответственность за будущее России, долг каждого гражданина перед Отечеством – единственной, уникальной для человека Родиной, данной судьбой, завещанной предками. Чувство патриотизма для каждого россиянина подвергается в данное время серьезным испытаниям. Изменилось Отечество…Изменились идеалы общества. Пересматривается прошлое нашей Родины, тревожит и пугает неопределенностью будущее. В это сложное время возникла острая необходимость в патриотическом воспитании молодежи. В связи с этим с середины 90-х годов начали создаваться кадетские корпуса, кадетские школы - интернаты и кадетские классы на базе общеобразовательных школ. Тем не менее, создание кадетских образовательных учреждений, это не новшество, а просто возращение к истокам. Являясь учеником кадетского класса, я поставил перед собой цель изучить прошлый опыт кадетского движения и сравнить с современными попытками восстановить былую мощь этого движения. Тема моей работы актуальна. Сегодня, как никогда, страна нуждается в образованных, честных и мужественных людях, последовательных в своих поступках, самостоятельно мыслящих, принципиальных борцах, одержимых своими идеями, а не в приспособленцах, податливых чужому мнению, эгоистичному расчету. Но где же почерпнуть столь высокие идеи и принципы, как не в прошлом? Моя работа нацелена на изучение данного патриотического направления, а именно истории развития кадетского движения в России и Восточной Сибири. Материал данного сообщения используется на классных часах и других школьных мероприятиях.
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад Живова Григория | 94 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №42» г.Братска
Тема доклада:
Значение кадетского образования в Приангарье и России в современных условиях.
Выполнил: ученик 7 Б класса
Живов Григорий
Руководитель: учитель истории и
обществознания Левина А.Н.
2012 - 2013 учебный год
Премьер- министр Российской Федерации Д.А. Медведев:
«....кадетское образование
на протяжении всей своей истории
служило подготовке юношества к служению
Отечеству на государственном и военном поприще».
Введение:
Истории кадетского движения в России почти триста лет. За это время кадеты пережили и взлеты, и падения, периоды бурного развития и едва ли не забвения. Но если вглядеться, несложно понять, что все эти изменения точно соответствовали разным этапам становления государства Российского. Периодам упадка, расцвета, смут и прозрений. Вопросы военно-патриотического воспитания молодежи в современных условиях в нашей стране вышли на передний план и это вызвано объективной необходимостью т.к. в настоящее время в связи с сокращением срока службы в Российской армии значительно усложнились задачи обучения и воспитания вновь набранного пополнения. Овладеть в короткое время современным оружием, стать достойным защитником своего Отечества - дело сложное, поэтому каждый молодой человек должен заранее готовить себя к военной службе, глубоко осознавать свою ответственность перед Родиной и народом. Нас всех объединяет одно – боль, тревога и ответственность за будущее России, долг каждого гражданина перед Отечеством – единственной, уникальной для человека Родиной, данной судьбой, завещанной предками. Чувство патриотизма для каждого россиянина подвергается в данное время серьезным испытаниям. Изменилось Отечество…Изменились идеалы общества. Пересматривается прошлое нашей Родины, тревожит и пугает неопределенностью будущее. В это сложное время возникла острая необходимость в патриотическом воспитании молодежи. В связи с этим с середины 90-х годов начали создаваться кадетские корпуса, кадетские школы - интернаты и кадетские классы на базе общеобразовательных школ. Тем не менее, создание кадетских образовательных учреждений, это не новшество, а просто возращение к истокам. Являясь учеником кадетского класса, я поставил перед собой цель изучить прошлый опыт кадетского движения и сравнить с современными попытками восстановить былую мощь этого движения. Тема моей работы актуальна. Сегодня, как никогда, страна нуждается в образованных, честных и мужественных людях, последовательных в своих поступках, самостоятельно мыслящих, принципиальных борцах, одержимых своими идеями, а не в приспособленцах, податливых чужому мнению, эгоистичному расчету. Но где же почерпнуть столь высокие идеи и принципы, как не в прошлом? Моя работа нацелена на изучение данного патриотического направления, а именно истории развития кадетского движения в России и Восточной Сибири. Материал данного сообщения используется на классных часах и других школьных мероприятиях.
Цель: формирование у обучающихся высоконравственных качеств, достойных Гражданина своей Родины.
Задачи:
Глава I. Создание кадетских корпусов в Российской империи.
