Исследовательская работа по истории
Данная исследовательская работа посвящена изучению процессов эвакуации в годы Великой Отечественной войны.
Цель работы: составить интерактивную карту на основе исследования процесса эвакуации в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Изучить исторический аспект изучения советского тыла и процесса эвакуации в годы Вов;
2. Изучить процесс эвакуации и деятельность промышленных предприятий в тылу;
3. Изучить процесс эвакуации и деятельность объектов культуры в тылу;
4. Составить интерактивную карту эвакуированных объектов.
Предмет исследования: процесс эвакуации в годы Великой Отечественной войны.
Объект исследования: эвакуированные объекты культуры и промышленные предприятия и их расположение.
Актуальность данной темы заключается в необходимости заинтересовать молодежь и подростков событиями Великой Отечественной войны. По-нашему мнению интерактивный способ получения информации наиболее доступен и популярен среди подростков, что обусловило выбор оформления практической части работы. Изучение вопросов эвакуации, размещения в тыловых районах, управление эвакуированными учреждениями культуры и промышленными объектами является актуальной научной проблемой. Этой теме посвящено большое количество исследований. Особая значимость и новизна нашей работы заключается в изучении, обобщении этих трудов и составлении интерактивной карты эвакуированных объектов.
Практическая значимость: материалы данной работы могут использоваться на уроках истории России, связанных с изучением событий Великой Отечественной войны, советского тыла в годы ВОв; на занятиях элективных курсов и факультативов по истории; на занятиях краеведческих кружков, при оформлении школьных и краеведческих музеев.
В связи с быстрым продвижением германских войск на восток появилась острая необходимость в эвакуации в восточные районы населения, фабрик и заводов, ценностей с территорий, которые подвергались опасности и могли перейти в руки к врагу. Быстрые темпы создания главного арсенала страны на Востоке могли быть обеспечены лишь успешным перемещением в глубокий тыл предприятий, боеприпасов, вооружения и других отраслей.
Перебазирование производительных сил на восток - одна из ярчайших страниц истории Великой Отечественной войны. Героическими усилиями советских рабочих, инженеров, командиров производства, железнодорожников была обеспечена эвакуация на восток многих сотен крупных предприятий и более чем 11 млн. человек. По сути дела целая индустриальная страна была перемещена на тысячи километров. Там, на необжитых местах, часто под открытым небом машины и станки буквально с железнодорожной платформы пускали в дело. В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики одной из своих важнейших стратегических целей выдвигали задачу разрушения духовного пространства СССР, уничтожения промышленности и важнейших культурных центров. В этих условиях эвакуация художественной интеллигенции наряду с перемещением на Восток промышленных и сельскохозяйственных предприятий рассматривалась в качестве главных ведущих социально-политических задач военного времени. Творческая деятельность художественной интеллигенции в эвакуации оставила заметный след в истории культуры тех регионов, где в основном базировались столичные коллективы и видные писатели. Наиболее существенно это отразилось на формировании новых крупных культурных центров СССР - Саратов, Куйбышев, Пермь, Свердловск, Новосибирск и др. Активные творческие связи художественной интеллигенции эвакуированных учреждений культуры и национальной интеллигенции повлияли на обе стороны. Особенно это отразилось на музыкальном и театральном искусстве, а также кинематографе. Уникальная историческая ситуация привела к взаимному культурному обогащению, появлению новых художественных направлений. Несмотря на тяжелые военные условия, лишения и невзгоды в военный период восточные регионы в полной мере смогли использовать творческий потенциал эвакуированной художественной интеллигенции. В результате этого после реэвакуации на местах остались крепкие ростки национального искусства, сформировавшиеся на основе освоения исторического опыта русского и советского искусства.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 33.62 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №15»
Мытищинского муниципального района Московской области
Школьная научно-практическая конференция
Исследовательская работа на тему:
«Эвакуация в годы Великой Отечественной войны. Интерактивная карта»
Выполнил:
ученик 8 а класса Савельев Дмитрий
Научный руководитель:
учитель истории и обществознания Елисеева Э.В.
