В настоящее время невозможно представить свою жизнь без зрительной системы. В работе изучается негативное влияние на зрительную систему и найти способы сохранения здорового зрения.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Особенности зрительного восприятия" | 2.31 МБ |
ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Выполнила: учащаяся 10А
Чеботарёва Юлия Евгеньевна
Руководитель:
Федоркова Елена Васильевна
Содержание:
Введение…………………………………………………….....………........3
Заключение..................................................................................................23
Список литературы.....................................................................................24
Введение
В настоящее время невозможно представить свою жизнь без зрительной системы. Любой человек получает основную массу нужных ему сведений именно с помощью зрительного анализатора.
В современном мире, мире инновационных технологий, многие технологические разработки непосредственно влияют на зрение человека и приносят некоторые изменения в зрительной системе, зачастую негативные. Как правило, в доме у каждого обязательно стоят телевизор и компьютер, а в карманах у любого школьника, будь то первоклассник или десятиклассник, лежит мобильный телефон, плеер и т.д.
Естественно, что родители проводят большую часть дня на работе и не могут контролировать своих детей, когда те приходят домой. А ведь основным любимым занятием любого школьника – это брожение на просторах интернета, игра в онлайн игры, просмотр телевизора и прочее.
Но без всех этих предметов ни один человек, ни ребёнок, ни его родители, не представляет своей жизни..
Для того, чтобы продолжать пользоваться всеми новыми технологиями, нужно без сомнения соблюдать правила пользования ими и принимать меры предотвращения ухудшения зрения. Но, если всё-таки зрение нарушено, следует прибегнуть к методам коррекции зрения.
Исходя из всего этого, и возникла необходимость данной работы.
Актуальность работы:
Большую часть информации из окружающего мира человек получает через органы зрения.
Современные информационные технологии зачастую губительно влияют на зрение человека.
Поэтому люди должны знать особенности зрительного восприятия, чтобы сохранить зрительный анализатор здоровым.
Цель:
Изучить негативное влияние на зрительную систему и найти способы сохранения здорового зрения.
Задачи:
В ходе исследования представленных задач мы выясним, как устроен зрительный анализатор, что оказывает на него негативное действие и сможем предложить альтернативный способ восстановления зрения.
Глаз состоит:
2. Физиология зрения человека
2.1 Цветовое зрение
В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимумы чувствительности которых приходятся на красный, зелёный и синий участки спектра. Ещё в 1970-х годах было показано, что распределение типов колбочек в сетчатке неравномерно: «синие» колбочки находятся ближе к периферии, в то время как «красные» и «зеленые» распределены случайным образом, что было подтверждено более детальными исследованиями в начале XXI века. Соответствие типов колбочек трём «основным» цветам обеспечивает распознавание тысяч цветов и оттенков.
Равномерное раздражение всех трёх элементов, соответствующее средневзвешенному дневному свету, вызывает ощущение белого цвета.
За цветовое зрение человека отвечают гены, кодирующие светочувствительные белки опсины. По мнению сторонников трёхкомпонентной теории, наличие трёх разных белков, реагирующих на разные длины волн, является достаточным для цветового восприятия. У большинства млекопитающих таких генов только два, поэтому они имеют двухцветное зрение. В том случае, если у человека два белка, кодируемые разными генами, оказываются слишком схожи, или один из белков не синтезируется, развивается дальтонизм. Николай Николаевич Миклухо-Маклай установил, что у папуасов Новой Гвинеи, живущих в гуще зелёных джунглей, отсутствует способность различать зелёный цвет.
Трёхсоставную теорию цветового зрения впервые высказал в 1756 году Михаил Васильевич Ломоносов, когда он писал «о трёх материях дна ока». Сто лет спустя её развил немецкий учёный Герман Гельмгольц.