Военная реформа Петра I, направленная на создание в России регулярной армии, коренным образом изменила систему подготовки офицерских кадров. Царь – реформатор ввел обязательную запись дворянских детей в полки, где они должны были проходить военную службу, начиная с нижних чинов до получения офицерского звания. Из заграницы были приглашены военные специалисты, а многие русские юноши отправлялись для обучения в Европу. Но наряду с этим Петр принял меры для подготовки профессионалов, знакомых с различными отраслями военного дела, и в самой России.
В начале XVIII века в стране появились первые военные учебные заведения, предназначенные для подготовки будущих офицеров по наиболее сложным военным профессиям. Специализированные навигационные, артиллерийские и инженерные школы готовили дворянскую молодежь к службе во флоте, в артиллерии, на инженерном поприще. Эти школы, также как и опыт других государств – Пруссии, Франции, Дании, помогли в создании первых кадетских корпусов. Слово «кадет» происходит от французского «cadete», что означает младший, несовершеннолетний. Так во Франции назывались молодые дворяне, зачисленные на военную службу, до производства в офицеры. Кадетские корпуса в России сыграли значительную роль в подготовке офицерских кадров русской армии.
В XVIII ом – первой четверти XIX века в России учреждается около десяти кадетских корпусов. Первый из них был создан по Высочайшему указу от 29 июля 1731 года, но официально открылся в Петербурге 17 февраля 1732 года. Это было военно-учебное заведение закрытого типа, «состоящее из 200 человек шляхетских детей от 13 до 18 лет как российских, так и эстляндских и лифляндских провинций», которых по указу императрицы Анны Иоанновны следовало обучать «арифметике, геометрии, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам». В 1743 году корпус получил название Сухопутного шляхетного кадетского корпуса, а с 1800 года стал называться 1-м Кадетским корпусом. В его стенах получили военное образование будущие генерал - фельдмаршалы А.В. Суворов, П.А. Румянцев, А.А. Прозоровский, М.Ф. Каменский, известные своими заслугами генералы М.Н. Волконский, П.И. Репнин, И.И. Веймарн, П.И. Мелиссино, М.В. Каховский, генерал-инженер М.И. Мордвинов, адмирал И.Л. Голенищев – Кутузов, дипломат А.М. Обресков, директор первого русского театра А.П. Сумароков, русские писатели – трагики М.М. Херасков, В.А. Озеров, М.В. Крюковский, М.И. Кутузов и многие другие.
В 1752 году в Петербурге учреждается Морской кадетский корпус. В этом заведении было подготовлено не одно поколение русских моряков, прославивших Отечество своими боевыми подвигами и научными открытиями. Среди них адмиралы И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф. Ушаков, Д.Н. Сенявин, М.П. Лазарев, А.В.Колчак.
При Екатерине II сложилась модель кадетского образования, включающая определение его миссии, содержания учебного курса, принципов и подходов к обучению и воспитанию, устройства жизни быта воспитанников, а также образа кадета выпускника с выделением доминирующих качеств личности. Педагоги прививали своим воспитанникам любовь к отечественной истории, армии и флоту, формировали у них высокую нравственность. Кадеты всегда отличались глубокими профессиональными знаниями, широкой образованностью, высокоразвитыми чувствами патриотизма, долга, офицерской чести и высокого товарищества. Активно участвовали они в общественной и культурной жизни общества.
Ещё при Екатерине II число кадетских корпусов в России начало увеличиваться: были открыты Морской, Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетские корпуса.
Итак, к концу XVIII века в России функционировало 4 кадетских корпуса: Первый, Второй, Морской, и Шкловский. Кадетские корпуса доказали на практике свою жизнеспособность и на долгое время стали основным центром воспитания и обучения дворянских юношей. В начале XIX века в кадетском образовании произошли значительные изменения, вызванные возрастающей в связи с наполеоновскими воинами потребностью в офицерских кадрах для российской армии. Преобразования кадетских корпусов пришлись на период царствования императоров Александра I и Александра II, переименовав их в военные гимназии. Придя к власти Александр III, понимавший огромную роль воинского уклада жизни в военном образовании и воспитании юношества, указом 1882 года восстановил кадетские корпуса и преобразовал в них открытые за последний период военные гимназии, а также сформировал новые. К этому времени насчитывалось 20 кадетских корпусов, до конца века к ним прибавилось еще 4, а в начале XX века были образованы еще 7 кадетских корпусов.
