Здоровье нации – категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность. От него зависит все в жизни. Только здоровые люди могут позволить материальные блага, успешно учиться и стать работоспособными специалистами. Без них невозможен ни научно-технический прогресс, ни успехи в экономике и других отраслях хозяйствования.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_udodovoy.doc | 718.5 КБ |
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «БИЗНЕС-ГИМНАЗИЯ»
ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ВОЛГОГРАДА
Секция: медицинская биология
и здоровый образ жизни.
Учебно-исследовательская работа на тему:
«Комплексная оценка состояния здоровья
обучающихся 8 «А» и 8 «Б» классов
НОУ СОШ «Бизнес-гимназия».
Выполнил:
Удодова Марина,
8 «б» класс
Научный руководитель:
Виханская Алла Владимировна.
учитель биологии высшей категории.
Рецензент:
Ладаускас Сергей Викторович.
Кандидат философских наук,
доцент НОУ ВПО ВИБ
Волгоград, 2009
Содержание
Введение ………………………………………………………………3-5 | |
Глава I. Современные медико-физиологические подходы к оценке состояния здоровья школьников……………………………………6-7
а) уровни физического развития………………………………20-21 б) показатели физического состояния…………………………22-23 в) показатели физической подготовленности…………………23-28
| |
Глава II. 2.1. Показатели состояния здоровья обучающихся 8 «а» и 8 «б» классов НОУ СОШ «Бизнес- гимназия»…………………………..32-41 а) показатели физического развития. б) функциональные показатели физического состояния. в) показатели физической подготовленности. 2.2. Выводы по главе II………………………………………………42-43 | |
Заключение……………………………………………………………44 | |
Литература……………………………………………………………45 | |
Приложения…………………………………………………………………. |
Введение.
Здоровье нации – категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность. От него зависит все в жизни. Только здоровые люди могут позволить материальные блага, успешно учиться и стать работоспособными специалистами. Без них невозможен ни научно-технический прогресс, ни успехи в экономике и других отраслях хозяйствования.
За годы реформирования государственной системы, демографическая ситуация в России заметно ухудшилась. Растет смертность и заболеваемость, снижается рождаемость и работоспособный возраст. Продолжается в Российской Федерации регресс состояния здоровья детей.
Только один школьник из трех приходит в школу здоровым. За время обучения в школе возрастает заболеваемость органов зрения, опорно-двигательного аппарата, функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы. Особенно обеспокоенность вызывает ухудшение физического состояния в возрастной группе 14-17 лет, где 40% молодежи подвержено различным заболеваниям. Лечение становится дорогим, поэтому укрепление и восстановление здоровья физическими упражнениями, использованием оздоровительных сил природной среды с помощью гигиенических факторов, гораздо дешевле.
Здоровье по определению ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), это состояние полного физического, социального и психологического благополучия. Здоровье – это не просто отсутствие болезни в данный момент. Здоровье – это совокупность ряда признаков:
Отсутствие хотя бы одного из признаков служит сигналом о нарушении физического здоровья.
Формирование приоритета здоровья, по сравнению с болезнью, должно стать задачей общества, в котором мы живем. А сегодня основная масса материальных ресурсов тратится на лечение в клинике, хотя современные научные данные свидетельствуют, что здоровье нации не находится в прямой зависимости от величины расходов на здравоохранение: в 50% случаев на здоровье человека оказывает влияние образ жизни, в 20% наследственность, в 20% - состояние окружающей среды и только 8,5% эксперты международной организации труда оценивают вклад здравоохранения в общую сумму факторов, определяющих здоровье.
Умение и навыки в оценке собственного здоровья по простым тестам и результатам самоконтроля имеют личностную ценность для каждого человека. Ученые убеждены и единодушны во мнении, что секрет качества жизни в регулярных занятиях физической культурой, спортом и туризмом, которые могут:
В оценке показателей здоровья желательно начать с учета наследственности. Затем перейти к получению исходных данных путем фактических измерений, выполнение проб и тестов, характеризующих, в том числе, и адаптацию организма к физической нагрузке, и уровень физического состояния испытуемого, перейти к расчетам должных значений различных показателей, их качественной и количественной оценке. Измерения, тесты и пробы должны быть разнообразными и систематическими, что будет способствовать поддержанию и повышению интереса занимающихся к оценке собственного здоровья и слежению за динамикой его показателей. Оптимальной может считаться оздоровительная программа, в которой предусмотрены режим и массаж, дыхательная гимнастика и двигательная нагрузка, закаливание и аутотренинг, а также упражнения на развитие гибкости, мышечной силы и выносливости.
Физическую полноценность человека характеризуют:
Оценка показателей физического развития, физического состояния и физической подготовленности поможет в профилактике заболеваемости средствами физической культуры, спорта, туризма и закаливания.
Таким представляется одно из направлений в решении проблемы оздоровления нации.
В работе поставлены задачи:
Цель работы: оценить показатели, дать оценку показателей физического развития, физического состояния и физической подготовленности, обучающихся 8 «а» и 8 «б» классов НОУ СОШ «Бизнес- гимназия».
Объект исследования.
Обучающиеся которые интересуются своим здоровьем. Исходная информация характеризует контингент, участвующий в оценке показателей здоровья, его пол, возраст, формы занятий двигательной активностью, ФК, интенсивность физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий, наличие вредных привычек.
Глава I. Современные медико-физиологические подходы к оценке состояния здоровья школьников.
Здоровье… Издавна люди связывали с ним благополучие, счастье, возможность полноценно жить и трудиться. На всех этапах развития человеческого общества специалисты разных областей знаний (медики, философы, просветители, экономисты, психологи, статисты) формировали представление о здоровье.
Один из современных специалистов так раскрывает понятие о здоровье: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде он полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям среды, если они не выходят за пределы нормы, и выносят посильный вклад в благополучие общества, соразмеренный с его способностями. Здоровье, поэтому, не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».
Следует отметить двоякую сущность понятия «здоровье»:
Применительно к детям характеристика здоровья более сложная и включает уровень их физического, умственного, функционального развития в различные возрастные периоды, состояния адаптационно-приспособительных реакций в процессе роста, заболеваемость, состояние неспецифической резистентности и иммунной защиты. Профессор Воронцов И.М. определяет индивидуальное здоровье ребенка как совокупность свойств организма, семьи, окружения и воспитания, которые обеспечивают:
Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков
К I группе относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродства, увечья и функциональных отклонений.
Ко II группе относятся дети и подростки, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические изменения. К этой группе следует относить рекованлесцентов, особенно перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (4 раза и более в год) болеющих.
Больного ребенка или подростка к III или IV группе здоровья необходимо относить в зависимости от степени выраженности патологического процесса с учетом функциональных возможностей организма.
В истории развития записывается полный диагноз и ставится группа здоровья.