Различные патологические изменения, нарушающие цветовосприятие, могут происходить на уровне зрительных пигментов, на уровне обработки сигналов в фоторецепторах или в высоких отделах зрительной системы, а также в самом диоптрическом аппарате глаза. Случаи нарушения цветовосприятия только одним глазом крайне редки. В этом случае больной имеет возможность описывать субъективные феномены нарушенного цветового зрения, поскольку может сравнивать свои ощущения, полученные с помощью правого и левого глаза.
2.2 Бинокулярное и стереоскопическое зрение
Зрительный анализатор человека в нормальных условиях обеспечивает бинокулярное зрение, то есть зрение двумя глазами с единым зрительным восприятием. Основным рефлекторным механизмом бинокулярного зрения является рефлекс слияния изображения — фузионный рефлекс (фузия), возникающий при одновременном раздражении функционально неодинаковых нервных элементов сетчатки обоих глаз. Вследствие этого возникает физиологическое двоение предметов, находящихся ближе или дальше фиксируемой точки (бинокулярная фокусировка). Физиологичное двоение (фокус) помогает оценивать удалённость предмета от глаз и создает ощущение рельефности, или стереоскопичности, зрения.
При зрении одним глазом (монокулярное зрение) — посредством монокля, телескопа, микроскопа и т. п. — стереоскопичность зрения невозможна и восприятие глубины (рельефной удалённости) осуществляется главным образом благодаря вторичным вспомогательным признакам удаленности (видимая величина предмета, линейная и воздушная перспективы, загораживание одних предметов другими, аккомодация глаза и т. д. и т. п.).
Глаза человека функционально несколько различаются, поэтому выделяют ведущий и ведомый глаз. Определение ведущего глаза важно для охотников, видео операторов и лиц других профессий. Если посмотреть через отверстие в непрозрачном экране (дырочка в листе бумаги на расстоянии 20—30 см) на отдалённый предмет, а затем, не смещая голову, поочередно закрывать правый и левый глаз, то для ведущего глаза изображение не сместится.
Бинокулярность - способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами; в этом случае человек видит одно изображение предмета, на который смотрит, то есть это зрение двумя глазами, с подсознательным соединением в зрительном анализаторе (коре головного мозга) изображений полученных каждым глазом в единый образ. Создаёт объёмность изображения. Бинокулярное зрение также называют стереоскопическим.
Если бинокулярное зрение не развивается, возможно зрение только правым или левым глазом. Такое зрение называется монокулярным.
Возможно попеременное зрение: то правым, то левым глазом — монокулярное альтернирующее. Иногда встречается зрение двумя глазами, но без слияния в один зрительный образ — одновременное.
3. Основные свойства зрения
3.1 Световая чувствительность человеческого глаза
Способность глаза воспринимать свет и распознавать различные степени его яркости называется светоощущением, а способность приспосабливаться к разной яркости освещения — адаптацией глаза; световая чувствительность оценивается величиной порога светового раздражителя.
Человек с хорошим зрением способен разглядеть ночью свет от свечи на расстоянии нескольких километров.
Максимальная световая чувствительность палочек глаза достигается после достаточно длительной темновой адаптации. Её определяют под действием светового потока в телесном угле 50° при длине волны 500 нм (максимум чувствительности глаза).
Максимальные изменения зрачка для здорового человека — от 1,8 мм до 7,5 мм, что соответствует изменению площади зрачка в 17 раз. Однако, реальный диапазон изменения освещённости сетчатки ограничивается соотношением 10:1, а не 17:1, как следовало бы ожидать исходя из изменений площади зрачка. На самом деле освещённость сетчатки пропорциональна произведению площади зрачка, яркости объекта и коэффициенту пропускания глазных сред.
Вклад зрачка в регулировку чувствительности глаза крайне незначителен.
Чувствительность глаза зависит от полноты адаптации, от интенсивности источника света, длины волны и угловых размеров источника, а также от времени действия раздражителя. Чувствительность глаза понижается с возрастом из-за ухудшения оптических свойств склеры и зрачка, а также рецепторного звена восприятия.