г. Мытищи, 2015
Содержание:
I. Введение ………………………………………………………………… 3
II. Исторический аспект изучения советского тыла и процесса эвакуации в годы Вов…………………………………………………………………….....4
III. Эвакуация промышленных предприятий ………...................….....12
IV. Эвакуация объектов культуры ………………………………….…..19
V. Заключение ……………………………………………………………...22
VI. Список использованных источников и литературы ………………...24
I. Введение
Данная исследовательская работа посвящена изучению процессов эвакуации в годы Великой Отечественной войны.
Цель работы: составить интерактивную карту на основе исследования процесса эвакуации в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Предмет исследования: процесс эвакуации в годы Великой Отечественной войны.
Объект исследования: эвакуированные объекты культуры и промышленные предприятия и их расположение.
Актуальность данной темы заключается в необходимости заинтересовать молодежь и подростков событиями Великой Отечественной войны. По-нашему мнению интерактивный способ получения информации наиболее доступен и популярен среди подростков, что обусловило выбор оформления практической части работы. Изучение вопросов эвакуации, размещения в тыловых районах, управление эвакуированными учреждениями культуры и промышленными объектами является актуальной научной проблемой. Этой теме посвящено большое количество исследований. Особая значимость и новизна нашей работы заключается в изучении, обобщении этих трудов и составлении интерактивной карты эвакуированных объектов.
Данная работа состоит из трех основных глав, введения, заключения и списка использованных источников и литературы. Главы посвящены развитию полиции в различные исторические периоды, особенностям современной системы правоохранительных органов и отношению к ней населения.
Практическая значимость: материалы данной работы могут использоваться на уроках истории России, связанных с изучением событий Великой Отечественной войны, советского тыла в годы ВОв; на занятиях элективных курсов и факультативов по истории; на занятиях краеведческих кружков, при оформлении школьных и краеведческих музеев.
II. Исторический аспект изучения советского тыла и процесса эвакуации в годы Вов
В связи с быстрым продвижением германских войск на восток появилась острая необходимость в эвакуации в восточные районы населения, фабрик и заводов, ценностей с территорий, которые подвергались опасности и могли перейти в руки к врагу. Быстрые темпы создания главного арсенала страны на Востоке могли быть обеспечены лишь успешным перемещением в глубокий тыл предприятий, боеприпасов, вооружения и других отраслей. Вынужденная эвакуация ресурсов из опасной прифронтовой зоны - явление не новое. Оно имело место, в частности, в России еще в первую мировую войну. Но никогда еще ни одному из воюющих государств не удавалось осуществить так целеустремленно, по плану и с таким поразительным результатом гигантскую эвакуацию производительных сил, как это было сделано Советским Союзом.
24 июня 1941 г. постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР "для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей" при СНК СССР был создан Совет по эвакуации в составе Л.М. Кагановича (председатель), А.Н. Косыгина (заместитель председателя), Н.М. Шверника (заместитель председателя), Б.М. Шапошникова, С.Н. Круглова, П.С. Попкова, Н.Ф. Дубровина и А.И. Кирпичникова.
26-го, 27 июня и 1 июля решением тех же органов в Совет по эвакуации были дополнительно введены А.И. Микоян (первым заместителем председателя), Л.П. Берия и М.Г. Первухин (заместитель председателя
На Совет возлагалось руководство перемещением на восток из прифронтовых районов населения, учреждений, военных грузов, оборудования, предприятий и других ценностей. Во главе его стоял Л.Каганович, а затем Н. Шверник. Совет по эвакуации разрабатывал порядок и очередность перемещения людей и материальных ценностей, планировал сроки формирования и отправки эшелонов в пункты выгрузки в восточных районах. Его постановления, утвержденные правительством, были обязательным для хозяйственного руководства, партийных, советских органов и военных советов и фронтов, войска которых прикрывали районы и области, подлежавшие эвакуации.
