Работа содержит теоретическое обоснование исследования влияния типа темперамента учащихся старших классов на поведение в конфликтных ситуациях и эмпирическое исследование влияния типа темперамента учащихся старших классов на поведение в конфликтных ситуациях. Работа заняла 4 место на городском конкурсе в 2010 году
Муниципальное учреждение
«Управление народного образования г. Тирасполь»
Муниципальное образовательное учреждение
«Днестровская средняя школа №1»
Секция психология
Исследовательская работа
Влияние типа темперамента
учащихся старших классов
на поведение в конфликтных ситуациях
Автор: ученица 10-Б класса
Ляхова Олеся Александровна
Руководитель: Анистратенко Екатерина Александровна
педагог-психолог I кв. категории
г.Днестровск
2010г.
План.
2.1 Определение понятия Интернет-зависимость………..………4
2.2 Типология Интернет-зависимостей.…………………………...5
2.3 Факторы риска развития Интернет-зависимости у подростков7
2.4 Классификация конфликтов и стратегия поведения в конфликтных ситуация…………………………………………….8
3.1 Методический инструментарий и ход исследования……….11
3.2 Обсуждение результатов эмпирического исследования……12
Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес все те, кто в своей практической деятельности связан с обеспечением взаимодействия людей.
К сожалению, этот всё возрастающий интерес в немалой степени связан с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью, как образовательных учреждений, так и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.
Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые учеником, являются источником развития его личности, определяют её конструктивный или деструктивный жизненный сценарий.
Конфликты в жизни отдельных учащихся и школы в целом играют значительную, очень часто негативную роль. Они могут негативно сказаться на процессе обучения, способствовать напряженности во взаимоотношениях в классном коллективе. Для снижения отрицательных последствий конфликтов необходимо уметь правильно выявлять их причины.
В психологии особым образом выделяется задача, заключающаяся
в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент – центральное образование психодинамической организации человека, преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях – они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях. В силу своих особенностей, каждый человек ведет себя определенным образом в конфликтных ситуациях. Как при общении у кого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то прямолинеен или гибок, так и в конфликтной ситуации, у каждого человека существует так называемый репертуар поведения в конфликтной ситуации.
Именно поэтому мы задались вопросом, оказывает ли тип темперамента учащихся старших классов влияние на их поведение в конфликтных ситуациях.
Гипотеза: если тип темперамента взаимосвязан с некоторыми особенностями личности, то он оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликте.
Объектом исследования является поведение личности в конфликтной ситуации, его характеристики и особенности, а предметом – взаимосвязь типа темперамента и основных стратегий поведения в конфликте.
Цель исследования: выявить влияние типа темперамента на поведение учащихся старших классов в конфликтной ситуации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема влияния темперамента на выбор стилей поведения в конфликтной ситуации не до конца изучена. Наиболее близко к этой проблематике подошли Небылицын В.Д. и Теплов Б.М. (1963г.), затем их работа была переиздана в 1982г. Гипенрейтер Ю.Б.
Наш интерес к выбору этой тематики вызван запросами начинающих классных руководителей МОУ «Днестровская средняя школа №1». В качестве испытуемых мы выбрали старшеклассников, так как большинство запросов поступало от педагогов работающих в старшей школе. Результаты нашей работы и предложенные рекомендации будут освещены на тематическом педсовете, что будет содействовать оптимизации взаимоотношений учащихся с педагогами и сверстниками.
Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.[10]
Мерлин В.С. даёт следующее определение понятия темперамент. Темперамент – качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. [14]
Немов Р.С. определяет темперамент следующим образом. Темперамент – совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. [15]
Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. [16]
Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями человека [1].
Проанализировав определения понятия темперамент разных авторов в своём исследовании будем понимать, под темпераментом индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
2.2 Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности.
