Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_raboty_uchashchegosya.doc | 930.5 КБ |
Всероссийский детский исторический конкурс
«История родного края»
в рамках проекта «Отчизна глазами детей»
Исследовательская работа
«СВИДЕТЕЛЬСТВО»
МОРЕВА ФЕДОРА ТРОФИМОВИЧА -
ФАКТ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ.
МОУ ДОД «Городская станция юных туристов»
город Ногинск Московская область
Автор:
Кувшинов Дмитрий –
17 лет, учащийся учебной группы
«Историческое краеведение»,
МБОУ ДОД «Городская станция юных туристов».
Руководитель:
Ефремова Наталья Викторовна –
методист краеведческого отдела,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Городская станция юных туристов»,
142406 г. Ногинск, Московская область,
ул. Самодеятельная, 7
2010 - 2011 учебный год
ВВЕДЕНИЕ
Без прошлого нет будущего, ибо только оставляя после себя прошлое
мы двигаемся вперед. И тот, кто не знает прошлого, не может
предвидеть будущего.
Д.С. Лихачев
Объектом моего исследования является Время, События, Судьбы земляков.
Мой город Ногинск готовится отметить свой 230-летний юбилей, но его история гораздо богаче и глубже, чем этот период. Известный с начала 14 века как село Рогожь, оно преобразовывается по Именному указу Екатерины II в 1781 году в уездный город Богородск, а в 1930 году город получает новое имя Ногинск в память о видном политическом деятеле молодого социалистического государства Викторе Павловиче Ногине (В.П. Ногин начинал свою трудовую деятельность в 1893 – 1896 гг. на фабриках Богородско-Глуховской мануфактуры).
В настоящее время наш Ногинский район в средствах массовой информации все чаще стали называть Богородским уездом, возможно, в скором времени городу снова вернут название Богородск. Я еще не решил, как относиться к этому, хочу прежде разобраться в событиях ХХ века и найти ответы на многие вопросы.
Наш школьный музей «Боевой славы деревни Большое Буньково» открыт в 1974 году и находится школе № 26 Ногинского района. В течение 6 лет я занимаюсь в учебной группе «Активисты школьного музея» под руководством учителя истории Игнатенковой Любови Александровны. В музее собраны материалы о сформированной здесь в 1941 году воинской части № 19893 Трансильванской Краснознаменной ордена Александра Невского и ее боевом пути, о земляках – участниках Великой Отечественной войны, о выпускниках школы – участниках вооруженных конфликтов последних десятилетий. В настоящее время в музее проводится работа по подготовке к паспортизации, идет сверка основного и вспомогательного фонда с книгой поступлений музейных предметов.
В музее долгое время хранился подлинный экспонат - документ «Свидетельство Морева Федора Трофимовича» об окончании одноклассного Министерства Народного Просвещения старообрядческого училища в деревне Кузнецы в 1915 году, которое, казалось бы, никакого отношения к тематике нашего школьного музея не имеет. Но меня заинтересовал и сам документ, и истории, которые с ним связаны (приложение № 1). Познавательный интерес вылился в исследовательскую работу «Свидетельство» Морева Федора Трофимовича – факт истории родного края»».
Вместе со мной над исследованием работала руководитель - методист, педагог дополнительного образования краеведческого отдела МОУ ДОД «Городская станция юных туристов» Ефремова Наталья Викторовна. Она помогла мне советами в организации исследования, поиске краеведческих источников по изучаемой теме, структурировании работы и осмыслении результатов поиска. Итак.
Цель: исследовать Документ как факт истории родного края.
Задачи:
- найти сведения о выпускнике одноклассного Министерства Народного Просвещения старообрядческого училища в деревне Кузнецы Мореве Ф.Т.;
- узнать об истории создания, работе училища;
- найти подтверждение версии о принадлежности подписи Почетного Блюстителя училища А.И. Морозову,
- пополнить материалы школьного музея конкретными фактами истории одного экспоната и страницами истории родного края.
