Мультимедийная презентация, посвященная Дню космонавтики. Можно использовать как демонстрационный материал на тематическом классном часе.
Вложение | Размер |
---|---|
Мультимедийная презентация, посвященная Дню космонавтики | 2.67 МБ |
Слайд 1
Проектная работа по физике ученицы 8 «В» класса МАОУ «СОШ №30 г. Йошкар-Олы» Андросовой Юлии Руководитель Яранцева Татьяна ВалентиновнаСлайд 2
Цель работы Выяснить, как проходило освоение космоса советскими, а затем российскими учеными и космонавтами. Выявить причины успехов современной России в развитии мировой космонавтики. Сделать вывод, что лидирующее положение Российской Федерации в освоении и изучении космоса достигнуто путем напряженного труда ученых Советского Союза и России.
Слайд 3
Ответить на вопросы Кто из ученых был основоположником современной космонавтики Как проходило освоение космоса Какие перспективы и проблемы России в области авиации и космонавтики
Слайд 4
НАЧАЛО ИССЛЕДОВАНИЙ Развитие космонавтики, как науки в советский период
Слайд 5
Первые исследования Российский ученый Константин Циолковский был одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полетов. Ракету для межпланетных сообщений он спроектировал в 1903 г.
Слайд 6
В 1929г. в составе Газодинамической лаборатории (ГДЛ) было образовано подразделение по разработке электрических и жидкостных. В 1932 г. государством была предоставлена экспериментальная база для постройки и испытания ракет , а его начальником назначается молодой выпускник МВТУ С.П.Королев. В следующем году на базе этой группы и на базе ГДЛ был создан Реактивный научно - исследовательский институт (РНИИ). Первые исследования
Слайд 7
ФАУ-2 Во время Второй мировой войны наиболее совершенная ракетная техника была создана в фашистской Германии - это прежде всего построенная к 1942 г. Фау-2. К 1943 г. Был разработан проект двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты А9/А10 (Фау-3) Поражение Германии прекратило дальнейшее развитее этой ракетной техники Первые баллистические ракеты в СССР и США были по сути копиями Фау-2
Слайд 8
Создание советских баллистических ракет В 1946 г. С.П.Королев был назначен главным конструктором ОКБ , которое должно было проектировать многоступенчатые баллистические ракеты. В 1948 г. состоялся полет первой отечественной баллистической ракеты Р-1 Помимо боевых ракет в Советском Союзе с 1949г. регулярно запускались научно исследовательские ракеты В-1Е , В-2А , В-1А с помощью которых исследовались верхние слои атмосферы.
Слайд 9
Космодром «Байконур» В 1957 г. строительство космодрома завершилось , и начались летные испытания новой ракеты Р-7 . "Семерка " была построена в ОКБ Королева , двигатели создавались под руководством Глушко , а система управления - под руководством Пилюгина . Эта конструкция оказалась чемпионом долголетия в такой новой и быстро развивающейся отрасли , как космонавтика - ракета "Союз" , по сей день доставляющая космонавтов на орбиту , есть ни что иное , как усовершенствованная "семерка" с добавленной третьей ступенью.
Слайд 10
Первый искусственный спутник Создание мощной ракеты-носителя позволило нашей стране выйти на лидирующие позиции в исследовании космоса . 4 октября 1957г. Р-7 вывела на орбиту первый искусственный спутник земли Это был алюминиевый шар диаметром 58 см, и массой 83 кг, снабженный радиопередатчиком . Впервые созданный человеком аппарат достиг первой космической скорости . Это событие принято считать началом космической эры - эры практической космонавтики.
Слайд 11
Лунные исследования В январе ракета-носитель "Молния" (Р-7 , дополненная еще двумя ступенями) впервые достигла второй космической скорости , и вывела в космос станцию "Луна-1" , массой 1472кг. "Луна-1" , пройдя в 6 тыс. км. от поверхности нашего спутника вышла на орбиту вокруг солнца . Связь со станцией поддерживалась до расстояния 600 тыс. км. (рекорд для того времени). В сентябре того же года станция "Луна-2" достигла поверхности Луны (попросту упала на нее). Впервые созданный человеком аппарат достиг поверхности иного небесного тела .
