Исследовательская работа по школьному краеведению по теме " Дети войны села Далисичи Суражского района Брянской области"
Вложение | Размер |
---|---|
Дети войны села Далисичи Суражского района | 98 КБ |
Конкурс исследовательских работ – 2010
МОУ Далисичская средняя общеобразовательная школа
Великая Отечественная война
Дети войны
села Далисичи
Суражского района
Брянской области
Выполнила:
ученица 10 класса
МОУ Далисичской СОШ
Лагутенко Лилия Александровна
Паспорт:
Село Далисичи Суражский район
Брянской области
243343
Руководитель:
Учитель общественных дисциплин
МОУ Далисичской СОШ
Ярошенко Светлана Николаевна
243500 г. Сураж
пер. Вокзальный д. 17 кв. 19
Содержание
Введение
Тема Великой Отечественной войны – необычная тема... Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать одни только названия произведений. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино. Современные молодые люди не знают и не хотят войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни своих детей. Чем дальше от нас война, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – цену победы. Вспоминается первое сообщение об итогах войны: семь миллионов погибших. Потом надолго войдет в оборот другая цифра: двадцать миллионов погибших. Совсем недавно названо уже двадцать семь миллионов. А сколько искалеченных, изломанных жизней! Сколько несостоявшихся счастий, сколько нерожденных детей, сколько слез материнских, отцовских, вдовьих, сиротских было пролито!
Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих
сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча
девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через
четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года.
Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное
количество людей погибло в этой войне. Ужасно подумать, что в этой трагедии
принимали участие наши сверстники - дети тринадцати-четырнадцати лет. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. На уроках истории, литературы нам много рассказывали о событиях, людях Великой Отечественной войны. Что же знают о войне мои ровесники?
Я провела опрос среди учащихся нашей школы 7 – 11 классов. В опросе участвовали 26 человек.
1. Волнует проблема войн и участие в них детей.
2. Назвали имена ветеранов, живущих в нашем селе.
3. Привели примеры помощи детьми фронту из художественной литературы.
4. Знают о том, как жили ровесники во время войны.
5. Считают, что государство не достаточно помогает ветеранам Великой Отечественной войны.
Тема действительна актуальна.
Из диаграммы видно, что 14 учащихся не знают, как жили ровесники во время войны. 15 учащихся, хотя и привели примеры помощи детьми фронту, но только из художественной литературы. 7 учащихся не назвали имена ветеранов Великой Отечественной войны, живущих в селе, не знают, как жили во время войны дети, подростки. Следовательно, необходимо обратить внимание на более внимательное изучение темы: «Дети войны в селе Далисичи».
На уроках истории и литературы, географии мы изучали историю нашей Родины. Немало времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть коснулись темы «Дети войны». Меня заинтересовала данная тема, и я взяла ее для написания своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, которым было тогда всего по 10 – 12 лет. Эти люди живут со мной рядом уже много лет. Но я почти ничего не знаю о том, как они пережили ту страшную войну. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.
Цель работы – найти сведения о детях Великой Отечественной войны на территории села Далисичи Суражского района.
Задачи работы:
– узнать, какие военные операции, проходили на территории села Далисичи;
- рассказать о людях, очевидцах этих событий.
Исходя из вышеизложенного определились этапы работы:
Основная часть.
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами-
Такими же, полными слез.
Ю. Поляков
У каждого из нас при слове «война» возникает одна единственная ассоциация: смерть, ненависть, страх. Попробуем все же посмотреть в словарь, может быть, мы не совсем правы, и это слово вовсе не такое плохое. Словарь под редакцией С. И. Ожегова дает следующее определение: «Война – 1. Вооруженная борьба между государствами; 2. Враждебное отношение с кем-нибудь». Как видим, оба значения несут в себе негативное значение, следовательно, наши ассоциации абсолютно правильны. Услышав это слово, маленький ребенок до конца не осознает, что выпало на его долю. «Дети войны». Казалось бы, что эти понятия совсем не совместимы, однако, к сожалению, реальность утверждает обратное. За свою долгую историю наше государство выдержало немало испытаний. И во всех этих событиях говориться о миллионах жертв. Но никто не подсчитал, сколько из них детей. Сколько их погибло, было угнано в Германию, осталось сиротами? Такой статистики нет.
То, что увидели и испытали дети во время войны: бомбежки, убитые люди, брошенные трупы, пепелища, голод – не могло не оказать влияние на их психику. Они еще долгие годы после окончания войны вздрагивали по ночам, плакали и боялись оставаться одни. Те, кто пережил голод, долго не могли наесться и берегли каждую крошку. Они слишком рано повзрослели. Это были уже не совсем дети, а маленькие мудрые старички.