Схема определения группы здоровья при массовых врачебных осмотрах в зависимости от характера и степени выраженности некоторых распространенных отклонений в состоянии здоровья
Отклонения | Группа здоровья | Клинические критерии |
Сердечно-сосудистая система | ||
Функциональный шум в сердце | II | |
Юношеская гипертрофия сердца, митральная форма сердца; малое (висячее) сердце | ||
Тахи-, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия | II | При отсутствии заболеваний сердца |
Понижение АД | II | При снижении систолического АД у детей 8 – 12 лет до 80 – 85 мм рт. ст.; 13 – 16 лет до 90 – 95 мм рт. ст. |
Вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу. | III | Снижение систолического АД у детей 8 – 12 лет ниже 80 – 85 мм рт. ст.; 13 – 16 лет ниже 90 – 95 мм рт. ст, при наличии повышенной утомляемости, головных болей, лабильности пульса, потливости и др. |
Вегето-сосудистая дистония по гипертоническому типу (гипертоническая болезнь IА стадии по А.Л.Мясникову) | III | Транзиторные подъемы систолического АД до 135 – 140 мм рт. ст (редко до 150) при наличии вегетативной дисфункции потливости, тахикардии, субфебрилитета и отсутствии изменений в сосудах глазного дна и на ЭКГ. |
Гипертоническая болезнь I стадии (IБ стадия по А.Л.Мясникову) | IV | Продолжительные подъемы систолического АД до 150 – 160 мм рт. ст, уровень лабильный; диастолическое АД иногда повышается до 85 – 90 мм рт. ст. |
Миокардит неревматической этиологии | III – IV | При полной клинической ремиссии – III гр; при неполной – IV гр. |
Ревматизм | III – IV | Без порока сердца или с пороком без признаков недостаточности кровообращения, при отсутствии признаков активности ревматического процесса от I года до 5 лет после атаки – III гр. Без порока сердца или с пороком без признаков недостаточности кровообращения в период стихания активности ревматического процесса (от 6 месяцев до 1 года) – IV гр. С пороком сердца и признаками недостаточности кровообращения I ст. при отсутствии признаков активности ревматического процесса (от 1 года и более после атаки) – IV гр. |
Врожденный порок сердца | III – IV | Открытый боталлов проток, дефект межжелудочковой перегородки, без признаков нарушения кровообращения – III гр., с недостаточностью кровообращения I ст. – IV гр. |
Органы дыхания | ||
Хронический бронхит | III – IV | При отсутствии клинических и функциональных изменений со стороны органов дыхания и других систем – III гр., при наличии – IV гр. |
Хроническая пневмония | III – IV | При отсутствии клинических и функциональных изменений со стороны органов дыхания и других систем – III гр., при наличии – IV гр. |
Бронхиальная астма | III – IV | В межприступном периоде при отсутствии функциональных нарушений различных систем, органов физического развития – III гр., при их наличии – IV гр. |
Пищеварительная система. | ||
Кариес зубов | II – III | Кариес средней активности – II гр., высокой активности – III гр. |
Аномалия прикуса | II – III | Начальные формы аномалии прикуса – II гр., значительно выраженные – III гр. |
Дискинезия желчевыводящих путей | II – III | В стадии стойкой ремиссии – II гр., кратковременные, схваткообразные боли в правом подреберье или в области пупка, возникающие после еды или не связанные с приемом пищи при мало нарушенном общем состоянии и слабовыраженных объективных данных – III гр. |
Хронический холецистит | III – IV | В стадии стойкой ремиссии – III гр., при наличии клинических признаков субкомпенсации – IV гр. |
Хронический гастрит | III – IV | В стадии полной ремиссии – III гр., неполной – IV гр. |
Хронический гастродуоденит | III – IV | В стадии полной ремиссии – III гр., неполной (незначительные боли в эпигастральной и пупочной областях, голодные или спустя 2 часа и более после приема пищи) при наличии болезненной пальпации пилородуоденальной области – IV гр. |
Язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки | III – IV | При стойкой ремиссии – III гр., боли в подложечной области (голодные и ночные) отрыжки кислым, изжога, рвота, при локальной болезненности в подложечной и пилородуоденальной областях, напряжение мышц эпигастральной области – IV гр. |
Хронический колит, энтероколит | III – IV | В стадии ремиссии – III гр., при неопределенных болях по всему животу, снижении аппетита, общей слабости, быстрой утомляемости, похудании, спастически сокращенном кишечнике, его вздутии и урчании – IV гр. |
Гельминтоз | II – III | Без признаков интоксикации – II гр., при их наличии – III гр. |
Мочеполовая система | ||
Доброкачественная протеинурия при отсутствии заболевания почек | II | |
Пиелонефрит хронический | III – IV | При полной ремиссии и сохраненной функции почек – III гр., при неполной ремиссии и частично нарушенной функции почек – IV гр. |
Крипторхизм | III | |
Нарушение менструального цикла в периоде становления менструальной функции | II | |
Дисменорея | III | |
Эндокринная система и обмен веществ | ||
Гипертрофия вилочковой железы | II | |
Увеличение щитовидной железы I и II степени | II | Прощупывается перешеек щитовидной железы и слабо определяются боковые доли (I степень), железа заметна на глаз при глотании, легко прощупываются боковые доли (II степень) до пре- и пубертатного периода, без нарушения функций. |
Зоб | III | Увеличение щитовидной железы III степени и более, без нарушений функции. |
Диффузный токсический зоб | III – IV | При легкой форме – III гр., при среднетяжелой – IV гр. |
Избыточная масса тела (за счет жироотложения) | II | Превышение массы тела до 20%, в связи с избыточным жироотложением. |
Ожирение (экзогенноконституционное) | III – IV | Превышение массы тела на 20 – 29% за счет жироотложения (I степень), на 30 – 49% (II степень) – III гр., на 50% и более (III степень) – IV гр. |
Кожа | ||
Аллергические реакции | II | Повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые вещества, лекарства и др. |
Экссудативно-катаральный диатез без явлений экземы | II | |
Экзема, дерматит, нейродермит | III – IV | При ограниченной локализации – III гр., при распространенных кожных изменения с явлениями общей интоксикации – IV гр. |
Система крови | ||
Преданемическое состояние (анемизация) | II | Содержание гемоглобина 11,5 – 11,1% или 115 – 111 г/л |
Анемия | III – IV | Содержание гемоглобина 11,0 – 10,8 г % или 110 – 108 г/л – III гр., 10,7 – 8,0 г % или 107 – 80 г/л – IV гр. |
Нервная система | ||
Астенические проявления | II | Легкие астенические проявления (утомляемость, головные боли, раздражительность, обидчивость, плаксивость, поверхностный сон и др.), исчезающие после непродолжительного отдыха и нормализации режима. |
Патологические привычки | II | Грызть ногти, ручки, воротнички, дергать волосы, кусать и облизывать губы и др., не понижающие функциональные возможности организма. |
Речевые нарушения (косноязычие) | II | |
Вегетативная (вегето-сосудистая) лабильность | II | Соматовегетативные и вегетососудистые нарушения (повышенная потливость, акроцианоз, красный дермографизм, склонность к тахикардии, непереносимость жары и холода, игра вазомоторов), характерные для пре- и пубертатного периодов и не нарушающие работоспособности. |
Вегетативная (вегето-сосудистая) дисфункция | III – IV | Невротические и неврозоподобные расстройства, выражающиеся перманентными или кризоподобными вегетативными или соматовегетативными нарушениями. При слабо выраженной симптоматике – III гр, при выраженных клинических проявлениях и снижении работоспособности – IV гр. |
Невропатия (врожденная детская нервность) | III | Расстройства сна (трудности засыпания, ночные страхи, прерывистый сон), аппетита, эмоциональная неустойчивость, психомоторная расторможенность. |
Астеноневротический и церебрастенический синдром | III – IV | Раздражительность, головные боли, нарушение сна и аппетита. При умеренных клинических проявлениях – III гр., при выраженных – IV гр. |
Невроз (астенический, истерический, навязчивых состояний) | III – IV | При кратковременных проявлениях – III гр., при длительных – IV гр. |
Логоневроз, энурез, тики, моторная навязчивость | III – IV | При умеренных проявлениях, не снижающих социальную адаптацию – III гр., при более выраженных – IV гр. |
Патологическое развитие личности, психопатоподобный синдром, невротическое развитие личности | III – IV | Неправильные формы поведения, квалифицированные детским психоневрологом; группа здоровья – в зависимости от выраженности клинических проявлений. |
Последствия органического заболевания центральной нервной системы. | III – IV | Двигательные, чувствительные и координационные нарушения, без снижения функциональных возможностей – III гр., при их снижении – IV гр. |
Гипертензионный гидроцефальный синдром (врожденный или приобретенный) | III – IV | В стадии устойчивости компенсации и отсутствия клинических проявлений – III гр., при их наличии – IV гр. |
Эпилепсия, эпилептиформный синдром на фоне резидуальных органических поражений головного мозга. | IV | |
Задержка психического развития Умственная отсталость (легкая степень) | III | |
Орган зрения | ||
Миопия слабой степени, астигматизм | II | Миопическая рефракция от 0,5 до 3,0 Д или гиперметропическая рефракция от 3,25 до 6,0 Д в меридиане наивысшей аметропии на лучшем глазу при остроте зрения с коррекцией не менее 1,0 на каждый глаз. |
Миопия средней и высокой степени, астигматизм | III – IV | Миопическая рефракция от 3,25 до 6,0 Д в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения с коррекцией от 0,5 до 0,9 на лучшем глазу – III гр. Миопическая рефракция от 6,25 и выше на лучшем глазу в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения с коррекцией на лучшем глазу не менее 0,5 – IV гр. |
Гиперметропия высокой степени, астигматизм | III | Гиперметропическая рефракция от 6,25 Д и выше в меридиане наивысшей аметропии при остроте зрения от 0,5 до 0,9 на лучшем глазу. |
