Важнейшей жизненной ценностью личности является достижение успеха. Проблема жизненной успешности – малоизученная область знаний: нет четкого определения понятия «успешность», не разработаны, в полной мере, критерии оценки жизненной успешности личности. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание; как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно полезной деятельности. Таким образом, понятие «успешность» необходимо рассматривать как личностно-значимые и как социально-оцениваемые результаты деятельности.
Современные отечественные и зарубежные ученые (К. Левин, Ф. Хоппе, Е. Серебряков) понятие «успешность» рассматривают не просто как достижение успеха в конкретной деятельности, а как владение способами, которые обеспечивают высокий результат в достижении поставленных целей.
Характер деятельности, способы достижения поставленных целей могут быть разные. Следовательно, и виды успешности разные: личная успешность, социальная, профессиональная.
Для успешного осуществления профессиональной деятельности молодой специалист должен обладать определенным набором компетенций, характеризующих его как личность и профессионала и позволяющие ему ориентироваться в своей профессии, быть конкурентоспособным на рынке труда, быть готовым к самообразованию.
Динамизм современных общественных преобразований вызывает к жизни потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер деятельности. Именно поэтому подготовка специалистов, способных к профессиональной и социальной мобильности, - одна из важнейших проблем современного профессионального образования России.
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_mobilnost_kak_faktor_professionalnoy_uspeshnosti_molodogo_spetsialista.docx | 114.43 КБ |
ФГОУ СПО НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСВА И ЭКОНОМИКИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ТЕМА: «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА»
Работу выполнила: Научный руководитель: | Бородулина А.А. студентка второго курса экономического отделения Киреева В.В. |
НОВОРОССИЙСК – 2010
Оглавление
Теоретическая значимость проблемы
Теоретическое исследование понятия.
Приложения
Список использованной литературы
Важнейшей жизненной ценностью личности является достижение успеха. Проблема жизненной успешности – малоизученная область знаний: нет четкого определения понятия «успешность», не разработаны, в полной мере, критерии оценки жизненной успешности личности. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо; как общественное признание; как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно полезной деятельности. Таким образом, понятие «успешность» необходимо рассматривать как личностно-значимые и как социально-оцениваемые результаты деятельности.
Современные отечественные и зарубежные ученые (К. Левин, Ф. Хоппе, Е. Серебряков) понятие «успешность» рассматривают не просто как достижение успеха в конкретной деятельности, а как владение способами, которые обеспечивают высокий результат в достижении поставленных целей.
Характер деятельности, способы достижения поставленных целей могут быть разные. Следовательно, и виды успешности разные: личная успешность, социальная, профессиональная.
Для успешного осуществления профессиональной деятельности молодой специалист должен обладать определенным набором компетенций, характеризующих его как личность и профессионала и позволяющие ему ориентироваться в своей профессии, быть конкурентоспособным на рынке труда, быть готовым к самообразованию.
Динамизм современных общественных преобразований вызывает к жизни потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовывать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер деятельности. Именно поэтому подготовка специалистов, способных к профессиональной и социальной мобильности, - одна из важнейших проблем современного профессионального образования России.
Объект исследования:
Выпускники средних профессиональных учреждений города Новороссийска, молодые специалисты, студенты вторых курсов и выпускных групп ФГОУ СПО г. Новороссийска.
Предмет исследования:
Составляющие профессиональной мобильности как фактора профессиональной успешности молодого специалиста.
Цель исследования:
Изучить понятие и различные характеристики профессиональной и социальной мобильности как фактора профессиональной успешности молодого специалиста.
Гипотеза исследования:
Профессиональная и социальная мобильность тесно взаимосвязаны с процессом профессионального становления молодого специалиста.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
Методы исследования.
В работы использовались разнообразные методы исследования, направленные на изучение профессиональной и социальной мобильности личности:
Теоретическая значимость проблемы
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что профессиональная успешность молодого специалиста есть личностно-значимые и социально-оцениваемые достижения. Ориентация личности на достижение успеха является непременным условием развития как личности, так и общества.
