В 2000году в Чеченской Республике на подступах к Грозному погиб Сенькин Владимир, выпускник нашей школы. Основой для создания исследовательской работы послужили факты из жизни Владимира, беседы с родными, учителями В.Сенькина, друзьями, а также личная переписка с близкими.
Вложение | Размер |
---|---|
ne_vernuvshiysya_iz_boya.doc | 58.5 КБ |
ХIХ – Ставропольская открытая научная конференция школьников
Секция: краеведение
Название работы «Невернувшийся из боя»
(На примере жизни выпускника Сотниковской средней школы №4 Благодарненского района Владимира Сенькина)
Авторы работы: Алейников Владислав
Место выполнения работы: с. Сотниковское,
МОУ СОШ №4, 10 класс
Научный рук.: Гейко Виктор Иванович,
Педагог дополнительного образования МБОУ СОШ №4
с. Сотниковское, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
П. Результаты исследования
Ш. Заключение
IУ. Источники
У. Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Любовь к Родине, к своему Отечеству свойственна всем людям. И человек, испытывающий чувство любви и преданности к Родине, вправе называться патриотом.
Любовь к Родине не сравнима ни с чем, разве только с любовью к самому близкому на земле человеку – матери.
Зависит ли любовь к Родине от того, красива ли она, какие у нее леса, реки и озера, поля и луга, мягкий или суровый там климат? Нет. Тогда от чего? Наверное, от того что мы там родились, впервые произнесли слово «мама», пошли в школу и обрели друзей. А еще там повсюду родные улицы, небо и, конечно, дом родной – все это родное, и все это Родина.
«За что мы любим Родину?» - трудно дать ответ на этот вопрос. Но он прозвучит, по-видимому, так: «За то, что это Родина».
Малая эта родина или большая – для нас все это самое дорогое и самое близкое.
И нет ничего дороже, кроме Родины своей. Украинский поэт Т.Г. Шевченко писал:
В ком нет любви к стране родной,
Те сердцем нищие калеки.
Поэтому перед нами стоит огромной важности задача – воспитать молодое поколение не нищими духовно, а высоконравственными людьми – гражданами своей страны. Этому должна способствовать краеведческая работа, прививающая детям любовь к малой родине, бережное отношение к ее истории и, конечно, любовь к Отечеству, нашей большой Родине.
В настоящее время проблема воспитания патриотизма у школьников актуальна, так как на протяжении долгих лет многие человеческие ценности размывались и теряли смысл и значимость. Низкий уровень жизни, социальной защиты населения, несовершенство правовой системы, потоки грязной бездуховной западной культуры породили в молодёжной среде негативные явления, которые надо изживать и на достойных примерах наших земляков старшего и молодого поколения, воспитывать у учащихся гражданские чувства. И поэтому предметом исследования нашей работы стала программа «Земляки» Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», которая призвана формировать у школьников такие прекрасные чувства, как патриотизм, целеустремленность, ответственность, гражданственность. Тема «Земляки» определена нами неслучайно, т.к. речь в ней пойдет о выпускнике Сотниковской СОШ № 4 Владимире Сенькине, погибшем в г. Грозном в 2000 году при исполнении воинского долга и награжденном посмертно орденом «Мужество». В нашей работе мы постараемся показать, как шел процесс формирования личности нашего земляка Владимира Сенькина,
ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В работе были использованы следующие методы исследования: опрос и анализ как устной, так и документальной (фактической) информации, связанной с жизнью Владимира Сенькина, погибшего в Чеченской республике при зачистки территории г. Грозного от бандформирований.
Опрос – один из самых продуктивных методов, непосредственно связанный с респондентом, дающий максимальную информацию об интересующем нас объекте как биографического характера, так и психолого-эмоционального воздействия на корреспондента.
Работа с документами (письма, фотографии, личные записи и другие атрибуты, касающиеся изучаемого) требует внимательного изучения материала и затем дальнейшего его осмысления.
Местом исследования является село Сотниковское, где проживает семья (родители) Владимира Сенькина.
Сбор материала проводил учащийся 10 класса Алейников Владислав. Школьник непосредственно на месте был ознакомлен с материалами исследования: письмами, наградами земляка, фотографиями из семейного альбома. Кроме того, учащимися были сделаны снимки фотографий, наград и других документов.
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ.
Начиная основную часть со слов «Никто не забыт…», хотелось бы напомнить известное высказывание Л.Н. Толстого о войне «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо помнить это и не играть в войну».
С распадом Советского Союза Россия в последнее десятилетие ХХ века оказалась в центре очага межнациональной розни. Народы, населявшие ранее СССР, стали враждовать. И вспыхнули на территории бывшего СССР «горячие точки»: Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия и, конечно, Чечня.
