В своей работе учащаяся ставит перед собой задачи проведения изучения научной и научно-популярной литературы по медицине и проблеме йододефицита среди учащихся, проведения практического исследования по выявлению уровня йода в организме школьников, проведения анкетирования среди школьников по выявлению проблемы йододефицита.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gudoshnikova_alena.docx | 25.08 КБ |
ПРОЕКТ
ТЕМА:
«Влияние недостатка йода на успеваемость учащихся».
Работу выполнила
Гудошникова Алена
ученица 3Г класса
МАОУ СОШ №2
г. Березники Пермский край
Учитель:
Бидненко Наталья Николаевна
2011-2012г
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение
II. Теоретическая часть исследований
1. Состояние проблемы йододефицита
2. Биологическая роль йода
3. Йод и умственные возможности человека
4. Способы определения йода в организме
III. Практическая часть исследований
1. Уровень проведения профилактической и просветительской работы среди учащихся.
2. Профилактика йододефицита
3. Заключение
IV. Литература
Введение
Болезни, которые связаны с дефицитом йода, относятся к числу наиболее распространенных неинфекционных заболеваний человека. У 1,5 млрд жителей Земли, проживающих практически на всей территории России и континентальной Европы (за исключением стран Скандинавии, Австрии и Швейцарии), в центральных районах Африки и Южной Америки, существует повышенный риск недостаточного потребления йода, а 665 млн человек страдают нарушением функций и увеличением щитовидной железы. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, у 43 млн людей в результате дефицита йода отмечается нарушение умственного развития (олигофрения) различных степеней тяжести.
И если раньше считалось, что возникновение йододефицитных заболеваний возможно только в определенных географических областях (горная местность, аллювиальные (наносные) равнины, особенно на большой высоте или при значительном удалении от моря), что подтверждалось большой распространенностью зоба среди местного населения. То сейчас серьезная йодная недостаточность выявлена и на морских побережьях, в больших городах, в высокоразвитых странах. В Пермском крае основной проблемой для щитовидной железы является дефицит йода. Сегодня его испытывают практически все наши соотечественники в той или иной степени, поскольку наши природные почва и вода этим элементом традиционно бедны. И, несмотря на то, что за всю жизнь человек потребляет всего лишь около пяти граммов йода, то есть не более одной чайной ложки этого вещества, все-таки йода пермякам катастрофически не хватает.
В Березниках частота этого недуга колеблется от 11 % 80-98 %. По данным организации здравоохранения за последние годы хоть и не наблюдается роста заболеваний щитовидной железы, вызванных недостаточным потреблением йодосодержащих продуктов, однако цифры достаточно стабильны.
Основная причина широкого распространения йододефицитных заболеваний, состоит в том, что традиционный пищевой и водный рацион не в состоянии обеспечить достаточного количества йода, необходимого для нормального функционирования щитовидной железы, а использование богатых йодом продуктов в силу разных причин может быть ограничено. Так, в последние годы в нашей стране примерно в 4 раза снизилось потребление морской рыбы, богатой йодом.
В Березниках уменьшилось и потребление мяса и молока, где йода содержится значительно больше, чем в растительной пище. В развитие йододефицитных заболеваний вносит и вегетарианство, что особенно нехорошо для детей.
Таким образом, рассматриваемая мной проблема, является достаточно значимой как для нашей города и края.
Динамика изменения численности заболеваний, вызванных йододефицитом
2008 2009 2010
Всего зарегистрировано
заболеваний
131
134
136
Цель работы:
Изучить состояние проблемы йододефицита среди учащихся и способствовать повышению уровня знаний по данному вопросу у учащихся школы .
Задачи работы:
- Познакомиться с биологической ролью йода в организме человека, обратив особое внимание на то, какое влияние оказывает этот элемент на развитие умственных способностей учащихся.
- Осуществить пробы на содержание йода у учащихся .
- Познакомить с мерами по профилактике йоддефицита.
- Создать буклет, содержащий информацию о мерах профилактики йододефицита.
Биологическая роль йода
Свойства йода были хорошо известны людям за тысячи лет до того, как был открыт этот химический элемент. В течение целых тысячелетий он был незрим, но люди пользовались им.
Всего в организме человека содержится от 20 до 35 мг йода. Распределение его в организме очень неравномерное: меньше всего йода сконцентрировано в крови и почках, больше всего - в щитовидной железе. Ее по праву называют органом-накопителем йода.