Максимум чувствительности при дневном освещении лежит при 555—556 нм, а при слабом вечернем/ночном смещается в сторону фиолетового края видимого спектра и равен 510 нм, а в течение суток колеблется в пределах 500—560 нм. Объясняется это (зависимость зрения человека от условий освещённости при восприятии им разноцветных объектов, соотношение их кажущейся яркости — эффект Пуркинье) двумя типами светочувствительных элементов глаза — при ярком свете зрение осуществляется преимущественно колбочками, а при слабом задействуются предпочтительно только палочки.
Острота зрения — способность глаза воспринимать раздельно две точки, расположенные друг от друга на некотором расстоянии (детализация, мелкозернистость, разрешётка). Мерилом остроты зрения является угол зрения, то есть угол, образованный лучами, исходящими от краёв рассматриваемого предмета к узловой точке глаза. Острота зрения обратно пропорциональна углу зрения, то есть, чем он меньше, тем острота зрения выше. В норме глаз человека способен раздельно воспринимать объекты, угловое расстояние между которыми не меньше 1′ (1 минута).
Острота зрения — одна из важнейших функций зрения. Острота зрения человека ограничена его строением. Глаз человека в отличие от глаз головоногих, например, это обращённый орган, то есть, светочувствительные клетки находятся под слоем нервов и кровеносных сосудов.
Острота зрения зависит от размеров колбочек, находящихся в области жёлтого пятна, сетчатки, а также от ряда факторов: рефракции глаза, ширины зрачка, прозрачности роговицы, хрусталика (и его эластичности), стекловидного тела (кои составляют светопреломляющий аппарат), состояния сетчатой оболочки и зрительного нерва, возраста.
Остроту зрения или Световую чувствительность часто также называют разрешающей способностью простого (невооруженного) глаза.
(resolving power)
Поле зрения — пространство, воспринимаемое глазом при неподвижном взгляде. Зрительное поле является функцией периферических отделов сетчатки; его состоянием в значительной мере определяется возможность человека свободно ориентироваться в пространстве.
Изменения поля зрения обуславливаются органическими или функциональными заболеваниями зрительного анализатора: сетчатки, зрительного нерва, зрительного пути, центральной нервной системы. Нарушения поля зрения проявляются либо сужением его, либо выпадением отдельных его участков (Гемианопсия), появлением скотомы.
Рассматривая предмет обоими глазами, мы видим его только тогда одиночным, когда оси зрения глаз образуют такой угол сходимости (конвергенцию), при котором симметричные отчётливые изображения на сетчатках получаются в определённых соответственных местах чувствительного жёлтого пятна (fovea centralis).Благодаря такому бинокулярному зрению, мы не только судим об относительном положении и расстоянии предметов, но и воспринимаем рельеф и объём.
Основными характеристиками бинокулярного зрения являются наличие элементарного бинокулярного, глубинного и стереоскопического зрения, острота стереозрения и фузионные резервы.
Наличие элементарного бинокулярного зрения проверяется посредством разбиения некоторого изображения на фрагменты, часть которых предъявляется левому, а часть — правому глазу. Наблюдатель обладает элементарным бинокулярным зрением, если он способен составить из фрагментов единое исходное изображение.
Наличие глубинного зрения проверяется путём предъявления силуэтных, а стереоскопического — случайно-точечных стереограмм, которые должны вызывать у наблюдателя специфическое переживание глубины, отличающееся от впечатления пространственности, основанного на монокулярных признаках.
Острота стереозрения — это величина, обратная порогу стереоскопического восприятия. Порог стереоскопического восприятия — это минимальная обнаруживаемая диспаратность (угловое смещение) между частями стереограммы.
