Возрождение нравственных ценностей – вот задача, которая волнует сейчас многих. Проблема сохранения русских святынь, воспитания подрастающего поколения на лучших культурных традициях русского народа – такова, на мой взгляд, одна из главных задач сохранения русской государственности.
Это делает данную тему актуальной и перспективной.
Цель данной работы: изучить историческое прошлое и сегодняшний день Троицкой церкви в селе Барснево.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Во-первых, посмотреть наличие литературы по этой теме, проанализировать ее.
Во-вторых, познакомиться с архивными материалами об истории церкви
В-третьих, поговорить с настоятелем храма, отцом Сергием.
В-четвертых, встретиться со старожилами села Барснево.
Методы исследования:
- работа с литературой;
- выявление и анализ опубликованных источников;
- анализ архивных документов;
- интервьюирование;
- посещение храма
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Вложение | Размер |
---|---|
barsnevo_tserkov.doc | 131.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Тумская средняя общеобразовательная школа № 46
Районная краеведческая конференция
секция «Летопись родного края»
Категория: исследовательская работа
Автор:
Шелкова Елена Геннадьевна, 11.04.1996 г.р.
прожив. п. Тума, ул. 1 Мая, д.26
паспорт 6109 601740, выд. отд. УФМС России
по Рязанской обл. в Клепиковском р-не, 08.07.2010 г.
Научный руководитель:
Егорова Оксана Александровна, учитель истории
2012 г.
ПЛАН
войны
гонений»
Введение
История Русской Православной Церкви изучена довольно хорошо. Намного менее исследована история отдельных храмов и приходов. Поэтому изучение прошлого церкви Святой Троицы в селе Барснево Клепиковского района представляется мне довольно интересным и необходимым.
Мне интересна эта тема потому, что без знания прошлого, мы не сможем жить в настоящем, а тем более строить будущее, не сохраняя традиций русской православной культуры и ее созидателей.
К написанию данной исследовательской работы меня побудил доклад, представленный на одной из наших школьных краеведческих конференций. Это был доклад об Александро-Невской церкви села Романово, что недалеко от поселка Тума. Мне показалась очень интересной эта тема, и я задалась вопросом: «А какова судьба церквей в нашем районе, ведь многие из них построены очень давно?». Я решила начать исследовать эту тему с церкви села Барснево, так как лично знакома с ее настоятелем, отцом Сергием.
История этого храма - это история моей малой родины, без знания которой немыслимо воспитание настоящего гражданина.
Возрождение нравственных ценностей – вот задача, которая волнует сейчас многих. Проблема сохранения русских святынь, воспитания подрастающего поколения на лучших культурных традициях русского народа – такова, на мой взгляд, одна из главных задач сохранения русской государственности.
Все вышесказанное делает данную тему актуальной и перспективной.
Цель моей работы: изучить историческое прошлое и сегодняшний день Троицкой церкви в селе Барснево.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
Во-первых, вместе с учителем истории посмотреть наличие литературы по этой теме, проанализировать ее.
Во-вторых, познакомиться с архивными материалами об истории церкви
В-третьих, поговорить с настоятелем храма, отцом Сергием.
В-четвертых, встретиться со старожилами села Барснево.
Методы исследования:
- работа с литературой;
- выявление и анализ опубликованных источников;
- анализ архивных документов;
- интервьюирование;
- посещение храма
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Краткая характеристика источников
Искать информацию о Барсневской церкви оказалось не так уж просто. Церкви много лет, но известно о ней очень мало. Много приходских книг сгорело во время пожара.
В поиске информации большую помощь оказала учитель истории Егорова Оксана Александровна и старожил села Барснево Караулов Дмитрий Федорович. В школьной библиотеке и музее я нашла скудные, но интересные факты об истории храма.
При написании работы мною были использованы материалы Государственного архива Рязанской области, статьи из районной газеты «Новая Мещера», а также воспоминания старожилов села Барснево.
Первое упоминание о селе Барснево
История села Барснево уходит своими корнями в далекое прошлое.