Йод поступает в наш организм в основном через пищеварительный тракт. Неорганические соединения йода (соли йодиды) содержатся в пище и воде, которые мы потребляем. Они всасываются практически по всей длине желудочно-кишечного тракта, но наиболее интенсивно в тонком кишечнике, при чем скорость всасывания зависит от качества пищи. Также поступление йода происходит и через легкие, что особенно важно в прибрежных морских районах.
Основная биологическая роль йода в организме - участие в образовании гормонов щитовидной железы. Через щитовидную железу весь объем циркулирующей в организме крови проходит в течение 17 мин. Если щитовидная железа обеспечена йодом, то за эти 17 мин йод убивает нестойкие микробы, попадающие в кровь через повреждения кожи, слизистую оболочку носа или горла, при адсорбции пищи в пищеварительном тракте.
Небольшая щитовидная железа играет важную роль в организме: активно захватывает йод из крови, создает его запасы, образует и выделяет тиреоидные гормоны. Обмен йода в щитовидной железе и взаимоотношения его с тиреоидными гормонами являются одним из важных моментов работы организма. Щитовидная железа человека должна улавливать около 60 мкг йода в сутки, чтобы обеспечить достаточное снабжение организма тиреоидными гормонами. В организме нет такого органа или системы, которые бы в них не нуждались. Они играют важную роль в жизнедеятельности человека любого возраста, особенно в период внутриутробной жизни и раннего детского возраста.
Гормоны щитовидной железы выполняют следующие функции:
Роль гормонов щитовидной железы:
• определяют развитие мозга плода и интеллект ребенка в последующие годы жизни;
• обеспечивают нормальный энергетический обмен;
• стимулируют синтез белка;
• участвуют в углеводном обмене;
• снижают уровень холестерина в крови;
• влияют на иммунную систему;
• обеспечивают комплекс адаптационных реакций;
• контролируют процессы роста и созревания костного скелета;
• определяют качество репродуктивного здоровья.
Таким образом, мы видим, что йод необходим человеку, без него нарушаются многие процессы, которые обеспечивают нормальное состояние организма.
Йод оказывает успокаивающее действие на организм и нервную систему. При нервном напряжении, раздражительности, бессоннице возникает необходимость в йоде для расслабления организма и его оптимистического настроя. Йод – один из лучших катализаторов окисления в организме. При его недостатке происходит неполное сгорание пищи, что приводит к нежелательному образованию жировых запасов.
Йод восстанавливает энергию человека.
Суточная потребность в йоде для человека может колебаться в зависимости от места проживания, веса, возраста. Но в среднем это составляет около 3 мкг на 1 кг массы. Эта потребность возрастает при усиленном росте, беременности и охлаждении.
Йод и умственные возможности
Вариантов заболеваний, вызванных дефицитом йода, очень много, а опасность нарушений зависит от возраста, в котором началось заболевание.
Самые печальные последствия при дефиците йода возникают во время внутриутробного периода развития и в раннем детском возрасте.
Упоминая о всевозможных опухолях шеи и последствиях этих болезней встречается ещё в документах и рисунках Древнего Китая, Египта, Индии и Рима. Уже тогда древние художники изображали людей с огромным зобом. Как правило, эти рисованные больные держали в руках погремушку – символ слабоумия, ведь недостаток йода в детские годы ведет именно к психическим отклонениям в развитии. Увеличивается младенческая смертность, врожденным становится кретинизм.
Проблема нарушений интеллектуального развития у детей в последнее время привлекает все большее внимание не только психоневрологов, но и педиатров. Продолжает увеличиваться число детей, имеющих нарушения интеллекта. В мире, по данным ВОЗ, только грубые нарушения умственного развития имеют 15% детей. В то же время ранняя адекватная профилактика и коррекция могут предотвратить или значительно снизить риск развития интеллектуальной недостаточности при целом ряде распространенных в детском возрасте состояний и заболеваний.
По данным ВОЗ, умственная отсталость у детей, обусловленная дефицитом йода, - единственная форма интеллектуальной недостаточности, которую возможно предотвратить, причем затраты на такую профилактику минимальны.
Дефицит йода является причиной умственной отсталости у 42 млн человек. На территориях, где не проводится йодная профилактика, каждое следующее поколение имеет интеллектуальный уровень на 10-15 пунктов ниже, чем предшествующее.
