В данной работе описывается демографический портрет школы, составленный на основе переписи, проведенной в учреждении.
Вложение | Размер |
---|---|
demograficheskiy_portret.docx | 273.87 КБ |
Западное управление министерства образования и науки Самарской области
Окружной конкурс проектов младших школьников "Гулливер»
СЕКЦИЯ
Общество
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
Демографический портрет моей школы
Выполнила:
Кулагина Эвелина, учащаяся 4 класса
ГБОУ СОШ с.Старая Рачейка
м.р.Сызранский Самарской области
Руководитель:
Кулагина Наталья Александровна,
учитель начальных классов
Сызрань,2013
1.Введение 2.Демографический портрет школы: 2.1 История переписей населения в России 2.2 Школьная перепись: 2.2.1 Численность и половой состав 2.2.2 Национальный состав 2.2.3 Религиозный состав 2.2.4 Место рождения 2.2.5 Мировоззрение будущего 3.Заключение 4. Список литературы 5. Приложение 1 Анкета «Школьная перепись» 6. Приложение 2 «Фрагмент школьной газеты» | 3 4-6 6-9 10 11 12 13-14 |
Введение
Актуальность Перепись населения — это организация сбора, обработки и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всём населении, проживающем в определённый момент времени в стране. Перепись — это счёт населения. Больше полвека проводятся переписи в нашей стране. Указом Петра 1 было положено начало государственной форме учёта населения — ревизиям. Первая всеобщая перепись населения была в 1897. Инициатором её стал выдающийся русский учёный П.П. Семёнов-Тян-Шанский. Последняя перепись состоялась в октябре 2010 года.
Для чего же нужна перепись? Она необходима для изучения численного состава населения, его размещения, для планирования и управления экономической и социальной жизнью страны. Сегодня ни одно государство, ни одно общество не может успешно строить свою жизнь без такой информации.
Я хочу привлечь внимание школьников к демографическим проблемам в России на примере школьной переписи.
Проблема исследования: В настоящее время ученики проводят больше времени в школе, поэтому необходимо знать, чем они интересуются, кем мечтают стать, кто они.
Цель моего исследования: составить демографический портрет нашей школы.
Задачи: - познакомиться с историей переписи населения в России;
-изучить национальный, половой состав школьников;
- узнать, чем занимаются учащиеся в свободное от учёбы время; какие любят школьные предметы; любят ли ходить в школу;
-привлечь внимание учащихся к изучению своей родословной; к выбору профессии.
Гипотеза: составив демографический портрет школы, учащиеся нашей школы будут привлечены к изучению свой родословной, познакомятся с выбором профессий родителей, узнают, что их больше интересует.
Объект исследования: учащиеся школы.
Методы: - сравнительный анализ литературы;
-метод анкетирования;
-статистический.
Этапы работы:
1.Изучение литературы.
2. Анкетирование учащихся.
3. Обработка статистических данных.
2.1История переписей населения в России
Без учета населения не может обойтись ни одно государство. Считать людей начали очень давно. В Китае такие учеты проводились более четырех тысяч лет назад. В Древнем Риме учеты населения назывались «цензами». Римские граждане, которых переписывали должностные лица — цензоры, обязаны были скреплять свои ответы клятвой.
На Руси учет людей начался еще во времена татарского нашествия. Учеты в то время были похозяйственными; учитывались дома для обложения их данью. Позднее, в ХУII в. единицей налогового обложения становится двор, а учеты населения стали называться «подворными переписями».
Относительно систематизированный учет населения начали вести со времен Петра 1, когда были введены подушные переписи, называемые «ревизиям». Для определения численности населения, облагаемого податями, прежде всего учитывали крестьян и мещан, хотя наряду с учетом податного населения велся учет населения, не подлежащего обложению.
Ревизские сказки (списки) с большой условностью можно сравнить с переписями населения, так как они велись лишь с целью определения его численности, причем не обеспечивалась сопоставимость даже этих данных от ревизии к ревизии, поскольку количество категорий необлагаемого населения в них менялось. Основной недостаток ревизий и главное их отличие от переписей населения состояли в том, что сроки проведения ревизий были не одинаковы и слишком растянуты во времени. Всего в России прошло десять ревизий, последняя — с 1857 по 1860 год. Длились они по нескольку лет и были очень неточными, учитывали не фактическое число жителей, а только приписанных» из податных сословий, то есть числящихся в списках для уплаты подати (налога).