Происхождение названия населенного пункта на сегодняшний день неизвестно. Вероятнее всего, в его основе лежит фамилия или прозвище первопоселенца либо владельца. Но документов, подтверждающих эту версию, найти, пока не удалось. Косвенным аргументом в пользу данной версии могут служить названия близлежащих населенных пунктов: д. Сусово, д. Желудково, д. Неверово.[1]
Барснево в качестве погоста значится в писцовой книге Старорязанского стана (1629 и 1630) г., где с находившимися в нем церквами оно описывается так: «Расположен погост на реке Шаковке, а на погосте церковь Преображения Спасово, деревянная, и другая церковь новосооруженная, тоже деревянная, теплая с двумя престолами: один Знамения Пречистой Богородицы, а другой престол преподобного чудотворца Сергия, не освящена. При ней показано двор попа Герасима, двор дьячков Ивашки и Васятки Климовых, двор пономаря Стеньки Исаева, жалованная государем пашня с худой землей».[2]
В окладной книге 1676 года Барснево значится также погостом, а при бывшей в том погосте Преображенской церкви показано три двора поповых, церковные пашни четыре четверти в поле. В приходе к той церкви: 3 двора дворянских, да в разных деревнях крестьянских 60 дворов, да бобыльских 7 дворов».[3]
Интересно бы узнать, кто построил в одном месте сразу две церкви, ведь такой факт для сельской местности был необычным. Местные жители рассказывают, что барыня богатая заблудилась и когда вышла на это место - дала обещание построить церковь. Но факт этот не проверен.[4]
Несмотря на то, что село Барснево было приписано к духовному ведомству, в нем проживали и семьи из мещанского сословия.[5]
Это было довольно большое село. Один раз в год, в июле месяце, проходила ярмарка (Казанская).[6]
Работая с архивными материалами, я выяснила, что в 1849 году была построена новая деревянная церковь с двумя теплыми пределами – направо во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, налево в честь Преображения Господня.[7]
Церковь в селе Барснево в середине XIX века
А архивная справка говорит о том, что церковь в селе Барснево, в честь Живоначальной Троицы, была построена в 1864 году стараниями причта и прихожан на церковные деньги. Здание церкви было деревянное на кирпичном фундаменте с такой же колокольней, крыта железом и обита тесом. Вокруг церкви была железная решетчатая ограда на кирпичном фундаменте.
Престолов три: во имя Пресвятой Троицы, во имя Преподобного Сергия Радонежского и во имя Преображения Господня.
Вес большого колокола 197 пудов 39 фунтов.[8]
В «Историко - статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии» И.В.Добролюбов сообщает, что в церкви внутренние стены были украшены живописью в 1873 г, а в трапезной – в 1878 на средства прихожан. Неприкосновенного капитала в пользу церкви имелось в количестве 800 рублей, и в пользу притча – в количестве 900 рублей. В составе прихода, кроме села Барснево с 30 дворами, входили деревни: Извеково (в 4 верстах) с 47 дворами, Амлешово (в 5 верстах) с 38 дворами, Артемово (в 5 верстах) с 35 дворами, Аничково (в 10 верстах) с 7 дворами, Желудково (в 1 версте) с 34 дворами, Сусово (в 3 верстах) с 43 дворами и другие населенные пункты. В них числилось мужского полу 2472, женского полу – 3243. Земли во владении притча состояло под церковью, кладбищем и усадьбами 12 дес. 2210 кв. сажень, пахотной 84 дес. 200 кв. сажень, под лесом 20 дес. 150 кв. сажень и неудобной земли 24 дес. 690 кв. сажень. На означенную землю имелись планы, выданные в 1775 и в 1874 годах.[9]
Работая еще с одним документом, «Краткие летописи приходов Рязанской епархии 1865-1879 годы» я узнала, что в 1877 году заштатный священник села Иоанн Глебов завещал 200 рублей с обращением % с них в пользу причта на вечное поминовение его с родственниками. А в 1879 году преподано Архипастырское благословение и одобрение прихожанам села за пожертвование ими 900 рублей на возобновление и роспись своего приходского храма.[10]
Из документа «Состав причта приходов Рязанской епархии 1873–1894 годы» стало известно, что по штату 1873 года в причте положены 2 священника и 2 псаломщика. По штату 1885 года в причте состоят 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика.
