Данная работа посвящена рассмотрению вопросов формирования системы ценности у поростков и влиянию СМИ на этот процесс
Вложение | Размер |
---|---|
nou.docx | 54.92 КБ |
Департамент образования Администрации города Омска
Городская конференция обучающихся 5 – 11-х классов бюджетных образовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска, «Шаги в науку»
Направление: педагогика и психология
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Автор работы: Тютюник Екатерина Викторовна ученица 9а класса БОУ
г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №89»
Руководитель: Гурова Ольга Анатольевна, педагог-психолог БОУ
г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №89»
2013 г., г. Омск
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы ценностных ориентаций развития личности
1.1 Понятие и виды ценностных ориентаций………………………………….5
1.2 Проблема ценностных ориентаций в подростковом возрасте ……………8
1.3 Воздействие средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций в подростковом возрасте…………………………………………10
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков
2.1 Исследование ценностных ориентаций по М. Рокичу……………………12
2.2 Проведение анкетирования о влиянии СМИ на подростков……………..14
2.2 Анализ результатов………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы ……………………………………………………………...20
Приложения……………………………………………………………………...21
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.
Взросление из «ребенка в подростка» неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентации подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
В кризисные периоды состояния общества несовершеннолетние оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно не подготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить подлинные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития.
Сегодня российское общество находится в процессе стабилизации социальных и нравственных отношений. Этот процесс сопровождается существенным обновлением культуры и нравственных ценностей, которые, в свою очередь, влияют на духовную и практическую деятельность современного человека.
Актуальность: в настоящее время исследование ценностных ориентаций подростка должно показать основные тенденции в процессе изменения духовных и материальных ценностей современного общества. Сегодняшние подростки через несколько лет окончательно выработают свою систему ценностей, которую должны будут воспринимать уже следующие поколения.
Цель работы исследовать проблему ценностных ориентаций подростков.
Объект исследования: ценностные ориентации подростков.
Предмет исследования: зависимость ценностных ориентаций от средств массовой информации.
Гипотеза: средства массовой информации влияют на формирование ценностных ориентаций подростков
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
изучить теоретические аспекты проблемы ценностных ориентаций; выделить особенности формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте; акцентировать внимание на влиянии средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций в подростковом возрасте; провести психодиагностическое тестирование и проанализировать результаты.
Методология исследования: теория ценностных ориентаций М. Рокича.
Методы исследования: психодиагностический метод, ранжирование.
Методики исследования: методика ценностных ориентаций М. Рокича, анкета «Влияние СМИ на формирование ценностных ориентаций».
Теоретическая база: работы И.С. Кона, А.В. Мудрика, З.К. Селивановой.
Экспериментальная база: 9а класс БОУ СОШ № 89 (n=20).
1.1 Понятие и виды ценностных ориентаций личности
Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживания и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.
Ориентация на ценности является характерной чертой человеческой жизни. В течение многовековой истории общества люди выработали способность выделять в окружающем их мире предметы и явления, которые приобретали для них особую значимость и к которым они поэтому питали особое отношение: ценили и оберегали их, стремились к овладению ими, ориентировались на них в своих действиях и стремлениях.
Первоначально ценности ограничивались сферой утилитарных отношений к природе и обществу. Единственным основанием для их различения был признак полезности. Люди ценили предметы природы, которые служили для них пищей; они ценили животных, которых приручали и использовали в качестве орудий труда; они ценили все, что облегчало им жизнь или по крайней мере казалось, что помогает жить, ограждает от страданий, бед и несчастий. Эти начальные ценностные ориентации, ценности и ценностные отношения людей к окружающему миру с развитием общества претерпевали существенные изменения в процессе формирования насущных потребностей, стремления к их удовлетворению.