Эвакуация осуществлялась в два этапа: лето-осень 1941 и лето-осень 1942 г. Проводилась она в очень сложных условиях: с одной стороны необходимо было до последнего обеспечивать выпуск необходимой фронту продукции на старом месте, а с другой стороны, успеть вывезти людей и оборудование до прихода немцев. Демонтаж оборудования на эвакуируемых предприятиях начинался лишь по специальному приказу уполномоченного ГКО и соответствующего наркомата. Бывало, работа велась в уже заминированных на случай вражеского прорыва цехах.
Эвакуация потребовала колоссального напряжения от железнодорожников: до конца 1941 г. на восток было отправлено 1,5 млн. вагонов с людьми, машинами, сырьем, топливом. Между тем железные дороги и без того работали с большими перегрузками, обеспечивая (нередко под вражескими бомбами) переброску подкреплений, оружия, боеприпасов и другого снаряжения на фронт.
Эвакуация осуществлялась также речным и морским транспортом, который сыграл особенно большую роль при обороне Одессы, Севастополя, Таллина и во время блокады Ленинграда.
Наряду с плановой эвакуацией шла и стихийная: люди бежали от наступавших немцев на попутных машинах, повозках, преодолевали многие сотни километров пешком. Нередко ситуация усугублялась тем, что эвакуация населения из прифронтовой полосы без соответствующего распоряжения ГКО запрещалась. Тогда при приближении нацистов начиналось беспорядочное повальное бегство.
Всех эвакуированных и беженцев на новом месте нужно было обеспечить питанием, жильем, работой, медицинским обслуживанием. С этой целью уже к концу августа 1941 г. было создано более 120 эвакуационных пунктов. Каждый из них обслуживал в день до 2 тыс. человек.
Самым тяжелым временем для советской экономики оказались вторая половина 1941 г. и начало 1942 г., когда значительная часть эвакуированных предприятий еще не успели вновь развернуть производство. Объем промышленной продукции в целом снизился на 52 % по сравнению с довоенным уровнем, выпуск проката черных металлов упал в 3,1 раза, подшипников — в 21 раз, проката цветных металлов — в 430 раз. Это привело к значительному сокращению производства военной техники.
Заводы, вывезенные из западных и центральных районов страны, направлялись в Поволжье, Западную Сибирь, в Казахстан и Среднюю Азию, но более всего — на Урал, где имелись крупные промышленные центры, сложившаяся индустриальная инфраструктура, квалифицированные кадры рабочих и специалистов. Туда было отправлено 44 % эвакуированных предприятий.
Перебазирование производительных сил на восток - одна из ярчайших страниц истории Великой Отечественной войны. Героическими усилиями советских рабочих, инженеров, командиров производства, железнодорожников была обеспечена эвакуация на восток многих сотен крупных предприятий и более чем 11 млн. человек. По сути дела целая индустриальная страна была перемещена на тысячи километров. Там, на необжитых местах, часто под открытым небом машины и станки буквально с железнодорожной платформы пускали в дело.
III. Эвакуация промышленных предприятий
В годы Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики одной из своих важнейших стратегических целей выдвигали задачу разрушения духовного пространства СССР, уничтожения промышленности и важнейших культурных центров. В этих условиях эвакуация художественной интеллигенции наряду с перемещением на Восток промышленных и сельскохозяйственных предприятий рассматривалась в качестве главных ведущих социально-политических задач военного времени.
Работой по эвакуации руководил Совет по эвакуации при СНК СССР, созданный по указанию Сталина на третий день войны. По неполным данным, в течение второго полугодия 1941 года только по железным дорогам было перевезено 2593 промышленных предприятий. Их них около 70 % было размещено на Урале и в Западной Сибири. Прибывшие на Урал заводы и фабрики использовали три основных варианта своего обустройства: одни занимали помещения родственных по профилю предприятий; другие вынужденны были осваивать мало приспособленные к прмышленному производству площади; третьи распологались на пустошах и сами возводили цеха и административно-управленческие корпуса.