Священники
1–я вакансия
1873–1883 – Смирнов Петр Евфимиев (по штату 1873 – настоятель прихода)
1883–1889 – Виноградов Василий Симеонов †1889
1889–1894 – Соколов Феодор
2–я вакансия 1873–1894 – Тихомиров Петр Васильев (по штату 1873 – помощник настоятеля; с 1883 – настоятель прихода)
Штатные диаконы
1885–1894 – Троицкий Иоанн
Исправляющие должности псаломщиков (1873–1885 годы)
1–я вакансия
1873–1885 – Троицкий Иоанн, диакон (по штату 1873 – штатный)
2–я вакансия
1873–1884 – Преображенский Илия †1884, причетник (по штату 1873 – штатный)
1884–1885 – Рябцев Петр
Штатные псаломщики (с 1885 года)
1–я вакансия
1885–1894 – Асписов Василий
2–я вакансия
1885–1894 – Рябцев Петр
Сверх штата 1873–1885 – Рябцев Петр, дьячок (по штату 1873 – сверхштатный)
1873–1881 – Никитский Софроний †1885, дьячок (по штату 1873 – сверхштатный)
Уп. 1873 – Асписов Василий, пономарь (по штату 1873 – сверхштатный)
1881–1894 – Никитский Иоанн, причетник[11]
Стояла церковь в центре села, недалеко от сельского кладбища. Она была видна со всех концов села, а звон колоколов слышен в каждой избе. Звон колоколов был для жителей села своеобразным путеводителем и информатором. Веселый благовест поднимал в жителях настроение от предстоящего праздника. Тревожный перезвон о пожаре или еще, какой беде. Погребальной звон сообщал об умершем односельчане. Караулов Дмитрий Федорович, старожил села, рассказывал со слов своего отца, что в церкви было всегда много прихожан. Празднично одетые они с утра стремились занять «лучшее» место в приходе: поближе к алтарю, напротив иконостаса. Почтенные старики и старухи стояли всю службу и усердно молились. Молодые парни и девчата успевали молиться и поглядывать друг на друга, присматривая будущую спутницу или будущего спутника жизни. В будни же обычно ходили лишь те, кто заказал обедню по конкретному поводу: кончина близкого человека, девятый, двадцатый и сороковой день. В церкви вели себя «чинно», «степенно», «благопристойно». Не было случая, чтобы кто-либо пришел в церковь нетрезвым. Приходя в церковь, всегда ставили свечи многим иконам».[12]
Церковно-приходская школа
Церковь в XIX веке выполняла две главные функции. Первая заключалась в том, что церковь воспитывала население через богослужение, проповедь, исповедь в духе православной идеологии, уважения к традициям, сохранения существующих порядков. Другая функция заключалась в распространении грамоты и элементарного образования на селе. Далеко не везде были распространены земские школы, поэтому большую роль играли церковно-приходские школы.
Барсневской церкви так же принадлежало здание церковно-приходской школы, выстроенной в 1889 году. К приходу относились церковно-приходская школа в селе Барсневе и в деревнях – Извекове, Амлешове, Неверове, Озере, и Сусове - земская. В церковно-приходской школе в 1915 году обучалось 49 мальчиков и 19 девочек. Законоучителями и заведующими Барсневской церковно-приходской школой были настоятель церкви священник Иоанн Озерский и священник Александр Семенович Эвергетов.[13]
Попечителем Барсневской церковно-приходской школы был мещанин Семенов Д.В.[14]
Известно, что в советский период школа испытывала серьезные трудности с доставкой дров, с ремонтом, отсутствовали не только необходимые для ремонта
школы гвозди, доски, отсутствовали и учебные принадлежности[15].
Троицкая церковь в начале XX века
В начале XX века церковь в Барсневе продолжала работать. Известно, что священнослужителями в это время были:
Букринский Александр Алексеевич священник церкви села Барснево Касимовского уезда (1912 - 1914).
Дмитревский Н. священник церкви села Барснево Касимовского уезда (1898).
Смирнов Павел священник церкви села Барснево Касимовского уезда (1898).
Тихомиров Петр Васильевич священник церкви села Барснево Касимовского уезда (1898).
Троицкий Иоанн диакон церкви села Барснево Касимовского уезда (1898).