Аккомодационное косоглазие | II | Без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения. |
Неаккомодационное косоглазие. | III – IV | С учетом степени аномалии рефракции. |
ЛОР-органы | ||
Аденоидные вегетации | II – III – IV | Небольшие аденоидные вегетации, слегка прикрывающие верхний край хоан и не препятствующие носовому дыханию – II гр., аденоиды II степени (хоаны прикрыты наполовину) – III гр., аденоиды III степени (хоаны прикрыты полностью) – IV гр. |
Аденоидит хронический | III | Затрудненное носовое дыхание, постоянный насморк, слизистые выделения по задней стенке глотки, длительный субфебрилитет, частые простудные заболевания. |
Гипетрофия небных миндалин II и III степени | II – III | Миндалины заполняют 2/3 пространства между небными дужками и язычком (II степень) – II гр., миндалины соприкасаются между собой (III степень) – III гр. |
Искривление носовой перегородки | II – III | При отсутствии нарушения носового дыхания – II гр., при нарушении – III гр. |
Ларингит хронический | III | |
Отит | III – IV | Наружный и средний отит – III гр., гнойный эпимезотимпанит – IV гр. |
Тонзиллит хронический | III – IV | Компенсированная форма (местные изменения небных миндалин и ангины или частые респираторные заболевания в анамнезе без общих патологических проявлений, вне обострений) – III гр., декомпенсированная или токсикоаллергическая форма (местные изменения в миндалинах сопровождаются субфебрилититетом, тонзилокардиальным синдромом и др.) – IV гр. |
Фарингит хронический | III | |
Тугоухость | II – III – IV | Односторонняя и двусторонняя I степени (восприятие шепотной речи от 1 до 5 м) – II гр., односторонняя II степени (восприятие шепотной речи до 1 м) и односторонняя III степени (шепотная речь не воспринимается), а также двусторонняя II степени – III гр., двусторонняя III степени – IV гр. |
Кохлеарный неврит | III – IV | Группа здоровья в зависимости от степени нарушения слуха (см. Тугоухость) |
Физическое развитие | ||
Общая задержка физического развития | II | Длина тела меньше, чем М-2о, отстаивание в уровне возрастного развития по количеству постоянных зубов, степени эссификации скелета кисти, выраженности вторичных половых признаков (по сравнению с региональными стандартами) при отсутствии эндокринной патологии. |
Значительный дефицит массы тела | II | Масса тела меньше, чем М-2ор, по региональным стандартам (таблицам регрессии), без хронической патологии. |
Опорно-двигательный аппарат | ||
Нарушение осанки | II | Ассиметрия плеч, боковые искривления позвоночника: сутуловатая, лордотическая, кифотическая, выпрямленная осанка. |
Сколиоз | III – IV | Сколиоз I, II степени (реберное выбухание или мышечный валик, угол искривления основной дуги позвоночника до 100 – I степень; до 300 – II степень) – III гр. Прогрессирующий сколиоз, а также сколиоз III и IV степени (мышечный валик, реберный горб и угол искривления от 30 до 500 – III степень и более 500 – IV степень) – IV группа. |
Уплощение стоп | II | Нарушение опорной поверхности: перешеек стопы, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы значительно расширен (до 2/3 общего поперечника стопы), на его внутренней стороне пальпаторно обычно определяется компенсаторный мышечный валик; линия наружного края стопы несколько выпукла. Выраженность нарушения уточняется плантограммой. |
Плоскостопие | III | Нарушение опорной поверхности стопы: перешеек, соединяющий область пяточной кости с передней частью стопы, занимает почти всю ширину стопы. |
В соответствии с общепринятыми рекомендациями института гигиены детей и подростков выделяют пять групп детей по показателям здоровья:
I группа – здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем функций.
II группа – дети и подростки, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые морфологические и функциональные отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.
III группа – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями.
IV группа – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.
V группа – дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма.
При наличии нескольких заболеваний окончательная оценка состояния здоровья проводится по наиболее тяжелому из них. Качественным выражением комплексной оценки является отнесение ребенка к одной из четырех групп здоровья.
Распределение учащихся 8 «а» класса НОУ СОШ
«Бизнес- гимназия» по группам здоровья.
Группа здоровья | Количество человек |
I группа II группа III группа | --- 4человека 6человек |
Распределение учащихся 8 «б» класса НОУ СОШ
«Бизнес- гимназия» по группам здоровья.
Группа здоровья | Количество человек |
I группа II группа III группа | --- 5человек 5человек |
1.2. Методика комплексной оценки показателей здоровья.
В начале своей работы я познакомила группу тестируемых с методами и параметрами, характеризующими физическое развитие, физическое состояние и физическую подготовленность.
Объяснила выполнение проб и тестов, работу с используемыми приборами и инструментами. Подробно разъяснила расчетные формулы и оценочные критерии.
Для выполнения работы по комплексной оценке показателей здоровья я использовала: уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях и группах здоровья..
К исследованиям по комплексной оценке показателей здоровья были привлечены: учитель физкультуры Чеботарев П.И., фельдшер Ягельская Е.В., учитель биологии Виханская А.В., обучающиеся 8 «а» и 8 «б» классов.
Фактические измерения
Измеряемые на первом этапе показатели:
Физическое развитие
Ф.Р. – процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых. Размеры тела, их пропорции определяют телосложение и являются показателями Ф.Р. Пот ним можно судить о дефиците массы тела или избыточном весе и их динамике, развитии грудной клетки по разнице размеров ее окружности на вдохе и выдохе и соответствии этих показателей возрасту испытуемого. На качество Ф.Р. влияют гиподинамия, интенсификация процессов обучения, недостаточное питание.
Рост измеряют при помощи деревянного ростомера или складного металлического антропометра. Человек стоит спиной к цифровым обозначениям и межлопаточной областью, ягодицами, пятками прикасаясь к вертикальной стойке ростомера. Голова его в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край … уха расположены на одном уровне. Затылком к ростомеру не прикасаться. Подвижную планку ростомера опускают на голову испытуемого (без надавливания).
Металлический антропометр ставится строго вертикально. Горизонтальная линейка антропометра выдвигается на 15-20 см и располагается на самой высокой точке головы. Положение головы такое же, как и при измерении ростомером.
Массу тела определяют путем взвешивания на медицинских весах. Перед работой весы нужно проверить.
Окружность грудной клетки измеряется в покое сантиметровой лентой, которая накладывается горизонтально спереди под сосками у женщин, по соскам у мужчин, а сзади под углом лопатки. Замеры проводятся в покое (пауза между вдохом и выдохом) на вдохе и выдохе.
Окружность талии (живота) измеряется в самом узком месте (обычно на уровне пупка) при спокойном дыхании. Окружность кисти измеряется в запястье.
Сила кисти правой и левой руки измеряется динамометром ДРП-120. Прямая рука отведена в сторону до уровня плеча, динамометр в кисти шкалой внутрь с максимальным усилием сжать без рывка. Рука к туловищу не прикасается. Это измерение повторить с интервалом 30с. три раза, наибольшая величина соответствует силе кисти.
ЖЕЛ измеряется в положении стоя прибором спирометром ССП. Перед замером рекомендуется отдых 3-5 мин. После максимального вдоха следует зажать нос пальцами, обхватить губами мундштук и делать равномерный, глубокий максимальный выдох в спирометр, стараясь держаться прямо, не сутулясь. Из 2-х 3-х измерений с паузами 15-20 с. фиксируют наибольший результат.
Физическое состояние.
Ф.С. – характеризует функциональную готовность основных систем организма обеспечивать его работоспособность. К наиболее информативным величинам, исследование которых предоставляет наименьшие трудности, относятся ЧСС, АД, ЧД, время задержки дыхания, за динамикой которых можно проследить в процессе занятий. С их помощью осуществляется контроль функционального состояния по нагрузочной и ортостатической пробе, пробе Штанге и другим.
ЧСС измеряете за 15с и результат умножается на 4. ЧСС в покое измеряете после 5-7 мин. отдыха лежа на спине – ЧСС1 , сидя ЧСС2 , стоя ЧСС3 (опереться спиной о стену, чтобы ноги были на расстоянии ступни от стены, до замера постоять 1-2 минуты), ЧСС4 после 30 приседаний за 30с измеряете в положении стоя сразу после нагрузки. После этого сесть, полностью расслабиться, стараться восстановить дыхание.
Замер ЧСС6 выполняется после 1 мин восстановления. ЧСС6 замерить в положении сидя, сразу после задержки дыхания на вдохе.
АД измеряется тонометром по методу Короткова Н.С. на правой руке в положении сидя после 5-10 минутного отдыха. Манжетку накладывают на середину обнаженного плеча на 1-2 см выше локтевого сгиба. Рука обследуемого должна быть удобно расположена на столе и повернута ладонью вверх. Момент появления тонов соответствует систалическому давлению, а исчезновение их – диастолическому.
ЧД подсчитывается за 1 мин в состоянии покоя сидя. При этом дыхание должно быть естественным, обычным, без задержек и учащения. Для подсчета ИД ладонь положить на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота.
Время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге) измеряют после 3-5 минутного отдыха. Тестируемый делает три глубоких вдоха и на неполном 4-м вдохе задерживает дыхание, зажав нос пальцами. По секундомеру определяют время задержки дыхания. Для определения времени задержки дыхания на вдохе технология замера аналогична. Интервал между замерами времени задержки дыхания на вдохе и выдохе не менее 5-7 минут.
Физическая подготовленность.