Деятельность – это динамическая система взаимодействий человека с миром, в процессе которых происходит возникновение и взаимопонимание в объекте психического образа. [11]
Именно наличие сознаваемой цели позволяет определить активность как деятельность. Все остальные стороны деятельности: мотив, планирование деятельности, переработка текущей информации, принятие решения – могут осознаваться не полностью, а также неверно. Каков бы ни был уровень осознания деятельности, осознавание цели всегда остаётся необходимым её признаком. Так трудовая деятельность всегда направлена на производство определённого продукта, действие человека всегда направлено на определённый результат.[11]
Выполнение предметного действия обеспечивается определённой системой движений. Она зависит от цели действия, свойств предмета, на который это действие направлено, и условий действия. Движение, посредством которого человек обычно осуществляет то или иное действие, связано с личными установками, с осмыслением разрешаемой движением задачи, отношением к ней. Изменение личностных установок ведёт к изменению двигательной сферы. Действия – более сложная часть деятельности. Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определённый объект. Действия всегда социальны. Любые действия человека состоят из движений и выполняются сознательно, осознано.
Деятельность – это совокупность действий, объединённых единой целью. Сущность деятельности как раз и состоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней, а также в мотивах, во имя которых она совершается. [11]
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях – они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности, в деятельности. [11]
Леонтьев А.Н. особенно выделяет, что различия по темпераментам – это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию её проявлений. Независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. [11]
Ещё Б.М.Теплов обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатам действий, а способом достижения результатов. Развивая эту мысль, ряд отечественных исследователей провёл исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определённой задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. [17]
Результаты исследований большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервной деятельности, и, прежде всего, сила и подвижность нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определённого стиля деятельности. [17]
Врождённые особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому, по словам Р.М.Грановской, конкретная реакция на ситуацию может определяться как влияние характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения. Однако пределы возможного развития скорости реакции определены врождёнными свойствами нервной системы. [13]
Индивидуальные стили, обеспечиваемые свойствами нервной системы, относятся к разным иерархическим уровням. Иерархический уровень определяется тем, какие именно компоненты деятельности характеризуются стилем. С этой точки зрения можно различать индивидуальный стиль реакции и движения, В тоже время иерархический уровень индивидуального стиля определяется тем, какие иерархические уровни индивидуальности его определяют – биохимические свойства, свойства нервной системы, темперамента и.т.д.[14]
И так, мы определились с таким понятием, как индивидуальный стиль деятельности и выяснили некоторые особенности его формирования. Было показано, что темперамент оказывает влияние на стиль деятельности. Теперь можно предположить, что темперамент влияет и на поведение человека в конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация сама по себе является особой обстановкой, в которой акцентируются те черты и особенности человека, которые доминируют в его жизни, например стиль жизни или индивидуальный стиль деятельности.
Проработав литературу по интересующей нас проблеме, мы можем дать следующие определения конфликту:
1)Конфликт – чрезвычайно широкий термин, использующийся в отношении любой ситуации, когда происходят антагонистические события, сталкиваются противоположные мотивы, цели, действия, импульсы и т.д. [2]
2) Конфликт – борьба между несовместимыми силами или структурами внутри психики; внешний конфликт разворачивается между индивидом и отдельными аспектами внешнего мира. Конфликт – часть человеческого существования. Конфликт представляет собой один из важнейших динамических факторов, лежащих в основе человеческого поведения. [3]
3)Конфликт – это противостояние, оппозиция, столкновение индексно-противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов-оппонентов в процессе общения-коммуникации. [6]
4) Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей. [4]
5) Конфликт – проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон. [7]
6) Конфликт – отношение меджу субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений. [9]
7) Конфликт – воспринимаемая несовместимость действий или целей. [5]
8) Конфликт – это, прежде всего, воспринимаемая как угрожающая противоречивость (несовместимость) целей сторон. Если ситуация уже определена как конфликтная, дальнейшее представление о ней будет формироваться с учётом этого определения. [8]
Анализируя приведённые определения, мы можем выделить два следующих признака конфликта:
- конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений.
- конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба.
Как видно из представленных определений, под понятием конфликт исследователи имеют в виду ситуацию противостояния, но что наиболее важно – субъекты воспринимают эту ситуацию искаженно, привнося свою оценку под влиянием своих установок. Здесь уместно говорить об адекватности отражения конфликтной ситуации.