Эвергетов Александр Семенович священник церкви села Барснево Касимовского уезда (1912 - 1914).[16]
Церковь после революции. Гонения на церковь
Вскоре после революции власти повсеместно стали отвергать церковь. И вместо колокольного звона зазвучали слова: «Религия - опиум народа». Конфисковывали церковную утварь, арестовывали церковных служителей. Эта политика коснулась и церкви в селе Барснево. Известно, что священник Иоанн Озерский не подчинялся распоряжению Касимовского Совета о внесении всех постоянных доходов, в том числе и арендной платы за использование церковными помещениями в местное казначейство. За что и был арестован в 1918 году.[17]
И Караулов Д.Ф. рассказывал, что его дед служил псаломщиков в церкви. Деда объявили врагом народа, и он вынужден был отречься от церкви.[18]
«Службы были только по ночам, говорили, что днем – рабочее время. А старики и ночью ходили» - вспоминает Лисицын Василий Иванович. Так рассказывала ему его мать. «И ребятня все равно, несмотря на запреты, бегала к церкви, продолжает Василий Иванович. Интерес был велик посмотреть, как малышей крестят, венчаются». [19]
Все детство и юность моих информаторов прошло в селе Барснево, и как они сами говорят, было связано с церковью. Караулов Дмитрий Федорович рассказывает, что на «пятачке» возле церкви вечерами собиралась молодежь, пели песни, слушали скрипку и гармошку. А ребятня днем играла в различные игры.[20]
Барсневская церковь в годы Великой Отечественной войны
Русская Православная Церковь на протяжении всей истории Русского государства жила со своим народом одной жизнью.
Так было и в страшные годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, когда Церковь вместе со всем своим народом переживала все скорби, страдания и несчастия, которые обрушились на нашу Родину. В это время Церковь целиком отдала себя на служение своему многострадальному народу и Отечеству.
Во всех храмах, в том числе и в Барсневской церкви, непрестанно совершались молебны о даровании победы русскому оружию. Тысячи верующих, и в их числе представители разных слоев духовенства, вступили в ряды действующей армии. Например, Настоятель Троицкой церкви с. Барснево Клепиковского района протоиерей Николай Иванов был призван 27 ноября 1944 года и воевал до окончания войны. Имеет боевые награды.[21]
Церковь Св. Троицы в селе Барснево во время «хрущевских гонений»
Конец 50-х начало 60-х годов исследователи справедливо называют периодом «хрущевских гонений» на Церковь. В это время в стране были закрыты почти все монастыри и практически половина приходов. Но Барсневская церковь Святой Троицы действовала[22], более того укрепила свою финансово-материальную базу. Об этом свидетельствует факт, который я обнаружила в одном документе. В нем говорится: «Доход церкви в с. Барснево Тумского района в 1957 году увеличился в 2 раза».[23]
А другой документ говорит о следующем: «Наблюдение за деятельностью церковников дает основание делать вывод об усилении их активности и беспринципной, примиренческой позиции сельских и районных руководящих органов в отношениях с церковниками. Это подтверждает факт, что в селе Барсневе имеется действующая церковь, причем доходность ее для сельской церкви довольно высокая (90 тысяч рублей в год). Настоятелем этой церкви служит молодой священник Сипратов Иван Карпович, 1935 года рождения, ранее отбывавший наказание по статье 58-й. За время пребывания в этом селе Сипратов И. К. развил большую активность и уменье «ладить» с местными руководящими работниками. Чтобы обеспечить большее влияние на окружающее население, он посещает общие колхозные собрания, играет с молодежью в футбол, старается расположить к себе руководителей сельсовета и колхоза. Среди верующих ведет агитацию за то, чтобы в распоряжение церкви отдали два кладбища, где он построит часовню и будет хоронить только по церковному обряду.
Купив себе дом, он настойчиво добивается от колхоза усадьбы с садом и даже заявил, что он будет жаловаться в ЦК КПСС, если ему откажут в ходатайстве. Только вмешательство секретаря райкома т. Рогова Н. Е. помешало Сипратову получить усадьбу с садом и получить в свое распоряжение кладбище. Чтобы активизировать и «просветить» верующих, священник Сипратов размножил на пишущей машинке поучение Рязанского епископа от 1914 года о том, как нужно молиться и держать себя в церкви. Эту инструкцию он расклеил на видных местах в церкви.