Ф.П. – включает следующие основные качества, которые находятся в сложной и неоднозначной связи между собой: сила, выносливость, гибкость, быстрота и ловкость. Степень развития этих качеств определяется Ф.П. человека. Обычно используют четыре обязательных простейших теста, определяющих уровень развития самых жизненно необходимых физических качеств:
Методики оценивания физической подготовленности учащихся.
Тест 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание).
Исходное положение: упор лежа, голова – туловище – ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание – до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии голова – туловище – ноги.
Дается одна попытка, фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.
Формула для вычисления:
О = (Р - НВП) : НВП, где Р – результат,
НВП – норматив из таблицы
Тест 2. Прыжок в длину с места на гимнастический мат.
Исходное положение: стать носками к стартовой черте, приготовьтесь к прыжку. Выполняется двумя ногами с махом руками. Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего к стартовой линии касания мата ногами испытуемого.
Формула: П=(Р-НВП):НВП
Тест 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине.
Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполняемых упражнений в одной попытке за 30 секунд.
Формула: С=(Р-НВП):НВП)
Тест 4: Удержание тела в висе на перекладине.
Тестируемый принимает положение виса так, чтобы его подбородок находился над перекладиной. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается.
Формула = В(Р-НВП):НВП
Итоговая формула:Общий уровень физической подготовки ОУФП=(О+П+С+В+Н+Б):6
Приборы и оборудование
При проведении исследования были использованы следующие приборы и оборудования:
Расчетный этап.
Представлен расчетными формулами.
Выполненные расчеты позволят перейти к III этапу – оценка показателей здоровья.
Ррасч1 = L * 100 (для роста 150-165 см)
Ррасч1 = L * 105 (для роста 165-175 см)
Ррасч1 = L * 110 (для роста 175-185 см)
где: Р – масса тела, кг
L – рост, см.
Ррасч2 = 50 + 0,75(L-150)+0,25(W-21) для мужчин
Ррасч2 = 50 + 0,34(L-150)+0,2(W-21) для женщин
Ррасч3 = 0,74L-60 муж (норм. груд. клетка)
Ррасч3 = 0,73L-62 жен (норм. груд. клетка)
Ррасч3 = 0,83L-80 муж (узкая груд. клетка)
Ррасч3 = 0,72L-65 жен (узкая груд. клетка)
Ррасч3 = 0,89L-75 муж (широкая груд. клетка)
Ррасч3 = 0,69L-48 жен (широкая груд. клетка)
Ррасч4 (ОГКсм Lсм)/240, где ОГК – окружность грудной клетки.
ДЖЕЛ в зависимости от роста, массы тела и пола.
ДЖЕЛрасч1 40L + 30Р – 4400 (муж)
ДЖЕЛрасч1 40L + 10Р – 3800 (жен)
ДЖЕЛрасч2 (27,63 – 0,122W)L (муж)
ДЖЕЛрасч2 (21.78 – 0.101 W)L (жен)
ДЖЕЛрасч3 = 63Р (муж) не занимающихся ФК и С
ДЖЕЛрасч3 = 55Р (жен) не занимающихся ФК и С
ДЖЕЛрасч3 = 70Р (муж) занимающиеся ФК и С
ДЖЕЛрасч3 = 60Р (жен) занимающиеся ФК и С
СД = 1,7W + 83 (возраст 7-20 лет)
ДД = 1,6W + 42 (возраст 7-20 лет)
ЧСС3 – ЧСС1
Jвр = Ркг * Lсм
Jк = Ркг * Lсм2
Jп = Lсм - [Ркг + ОГКсм ]
Jс = (СКкг * Ркг )100%
Jж = ЖЕЛмл * Ркг
Jк = 0,1 (ЧСС2 + ЧСС4 + ЧСС5 – 200)
Jск = ЖЕЛмл ↑3 дых на вдохе* 100 ЧСС7
УФС = (700-3 ЧСС2 –2,5(ДД+0,33(СД-ДД))-2,7W+0,38Р)*(350-2,6W+0,21L)
Оценка компенсаторно-приспособленных механизмов, лежащих в основе поддержания системы кровообращения.
АП = 0,011 ЧСС2 +0,014 СД+0,008 ДД+0,0014 W+0,009 Р-0,009 L-0,27
1.3. Выводы по главе I.
Расчетные значения индексов, проб и тестов которые я получила, позволяет выполнить анализ и дать оценку показателей здоровья обучающихся 8а и 8б классов.
Оценка Ф.Р. в своей основе имеет взгляды древних эллинов, у которых культ человеческого тела был достаточно высок. По Поликлету (древнегреческий скульптор), высота головы в нормальной фигуре человека должна укладываться восемь раз в высоте роста тела. Длинна бедра укладывается четыре раза в высоте роста. Ширина плеч равна длине бедра, а так же четвертой части высоты роста. Окружность кулака равняется длине стоп. Удвоенная окружность запястья равна окружности шеи, а удвоенная окружность шеи – окружности талии. Норма массы тела находится в тесной связи с ростом человека.
Приложение 1 Таблица 2
Расчетные формулы позволили мне проследить за динамикой показателей Ф.Р., характеризующих гармоничность развития, его темпы, возможность выявления наиболее ранних отклонений в здоровье.
Строение грудной клетки можно оценить косвенным образом по окружности кисти. Менее 16 см – узкая грудная клетка (астенический тест телосложения), 16-18 см – нормальная (нормастенический). И по таблице которая представлена в приложении Табл. №
Экскурсия грудной клетки (разница между замерами ОГК на вдохе и выдохе) у тренированных людей составляет 8-10 см. Анализируя экскурсию грудной клетки обучающихся 8а и 8б класса 6-10, что соответствует оценке здоровых нетренированных людей.
Значение индекса Пенье меньше 10 характеризует крепкое, а меньше 20 хорошее телосложение человека. У учащихся эти показатели выше.
Показатель ЖЕЛ отражает функциональные возможности системы дыхания. Оценка ЖЕЛ представлена в таблице №3.
К анализу фактического значения ЖЕЛ. В норме у здоровых лиц ЖЕЛ может быть ниже заданной величины на 10-15% и составлять 90-85% от ДЖЕЛ. ЖЕЛ фактическое, составляющее 84-70% от ДЖЕЛ расценивается как умеренно сниженное, 69-65% - значительно сниженное, 49% и менее резко сниженное, что указывает на нарушение функции вентиляции легких. Если ЖЕЛ факт.> ДЖЕЛ, то это указывает на высокое функциональное состояние легких и характерно для тех, кто занимается бегом, лыжным спортом, то есть упражнениями развивающими выносливость. При расчете ДЖЕЛ по величине массы тела можно значительно ошибиться в сторону завышения, так как после 18-20 лет оно обычно усиливается.
Силовой индекс у мужчин в среднем составляет 65-80%, у женщин 45-50%.
ЧСС (пульс) у взрослого нетренированного человека в покое колеблется в пределах 60-89 уд./мин. Лежа ЧСС реже примерно на 10 ударов в минуту, чем стоя. У женщин ЧСС на 7-10 уд./мин. чаще, чем у мужчин того же возраста.
У детей ЧСС имеет значительно большие значения, чем у взрослых. Для получения сравнимых данных, необходимо измерять пульс всегда в одном и том же положении (лежа, стоя или сидя). Частота пульса изменяется в соответствии с интенсивностью физической нагрузки. Считается, что двойное увеличение показателя ЧСС, по сравнению с замерами в покое отражает нормальный уровень нагрузки, меньше свидетельствует о слабой физической нагрузке, а ЧСС больше 170 ударов – о чрезмерной нагрузке. Люди занимающиеся спортом, за счет систематической тренировки добиваются меньшего учащения ЧСС. (Таблица 13).
Показатель АД характеризует функциональное состояние ССС и имеет большое значение для активной профилактики сосудистых заболеваний, своевременной диагностике врожденных пороков сердца, а также почечной патологии. Если АД выше АД фактического (СД на 15 мм.рт.ст., а ДД не на 10 мм.рт.ст.) то это свидетельствует о гипертоническом состоянии (повышенное АД). Если же АД фактич. (СД на 20 мм.рт.ст., а ДД на 15 мм.рт.ст.) то это свидетельствует о гипотоническом (повышенном АД).
ЧД при физической нагрузке увеличивается, чем больше, ее мощность и может достигать 60 и более в минуту. ЧД в покое составляет 14-8 вдохов в минуту, что примерно в 4 раза реже частоты пульса. ЧД у спортсменов 10-16 вдохов в минуту.
Время задержки дыхания позволяет оценить способность к воспитанию скоростной выносливости, выявить скрытое состояние пониженного насыщения крови кислородом, приводящее к заболеваниям органов дыхания и кровообращения. приложение (табл. 4, 5, 6, 7).