Под ситуацией понимается конфигурация участников деятельности, значимые для них процессы, объекты, явления в соотнесении с рассматриваемой проблемой (темой), а также нормы культуры, правила взаимодействия, которыми пользуются участники в процессе деятельности или коммуникации. [5]
В основе конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров. [8]
1) Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д. [9]
2) Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами. [16]
Конфликтную ситуацию образуют участники деятельности, оппоненты со своими несовпадающими интересами, целями и объект конфликта, породивший конфликтную ситуацию. [16]
2.4 Классификация конфликтов и стратегия поведения в конфликтных ситуациях.
Психологические исследования межличностных конфликтов являются в настоящее время наиболее распространенными. Многие исследователи межличностных конфликтов Анцупов А. Я. , Гришина Н. В. Баклановский С. В. отмечали, что причины их возникновения неоднозначны и имеют различную природу.
С одной стороны, это могут быть сугубо психологические – антипатия, активная неприязнь на основе значимых личностных различий. С другой стороны, причина конфликта может иметь реальную основу. Однако, недостаточность общей культуры, воспитания и низкий уровень культуры общения, приводят к тому, что несогласие оппонентов достаточно быстро переходит в межличностный конфликт. И наоборот, даже тогда когда конфликтуют два ученика, от учебного процесса отвлекается целый ряд одноклассников для выяснения и преодоления противоречий.
Во время внутриличностного конфликта участниками являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, чувства. Внутриличностные конфликты могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Социальное поведение вообще обусловлено не столько внешней ситуацией, сколько личностными особенностями человека. [5]
Межгрупповые конфликты в психологических исследованиях представлены ограниченно. В таких конфликтах могут участвовать противоборствующие группировки в рамках одного подразделения; группы, состоящие из членов разных структурных единиц (классов, компаний), объединения лиц различного вероисповедания, национальности, учащихся разных классов. Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими.[1]
Конфликты "индивид-группа" также изучены недостаточно. В психологических исследованиях таких конфликтов перспективным является рассмотрение группы как субъекта деятельности. [1]
Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным, однако, он многоплановый.
Группа включает в себя целую систему отношений, и она определенным образом организованна. К внутриличностным и межличностным причинам конфликта добавляться еще и причины, обусловленные групповой организации. [5]
Существуют различные подходы, как к описанию типологий конфликтных личностей, так и описанию их поведения в конфликтных ситуациях. Тем не менее, общим является признание наличия особенностей в проявлениях определенных типов личности в трудных межличностных ситуациях непосредственно в ситуациях конфликтного взаимодействия.
Здесь мы подходим к понятию «стратегия поведения» и «выбор стратегии поведения» в трудных ситуациях. Можно выделить основные стратегии и составляющие их компоненты различных способов реагирования на трудные ситуации. [6]
Активная стратегия реагирования на трудную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к трудной ситуации, активное преобразование среды, Активность может носить различный характер.[8]
Конструктивная стратегия– повышение уровня поисковой деятельности, расширение спектра возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи – в целом повышение эффективности деятельности и общения. [8]
Деструктивная стратегия – дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому или самому себе, ухудшению функционирования, нервные вспышки, истерические реакции. [8]
Пассивная стратегия поведения, деятельности общение в трудной ситуации может быть реализована так же в двух формах.
Приспособление – рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам. Снижение эффективности деятельности до уровня соответствующего изменившимся условиям. [8]
Уход от ситуации – реализуется в таких поведенческих проявлениях, как избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление наркотиков и т.д.[8]
3. Эмпирическое исследование влияния типа темперамента учащихся старших классов на поведение в конфликтных ситуациях.
3.1 Методический инструментарий и ход исследования.
Эмпирическое исследование осуществлялось в МОУ «Днестровская средняя школа №1». В нём принимали участие учащиеся девятых, десятых и одиннадцатых классов по 20 человек из каждой параллели. Мы можем утверждать, что наша выборка из генеральной совокупности репрезентативна, полученные результаты можно применить ко всем учащимся старших классов МОУ «Днестровская средняя школа №1». Таким образом, в исследовании приняло участие всего 60 учащихся старших классов.
Исследование было направлено на выявление связи между типом темперамента учащихся и их поведением в конфликтных ситуациях.