В этическом словаре благо является наиболее общей категорией, эквивалентной понятию ценности. Можно сказать, что благо есть все, что является для людей ценным, а можно утверждать и обратное: все, что представляет для людей ценность есть благо. Это до сих пор заметно в современных языках: так, в русском языке слово «добро» одновременно означает и моральную категорию, и нажитое богатство; то же самое и с английской парой терминов “good/goods” (“хорошо/товар”).
В зависимости от характера потребностей и способов их удовлетворения ценности подразделяются на материальные и духовные, которые, в свою очередь, могут быть познавательными, научными, эстетическими, художественными, моральными. B самом общем виде различия материальных и духовных ценностей заключаются в том, что первые связаны с удовлетворением сугубо практических нужд, и поэтому их мерилом выступает практическая полезность предметов, вторые же, как правило, характеризуют высшие запросы людей, поэтому критерии их выделения иные. Мерой измерения познавательных и научных ценностей, например, является истина; эстетических и художественных — красота, прекрасное. Особенности моральных ценностей обусловлены основной ролью морали в жизни общества. Мораль призвана регулировать и гармонизировать взаимоотношения между людьми, разрешать противоречия между обществом и поведением отдельных людей. Подлинная нравственность призвана обеспечивать чистоту человеческих отношений, поэтому моральные ценности, к числу которых относятся добро, совесть, достоинство и т. д., свободны не только от каких-либо меркантильных, но и вообще от утилитарных соображений. Мораль выше интересов сиюминутной выгоды, расчета, ее цель — способствовать утверждению человеческой солидарности и гуманности.
В чем же состоит позитивная роль моральных ценностей по отношению к повседневной жизнедеятельности и нравственному развитию личности? Моральные ценности являются критерием и формами оценки человеческих помыслов и действий, их личных моральных достоинств и уровня нравственного развития. Оценить перечисленные явления в категориях добра, совести, ответственности, достоинства — значит выявить нравственное и общественное содержание самих побуждений, действий и личных качеств людей. А это, в свою очередь, означает, что моральные ценности не представляют собой оторванных от жизни понятий, представлений, а выступают в качестве вполне определенных и реальных проявлений нравственных отношений. А так как нравственные отношения не существуют обособленно от конкретных форм жизнедеятельности людей, а именно — труда, общественной деятельности, различного рода духовной деятельности, то все они так или иначе оказываются носителями моральных знаний, то есть обладают не только практической, но и моральной ценностью.
Нужно отметить, что моральное сознание человека предопределено теми ценностями, которыми общество уже располагает, которые порождены всем его предшествующим развитием. Само же общество интегрирует, обобщает в моральных ценностях те нравственные отношения, которые складываются между отдельными людьми как субъектами исторического прогресса. С другой стороны, ценностные ориентации отдельных людей лишь более или менее полно, более или менее адекватно соответствуют системе общественных ценностей.
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
В научной литературе существует множество различных определений понятия “ценность”. Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: (1) значимость (Тугаринов В.П., Архангельский Л.М., Фролов И.Т., Щепаньский Я., НаумоваН.Ф.) и (2) вторичный, производный от человеческого бытия характер (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рубинштейн С.Л.).
Кроме того, можно выделить особенности исследования ценностей в рамках различных наук. Так для философского исследования характерны: глобальность, а также рассмотрение ценностей в различных контекстах: историческом, культурном; в то время как для социального и особенно социально-психологического исследования характерным можно назвать: стремление строго развести понятия “ценность”, “потребность”, “цель”, “норма”, “ценностные ориентации” и т.п., попытки классификации ценностей по различным основаниям (Косова Л.Б., Попова И.М., Лапин Н.И., Рокич М., Шварц Ш.), выделение структуры ценностей личности.
Система ценностных ориентаций индивида формируется на высшем уровне развития личности и регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей.
1.2 Проблема ценностных ориентаций в подростковом возрасте
Наиболее интересные, с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности, старший подростковый и переходный к юношескому возрасту. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития. В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы, и поэтому переход от детства к взрослости и, связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста).
Важнейшими детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении.
Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении, которая проявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности.
Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
1.3 Влияние средств массовой коммуникации на формирование ценностных ориентаций подростков.
На формирование ценностных ориентаций подростков большое влияние оказывают различные факторы, в числе которых современные средства массовой информации. По данным социологических исследований, на формирование ценностных ориентаций семья оказывает 50% влияния, СМИ - 30%, школа -10%, социум -10%. Поэтому трудно переоценить роль прессы, телевизионных- и радиопередач в формировании представлений об окружающем мире и нормах жизни в сознании наших сограждан, особенно подрастающего поколения. Огромную информацию несут также реклама и Интернет. Человек в современном обществе зачастую страдает от изобилия информации. Интересен, к примеру, тот факт, что один экземпляр современной газеты «Нью-Йорк Таймз» содержит в себе больше информации, чем узнавал человек, живший в 18 веке, за всю свою жизнь.
Однако нередко современная информационно-развлекательная индустрия навязывает ценности, чуждые российской ментальности, оторванные от отечественных духовно-нравственных традиций.
Современное общество вот уже в течение нескольких последних лет стоит на распутье — отказавшись от традиционных нравственных ориентиров прошлого, мы так и не пришли выработке новых единых стандартов.
Между тем в определенной мере развитие ценностных ориентиров — признак зрелости личности, показатель меры ее ответственности; противоречивость же ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении.
Как уже отмечалось выше, спектр ценностных ориентаций личности достаточно широк, и все составляющие этого спектра взаимосвязаны: так нравственные и эстетические идеалы во многом определяются как религиозными и идеологическими влияниями, так и политическими концепциями.
Среди важнейших нравственных ценностей, издавна волновавших человека, несомненно, приоритетное место занимают семейные ценности.
Любовь, создание семьи, рождение ребенка, взаимопонимание между детьми и родителями, духовная близость, интерес к истории семьи, семейным корням, установление доверительных отношений, проявление терпимости в семье — эти вопросы занимают важное место не только в социальных ориентирах молодежи, но и старшего поколения.
Современная семья переживает в своем развитии целый ряд проблем, обусловленных социально-экономическими, демографическими и другими факторами.
СМИ не только фиксируют нарушение иерархии ценностных семейных приоритетов, но, к сожалению, и сами зачастую способствуют процессу их девальвации.
Предлагаемая современными СМИ деструктивная информация воздействует на поведение и ценностные ориентации молодежи и подростков, чей возраст предполагает постоянную открытость психики к внешнему влиянию, сниженную критичность, высокий уровень приспособляемости и поиск самоутверждения в среде межличностных отношений. Аналитики считают, что поток негативной информации, захлестнувшей СМИ, приводит к моральному и психическому опустошению людей.
Так, анализ информационных поводов обращения к семейной тематике даже на страницах качественных центральных печатных изданий показывает, что чаще всего таким поводом становятся криминальные семейные истории. Последнее мы особенно наблюдаем и на центральных каналах телевидения, где в центре внимания стали такие темы, как подростковый суицид, разборки в семьях, насилие над детьми.
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков
Специфическим объектом исследования является старшая возрастная группа подростков. Старшие подростки, с одной стороны, уже несут в себе результаты влияния различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой — их ценности остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям. Жизненный опыт этой группы небогат, представления о морально-этических ценностях часто окончательно не определены; проблемы, связанные с особенностями возраста, усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных возможностей. Интерес к данному объекту исследования определяется и тем, что нам, сегодняшним подросткам особенно трудно — в сложных социально-экономических условиях нужно сориентироваться и выбрать профессию, определить идеалы, жизненные цели и путь. Поэтому исследование ценностных ориентаций молодых людей этого возраста имеет особое значение для понимания настоящего и будущего общества.
