Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам.
Поступает ли человек в учебное заведение или на работу, получает ли паспорт или меняет его на новый, приобретает ли автомобиль, поздравляет ли друзей с праздником или переводит деньги, он обращается к деловым бумагам: составляет их от руки или заполняет соответствующие бланки, внося туда конкретные сведения о своей личности.
Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку и т. д.
Однако, как показывают наблюдения, учащиеся, выпускники школ, студенты зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов.
Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму в школах.
Причин недостаточной сформированности навыков составления деловых бумаг у учащихся школ несколько: в программе по русскому языку выделяется ограниченное количество часов на работу с деловыми бумагами и нет возможности на практике отработать навык грамотного безошибочного составления деловых бумаг, а также нехватка пособий, удобных для ежедневного использования. В реальной жизни у ребят зачастую возникают вопросы, связанные с оформлением деловых бумаг.
Мы считаем, что данная работа является актуальной, так как умение создавать деловой документ в современной жизни - необходимое требование времени.
Вложение | Размер |
---|---|
delovye_bumagi_v_shkole.doc | 85.5 КБ |
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского края
Деловые бумаги
в школе
Выполнила ученица 9 Б класса
Николаенко Александра.
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Шулика М.В.
2012 – 2013 учебный год
Учебный предмет: русский язык.
Возраст участников: 14-15 лет.
Продолжительность: долгосрочный (ноябрь – апрель).
Цель: создать методическое пособие по написанию деловых бумаг в школе.
Введение
XXI век характеризуется как век деловых взаимоотношений на различных уровнях.
Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам.
Поступает ли человек в учебное заведение или на работу, получает ли паспорт или меняет его на новый, приобретает ли автомобиль, поздравляет ли друзей с праздником или переводит деньги, он обращается к деловым бумагам: составляет их от руки или заполняет соответствующие бланки, внося туда конкретные сведения о своей личности.
Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку и т. д.
Однако, как показывают наблюдения, учащиеся, выпускники школ, студенты зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов.
Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму в школах.
Причин недостаточной сформированности навыков составления деловых бумаг у учащихся школ несколько: в программе по русскому языку выделяется ограниченное количество часов на работу с деловыми бумагами и нет возможности на практике отработать навык грамотного безошибочного составления деловых бумаг, а также нехватка пособий, удобных для ежедневного использования. В реальной жизни у ребят зачастую возникают вопросы, связанные с оформлением деловых бумаг.
Мы считаем, что данная работа является актуальной, так как умение создавать деловой документ в современной жизни - необходимое требование времени.
Проведенный среди учащихся 7-9 классов опрос показал, что 69 % из 100 не смогут написать доверенность, 67 % не знают, что такое протокол, 52 % не знают, что такое резюме, 57 % не умеют писать объяснительную записку, 56 % не смогут написать заявление, 61 % не знают, как написать телеграмму. Тем самым опрос показал, что большинство учеников не умеют составлять деловые бумаги и даже не знают значения некоторых из них.
Новизна проекта состоит в том, что в нашей школе нет такого пособия, в котором бы находилась полезная информация о деловых бумагах. Мы решили сделать такое пособие, чтобы учителя и ученики могли без труда и в одном источнике информации найти всё, что касается деловых бумаг, изучаемых учащимися 5 – 9 классов.
Для реализации данной цели необходимо было решить следующие задачи:
- проанализировать литературу и Интернет-ресурсы по данной теме и грамотно использовать её;
- изучить уровень умений школьников (7 – 9 классы) составлять деловые бумаги;
- создать учебное пособие для учителей и учащихся.
Практическое значение: это пособие может быть полезно на уроках русского языка, а также всем, кто желает научиться правильно оформлять деловые бумаги.
Гипотеза: если будет создано учебно-методическое пособие, то в дальнейшем оно поможет учителям и ученикам изучать построение деловых бумаг.
Объект исследования: деловой стиль речи.
Предмет исследования: учебники риторики, справочная, специальная литература и Интернет-ресурсы.
I. Функциональные стили речи
Что такое русский язык? Русский язык – это и художественная литература, и научная проза, и деловая речь, и газеты, и журналы, насыщенные информацией и публицистикой, и разговорная речь, которой мы пользуемся в повседневной жизни. И хотя везде перед нами один и тот же русский язык, но он далеко не одинаков. Художественная речь не похожа на научную, язык законов резко отличается от бытового разговора, очень своеобразна и газетно-публицистическая речь. В зависимости от того, что надо выразить, о чём идёт речь, или, говоря научно, в зависимости от целей общения, русский язык меняется.