В ходе исследования применялся метод тестирования, для которого были выбраны следующие методики: Личностный опросник Айзенка и методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
Личностный опросник Айзенка применялся для определения основных типов темпперамента и качеств личности типа интроверсия – экстраверсия, эмоциональная устойчивость – нейротизм, состоящий из 57 вопросов.
Испытуемым были розданы бланки с текстом опросника и бланк ответов, испытуемые подписывали бланк, после чего приступали к заполнению. Испытуемые были предупреждены, что исправления разрешены, но должны быть чётко видны. В ходе тестирования мы следили, чтобы вопросники заполнялись последовательно, без пропусков. Вопросы вызвавшие затруднения испытуемых были объяснены им без подсказывания ответа или какой-либо дополнительной информации, которая может спровоцировать выбор того ли иного ответа из предложенных вариантов.
В конце тестирования мы просили обследуемого еще раз просмотреть ответы и убедиться, что нет пропусков.
Обработка результатов начинается с выявления каких-либо нарушений в бланке ответа (пропуск вопросов, стереотипность ответов, т. е. смещение ответов вправо или влево и др.), делающих бланк не пригодным для обработки. Обработка результатов осуществлялась с помощью компьютерной программы, в которую мы вносили полученные результаты.
Методика К.Томаса предназначена для изучения стиля поведения в конфликтной ситуации. К. Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций:
а) соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
б) сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
в) компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок;
г) избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
д) приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого.
В опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в тридцать пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом, и подсчитывается частота проявления каждого типа поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению того или иного стиля поведения.
3.2 Обсуждение результатов эмпирического исследования.
Данные полученные путем количественного анализа результатов психодиагностики учащихся старших классов Личностным опросником Айзенка представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Процентное соотношение типов темперамента выявленных у учащихся старших классов
Тип темперамента | Кол-во учащихся | % |
холерики | 10 | 16,6% |
сангвиники | 23 | 38,3% |
меланхолики | 18 | 30% |
флегматики | 9 | 15% |
Рис. 1
Результаты диагностики учащихся Личностным опросником Айзенка.
Построив гистограмму нормального распределения, мы можем убедиться, что наша выборка из генеральной совокупности валидна, так как количество испытуемых, отнесённых к группам по типу темперамента, распределились соответственно кривой Гаусса.
Таблица 3.2
Процентное соотношение стратегий поведения выявленных у учащихся старших классов.
Стратегия поведения в конфликтной ситуации | Кол-во учащихся | % |
избегание | 4 | 6,6% |
приспособление | 5 | 8,3% |
компромисс | 21 | 35% |
соперничество | 18 | 30% |
сотрудничество | 12 | 20% |
Рис. 2 Результаты диагностики учащихся методикой К. Томаса
Как видно из круговой диаграммы на рисунке 2, преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации у старшеклассников является компромисс. Однако, чтобы достичь цели нашего исследования нам необходимо было провести сравнительный анализ и выявить наметившиеся тенденции стратегий конфликтного поведения для каждой группы учащихся по типу темперамента.
Рис. 3
Как видно из гистограммы на рисунке 3, учащиеся в группе «холерики» тяготеют к проявлению стратегии типа «соперничество». Важно отметить, что учащиеся из этой группы не прибегают к пассивным стратегиям поведения в конфликтных ситуациях «избегание», «приспособление».
Рис. 4
Как видно из гистограммы на рисунке 4, учащиеся в группе «сангвиники» тяготеют к проявлению стратегии типа “компромисс”. В целом преобладают активные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Рис. 5
Анализируя результаты в группе «меланхолики» мы отмечаем преобладание стратегии типа «компромисс» и тяготение к пассивным стратегиям поведения в конфликтных ситуациях.
Рис. 6
В группе флегматики сложно определить тенденцию к какой-либо стратегии поведения, так как разницу между выбором разных стратегий составляет всего один испытуемый.