2.1 Исследование ценностных ориентаций по М. Рокичу
Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М. Рокича. Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) 16 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни. При этом после прочтения перечня всех 18 ценностей-целей учащимся было предложено выбрать сначала три ценности, которые являются самыми главными в их жизни, присвоив им 1-е, 2-е и 3-е места, затем из оставшихся ценностей-целей выбрать три стремление к которым, по их мнению, не имеет смысла, и присвоить им 16-е, 17-е и 18-е места. И после этого распределить места оставшихся ценностей в порядке убывания предпочтения.
Исследование проводилось с использованием бланков (Приложение 1) и было анонимным. Инструкция: Перед вами список ценностей-целей, к которым стремится человек в своей деятельности, жизни. Вам предлагается, внимательно прочитав весь список:
а) выбрать 3 ценности-цели, наиболее важные для Вашей жизни, поставив слева от номера ценности (в графе МЕСТО) цифры: 1 — самое главное в моей жизни; 2 — чуть менее чем 1; 3 — чуть менее чем 2;
б) выбрать 3 ценности, наименее важные для Вас (нет смысла жить ради них), и напротив их поставить цифры 18 (самая ненужная) и 17;
в) расставить оставшиеся номера (от 4 до 14) в порядке убывания необходимости этих ценностей в Вашей жизни.
Обработке подверглись данные, полученные в 9А классе общеобразовательной школы № 89 г. Омска. При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), использовался количественный анализ, в котором учитывались две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-м, 2-м, 3-м местах в индивидуальных анкетах (то есть ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека (существование ради которых просто недостойно).
Данные бланков отдельной выборки (класса) сводились в таблицу (Приложение 2)
Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в классе приравнивалось к 100 процентам, и по количеству выборов, сделанных учащимися, находился процент каждой ценности-цели по формуле:
Цi (%) = (Ri / 3n) * 100 %,
где Цi (%) — процентное содержание выборов i-той ценности;
Ri — суммарное количество выборов i-той ценности;
n — объем выборки (количество учащихся),
3 — коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащимся.
Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых ценностей-целей, которым присваивались 16-е, 17-е и 18-е места.
2.2 Анкетирование «Влияние СМИ на формирование ценностных ориентаций»
В ходе работы над данной темой была разработана анкета, целью которой было изучить влияние средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций подростков (Приложение 3). Анкета предполагала прямые ответы на вопросы.
2.3 Анализ результатов
При анализе полученных данных в первую очередь хотелось бы остановиться на общих тенденциях формирования нравственных ценностей, представленных в выборке. Рассматривая принятые ценности-цели как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, можно выделить две абсолютно принимаемые ценности-цели: здоровье и счастливую семейную жизнь. Процент выбора этих ценностей либо преобладает над другими, либо очень высок. Так, выбор здоровья как ценности равен 22 % от всех принимаемых ценностей. Данная ценность не попадает в отвергаемые ценности. Счастливая семейная жизнь как ценность-цель равна 15 %, на третьем месте – любовь, как ценность и составляет 10% от всех принимаемых ценностей.
Общая тенденция отвергаемых ценностей-целей не носит столь абсолютного характера, и в то же время можно выделить 3 ценности-цели, имеющие различный процент отвержения по всей выборке. К ним относятся: спокойная, благоприятная обстановка в стране, в обществе — 13%; равенство (братство, равные возможности для всех) — 13 % и красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) — 12 %. Этот факт может рассматриваться как протест против объективной зависимости и невозможности «взрослой» самостоятельности.
К числу не принимаемых, но и не особоотвергаемых ценностей принадлежат активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом), уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)
В равной мере никто из опрашиваемых не отверг следующие ценности: здоровье (физическое и психическое); счастливая семейная жизнь, любовь, — классические ценности. Неотвергаемой ценностью у старшеклассников является также наличие хороших и верных друзей, поиск единомышленников, способных разделить искания в философском осмыслении мира и себя в нем.
Наиболее отвергаемой ценностью выступает равенство, что связано в подростковом возрасте с осознанием своей неповторимости и уникальности.
Анализ анкетирования «Влияние СМИ на формирование ценностных ориентаций» показал следующее.
