Исследовательская работа посвящена вопросу влияния детских и юношеских лет на выбор жизненного и творческого пути земляка Василия Васильевича Верещагина
Вложение | Размер |
---|---|
v.v.vereshchagi._khudozhnik_voin_puteshestvennik.doc | 61 КБ |
Малые Верещагинские чтения
В.В. Верещагин: художник, воин, путешественник
Автор: Бызова Юлия,
обучающаяся 7 класса
МБОУ «Шейбухтовская «ООШ»
Адрес: 161052 Вологодская область,
Междуреченский район
с.Шейбухта, ул. Школьная, д.6
тел. (81749) 41217
Руководитель: Коробова
Нина Валентиновна
2013
г. Череповец
Содержание:
Литература
1. Введение.
"Еще памятно, как 20 лет тому назад ломились на выставку Верещагина и какое чудовищное и огорашивающее впечатление производили его пестрые и кровавые картины. Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект. Нам ясно помнится, как толпилась перед ярко освещенными электричеством громадными картинами непроницаемая, все растущая масса народа. Эти яркие или мрачные гигантские полотна, на которых шагали феерично разодетые индусы, богато разукрашенные слоны с магараджами на спинах, на которых тянулись по горам в глубоком снегу несчастные войска, или поп в черной ризе отпевал под тусклым небом целое поле обезглавленных голых покойников, — эти полотна действовали, как тяжелые кошмары горячки".
Так свидетельствовал о творчестве В.В.Верещагина Александр Бенуа — русский художник, историк искусства, художественный критик. Строчки воспоминаний заставляют содрогнуться. Неужели, действительно, картины художника производили сильнейшее впечатление на зрителя, которое автор цитаты описывает как «кошмар», «горячка»? В настоящее время всё чаще проявляется цинизм, себялюбие, неумение видеть проблемы другого человека. И актуальным становится то, что творчество способно влиять на чувства людей, их образ мыслей и даже подтолкнуть к изменению своего жизненного пути. С особой актуальностью звучит голос Верещагина в наши дни. Художник своим искусством предостерегает человечество, показывает сущность захватнической войны, которая несет людям страдания и гибель.
Гипотеза: в выборе творческого пути художника лежат события детских и юношеских лет. Именно это сыграло решающую роль в становлении В.В.Верещагина как художника-баталиста.
Цель исследовательской работы: изучить как детские и юношеские годы повлияли на творческий путь В.В.Верещагина.
Задачи:
2. Детство и юность В.Верещагина.
Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в городе Череповце Новгородской губернии, в семье помещика среднего достатка. Детские годы до восьми лет, а затем каникулярное время он провел в отцовском имении около деревни Пертовка Череповецкого уезда.
Отец художника, Василий Васильевич, хотя и не имел законченного образования, но все же дослужился до чина «коллежского асессора». Выйдя в отставку, он решил поселиться в провинции, был избран предводителем дворянства и жил в своем имении «по старинке». Анна Николаевна, мать художника, также не блистала образованностью, она была очень суеверна, болезненна, но именно она оказала довольно сильное влияние на формирование личности художника и тем, что глубоко почитала русскую старину, и тем, что, зная французский язык лучше русского, воспитывала и в сыне уважение к европейской культуре. Но подлинное душевное тепло несла мальчику его няня, Анна Ларионовна Потайкина. Добрый и очень впечатлительный мальчик мучительно воспринимал бесправие и унижение людей, которое видел в своём имении. Вместе с тем ему стали ненавистны и какие-либо проявления холопского раболепия, притворство и ложь. Няня, как это часто бывало во многих дворянских семьях, воспитывала не только чувствительность души, но и стала естественным источником приобщения к народной культуре, в первую очередь к русской сказке. Уже в раннем детстве у Василия Верещагина проявилась одна особенность восприятия мира, своего рода «картинное мышление», отличавшее впоследствии Верещагина-художника. Слушая сказки или позднее, уже научившись читать, мальчик отыскивал прототипы героев среди окружающих. Он наблюдал, запоминал и в дальнейшем воспоминания детства сыграли важную роль в написании картин.
Детство, проходившее среди природы, отложило свой отпечаток на душу ребёнка. Согласно семейному преданию, однажды шестилетний Вася, залюбовавшись расписным платком няни, скопировал с него картинку, где показал тройку, преследуемую волками.
В семь лет мальчик был принят в Александровский царскосельский кадетский корпус, где во время обучения проявил интерес к изучению истории, боготворил героев Полтавы и Бородина. Спустя три рода он был переведен в петербургский Морской кадетский корпус. Годы, проведенные Верещагиным в этом старейшем морском училище, не прошли для него бесследно. Астрономия, навигация, корабельная механика не столь глубоко интересовали Верещагина, как история, литература и география, но он усердно занимался и этими предметами, так как, по его собственным словам, он никогда ничего не делал вполсилы.
Сама система обучения отличалась консервативностью, в ней много было военной муштры и шагистики, однако знакомство с прекрасными реликвиями и трофеями, с такими, например, как флаг с корабля, на котором Нахимов был в знаменитом Синопском бою, воспитывали восприимчивого мальчика.
