Экономические основы и значение бюджета, его роль в экономике страны.
Министерство образования
Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум»
Московской области
Доклад
по дисциплине:
Финансы, денежное обращение и кредит
На тему: «Бюджетная система Российской Федерации»
Выполнила:
Студентка 3 курса
Группы БЭ-14
Савинкова Анастасия
Тамазовна
Руководитель:
Перфилова Луиза
Рамизовна
Г.Павловский Посад
2013 уч.год
План
Введение
В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее бюджетная система, включающая государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц.
Бюджет-это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период.
Структура бюджетной системы зависит от государственного устройства страны.
Центральное место бюджета в финансовой системе объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода.
В основу функционирования бюджетной системы заложены 2 принципа:
1.Разделение компетенций между уровнями бюджета, что дает возможность органам государственной власти любого уровня маневрировать собственными и привлеченными в доходную часть бюджета источниками для совершения социально-экономических мероприятий.
2.Обеспечение единой правовой базы, единой формы бюджетной документации при предоставлении необходимой бюджетной информации.
Воздействие бюджетной политики на экономику страны в целом и ее отдельные сегменты очень велико, оно затрагивает интересы самых разных категорий населения, хозяйствующих субъектов, государственных органов.
Понятие бюджета
Бюджет-форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Документ, законодательно устанавливающий роспись доходов и расходов государства на центральном, региональном или местном уровне называется бюджетным планом.Он составляется органами исполнительной власти, рассматривается и утверждается законодателями, после чего обретает силу закона.Он составляется на определенный период-бюджетный период, равный календарному году.
Бюджет-количественно детализированный план деятельности организации в целом и отдельных ее сегментов, напрвленный на достижение целей организации.
В современных условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития.
Бюджетная система РФ
Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной системы, ролью бюджета в стране.
От формы государственного и административного устройства страны зависит и построение бюджетной системы.
Основы бюджетного устройства РФ определяются конституцией страны и ее государственного устройства как к федеративной республике, субъектами которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.
Доходы и расходы бюджета
Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти (федеральный, региональный, местный).
Состав доходов бюджета:
Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. В зависимости от характера определений, формируются системы бюджетных расходов.
Расходы:
В зависимости от экономического содержания, расходы делятся на:
Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. Их структура меняется ежегодно в зависимости от экономической ситуации в стране.
Доходы территориальных бюджетов
Делятся на два вида:
К регулирующим доходам относятся:
Виды бюджета
В бюджетную систему РФ входят бюджеты следующих уровней:
Особенности бюджета
1.Временная определенность.
Бюджет должен относиться к определенному периоду времени, а бюджетный период должен иметь определенные границы.
2.Периодичность составления.
Бюджетный период должен иметь определенную продолжительность. Наиболее распространенный-годичный бюджет с разбивкой по месяцам.
3.Прогнозный характер.
В основе бюджета лежат прогнозные значения будущих доходов и затрат.
4.Многовариантность.
Рассмотрение нескольких возможных вариантов развития рыночной и производственной ситуации, ее способ реализации-исстема гибких бюджетов.
5.Значимость информации.
В планировании следует выделять только значимые статьи, которые по своему экономическому содержанию отличаются от прочих и составляют не менее 5% от общей суммы доходов и расходов в течение бюджетного периода.
6.Пригодность для принятия управленческих решений.
Информация должна быть пригодна для принятия управленческих решений (привлечение дополнительных ресурсов, пересмотр практики договорных отношений с контрагентами, приостановка или увеличение выпуска и т.п.).
7.Учет факторов внешней и внутренней бизнес-среды.
При разработке бюджетов учитываются внешние факторы (цены, рыночная ситуация, технологические ограничения) и факторы, поддающиеся внутреннему контролю самой организации (нормативы использования ресурсов, практика платежных отношений и т.д.)
8.Согласованность действий на разных уровнях организации.
Процесс разработки и утверждения бюджетов-цепь договоренностей и компромиссов между разными членами организации.
Правовые формы бюджета
В правовом смысле бюджет (в соот. С Конституцией РФ и Бюджетным Кодексом РФ)-это, прежде всего, закон, разработанный в соответствии с законодательством РФ Правительством, рассмотренный и утвержденный Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ.
Государственный бюджет-важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т.д. В нем определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счет государственной казны, источники и размеры ожиданмых постуалений в нее.
Функции государственного бюджета:
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, составлению и утверждению отчета об исполнении называется бюджетный процесс.
В соответствии со ст.11 Бюджетного Кодекса РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов-в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты-в форме муниципальных правовых актов представительных органиов муниципальных образований.
Общественные функции бюджета
Необходимые свойства бюджета
1.Прозрачность.
Информационная открытость бюджетной системы не только для государственных органов, но и для общества в целом; полнота отражения доходов и расходов бюджета, открытость методики расчета отдельных его статей; точность, достоверность и оперативность отчетов об исполнении бюджета; четкое определение процедур его составления, у тверждения и исполнения; наличие эффективных механизмов контроля на всех этапах бюджетного процесса.
2.Регламентация.
Важнейшие документы, сопровождающие бюджетный процесс. Должны публиковаться в СМИ для получения представления о направлениях социально-экономической политики не только на очередной год, но и на более длительную перспективу.
3.Полнота.
Бюджет должен охватывать все финансовые потоки государственных учреждений, различные виды доходов должны зачисляться на единый бюджетный счет, с которого финансируются все предусмотренные расходы.
Заключение
Концепция финансового планирования-взнос систем централизованного планирования в практику и теория составления бюджетов, где финансовое планирование направлено на создание границ между производственными планами и их финансовыми последствиями.
Стали готовиться проекты планов, ведомства получали указания относительно их, и начиналось формирование бюджета всех уровней.
К сожалению, содержание принятого Бюджетного Кодекса и нормы действующих законодательных актов, регулирующих бюджетный процесс, свидетельствуют о том, что эти условия не выполнены. Межбюджетные отношения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Территориальных и местных бюджетов допускают проявление субъективизма, неравенство федеральных, территориальных и местных интересов, приоритет вышестоящих бюджетов над нижестоящими.
В заключении можно заметить, что расходы бюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях, было отмечено, что рост расходов увеличивается ежегодно, это вызывает дефицит бюджета и увеличивает государственный долг. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзя рассматривать только относительно обязательств федерального бюджета. На самом деле она охватывает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, многие из которых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях.
Очень часто происходит несвоевременное выплата средств на финансирование таких направлений как: сельское хозяйство, рыболовство, содействие научно-техническому прогрессу и реализации космических программ. Увеличение временного лага между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением, а также взаимной задолженности предприятий. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.
Многие проблемы могут быть разрешены при уменьшении встречных финансовых потоков, так как в настоящее время их достаточно большое количество.
Наиболее важными проблемами бюджетного регулирования в настоящее время являются:
закрепление доходных источников за бюджетами соответствующего уровня;
отработка механизма определения фонда финансовой поддержки субъектов Федерации;
определение финансовых полномочий по расходованию бюджетных средств между федеральным, региональными и местными бюджетами.
Таким образом, необходимо привлекать квалифицированных специалистов для работы с бюджетами различных уровней, а также усматривать льготы для предприятий, приносящих прибыль с целью укрепления их положения в стране.
Список литературы
1.Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2009.
2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2010.
4. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник.- М.: Флинта, 2010.
5. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.- М.: Юристъ, 2009.
6. Кучеренко В. Бюджет 2012: двулик, но бездефицитен.// Российская газета, 2 июня 2012 г., с.2.
7. Кучеренко В. Сразу не разбогатеем, но и с бедностью сладим//Российская газета, 3 июня 2012 г., с .3.
8. Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011г.
9. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2010.
10. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2009.
Без сердца что поймём?
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Именинный пирог