В последние годы появились данные, свидетельствующие о том, что дети, проживающие в районах легкого и умеренного дефицита йода, отстают от своих сверстников в усвоении школьных навыков. Как известно, йод составляет основу тиреоидных гормонов, которые являются незаменимыми для развития мозга ребенка. ТГ выполняют роль своеобразного «таймера», обеспечивая строгую последовательность событий в процессе формирования, созревания и функционирования головного мозга.
Таким образом, йод необходим на всех этапах формирования и функционирования нервной системы плода, ребенка, взрослого. Недостаточное поступление йода в организм приводит к врожденному дизонтогенезу высших психических функций, формированию в тяжелых случаях состояний умственной отсталости различной степени, а при более легких формах – пограничных, либо парциальных нарушений интеллекта.
Способы определения йода в организме .
Определить содержание йода в организме можно с помощью простейших методов. Например, способом, предложенным Старожук Б.А. Для проведения этого опыта, человеку наносится йодная сетка на внутреннюю часть бедра или нижнюю часть живота. Если йодная сетка исчезнет через три часа - организму йод просто необходим, 6-8 часов - нехватка йода не так заметна, через сутки - йод в организме в норме, либо даже в избытке.
Ещё один способ определить достаточно ли йода в нашем организме – это повнимательнее взглянуть на свои руки. Мозоль или огрубевшая кожа на внешней части больших пальцев свидетельствует о нарушении обменных процессов в организме, патологии щитовидной железы ну и, конечно, йодной недостаточности.
А еще одна возможность узнать, хватает ли вашему организму йода – это вспомнить, какому цвету вы отдаёте большее предпочтение. Психологи установили, что предпочтение цвету паров йода – фиолетовому – отдают люди, подверженные усталости, легковозбудимые, с расшатанными нервами, со слабой иммунной системой, т.е. с явными признаками йододефицита.
Проведение эксперимента
Результаты анкетирования .
Учитывая актуальность рассматриваемой проблемы, мы решили привлечь к ней внимание учащихся нашей школы . С целью выявления осведомленности о биологической роли йода и его влиянии на здоровье человека мы провели опрос среди учеников нашей школы.
Проанализировав результаты анкет, мы увидели, что 16% школьников не знают о значении этого элемента для организма и затруднились ответить, для функционирования какой железы он необходим. На вопрос: какие болезни вызывает недостаток йода большая же часть ребят (52%) затруднились ответить на этот вопрос.
Среди респондентов 82 % употребляют в пищу йодированную соль. Морепродукты часто присутствуют в рационе лишь у 33% опрошенных. При этом, никто из них не употребляет морепродукты каждый день. Школьники отдали предпочтение: картофелю – 97 %, капусте – 68%, шоколаду – 55%, рыбе- 34%, чипсам, сухарикам – 18%, морской капусте – 13%.
Ответы школьников: 26 % учеников считают, что победить йододефицитные заболевания может употребление продуктов с высоким содержанием йода в них, 13% думают, что помимо правильного питания, нужно ещё и принимать специальные таблетки, витамины, биологически активные добавки, 4% опрошенных предлагают добавлять в школьную пищу йодированную соль, а 2 % морепродукты. Лишь 1% школьников в качестве метода решения проблемы развития и распространения йододефицитных заболеваний видит просвещение. Таким образом, мы видим, что уровень знаний, по рассматриваемой проблеме у учащихся не достаточно высок.
Исследование содержания йода у учащихся МАОУ СОШ №2 г. Березники.
Так как, недостаток йода в организме человека, существенно влияет на развитие умственных возможностей и интеллектуальное развитие, мы решили выяснить, нет ли зависимости между содержанием йода у учащихся и результатами их учебной деятельности. Для этого мы использовали метод Старожука Б.А. и определили содержание йода в организме некоторых учащихся школы.
В исследовании приняли участие ученики 3 «Г» класса. На тыльную сторону ладони мы нанесли обыкновенную йодную сетку, чтобы посмотреть, в течение какого времени она исчезнет.
Всего было осмотрено 27человек. Результаты исследования оказались таковы: в среднем у 19 % учащихся йодная сетка исчезает через час, у 38 % через 2 часа, у 35 % через 3 часа и только у 8 % йодная сетка не исчезает в течение учебного дня. Таким образом, мы видим, что большинство учащихся нашей школы испытывают дефицит йода.
