В докладе отражено богатство духовного мира хакасов в устном народном творчестве. Распространённым и почитаемым жанром фольклора хакасов являются богатырские сказания, которые имеют сказочный стиль. Удивительное горловое пение и многообразие музыкальных инструментов характерно для фольклора хакасского народа. Хакасская пословица "Хоть и низкая, но у меня есть родная гора. Хоть и мелкая, но у меня есть родная река"
Вложение | Размер |
---|---|
folklornoe_nasledie_khakasov.doc | 30.5 КБ |
Доклад по курсу «Краеведение»
Тема: «Фольклорное наследие хакасов»
Богатство духовного мира хакасов отразилось в устном народном творчестве, которое достигло высокого развития. Наиболее распространенным и почитаемым жанром фольклора являются богатырские сказания, которые имеют сказочный стиль. Сказания сохраняют и отображают всю архаичность языка. Их исполняли под аккомпанемент музыкальных инструментов, обычно в течение длинных зимних ночей. После завершения сказания делали небольшое пиршество «нымах тойы». По народным обычаям сказителей с удовольствием брали в тайгу на охоту. Они ночами должны были исполнять героические сказания. После охоты происходил равный раздел добычи между всеми членами артели. Исполнялись эти сказания горловым пением, что придавало песне ощущение необычности. Владение горловым пением считалось достоинством, т.к. научиться такому пению было очень сложно. Согласно народным представлениям, умение петь горлом даёт «хозяин» гортанного пения «хай ээзi». По хакасским мифам, Хай ээзi поселился в междуречье Июсов, где до сих пор находятся лучшие хайджи.
В.В. Радов считал, что склонность к эпической поэзии свойственна енисейским кыргызам и сохранилась в одинаковой силе у их потомков – киргизов и хакасов. В хакасском фольклоре встречаются различные демонические существа, обладающие громадной силой, но вместе с тем слабоумных и легко поддающихся обману.
Среди хакасов бытовали волшебные сказки, имевшие, якобы, магическое воздействие на окружающую атмосферу и погодные условия. Точно также сказки и поверья существовали у северных народов – кетов, селькупов, ненцев.
Согласно хакасским представления, древние курганы – это бывшие жилища народа «ах харах». У многих народов есть легенды о появлении березы. Согласно легенде, «ах харах» узнали от своих волхвов, что это дерево связано с властью Белого хана. Не хотев подчиняться его власти, они заживо погребли себя в своих каменных домах. В этой легенде отображена неподчинимость хакасов, их преданность своему народу, своим властителям, то, что их нельзя сломить.
В хакасских преданиях также рассказывается о разгроме Кыргызского государства и о прерывании рода кыргызов. Большинство исторических преданий о хакасских князьях – Таар-бег, Осла-бег, Оджен-бег. Они распространены только среди хакасов. Исключение составляет предание «Хан Шуна», относящегося ко времени присоединения Хакасии к России и разгрому Джунгарского ханства.
Вера в силу магического воздействия слова выражена у хакасов в канонизированных формах благопожеланий «алfыс» и проклятий «хаарfыс».
Пословицы и поговорки – памятники народной мудрости, созданные на протяжении всей истории хакасов, являлись результатом наблюдений за жизнью и окружающей природой. В фольклоре хакасских скотоводов отражены прекрасные знания повадок животных и умение сравнивать их с человеческими поступками. Многие пословицы отражают всю любовь и преданность хакасов к родине. Вот одна, которая вызвала у меня интерес: «Хоть и низкая, но у меня есть родная гора. Хоть и мелкая, но у меня есть родная река».
Хакасские пословицы перекликаются с рядом киргизких пословиц. Многие устойчивые сравнения и фразеологизмы едины для фольклора народов Саяно-Алтая и киргизов. Хакасские загадки составляют значительную часть малого жанра фольклора. Они широко бытовали и развивали сообразительность среди подрастающего поколения. Среди молодежи было популярно загадывать загадки. Подростки ночами собирались и устраивали конкурсы на сообразительность.
Танцевальное искусство, как и у других народов Сибири, восходит к древним охотничьим и скотоводческим культам. В основном, танцы состояли из пантомимы и подражания повадкам животных и зверей.
У хакасов встречаются самые различные музыкальные инструменты. Их насчитывается около 15 видов. Наиболее древним считается бубен, который был взят на вооружение шаманами. Самый распространенный музыкальный инструмент, принадлежащий исключительно хакасам, называется «чатхан». В нынешнее время в музыкальных школах обучают игре на нем и других народных инструментов, как взрослых, так и детей.
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Н. Гумилёв. Жираф
Аэродинамика и воздушный шарик
Как напиться обезьяне?
Сила слова