Исследовательский проект будет полезен в духовно-нравственном воспитании учащихся. В нем приведены интересные факты и фотоматериалы биографии героя Советского Союза Николая Петровича Каманина.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_n.p._kamanin.doc | 370 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34» г. Владимира
Исследовательский проект:
«Наш земляк - герой Советского Союза, участник Великой Отечественной Войны
Николай Петрович Каманин»
Выполнила:
ученица 8 класса «А»
Закрайнова Анна
Руководитель проекта:
Васильева Жанна Алексеевна
Владимир 2012 г.
Содержание.
Введение.
1. Основные вехи биографии.
1.1. Детство и юность Н.П. Каманина.
1.2. Спасение «Челюскинцев».
1.3. Трудными дорогами Великой Отечественной Войны.
1.4. Освоение космоса (К звездам через тернии).
2. Продолжение династии.
3. Награды.
4. Память потомков.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Владимирская земля богата героями. Недалеко от Городского парка находится улица, носящая имя Н.П. Каманина. Меня удивила и привела в восхищение его судьба. Ему удалось участвовать в спасении «Челюскинцев», воевать на фронтах ВОВ, близко общаться с самыми выдающимися людьми - государственными деятелями, учеными, первопроходцами космических трасс, 12 апреля, вместе с другими провожать в небо Юрия Гагарина. «Жизнь моя отмечена тем счастьем, - говорил он, - какое приходит к человеку однажды и навсегда. Приходит момент, когда человек ощутит необходимость быть нужным другим людям. Осознает собственную необходимость быть полезным Родине - не от случая к случаю, а постоянно, каждую минуту своей жизни». Поэтому темой своего исследовательского проекта я выбрала изучение биографии Н.П. Каманина.
1. Основные вехи биографии.
1.1. Детство и юность Н.П. Каманина.
Николай Петрович Каманин родился 18 октября 1909 г. в г. Меленки Владимирской области, в семье сапожника. Николаю Петровичу не было еще и одиннадцати лет, когда умер его отец, сраженный тифом. В семье было десять детей и после смерти отца за старшего из мужчин остался Николай. На его плечи легли заботы о семье. Учился в школе в родных Меленках, старался быть лучшим, ребята избрали Каманина вожаком комсомольской ячейки школы.
Главной мечтой Николая, с самого детства, было покорение неба. Его счастью не было предела, когда он стал курсантом Ленинградской летной теоретической школы. (Имеется версия, что при призыве в армию Каманин приписал себе один год, и поэтому во всех документах указано, что он родился в 1908 г., хотя на самом деле он родился 18 октября 1909 г.). Учился Николай жадно, настойчиво, здесь же испытал волнующую радость первых самостоятельный полетов. В 1928 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 году – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
С 1930 г. Каманин служил летчиком в 1-й отдельной истребительной авиационной Краснознаменной эскадрилье им. Ленина на Дальнем Востоке, в Приморье. Летал на именном самолете Р-1 «Донской рабочий». Вскоре освоил ночные и слепые полеты.
В 1931 г., являясь старшим рекогносцировочной группы, в течение двух месяцев обследовал более полутора десятков посадочных площадок в Приморье. Руководил их осмотром, фотографированием, нанесением на карту крупного масштаба, составлением кроков и легенд. За отличное выполнение задания командования был премирован велосипедом.
В октябре 1931 г. был назначен командиром звена.
Член ВКП(б) с 1932 г.
В 1932 г. эскадрилья им. Ленина получила на вооружение самолет Р-5. Во время одного из вылетов на учебные стрельбы группа из пяти Р-5 под командованием Каманина оказалась в сложной ситуации. Туман внезапно закрыл посадочную полосу аэродрома. Каманин решил увести группу из зоны тумана и совершить вынужденную посадку. Когда горючее было уже на исходе, ему удалось обнаружить крохотную площадку менее ста метров длиной - поле гречихи, на одном краю которого раскинулось болото, а на другом росли кусты.
Уменьшив скорость до минимума, и погасив ее дополнительно, пройдясь шасси по верхнему краю кустов, Каманин смог посадить свой самолет. Удачно приземлился и второй летчик, наиболее опытный в группе. Оставшиеся менее опытные, молодые летчики под энергичным руководством Каманина с земли после нескольких заходов также смогли совершить посадку, не поломав свои самолеты.
Даже после расчистки поля и скашивания кустов его длина составила менее двухсот метров. После того как самолеты были заправлены и облегчены, насколько это было возможно, Каманину удалось взлететь с этой импровизированной 'взлетной полосы'. Молодым летчикам этого сделать не разрешили. Позднее их самолеты перегнали более опытные пилоты.
Всем летчикам, благополучно совершившим вынужденную посадку в сложных условиях, приказом командира авиабригады была объявлена благодарность, а Каманина наградили ручными часами. Вскоре он был назначен командиром авиаотряда.