Зависимость качества знаний учащихся МАОУ СОШ №2 г. Березники от содержания йода в организме
Время исчезновения
йодной сетки % учащихся Качество знаний (%)
Не исчезла в течение учебного дня
8
94-100
Исчезла через 3 часа 35,6 69-82
Исчезла через 2 часа 38,6 52-64
Исчезла через 1час 19,3 20 -41
Для выявления зависимости между содержанием йода в организме учащихся и их успехами в учебной деятельности мы изучили качество знаний этих же ребят и обнаружили следующую закономерность.. Оказывается, чем раньше йодная сетка исчезла с ладони, тем хуже успеваемость и качество знаний ученика, соответственно, чем дольше она держалась на ладони, тем успеваемость и качество знаний выше.
Таким образом, можно предположить, что одной из причин низкой успеваемости учащихся является недостаток йода в организме.
Полученные результаты ещё раз убеждают нас в том, что наш город действительно находится в зоне риска и что мы обязательно должны предпринимать какие-то меры по профилактике йододефицита.
Профилактика йододефицита
Все прекрасно знают, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. То же самое можно сказать и о йододефицитных заболеваниях.
Недостаточное потребление йода создает серьезную угрозу здоровью людей и требует проведения массовой, групповой и индивидуальной йодной профилактики.
Массовая йодная профилактика – наиболее эффективный и экономичный метод ликвидации дефицита йода. Потребление йодированной соли, хлеба и воды – достаточно эффективные методы профилактики. Однако потребление йодированной соли не может восполнить дефицит йода в период беременности и кормления грудью, а расширение солевого режима в этих состояниях нерационально. Поэтому для пополнения организма необходимо принимать йодосодержещие препараты.
Для индивидуальной профилактики недостатка йода используют лекарственные средства, обеспечивающие поступление физиологического количества йода.
При групповой йодной профилактике используются: адекватное питание и профилактические лекарственные средства.
Для поддержания достаточного количества йода в организме всем следует придерживаться, по мере возможностей, некоторых правил:
1. Употреблять в пищу йодированную соль;
2. Принимать биологически активные добавки;
3. Включать в рацион продукты, богатые йодом (морепродукты, овощи, фрукты)
Но, как бы там ни было, самым простым и эффективным способом предотвращения йодной недостаточности оказалось употребление йодиро-ванной пищевой соли.
Заключение
В результате проделанной нами работы, мы пришли к следующим выводам:
1. Проблема йододефицита существует и является актуальной.
2. В регионе дефицит йода в большей степени испытывают дети.
3. Недостаток йода в организме приводит к развитию многих заболеваний, а также существенно снижает умственные способности учащихся.
4. Выявлена зависимость между невысокой успеваемостью учащихся и недостаточным содержанием йода в их организме.
5. Уровень информированности по проблеме йододифецита невысок.
Во многих регионах, в том числе и в Пермском крае на государственном уровне внедрены и активно продвигаются целевые программы универсальной йодной профилактики.
Но мы считаем, что для улучшения ситуации по данной проблеме необходимо вести и просветительскую работу среди учащихся школ. Со своей стороны мы предлагаем вниманию учащихся нашей школы и их родителям буклет, содержащий самую общую информацию по проблеме йододефицита. Надеемся, что сведения, находящиеся в нем заставят задуматься население города и принять верное решение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаев Л. А. «Химия жизни» М., «Просвещение» 1973 г.
2. Петровский Б.В. Краткая медицинская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1989.
3. Рич В «Охота за элементами» М. «Химия» 1982г.
4. Сайт Интернета
http://babynet.ru/novosti/sentyabr07/5.html
http://www.critical.ru/ThyreoSchool/content/doctors/3/c_3_06_20.php
http://www.rmj.ru/articles_3559.htm
htt://www.kuzdrav.ru/zdorkuz/yod2.htm
5. Шахназаров А.Б., Лукаш Н.В. «Морская вода и её лечебно-профилактическое применение» М. «Медицина» 1966г
6. Щеглова А.В. «Йод – ваш домашний доктор»: М., «РИПОЛ классик», 2005г.;
7. Энгельс З, Новак А «По следам элементов» М. «Металлургия» 1983 г
8. Энциклопедия Кирилла и Мефодия; CD-диск.
9. Энциклопедия для детей Химия, гл.ред. Володин В.А., М., «Аванта+», 2000г.
Как нарисовать черёмуху
Как нарисовать зайчика
Ласточка. Корейская народная сказка
Акварельные гвоздики
Соленая снежинка