Итак, русский литературный язык составляют функциональные стили: художественный, научный, официально-деловой, публицистический, разговорный. Каждый из этих стилей – своеобразный «язык в языке» со своей лексикой, фразеологией и грамматикой. И полное, совершенное владение языком предполагает владение функциональными стилями.
Только разговорную речь мы усваиваем без особых усилий – по мере развития в семье, в школе, на улице и т.д. всеми остальными стилями мы владеем пассивно: читаем, анализируем, разбираем различные тексты.
Полное же владение стилями подразумевает не только чтение и понимание, но и умение создавать, писать научные, художественные и другие произведения. А это требует постоянных усилий, неустанного внимания к языку.
В известном смысле можно сказать, что мы овладеваем стилями так же, как иностранным языком. Можно только читать и понимать язык, а можно и говорить, и писать на языке. Это гораздо более высокая степень владения языком.
Знать же родной язык – это значит владеть его стилями, составляющими главное его богатство.
Стили речи
Разговорный стиль – в нём употребляются разговорно-бытовые слова и формы, которые придают речи непринуждённый характер, позволяют говорящему выразить различные чувства.
Научный стиль – в нём значительную роль играет специальная лексика, или терминология, состоящая из терминов – слов с точно определённым значением (слова употребляются в прямом значении).
Публицистический стиль – используется в газетных и журнальных статьях, в выступлениях на общественно-политические темы.
Художественный стиль – в художественном произведении слово не только несёт определённую информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов (много слов с переносным значением).
II. Официально – деловой стиль
Термином «официально – деловой стиль» принято обозначать особенности языка служебных, в первую очередь, организационно-распорядительных (акт, объяснительная, заявление, телеграмма, автобиография и т.д.), а также дипломатических документов.
Официально – деловой стиль характеризуется: регламентированностью речи, официальностью и безличностью.
Если говорить о речевых жанрах, о структуре официально – делового стиля, то он подразделяется на две разновидности, два подстиля – официально – документальный и обиходно – деловой. В первом можно выделить язык дипломатии (дипломатические акты) и язык законов, а во втором – служебную переписку и деловые бумаги.
Особенности официально – делового стиля речи
- точность, не допускающая иного толкования (отсутствие изобразительно-выразительных средств языка);
- краткость, ясность излагаемого материала;
- юридическая обоснованность;
- неличный характер;
- стандартизованность (обилие устойчивых оборотов: по истечении срока, в установленном порядке);
- стандартность расположения частей текста или частей;
- предписывающий характер деловых документов (использование цепочки глаголов в неопределённой форме: обязан выполнить.., заключать.., рассчитываться и т.д.);
- отсутствие эмоциональности;
- единая внешняя форма.
Основные признаки официально – делового стиля речи
- назначение;
- обстановка использования;
- виды и жанры;
- особенности лексики;
- характер формулировок;
- требования к оформлению.
III. Виды деловых бумаг
Познакомимся с некоторыми видами деловых бумаг, являющихся собственно документами. Это заявления, объявления, расписки, протоколы, автобиографии, телеграммы, доверенности и некоторые другие.
Доверенность
Если возникает необходимость доверить кому-либо ведение дела, получение денег или ценных предметов, оборудования и т. п., то на имя этого лица выдается доверенность.
Доверенность - документ, удостоверяющий факт временной передачи полномочий на осуществление каких-либо действий от одного лица другому лицу.
Расписка
- документ с подписью, удостоверяющий получение чего-либо.
Эта деловая бумага оформляется при получении денег, ценных вещей и документов
Расписка состоит из следующих структурных элементов:
Образец
Расписка.
Я, Иванова Анна Васильевна, ученица 9 класса «А», получила от учителя физкультуры 5 (пять) волейбольных мячей, 3 (три) теннисных мячика, 6 (шесть) скакалок для проведения игры «Весёлые старты». Обязуюсь всё вернуть после завершения игры.
Иванова.
12 марта 2013 г.
Объявление
В настоящее время получили распространение объявления через газету о сдаче, найме, купле, продаже, обмене чего-либо. Это вид письменного сообщения; извещение о чём-либо; напечатанное или вывешенное где-нибудь с целью привлечения внимания потенциального читателя.
Объявление.
Уважаемые жильцы!
28января 2013 года с 10.00 по 15.00 будет отключена горячая вода в связи с ремонтными работами.
Администрация ЖЭКа
Самыми распространёнными являются объявления о тех или иных мероприятиях: об открытии выставки, проведении какого-нибудь вечера, о занятиях секции и кружков и т.д. В объявлениях такого рода указываются:
1.Время (когда)
2.Место (где)
3.Наименование мероприятия (что)
4.Ответственный за проведение мероприятия (кто)
Объявления пишутся по-разному: есть сугубо официальный язык, который не отличается от языка других деловых документов (объявления на вокзалах, на телеграфе и т.п.).