Профессиональная мобильность, как фактор профессиональной успешности, есть, во-первых, качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека; во-вторых, деятельность человека, обусловленная постоянно меняющимися тенденциями в развитии общества и производства; в-третьих, процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды.
В соответствии с данным определением были выявлены составляющие профессиональной мобильности специалиста: профессиональные компетентности, готовность личности к переменам, а также профессиональная и социальная активность.
Исходя из данного исследования, для успешного осуществления профессиональной мобильности молодой специалист должен обладать профессиональной компетентностью, т.е. готовностью к переменам.
Успех современного молодого специалиста определяется, прежде всего, способностью гибкого реагирования на постоянно меняющиеся условия на рынке труда. По подсчетам американских ученых, специалист ежегодно должен обновлять 5% теоретических и 20% практических профессиональных знаний. В США установлена единица измерения устаревания знаний – «период полураспада компетентности» т.е. некий срок после окончания учебного заведения до появления новой информации, компетентность специалиста снижается на 50%. «Период полураспада компетентности» последние десятилетия быстро сокращается. Например, в 1940 году устаревание знаний наступало через 12 лет, в 60-е годы – через 8-10 лет, для современного выпускника – через 2-3 года. Ежегодно обесценивается 20-30% знаний.
Многие ученые, изучая социально-профессиональную активность, считают, что она является показателем степени социализации личности и проявляется не только в приспособлении личности к иным профессиональным условиям, но и направлена на их изменения. Степень изменения этих условий есть показатель активности, а, следовательно, и мобильности специалиста в профессиональной сфере. С одной стороны, профессиональная мобильность специалиста выступает, как результат полученного образования, а с другой, как фактор, определяющий это образование.
Таким образом, важной составляющей профессиональной мобильности является уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять.
Отсюда следует, что формирование типа личности есть одно из условий проявления мобильности молодого специалиста, обеспечивающее ему профессиональную успешность.
Третьей составляющей профессиональной мобильности является активность личности.
Анализ профессиональной мобильности, как фактора профессиональной успешности, позволяет утверждать, что мобильность молодого специалиста определяется социальными, индивидуально-личностными факторами и в то же время выступает как результат собственных усилий человека, направленных на осмысление своей общественной и профессиональной роли (самосознание) и на оценку своей профессиональной деятельности (самооценка).
Теоретическое исследование понятия.
Обзор состояния научной разработанности рассматриваемой проблемы позволяет констатировать, что, несмотря на актуальность изучения профессиональной мобильности, ее социальной и личностной значимости в отечественной науке пока недостаточно работ, в которых эта проблема была бы предметом самостоятельного исследования.
Понятие «профессиональная мобильность» является предметом исследования различных областей знаний: философии, психологии, социологии. Профессиональная мобильность, достаточно емкое и неоднозначное понятие, имеющее сложную структуру.
Основой изучения такого феномена как профессиональная мобильность специалиста явились работы Э. Дюркгейма, П. Сорокина, М. Вебера, в которых заложен функциональный подход к анализу профессиональной мобильности как социального явления.
В психологическом словаре понятие «профессиональная мобильность» определяется, как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладеть новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности.
Отечественные ученые 70-х годов XX века в своих исследованиях рассматривали профессиональную мобильность не как предмет самостоятельного изучения, а как предмет социальной стратификации советского общества. Профессиональную мобильность в то время определяли как готовность и способность рабочего к быстрой смене выполняемых производственных заданий, рабочих мест и даже специальностей в рамках другой профессии или отрасли. В работах Т.И. Заславской, Р.В. Рывкиной, В.Г. Подмарковой разработана методология анализа трудовой карьеры специалиста, исследованы механизмы смены труда В работах В.Н. Шубкина, И.О. Мартынюк, В.А. Ядрова профессиональная мобильность рассматривается с позиции профессионального самоопределения выпускников, адаптации на рабочем месте, повышения квалификации, поиска работы.