Сколько сломанных судеб, сколько крови, сколько боли и унижения связано с Чечней. На произвол судьбы было брошено более 200 тыс. человек русскоязычного населения. Экстремистски настроенные Дудаев, Яндарбиев и Масхадов мечтали о захвате всего Северного Кавказа и создании на его территории Исламского государства. Но их надеждам не суждено было сбыться, т.к. на защиту мирных людей встала Армия молодых солдат, отстоявших ценой своей жизни рубежи Российского государства.
Кровь и боль связали десятки тысяч людей с Чечней. На той, залитой кровью земле, погибло немало и наших земляков.
Среди них – Владимир Сенькин, выпускник Сотниковской СШ № 4, житель с. Сотниковское.
Очень короткая биография. Родился 15.11.80 г. и погиб в Чечне 4.01.2000 г. Как мало… Но если внимательно присмотреться к этой блеснувшей девятнадцатилетней судьбе Владимира, сразу поймешь, что перед нами личность, с которой надо брать пример. В школе имеются стенд и мемориальная доска, посвященные памяти Владимира Сенькина. Его жизнь как человека, патриота и гражданина часто приводится в пример школьникам на уроках и классных часах.
Володя запомнился одноклассникам, учителям и жителям села как добрый, с чистыми помыслами, жизнерадостный мальчик.
Вот что вспоминает о нем классный руководитель Татьяна Владимировна Проценко: «Володя был умным, добрым и чутким человеком. Хорошо учился, любил рисовать, участвовал в общественной жизни школы, любил родных, свой дом и родное село».
А вот что сказала о нем Л.Н. Рымарь, учитель русского языка и литературы: «Хочу сказать добрые слова в адрес родителей. Они воспитали достойного сына, которым можно гордиться». С их мнением совпадает мнение всех учителей Сотниковской СОШ и жителей села.
Каким же Вова был? На кого хотел быть похож?
Так, в сочинении «Человек, на которого хочется быть похожим» он писал
«Я очень люблю свою мать… и хотел бы быть похожим на нее. Быть трудолюбивым. В будущем иметь хорошую семью и отдавать свою жизнь ради нее (сочинение 5.09.96г.)
Уже это позволяет нам сделать вывод: будучи в 9 классе Вова формировался как человек нравственный, гражданин своей страны, любящий малую родину.
О чем же Вова мечтал?
Об этом мы узнаем из другого сочинения. Я готовлюсь к будущей профессии, стараюсь узнать побольше о ней. Читаю книги, стараюсь в школе «заработать» положительные оценки. Хоть мне и трудно, но я все равно стараюсь расширить свой кругозор. Мне хочется получить хорошую профессию, и я ее получу».
Он был целеустремлен, оптимистичен и верил в свои силы…
«Я хочу стать военным (и зачеркнул это слово, и написал) учителем математики… Мне очень нравится работать с кем-нибудь, обсуждать какие-нибудь задачи, учить кого-нибудь это делать. Нравится решать задачи, искать наиболее легкие пути их решения. Когда я вырасту, то попытаюсь стать учителем». (5.12.96г.)
Он считал, что молодой специалист должен быть культурным и разносторонне образованным человеком, знающим и любящим свое дело, науку, искусство, музыку, театр и спорт». (11.04.97г.)
Из этого следует, что Владимир отличался любознательностью, трудолюбием, а также имел свое собственное мнение, которое мог смело высказать.
Успешно сдав школьные экзамены, поступал в военное училище, но не прошел по конкурсу. Многие советовали поступить в техникум с теми же оценками, но он решил отслужить в Армии, потом снова поступать учиться.
В 1998 году Владимир Сенькин был призван на действительную службу в Армию. Служба проходила в Буденовской 205-ой мотострелковой казачьей бригаде, т.к. Вова являлся казаком Сотниковского хуторского казачьего общества ТКВ, и поэтому он был направлен именно в эту бригаду.
Его служба проходила то в Буденновске, то в Зеленокумске. Все шло своим чередом. Сослуживцы отмечали его добросердечность, чувство товарищества, а друзья вспоминали, что после службы Володя собирался поступать в военное училище.
Мечта детства стать учителем математики ушла, Вова уже мечтал о профессии военного. Ведь есть такая профессия – защищать свою Родину?
За время службы в Буденновске, Зеленокумске и Чечне Вова написал много писем как родным, так и друзьям. В письмах не было жалоб на службу, а была уверенность в завтрашнем дне. От писем его исходила какая-то жизнерадостность, доброта, любовь и чуткость к родителям. Он никогда не забывал своих друзей, одноклассников, всегда интересовался их делами, их судьбой, передавал им свои добрые пожелания.
Вот, например, выдержка из писем.
«…Ма, пусть Василий Николаевич Кузнецов и Андрей Викторович (друзья Владимира: один работает в органах, другой – в Ставрополе) соизволят написать хотя бы одно письмо на двоих, расслабились вообще, а племяннику скажи, я на него обиделся очень сильно за то, что он обещал написать, а сам не пишет. Ладно, писать больше нечего, буду заканчивать. Передавай привет всем, кого я знаю, бабуле особенно и поцелуй ее за меня.