Но часто встречаются объявления рекламного характера: в магазинах, в парках культуры и т. п.
Объяснительная записка
Объяснительная записка обычно пишется на имя официального лица и содержит разъяснение каких-либо поступков или действий.
Логическая схема объяснительной записки:
Образец
Директору МОУ «СОШ № 3
г. Зеленокумска
Радченко В.С.
объяснительная записка.
25 января 2013 года
В связи с тем, что моя мама после операции нуждалась в особом уходе в больнице, 22 и 23 января я не смогла принять участие в районных соревнованиях.
Ученица 10 класса школы № 3 _________ Н. Русланова
(ПОДПИСЬ)
Г. Зеленокумск
Заявление
- официальное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления, администрацию учреждения, должностному лицу. В нём излагается просьба, ходатайство о чём-либо.
Пишется обычно от руки в одном экземпляре по установленной форме.
Заявление включает:
1. Наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица или с указанием фамилии, имени, отчества. Эта часть заявления располагается по правой стороне листа).
2. Фамилию, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в Род. п. (кто? чего?) без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа).
3.Наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявления» ставится точка.
4.Текст просьбы пишется с маленькой строки.
5.Подпись заявителя (пишется внизу справа).
6.Дата (ставится слева под текстом ниже подписи).
Образец
Директору МОУ «СОШ № 3»
г. Зеленокумска Радченко В.С.
ученицы 9 класса «А»
Ивановой Ольги
заявление.
Прошу освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 8 по 9 февраля) для участия в соревнованиях по шахматам на первенство города.
04.02. 13 Иванова
Протокол
Протокол - это официальный документ, содержащий точную запись всего, что было сказано, сделано и решено на собрании (заседании, совещании). Протокол собрания отражает ход обсуждения и принятия решения. Его ведет секретарь, которого выбирают из числа присутствующих. Современный деловой человек должен владеть навыками составления и краткого, и подробного протокола.
Договор
Документ, фиксирующий соглашение сторон об установлении каких-либо отношений и регулирующий эти отношения.
Договор может заключаться между государственными, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, а также гражданами.
Договоры составляются в нескольких экземплярах (2-4), подписываются уполномоченными лицами и удостоверяются печатями организаций, их заключающих.
Резюме
Резюме составляется в произвольной форме и должно содержать следующие данные:
Автобиография
Автобиография - это своеобразный документ, представляющий человека. В автобиографии кратко перечисляют основные события собственной жизни в их временной последовательности. В ней недопустимы сведения личного характера, самооценка типа «у меня дружная семья», «я люблю свою работу». Автобиография пишется от руки в одном экземпляре.
Схема автобиографии
Список используемой литературы
1. Акиишна, А. Этикет русского письма / А. Акишина, Ы. Формановская. — М.: Русский язык, 1991. 2. Бондарева, Т. Н. Секретарское дело / Т. Н. Бондарева. -М: Высшая школа, 1998.
Приложение 1.2
( Это приблизительные формы для заполнения деловых бумаг!)
1. Форма для заполнения заявления.
кому_______________________
___________________________
(чьё заявление) Ф.И.О.________
____________________________
заявление.
Прошу_____________________________________________________ (указать просьбу и причину)
__________________________________________________________
_________________________________________________________
дата____________________
подпись________________
ИЛИ:
Начальнику летнего оздоровительного лагеря
при ГОУ СОШ № 425
(ФИО)______________________________________
(чьё заявление)______________________________
адрес проживания____________________________
контактные телефоны_________________________
заявление.
Прошу зачислить моего ребёнка
___________________________________________________________
_____года рождения, ученика(цу)_____ «__» класса ГОУ СОШ № ___
в летний оздоровительный лагерь с__________ по____________ г.
Гарантирую ежедневное посещение ребёнком лагеря в течение всего периода.
дата___________________ подпись_________
2. форма для написания объяснительной записки.
Директору школы №_____
______________________ ___________________
объяснительная записка.
_________(дата)
Я,______________________,(что сделал(а))_________________
(указать причину)______________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
подпись ____________
3. форма для написания расписки.
Расписка.
Я, _______________________________, получил(а) от__________________________________(что)____________________________________________________________________________________________. Обязуюсь всё вернуть.
подпись___________________
дата___________________
Рукавичка
Простые новогодние шары из бумаги
Будьте как солнце!
Самый богатый воробей на свете
Сказочные цветы за 15 минут