Однако такая трактовка рассматриваемого понятия достаточно ограничена, т.к. не учитывает социально-экономические и культурно-исторические изменения в обществе. При определении профессиональной мобильности понятия о чисто производственных знаниях, умениях и навыках, необходимо заменить на более полную гамму знаний, умений и навыков.
В исследованиях современных ученых «профессиональная мобильность специалиста» определяется не только его способностью менять свою профессию, место и род деятельности, но и умение принимать самостоятельные и нестандартные решения, направленные на повышение уровня своего профессионализма, а также способностью быстро осваивать новую образовательную, профессиональную, социальную и национальную среду.
Профессиональная мобильность личности – это еще и симптом ее внутренней свободы, умение отбросить сформированные стереотипы и взглянуть на жизненную и профессиональную ситуацию по-новому, не стандартно, иногда выходя за рамки обыденного. Это под силу личности творческой, обладающей дивергентным мышлением и креативными способностями.
Проанализировав исследования ученых, следует отметить, что профессиональная мобильность рассматривается и как качество личности и как процесс, т.е. имеет двусторонний характер. Дуальность такой категории как «мобильность» характеризуется тем, что человек может быть мобильным, если он обладает определенными личностными и профессиональными качествами, но его мобильность может проявляться только в деятельности. И говорить о степени и уровню мобильности человека следует только при условии ее реализации в деятельности.
Отсюда следует, что профессиональная мобильность понятие многогранное.
Возникает закономерный вопрос, что лежит в основе этого многогранного понятия? Основой профессиональной мобильности, прежде всего, является высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в области свой профессии.
В работах зарубежных ученых в основу формирования профессиональной мобильности специалиста положены «ключевые квалификации», которые выходят за пределы одной группы профессий.
Современные российские ученые значительно обогатили концепцию ключевых квалификаций , дополнив ее понятием ключевых компетенций. Ключевые квалификации отражают общепрофессиональный характер деятельности личности, т.е. профессиональную и психологическую готовность специалистов к профессии, к новациям в их профессиональной деятельности. Ключевые компетентности характеризуют межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.
Опираясь на компетентностный подход в изучении профессиональной мобильности, ученые пришли к выводу, что становление профессиональной мобильности специалиста возможно через развитие следующих компетенций:
Данные компетенции и являются основной составляющей профессиональной мобильности специалиста.
Анализируя особенности современного исторического развития (постоянные перемены, изменения, взаимопроникновение различных областей деятельности и знаний) становится понятно, что установившиеся требования к качеству специалиста не соответствует меняющимся условиям жизни и деятельности.
Современный специалист должен обладать такими качествами, как креативность мышления и быстрота принятия решений, способность к частой обучаемости и умение приспосабливаться к новым обстоятельствам, умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства. Отсюда следует, что второй составляющей профессиональной мобильности специалиста выступает его готовность к переменам.
Третьей составляющей профессиональной мобильности является активность личности. Профессиональное и личностное становление молодого специалиста осуществляется посредством его собственной активности. При этом активность выражается и как работа над преобразованием себя, так и над преобразованием окружающей действительности.
Многие ученые, изучая социально-профессиональную активность, считают, что она является показателем степени социализации личности и проявляется нее только в приспособлении личности к иным профессиональным условиям, но и направлена на их изменение. Степень изменения этих условий есть показатель активности, а, следовательно, и мобильности специалиста в профессиональной среде.
Обобщая результаты теоретических исследований, можно сделать вывод, что профессиональная мобильности по своей природе социальная, потому, что она имеет место быть, только в социальных системах, а ее успех зависит от той специальности, образовательной среды, в которой происходит становление личности специалиста-профессионала. Профессиональная мобильность специалиста выступает как результат полученного образования, с другой стороны как фактор, определяющий это образование.