Предметом изучения является «Свидетельство Морева Федора Трофимовича» об окончании одноклассного Министерства Народного Просвещения старообрядческого училища в деревне Кузнецы. Я понял, что через исследование данного документа я смогу лучше понять как историю своей Родины, так и историю родного края; смогу проследить как судьбу выпускника училища Морева Федора Трофимовича, так и самого училища. И еще: на свидетельстве стоит подпись Почетного Блюстителя. Я предположил, что она принадлежит известному Российскому купцу, промышленнику, меценату, благотворителю, старообрядческому деятелю конца 19 – начала 20 века Арсению Ивановичу Морозову, чья жизнь является отражением судьбы людей купеческого сословия – некогда выходцев из крестьянской среды и достигших высокой общественной оценки - их деятельности в деле служения Отечеству.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
На некоторые сведения изучаемого Свидетельства я сразу дал себе ответ:
ГЛАВА 1
Выпускник училища Морев Федор Трофимович.
Год рождения 1902 (приложение № 2). Предположил, что вряд ли этот человек мог прожить до 108 лет, значит, необходимо начать работу с поиска родственников этого человека или людей, помнивших его. Я познакомился и побеседовал со старожилами деревни Кузнецы - Кручининым Николем Ивановичем (1935 г.р.) и Железновой Фаиной Ивановной (1928 г.р.), обратился в архив деревни, что находится в администрации сельского поселения Кузнецы Павлово-Посадского района, в кузнецовскую школу № 9, в Павлово-Посадский муниципальный архивный отдел - поиск не дал результата. Памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне в деревне Кузнецы находился на реставрации. Ни родственников, ни знакомых, ни архивных данных о Мореве Федоре Трофимовиче мне найти не удалось.
Далее решил обратиться к документам школьного музея – «Книге учета поступлений основного фонда». К сожалению, записи о приеме «Свидетельства» в фонд музея тоже не обнаружено. Бывший руководитель школьного музея Ильюшенкова Нина Ивановна тоже не могла внести ясность в мой поиск – она не смогла вспомнить об истории появления этого документа в архиве нашего музея. Так пропала надежда узнать о человеке, который принес в школу этот уникальный Документ.
Обратил внимание: на «Свидетельстве» есть штамп «Паспорт выдан 1933 г.» (приложение № 3).
О чем мне может рассказать эта короткая отметка? Во-первых, печать поставлена на «Свидетельство», где указаны место и дата рождения Морева Ф.Т.. Значит, к моменту выдачи паспорта у этого человека не оказалось на руках основного документа – метрики о рождении. Почему? Может, жизненные обстоятельства (например, пожар, кража или потеря) уничтожили документ, а восстановить его в 1933 году не представлялось возможным? Где именно выдали паспорт Мореву Ф.Т.? В муниципальном архиве г. Павловского Посада мне объяснили, что передача документов из архива Богородска - Ногинска в архивный отдел г. Павловского Посада не производилась; архив города Павловского Посада начал формироваться только в 1935 году, когда ему был присвоен статус города с образованием Павловопосадского района. Церковных архивов в названном учреждении нет. Вероятно, к этому времени, Морев Ф.Т. не был колхозником, так как колхозникам вплоть до 60-х годов 20 века не выдавались паспорта с целью закрепления их для работы на земле. Значит, уже к 1933 году этот человек занимался иной деятельностью (возможно, работал в совхозе, на фабриках, стал военным и так далее) и не проживал в деревне Кузнецы уже Павловопосадского района Московской области.
Изучая историю деревни Кузнецы, я увидел в «Сборнике статистических сведений по Московской губернии» А.В. Погожева 1888 года знакомую фамилию и связанную с ней фразу: «В деревне Кузнецы в это время … имелась фабрика Морева». Однофамильцы? Родственники? Может быть отец? Обратился к материалам Интернета. На сайте www. Богородск-Ногинск. ru в разделе «Люди Богородского края. Богородский биографический словарь» я нашел сведения: «Морев Леонтий Козмич – крестьянин Буньковской волости деревни Кузнецы, проживает в Богородске, имеет шелковую фабричку в Кузнецах». Других сведений о Моревых не имеется. Из этих сведений делаю вывод: по всей видимости, речь идет об однофамильцах или дальних родственниках, которые в начале 20 века в деревне Кузнецы не проживали.
Предполагаю, что Морев Ф.Т. переезжает жить в один из населенных пунктов Ногинского района – деревню Большое Буньково, село Караваево или село Богослово (микрорайон школы № 26) - иначе как объяснить появление «Свидетельства» в школьном музее?