Следует отметить, что деятельность подобных церковных активистов не замечается местной интеллигенцией и не находит должного отпора и реагирования по линии научно-теистической пропаганды. Поэтому никого не удивляет тот факт, что отец заведующего отделом культуры райисполкома т. Семенова руководит церковным хором в Барсневской церкви».[24]
Весной 1961 г. государство всерьез взялось за решение проблемы религиозной обрядности - основы финансовой базы Церкви. 6 марта Совет министров СССР принял закрытое постановление «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах», которое предполагало привлечение местных Советов к обеспечению контроля за религиозной обрядностью. Церковный староста обязан был предоставлять в местный Совет депутатов трудящихся информацию о совершаемых в церкви или на дому у верующих обрядах без соответствующего оформления. Для совершения обрядов требовалось согласие всех членов семьи. Оба родителя обязаны были присутствовать во время крещения или оформить свое согласие на него письменно, заверив документ по месту работы. Это давалось родителям не просто, так как бюрократы создавали различные препоны, чтобы подобные заявления не заверять. Для тех лет типична жалоба Патриарху от церковного исполнительного органа Преображенской церкви с. Барснево Клепиковского района на председателя сельсовета Лабзова, который не считал нужным заверять подписи родителей о их согласии окрестить ребенка.[25]
Пожар в церкви
Вот так и жила церковь в селе Барснево до середины 70-х годов[26]. А
20 августа 1974 года, в результате возникшего пожара
Преображенская церковь сгорела. Причиной пожара явилось попадание грозового разряда молнии в купол креста колокольни. Караулов Дмитрий Федорович воспоминает: «Разразилась сильная гроза, небо полыхало от вспышек молнии. Один разряд ударил прямо в купол церкви. Она вспыхнула в считанные секунды. Ценные старинные иконы, книги и утварь жителям и пожарным удалось спасти, но деревянную церковь, отстоять не удалось, она полностью сгорела»[27].
Однако учитывая многочисленные просьбы верующих, бывшей
Преображенской церкви и наличия деревянной сторожки, размером 8х8 метров и сохранившегося культового имущества исполком Клепиковского районного Совета депутатов трудящихся не возражал использовать сторожку для «религиозного обряда».
Со временем сторожку расширили, к ней была сделана пристройка. Церковь продолжала действовать, хотя испытывала нужду.
Церковь в селе Барснево в начале XXI века
Положение начало улучшаться в 2000-х годах. Службы там вел
клирик Троицкого храма р.п. Тума Сергий Богвалев[28], который по Указу архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, за № 1663 от 24 декабря 2009 года назначен настоятелем Троицкого храма села Барснево.[29]
К этому времени село Барснево уже было на грани вымирания. На службы в летнее время приходило много людей, так как в селе много дачников. А местных жителей там практически не осталось.
Отец Сергий как мог, поддерживал церковь, с божьей помощью прихожан-дачников, которые даже в интернете создали форум. Хочу привести выдержку с форума, которая свидетельствует о сочувствии и добром отношении верующих людей к православным храмам: «Я прочитала у кого-то на блоге сообщение о церковном приходе где-то в глубинке Рязанской области и о самоотверженном отце Сергии, который в безденежье и в очень скудных условиях поддерживает жизнь прихода. Писал об этом не он, а кто-то из блоггеров, кто там побывал. В сообщении была просьба прислать какие-нибудь продукты: пачку печенья, пачку чая, кажется, лекарства... Я записала адрес, и мы с мужем при первой возможности отправили, уже не помню, продукты или деньги.
Помню, вскоре пришло письмо с благодарностью от отца Сергия.
И вот вчера мы получили по "бумажной почте" очень красивую поздравительную открытку с Рождеством Христовым. И теплые слова на обороте.
Нам хотелось бы снова туда написать и узнать, нужна ли какая помощь».[30]
Церковь в селе Барснево сегодня
Сегодня церковь находится в плачевном состоянии. Настолько все бедное, что даже звонницу соорудили из обрезанных кислородных баллонов.[31] В самом храме много фантастически красивых икон, но все они в очень плохом состоянии.[32] И вот почему. Зимой службы проходят один, два раза в неделю. Столько же раз церковь и протапливается. Краска разрушается от этого резкого перепада температур и конденсата.
С 17 августа 2011 года протоиерей Сергий Богвалев Указом архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, за № 857 назначен клириком Преображенского храма города Спас-Клепики Рязанской области с оставлением в должности настоятеля Троицкого храма села Барснево Клепиковского района Рязанской области[33].
Отец Сергий служит службы всего для трех прихожан, но делает это с тем же рвением и усердием, как будто их триста.
Батюшка и прихожане храма с особым трепетом ухаживают за святым источником, что недалеко от села Барснево[34].