Царствования Николая II – это время наибольшего развития кадетского образования и окончательного становления кадетских корпусов как национальных военно-учебных заведений: заимствованная форма воспитания юношества к этому времени стала только российским национальным явлением. С 1900-1915 годы главным начальником военно-учебных становится Великий Князь Константин Константинович, внесший огромный вклад в развитие кадетских корпусов в России.
В России прекрасно организованное кадетское образование молодёжи было прервано в 1917г. однако в тридцатые годы прошлого столетия советское государство предприняло меры для создания специальных артиллерийских и авиационных школ, с которых в стране и началось возрождение системы кадетского образования. Этот опыт сыграл положительную роль в подготовке военных кадров. В 1943-1944гг в СССР были образованы суворовские и нахимовские училища по типу кадетских корпусов дореволюционной России. Детям-сиротам, родители которых погибли на фронтах Великой Отечественной войны, эти училища дали блестящее общее образование, физическую закалку, воспитали высокие морально- психологические качества. Не случайно суворовцы и нахимовцы были наиболее подготовленной частью офицерского корпуса страны. В последнее десятилетие во многих регионах России наметился бурный рост численности кадетских корпусов, школ-интернатов, и отдельных классов кадетской направленности. Отрадно, что кадетское движение все больше охватывает территорию Российской Федерации, в том числе и Иркутскую область.
Глава II.Развитие кадетского движения в Иркутской губернии в конце XIX - начало XX вв..
Далекая Сибирская губерния не стала исключением в создании на её территории военно-учебных заведений данного типа. В 1880г. впервые г.Иркутске открывается Военная прогимназия, восемь лет там обучали военным наукам юношей дворянского происхождения. В 1888 году это заведение переименовано в Иркутскую приготовительную школу Омского кадетского корпуса. Школа предоставляла возможность офицерам, чиновникам, врачам и священникам, служившим в Иркутском военном округе, а также оставшимся здесь жить после выхода в отставку и запас, подготовить своих сыновей для поступления в Сибирский (Омский) кадетский корпус. Первоначально штат воспитанников приготовительной школы составлял 35 человек, с началом 1899–1900 учебного года штат был увеличен до 50 человек. Кадеты, окончившие успешно 2-й класс школы, переводились на вакансии в Сибирский (Омский) кадетский корпус без экзаменов. При отсутствии в этом корпусе достаточного числа вакансий, воспитанники школы, по ходатайству командующего войсками Иркутского военного округа могли быть определены в корпуса Европейской России. Заведующий Иркутской приготовительной школой избирался и утверждался командующим войсками Иркутского военного округа. Заведующими школой в разные годы были:
В июле 1912 Совет министров одобрил предложение военного министерства о преобразовании Иркутской приготовительной школы в Иркутский кадетский корпус на 50 кадетов-интернов. 4 августа 1913 Высочайшим повелением Императора Николая II Иркутская приготовительная школа Омского кадетского корпуса преобразована в Иркутский кадетский корпус. Государь Император Николай II уделял особое внимание воспитанию военной молодежи. В его царствование было открыто 9 кадетских корпусов, существенно улучшилось содержание и образовательный уровень кадет. 1 сентября 1913 состоялось торжественное открытие Иркутского кадетского корпуса в присутствии православного духовенства, командования Иркутского военного округа, членов городской Думы и общественности г. Иркутска. Отслужен молебен, зачитаны приветственные телеграммы от Государя Императора, начальника ГУВУЗ и директоров кадетских корпусов. Проведен праздничный концерт силами учащихся мужской и женской гимназий. В первый учебный год открыто 4 класса на 106 кадет. Из них 102 православных, 3 лютеранина и 1 мусульманин. 54 человека казачьего сословия. Знамя корпуса было стандартным, образца 1900 года, с образом Спаса Нерукотворного, белой каймой и золотыми узорами. Летом 1918 года пришедшие к власти большевики принимают решение о закрытии кадетского корпуса. Приказом Главного комиссара Дзевялтовского кадетский корпус был передан из военного ведомства в общеобразовательное. Но этот приказ не успел вступить в силу. Город заняли войска Колчака. Колчак, сам бывший кадет, из Омска как мог покровительствовал Иркутскому корпусу. Последнее, что он мог сделать для кадетов, офицеров корпуса и их семей, — это благословить корпус на эвакуацию. Эшелон с Иркутским кадетским корпусом отправился во Владивосток.В 1920 после прихода Красной Армии в город кадетский корпус был официально распущен. Во Владивостоке корпус просуществовал до 1922. Тогда было решено эвакуировать корпус в Китай. 22 ноября преподаватели с семьями, кадеты погрузились на миноносец "Лейтенант Дыдымов". Корабль взял курс на Шанхай. На следующий день 23 ноября "Лейтенант Дыдымов" попал в жестокий шторм и через несколько часов затонул со всеми, кто находился на его борту. Перед гибелью на миноносце были подняты флаги: "Погибаем, но не сдаемся". Другое судно, транспортный корабль, следовавший вместе с "Лейтенантом Дыдымовым", потерял управление и не смог помочь терпящим бедствие. Капитан транспортника запомнил на всю жизнь картину, увиденную в бинокль: волны почти потопили корабль, а на боевом посту под флагом стоит маленький кадет, сжимая в руках винтовку.