Одной из задач исследования было выявление представлений студентов-выпускников о факторах жизненного успеха. Что, по их мнению, обеспечивает человеку успех в профессиональной деятельности? Какими личностными качествами должен обладать молодой специалист для достижения успеха?
В результате социологического опроса большинство респондентов – 40%, главным фактором жизненного успеха считают связи, 18% назвали хорошее образование, 28% - высокий профессионализм, 8% - творческий потенциал и по 3% - упорный труд и удачу. Как видим, упорный труд оказался в глазах наших выпускников наименее полезным фактором жизненного успеха.
А на вопрос, «Какими личностными и профессиональными качествами должен обладать человек для достижения успеха?» большинство студентов, 28% выбрали профессиональную компетентность, 25,7% - целеустремленность, 23,3% - профессиональная мобильность, 14% - инициативность, 5,2% - коммуникабельность, 3,8% - предприимчивость.
Карьера выпускника начинается не в момент окончания среднего или высшего профессионального образовательного учреждения, а гораздо раньше – при выборе профессии. Как известно, на выбор профессии влияют социальные, психологические и экономические факторы. В исследовании проблемы выбора специальности приняли участие 276 первокурсников НКСЭ. Анализ результатов исследования показал, что основными факторами, определяющими выбор профессии являются социальный статус семьи: уровень образования родителей, материальная обеспеченность семьи, место работы и должность родителей. Студенты-первокурсники (технических специальностей) при выборе профессии ориентировались на мнение родителей – 48%, стоимость обучения – 14%, востребованность профессии – 28%, престижность специальности – 7% и возможность самореализации в профессиональной деятельности – 3%. Соответственно студенты-первокурсники экономических специальностей: 33% - мнение родителей, 9% - стоимость обучения, 13% - востребованность профессии, 38% - престижность, 7% - возможность самореализации. К сожалению, такие важные аспекты как возможность самореализации в профессиональной деятельности и востребованность профессии остаются «за кадром». В то же время, сегодня имеет место перенасыщение рынка труда специалистами определенных профессий, которая вызвана, с одной стороны, инерционностью системы профессиональной школы, а с другой – высокой динамичность социально-экономических процессов.
Так, по информации городской службы занятости населения г. Новороссийска, трудности в трудоустройстве испытывают бухгалтеры, юристы, менеджеры. Тем не менее, подготовка специалистов по этим направлениям не снижается, а наоборот, возрастает. Вместе с тем на рынке труда г. Новороссийска существует спрос на специалистов педагогических профессий, строительные специальности, но они сегодня не престижны. Таким образом, на Новороссийском рынке труда существует противоречие между рынком образовательных услуг и реальным сектором экономики. Для этого профессиональной школе необходимо, во-первых, формировать у абитуриентов осознанный выбор профессии; во-вторых, гибко реагировать на востребованность специалистов на рынке труда.
Однако осознанный выбор профессии будущим молодым специалистом еще не гарантирует успешности его карьеры.
В исследовании приняло участие 210 студентов выпускных групп. Студентам был предложен ряд вопросов с различными вариантами ответов. Так, на вопрос, «Правильно ли Вы поступили, выбрав данную специальность?», 76% студентов выбрали ответ «да», 3% - «нет», 21% ответили, что не думали об этом. На вопрос, «Считаете ли Вы, что колледж дал Вам необходимые знания для дальнейшего обучения по избранной специальности?», 63% ответили «да», 17% - «нет», 20% - «не думали об этом».