К сожалению, поиск сведений о Мореве Ф.Т. в Ногинске, тоже ничего не дал: слишком много времени прошло для организации поиска материалов о судьбе человека 1902 года рождения. Из беседы с бывшим многолетним начальником архивного отдела администрации Ногинского района Неонилой Михайловной Харутюновой узнал, что все документы в местных архивах сохраняются в течение 75 лет, далее они передаются в областной архив. В том же порядке в областной архив передаются документы паспортного стола, ЗАГСов, военкоматов и других государственных учреждений.
И все-таки, используя возможности восстановления этапов жизни Морева Ф.Т. в Ногинске, я изучаю списки репрессированных жителей Ногинского района, - в них более 2000 погибших (примерно 350 останков жителей Ногинского района и Электростали лежат на Бутовском полигоне г. Москвы). Имени Морева Ф.Т. среди прочих пострадавших земляков от сталинских репрессий 1937 – 1938 годов нет (Сведения Ассоциации жертв политических репрессий; в Ногинском районе отделение Ассоциации возглавляет преподаватель Ногинского педагогического колледжа Маргулис Н.С.).
В районной «Книге памяти» погибших земляков в годы Великой Отечественной войны значатся 3 человека с фамилией Морев, это Иван Дмитриевич 1916 г.р., Иван Тимофеевич 1910 г.р., Леонид Николаевич 1923 г.р.. Морева Федора Трофимовича в списке погибших не значится.
Но вот удача улыбнулась: в «Книге памяти» погибших земляков Павловопосадского района на странице 226 увидел сведения: «Морев Федор Трофимович, красноармеец 837 сп. 1900 г. рождении (сведения ошибочны, год рождения - 1902), д. Кузнецы Павлово-Посадского района Московской обл. Призван в 1942 г. Павлово-Посадским РВК. Умер от ран 10 февраля 1943 г. в ЭГ 2020. Похоронен: г. Рыбинск Ярославской области».
В Интернет-ресурсах общества «Мемориал» в электронном архиве размещен именной список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава, где подтверждаются сведения о смерти Морева Ф.Т. (запись под № 90) и захоронении красноармейца Морева Ф.Т. на Рыбинском кладбище (запись № 321).
Благодаря сведениям военкомата Павловского Посада, мне удалось найти адрес Морева Ф.Т. и обратиться к его родственникам. К сожалению, ни жены – Моревой Евдокии Прохоровны, ни дочерей Федора Трофимовича в живых нет. Фамилия Моревых со временем исчезла – дочери выходили замуж, меняя фамилию. Его правнучка Орлова Анжелика (в настоящее время работает врачом и живет в Москве) училась в нашей школе в 90-е годы 20 века, ее мама тоже училась в нашей школе в 70-х годах прошлого века. К сожалению, военные письма Морева Ф.Т. в школьном архиве не найдены. Но в семье хранится сочинение Анжелики - оно было посвящено памяти ее прапрадеда Морева Ф.Т. (сочинение, приложение № 4).
Поиск дал результаты. Я был очень взволнован, когда в моих руках оказалось это сочинение. Судьба обычного человека – трудолюбивого и ответственного, хорошего семьянина и доброго человека. Какая короткая жизнь: всего 40 лет! Первая половина 20 века в России полна событиями. Вместе с соотечественниками Федор Трофимович пережил годы революции, гражданской войны, становление Советской Армии, колхозов, годы первых пятилеток, годы Великой Отечественной войны. Как жалко, что судьба человека трагически оборвалась. Вместе с Анжеликой, ее родными я горжусь своим земляком Моревым Федором Трофимовичем. И очень рад, что в школьном музее Боевой Славы восстановилась еще одна страница судьбы земляка, красноармейца, участника Великой Отечественной войны. В апреле 2011 года на отреставрированной памятной доске погибших воинов в годы Великой Отечественной войны деревни Кузнецы я увидел имя земляка Морева Федора Трофимовича.
Глава 2
Одноклассное Министерства Народного Просвещения старообрядческое училище в Кузнецах.
Где оно находилось, как оно выглядело и в какое время действовало, … Первый шаг к ответам на эти вопросы – посещение деревни Кузнецы.
Найти здание бывшего старообрядческого училища в Кузнецах было не сложно, только его невозможно было узнать: перестройка, переоборудование и отделка здания полностью изменили его облик.