Проба Генча – задержка дыхания после выдоха. Если проба проводится вслед за пробой Штанге или другой подобной, то необходим отдых 5-7 мин. Прилож. табл. 7.
Значение адаптационного потенциала. Чем выше адаптационные возможности системы кровообращения, тем меньше значение АП, т.е. между ними существует обратно пропорциональная зависимость. Прил. табл. 12.
Значение ортостатической пробы. Разница более чем 20 ударов в мин., свидетельствует о нарушении работы сердца из-за переутомления или заболевания. Прил. табл. 13.
Глава II.
Групповая карта тестирования.
I этап – фактические измерения.
№ п/п | Фамилия, имя. | Пол | Показатель физического развития | ||||||||
возраст (лет) | рост (см) | масса тела (кг) | окружность грудной клетки (см) | Сила кисти (кг) | жизненная емкость легких ЖЕЛ (мл) | ||||||
пауза | вдох | выдох | правая | левая | |||||||
8а 1. | Волчкович Сергей | муж. | 15 | 152 | 48 | 79 | 86 | 78 | 35 | 29 | 3900 |
2. | Гундарева Анна | жен. | 14 | 158 | 62 | 78 | 82 | 77 | 22 | 20 | 3250 |
3. | Дьяченко Егор | муж. | 14 | 165 | 53 | 72 | 76 | 70 | 35 | 31 | 3150 |
4. | Кацубина Кристина | жен. | 14 | 158 | 60 | 80 | 85 | 79 | 30 | 28 | 3250 |
5. | Ким Виталий | муж. | 14 | 152 | 46,5 | 81 | 85 | 80 | 25 | 21 | 3140 |
6. | Ляпина Дарья | жен. | 14 | 154 | 50 | 72 | 76 | 70 | 34 | 30 | 3700 |
7. | Обрушников Павел | муж. | 14 | 170 | 53,5 | 79 | 84 | 78 | 27 | 21 | 3050 |
8. | Остапенко Никита | жен. | 15 | 150 | 50 | 92 | 96 | 90 | 23 | 19 | 3150 |
9. | Смалев Никита | муж. | 15 | 166 | 65 | 72 | 76 | 71 | 25 | 19 | 3000 |
10. | Урывский Валентин | муж | 15 | 150 | 46 | 72 | 76 | 71 | 34 | 32 | 3600 |
8б 11. | Аникушин Артем | муж. | 14 | 163 | 55 | 72 | 76 | 70 | 22 | 22 | 3500 |
12. | Безрукова Алена | жен. | 14 | 166 | 50 | 82 | 85 | 81 | 27 | 20 | 3350 |
13. | Ващенко Владислав | муж. | 14 | 162 | 45 | 89 | 92 | 88 | 15 | 12 | 2850 |
14. | Иванов Сергей | муж. | 15 | 154 | 48 | 79 | 83 | 78 | 35 | 25 | 3250 |
15. | Манжосов Владимир | муж. | 15 | 163 | 46 | 79 | 83 | 78 | 26 | 21 | 3040 |
16. | Соколенко Александра | жен. | 15 | 155 | 60 | 78 | 82 | 77 | 33 | 38 | 3950 |
17. | Таратанов Артем | муж. | 14 | 160 | 48 | 81 | 85 | 80 | 25 | 21 | 3140 |
18. | Удодова Марина | жен. | 14 | 152 | 49 | 72 | 76 | 71 | 21 | 23 | 3400 |
19. | Чиненова Кристина | жен. | 14 | 165 | 55 | 76 | 82 | 74 | 35 | 29 | 3850 |
20. | Воробьева Полина | жен. | 14 | 169 | 57 | 74 | 78 | 73 | 17 | 15 | 3350 |
Функциональные показатели физического состояния | Показатели физической подготовленности | ||||||||||||||
Артериальное давление (АД мм.рт.ст.) | Частота сердечный сокращений в положении | Время задержки дыхания (с.) | Частота сердечных сокращений после нагрузки | Гиб-кость (см.) | Прыжок в длину с места (см.) | Вис на перекладине (с.) | Подъем туловища за 30 с. (раз) | Челночный бег 3х10м (с.) | Отжимание (раз) | Прыжки через скакалку за 1 м. (раз) | |||||
СД | ДД | сидя | стоя | на выдохе | на вдохе | после задержки дыхания на вдохе | после 30 приседаний за 30 с. | после 1 мин. восстановления | |||||||
120 | 75 | 64 | 70 | 50 | 55 | 82 | 170 | 134 | 3 | 210 | 10 | 30 | 8,0 | 10 | 147 |
90 | 60 | 64 | 68 | 35 | 38 | 80 | 136 | 122 | 12 | 140 | 3 | 21 | 9,3 | 6 | 150 |
100 | 80 | 63 | 65 | 40 | 43 | 84 | 168 | 152 | 14 | 150 | 7 | 22 | 9,4 | 8 | 153 |
110 | 70 | 65 | 67 | 45 | 50 | 86 | 155 | 120 | 12 | 150 | 8 | 24 | 9,5 | 6 | 156 |
95 | 65 | 66 | 68 | 30 | 34 | 80 | 150 | 126 | 11 | 200 | 8 | 30 | 9,6 | 12 | 158 |
105 | 65 | 68 | 72 | 30 | 35 | 84 | 168 | 130 | 6 | 170 | 9 | 28 | 7,9 | 11 | 144 |
110 | 65 | 64 | 68 | 50 | 55 | 80 | 150 | 120 | 7 | 100 | 7 | 27 | 9,7 | 10 | 137 |
110 | 70 | 68 | 72 | 23 | 25 | 76 | 154 | 126 | 6 | 100 | 7 | 20 | 9,6 | 8 | 145 |
108 | 60 | 62 | 68 | 35 | 40 | 82 | 152 | 120 | 12 | 150 | 9 | 27 | 8,1 | 9 | 133 |
115 | 70 | 66 | 70 | 40 | 45 | 84 | 160 | 132 | 11 | 195 | 7 | 30 | 8,0 | 8 | 140 |
115 | 70 | 72 | 78 | 15 | 18 | 90 | 160 | 134 | 7 | 100 | 4 | 18 | 9,3 | 5 | 145 |
110 | 65 | 68 | 72 | 12 | 15 | 82 | 136 | 118 | 10 | 130 | 3 | 17 | 9,7 | 3 | 135 |
120 | 80 | 68 | 74 | 30 | 35 | 86 | 142 | 128 | 13 | 160 | 5 | 17 | 9,6 | 5 | 148 |
110 | 60 | 70 | 76 | 18 | 20 | 88 | 150 | 132 | 15 | 160 | 5 | 20 | 9,5 | 8 | 152 |
120 | 80 | 68 | 74 | 30 | 35 | 88 | 170 | 142 | 9 | 210 | 11 | 28 | 8,1 | 9 | 131 |
105 | 65 | 70 | 72 | 20 | 25 | 86 | 130 | 121 | 11 | 140 | 6 | 18 | 9,3 | 7 | 147 |
105 | 70 | 72 | 78 | 20 | 25 | 90 | 142 | 120 | 8 | 145 | 7 | 17 | 9,5 | 8 | 145 |
100 | 70 | 67 | 70 | 30 | 34 | 85 | 138 | 119 | 8 | 215 | 10 | 29 | 8,1 | 10 | 137 |
90 | 60 | 70 | 76 | 22 | 25 | 88 | 144 | 124 | 14 | 165 | 5 | 14 | 9,6 | 8 | 142 |
125 | 85 | 73 | 78 | 18 | 20 | 90 | 155 | 145 | 9 | 100 | 5 | 15 | 9,7 | 8 | 139 |
Таблица 2.
Групповая карта тестирования.
II этап – расчетно-оценочный для параметров физического развития и физического состояния.