Через 35 лет после десятой ревизии царское правительство утвердило Положение о проведении первой всеобщей переписи населения. Она основывалась на тех же принципах, что и современная перепись, и прежде всего на принципе одновременности. Положение о переписи было утверждено в 1895 году, а проводилась она по состоянию на 9 февраля (28 января) 1897 года. В ней учитывались три категории населения: наличное, постоянное и приписное. Проведением переписи руководил министр внутренних дел, который был председателем главной переписной комиссии. В губерниях переписью формально руководили губернаторы, а непосредственно переписные комиссии. Счетчики формировались из грамотных запасных солдат, учителей и священников.
Материалы переписи обрабатывались крайне скудно. Тем не менее, она представляет единственный источник сравнительно достоверных данных о численности и составе населения России в конце ХIХ века.
Первая советская перепись была проведена в августе 1920 года. Готовилась и проходила она в условиях еще продолжавшейся Гражданской войны. Перепись охватила только 72% населения страны, так как в некоторых районах велись военные действия, и учитывала только наличное население. Руководство переписью осуществляло ЦСУ РСФСР, организованное в 1918 году.
Все население страны впервые охватила Всесоюзная перепись населения в декабре 1926 года. Эта перепись отличалась не только продуманной методикой получения сведений — на каждого жителя составлялся отдельный переписной листок, также впервые были получены данные о социальном составе населения и семьях. Особенностью программы личного листка был вопрос о народности (вместо национальности), так как преследовалась цель дать более детальную картину этнического состава населения страны. В программе стояли и вопросы о месте рождения и продолжительности постоянного проживания. Однако временное проживание не ограничивалось сроком. Грамотность в переписи 1926 года определялась умением читать хотя бы по слогам и писать свою фамилию. В программе переписи подробно освещался вопрос о занятиях и средствах к существованию. Необходимо было указать главное и побочное занятия, должность и специальность. Особо стояли вопросы о безграмотных, о средствах к существованию, о занятиях лиц, на иждивении которых находится опрашиваемый.
Следующая перепись была проведена в январе 1937 года. Однако организация ее была признана неудовлетворительной, материалы ее — дефектными, так как результаты переписи разошлись с публиковавшимися ранее сильно преувеличенными оценками численности населения страны. Данные переписи не были обнародованы.
Новая перепись была проведена в январе 1939 года. Она была вызвана необходимостью иметь полные и достоверные данные о численности и составе населения. Основная особенность этой переписи по сравнению с предыдущими переписями советского периода состоит в полном и потому более точном учете населения, так как формировались обе его категории: наличное и постоянное. Перепись 1939 года была проведена на более высоком научном, методологическом и организационном уровне, чем предыдущая. Программа переписи предусматривала ответ всех переписываемых на 16 вопросов переписного листа. Вместо вопроса о народности в этой переписи уже стоял вопрос о национальной принадлежности.
Следующая перепись населения состоялась только через 20 лет. Программа переписи 1959 года в основном напоминает программу переписи 1939 года. Однако из 16 вопросов, ставившихся тогда, некоторые были исключены. Отсутствовал вопрос — постоянно или временно живет здесь, поскольку последующие записи давали на него ответ. Вопрос о грамотности был слит с вопросом об образовании. В связи с этим отпал и вопрос: окончил ли среднюю или высшую школу? для тех, кто не имел занятий, являющихся источником дохода, следовало указать другой источник средств к существованию.
Последующие переписи становятся регулярными. Перепись 1970 года проводилась по состоянию на 12 часов ночи с 14 на 15 января. Она стала первой переписью, охватившей сплошным наблюдением все население и выборочным наблюдением — 25% его. Переписной лист состоял из одиннадцати вопросов сплошной и семи дополнительных вопросов выборочной переписи. Программа сплошной переписи мало отличалась от программы переписи 1959 года. Вопрос о гражданстве был соединен с вопросом о национальности. О национальности спрашивали у советских граждан, а о гражданстве — у иностранцев. Учащимся следовало указать тип учебного заведения вместо полного его названия при переписи 1959 года. Новшеством явилась рекомендация умеющим свободно разговаривать на каком-либо языке народов СССР, кроме родного языка, указать каким владеет. В выборочной переписи, кроме ответов на вопросы сплошной переписи, следовало ответить дополнительно о месте работы, занятии по этому месту работы, об общественной группе. Кроме того, впервые был включен вопрос о миграции населения.