Для его измерения используется принцип, который заключается в следующем. Три пары фигур предъявляются раздельно левому и правому глазу наблюдателя. В одной из пар положение фигур совпадает, в двух других одна из фигур смещена по горизонтали на определённое расстояние. Испытуемого просят указать фигуры, расположенные в порядке возрастания относительного расстояния. Если фигуры указаны в правильной последовательности, то уровень теста увеличивается (диспаратность уменьшается), если нет — диспаратность увеличивается.
Фузионные резервы — условия, при которых существует возможность моторной фузии стереограммы.
Фузионные резервы определяются максимальной диспаратностью между частями стереограммы, при которых она ещё воспринимается в качестве объемного изображения. Для измерения фузионных резервов используется принцип, обратный применяемому при исследовании остроты стереозрения. Например, испытуемого просят соединить в одно изображение две вертикальных полосы, одна из которых видна левому, а другая — правому глазу. Экспериментатор при этом начинает медленно разводить полосы сначала при конвергентной, а затем при дивергентной диспаратности. Изображение начинает раздваиваться при значении диспаратности, характеризующей фузионный резерв наблюдателя.
Бинокулярость может нарушаться при косоглазии и некоторых других заболеваниях глаз. При сильной усталости может наблюдаться временное косоглазие, вызванное отключением ведомого глаза.
3.5 Контрастная чувствительность
Контрастная чувствительность — способность человека видеть объекты, слабо отличающиеся по яркости от фона. Оценка контрастной чувствительности производится по синусоидальным решеткам. Повышение порога контрастной чувствительности может быть признаком ряда глазных заболеваний, в связи с чем его исследование может применяться в диагностике.
Пространственная контрастная чувствительность (ПКЧ) зрительного анализатора является функцией, которая определяет минимальный контраст, необходимый для обнаружения изображений различных размеров. Она отражает зависимость порогового контраста от пространственной частоты стимула.
ПКЧ определяется как величина, обратная минимальному контрасту решетки, при котором последняя различима при данной пространственной частоте. ПКЧ имеет другую природу, нежели острота зрения, хотя в известной мере и связана с последней. Если при снижении остроты зрения вообще теряется возможность определить ПКЧ на высоких частотах, то сохранение полной остроты зрения отнюдь не исключает снижения ПКЧ на тех же высоких частотах.
3.6 Адаптация зрения
Приведенные ранее свойства зрения тесно связаны со способностью глаза к адаптации. Адаптация глаза — приспособление зрения к различным условиям освещения. Адаптация происходит к изменениям освещённости (различают адаптацию к свету и темноте), цветовой характеристики освещения (способность воспринимать белые предметы белыми даже при значительном изменении спектра падающего света).
Адаптация к свету наступает быстро и заканчивается в течение 5 мин., адаптация глаза к темноте — процесс более медленный. Минимальная яркость, вызывающая ощущение света, определяет световую чувствительность глаза. Последняя быстро нарастает в первые 30 мин. пребывания в темноте, её повышение практически заканчивается через 50—60 мин. Адаптацию глаза к темноте исследуют при помощи специальных приборов — адаптометров.
Понижение адаптации глаза к темноте наблюдают при некоторых глазных (пигментная дистрофия сетчатки, глаукома) и общих (A-авитаминоз) заболеваниях.
Адаптация проявляется также в способности зрения частично компенсировать дефекты самого зрительного аппарата (оптические дефекты хрусталика, дефекты сетчатки, скотомы и пр.)
Близорукость - это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней. Наиболее распространённая причина — увеличенное в длину глазное яблоко, вследствие чего сетчатка располагается за фокальной плоскостью. Более редкий вариант - когда преломляющая система глаза фокусирует лучи сильнее, чем надо (и, как следствие, они опять-таки сходятся не на сетчатке, а перед ней). В любом из вариантов, при рассматривании удаленных предметов, на сетчатке возникает нечёткое, размытое изображение.
Человек хорошо видит вблизи, но плохо видит вдаль и поэтому может пользоваться очками или контактными линзами с отрицательными значениями оптической силы.
