Цель: пропаганда экологических знаний путем самостоятельного создания пословиц. Задачи: • организовать класс; • придумать начало пословиц; • выбрать наиболее удавшиеся концовки; • создать путём «мозговой атаки» экологические пословицы.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_sozdaniem_poslovits.doc | 51.5 КБ |
Амгинское муниципальное управление образования
Майская средняя общеобразовательная школа
Работа над созданием экологических пословиц
Выполнила:
Ученица 4 класса
Николаева Дуня.
Руководитель:
Корнилова М.А.
Покровка, 2008 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Роль экологических пословиц ................................................................4
Глава II. Работа над созданием экологических пословиц……………………...5
Заключение………………………………………………………………………...7
Литература………………………………………………………………………...8
Введение
С тех пор, как человек стал хозяином планеты Земля, он покорил океан, воздух, землю. Он может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Но с наряду достижениями у человека появились большие проблемы. Самая волнующая из них – экологическая.
Если мы не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт, неизвестно какое будущее ждет нас. Всем неизбежно придется принимать мер, чтобы сохранить прекрасную планету.
На экскурсиях, в наблюдениях за растениями и животными мы раскрываем красоту родной природы, её неповторимость. Одновременно замечаем и пагубное влияние человека на природу. Чтобы научиться видеть вокруг себя это, сопереживать и размышлять, мы придумываем экологические пословицы.
Экологические пословицы – это краткие изречения, заключающие в себе какое-то поучение в защиту природы. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.
Цель: пропаганда экологических знаний путем самостоятельного создания пословиц.
Задачи:
Глава I. Роль экологических пословиц
Наш посёлок находится на берегу реки Амги, которая славится своей красотой, чистотой. Мы с детства любуемся и гордимся природой своей деревни. Изучение родного края обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания. Мы – деревенские дети находимся в непосредственной близости с природой, являющейся естественной лабораторией по формированию экологической культуры школьников на местном материале.
Существуют различные способы охраны природы: Красная книга, заповедники, очистительные сооружения, посадка деревьев, различные мероприятия в целях пропаганды. Одним из вариантов пропаганды в защиту природы могут быть экологические пословицы. Выражение «экологические пословицы» состоит из двух слов: «экология» - это наука о связи живых существ со средой обитания и «пословицы» - краткие, поучающие законченные предложения. Таким образом, экологические пословицы – это краткие изречения, заключающие в себе какое-то поучение в защиту природы.
Народная педагогика всегда использовала экологические пословицы для работы с детьми, в связи с тем, что экологические знания, содержащиеся в фольклоре, доводятся до детей в доступной форме, легко запоминаются и воспринимаются.
В экологических пословицах показано бережное отношение к природе, стремление человека познать окружающий мир.
Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу своего общего дома - планеты Земля – вот главное в этой работе. Важно донести до всех мысль, принадлежащую Антуану де Сент Экзюри: «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдётся сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту со скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!»
Глава II. Работа над созданием экологических пословиц
Работа проводится в два этапа:
Каждый этап проводится отдельно.
Второй этап можно провести в виде игры во время урока окружающей среды, на переменах, на классном часу, во время экскурсий.
Пословицы можно разделить по группам: о животных, о растениях, о водоёмах и о самой природе.
О животных.
1. Нет животных, нет… (природы; человека; растений; жизни).
2. Красна норка мехом, а… (люди добротой, человек умом; человек без греха).
3. Убьешь червячка,…(станешь трусом; не накормишь рыбку; убьешь самого себя).
4. Кто птицам враг, тот… (нам не друг; себе враг; есть дурак).
5. Человек без зверья, … (как без тебя и меня; не будет тебя; не будет жилья; как без брата семья; как без самого себя; как собака без хвоста).
6. Стреляя в птиц не думая - … (всё равно что, задумываясь; это очень плохо).
7. Животные - за лес, а люди… ( за красоту; за охрану леса; за животных).
8. Без букашки и травки, … (нет ни Сашки, ни Славки; не будет ни птички, ни рыбки).
9. Птиц зимой подкармливать, значит… (птицам помогать; природу охранять).
О растениях.
1. Срубил дерево, … (беда нагрянет; посади два; зверюшек погубил, без леса остался).
2. Хорош тот лес, где … (берёзы; чисто; деревья здоровые; много зверей;).
3. Цветочек сорвать - … (красоту погубить; жизнь поломать; корень потерять, грех набирать).
4. Посадил дерево - …(посади ещё; тот молодец; не ломай его; ухаживай за ним).
5.Лес как стекло, … (легко разобьётся; не обижай его; не разбей его; почисти его).
6. Бережёшь березку - … (береги и осину; добро делаешь; убережёшь и зверей).
7. Без земляники нет ягоды, а …(без земли - травы; без цветка – мотылька; без охраны – леса).
О водоёмах.
1. Без реки, как … (без земли; без Амги; без руки; дом без двери; без любви).
2. Берегите водоём, … (без неё мы все умрём; как своё здоровье; без неё мы пропадём; без него не проживём).
3. Если грязная река - … (грянула беда; виноваты люди; это общая беда, это наша вина).
4. Не загрязняй озёра и пруды - … (останемся без воды; если не желаете беды).
О природе.
1. Люби природу как… (маму; как себя; как родных).
2. Пришла беда, коли… (в мусоре вода; нет цветка; пропала река; в мусоре Земля).
3. Хвали природу за то, что… (нас родила; тебя создала; живёшь в ней; за то, что ты есть).
4. Загубишь природу…(будущего не будет; себя загубишь).
5. Природа убудет… (и тебя не станет; и жизни не будет).
Заключение
Данный способ создания пословиц об охране природы, может стать традиционным в любой школе.
Проведённые работы можно фиксировать в тетради, дополнять в свою копилку, переделывать, выпускать в школьную газету, можно создать книжку «Экологические пословицы». Работая над пословицами, можно весело и интересно провести свое свободное время. Пословицы, созданные всеми нами содействуют развитию эмоционального, бережного отношения к природе.
Утверждая высокие нравственные понятия, воспитаете честность, любовь к природе и труду.
Литература
Приложения
О животных.
1. Нет животных, нет жизни.
2. Красна норка мехом, а человек без греха.
3. Убьешь червячка, не накормишь рыбку.
4. Кто птицам враг, тот нам не друг.
5. Человек без зверья, как без брата семья.
6. Стреляя в птиц не думая - всё равно что, задумываясь.
7. Животные - за лес, а люди за охрану леса.
8. Без букашки и травки не будет ни птички, ни рыбки.
9. Птиц зимой подкармливать, значит природу охранять.
О растениях.
1. Срубил дерево, посади два.
2. Хорош тот лес, где чисто.
3. Цветочек сорвать - жизнь поломать.
4. Посадил дерево - посади ещё.
5.Лес как стекло, почисти его.
6. Бережёшь березку - убережёшь и зверей.
7. Без земляники нет ягоды, а без охраны – леса.
О водоёмах.
1. Без реки, как без Амги.
2. Берегите водоём, без него не проживём.
3. Если грязная река - это общая беда.
4. Не загрязняй озёра и пруды - останемся без воды.
О природе.
1. Люби природу как себя.
2. Пришла беда, коли в мусоре Земля.
3. Хвали природу за то, что тебя создала.
4. Загубишь природу, себя загубишь.
5. Природа убудет, и жизни не будет.
Простые летающие модели из бумаги
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Сверчок
Соленая снежинка
Рисуем осенние листья