Во время бесед с жителями многие рассказывали о купцах Морозовых, о церкви и училище, которое построил А.И. Морозов для старообрядцев не только деревни Кузнецы, но и близлежащих деревень. Их высказывания можно подтвердить словами Трофимовой Екатерины Евсеевны 1906 г.р., проживавшей в деревне Кузнецы (Вера Коняева, «Дорогие мои земляки», Орехово-Зуево, 1997 г.): «…Морозовы - это люди с большой душой, которые относились к местным жителям с добром и помощью. Они построили церковь, которая имела звонницу: два колокола внутри церкви, на потолке и стенах овальной формы была красивая роспись, иконы святых. Сам алтарь и его двери сверкали позолотой. Рядом с церковью была школа, где учились дети Закону Божьему и другим предметам».
Ильюшенкова Нина Ивановна (краевед, бывший руководитель школьного музея, учитель истории, 1927 г.р.) предоставила нам фотографию здания (приложение № 5), где ранее располагалось старообрядческое училище. Фотография не имеет точного указания даты, предположительное время – начало 30-х годов. Из рассказа Нины Ивановны можно сделать выводы, что училище просуществовало до 1918 года. Впоследствии в здании училища располагался детский дом, школа (в довоенные времена - пожарно-рукавный комбинат, послевоенное время – это часть льнокомбината, в настоящее время - торговый центр). Ее рассказы подтверждают беседы, опросы, интервью с жителями деревни Кузнецы.
Так как фактических документов, подтверждающих воспоминания земляков найти не удалось, то следует предположить, что одноклассное училище в деревне Кузнецы просуществовало не более 6 лет. Его, как и все наследие династии Морозовых в Богородске, в советское время постигла участь забвения, разорения или уничтожения.
Поиск продолжился. В школьной библиотеке и методическом кабинете станции юных туристов города Ногинска я познакомился с материалами альманахов «Богородский край», материалами «Трудов первых Морозовских чтений» в городе Ногинске в 1995 году и другой краеведческой литературой.
В «Указателе селений и жителей уездов Московской губернии» 1852 года значилось, что: «Кузнецы – деревня 2-ого стана, Рюмина Николая Гавриловича, д.с.с., крестьян 238 душ м.п., 284 ж., 77 дворов, 62 версты от столицы, 14 от уездного города, по Владимирскому такту».
Деревня была довольно крупной. К концу 19 века «…в деревне существуют небольшие текстильные фабрички местных купцов Захара Семенова, Викулы Лукьяна, Ивана Петрова, Сергея Баранова, Миронова, Морева» (уточнение сведений о Мореве приводилось в 1 главе, стр. 4), в их числе с 1875 года в Кузнецах начинает работать шелковая и бумаготкацкая фабрики Ивана Захаровича Морозова (отца А.И. Морозова).
В «Сборнике статистических сведений по Московской губернии» А.В. Погожева за 1888 год упоминается бумаготкацкая и плисорезная фабрики компании Богородско-Глуховской мануфактуры. Ее главный управляющий Арсений Иванович Морозов открывает здесь богадельню (убежище) для рабочих-инвалидов и престарелых компании. Для удобства их жизни в селе оборудуются баня и цеха для работы мужчин и женщин. Мужчины делали сбруи и хомуты для лошадей, а женщины стегали одеяла – сатиновые, ситцевые, шелковые. При богадельне было еще и небольшое хозяйство: сеяли ячмень, пшеницу, просо, гречку, содержали лошадей и коров.
Большинство проживающих и приходящих на работу крестьян были старообрядцами. По сведениям «Справочной книжки Московской губернии», составитель Шрамченко А.П., 1890 год, в Кузнецах уже в течение 25 лет существовала раскольническая (старообрядческая) община численностью до 50 человек, которая имела помещение для совершения ими общественных молитв и треб.
Из газеты «Истоки» от 28 июня 2007 года можно узнать следующий факт.
В 1909 году на средства благотворителя А.И.Морозова в Кузнецах был построен каменный старообрядческий храм во имя св. благоверной княгини Анны Кашинской (приложение № 6). Для местного старообрядчества новый храм встал настоящим центром духовного просвещения. Здесь была сформирована замечательная библиотека. Иждивением (полное содержание, обеспечивающее средствами к существованию, материальное попечение. Толковый словарь русского языка Д.И. Ушакова) А.И. Морозова и заботами председателя общины Ф.А. Детинова в 1912 году открыта частная школа для детей старообрядцев, где были организованы прекрасный церковный хор и детская школа древнерусского знаменного пения.