Заключение
Итак, на основании вышеизложенного, мы можем сделать определенные выводы.
Развитие личности и, в первую очередь, ее духовной сферы связывается с построением ею собственной иерархии ценностей-целей, формируемых под воздействием этнокультурных традиций, а также индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания и самовоспитания. При этом далеко не все цели, как жизненные ориентиры, воспринимаемые личностью в процессе ее социализации (воспитания в широком смысле этого слова), становятся ценностями для нее. В структуру личностных ценностей, определяющих главную линию поведения, деятельности и общения с людьми, входит та часть усвоенных общественных ценностей, которая принимается и присваивается личностью на данном этапе собственного развития. Таким образом, идет процесс «духовного вызревания» личности, то есть освоение нравственных, этических и других идеалов и ценностей.
Основы формирования и развития базовой структуры личностных ценностей закладываются в подростковом и раннем юношеском возрасте, приходящемся на VI—XI классы общеобразовательной школы. Именно в этот период школа и родители должны переносить приоритетное внимание с учебной деятельности, понимаемой как расширение области знаний, на воспитание как целенаправленное развитие личности, ее духовной и социальной сферы.
В результате проведенных экспериментов по выявлению ценностных ориентаций подростков мы можем сделать вывод, что происходящие социальные изменения последних лет, связанные с переходом общества от одной модели жизнедеятельности к другой, в сознании молодежи, в ее смысложизненных ценностях не разрушили стремление к достижению социально-значимых положительных идеалов и ценностей.
Сопоставляя эти данные с моделью личности и системой идеалов и ценностей, можно видеть определенную степень расхождения между желаемым и действительным, что приводит к несогласованности, разорванности сознания и деятельности, социального поведения молодежи и ее социальных ожиданий. Молодой человек, возможно, желает быть более гуманным, ориентирован на саморазвитие, но жизнь вынуждает его к реализации более жестких и прагматичных форм поведения и социальной деятельности.
Изменение социально статуса во многом определяется ориентацией на достижение ценностей, обеспечивающих, по мнению молодежи, успех в жизни. Если успех в жизни связывается с такими базовыми жизненными ценностями, как получение образования, развитие своих способностей, то можно ожидать ориентации молодых людей на получение высокой квалификации и, связанный с этим, рост социального статуса. В том случае, когда происходит ориентация на деньги, знакомства, связи и другие внешние факторы, то вряд ли следует ожидать положительной мотивации на освоение высокой квалификации как основы повышения своего социального статуса.
В итоге можно сказать о том, что система ценностных ориентаций современных подросков находится в процессе преобразования и под влиянием средств массовой информации. Однако значительная часть молодежи все же сохраняет ценностные ориентиры, присущие отечественной социокультурной традиции.
Выдвинутая гипотеза о влиянии средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций подростков подтвердилась. В большей степени это касается Интернета и телевидения. Цель, поставленная мной в этой работе, достигнута.