Миопия чаще всего развивается в школьные годы, а также во время учёбы в средних и высших учебных заведениях и связана, главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии, особенно при неправильном освещении и плохих гигиенических условиях. С введением информатики в школах и распространением персональных компьютеров положение стало ещё более серьёзным.
Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Близорукость может быть вызвана спазмом аккомодации (в молодом возрасте), изменением формы роговицы, смещением хрусталика при травме, склерозом хрусталика (в пожилом возрасте).
При близорукости дальнейшая точка ясного зрения лежит в пределах 5 метров (в норме она лежит в бесконечности). Близорукость бывает ложной и истинной. В легких случаях далекие объекты размыты, в то время как близкие остаются четкими (дальнейшая точка ясного зрения лежит достаточно далеко от глаз). В случаях высокой близорукости происходит значительное снижение зрения.
В подростковом возрасте близорукость часто прогрессирует. В тяжелых случаях возникает опасность отслойки перерастянутой сетчатки при физической нагрузке или внезапном ударе. Остановка прогрессии близорукости обычно наступает к 22—25 годам, когда перестает расти организм. В таких случаях лучшего эффекта можно добиться с помощью контактной коррекции.
4.2 Дальнозоркость
Дальнозоркостью называется такая аномалия рефракции, при которой лучи света, попадающие в глаз, фокусируются не на сетчатке, а позади неё. В легких формах глаз с хорошим запасом аккомодации компенсирует зрительный недостаток с помощью увеличения кривизны хрусталика цилиарной мышцей.
При более сильной дальнозоркости зрение плохое не только вблизи, но и вдаль, причем глаз не способен скомпенсировать дефект самостоятельно. Дальнозоркость обычно бывает врожденной и не прогрессирует.
Одной из причин дальнозоркости может быть уменьшенный размер глазного яблока на переднезадней оси. Практически все младенцы — дальнозоркие. Но с возрастом у большинства этот дефект пропадает в связи с ростом глазного яблока.
При дальнозоркости назначают очки для чтения или постоянного ношения. Для очков подбираются собирающие линзы (перемещают фокус вперед на сетчатку), при использовании которых зрение пациента становится наилучшим.
Возрастная (старческая) дальнозоркость или пресбиопия развивается вследствие утраты хрусталиком эластичности. Этот процесс начинается ещё в школьном возрасте, но человек обычно замечает ослабление зрения вблизи после 40 лет. Старческая дальнозоркость развивается постепенно, и к 65—70 годам человек уже полностью теряет способность аккомодировать, развитие пресбиопии завершено.
4.3 Астигматизм
Астигматизм - дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика, роговицы или глаза, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению.
При астигматизме нарушение равномерной кривизны роговой оболочки глаза или хрусталика приводит к искажению зрения. Световые лучи не сходятся в одной точке на сетчатке, как это происходит в нормальном глазу, в результате на сетчатке формируется изображение точки в виде размытого эллипса, отрезка или «восьмерки». В некоторых случаях изображение вертикальных линий может казаться нечётким, в других горизонтальные или диагональные линии выявятся вне зоны фокусировки. Астигматизм часто развивается в раннем возрасте (обычно вместе с дальнозоркостью или близорукостью) и обычно сформировывается уже после первых лет жизни.
Астигматизм легко диагностировать, рассматривая одним глазом лист бумаги с тёмными параллельными линиями — вращая такой лист, астигматик заметит, что тёмные линии то размываются, то становятся чётче. У большинства людей встречается врождённый астигматизм до 0,5 диоптрий, не приносящий дискомфорта.
Оптическими линзами сферической формы дефект компенсируется не полностью. Если астигматизм не лечить, он может привести к косоглазию и резкому падению зрения. Без коррекции астигматизм может вызвать головные боли и резь в глазах. Поэтому очень важно регулярно посещать врача-офтальмолога.
5. Способы коррекции зрения
5.1 Инструментальные методы
Коррекция недостатков зрения обычно осуществляется с помощью очков.