Однако, пережив войну, они помнят ее всю свою последующую жизнь. Такие люди никогда не выбросят хлеб, они ценят человеческую жизнь и простые человеческие радости.
Мне хотелось бы, чтобы вы услышали голоса тех, кто прошел ад войны, будучи маленьким ребенком – это жители моего села Далисичи, Суражского района, Брянской области.
Итак, наши свидетели - Кулажский Михаил Павлович, Семерич Пелагея Васильевна, Хорт Евдокия Николаевна, Хорт Михаил Кондратьевич1.
Как немцы оккупировали село Далисичи?
Михаил Кондратьевич: «Да, действительно, сначала к нам в село со стороны Грабовки, Белоруссии, приехали два мотоциклиста. Они узнавали у жителей, что здесь есть. Нам, ребятам, было интересно, что они говорят. А один мой друг
немного понимал по-немецки. Вот он с ними разговаривал, а потом рассказал нам. Только я уже ничего не помню, что он нам перевел. Потом немцы стали приезжать на машинах».
________________________
1. см. Приложение 1
В книге М. Лежнева «Земля суражская» я прочитала о том, что впервые дни оккупации немцы создали крупные полицейские станы в Струженке, Душатино, Ляличах, Нивном, Вьюкове, Кулагах, а также в селе Далисичи1. Что вы можете сказать по этому поводу?
Михаил Кондратьевич: «В старой деревянной школе немцы основали свой стан. В окнах кирпичной школы расположили бойницы. Вокруг школы проложили стену в 1,5 метра, сделали укрепление и обнесли проволокой. Позже свой стан они перенесли в глиняную хатку председателя колхоза Клеща Михаила».
Во многих фильмах о войне можно увидеть, что немцы образовывали свою полицию. Была ли в нашем селе полиция и, если была, то какие изменения при этом произошли?
Михаил Павлович: «Да у нас в селе было образовано полицайство. Немцев в селе было мало, два – три человека. А полицаев было много. Редкие были случаи добровольно уходили в полицаи. Чаще их заставляли, т. е. ставили перед выбором: или ты – полицай, или ты умрешь. В селе были четыре раненных офицера. Когда пришли немцы, их заставили служить в полиции. Татарина Муртазу Бориса немцы сделали главным полицаем.
Но и нашлись предатели: Бабин Степан, Бабин Алексей, Романенко Иван, Савосто Ефим, Кравченко Никита, Бабин Ефим»
Блоха Нина Васильевна: « Полицаи ходили по дворам, забирали яйца, хлеб, мясо, кур и другую живность. Ладно бы продукты, а то и полотно, и лен, и последнюю одежонку».
Семерич Пелагея Васильевна: «Были люди, ушедшие в полицаи без права на выбор. Они хорошо обходились с жителями села. А были такие, которые служили немцам верой и правдой. Проверяли дворы, забирали все, издевались над жителями. Особенно выслуживались Романенко Иван Васильевич, Мягчило Яков. Он убил своего близкого друга Николая».
Михаил Кондратьевич: «Также немцы ввели свои приказы. Никому из жителей села не разрешалось выходить на улицу после 8 часов вечера, ходить в группах более двух человек (группа более двух человек считалась заговором против немцев и подлежала расстрелу)».
Можете ли вы сказать, издевались ли немцы над жителями села?
Семерич Пелагея Васильевна: «В селе жил Сладкевич Павел Дмитриевич2. Он был коммунистом, его оставили в селе, чтобы он разведывал все о немцах, их действиях в округе и все передавал партизанам. Немцы узнали об этом и его арестовали. Они пытали его, запрягали в сани, заставляли возить тележку, груженую овсом для лошадей. Когда он присел, чтобы отдохнуть, т.к. совсем выбился из сил, немцы начали избивать его, а потом расстреляли под поселком Майским.
Не разрешали его захоронить, грозили расстрелом. Но женщины ночью его, тело забрали, положили в поилку (корыто) для лошадей и тайно его предали земле».
В школьном музее хранятся материала о Сладкевиче Павле Дмитриевиче. Его записали наши бывшие выпускники, учившиеся в 90 – х годах, записанные из слов вдовы Сладкевич Екатерины Петровны3.
А как вы трудились во время войны?
.