Приложение 1. Методика «Ценностные ориентации»
Место | Список ценностей (ценности-цели) |
| 1. Активная, деятельная жизнь. |
| 2. Здоровье (физическое и психическое) |
| 3. Интересная работа |
| 4. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) |
| 5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
| 6. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) |
| 7. Хорошие, верные друзья |
8. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом) | |
| 9. Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе |
| 10. Общественное признание (уважение окружающих, одноклассников) |
| 11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) |
| 12. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени) |
| 13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках |
| 14. Свобода как независимость в поступках и действиях |
| 15. Счастливая семейная жизнь. |
| 16. Творчество (возможность творческой деятельности) |
17. Равенство (братство, равные возможности для всех) | |
18. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
Приложение 2. Результаты диагностики по М. Рокичу
Код уч-ся | Ценности-цели | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | |
1 | 5 | 4 | 10 | 9 | 2 | 8 | 1 | 6 | 18 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 3 | 17 | 16 | 7 |
2 | 12 | 2 | 1 | 14 | 4 | 11 | 5 | 16 | 18 | 17 | 10 | 6 | 7 | 8 | 9 | 13 | 15 | 3 |
3 | 18 | 2 | 12 | 17 | 4 | 3 | 5 | 10 | 15 | 9 | 11 | 16 | 8 | 7 | 1 | 14 | 13 | 6 |
4 | 6 | 4 | 18 | 10 | 7 | 2 | 9 | 8 | 17 | 15 | 16 | 3 | 5 | 11 | 14 | 12 | 13 | 1 |
5 | 15 | 1 | 6 | 16 | 2 | 8 | 3 | 17 | 18 | 14 | 13 | 11 | 12 | 9 | 4 | 7 | 10 | 5 |
6 | 4 | 2 | 8 | 10 | 7 | 5 | 6 | 11 | 3 | 13 | 12 | 9 | 15 | 14 | 1 | 17 | 18 | 16 |
7 | 4 | 1 | 3 | 18 | 12 | 7 | 11 | 13 | 17 | 6 | 9 | 10 | 16 | 5 | 2 | 8 | 15 | 14 |
8 | 16 | 1 | 2 | 18 | 5 | 17 | 3 | 12 | 4 | 11 | 14 | 13 | 15 | 7 | 6 | 9 | 8 | 10 |
9 | 17 | 3 | 4 | 14 | 18 | 5 | 15 | 1 | 13 | 10 | 2 | 9 | 8 | 7 | 16 | 11 | 12 | 6 |
10 | 2 | 1 | 3 | 6 | 4 | 7 | 5 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 13 |
11 | 18 | 1 | 3 | 4 | 5 | 2 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
12 | 18 | 1 | 11 | 12 | 13 | 10 | 9 | 8 | 7 | 16 | 6 | 5 | 4 | 2 | 14 | 15 | 3 | 17 |
13 | 1 | 8 | 16 | 17 | 4 | 15 | 3 | 9 | 14 | 11 | 18 | 7 | 5 | 6 | 2 | 12 | 13 | 10 |
14 | 3 | 6 | 11 | 12 | 1 | 8 | 2 | 13 | 17 | 10 | 16 | 9 | 15 | 14 | 7 | 5 | 18 | 4 |
15 | 2 | 13 | 4 | 16 | 1 | 14 | 3 | 5 | 18 | 6 | 15 | 7 | 10 | 8 | 9 | 11 | 17 | 12 |
16 | 7 | 2 | 4 | 13 | 9 | 3 | 6 | 10 | 17 | 11 | 16 | 4 | 12 | 15 | 5 | 14 | 18 | 1 |
17 | 11 | 2 | 9 | 10 | 5 | 6 | 7 | 8 | 15 | 4 | 16 | 18 | 12 | 17 | 1 | 13 | 14 | 3 |
18 | 8 | 5 | 10 | 2 | 3 | 6 | 4 | 16 | 14 | 11 | 18 | 7 | 17 | 15 | 1 | 9 | 12 | 15 |
19 | 8 | 1 | 9 | 15 | 6 | 7 | 2 | 18 | 4 | 10 | 11 | 14 | 12 | 13 | 3 | 17 | 18 | 5 |
20 | 13 | 7 | 12 | 18 | 3 | 5 | 4 | 16 | 14 | 8 | 15 | 6 | 9 | 10 | 2 | 17 | 11 | 1 |
∑ 1,2,3 мест | 4 | 13 | 5 | 1 | 6 | 4 | 6 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 9 | 0 | 1 | 4 |
∑16,17, 18 мест | 5 | 0 | 1 | 7 | 1 | 1 | 0 | 5 | 8 | 1 | 5 | 1 | 2 | 1 | 2 | 5 | 8 | 3 |
Приложение 3. Анкета «Влияние СМИ на формирование системы ценностей»
газеты, журналы, реклама, телевидение, Интернет, радио____________
Три коробки с орехами
Любили тебя без особых причин...
Ночная стрельба
Машенька - ветреные косы
Как я избавился от обидчивости