Но особенно сильное воздействие на становление личности Верещагина оказали заграничные плавания. Объехав пол-Европы, Верещагин живо интересовался всем: посещал выставки и музеи, делал собственные выводы, изучал жизнь народа. Особенно его ошеломила статуя Екатерины II, которую почитали в России за ум и проницательность, любовь к стране, куда она приехала чужестранкой. Здесь же он увидел противоположность тому, во что верил.
В те годы все свободное время В. Верещагин отдавал рисованию, главным образом копированию. Учитель рисования В.К. Каменев отметил особые способности своего ученика, увидев сделанную им копию с картины А. Калама «Мельница». Верещагин некоторое время занимался живописью самостоятельно и брал частные уроки у одного из учеников Академии художеств, а с 1858 года приступил к систематическим занятиям в Рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников. Здесь он нашел поддержку своим стремлениям стать художником, особенно у директора школы Ф.Ф. Львова.
3. Становление Верещагина как личности и художника.
1860 год стал переломным в судьбе Верещагина. Сдав выпускные экзамены в корпусе, он отказывается от блестящей карьеры морского офицера, навсегда оставляет морскую службу и, несмотря на недовольство отца, поступает в Академию художеств.
Интерес к истории, который пробудился у Верещагина уже в ранней юности, теперь, в годы учения в Академии, был закреплен и углублен слушанием публичных лекций по русской истории известного ученого Н.И. Костомарова. Его любимыми стали две книги: «Записки охотника» И.С. Тургенева и «Кругосветное путешествие на корабле «Бигль» Ч. Дарвина.
К середине 60-х годов Верещагин разочаровался в академической системе обучения и, оставив Академию уезжает на Кавказ. Он предпочитал в своих картинах изображать окружающую действительность и здесь, среди людей, он окунулся в совершенствование своего мастерства. Знакомясь с историей кавказских народов, их образом жизни, чертами характера, молодой художник явственно показывает cвою заинтересованность мельчайшими подробностями жизни народа. Интерес к Кавказу в 60-е годы прошлого века был вызван тем, что после присоединения к России этот край осваивался и духовно. Верещагин делает много зарисовок архитектурных памятников, изображает народные празднества и обычаи, стремится запечатлеть характерные черты внешнего облика представителей различных народностей, населяющих Кавказ. Верещагин, подобно путешественникам-географам, путешественникам-этнографам, зоологам и ботаникам, пристально вглядывался в окружающий мир – изучал структуру ландшафта, наблюдал линии полета орла, удивлялся яркости солнечного света.
Период 1863–1866 годов в жизни художника стали насыщенными событиями: он два раза ездил на Кавказ, учился в Париже, а летом бродил под Вологдой, в родных местах, писал с натуры этюды и неустанно работал. Эти годы стали для Верещагина этапом становления зрелости – и как личности и как художника.
Прерывают эти его мирные занятия военные события на восточных окраинах России, куда сразу же он и устремляется. Верещагина влечет не только давно занимавший его воображение красочный Восток, он устремляется в гущу военных действий не в роли стороннего наблюдателя, а как непосредственный их участник. Война и Восток потрясли молодого художника: красота души человека и творений его рук предстали перед художником в ужасающем мире, полном изуверской жестокости и равнодушного беспамятства. В дальнейшем он скажет: «хотел узнать, что такое истинная война» и «картины явились сами собою, я не искал их». Участие в военных действиях, непосредственное столкновение с ужасами войны превращает Верещагина в крупнейшего художника, свидетельствующего своими картинами о том, что в действительности происходит на войне, раскрывающего правду о войне. Эта встреча с настоящей войной сильно изменила представления Верещагина, которому раньше она представлялась как красивое зрелище, легкий парад.
Чуть позже, в поисках новых тем он едет в далекую Индию, где проведет два года, чрезвычайно насыщенных впечатлениями и творческими исканиями. Так появляются «Туркестанская» и «Индийская» серия картин, раскрывающих войну с самой ужасной стороны. В дальнейшем были «Балканская серия» и «Вечные темы», характеристика которой чётко показана в стихотворении К.К.Случевского «После казни в Женеве»:
Тяжелый день... Ты уходил так вяло...
Я видел казнь: багровый эшафот
Давил как будто бы сбежавшийся народ,
И солнце ярко на топор сияло.
…………………………………
Тяжелый день... Ты уходил так вяло...
Мне снилось: я лежал на страшном колесе,
Меня коробило, меня на части рвало,
И мышцы лопались, ломались кости все...
И потом уже всю жизнь Верещагин, как только возникает критическая ситуация – обостряется напряжение или начинается война, – бросает свою мастерскую и мирные занятия и устремляется в качестве воина и «военного корреспондента» туда, где сражаются и умирают. Именно там – на войне – он и погиб. Русско-японская война, куда Василий Васильевич приезжает, чтобы запечатлеть эпизоды новых кровавых сражений, стала последней. 31 марта 1904 года Василий Васильевич Верещагин погиб в бою с японцами.
Литература:
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Барсучья кладовая. Александр Барков
Всему свой срок
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Волшебные звуки ноктюрна