Важнейшим показателем эффективности профессиональной подготовки специалистов является степень удовлетворенности молодых специалистов качеством своей профессиональной подготовки. Был проведен сравнительный анализ степени удовлетворенности качеством подготовки выпускников технических и экономических специальностей, который показал, что студенты вполне удовлетворены качеством полготовки специалистов: 72% выпускников-экономистов считают качество профессиональной подготовки хорошим, 22% - удовлетворительным, 5% затрудняются с ответом и 1% - плохим. Соответственно, результаты ответов студентов технических специальностей: 78,7% - хорошее, 17% - удовлетворительное, 0,3% - плохое, 4% затрудняются с ответом.
Уточняя оценку качества профессиональной подготовки, к сожалению, только 34% студентов выпускных групп на вопрос «Достаточно ли полученных знаний для карьерного роста?» ответили утвердительно.
В ходе исследования выполнена статистическая обработка данных по трудоустройству выпускников колледжа с 2006 года. И она показала, что в 2008 г. всего 8% экономистов были трудоустроены по специальности, а около 80% продолжили обучение в высших учебных заведениях. Среди студентов технических специальностей соответственно – 52% и 40%. В 2009г. статистическая обработка показала, что картина трудоустройства несколько изменилась: трудоустроенных - 13% выпускников экономических специальностей, продолжили обучение около 70%, выпускники технических специальностей соответственно 61% и 27%.
Мы видим, что процент трудоустроившихся по специальности выпускников больше у технологов, чем у экономистов. Следовательно, технические специальности более востребованы. Проблема занятости решается за счет продолжения обучения в высших учебных заведениях.
Таким образом, возникает противоречие между рынком образовательных услуг и реальным сектором экономики.
С целью изучения активности будущих выпускников колледжа (2010 г.) в вопросах трудоустройства, нами выявлено, что 33% выпускников планируют работать по специальности, 51% - продолжить обучения, 11% планирует открыть свое дело.
Планируя трудоустройство, выпускники в первую очередь рассчитывают на помощь родственников, знакомых, друзей – 40,8%, 30% будут работать там, где проходили практику, 11% через службу занятости и объявления, 18,2% - не задумывались о способах поиска работы. Таким образом, социальные связи по-прежнему являются наиболее актуальным механизмом трудоустройства. При этом около 20% выпускников не готовы приложить какие-то усилия для поиска работы. Отсюда следует, что уровень активности выпускников в поисках работы по специальности, желания реализовать себя в профессии, низкий.
Таким образом, нами была подтверждена гипотеза и мы пришли к выводу, что профессиональная успешность зависит от профессиональной мобильности, однако, нынешние студенты колледжа недостаточно активны для самостоятельного достижения профессионального успеха.
На основании результатов наших теоретических и практических исследований, мы пришли к выводу, что:
Опираясь на социологический подход и рассматривая профессиональную мобильность как фактор профессионального становления специалистов, необходимо иметь ввиду, что социальный субъект в процессе профессионального роста полностью или частично меняет свой профессиональный статус. Поэтому учебные заведения должны не только давать студентам профессиональное образование, но и серьезно заниматься вопросами их трудоустройства и будущей карьеры. Профессиональные образовательные учреждения призваны сформировать в адаптационной образовательной среде социальную компетентность и помочь выпускникам в адаптации к смене своего социального и профессионального статуса. Для этого необходимо включать в образовательный процесс информационные, коммуникационные и организационные компоненты. Таким образом, основными задачами профессионального образования являются: во-первых, подготовка специалистов, способных легко обучаться, быстро приспосабливаться к меняющимся условиям и содержанию профессиональной деятельности, заинтересованных в своем непрерывном образовании и совершенствовании; во-вторых, формирование у будущих специалистов таких личностных структур и способностей, которые позволили бы им самостоятельно ориентироваться в профессиональном мире и выстраивать вектор своего карьерного роста.
Результаты исследования:
Практическое применение исследований:
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Динамика трудоустройства
выпускников по специальности
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Анкета Степень удовлетворенности выпускников качеством профессиональной подготовки в колледже»
Список использованной литературы
Композитор Алексей Рыбников
Сказки пластилинового ослика
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Всему свой срок
Снеговик