______________________________________
Семерич Пелагея Васильевна: «Работали не покладая рук. В колхозе повышен минимум трудодней. Женщинам приходилось выполнять непосильную работу. Лошадей не было, женщины запрягались по две, по три и пахали землю, а подростки шли за плугом. Так же боронили и дрова возили. Рядом с матерями трудились и дети. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Большими были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, гектары скошенного хлеба, тысячи связанных снопов. Сеяли буквально все. Помимо того что, мы работали на полях, ходили в школу. Учили нас Пясицкий и его жена, также Германовы Евдокия Малаховна и Матрена Малаховна».
Блоха Нина Васильевна: «Работать было тяжело, больше времени находились в поле, в лесу - на работе. Даже пить и умываться порой приходилось из лужи. Жилось очень трудно. Приходилось наниматься на работу в няньки. Все время чувствовали себя голодными. С 12 лет работала в колхозе. Жили очень плохо, не было хлеба, еда была в основном из травы, все время голодали. На всю жизнь запомнились военные «тошнотики» (оладьи из мерзлой, гнилой картошки). На работе все уставали, потому что нужно было ухаживать за скотом, косить сено, возить дрова, воду».
Из бесед со всеми тружениками тыла я для себя отметила, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, непосильный детский труд, изнурительная тяжелая работа, недосыпание. Я считаю, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми.
В некоторых фильмах, книгах рассказывается, что не все немецкие солдаты шли воевать по своей воле, что не все они были «зверьми» по отношению к русским людям. Бывали ли такие случаи, когда немцы относились к вам как к людям, детям?
Блоха Нина Васильевна: «Да, немцы не все были плохими. Немец Ганс раздавал нам шоколадки. Мне он дал большую коробку конфет. Иногда они давали нам еду».
Часто в фильмах можно видеть, что оставшиеся мужики уходили в партизаны. Было ли образовано партизанство у нас и, если да, то какие события связаны с их деятельностью?
Михаил Павлович: «Некоторые наши мужики ушли в партизаны. Я помню, в партизанах был, Чудопал Иван Маркович. Хотел в партизаны пойти молодой парень – Белый Николай Петрович, но попал в засаду и его расстреляли в с. Батаево. Со стороны Белоруссии приходила 2-я Клетнянская партизанская бригада. Они сделали ходы к речке для обороны. Подготовившись, они перешли в наступление. Но немцы увидели их и начали стрелять. Партизанам не удавалась подойти к стене и немцам. Лишь одна единственная разведчица Анна Анодина успела пробраться под стену. Она уже стала перелазать проволоку, как один из немцев выстрелил в нее. Она так и повисла на проволоке. Потом он подъехал к ней на коню и начал топтать конем ее. Партизанам так и не удалось разбить немцев. При наступлении погибло от 16 – 20 человек – партизан. Позже партизаны решили начать новое наступление. В этом им помог Сладкевич Павел Дмитриевич.
В газете «Рабочий путь» есть статья П. Боровичева «В пасхальную ночь…» и в газете «Восход» в статье Н. Коротченко «Ночь перед пасхой» рассказывается об одной из операций партизан 2- й Клетнянской партизанской бригады. Суть операции заключалась в том, что партизаны переоделись в женскую одежду и под видом «богомолок» проникли в тыл к немцам. Затем в самый неожиданный момент напали на них и разгромили. Вот имена некоторых из них: Александр Сидоров, Николай Четырчинский, Василий Грачев, Николай Баталкин и командир Петр Иванович Боровичев1. Подтверждаете ли вы эту операцию.
Михаил Павлович: «Партизаны без боя захватили церковь. Они не переодевались в женские одежды, как рассказывают некоторые. В ту ночь служил дьяк Лагутенко Андрей Трофимович».
Михаил Кондратьевич: «После захвата партизанами церкви немцы начали отступать в сторону деревни Кокот. На дамбе взорвали мост. Муртаза, видя, что немцы отступают, решил перейти к партизанам. Напоминаю, что его заставили идти в полицаи. Но сами полицаи расстреляли его. Завязался бой. Кто успел выкопать небольшие ямы, прятались в них, кто уезжал в лес. Мы с братом выкопали яму метра в два и во время боя сидели в ней. Кругом взрывались мины, беспрерывно хлестали пули, кругом поднималась пыль, дым, сыпалась земля.
С нами в яме сидел один партизан. Он выстрелил из винтовки, попал немецкому пулеметчику прямо в лоб, я потом все ходил и удивлялся, как точно он попал ему между глаз в лоб. Немецкий пулеметчик стих. Немцы стали отступать. Потом после боя мы вылезли из ямы. Было много убитых. Но все равно было радостно, что партизаны изгнали немцев из села. После боя мы просто прикопали убитых партизан. Потому, что неизвестно было, вернуться немцы или нет. Только спустя 9 месяцев перезахоронили убитых партизан. Хоронить заставили жен и материей мужья, которых ушли в полицаи».