Для расширения возможностей зрительного восприятия используют также специальные приборы и методы, например, микроскопы и телескопы.
Дефекты близорукости и дальнозоркости могут быть преодолены с помощью очков или восстановительных курсов гимнастики как и другие нарушения рефракции.
5.2 Хирургическая коррекция
Привести оптические свойства глаза в норму возможно изменением кривизны роговицы. Для этого в определенных местах роговица испаряется лазерным лучом, что приводит к изменению её формы. Основные способы лазерной коррекции зрения — фоторефрактивная кератэктомия и лазерный кератомилез.
Лазерный кератомилёз — комбинированная лазерно-хирургическая операция по коррекции близорукости (дальнозоркости, астигматизма). Операция является самой высокотехнологичной и наиболее комфортной для пациента, так как позволяет в короткие сроки и без боли вернуть максимально возможное зрение без очков и контактных линз. В ряде случаев возможна коррекция близорукости (вплоть до −13 дптр), дальнозоркости (вплоть до +10 дптр), а также многих случаев астигматизма.
Коррекция зрения по методу Шичко-Бейтса[2] с использованием лекций Жданова В. Г.
«...этот метод универсальный и позволяет человеку не только самому восстановить здоровье и зрение, но и избавиться от очень многой глупости в голове, которая ему мешает жить... Человек развить свое зрение, восстановить свое зрение способен абсолютно в любом возрасте.
Бейтс разработал систему упражнений, которая позволяет напряженные мышцы расслабить, слабые — натренировать и зрение у человека восстановить.
Основу этих упражнений он позаимствовал у североамериканских индейцев. У индейцев была разработана многотысячелетняя культура развития и сохранения зрения у мальчиков, юношей, у мужчин, у воинов. И Бейтс подсмотрел — индейцы постоянно делают какие-то упражнения с глазами. Он вник в суть этих упражнений, как профессор-офтальмолог понял их назначение и разработал свой метод.
Метод Бейтса — метод немедицинский. Это метод психолого-педагогический. И во всем мире методом Бейтса занимаются не врачи-офтальмологи, а занимаются педагоги и психологи. Потому что в этом методе никого не надо лечить, здесь надо человека научить. Научить снять очки, научить расслабить мышцы, научить натренировать, то есть, нужен грамотный педагог-инструктор. И отношение у врачей к этой методике, у офтальмологов, тоже двоякое.»[3]
Таким образом, данный метод не касается медицины и никак не смог бы навредить ни одному из людей, желающих восстановить своё зрение, если, конечно, в ближайшие полгода не было операций на глаза и у человека не отслоена сетчатка. Но таких не оказалось. Именно поэтому я смело выбрала его, предварительно проконсультировавшись с врачом. Так же он прост и не требует специального оборудования, а также не занимает много времени.
В ходе данного исследования были набраны две группы: контрольная и опытная, состоящие из учеников десятых классов и некоторых преподавателей.
Со второй группой мы ежедневно занимались по данной программе, вели специальные дневники, где каждый из участников записывал ежедневно состояние своего зрения: осталось ли оно прежним, или чувствуются улучшения, а может даже зрение и ухудшилось; заполняли различные анкеты.
Также, мы делали такие упражнения как:
В итоге почти у всех участников опытной группы имели небольшие улучшения состояния зрения.(см. Приложение 4)
Помимо упражнений мы проводили беседы на различные темы. Одной из них была тема о том, что же всё-таки негативно влияет на качество зрения. Каждый высказывал своё мнение. И в ходе всего нашего общения мы пришли к таким выводам:
В связи с этим я решила провести социальный опрос среди школьников десятых и одиннадцатых классов нашей школы, чтобы выяснить, что они знают о зрении и соблюдают ли они меры предотвращения его ухудшения.[4]
Вывод: Учитывая то, что было сказано ранее, можно смело сказать, что альтернативный способ коррекции зрения найден. Им явился метод Шичко-Бейтса, донесённый достаточно доступно для каждого человека. При этом вред собственному здоровью нанесён не будет, если внимательно ознакомиться с данным методом коррекции зрения.