№ п/п | Фамилия, имя | Пол | Показатели физического развития | Функциональные показатели физического развития | |||||||||||||||
Масса тела | индекс массы тела | индекс весоростовой | индекс силы | ЖЕЛ (мл.) | Ортостатическая проба | Артериальное давление | Индекс жизни | Индекс Скибински | Индекс Руфье | УФС | АП | Индекс Пенье | Оценка УФС | ||||||
фактическое | идеальное | фактическое | идеальное | фактическое | идеальное | ||||||||||||||
8а 1. | Волчкович Сергей | м | 48 | 57,3 | 21,5 | 0,368 | 0,22 | 3900 | 4400 | 18 | 120/75 | 108/66 | 61,0 | 15,7 | 17,4 | 0,526 | 1,37 | 31 | сред |
2. | Гундарева Анна | ж | 62 | 54,2 | 20,4 | 0,276 | 0,10 | 3250 | 3300 | 16 | 90/60 | 106/64 | 70,6 | 11,8 | 12,6 | 0,524 | 1,32 | 43 | сред |
3. | Дьяченко Егор | м | 53 | 45,7 | 20,5 | 0,267 | 0,11 | 3100 | 2800 | 18 | 110\70 | 108\65 | 72,5 | 12,2 | 14,5 | 0,448 | 1,50 | 40 | сред |
4. | Кацубина Кристина | ж | 60 | 57,5 | 20 | 0,355 | 0,18 | 3900 | 3500 | 20 | 120\80 | 108\70 | 70,5 | 16,5 | 18,6 | 0,550 | 1,50 | 38 | сред |
5. | Ким Виталий | м | 46,5 | 54 | 23,3 | 0,291 | 0,11 | 3140 | 2900 | 14 | 95/65 | 106/64 | 66,5 | 11,9 | 14,4 | 0,540 | 1,54 | 32,5 | в.сред |
6. | Ляпина Дарья | ж | 50 | 49,5 | 24 | 0,266 | 0,14 | 3700 | 2800 | 16 | 105/65 | 106/64 | 84,0 | 14,4 | 17,0 | 0,530 | 1,49 | 49 | в.сред |
7. | Обрушников Павел | м | 53,5 | 55,9 | 20,0 | 0,315 | 0,14 | 3050 | 3600 | 16 | 110/65 | 106/64 | 57,5 | 10,9 | 13,8 | 0,445 | 1,67 | 37,5 | сред |
8. | Остапенко Никита | ж | 50 | 63,6 | 20,0 | 0,374 | 0,14 | 3150 | 4000 | 8 | 110/70 | 108/66 | 50,8 | 11,9 | 15,2 | 0,457 | 1,39 | 12 | сред |
9. | Смалев Никита | м | 65 | 45,6 | 20,3 | 0,277 | 0,10 | 3000 | 2500 | 20 | 100/60 | 108/66 | 71,4 | 10,8 | 14,0 | 0,376 | 1,65 | 38 | н. сред |
10. | Урывский Валентин | м | 46 | 47,7 | 21,4 | 0,249 | 0,08 | 3500 | 2400 | 18 | 115/70 | 106/64 | 87,5 | 13,8 | 16,2 | 0,570 | 1,47 | 47,5 | в.сред |
8б 11. | Аникушин Артем | м | 55 | 58,4 | 23,3 | 0,351 | 0,16 | 3350 | 4000 | 18 | 115/70 | 106/64 | 55,8 | 13,4 | 17,2 | 0,585 | 1,51 | 42,9 | в.сред |
12. | Безрукова Алена | ж | 50 | 60 | 21,3 | 0,343 | 0,08 | 2350 | 3500 | 14 | 110/65 | 106/64 | 50,8 | 10,1 | 12,6 | 0,366 | 1,46 | 17,5 | н.сред |
13. | Ващенко Владислав | м | 45 | 54,3 | 20 | 0,328 | 0,18 | 3250 | 3500 | 18 | 120/80 | 108/66 | 60,1 | 12,4 | 14,4 | 0,530 | 1,67 | 32 | сред |
14. | Иванов Сергей | м | 48 | 53,6 | 23,3 | 0,283 | 0,12 | 3040 | 2900 | 18 | 110/60 | 108/66 | 66,0 | 12,1 | 15,8 | 0,554 | 1,65 | 35 | сред |
15. | Манжосов Владимир | м | 57 | 58,4 | 20 | 0,333 | 0,18 | 3950 | 3900 | 20 | 120/80 | 108/66 | 69,2 | 16,8 | 18,6 | 0,528 | 1,38 | 36 | сред |
16. | Соколенко Александра | ж | 60 | 56,5 | 20 | 0,335 | 0,18 | 3000 | 2900 | 20 | 120/80 | 108/66 | 70,1 | 12,5 | 14,5 | 0,500 | 1,36 | 42 | сред |
17. | Таратанов Артем | м | 52 | 59,4 | 20,5 | 0,299 | 0,10 | 3400 | 3500 | 18 | 105/70 | 106/64 | 65,3 | 12,2 | 14,0 | 0,337 | 1,60 | 40 | н. сред |
18. | Удодова Марина | ж | 49 | 49,5 | 24 | 0,266 | 0,14 | 3700 | 2800 | 16 | 105/65 | 106/64 | 84,0 | 14,4 | 17,0 | 0,530 | 1,49 | 49 | в.сред |
19. | Чиненова Кристина | ж | 55 | 52,1 | 21,3 | 0,270 | 0,07 | 3350 | 3000 | 18 | 90/60 | 106/64 | 72,8 | 12,4 | 14,4 | 0,537 | 1,39 | 49,5 | сред |
20. | Воробьева Полина | ж | 57 | 45,7 | 20,5 | 0,267 | 0,11 | 3100 | 2800 | 18 | 110\70 | 108\65 | 72,5 | 12,2 | 14,5 | 0,448 | 1,50 | 40 | сред |
Идеальная масса тела: Ррасч = (ОГКсм * Lсм)/240 Расчет силового индекса: Jс = (СКкг/Ркг) 100%
Индекс массы тела (индекс Кетле): Jк = Ркг/Lм2 Индекс жизненный: Jж = ЖЕЛмл/Ркг
Индекс весоростовой: Jвр = Ркг/Lсм
Таблица 3.
III этап – расчетно-оценочный для параметров
физической подготовленности.
№ п/п | Фамилия, имя | Пол | Возраст | Гибкость | Прыжок в длину с места | Вис на перекладине | ||||||
Ф | Н | Р | Ф | Н | Р | Ф | Н | Р | ||||
8а 1. | Волчкович Сергей | м | 15 | 3 | 9 | -0,7 | 210 | 206 | 0,02 | 40 | 40 | 0,00 |
2. | Гундарева Анна | ж | 14 | 12 | 12 | 0,00 | 140 | 173 | -0,20 | 23 | 31 | -0,25 |
3. | Дьяченко Егор | м | 14 | 14 | 12 | 0,12 | 150 | 173 | -0,15 | 27 | 31 | -0,12 |
4. | Кацубина Кристина | ж | 14 | 12 | 12 | 0,00 | 150 | 173 | -0,15 | 28 | 31 | -0,09 |
5. | Ким Виталий | м | 14 | 11 | 12 | -0,08 | 200 | 173 | -0,15 | 28 | 31 | -0,09 |
6. | Ляпина Дарья | ж | 14 | 6 | 12 | -0,5 | 170 | 196 | -0,14 | 29 | 35 | -0,17 |
7. | Обрушников Павел | м | 14 | 7 | 12 | -0,4 | 100 | 173 | -0,42 | 27 | 31 | -0,12 |
8. | Остапенко Никита | ж | 15 | 6 | 14 | -0,6 | 100 | 177 | -0,43 | 27 | 35 | -0,22 |
9. | Смалев Никита | м | 15 | 12 | 10 | 0,2 | 150 | 206 | -0,27 | 29 | 40 | -0,27 |
10. | Урывский Валентин | м | 14 | 11 | 9 | 0,2 | 195 | 196 | -0,005 | 27 | 35 | -0,22 |
8б 11. | Аникушин Артем | муж. | 14 | 7 | 12 | -0,4 | 100 | 173 | -0,42 | 24 | 31 | -0,22 |
12. | Безрукова Алена | жен. | 14 | 10 | 12 | -0,1 | 130 | 173 | -0,24 | 23 | 31 | -0,25 |
13. | Ващенко Владислав | муж. | 15 | 13 | 14 | -0,07 | 160 | 177 | -0,07 | 25 | 35 | -0,28 |
14. | Иванов Сергей | муж. | 15 | 11 | 14 | -0,2 | 160 | 177 | -0,09 | 25 | 35 | -0,28 |
15. | Манжосов Владимир | муж. | 15 | 5 | 10 | -0,5 | 210 | 206 | -0,02 | 31 | 40 | -0,22 |
16. | Соколенко Александра | жен. | 14 | 9 | 12 | -0,25 | 140 | 173 | -0,19 | 26 | 31 | -0,16 |
17. | Таратанов Артем | муж. | 14 | 11 | 12 | -0,08 | 165 | 173 | -0,04 | 27 | 31 | -0,12 |
18. | Удодова Марина | жен. | 14 | 4 | 9 | -0,6 | 215 | 196 | 0,09 | 40 | 35 | 0,14 |
19. | Чиненова Кристина | жен. | 14 | 10 | 12 | -0,1 | 165 | 173 | -0,04 | 25 | 31 | -0,19 |
20. | Воробьева Полина | жен. | 15 | 7 | 14 | -0,5 | 100 | 177 | -0,43 | 25 | 35 | -0,28 |
Подъем туловища за 30 с. (раз) | Челночный бег 3х10м (с) | Отжимание (раз) | Прыжки через скакалку (1 м.) | Общий уровень физической подготовленности | Оценка ОУФП | ||||||||
Ф | Н | Р | Ф | Н | Р | Ф | Н | Р | Ф | Н | Р | ||
30 | 21 | 0,42 | 8,0 | 8,4 | -0,04 | 10 | 32 | -0,68 | 147 | 140 | -0,08 | -0,20 | хорошо |
21 | 19 | 0,10 | 9,3 | 9,4 | -0,01 | 6 | 14 | -0,57 | 150 | 160 | -0,06 | -0,19 | хорошо |
22 | 19 | 0,15 | 9,4 | 9,4 | 0,00 | 8 | 14 | -0,42 | 153 | 160 | -0,04 | -0,10 | хорошо |
24 | 19 | 0,26 | 9,5 | 9,4 | 0,01 | 6 | 14 | -0,57 | 156 | 160 | -0,02 | -0,10 | хорошо |
30 | 19 | 0,57 | 9,6 | 9,4 | 0,02 | 12 | 14 | -0,14 | 158 | 160 | -0,01 | -0,10 | хорошо |
28 | 20 | 0,4 | 7,9 | 8,7 | -0,09 | 11 | 28 | -0,6 | 144 | 140 | 0,02 | -0,10 | хорошо |
27 | 19 | 0,42 | 9,7 | 9,4 | 0,03 | 10 | 14 | -0,28 | 137 | 160 | -0,14 | -0,10 | хорошо |