По словам отца Сергия, приход будет существовать, пока верующие будут посещать храм. И я в это верю.
Заключение
В заключении я хочу сказать, что история Троицкой церкви изучена мной достаточно, но не полностью. Некоторые воспоминания и документы не нашли свое отражение в данной работе, так как требуют дополнительного изучения. Считаю возможным продолжить сбор и обработку материалов по теме.
В ходе моего исследования, я не только много узнала об истории церкви в селе Барснево, но и познакомилась с очень интересными людьми. Я получила опыт общения с Интернетом, прессой и священнослужителем.
Считаю, собранный материал важным и необходимым для будущих поколений при изучении истории села Барснево и будет востребован на уроках краеведения.
Я поняла, что краеведение – трудоёмкое, но очень увлекательное и интересное занятие и рада тому, что моя исследовательская работа уже востребована для школьного музея. Думаю, что навыки исследовательской работы обязательно пригодятся мне в дальнейшем.
Список приложений
Источники
[1] См. А.В.Бабурин «Рязанский топонимический словарь», Рязань, 2004
[2] См. И. Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», т. 4, 1884, стр. 128
[3] Там же, стр. 129
[4] Воспоминания Д.Ф.Караулова, 1920 г.р., жителя с. Барснево
[5] См. «Клепиковская земля. История родного края», под ред. Б. Горбунова, Рязань, 2006 г., стр. 108
[6] См. там же, стр. 140
[7] См. И.Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», т. 4, 1884, стр.129
[8] См. Архивная справка ГАРО
[9] См. И.Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», т. 4,1884, стр.130
[10] См. «Краткие летописи приходов Рязанской епархии 1865-1879 годы (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей»), часть 1
[11] См. «Состав притча приходов Рязанской епархии 1873-1894 годов», т. 4, часть 1, Рязань, 1891
[12] Из воспоминаний Караулова Д.Ф., 1920 г.р., жителя с. Барснево
[13] Архивная справка ГАРО
[14] См. «Клепиковская земля. История родного края», под ред. Б.В.Горбунова, Рязань, 2006 г. с.147
[15] Воспоминания Д.Ф.Караулова, 1920 г.р., жителя с. Барснево
[16] См. «Духовенство Рязанской епархии (по данным «Церковных ведомостей» 1888-1908 гг., «Адрес-календарей Рязанской губернии» 1889-1914 гг.)
[17] См. В.А. Коростелев «Крестьянские восстания в Рязанской губернии в 1918 году», стр. 65
[18] См. газета «Новая Мещера», № 47-48, от 11 июня 2010 г.
[19] Воспоминания В.И.Лисицына, 1924 г.р., жителя п. Тума
[20] Воспоминания Д.Ф.Караулова, 1920 г.р., жителя с. Барснево
[21] См. «Рязанская епархия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», официальный сайт русской православной церкви Рязанская митрополия
[22] См. Приложение № 3. Фото «Церквь с. Барснево в 50-е гг.»
[23] Ю.В.Гераськин «Русская Православная Церковь и рязанские власти» («Материалы к докладу на пленуме правления Общества по распространению политических и научных знаний «Об активизации церковников в Рязанской области») стр.78
[24] Ю.В.Гераськин «Русская Православная Церковь и рязанские власти» («Письмо уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Рязанской области С. Ножкина секретарю обкома КПСС А. Н. Ларионову») стр.79
[25] Ю.В.Гераськин «К вопросу о поддержке Русской православной церкви населением в период "хрущевских гонений" (по материалам Рязанский области)
[26] См. Приложение № 4. Фото «Церковь с. Барснево в конце 60-х гг.»
[27] Воспоминания Д.Ф.Караулова, 1920 г.р., жителя с. Барснево
[28] См. Приложение № 5. Фото «Отец Сергий (Сергей Богвалев)»
[29] См. Официальный сайт Русской Православной церкви Рязанская Митрополия
[30] См. Православный форум «Доброе слово»
[31] См. Приложение № 6. Фото «Звонница»
[32] См. Приложение № 7. Фото «Иконы»
[33] См. Официальный сайт Русской Православной церкви Рязанская Митрополия
[34] См. Приложение № 8. Фото «Святой источник»
Как я избавился от обидчивости
Как нарисовать черёмуху
"Разделите так, как делили работу..."
Ёжикина Радость
Ветер и Солнце