Заключение.
В ходе всей работы мною были найдены ответы на все поставленные задачи.
Большинство из участников данной исследовательской работы (как социологического опроса, так и прошедших курс восстановления зрения) считают, что негативно влияет в наибольшей степени – компьютер.
Также я смогла предложить альтернативный способ восстановления зрения, которым могут пользоваться абсолютно все, кроме тех людей, которые имеют противопоказания, которые, в свою очередь, озвучены в лекциях Жданова.
Зрение – неотъемлемая часть нашей жизни. Его нужно беречь, делать всё, чтобы сохранить его максимально здоровым. Очень важно соблюдать гигиену зрения, выполнять гимнастику для глаз.
Начинать не поздно в любом возрасте, но лучше всего – с раннего детства уже приучать своих детей к чистоте и порядку во всём.
И закончить хочется следующими словами:
«Единственная возможность на сегодняшний день в этих условиях нам и нашим детям и внукам сохранить свое зрение — это усвоить хотя бы простейшую гигиену глаз.
Люди, можете не делать утреннюю гимнастику, ради Бога. Вы и без гимнастики можете прожить долго и счастливо. Можете зубы по утрам не чистить «Блендамедом», и без зубов можно жить долго и счастливо. Но если человек теряет зрение, он в жизни в одночасье вдруг теряет практически всё».[5]
Список литературы
Аветисов Э.С., Близорукость. — М.: Медицина, 2003. – 239 с.
Афанасьев Ю.И., В.Г. Елисеев, Н.А. Юрина. Гистология, “Медицина” – 74 с.
Глезер В.Д., Цуккерман И.И., Информация и зрение, М.-Л., 2008 – 46 с.
Грегг Дж., Опыты со зрением. — М., 2001.
Грегори Р. Л., Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. — М., 2008.
Грегори Р., Разумный глаз. — М., 2003 – 145 с.
Жданов В.Г., «Верни себе зрение» в шести частях.
Краснов В.М., Физиология сенсорных систем. Ч. 1, Л. 2005 – 97 с.
Кузнецова М.В., Причины развития близорукости и ее лечение. — М.: МЕДпресс-информ, 2004.
Молковский А., Зрение человека . — С.: «Слово», 2006 – 136 с.
Петров С.Ю. Анатомия глаза и его придаточного аппарата. Под ред. С.Э.Аветисова. 2003
Рыбалко В.Ф., Зрительный анализатор, Л. 2010 – 330-345 с.
Хьюбел Д., Глаз, мозг, зрение. — М.: «Мир», 2002.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Уильям Горацио Бейтс | Геннадий Андреевич Шичко |
Приложение 4
Результаты социального опроса среди учащихся 10-11-ых классов школы №2
4. Хотели бы Вы в ближайшее время обратиться к врачу, чтобы проверить своё зрение?
5. Что на Ваш взгляд оказывает наиболее негативное влияние на органы зрения?
6. Пользуетесь ли Вы очками, специально созданными для работы за компьютером?
7. Соблюдаете ли Вы гигиену зрения?
8. Занимаетесь ли Вы гимнастикой для глаз?
9. Были ли у Вас какие-либо глазные заболевания? Если да, то какие?
10. Знаете ли Вы какие-нибудь методики по улучшению зрения?
г. Зверево
2013 г.
[1] См. Приложение 1
[2] См. Приложение 3
[3] В.Г. Жданов, «Верни себе зрение» - лекция 1
[4] См. Приложение 5
[5] В.Г. Жданов, «Верни себе зрение»-лекция 1
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Твёрдое - мягкое
Как нарисовать ветку ели?
Загадка Бабы-Яги
Рождественские подарки от Метелицы