Крупнейшим пунктом промышленной эвакуации является уральский регион, разместивший к осени 1942 г. на своей территории оборудование и рабочую силу более 830 предприятий. Туда были эвакуированы 7 промпредприятий, базирующихся на производстве бронетехники и двигателей; 2 завода, базирующихся на химическом машиностроении; 2 завода, производивших все виды резиновых деталей для бронетехники и 2 мотоциклетных промпредприятия, производивших тяжелые военные мотоциклы, также множество других предприятий оборонной промышленности. В Свердловской области прибывшие в эвакуацию заводы или полностью сливались с однопрофильными, значительно усиливая их производственную мощность, или начинали самостоятельную деятельность, становясь основоположниками новых отраслей уральской промышленности. Уралмаш, разместив на своих площадях Ижорский завод и ещё несколько оборонных предприятий, превратился в колоссальную мастерскую по производству бронетехники. На территории Уралвагонзавода разместились Харьковский завод им. Коминтерна и Мариупольский завод, образовав Уральский танковый завод. Серовский металлургический завод принял основное оборудование Краматорского и Сталинского металлургических заводов, Кировградский медеплавильный — оборудование Невского химического завода. Заметно увеличился выпуск реактивных миномётов в результате соединения производственно-технических потенциалов Уралэлектроаппарата и воронежского завода “Коминтерн”. Уральский турбомоторный завод, обединившись с 5-ю эвакуированными заводами, стал крупнейшим в стране производителем дизель-моторов.
Киевский завод “Большевик”, прибывший в Свердловск в августе 1941 г. и первоначально размещённый в помещениях гаража и производственной артели, стал фундаментом будующего гиганта химического машиностроения-Уралхиммаша. На базе оборудования Охтинского химического комбината был создан Свердловский завод пластмасс, являвшийся в годы войны единственным поставщиком смол, шедших на изготовление дельта-древесины, авиафанеры и бакелитированной фанеры для понтонов. Киевский “Красный резинщик” и московский “Каучук” составили основу Свердловского шинного завода и завода резино-технических изделий, начавших производить все виды резиновых деталей для боевой техники. В частности, оба предприятия за годы войны изготовили 223 тыс. обрезиненных катков для 11 тыс. танков.
Крепким фундаментом в строительстве мотоциклетного завода в Ирбите стали эвакуированные производства Московского мотоциклетного завода, механосборочного цеха моторов ЗИЛа и цеха коробок передач Московского автосборочного завода им. КИМа. Созданный при слиянии этих производств Ирбитский мотозавод стал основным поставщиком на фронт тяжёлых военных мотоциклов М-72, использование которых в боевой обстановке полностью лишило моторизованную немецкую пехоту преимуществ имевших масто в начале войны.
Великое передвижение на Восток предпологало не только оперативное перемешение промышленного оборудования. Важнейшими задачами являлись прием, размещение и трудоустройство эвакуированного населения. За период с июля 1941 г по декабрь 1942 г. уральский регион принял 2 млн. 127 тыс. человек, из которых 719 тыс. разместились в Свердловскои области. К концу 1942 г. удельный вес эвакуированных среди населения Урала достиг 9,7 %. Местная политика размещения эвакуированных была достаточно дифференцирована: женшины, дети, престарелые распологались в сельской местности, квалифицированные рабочие, служащие и члены их семей — в городах. Причем процентное соотношение расселения приезжих различалось в зависимости от степени промышленного развития областей и республик. Так, в инлустриально развитой Свердловской области 77,7 % эвакуированных были оставленны в городах.
Поволжский регион с первых месяцев Великой Отечественной войны стал одним из районов СССР, куда эвакуировались десятки промышленных предприятий и учреждений, игравших важную роль в создании и сохранении промышленного потенциала государства. Основная часть оборудования заводов, фабрик, мастерских, обслуживающего персонала, прибыли в Поволжье летом и осенью 1941 года.