16.02.34 г. Каманин руководил полетом своего авиаотряда на предельную дальность. В соответствии с приказом командования при отсутствии облачности летчик должен был пилотировать самолет под колпаком в течение всего полета. Отдыхать от слепого полета разрешалось не более 10 минут в час.
Взлетели в 3.00. Полет проходил большей частью над Японским морем на высоте 4-5 тыс. метров и длился 11 часов 6 минут, в т.ч. 9 часов по приборам. Без посадок и дозаправок. Без кислородных масок. В открытых, не отапливаемых кабинах при температуре 500 С ниже нуля.
К этому времени Каманин налетал 1200 часов, в том числе 300 - ночью.
1.2. Спасение «Челюскинцев».
21 февраля 1934 года в одиннадцать часов вечера летчика Каманина вызвал к себе командир эскадрильи. Он сказал: «Вы назначаетесь командиром отряда по спасению экипажа «Челюскина». Задание почетное, но крайне сложное».
В сложнейших арктических условиях семерым отважным авиаторам - Анатолию Ляпидевскому, Сигизмунду Леваневскому, Василию Молокову, Николаю Каманину, Маврикию Слепневу, Ивану Доронину и Михаилу Водопьянову - удалось спасти 73 человека из 104 участников полярной экспедиции на пароходе «Челюскин», раздавленном льдами у побережья Чукотки. Не раз приходилось делать вынужденные посадки в неизвестных местах, вручную откапывать из под снега, занесенные пургой самолеты, возвращаться назад из-за туманов.
Родина высоко оценила их подвиг: всем им впервые было присвоено только что учрежденное почетное звание Героя Советского Союза. Летчику Каманину, вызволившему из ледового плена 34 челюскинца, позднее была вручена Золотая Звезда Героя № 2. Ему выпала честь стать первым советским военнослужащим, удостоенным высшей государственной награды. И примечательно, что получил он ее за выполнение исключительно гуманной миссии по спасению попавших в беду людей.
Но молодой пилот не собирался почивать на лаврах: перед ним открывались новые горизонты. «Моя биография только начинается» - так назвал он документальную повесть о себе и других летчиках, участвовавших в спасении челюскинцев. И оказался прав. Интересен факт: отряд из нескольких экипажей самолетов Р-5 на пароходе «Смоленск» вышел из Петропавловска-Камчатского курсом на север 9 марта 1934 года. Перед летчиками отряда, возглавляемого Николаем Каманиным, стояла задача пробиться в ледовый лагерь челюскинцев - участников арктической экспедиции О.Ю. Шмидта - и эвакуировать их на континент... Пройдут годы, и он узнает о том, что именно в тот день на другом краю нашей необъятной страны, на Смоленщине, в простой крестьянской семье Гагариных родился мальчик Юра. А в апреле 1961 года генерал Каманин представит Государственной комиссии старшего лейтенанта Юрия Гагарина как лучшего кандидата для первого полета человека в космос.
В 1939 году Н.П. Каманин окончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского, после чего командовал авиабригадой, затем - авиадивизией.
Слева направо: Н.П. КАМАНИН, О.Ю. ШМИДТ, В.В. КУЙБЫШЕВ.
Праздничная встреча героев-челюскинцев в Москве.
Николай Каманин и Отто Шмидт
1 сентября 1934 года во время встречи участников
экспедиции парохода «Челюскин».
(Фото Ивана Шагина из собрания РИА "Новости")
1.3. Трудными дорогами Великой Отечественной Войны.
Трудными, грозными и незабываемыми дорогами войны шел вместе с армией, веем народом и Николай Каманин. Военная судьба Каманина связана со штурмовой авиацией. 292-я штурмовая авиадивизия, затем 5-й штурмовой корпус - вот соединения, которыми ему довелось командовать. «Черная смерть» - так называли вражеские солдаты ИЛ-2. Соединения, руководимые Каманиным, вели боевые действия на Калининском фронте - под Смоленском и Вязьмой, участвовали в жестокой битве при Днепре, в знаменитой Корсунь-Шевченковской операции, в боях за Киев, Львов.. 5-й штурмовой корпус в составе 2-го Украинского фронта принял активное участие в боях за освобождение Будапешта, Братиславы, Праги.
За два года 5-й штурмовой корпус получил 37 благодарностей от Верховного Главнокомандующего, был удостоен наименования «Винницкий», награжден тремя боевыми наградами. За это время в соединении выросло 76 Героев Советского Союза, личный состав получил около пяти тысяч орденов и
медалей.
Бок о бок с отцом воевал и сын Каманина - Аркадий. В четырнадцать лет он стал самостоятельно летать на самолете, его зачислили в эскадрилью связи. К концу войны он был награжден тремя боевыми орденами.