Итоги: нам удалось обнаружить влияние типа темперамента на поведение учащихся старших классов в конфликтной ситуации. Учащиеся с холерическим типом темперамента тяготеют к стратегии типа «соперничество». Большинство учащихся с сангвинистическим типом темперамента во время конфликтной ситуации прибегают к стратегии типа «компромисс». В целом как для холериков, так и для сангвиников свойственно выбирать активные стратегии поведения.
Учащиеся с меланхолическим типом темперамента тяготеют к стратегии типа «компромисс» так же как и сангвиники, однако в целом предпочитают пассивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Не удалось выявить ярко выраженной тенденции к какому либо типу поведения в конфликтной ситуации у испытуемых с типом темперамента «флегматик».
4. Заключение.
В результате проделанной работы мы решили поставленные перед собой задачи, а именно:
- проанализировали литературные источники, определили понятие конфликт и конфликтная ситуация, а так же пришли к выводу, что, по мнению многих исследователей, тип темперамента влияет на индивидуальный стиль деятельности, что позволило нам предположить, что тип темперамента может оказывать влияние на стратегию поведения учащихся в конфликтных ситуациях;
- подобрали валидные методики: Личностный опросник Айзенка для исследования типа темперамента и методику диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса;
- провели тестирование с шестьюдесятью учащимися старших классов (по 20 учащихся из каждой параллели) и обработали полученные результаты;
- нами было установлено влияние типа темперамента учащегося на выбор стратегий поведения в конфликтной ситуации. Для холериков и сангвиников предпочтительны активные стратегии поведения, при этом большинство холериков выбирает стратегию по типу «соперничество», а большинство сангвиников - стратегию по типу «компромисс». Для учащихся с типом темперамента меланхолики предпочтительнее пассивные стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Большинство «меланхоликов» прибегают к стратегии типа «компромисс», так же как и сангвиники, мы можем говорить о том, что здесь играет свою роль фактор воспитания и принятого в обществе поведения. Испытуемых с типом темперамента «флегматик» было всего 9 человек, так как это наиболее редко встречающийся тип темперамента. Возможно, этим объясняется тот факт, что нам не удалось выявить ярко выраженной тенденции к какой-либо стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
К сожалению, конструктивная стратегия «сотрудничество», не была выбрана большинством учащихся, что свидетельствует, о том, что необходимо подымать уровень осведомленности учащихся о правилах преодоления конфликта через диалог и конструктивное взаимодействие, при котором выигрывает каждый.
Результаты нашего исследования легли в основу «Памятки при разрешении конфликтной ситуации», которую мы составили для педагогов. Рекомендуемые социально психологические методы коррекции поведения в конфликтной ситуации описаны у Буртовой Е.В. [18]. Мы соотнесли данные методы и результаты исследования.
Памятка при разрешении конфликтной ситуации
Тип темперамента | Преобладающая стратегия поведения | Рекомендации |
Холерик | Активная стратегия поведения. Стиль поведения - соперничество. Характеристика: вспыльчивый, но отходчив. | Метод доброжелательности: проявление спокойствия, дать возможность успокоиться учащемуся. Затем перейти к диалогу и сотрудничеству. |
Сангвиник | Активная стратегия поведения. Стиль поведения - компромисс. Характеристика: склонен к смене впечатлений. | Метод вовлечения в общее дело: переключение внимания с конфликта на другое занятие. Затем перейти к диалогу и сотрудничеству. |
Меланхолик | Пассивная (конформистская) стратегия. Стиль поведения – компромисс. Характеристика: легко раним. | Метод психологического поглаживания: чаще поощрять, дать возможность высказаться. Затем перейти к диалогу и сотрудничеству. |
Флегматик | Преобладающая стратегия не выявлена. Характеристка: замкнут, медлителен. | Метод взаимодополнения: привлечение к сотрудничеству в паре с учеником обладающим противоположным типом темперамента (холерическим). Велика вероятность успешного выполнения поручений классного руководителя. |
Важно помнить о положительной роли любого конфликта, так как правильно понятый и выявленный конфликт может стимулировать обновление и улучшение человеческих отношений. Вот к таким выводам мы пришли в результате нашего исследования.
Список использованной литературы.
Зимний дуб
Н. Гумилёв. Жираф
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Учимся ткать миленький коврик
Рисуем акварельное мороженое