21 сентября 1941 г. на станцию Йошкар-Ола прибыл первый эшелон с оборудованием Московского прожекторного завода им. Кагановича, а в начале декабря 1941г. завод уже начал давать продукцию фронту. Осенью 1941 года в Марийскую АССР прибыли оборудование, инструмент и кадры Одесского завода киноаппаратуры (КИНАП), катушечной фабрики им. Володарского из Ленинградской области, колодочной фабрики из г. Ржева, макаронной фабрики из г. Осипенко, маслозавода из г. Вязьмы, промкомбината местной промышленности из г. Киева и др. Оборудование большинства эвакуированных предприятий размещалось на родственных предприятиях и заводах-дублерах, построенных до войны. Так, Одесскому заводу КИНАП и Московскому прожекторному заводу предоставили корпуса двух машиностроительных заводов, строительство которых было начато в г. Йошкар-Оле перед войной. Для других эвакуируемых предприятий в срочном порядке подыскивались площади: под мастерские и лаборатории Государственного оптического института, эвакуированного в МАССР, из Ленинграда, были выделены здания Поволжского лесотехнического института и лесотехнического техникума в г. Йошкар-Оле, а сами учебные заведения переведены в сельскую местность. Киевский завод "13 лет Октября" расположился в помещении временно закрытого музыкального училища, тысячи единиц эвакуированного оборудования приняли Марийский целлюлозно-бумажный комбинат, Волжский деревообрабатывающий комбинат, судоремонтный завод им. Бутякова, стеклозавод "Мариец".
Эвакуация оборонных и промышленных предприятий осуществлялась быстрыми темпами, в соответствии с разработанными ГКО планами, специальными распоряжениями и постановлениями с указанием конкретных сроков эвакуации предприятий, пункта их новой дислокации. Но в условиях стремительного и угрожающего развития событий в схемах эвакуации случались сбои: по ошибке оборудование заводов отправлялось в несколько мест, доставлялось не по назначению, надолго задерживалось в пути. В информации первого секретаря Марийского обкома ВКП (б) В.М.Кушнарева "О работе промышленности Марийской АССР на нужды фронта" за 1941 год имеются сведения о проблемах поступления в МАССР оборудования завода точных приборов из г. Углича, Московского прожекторного завода и др.. Были случаи "двойной" эвакуации предприятий. Например, Киевский завод кассовых аппаратов "13 лет Октября" в июле 1941 года получил задание эвакуироваться в г. Днепропетровск. Через 5 дней основное оборудование завода, инструменты и часть материалов отплыли на барже к месту назначения. 27 июля 1941 года завод развернул свое производство, но наступление вражеских войск и близость фронта стали причиной следующей эвакуации, на этот раз в г. Йошкар-Олу Марийской АССР. Эшелон с оборудованием и рабочими прибыл к месту назначения 3 сентября 1941 года и в том же месяце приступил к работе.
Также крупным пунктом промышленной эвакуации являлась Западная Сибирь, которая в условиях войны была глубоким тылом. Туда перебазировались 94 промпредприятий и организаций, базирующихся на оборонной промышленности; 77 предприятий, из которых были сформированы 33 новых завода, производивших оптико-механическое, радиотехническое и электротехническое вооружение; 32 предприятия, обеспечивавших оборонную промышленность черными и цветными металлами, станками и инструментами; 56 предприятий машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности.
IV. Эвакуация объектов культуры
На основе анализа большого и многообразного документального материала обозначены базовые территории размещения эвакуированной художественной интеллигенции и зоны ее активной творческой деятельности. Из всех регионов СССР наибольшее количество творческих работников было размещено в Поволжье, на Урале, в Южной Сибири, Казахской ССР и республиках Средней Азии. Именно там наряду с крупнейшими промышленными регионами сформировались новые крупные культурные центры, в которых и происходила мобилизация и концентрация духовных ресурсов советского общества средствами искусства.