20 | 20 | 0 | 9,6 | 9,3 | 0,03 | 8 | 15 | -0,46 | 145 | 160 | -0,09 | -0,19 | хорошо |
27 | 21 | 0,28 | 8,1 | 8,4 | -0,03 | 9 | 32 | -0,71 | 133 | 140 | -0,05 | -0,17 | хорошо |
30 | 20 | 0,5 | 8,0 | 8,7 | -0,08 | 8 | 28 | -0,71 | 140 | 140 | 0,00 | -0,08 | хорошо |
18 | 19 | -0,05 | 9,3 | 9,4 | -0,01 | 5 | 14 | -0,64 | 145 | 160 | 0,09 | -0,21 | хорошо |
17 | 19 | -0,10 | 9,7 | 9,4 | 0,03 | 3 | 14 | -0,78 | 135 | 160 | -0,15 | -0,25 | удовл. |
17 | 20 | -0,15 | 9,6 | 9,3 | 0,03 | 5 | 14 | -0,64 | 148 | 160 | -0,07 | -0,19 | хорошо |
20 | 20 | 0 | 9,5 | 9,3 | 0,02 | 8 | 15 | -0,46 | 152 | 160 | -0,05 | -0,14 | хорошо |
28 | 21 | 0,33 | 9,8 | 8,4 | 0,16 | 9 | 32 | -0,71 | 131 | 140 | -0,06 | -0,08 | хорошо |
18 | 19 | -0,05 | 9,3 | 9,3 | 0,00 | 7 | 14 | -0,5 | 147 | 160 | -0,08 | -0,16 | хорошо |
17 | 19 | -0,10 | 9,5 | 9,3 | 0,02 | 8 | 14 | -0,42 | 145 | 160 | -0,09 | -0,13 | хорошо |
29 | 20 | 0,45 | 8,1 | 8,7 | -0,9 | 10 | 28 | -0,64 | 137 | 140 | -0,02 | -0,15 | хорошо |
14 | 19 | -0,26 | 9,6 | 9,3 | 0,03 | 8 | 14 | -0,42 | 142 | 160 | -0,11 | -0,17 | хорошо |
15 | 20 | -0,25 | 9,7 | 9,3 | 0,04 | 8 | 15 | -0,46 | 139 | 160 | -0,13 | -0,25 | удовл. |
ОУФК = (О+П+С+В+Н+5)/6
2.2. Выводы по главе II.
После заполнения таблиц результатами фактических измерений и выполнения расчетов по формулам на третьем этапе мы даем оценку полученных данных, позволяющих сделать вывод о работе различных систем организма.
Сначала мы сравниваем фактические данные с расчетными. Например АД фактич. и АД расчетное, Рфакт. и Ррасчет. и т.д. Было интересно узнать давление фактическое и какое оно должно быть. Сколько тестируемый должен весить при своем росте и возрасте. Методика позволила выполнить такой анализ, используя различные формулы для расчетов определяя оптимальную из них, т.е. ту, по которой фактические и расчетные показатели наиболее близки между собой, с учетом пола занимающегося ФК, интенсивности физкультурно-спортивных занятий и других факторов.
После расчета УФС или любого другого показателя, получаем количественную оценку-цифру, и качественную оценку соответствующего состояния тестируемого: «отличное», «хорошее», «ниже среднего» или «плохое». Возвращаясь к расчетной формуле УФС, мы анализируем причину низкого уровня физ. состояния из оценки УФС мы видим, что трое учащихся имеют УФС «ниже среднего» анализируя параметры физического состояния мы видим отклонения. Определяя и анализируя оценку весоростового индекса, проводя, диаграмму соответствие веса росту, (индекс Кетле) мы видим, что у обучающихся весоростовой индекс «норма» определяя и замеряя ЖЕЛ у обучающихся мы видим, что значения соответствуют по таблице «здоровые, нетренированные».
Определяя ортостатическую пробу мы видим такие показатели, как 14, 16, 18, 20 ударов в минуту, что соответствует оценке «хорошо», «удовлетворительно». Оценка жизненного индекса в возрастном интервале соответствует оценке «хорошо» для занимающихся физической культурой и спортом.
Индекс Скибински оценивает сердечно-сосудистую и дыхательные системы. У обучающихся 8а и 8б она «удовлетворительна». Индекс Руффье определяет и дает функциональную оценку физической работоспособности, у обучающихся она «удовлетворительна».
Индекс Пенье определяет пропорциональность развития и телосложения. Из расчетов «высокий».
Уровень физического состояния 8а 30% в/среднего, 60% средний,10% н/среднего.8б 20% в/среднего, 60% средний,20% н/среднего.
Для анализа уровня ФП фактические результаты из таблицы 1 сравниваются с нормативами для различных возрастных групп табл. 14 и 15. Оценка уровня физической подготовленности у 8а 100% хорошо, 8б 80% хорошо 20% удовлетворительно.
Проведя экспресс оценку с помощью психологического теста (Прил.) который был предложен Р.Р.Кашаковым и на мой взгляд помог ответить на вопрос о том, какой образ жизни надо вести.
Из результатов тестов вы видим что: 6% учащихся набрали 64 очка, 70%-56 очков, из это следует что, 76% учащихся бывают: раздражительны, уставшие, постоянно работающие с перегрузкой. Нужно обратить внимание на свое здоровье и перейти к правилам здорового образа жизни.
25% учащихся набрали 24 очка. По результатам теста учащиеся слишком перегружены, не следят за состоянием своего здоровья, можно порекомендовать им ежедневно уделять внимание своему физическому здоровью.
Я считаю, что моя работа по оценке показателей здоровья моих одноклассников очень эффективна. Периодичность выполняемых исследований поможет проследить динамику развития всего комплекса характеристик, эффективность проводимых занятий по физическому воспитанию и совершенствованию преподавания ФК.
Заключение.
Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни являются важнейшими средствами профилактики заболеваний, подтверждая известные изречения: «Ваше здоровье в Ваших руках!». Федеральный закон «О физической культуре и спорта в Российской Федерации» в ст.14 указывает на необходимость обеспечения всеми руководителями образовательных учреждений высокого уровня проведения ежедневных учебных и вне учебных физкультурно-оздоровительных занятий. Пред началом учебных занятий проводится физ. зарядка, на каждом уроке физкультминутки, которые включают физические и дыхательные упражнения, упражнения на коррекцию зрения, на переменах организуются игры, практикуются прогулки на свежем воздухе.
Методика комплексной оценки показателей здоровья позволяет выявить реальный уровень развития человека, степень его соответствия возрастным нормам, определить отклонения и недостатки в физическом развитии. Все диагностические тесты и пробы доступны, не требуют дополнительной специальной подготовки и анализа. Каждый интересующийся своим здоровьем может провести большинство замеров в домашних условиях.
Это зависит от нас самих. Например, если мы хотим убрать избыточный вес – должны определить весоростовой индекс, работоспособность организма – индекс Руффье.
На мой взгляд, такая оценка показателей здоровья очень эффективна. Введение на занятиях по ФК оценки показателей здоровья 100% учащихся позволит резко сократить необходимость профилактических осмотров. Преподаватель по динамике показателей физического развития (ФР), физического состояния (ФС), физической подготовленности (ФП) сможет судить об эффективности учебного процесса физического воспитания, корректировать его в случае необходимости взаимодействовать с врагом. Оценка показателей здоровья вызовет личную заинтересованность каждого учащегося.
Предмет ФК и биология одни из учебных дисциплин, формирующие у учащихся грамотное отношение к себе, своему телу, потребности в укреплении здоровья.