Бабуля, не болей, как буду дома, обязательно приду в гости и испеку вам чего-нибудь вкусное. Так что ждите. Мама, папа, братишка и дедушка, не болейте, всех крепко- крепко обнимаю и целую.
До свидания.
Жду ответа, как ласточка лета. Ваш сын, брат и внук Вовчик (июль, август 1999г.)
Видно, что Володя был не только добрым, чутким, заботливым человеком, но и горячо любящим сыном. Вова раскрывается нам еще с другой стороны. По рассказам родных, он сам пек великолепные блины и мог приготовить на зависть многим женщинам вкусный пирог или торт.
Вова служил, ему это было не в тягость. В роду у них служили все: отец Николай Васильевич и старший брат Александр Николаевич, ну, а дедуля, как ласково и нежно называл Володя своего дедушку, Сенькин Василий Маркович, участник Великой Отечественной войны, имеет правительственные награды, умер после смерти Вовы, в августе 2000 года.
Рассматривая тему патриотизма, с уверенностью можно сказать, что налицо преемственность поколений – передача из рук в руки самого дорогого – защита Отечества. По словам родных, дед не раз Владимиру говорил, чтоб служил честно и добросовестно и не жаловался на службу. Таким Вова и был.
За хорошую службу он получил отпуск и провел его дома. Вот тогда мы и видели его в последний раз. Но было еще письмо из Чечни, последнее. Из него мы узнали, что части 205-ой бригады стояли около какого-то поселка недалеко от Грозного. Вова писал: «Мы не стреляли, и по нам не стреляют». И тут же поздравляет родителей с Наступающим Новым годом, а отца с днем рождения.
«Я очень соскучился по вас, хочется увидеть вас хоть одним глазком. Саша и Вика, (брат и сноха) вышлите, пожалуйста, фотку, где вы все вместе.. Я уже не могу, хотя бы на фотке на вас посмотрю…» (декабрь 1999г.)
Володя скучал, ему как любому человеку нужна была какая-то внутренняя поддержка, тепло родных.
Володя мог и не оказаться там, в Чечне, имея отца – инвалида, он мог проходить службу в пределах своего края. Видимо, честь казака и долг солдата перед Родиной не позволили Владимиру отсиживаться в стороне, когда товарищи по службе отправлялись на эту кровавую бойню.
Та земля, что могла быть раем, стала логовищем огня. 3-его января 2000 года после тяжелых боев проходила зачистка г. Грозного от оставшихся бандформировании. Танк, в котором находился командир отделения младший сержант Владимир Сенькин, был подорван на минных растяжках. Володя погиб от осколочного ранения, с ним и весь экипаж.
Владимир Сенькин выполнил свой солдатский долг, защищая мирных жителей, в том числе и нас, от бандитов. Таких, как он, было много.
За проявленные в бою мужество и храбрость Володя был посмертно награжден орденом «Мужество» и крестом «СКО ТКВ» I степени.
Во время похорон Вовы вышло все село Сотниковское. Застыли слезы на глазах, в сердце боль, а в горле ком. Больно. Больно всем.
Чеченская война увековечила образ Володи Сенькина в нашей памяти. Он был настоящим гражданином. Как человек – добрым, чутким, отзывчивым, жизнерадостным, целеустремленным, как солдат- смелым.
Мы думаем, что жизнь его послужит добрым примером для нас и поможет нам переосмыслить свое отношение к учебе, труду, близким, к нашей Родине.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью нашей работы являлось более глубокое изучение не просто каких-то биографических сведений из жизни нашего земляка Владимира Сенькина, а главное – понять его характер. Что повлияло на формирование его личности? Каково общественное мнение о нем, как о человеке, гражданине, личности?
Опрос респондентов, родных, друзей, жителей села, а также анализ писем и других документов показывают, что большую роль в формировании у Володи таких нравственных качеств, как доброта, чуткость, отзывчивость, любознательность, любовь к близким, целеустремленность, порядочность и трудолюбие сыграли, конечно же, родные и близкие, которые на протяжении 19 лет прививали эти качества. Надо еще заметить, что сами родители – очень добропорядочные люди. Видно, что Вову окружали порядочные люди. Он легко сходился с ними, дружил и дружил долго, до конца своей жизни.
Школа также сыграла огромную роль в формировании у Володи названных качеств, она углубила и развила их, привив ему любовь к Родине, вооружив его знаниями своих прав и обязанностей.
А уже на службе в Армии он сформировался окончательно, как гражданин и патриот, прекрасно понимавший, что война – это не игра, что его солдатский долг и долг гражданина – защита Отечества.
Володя погиб смертью храбрых, а значит, жизнь прожита достойно. Поэтому его жизнь, пусть короткая, в девятнадцать лет, все же является примером для подрастающего поколения.
Ветер и Солнце
Самый богатый воробей на свете
Бабочка
Разноцветное дерево
И тут появился изобретатель