Творческая деятельность художественной интеллигенции в эвакуации оставила заметный след в истории культуры тех регионов, где в основном базировались столичные коллективы и видные писатели. Наиболее существенно это отразилось на формировании новых крупных культурных центров СССР - Саратов, Куйбышев, Пермь, Свердловск, Новосибирск и др. Активные творческие связи художественной интеллигенции эвакуированных учреждений культуры и национальной интеллигенции повлияли на обе стороны. Особенно это отразилось на музыкальном и театральном искусстве, а также кинематографе. Уникальная историческая ситуация привела к взаимному культурному обогащению, появлению новых художественных направлений. Этому способствовала государственная национальная политика в сфере художественного образования, которая в основных чертах сформировалась к данному времени и получила дополнительные возможности в условиях масштабной эвакуации вузов искусства.
Таким образом, военный период творчества отечественной художественной интеллигенции был наполнен не только рядом драматических событий, но и содержал, по мнению автора, в себе ростки будущих заметных изменений в культуре СССР.
В Поволжье продолжили свою деятельность: Академический Большой театр СССР, Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского, Всероссийская академия художеств, Ленинградская академическая капелла и др. В результате этого крупным театрально-музыкальным центрами страны стали Куйбышев, где размещался Большой театр СССР; Саратов, где находилась Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского, МХАТ им. А.М.Горького; Киров, где продолжил свою работу Ленинградский государственный Большой драматический театр им. А.М.Горького. Кроме этого в Поволжье разместились 5 крупных образовательных учреждений искусства. Крупным событием для Куйбышева стало размещение в осенью 1941 г. городе Центральной студии кинохроники. Куйбышев стал и крупным литературным центром.
Урал как свидетельствуют введенные в научный оборот источники, стал средоточием, прежде всего, театральных сил, художников и писателей. Мощным по своему творческому потенциалу культурным центром во время войны стал Свердловск, где практически одновременно работали в эвакуации МХАТ им. А.М.Горького, Московский театр Красной Армии, Государственный симфонический оркестр, Государственный народный хор им. Пятницкого. Свидетельством тому, что Свердловск стал уральской театральной столицей является тот факт, что там проводились сессии всех уральских театральных коллективов. В Свердловске развернуло свою деятельность местное отделение Союза советских художников. В годы войны Пермь становится одним из ведущих литературных и музыкальных центров страны, местом работы Ленинградского государственного Академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова.
Сибирь стала местом работы 4-х крупных Ленинградских художественных коллективов и 6-ти Московских. В Томске продолжил подготовку художественных кадров Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Черкасова. Влиятельным художественным центром Сибири с этого времени стал Новосибирск, где одновременно размещались 4 крупнейших театральных коллектива страны (среди них Академический театр драмы им. A.C. Пушкина, Московский театр им. A.C. Пушкина и Московский государственный театр им. Е. Вахтангова), из музыкальных коллективов здесь работала Ленинградская филармония.
Новые условия, знакомство с образцами других регионов и национальных культур приводили к появлению новых форм в искусстве, обогащению тематики. Творческие контакты местной и эвакуированной интеллигенции создавали условия для взаимного обмена творческим опытом. Этот процесс был сложным и в оценках современников нередко предстает неоднозначным явлением. В отдельных случаях наблюдалось временное обострение отношений. Но в общей массе происходило постепенное изменение качества художественной жизни провинции. Опыт приобретал как провинциальный зритель, так и актер, менялась общая интеллектуальная атмосфера городов, где сосредоточилась эвакуированная художественная интеллигенция. Провинциальный зритель смог видеть лучшие образцы отечественного искусства, ориентироваться в главных тенденциях его развития, сравнивать творчество различных коллективов.
Несмотря на тяжелые военные условия, лишения и невзгоды в военный период восточные регионы в полной мере смогли использовать творческий потенциал эвакуированной художественной интеллигенции. В результате этого после реэвакуации на местах остались крепкие ростки национального искусства, сформировавшиеся на основе освоения исторического опыта русского и советского искусства.
V. Заключение
VI. Список использованных источников и литературы
Цветущая сакура
Большое - маленькое
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Два Мороза
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое