Исследовательская работа посвящена изучению влияния компьютерных игр на психику школьников среднего и старшего звена.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 568 КБ |
текст | 196.5 КБ |
Слайд 1
Влияние компьютерных игр на психику школьников среднего и старшего звена. Автор: Моисеева Анастасия, ученица 9 «А» класса. Руководитель: Андреева Е. С., учитель биологии МОУ средняя общеобразовательная школа № 2 г.Малоярославца имени А.Н.РадищеваСлайд 2
І.Введение Компьютер – заветная мечта каждого современного ребенка. Многие родители считают «умный ящик» неотъемлемой составляющей достойного качества жизни и покупают его ребенку.
Слайд 3
Цель исследования: Доказать отрицательное влияние компьютерных игр на психику школьников. Задачи: 1) составить анкету 2) провести социальный опрос 3) проанализировать литературу по данной теме 4) обработать данные.
Слайд 4
Гипотеза: Компьютерные игры агрессивно влияют формирование психики ребенка. Методы исследования: а) Анализ литературы и интернет - ресурсов б) Социальный опрос. в) Статистическая обработка данных.
Слайд 5
Актуальность. Обилие разнообразных игр завлекают детей на длительное время, тем самым снижают их здоровье и уровень успеваемости.
Слайд 6
Причины компьютерной зависимости: 1. Отсутствие или недостаток тёплых эмоциональных отношений в семье. 2. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, хобби. 3. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. 4. Общая неудачливость ребёнка.
Слайд 7
Степени зависимости. Первая стадия — интерес. Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься. Вторая стадия — втягивание. Воздержание сопровождается настоящими «ломками». Третья стадия — полная зависимость. Психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики.
Слайд 8
Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества ребёнка: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания .
Слайд 9
Последствия компьютерной зависимости для физического здоровья: Нарушения функций глаз опорно –двигательного аппарата пищеварительной системы Общее истощение организма.
Слайд 10
Результаты исследования Я провела социальный опрос в марте-апреле 2013 г. среди учащихся 5 – 11 классов. Всего было опрошено 220 человек. Вопросы разбиты на 5 групп: Время работы за компьютером Зависимость от компьютера Психологические симптомы Здоровьесберегающие симптомы Влияние компьютерных игр на интеллект .
Слайд 16
ІІІ. Выводы. 1)Большинство школьников не имеют тяги к компьютерным играм. 2)Половина опрошенных предпочли общение на яву и лыжную прогулку вместо компьютера. 3)Всего 21% учащихся делают гимнастику для глаз 4)Почти половина опрошенных утверждает, что с приобретением компьютера их интеллект повысился. 5)Большинство школьников не вступали в конфликты с родителями из-за запрета «общения» с компьютером Таким образом, в нашей школе низки уровень компьютерной зависимости
МОУ средняя общеобразовательная школа № 2 г.Малоярославца имени А.Н.Радищева
Влияние компьютерных игр на психику школьников среднего и старшего звена.
Автор работы: Моисеева Анастасия ученица 9 А класса МОУ СОШ № 2г.Малоярославца имени А.Н Радищева Калужской обл. Руководитель: Андреева Елена Сергеевна учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 2 г. Малоярославца имени А.Н Радищева Калужской области |
Малоярославец 2013
Главная заслуга компьютера заключается в том, что он
загадал человеку сложнейшую и любопытнейшую задачу,
на которую рано или поздно предстоит найти ответ,
именно: как избавиться от его довлеющей иссушающей власти.
Павленко Валерий Юрьевич.
Введение.
Компьютер – заветная мечта каждого современного ребенка. Многие родители считают «умный ящик» неотъемлемой составляющей достойного качества жизни, а потому покупают его ребенку или дают деньги на посещение компьютерных клубов, которые в последние годы стали очень популярны. В среде врачей и психологов все чаще раздаются голоса тревоги, предупреждающие о негативных последствиях этого модного увлечения и даже приравнивающее его к наркомании. Часто дети с трудностями поведения попадают в психиатрические больницы. В основном родителей беспокоит то, что их дети отказываются посещать школу, прогуливают уроки. Многие вместо школы с утра до вечера просиживают в компьютерных клубах. Естественно, на это нужны деньги. Следовательно, начинается воровство. Детей с такими отклонениями поведения кладут в острое отделение больницы. В основе расстройства поведения все чаще лежит чрезмерное увлечение компьютерными играми в салонах.
В последнее время у этих игр появился криминальный оттенок. Некоторые игроки превращают игру в средство заработка. На результат игры делаются ставки, причем немалые. Данная сфера начинает криминализоваться. Деньги делаются практически из воздуха. Можно сказать, что появился новый вид бизнеса, основанный на эксплуатации незрелой психики ребенка.
Компьютерные игры становятся мощнейшим дезадаптирующим фактором. Ребенок уже не может жить без них, формируется влечение, с которым сам он уже не способен справиться. Необходимо участие психологов, социальных работников, педагогов, а подчас и врачей, которые помогли бы ребенку выйти из этого состояния. Состояние компьютерной зависимости «вышибает» из жизни. Притом «вышибает» полностью, поскольку у ребенка не остается других интересов, кроме игры. Она становится доминантной, как наркотик у наркомана. Поэтому можно сказать, что компьютерная зависимость – вид наркомании. Эта проблема новая и пока мало изученная. Родители не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают другие ярко выраженные отклонения, такие как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество. Да к тому же наши люди опасаются идти к психиатрам и тем более класть ребенка в психиатрическую клинику. Это делают в самом крайнем случае.
Почему же компьютер так притягивает детей? Прежде всего, он дает те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр – от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не двигаясь с места! Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка – как бы аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно привлекает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути.
Интернет так же таит в себе некую опасность. В интернете есть так называемые «чаты» – специальные сайты для общения. Можно выходить в интернет под своим именем, а можно себе всё выдумать: имя, биографию, имидж. У некоторых психически неустойчивых подростков в связи с этим возникают проблемы с самоидентификацией – происходит отчуждение «я», начинается раздвоение личности по типу компьютерной шизофрении. Вторая же патология – когда ребята начинают лихорадочно искать по сайтам бессмысленную информацию. Само по себе информация им в общем-то не нужна, для них сама цель – «сидеть в интернете».
ІІ. Основная часть.
1.Цель исследования:
Доказать отрицательное влияние компьютерных игр на психику школьников.
2. Задачи:
1) составить анкету
2) провести социальный опрос
3) проанализировать литературу по данной теме
4) обработать данные.
3. Гипотеза:
Компьютерные игры агрессивно влияют на формирование психики ребенка.
4. Актуальность:
В настоящее время тема компьютерных игр становится всё более актуальной в нашем обществе. Агрессивность подростков формируется в форме протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в кругу знакомых и друзей. Обилие разнообразных игр завлекают детей на длительное время, тем самым снижают их здоровье и уровень успеваемости.
5.Методы исследования:
1) Анализ литературы и интернет - ресурсов
2) Социальный опрос.
3) Статистическая обработка данных.
Причины компьютерной зависимости:
1. Отсутствие или недостаток тёплых эмоциональных отношений в семье.
2. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, хобби.
3. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.
4. Общая неудачливость ребёнка.
Симптомы компьютерной зависимости:
Существуют признаки, которые помогут родителям диагностировать компьютерную зависимость ребенка:
• потеря контроля над временем, проведенным за компьютером,
• утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду,
• оправдание собственного поведения и пристрастия,
• важным симптомом компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время игры за компьютером, а также раздраженное, агрессивное или замкнутое поведение, если по каким-то причинам длительность пребывания за компьютером уменьшается,
• ночные кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния.
Степени зависимости.
Первая стадия — интерес.
Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.
Вторая стадия — втягивание.
Воздержание сопровождается настоящими «ломками».
Третья стадия — полная зависимость.
Психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики.
Последствия компьютерной зависимости.
Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества подростка: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости ребенок социально дезадаптирован. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться повышенная агрессивность и асоциальное поведение.
Что показывают компьютерные игры подросткам? Насилие, безнаказанность, вседозволенность. Подростки теряют чувство реальности и начинают транслировать сюжеты и действия игр на реальную жизнь.
В подростковом возрасте формируются ценностные ориентации: понятия добра и зла, милосердия и жестокости, дружбы и предательства, любви и ненависти. Под влиянием компьютерных игр реальность искажается как в кривом зеркале. У ребенка возникает эмоциональная холодность, замкнутость, не способность к сопереживанию, психологический инфантилизм — неумение брать на себя ответственность, контролировать свои поступки. Адекватная личность формируется только в живом общении с другими людьми.
Последствия компьютерной зависимости для физического здоровья:
• нарушения функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»)
• опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки)
• пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит)
• общее истощение организма — хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.
Анализ анкеты.
Я провела социальный опрос в марте-апреле среди учащихся 5 – 11 классов. Всего было опрошено 220 человек. Вопросы анкеты разбиты на 5 групп:
Время работы за компьютером.
Анализ полученных результатов показал, что 60% учащихся играют в игры до 10 лет, 40% – после 10 лет.
Зависимость от компьютера.
Я выяснила, что 25% школьников имеют постоянное желание играть в игры. 55% учащихся не имеют тяги к играм, а 20% затрудняются ответить.
Я поставила перед выбором ребят: компьютер или лыжная прогулка - 25% выбрали компьютер, а 60% - лыжную прогулку, 15% не смогли выбрать.
Общение на яву или виртуально: 51% выбрали общение на яву, 40% школьникам все равно, 9% людей предпочли общение по электронной почте.
На вопрос, что больше всего интересует, 50% ответили, что компьютер, 22% выбрали чтение книг, 20% любят разгадывать логические загадки и 8% любят занимать всем предложенным.
Психологические симптомы.
На вопрос конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером?
85% ответили, что, не конфликтовали и не угрожали., а 15% ответили , что вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета «общения» с компьютером.
Здоровьесберегающие симптомы.
Гимнастику для глаз делают 21% из числа опрошенных .
На вопрос, вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью, 66% ответили, что знают, 21% ответили – нет, а 12% людей всё ра
вно.
Устают глаза при работе с компьютером у 45% опрошенных ответили да, у 43% глаза не устают, а 12% не придают значения этому.
Влияние компьютерных игр на интеллект.
47% учеников считают, что с приобретение компьютера их интеллект повысился, 22% считают, что интеллект остался на том же уровне, 31% школьников не придают этому значения.
ІІІ. Выводы:
В ходе изучения литературы, я сделала вывод, что компьютер может вызвать серьёзную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек уходит от реальности, перестает интересоваться окружающим. Особенно уязвимы дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.
Развитие новых технологий обучения в школе, требует хорошее знание персонального компьютера. Но лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом школьникам поможет школа.
ІV. Приложение.
Анкета.
Время работы за компьютером.
1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером?
а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов
2.Соскольки лет вы играете на компьютере?
а) с 4 лет; б) с 10 лет; б) свой вариант ответа ___________________
Зависимость от компьютера.
3.Есть ли постоянное желание играть в игры?
а) да; б) нет; в) не знаю
4.С лёгкостью можете оторваться от игры?
а) да; б) нет; в) не знаю
5.Какое общение вы предпочитаете?
а) общение по электронной почте; б) с другом на яву; в) не важно как
6.Может ли вам компьютер заменить лыжную прогулку?
а) не может; б) да; в) не знаю
7.Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера?
а) да; б) нет; в) когда как
8.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?.
а) нет; б) да;
9.Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?
а) да; б) нет;
10.Вы забывали чистить зубы и кушать заигравшись за компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения
11. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?
а) да; б) нет
12. Что вас больше всего интересует?
а) компьютер; б) чтение книг; в) разгадывание логических игр
Психологические симптомы.
13. Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?
а) нет; б) да
Здоровьесберегающие симптомы.
14.Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?
а) 1 час; б) 2часа; в) 10 часов
15.Устают ли глаза при работе с компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения
16.Вы делаете гимнастику для глаз?
а) да; б) нет; в) как получится
17.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?
а) да; б) нет; в) мне все равно
Влияние игр на развитие интеллекта.
18.В какие игры вы предпочитаете играть.
а) бродилки; б) стратегии; в) логические
19.С приобретением компьютера твой интеллект:
а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю.
V. Источники информации:
1.Анкета взята с сайта http://mif106.narod.ru/p161aa1.html
2.Медведева И. Я., Шишова Т. Л. «Ребенок и компьютер».
2007 .Издательство: Христианская жизнь.
А теперь — мультфильм
Рисуем зимние домики
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Акварельные гвоздики
Как нарисовать зайчика