В советские годы в здании кадетского корпуса окрыли Иркутский военный авиационный инженерный институт (военное учебное заведение (1931-2009), осуществлявшее подготовку инженеров и техников для Военно-воздушных сил СССР и Военно-воздушных сил Российской Федерации.
Глава III. Кадетское движение в Приангарье в конце XX- начала XXIвв.
В настоящее время на территории Иркутской области существует:
г.Братск также реализует концепцию нашего правительства, в которой духовно-нравственное воспитание личности гражданина России является основой патриотического воспитания. В «северной столице» нашей области открыты кадетские классы на базе общеобразовательных школ:
Кадетское воспитание в МБОУ «СОШ №42» г.Братска.
В 2006г. в МОУ «СОШ №42» г.Братска был открыт класс оборонно-спортивного профиля, где обучались 25 человек: 15 юношей и 10 девушек 9-го класса. Хочется отметить активное участие в реализации данной идеи администрации школы. Благодаря финансовой поддержки родителей, для кадет была пошита форма одежды по образцу военной. Причем не только повседневная, но и парадная. Открытию кадетских классов в нашей школе предшествовала большая организаторская работа. Были разработаны Положение о кадетском классе и рабочие программы кадетского обучения и воспитания применительно к нашей школе.
Структура учебного плана кадетских классов позволила сохранить полный объем обязательной образовательной программы в соответствии с государственным стандартом. Вместе с тем за счет школьного компонента в программу были введены дополнительные курсы: «Пулевая стрельба», «Строевая подготовка», «Фольклор», «Основы медицины», «Хореография», «Патриотические чтения». Девиз каждого учителя, который работает в этих классах: «Кадетскому движению - быть!» предполагает продолжение занятий с кадетами во внеурочное время. Занятия с обучающимися проводятся в строгом соответствии с распорядком дня, где предусмотрено: 1. уроки согласно учебному плану; 2. 3-разовое питание; 3. прогулка на свежем воздухе; 4. занятия по интересам и специальная подготовка. Лучшие воспитанники назначаются командирами взводов и отделений. В школу кадеты обязаны прибыть подготовленными и в установленной форме одежды. Перед уроком сдача рапортов командиром отделения, на занятиях неукоснительно поддерживается порядок и организованность. С целью профориентации и повышения патриотического духа с кадетами регулярно проводятся экспедиции по местам боевой славы Отечества, торжественные построения у памятных мест, посещение музеев, мемориальных комплексов.
Взаимодействие с другими учреждениями патриотической направленности.
В рамках работы по ориентации на службу в силовых структурах Российской Федерации у кадетских классов нашей школы сложились добрые и деловые отношения со своими шефами – с ветеранами группой «Альфа», с руководством и офицерами Усолье-Сибирского Гвардейского Кадетского корпуса. Кадеты не раз были у них в гостях, принимали участие в торжественных построениях и парадах. Тесно сотрудничаем с ДОСААФ и его руководителем полковником Агафоновым С.П. Несмотря на свою занятость, ветераны локальных войн и ветераны Воздушно-Десантных Войск посещают классные часы, различные мероприятия. Традиционными стали встречи с председателем Совета ветеранов города и Центрального р-на.
Результативность кадетского воспитания:
Главный подход в воспитании кадет- патриотизм + интеллект + физическое развитие. А результаты кадетского воспитания проявляются в следующем:
За это время среди кадет не было травматизма и грубых правонарушений. Кадетское воспитание лучшая профилактика социальных негативных явлений малолетних.
Кадеты завоевывают огромное количество медалей и кубков. Ежегодно наши команды лидируют в городских военно-патриотических играх «Испытай себя». Постоянными призерами является команда кадетских классов по пулевой стрельбе из пневматической винтовки: Кубок имени Баркова – I место, соревнования, посвященные Дню защитника – первые места, соревнования, посвященные юбилею города – призовые места (I-III). Всероссийская спартакиада по военно-спортивному многоборью «Призывники России 2010, 2011», полуфинал: чемпионы сибирского федерального округа III место в России, городская Малая спартакиада школьников 2008-2009 I место, военно-спортивная игра «Зарница», регион Север - II место, легко- атлетическая эстафета, посвященная Дню Победы, 4 года подряд призовые места, День призывника пост №1, участие в инаугурации мэра г.Братска и т.д.
Кадеты шефствуют над участниками и ветеранами войны и труда. За каждым классом закреплены свои подопечные. На протяжении всего учебного процесса происходят встречи с нашими подшефными: посещение на дому, видеосъёмки, приглашение на праздники, чаепития, поздравления, подарки. Данные мероприятия оказывают большое эмоциональное воспитания на детей. В этот момент кадеты чувствуют себя продолжателями дел старшего поколения. Ветеранам отрадно видеть, как юные «маленькие капитаны» имеют солдатскую выправку, одеты в парадную форму, следят за своей внешностью. Огромное эстетическое наслаждение и благоприятное впечатление производит на них хор, в котором поют около 200 человек. Дети понимают, что нужно беречь и ценить каждую минуту, проведенную с этими легендарными людьми, всё меньше их остается рядом с нами, личным примером показывают, как преодолевать трудности. Встречи являются примером чистого и светлого человеческого общения и взаимоотношение между ветераном и кадетом, через них вырабатывается уважение, преклонения, семейные и государственные ценности.
Психологическое сопровождения кадетского класса.
Деятельность психолога с кадетскими классами направлена на выявление и коррекцию личностных качеств подростка, затрудняющие адаптацию. Снижению уровня социально- психологической адаптации приводят такие личностные особенности, как низкий уровень принятия других и себя, неумение строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами, стремление к уходу от проблем, внутренняя напряженность, замкнутость, подозрительность, недовольство ситуацией. Поэтому при поступлении в кадетский класс психолог, прежде всего, обращает внимание на интеллектуальные, эмоционально – волевые, коммуникативные и мотивационные особенности и способности подростка.
Заключение
На протяжении всей работы я изучил историю создания кадетских корпусов в Российской империи, развитие кадетского движения в Иркутской губернии в конце XIX – начало XX вв., кадетское движение Приангарья в Современной России.
История России неразрывно связана с историей русских кадетских корпусов. На протяжении почти трехсотлетней истории со времен Петра 1 воспитанники кадетских корпусов являлись цветом нации, составляли славу и гордость русского народа, дали не только России, но и всему миру выдающихся полководцев, государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры. Можно надеяться, что через несколько лет кадетское движение будет ещё на более высоком уровне, будут возобновлены традиции этих учебных заведений. Даже сейчас поступить в кадетский корпус считается почетно и престижно, и уже в скором будущем выпускники этих корпусов будут трудиться на благо Отечества во всех областях современной жизни. Так пусть же процветает кадетское движение, а его участники будут готовы отдать все свои силы Родине так же, как были готовы сделать это кадеты прошлых веков!
О кадетском движении в нашей стране можно сказать ясно – было, есть и будет.
Источники и литература
1.Бахвалов А. Ещё раз об истории и особенностях управления кадетскими корпусами в России//Образование.-№3,2001
2.Галанин Ю. О возрождении кадетских корпусов в России. Достижения и проблемы становления// ОБЖ. - № 2, 2001
3.Басаев В. Р. Сибирский кадетский корпус: [История корпуса до 1917 г.] / В. Р. Басаев // Странички философии, методологии и истории / Ом. гос. пед. ун-т. — Омск, 2000.
4.Лосунов А. Год кадетской жизни: [1912] / А. Лосунов // Ом. вестн. — 2000. — 22 авг.
Спасибо тебе, дедушка!
Рисуем домики зимой
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Рисуем тыкву
Лупленый бочок