Перепись 1979 года проводилась по состоянию на 17 января. Ее организация и обработка материалов существенно отличались от предыдущих. Впервые в практике статистики записи производились метками и с помощью специальных читающих устройств вводились в ЭВМ и записывались на магнитную ленту. Были добавлены новые вопросы, формулировки некоторых вопросов уточнены. Из программы предыдущей переписи были исключены вопросы о причинах миграции, добавлен вопрос к женщинам о числе рожденных ими детей (в выборочной переписи); более подробно рассматривалось брачное состояние; не учитывалась маятниковая миграция. Перепись 1979 года дала обширные сведения об изменениях численности, состава, структуры и размещения населения.
Всесоюзная перепись населения 1989 года, как и предыдущие, проводилась путем опроса людей по месту их жительства. Основная её особенность состояла в том, чтобы наряду со сведениями о населении были собраны сведения о его жилищных условиях, необходимые для планирования жилищного строительства. При этой переписи впервые были поставлены вопросы: «период постройки дома, материал наружных стен, кому принадлежит дом, тип жилого помещения, благоустройство жилого помещения, число занимаемых комнат, размер общей и жилой площади». Программа переписи отличалась от предыдущей следующими вопросами: выяснялось не отношение к главе семьи, а отношение к члену семьи, записанному первым; вновь появился вопрос о месте рождения. Как и предыдущие послевоенные переписи, она проводилась 8 дней.
Перепись 2002 года стала первой переписью населения в новой России, которая зафиксировала изменения, произошедшие после распада СССР и образования Российской Федерации. Важным принципом переписи стало самоопределение. Все данные переписного листа заполнялись со слов опрашиваемого, без использования каких либо документов. В переписной анкете отсутствовали вопросы о размерах доходов, религиозной принадлежности.
2.2Школьная перепись
В октябре 2012 года я провела анкетирование на примере переписи населения. Составила переписной лист (см приложения №1) и провела опрос среди учащихся 1-11 классов.
2.2.1. Численность и половой состав
В нашей школе обучается 193 ученика, из них 95(49,2%) девочек и 98 (50,8%)мальчиков.
Рис.1 Половой состав школьников
Эта диаграмма наглядно демонстрирует нам отношение между женским полом и мужским. Соотношение между мальчиками и девочками примерно одинаковое.
Наибольшее количество учащихся нашей школы родилось в 2001г.(22чел)-5 класс и в 2005 г.(25чел.)- 1 класс. Это самые большие по численности классы в нашей школе.
2.2.2 Национальный состав
Национальный состав школьников однородный. По данным статистики, 85,5% (165чел.) учащихся нашей школы-русские. На втором месте –чуваши 8,8% (17чел.) на третьем – татары 3,2% (6чел.). Мордва – 1%,(2чел.) цыгане – 1%(2чел.), украинец – 0,5%(1 чел.).
В родословной учащихся нашей школы , кроме русских, есть и цыгане, и мордва, и татары, и чуваши. Поэтому считаю, что с детства нужно прививать уважение к чужой культуре, больше рассказывать об обычаях и традициях народов.
Национальный состав можно изучить и по именам:
Алсу, Рамис, Ренат, Адельша, Диана, Феруза. Провела подсчет распространенности имен и выявила, что среди мужских имен – Дмитрий(10чел), Максим (9чел.) Александр(8чел.),а среди женских – Анастасия (10чел.), Екатерина (7чел.), Дарья и Елена (по 5чел.).
2.2.3. Религиозный состав
Рис.2 Вероисповедание
Очень наглядно можно из диаграммы увидеть то, что в большинстве обучающихся в нашей школе — христиане (184чел.- 95,3%), и лишь в малом количестве исповедуют ислам – 6чел.(3,1%). Некоторые школьники считают себя атеистами (3чел. – 1,6%). Официальной религией в России признано христианство (православие), поэтому это вполне закономерно.
2.2.4.Место рождение
71,5%(138чел.) учащихся нашей школы родились и выросли в нашем селе. Некоторые из них являются родственниками. Об этом можно судить о распространённости фамилий, таких как Королевы, Кулагины, Назаровы, Шишовы.