Слайд 12
Луна-3 Оба эти запуска , как мы видим , не очень много дали науке и носили скорее "спортивный" и пропагандистский характер . Однако в октябре того же "лунного" года к нашей небесной соседке отправилась станция "Луна-3" , снабженная фотокамерой . Она совершила облет луны и передала на землю снимки лунной поверхности , в том числе ее обратной стороны , невидимой с Земли.
Слайд 13
«Луна-9» После первых стартов к Луне в 1959г. в исследовании Луны космическими аппаратами наблюдается некоторое затишье - все силы были брошены на проведение пилотируемых полетов . Но в начале 60-ых годов начались работы по созданию аппарата , способного совершить мягкую посадку на Луну. В 1963 - 1965 г.г. к Луне отправились одна за другой пять станций , но осуществить посадку не удалось - аппараты разбивались. Мягкую посадку на Луну вообще довольно сложно осуществить т.к. у нее нет атмосферы и торможение осуществляется ювелирной работой двигателя. В январе 1966г. мягкую посадку на Луну наконец осуществила станция "Луна-9".
Слайд 14
ЭРА ПИЛОТИРУЕМЫХ ПОЛЕТОВ Первые полеты человека в космос. Научные исследования в космосе
Слайд 15
Планы СССР Запуски первых спутников и "лунников" , безусловно , произвели громадное впечатление на мировую общественность и продемонстрировали высокий уровень развития науки и техники в Советском Союзе. Но полет человека в космос был бы , безусловно , еще более эффектным событием , и наши космические "фирмы " приступили к проектированию первого пилотируемого корабля. Тем более , что американцы тоже работали над подобным проектом , а Н.С.Хрущев твердо решил перегнать Америку во всем. Необходимо было в короткий срок (от первого спутника до первого космонавта прошло меньше четырех лет) построить аппарат , в котором человек мог несколько суток находится в космосе , а затем благополучно вернутся на землю.
Слайд 16
Серия кораблей «Восток» При таких условиях приоритет отдавался скорости разработки и надежности, а не совершенству технических решений. Корабль "Восток " был устроен сравнительно просто, но надежно (ни один пилотируемый "Восток" не потерпел аварии). Корабль представлял собой шар , покрытый толстым слоем теплоизоляции (с большим запасом ), к которому при помощи двух металлических лент крепился приборный отсек с тормозным двигателем. В шаре находился космонавт и системы жизнеобеспечения.
Слайд 17
В начале 1960г. был создан Центр подготовки космонавтов и из летчиков- истребителей набирается первый отряд космонавтов. Первый полет человека должен был состоятся в декабре 1960г. но был отложен из-за страшной катастрофы на Байконуре - на стартовом столе взорвалась баллистическая ракета Р-14. Подготовка космонавтов Погибли десятки человек , в том числе члены государственной комиссии. Возникла опасность , что американцы обгонят нас - их полет был намечен на май 1961г. (хотя это был суборбитальный полет , но первым человеком в космосе стал бы все же американец).
Слайд 18
Первый полет человека в космос Однако 12 апреля 1961г. на третьем в серии корабле "Восток" Ю.А.Гагарин совершил первый космический полет и благополучно вернулся на Землю . Правда, полет проходил не так гладко, как сообщал ТАСС. Корабль был выведен на слишком высокую орбиту, и если бы отказал тормозной двигатель упал бы на Землю не через 10 дней , как предполагалось , а через 50. К счастью , тормозной двигатель сработал нормально и корабль устремился к Земле , но один из разъемов , не разошелся , и отсек волочился за спускаемым аппаратом пока провод не сгорел в атмосфере.
Слайд 19
Выход в открытый космос 6-7 августа 1961г. в Союзе был произведен уже второй орбитальный полет - полёт Г.С.Титова , который продолжался более суток. В ходе этого полета выяснялось влияние на человеческий организм длительного пребывания в космосе. Титову первым пришлось столкнутся со "спутниковой болезнью" - когда человека начинает "укачивать" в невесомости . Сейчас известно , что эти симптомы появляются в первые дни полета и вызваны адаптацией организма к невесомости , но тогда это вызвало большие опасения и были разработаны специальные методы тренировки вестибулярного аппарата космонавтов.
Слайд 20
«Восток-3» и «Восток-4» В августе 1962г. над планетой оказалось сразу два корабля "Восток-3" , пилотируемый А.Г.Николаевым и стартовавший днем позже "Восток-4" пилотируемый П.А.Поповичем . Корабли летели на небольшом удалении так что космонавты могли видеть корабли друг друга и между ним была установлена двусторонняя связь. Впервые изображение космонавта в кабине во время полета было передано по центральному телевидению. Космонавты провели в космосе четверо и трое суток соответственно.
Слайд 21
Первая женщина-космонавт Еще в 1961г. в отряд космонавтов были набраны женщины. А июне 1963г. на корабле "Восток -6" совершила полет бывшая работница текстильной промышленности и парашютист- любитель В.Н.Терешкова . Она совершила совместный полет с В.Ф.Быковским , находившемся в выведенном в космос двумя днями ранее "Востоке-5". После трехдневного группового полета космонавты благополучно приземлились и Терешкова стала таким образом первой женщиной-космонавтом.
Слайд 22
«Восход-2» выход в открытый космос В марте 1965г. стартовал "Восход -2 " с П.И.Беляевым и А.А.Леоновым на борту . На корабле была оборудована раздвижная шлюзовая камера для выхода в открытый космос , который и был успешно осуществлен Леоновым. В свободном пространстве он пробыл 12 мин. и при этом удалялся от корабля на расстояние до 5м.
Слайд 23
«Союз-1» 23 апреля 1967г. в космос отправился новый корабль "Союз", пилотируемый Комаровым . К сожалению , старта нового корабля не увидел Главный конструктор С.П.Королев - в январе 1966г. он скоропостижно скончался в возрасте 59 лет. Корабль был снабжен системой стыковки , которая позволяла составлять из двух "Союзов" орбитальную станцию. Первый полет "Союза" завершился первой космической трагедией - во время спуска в атмосфере не сработала парашютная система и спускаемый аппарат с космонавтом буквально расплющило ударом о землю .
Слайд 24
«Союз-4» и «Союз-5» В январе 1969г. произошло знаменательное событие - с космодрома Байконур с интервалом в сутки стартовали «Союз-4» и «Союз-5». На орбите корабли состыковались и образовали первую орбитальную станцию - прообраз будущих орбитальных комплексов ( по которым наша страна до сих пор удерживает первое место в мире ). Елисеев и Хрунов совершили переход из корабля в корабль .
Слайд 25
Первые научные опыты в космосе В октябре того же года была запущена целая эскадра из трех кораблей - с интервалом в сутки были выведены "Союз-6" , "Союз-7" и "Союз-8" , которые совершили совместный полет , взаимные маневрирования и сближения. На "Союзе-6" впервые были проведены эксперименты по сварке, резке и обработке материалов в космосе.
Слайд 26
Долговременные полеты В июне 1970 г. состоялся первый долговременный полет - А.Г.Николаев и В.И.Севастьянов пробыли в космосе почти 18 суток и благополучно вернулись на землю.
Слайд 27
Исследования Марса и Венеры Много средств и сил было потрачено на разработку межпланетных программ. Особого успеха СССР в этой области не добился. Большинство попыток высадиться на Марсе и Венере окончились неудачей.
Слайд 28
ЭПОХА ОРБИТАЛЬНЫХ СТАНЦИЙ Разработка и создание орбитальных станций
Слайд 29
«Салют-1» Испытание ОС В 1971г. в Советском Союзе была запущена первая в мире долговременная орбитальная станция "Салют". Этот почти 20-ти тонный аппарат был выведен на орбиту новым мощным носителем "Протон" .Через несколько суток была произведена стыковка со станций корабля "Союз-10" , но космонавты работой на станции не занимались - этот полет был испытательным для проверки систем сближения и стыковки и продлился всего сутки.