Из рассказа Михаила Кондратьевича видно, что партизан захоронили, но никто не знал их имен. Это нужно было узнать. Велась переписка с родственниками погибших партизан 2-й Клетнянской партизанской бригады. Родственники присылали фотографии, даже приезжали на братскую могилу каждый год 9 мая. В 2007 году в школу приезжали родственники Лаврентьева Иван2. Имена партизан стали увековечены на братской могиле только 1968 г. А в архиве школьного музея хранится переписка родственников партизан, фотографии захороненных воинов. В школе у нас сделан стенд «Вечная слава павшим»3
Михаил Павлович: « Мы же в это время прятались в лесу. Там было большое болото, а в центре – небольшой остров. Тогда много семей жили на нем. Когда приехали на остров, день был солнечный, мы поселились в небольшой хатке. С нами в хатке жил и бычок – наш теленок, т. к. некуда было больше поставить его. Одежды почти не было, поэтому мой младший брат Николай бегал в юбке. За дровами ходили в лес. Были куры, но они не неслись. Есть, было, нечего. Когда немцы отступали, бросили телегу с продуктами. Мой старший брат Сергей взял там мяса, чтобы поесть было что нам. А Семен отобрал его, так мы остались ни с чем».
Всем известно, что во время войны к детям относились как к взрослым. А дети все-таки оставались детьми, им хотелось играть, резвиться…Что вы можете рассказать о своем детстве в годы войны?
____________________________________
Хорт Евдокия Николаевна: « Я малолетний узник Великой Отечественной войны. Наша семья попала в застенки фашистов из-за моего дяди, Белого Николая Петровича, который хотел уйти в партизаны. Когда за нами приехала полиция, дома была только я. Забрали всех, кто жил у бабушки: бабушку—Клещ Степаниду Леоновну, мою тётю—Клещ Анну Петровну, мою мать—Белую Варвару Петровну и меня—Белую Евдокию Николаевну (мне было 11 лет). Сначала нас привезли в немецкую комендатуру в Сураж, потом отправили в Клинцы. Тёте моей, Анне Петровне, шёл семнадцатый год, и её отправили в Германию. А нас троих бросили за решётку. Больше всех пострадала моя мать, били нещадно. Били и бабушку, пытали: засунут руку между проёмом в двери, а потом дверь закрывают.
Меня спасло то, что я была маленькая, не по своему росту. Мать и бабушка стояли стеной за меня. Но хоть меня и не били, я всё равно была очень слабенькой, и мать боялась, что я умру. Кормили плохо, раз в день давали баланду и только иногда по маленькому кусочку хлеба. Почти каждую ночь кого-то расстреливали, а потом привозили новых. В основном это были партизанские семьи или те, кто был связан с партизанами.
Помню, как однажды ночью привезли очень много людей. Старейших бросили за решётку, а молодёжь расстреляли прямо у нас на глазах.
На последнем допросе бабушке и матери моей сказали, что нас расстреляют. Все знали, что сегодня ночью будут опять расстреливать. Наверное всё-таки есть Бог, потому что именно в эту ночь нас освободили. Помню шум, стрельбу. Никто долго не мог поверить, что мы свободны.
Добирались мы домой долго, шли пешком несколько дней, потому что были слабые и измученные. Несмотря на то, что мать и бабушка отдавали мне последние капли, я была совсем слабой, идти быстро не могла, да и боялись всего и всех».
Михаил Кондратьевич: «Как то зашел к нам в дом немец. Спрашивает у нас: «Яйке? Яйке?» Я понял, про что он говорит и сказал, что яиц нет. А половица была открыта и под полом в ящике сидела курица. Он увидел ее, ударил сильно меня по спине прикладом и показал на курицу. Я схватил курицу за хвост, взял ящик и показал, что яиц нет, что я не обманываю. Он показал пистолет и сказал, что лучше его не обманывать, иначе будет пух-пух».
Заключение.
В ходе работы я познакомилась с людьми, прошедшими войну. Встречаясь с ними, я отметила нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих родных и близких людей, сами они пережили в эти годы голод, страх и тяжелый не по годам труд. У всех опрошенных мною односельчан отцы не вернулись с войны. У Кулажского Михаила Павловича отец погиб в Восточной Пруссии под Кеннингсбергом, у Хорта Михаила Кондратьевича отец пропал без вести.
Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я хочу рассказать в своей работе.
Несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод, - им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам. Они понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие как я, совершали такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, растить детей, отправлять письма и посылки на фронт.
Список литературы
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Браво, Феликс!
Композитор Алексей Рыбников
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Осенняя паутина