1.4. Освоение космоса (К звездам через тернии).
После войны генерал-лейтенант Каманин занимал немало высоких должностей в ВВС и в других ведомствах, окончил Академию Генштаба. В 1958 году его назначили замначальника Главного штаба ВВС, но проработал он в этой должности недолго. Однажды его пригласил на беседу главнокомандующий ВВС главный маршал авиации Вершинин: «Вам, товарищ Каманин, поручается новое дело - предстоит организовать центр подготовки космонавтов». С весны 1960 года в Звездном городке под Москвой стали появляться летчики, которым предстояло стать первыми советскими космонавтами: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, Владимир Комаров, Павел Беляев, Алексей Леонов, Валентина Терешкова и другие. Все они стали подопечными Каманина. К каждому он предъявлял высочайшие требования, но и щедро делился своими знаниями и жизненным опытом. Для многих Николай Петрович стал старшим другом, а Юрия Гагарина полюбил как сына. Герман Титов уважительно называл генерала не иначе как «наш суровый батька».
Основой своей деятельности в должности помощника главкома ВВС по космосу он считал государственный подход к руководству всесторонней подготовкой космонавтов - теоретической, специальной, морально-психологической, физической, - а также к поиску наиболее рациональных путей освоения космического пространства человеком. Огромный труд вложен им в формирование коллектива и учебно-лабораторной базы Центра подготовки космонавтов, в организацию строительства Звездного городка с учетом перспектив их развития. При этом Николай Петрович отчетливо видел серьезные просчеты в тактике и стратегии развития советской космонавтики: распыление сил и финансов по многочисленным ведомствам и предприятиям «космической кооперации», отсутствие четких программ, планов и координации их деятельности, недооценка руководителями страны оборонного значения орбитальных пилотируемых полетов. К сожалению, борьба, которую приходилось ему вести с причастными к космонавтике высокопоставленными чиновниками, часто оказывалась неравной. Были у него и разногласия с конструкторами космической техники, причем весьма существенные. Критикуя их за повальное увлечение сплошной автоматизацией пилотируемых кораблей-спутников, он протестовал тем самым против превращения космонавтов в «космических туристов». Правда, и здесь ему не удалось поломать установившиеся традиции. В итоге неверие конструкторов-ракетчиков в способность летчиков-космонавтов активно участвовать в управлении полетом, стыковкой и посадкой космических летательных аппаратов дорого обошлось нам. Это недоверие на несколько лет задержало проектирование и разработку орбитального корабля «Буран» и стало одной из причин, из-за которых отечественная космонавтика вступила в XXI век без собственного «челнока» - аэрокосмического самолета многоразового использования. По отзывам некоторых космонавтов гагаринского набора, Николай Петрович был очень строгим начальником. Он сам говорил о себе: «Всю жизнь я, как заведенная машина, делаю все с расчетом не терять даром ни одной минуты. Может быть, это кое-кому покажется скучным и серым, но я убежден, что каждый культурный человек обязан планировать свое рабочее и личное время и использовать его наиболее рационально». Он не терпел в людях неумения трудиться и отдыхать, разболтанности и бездарной траты времени. В то же время подчиненные отмечали у генерала врожденное чувство справедливости. Если он наказывал, то по заслугам, если хвалил, то по делу. Требовательный к себе, он прививал подопечным чувство высокой ответственности за порученное дело. Свои принципиальные позиции по важнейшим проблемам освоения космоса он твердо отстаивал во всех, вплоть до самых высоких, правительственных инстанциях. За это к нему с большим уважением относились главнокомандующий ВВС главный маршал авиации К.А. Вершинин и главный конструктор ракетно-космических систем С.П. Королев. Каманин 11 лет был руководителем Центра подготовки космонавтов и лишь в 1971 году ушел в запас, передав свое дело космонавту Владимиру Шаталову, вскоре после трагической гибели экипажа космического корабля «Союз-11» - Г.Т. Добровольского, В.Н. Волкова и В.И. Пацаева.
Юрий Гагарин и Николай Каманин
2. Продолжение династии Каманиных.
В Доме на набережной в Москве Н.П. Каманин прожил с семьей 45 лет – с 1937 по 1982 годы. Был заботливым мужем и отцом. Редкие часы отдыха посвящал семье – жене и верному другу Марии Михайловне Мисюль и сыновьям Аркадию и Льву. Старший сын Аркадий стал самым юным летчиком – участником Великой Отечественной войны. В июне 1943 года, в не полные 15 лет, он совершил свой первый самостоятельный вылет на самолете По-2. Его летная служба в эскадрилье связи продолжалась до последних дней войны. Был награжден орденом Красного Знамени и дважды орденом Красной Звезды. В 1946 г. Аркадий поступил на подготовительный курс Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, а в апреле 1947 года его не стало – он умер от воспаления мозга.
Младший сын Лев также связал свою жизнь с авиацией: окончил академию им. Н.Е. Жуковского и работал в ней преподавателем.
Вот что рассказывает о частной жизни генерала Каманина его младший сын - Лев Николаевич, полковник, кандидат технических наук. Лев Николаевич отметил, что для семьи авторитет и воля отца были непререкаемы. Генерал не имел возможности уделять родным столько времени, сколько хотел бы, но они всегда ощущали его заботу и поддержку. В свободное от работы время самым большим увлечением Николая Петровича были шахматы - игра, которую он полюбил еще школьником. Любимые спортивные занятия - теннис, лыжи, бег трусцой. Увлекался быстрой (но не безрассудной!) ездой на автомашине. Лучшим отдыхом считал физический труд на свежем воздухе.
О себе и о замечательных людях, с которыми ему довелось повстречаться на жизненном пути, Н.П. Каманин рассказал в своих книгах
3. Награды
Николай Петрович Каманин награждён 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2-й степени, орденами Кутузова
2-й степени и Красной Звезды, медалями, а также иностранными орденами
4. Память потомков.
Генерал-полковника Николая Каманина не стало 11 марта 1982 года. Он с воинскими почестями был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его именем названы улицы в столичном районе Лианозово, улица в Нахимовском районе Севастополя, на Северной стороне, между улицами Леваневского и Инженерной. На родине - в городе Меленки. В его честь установлена мемориальная доска на школе № 1 в Меленках, там же в музее боевой славы генералу посвящена отдельная экспозицияЕго именем названы улицы в столичном районе Лианозово, улица в Нахимовском районе Севастополя, на Северной стороне, между улицами Леваневского и Инженерной. На родине - в городе Меленки. В его честь установлена мемориальная доска на школе № 1 в Меленках, там же в музее боевой славы генералу посвящена отдельная экспозиция.
Имя Николая Петровича Каманина носит одна из улиц города Владимира.
В октябре 2009 года в Центральном музее Великой Отечественной войны состоялась церемония передачи бюста героя Советского Союза Генерала-полковника Николая Каманина. Торжество было приурочено к столетию легендарного летчика, чье имя впервые на всю страну прозвучало весной 1934 года
Заключение.
Величие человека сказывается не только тогда, когда он совершает подвиг. Хотя благодаря подвигу он становится известным – для Николая Петровича Каманина таким моментом в жизни стало спасение челюскинцев. Но великого человека отличишь и по «мелким» поступкам. Широко известен снимок, на котором в открытом лимузине едут Каманин и Шмидт, осыпанные цветами. Так встречала их Москва после спасения челюскинцев. Но вряд ли кто знает, какие первые слова сказал Каманин, взбежав по лестнице Гранд-отеля и увидев знакомые лица. «Кто еще тут из наших?» - вот что воскликнул он, увидев своих одноклассников. Они давно разлетелись из той самой меленковской школы, где сейчас есть музей. Но через всю жизнь пронесли искреннюю дружбу и любовь друг к другу. Даже одноклассники не знали, кем он работает. Отвечал он на вопросы коротко, но часто повторял: «Небо надо завоевывать». Он так стремился стать летчиком, что до Мурома из Меленок дошел пешком (кстати, вдоль этой дороги стоят деревья, посаженные в те годы ребятами из его школы. Значит, есть и каманинское дерево).
До последних своих дней он оставался для друзей тем самым «Колькой». Это редкое качество, потому что правилом для людей такого высокого полета становилось дистанцирование от прежних друзей, замкнутость в своем профессиональном кругу. Есть тому оправдание: когда человеку известны государственные тайны, он вынужден сужать круг общения. Каманин поступал в жизни всегда по своим правилам. Его книга «Сотвори себя» полезна и юному, и зрелому человеку. «Развивай на мелочах силу воли», - советовал он. Глубокий смысл в этой фразе заложен. Ведь и сегодня, если хочешь добиться чего-то в жизни необходимо терпение, настойчивость, трудолюбие. Удивительный человек Николай Петрович Каманин, всю свою жизнь он думал не о себе, а о других людях, стремился быть полезным своему народу и своей родине. Жизнь и подвиг Н.П. Каманина настоящий пример для современников.
Список литературы.
1. Сыны земли Владимирской. Верхне-Волжское книжное издательство 1981. Составитель полковник в отставке Я.П. Москвитин.
2. Каманин Н. П. Летчики и космонавты. — М., Политиздат, 1971. (О жизни и о себе).
3. www cosmoworld.ru\baykonur\kamanin.htm
4. www astronaut.ru\...\article\article07.htm
Тупое - острое
Сказки пластилинового ослика
Пчёлы и муха
Три коробки с орехами
Сверчок