Слайд 30
«Союз-11» Следом за ними стартовал "Союз-11" , также состыковавшийся со станцией "Салют" . Впервые космонавты Г.Т. Добровольский , В.Н.Волков и В.И.Пацаев осуществили переход из корабля в станцию . После расконсервации оборудования они в течение 22 суток находились на станции и провели различные эксперименты. К сожалению , эта экспедиция закончилась трагически .Как сказано в сообщении ТАСС: "группа поиска после вскрытия люка обнаружила экипаж .... на своих рабочих местах без признаков жизни ".Это была самая крупная трагедия в истории нашей пилотируемой космонавтики
Слайд 31
«Союз-18» В 1975 году на станции побывал второй экипаж П.И.Климук и В.И .Севастьянов , прилетевшие на корабле "Союз-18" . Их полет был фантастическим (по тем временам) по длительности - 63 дня. Во время полета были продолжены как медико-биологические эксперименты , так и изучение из космоса атмосферы Земли и мирового океана , а также астрофизические исследования .
Слайд 32
Орбитальная станция «Мир» Базовый блок был выведен на орбиту 20 февраля 1986 года. Затем в течение 10 лет один за другим были пристыкованы ещё шесть модулей. С 1995 года станцию стали посещать иностранные экипажи. В конце 1990-х годов на станции начались многочисленные проблемы из-за постоянного выхода из строя различных приборов и систем. Через некоторое время правительство РФ, ссылаясь на дороговизну дальнейшей эксплуатации, несмотря на многочисленные проекты спасения станции, приняло решение затопить «Мир». 23 марта 2001 года проработавшая в три раза дольше первоначально установленного срока станция была затоплена в специальном районе в южной части Тихого океана, рядом с островами Фиджи.
Слайд 33
РОССИЙСКАЯ КОСМОНАВТИКА Исследования и полеты от распада СССР до наших времен
Слайд 34
Создание МКС 20 ноября 1998 года — Россия запустила первый элемент МКС — функционально-грузовой блок «Заря». Через 15 дней пристыковался американский модуль «Юнити». 26 июля 2000 года пристыкован модуль «Звезда», который является жилым модулем станции. Основной вклад вносит Российская Федерация. Запуск грузовых кораблей происходит в основном с космодрома «Байконур», арендованном Россией. Стоит отметить, что владельцем МКС являются США. Единственным источником электрической энергии для МКС является Солнце, свет которого солнечные батареи станции преобразуют в электроэнергию
Слайд 35
Заключение Более 50-ти лет космической эры убедительно доказали – в современном мире космонавтика является безусловным лидером в обеспечении научно-технического прогресса, эффективным средством демонстрации национального престижа стран и их претензий на ведущую роль, показателем мощи государств, уровня развития их культуры и образования.
Слайд 36
Сегодня 12 апреля 2013 года исполнилось 52 года с момента первого полета в космос Ю.А. Гагарина. Слава советским и российским космонавтам!
Слайд 37
Список литературы “ Эстафета космических подвигов” ( сборник ) . Москва “Известия” 1981г. “ Полеты космических кораблей о орбитальных станций ” ( хроника) , Москва “Известия” 1981г. С.П.Уманский , “ Космическая одиссея” , Москва “Мысль” 1988г. “ Академик С.П.Королев . Ученый. Инженер. Человек” ( творческий портрет по воспоминаниям современников) , Москва “Наука” , 1987 г. И. Артемьев “Искусственный спутник земли” , Москва “Детская Литература” , 1957г.
Слайд 38
Информационные источники www.wikipedia.org www.space.hobby.ru www.kocmoc.info www.peoples.ru/science/space/ korolev
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Попробуем на вкус солёность моря?
Самодельный телефон
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Тупое - острое