В публикациях альманаха «Богородский край» открывшуюся школу называют церковно-приходской. При многократном увеличении печати на «Свидетельстве» в ее центре можно прочесть «сельское училище …» (приложение № 7).
По сведениям Государственного архива в г. Санкт-Петербурге (раздел «Школьная сеть Богородского уезда», сведения получены в архиве музейно-выставочного центра г. Ногинска) в деревне Кузнецы значится одна школа с официальным названием, указанном в свидетельстве: «Одно-классное Министерства народного просвещения старообрядческое училище в деревне Кузнецы». Почему одно и то же учреждение образования упоминается по-разному: частная школа, церковно-приходская школа, сельское училище?
Согласно сведениям Интернет-сайта www.ped.vslovar.ru, в России до революции 1917 года подобные школы, начиная с 1864 года, («Всякое заведение для обучения чему-либо: школа, гимназия». Толковый словарь русского языка В.И. Даля) были распространены; их называли «народные училища», они провозглашались общедоступными и бессословными.
Училища входили в систему начального образования и курировались Министерством Народного Просвещения. Училища различались по ведомствам, местностям, уставам, национальностям, религии, источникам финансирования, но все они находились в ведении Министерства Народного Просвещения. Одноклассные училища – это элементарные школы со сроком обучения от 2 до 4 лет. Преподавались предметы: письмо, арифметика, чтение, Закон Божий. На каждое одноклассное училище полагались: один учитель и один законоучитель.
К сожалению, по истории конкретного училища, как видим, удалось найти немногое.
Зато само «Свидетельство» позволило мне конкретизировать полученные данные из справочной литературы и даже найти письменные подтверждения этим сведениям.
Так известно, что «Свидетельство» Мореву Ф.Т. выдано в 1915 году (напомню, что училище открыто в 1912 году). Это значит, что выпускник закончил учебу на 3-ем году его существования и получил свидетельство за № 3. Таким образом, можно предположить, что одноклассное начальное училище было с 3-х годичным обучением.
Подписи на самом свидетельстве говорят о том, что в училище действительно могли работать два человека: заведующий училищем и учитель – одно лицо – Ев. Макарова, законоучитель – старообрядческий священник – В. Соловьев (приложение № 8).
О заведующей и учительнице Ев. Макаровой мне узнать пока ничего не удалось.
О законоучителе В. Соловьеве найдены следующие сведения. Альманах «Богородский край» в ряде журналов освещал деятельность Богородско-Глуховской старообрядческой общины. Вот один из опубликованных в альманахе документов: «В воскресение 4 октября 1909 года, что при убежище компании Богородско-Глуховской мануфактуры, для престарелых калек состоялось первое общее собрание членов-учредителей кузнецовской старообрядческой общины. Священник отец Василий Соловьев прочитал журнальное постановление об учреждении общины. Председателем собрания избран Н.К. Еремин, секретарем Е.Н. Никифоров. Принято 5 лиц, изъявивших желание вступить в члены общины. Духовное лицо в храм общины избран отец Василий Соловьев, проживающий в деревне Кузнецы». Можно с уверенностью сказать, что этот священник преподавал Закон Божий для учащихся представленного училища.
Полностью рассмотреть печать училища не удается. При многократном увеличении в центре печати можно с трудом прочесть слова «Сельское училище Московской губ.», в овале - слово «одноклассное» и окончание еще одного слова «…обрядческое».
Погружаясь в поисково-исследовательскую деятельность, все больше задаю себе вопросов: сколько учеников старообрядческого училища получили подобные свидетельства за годы его существования, какие законы и традиции существовали в училище, по каким учебникам занимались, какую форму носили ученики, кто из ребят посвятил свою жизнь служению Богу, как сложились судьбы его выпускников и т.д.
Поиск материалов из истории одноклассного Министерства Народного Просвещения старообрядческого училища в деревне Кузнецы постараюсь продолжить.
Глава 3
Арсений Иванович Морозов.