Приложение
Таблица 1.
Оценка весоростового индекса.
Индекс весоростовой | Оценка | |||
до 12 лет | 13-17 лет | муж. | жен. | |
менее 0,2 0,2-0,3 более 0,3 | менее 0,3 0,3-0,4 более 0,4 | менее 0,35 0,35-0,4 более 0,4 | менее 0,325 0,325-0,375 более 0,375 | дефицит массы тела норма избыток массы тела |
Таблица 2.
Оценка индекса Кетле (соответствие Вашего роста весу).
Индекс массы тела | Оценка |
Меньше 20 | Дефицит массы тела |
20-24,9 | Норма |
25-25,9 | Избыток |
30-39,9 | Ожирение |
Больше 40 | Риск велик |
Таблица 3.
Оценка ЖЕЛ
Контингент тестируемых | Значение ЖЕЛ в метрах |
Здоровые, нетренированные Мужчина Женщина | 3,5-4,5 2,5-3,5 |
Спортсмены Мужчина Женщина | 4,7-5 и более 3,5-4 и более |
Таблица 4.
Оценка пробы Штанге.
Контингент тестируемых | Оценка | Результат |
Здоровые нетренированные люди | норма | 45-55 с |
Спортсмен | норма | 60-90 с и более |
Таблица 5.
Ориентировочная оценка пробы задержки дыхания на вдохе
для определении способности к воспитанию скоростной выносливости.
Возраст | Оценка | ||
отлично | хорошо | удовлетворительно | |
11-12 | больше 70 с. | 65-70 с. | 55-65 с. |
13-14 | больше 95 с. | 90-95 с. | 80-90 с. |
Таблица 6.
Возраст, лет | мальчики | девочки |
13 | 61 | 50 |
14 | 64 | 54 |
15 | 68 | 60 |
16 | 61 | 64 |
Ориентировочные показатели пробы Штанге (сен.) для детей.
Таблица 7.
Оценка пробы Генче.
Контингент тестируемых | Оценка | Результат |
Здоровые нетренированные люди | норма | 25-30 с |
Спортсмен | норма | 40-60 с и более |
Таблица 8.
Оценка жизненного индекса в возрастном интервале до 35 лет.
Jж =ЖЕЛ мл/Ркг | Пол | Оценка | Примечание |
60-65 55-60 | м ж | хорошо | для лиц не занимающихся ФК и С. |
65-75 60-70 | м ж | хорошо | для лиц занимающихся ФК и С |
менее 55 менее 50 | м ж | плохо | У Вас либо избыточный вес, либо недостаточный ЖЕЛ |
Таблица 9.
Значение индекса Скибински и его оценка.
Jск | Оценка |
меньше 60 | отлично |
60-31 | хорошо |
30-11 | удовлетворительно |
10-5 | неудовлетворительно |
менее 5 | очень плохо |
Таблица 10.
Значение индекса Руффье и его оценка.
Jк | Оценка |
0-5 | отлично |
6-10 | хорошо |
11-15 | удовлетворительно |
более 15 | неудовлетворительно |
Таблица 11.
Значение уровня физического состояния и его оценка.
УФС | Оценка |
0,826 и более | высокий |
0,676-0,825 | выше среднего |
0,526-0,675 | средний |
0,376-0,526 | ниже среднего |
0,225-0,375 | низкий |
Таблица 12.
Значение адаптационного потенциала и его оценка.
АП | Оценка | Рекомендации |
до 2,1 | нормальная (удовл.) адаптация | занятие без ограничений |
2,11-3,2 | напряжение механизмов адаптации | занятия по спец программе |
3,21-4,3 | неудовлетворительная адаптация | занятие строго ограничены |
более 4,3 | срыв адаптации | занятия ЛФК |
Таблица 13.
Значение ортостатической пробы и его оценка.
ЧССз – ЧСС1 | оценка |
менее 10 уд. | отлично |
менее 15 уд. | хорошо |
менее 20 уд. | удовлетворительно |
более 20 уд. | неудовлетворительно |
Таблица 14.
Возрастные оценочные нормативы.
Пол, возраст Тест | мальчики | девочки | ||
14 | 15 | 14 | 15 | |
1. Отжимание в упоре лежа. | 28 | 32 | 14 | 15 |
2. Прыжки в длину с места (см) | 196 | 206 | 173 | 177 |
3. Поднимание туловища. | 20 | 21 | 19 | 20 |
4. Вис на перекладине (с). | 35 | 40 | 31 | 35 |
5. Челночный бег 3х10 м.с. | 8,3 | 8,4 | 9,4 | 9,3 |
6. Гибкость. | 9 | 10 | 12 | 14 |
Таблица 15.
Оценка ОУФП.
Значение ОУФП | Оценка |
от 0,61 и выше | супер |
от 0,21 до 0,60 | отлично |
от 0,20 до – 0,20 | хорошо |
от -0,21 до – 0,60 | удовлетворительно |
от – 0,61 до – 1,00 | неудовлетворительно |
от -1,01 и ниже | опасная зона |
Таблица 16.
Пример заполнения индивидуальной карты фактических измерений для комплексной оценки показателей здоровья
№ п/п | Показатели физического развития | |||
Наименование | значение | |||
1. | Возраст W лет | 14 | ||
2. | Рост L см | 168 | ||
3. | Масса тела Р кг | 46 | ||
4. | Окружность | грудной клетки | пауза см | 85 |
вдох см | 90 | |||
выдох см | 83 | |||
талии см | 76 | |||
кисти (запястье) см | 16,5 | |||
5. | Сила кисти | правой кг | 34 | |
левой кг | 28 | |||
6. | Жизненная емкость легких кг | 3,8 | ||
Функциональные показатели физического состояния | ||||
7. | Частота сердечных сокращений ударов в минуту | В покое | Лежа ЧСС1 | 58 |
Сидя ЧСС2 | 78 | |||
Стоя ЧСС3 | 106 | |||
После нагрузки | после 30 приседаний за 30 с. ЧСС4 | 140 | ||
после 1 мин. восстановления ЧСС5 | 80 | |||
сразу после задержки дыхания на вдохе ЧСС6 | 90 | |||
8. | Артериальное давление | систолическое СД мм.рт.ст. | 120 | |
диастолическое ДД мм.рт.ст. | 58 | |||
9. | Частота дыхания в мин. Раз | 18 | ||
10. | Время задержки дыхания | на вдохе с. | 100 | |
на выдохе с. | 21 | |||
Показатели физической подготовленности | ||||
11. | Сила | подтягивание раз. | 10 | |
отжимание раз. | 36 | |||
подъем туловища за 30 с. раз. | 101 | |||
12. | Прыгучесть | прыжок в длину с места см | 215 | |
прыжки через скакалку за 1 мин. раз. | 110 | |||
13. | Скоростной бег | 30 м | 5,5 | |
100 м | 13,2 | |||
14. | Челночный бег | 3х10 м | 8,7 | |
15. | Гибкость | +/- см | 9 | |
16. | Бег на выносливость | 6 мин м | 1200 | |
на 1000 м мин. с. | ||||
на 2000 м мин. с. | ||||
на 3000 м мин. с. |
Экспресс оценка с помощью психологического теста.
Вопросы.
а) приложите все силы, чтобы догнать его;
б) пропустите – будет следующий;
в) несколько ускорите шаг, может быть, он подождет вас.
а) нет, вы вообще не ходите в походы;
б) да, если они вам хоть немного симпатичны;
в) неохотно, потому что это может быть утомительно.
а) вовсе не пропадет;
б) желание пропадет, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказывайтесь от задуманного;
в) да, потому что вы можете получить удовольствие, только отдохнув.
а) вам нравится, когда это делают другие;
б) вы бы с удовольствием к ним присоединились;
в) нужно попробовать разок, как вы себя будете чувствовать в таком походе.
а) ложитесь спать;
б) пьете чашку крепкого кофе;
в) долго гуляете на свежем воздухе.
а) нужно больше есть;
б) необходимо много двигаться;
в) нельзя слишком много переутомляться.
а) не принимаю даже во время болезни;
б) нет, в крайнем случае – витамины;
в) да, принимаю.
а) гороховый суп с копченым окороком;
б) отварное мясо с овощным салатом;
в) пирожное с кремом или взбитыми сливками.
а) чтобы были все удобства;
б) чтобы была вкусная еда;
в) чтобы была хоть минимальная возможность заняться спортом.
а) чувствуете себя из-за этого несколько дней больным;
б) не знаете и не замечаете, что погода переменилась;
в) да, если вы утомлены.
а) скверное;
б) Один-два раза недоспите, – и все из рук валится.
Литература
О путнике
Тупое - острое
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Карты планет и спутников Солнечной системы
Волшебные звуки ноктюрна