28,5%(55чел.) составили учащиеся, которые родились в других городах стран России, Украины.
Ученики нашей школы каникулы проводят дома и лишь 10% отдыхают в лагерях, у бабушек.
2.2.5.Мировозрение будущего
Один из вопросов переписи был: «Кем вы хотите стать в будущем?». Оказалось, что ученики хотят овладеть 24 различными профессиями. Самые популярные: медицинский работник( 17чел.), полицейский (19чел.), учитель (12чел.), ветеринар (11чел.). Проанализировав эту информацию, можно сделать вывод, что большинство школьников следует зову сердца и творческому порыву. Но часть учеников 21% пока не определились с выбором профессии.
Был задан вопрос: «Какой уровень зарплаты Вы считаете для себя
достойным?».
59,6%-115 школьников считают для себя достойным заработок выше 30000 рублей в месяц, 31,6% -61чел.считают для себя приемлемой зарплату от 10000до З0000рублей, и лишь 8,8% - 17чел.% согласны на зарплату до 10000 рублей.
Родители наших учеников (71,9%) заняты в непроизводственной сфере. Имеют такие профессии: как учитель, воспитатель, врач, охранник, парикмахер, водитель, военный. 22,6% - безработные, 2,9% - пенсионеры, 2,6% - предприниматели. 2.6.
Одним из вопросов переписи был вопрос: «Почему ученики любят и не любят ходить в школу?».
Выяснилось, что большинству (72%) школьников нравится ходить в школу, потому что «можно общаться с друзьями, весело проводить перемены, много узнаёшь интересного, есть интересные уроки». Но есть и такие ученики(21%), которые полагают, что «нужно ходить в школу для получения хороших оценок, заставляют родители, устали учиться». 7% учащихся затрудняются ответить на этот вопрос.
У каждого школьника есть любимые и нелюбимые предметы. 39,4% -76 учеников считают своим любимым предметом физкультуру: не нужно ничего записывать и решать задачи, можно поиграть, участвовать в эстафетах, научиться владеть мячом. 18,7%-36чел. любят математику, 12,2%-23 чел. предпочитают русский язык и литературу,8,3%- английский язык, 5,6%-11 чел.- ИЗО, 4,1%-8чел. биология, по 0,5% - по 1 чел. выбрали физику, историю, географию, технологию. 9,7% - 19чел. не имеют любимого предмета в школе.
Рис.3 Любимые предметы
А что же любят есть наши ученики в нашей школьной столовой?
По данным переписи, из всех блюд в меню 31,6% -61ученик больше любят плов, 24,9%-48чел. предпочитают блюда из картофеля,15% - 29чел. любят гречку с гуляшом, 13% - 25чел.- макароны с котлетой, 11,9% - 23чел.- молочную кашу, 3,6% -7чел.-салаты. По мнению учащихся, надо включить в их рацион питания больше разных соков и фруктов.
Рис.4 Любимые блюда учащихся
В свободное от учёбы время 16% школьников занимаются спортом. Самый любимый-волейбол. 42% любимым увлечением считают игру в компьютер, 24% любят гулять по улице, 8% - читать, 2%- вязать, рисовать, слушать музыку, танцевать.
Заключение
В своей работе я постаралась составить демографический портрет школы. Изучив историю переписей населения в России, я расширила свои знания по демографическим проблемам в нашей стране. С помощью анкетирования и статистического метода пришла к выводу, что в нашей школе больше обучается мальчиков. По национальному составу преобладают русские. Вероисповедание-православие. Любимый предмет учеников - физкультура. Лето и межсезонные школьные каникулы наши ученики проводят дома.
Результаты работы были опубликованы в школьной газете «Переменка» в ноябре 2012г.
Список литература
1.Методические рекомендации по участию общеобразовательных учреждений России в проекте «Детская перепись».- М., 2006.-48с.
2. Крылова О.Н. Перепись населения в школе. Еженедельник «География» 1{27-28.-М..2005 .-48-50с.
3.Руководство для переписчика о порядке проведения Всероссийской переписи населения 2010 года и заполнение переписных документов-
М. .2010.
Приложение 1
Школьная перепись
Переписной лист
Приложение 2
Этот древний-древний-древний мир!
Сказка на ночь про Снеговика
Сочинение
Цветущая сакура
"Морская болезнь" у космонавтов