Первоначальная задача: могла ли принадлежать подпись Почетного Блюстителя на «Свидетельстве» Почетному гражданину Богородска купцу 1-ой гильдии Арсению Ивановичу Морозову, переросла в осмысление судьбы этого человека. Человека, который много сделал для развития экономики, культуры, образования в Богородском крае конца XIX – начала XX века (фото, приложение № 9).
В начале 20 века в старообрядчестве всего Богородского уезда не было фигуры более популярной, чем директор компании Богородско-Глуховской мануфактуры Арсений Иванович Морозов. Как грамотный и рачительный хозяин Морозов пользовался доброй и заслуженной славой в торгово-промышленных кругах Московской губернии, но еще большую славу и популярность он приобрел как неутомимый старообрядческий деятель и благотворитель. Арсений Иванович щедро жертвовал деньги на приобретение земельных участков и стройматериалов для новых храмов, школ, больниц и т.п., дарил старообрядческим общинам походные церкви, колокола (звоны), иконы, книги, необходимую утварь, содержал на свои средства учебные заведения. Только за 8 лет с 1908 – 1916 годы полным или частичным иждивением Морозова были построены старообрядческие храмы в Богородске, в деревне Большие Дворы, в Тимкове, Никулине, Корнееве и других местах. В числе перечисленных храмов был уже названный старообрядческий храм во имя святой благоверной княгини Анны Кашинской в деревне Кузнецы и, как уже известно, его иждивением в 1912 году было открыто старообрядческое училище.
Было ли открытие подобного училища острой необходимостью для старообрядческой общины деревни Кузнецы? Думаю - да.
Как уже говорилось, в конце 19 века в деревне Кузнецы работают фабрики и фабрички местных крестьян и купцов. Индустриализация коснулась деревни: сюда приходили на работу крестьяне окрестных деревень. Из деревенских общин и привычных условий жизни, из-под влияния многовековых патриархальных устоев, обычаев и верований люди уходили в цеха, в казармы, в суету почти городской жизни. Это сопровождалось падением религиозности и нравственности, исконных понятий о почитании церкви, властей, родителей. К тому же сказать, деревня Кузнецы стояла на Владимирской дороге, где для проезжающих путников были открыты трактиры, постоялые дворы, кабаки, что приводило к пьянству в среде рабочих.
А.И. Морозов понимал, что индустриализация несет угрозу христианству вообще, поэтому проявлял постоянную заботу о духовных запросах своих рабочих и, более всего, о сохранении чистоты веры старообрядцев.
В России до 1905 года не было системы воспитания детей старообрядцев. Церковное обучение в старообрядческих традициях официально было запрещено, преследовалось властями. Христианская вера и нравственность в среде староверов поддерживалась только общиной и семейной традицией.
17 апреля 1905 года вышел Именной Высочайший Указ Николая II, данный Сенату, «Об укреплении начал веротерпимости», в котором перечислялись действительные меры к устранению стеснений в области религии. Так, в Указе признано официальное название вероучения «старообрядческое согласие» (вместо раскола) и людей, исповедующих эту веру называть старообрядцами; им разрешено отравлять свои богослужения по старообрядческим книгам, строить свои храмы, открывать свои учебные заведения и т.д.
В альманахе «Богородский край» я нашел «Прошение почетного председателя Богородско-Глуховской страрообрядческой общины мануфактур-советника А.И. Морозова Московскому губернатору от 09.02.1909 г.: « Высочайшим Указом от 17 апреля 1905 и 17 октября 1906 г. Государю Императору благоугодно было даровать старообрядцам право свободного исповедания их веры и отправления их религиозных обрядов. … К сожалению, старообрядцы города Богородска и его окрестностей вот уже 2 года тщетно хлопочут о правильной постановке дела преподавания в Богородских учебных заведениях Закона Божия и на каждом шагу встречаются препятствия. Главным предлогом к отказу … отсутствие подходящего места в школьных помещениях…».
В этом же журнале находим еще один документ – прошение мануфактур-советника А.И. Морозова Московскому губернатору от 28.03.1909 г.: «… Я вновь почтительнейше прошу Ваше Превосходительство не отказать к отводу … помещения в зданиях городских училищ для преподавания детям старообрядцев, учащимся в этих училищах, Закона Божия по старообрядческому вероучению…»
Поэтому А.И. Морозову было так важно в Кузнецах со старообрядческим населением открыть школу для детей старообрядцев, где, как уже упоминалось, были организованы прекрасный церковный хор и детская школа древнерусского знаменного пения.
И хотя А.И. Морозов не имел духовного образования, но он первым в России издал учебники Закона Божьего для старообрядческих школ, добился того, чтобы в основных средних и средне-специальных учебных заведениях Богородска был законоучитель не только от господствующей церкви, но от старообрядческой. В результате, ученики-старообрядцы в школах Богородска не испытывали притеснений в вере.
В работе уже была подчеркнута роль А.И. Морозова в образовании и поддержании работы одноклассного Министерства Народного Просвещения старообрядческого училища в деревне Кузнецы. В обществе чтили этого человека за «богоугодные дела».
Считаю, что Почетным Блюстителем («Строгий исполнитель, хранитель каких-либо правил, закона, порядка; смотритель, страж, наблюдатель». Толковый словарь русского языка В.И. Даля) училища мог быть человек таких достоинств, как Арсений Иванович Морозов.
При многократном увеличении подписи Почетного Блюстителя можно рассмотреть и прочесть что-то похожее на имя «Арсений» (приложение № 10). Подпись производилась перьевой ручкой и, по всей видимости, конец пера как бы «споткнулся» о бумагу и «затормозил» естественный ход пера. К сожалению, в городском краеведческом музее г. Ногинска, среди документов Богородско-Глуховской мануфактуры и ее владельцев, не найдено подлинной подписи А.И.Морозова. Научные сотрудники музея Баранова И.И., Назина С.В. не исключили вероятности собственной подписи Арсения Ивановича на вышеназванном свидетельстве.
Конечно, работа по идентификации подписи А.И.Морозова на документе будет продолжена.
Заключение
Исследуя «Свидетельство одноклассного Министерства Народного Просвещения старообрядческого училища» как факта истории родного края, за давностью времени мне не удалось полностью раскрыть его содержание, найти объемные (развернутые) и точные ответы на поставленные вопросы. И чем больше я углублялся в познание документа, тем чаще задавал себе вопросы: почему в городских, сельских, ведомственных, музейных архивах так трудно получить архивные справки; или, почему мы бываем так не любознательны к фактам своей истории и судьбам людей; или, почему мы забываем об истинных патриотах своего Отечества, … Я еще раз убедился в том, насколько важно для нас, потомков, познать и сохранить историческую память о событиях и людях, чтобы не быть «Иванами, …»
«Свидетельство» позволило прикоснуться к судьбам людей ХХ века; восстановить, уточнить, раскрыть некоторые аспекты истории не только самого училища, но и воссоздать отдельные страницы исторического прошлого России, Богородского края на рубеже XIX -XX веков; осмыслить влияние объективных обстоятельств истории на судьбы земляков.
Не жалею, что потратил много времени на изучение «Свидетельства». Эта работа обогатила меня знаниями по истории своей Родины и родного края, дала возможность осмыслить и сопоставить факты, познакомиться со старожилами и интересными людьми, приобрести навык работы с документами в архивах и краеведческой литературой, проявить настойчивость и упорство на пути к цели.
Эта работа важна не только для меня. Она нужна всем, кто интересуется историей родного края. Я расскажу о ней на краеведческих встречах, конференциях, чтениях, экскурсиях по школьному музею; поделюсь опытом поисковой работы с теми, кто будет заниматься краеведческой исследовательской деятельностью; постараюсь показать ребятам как, при желании, можно найти ответы на многие вопросы истории.
Мне кажется, полностью ответить на все возникающие вопросы в ходе краеведческого исследования очень трудно. Процесс познания, практически, бесконечен.
Буду ли я голосовать во время опросов за переименование родного Ногинска в город Богородск, не знаю. Думаю.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дроздов М., Золотарев М. Уездный город Богородск на старых фотографиях/ Ногинск: Богородский печатник. – 1994
2. Егорова Е., Ефремова Н., Кудрявцев В., Седов Д., Справочные материалы
по историческому краеведению. Ногинский район ХХ век/ Ногинск: Принт – 2006
3. Ефремова Н. Справочные материалы по историческому краеведению. Ногинский район IХ – XIX век (издание 2-е, дополненное, исправленное)/ Ногинск: ООО "Шерна" – 2005
4. Ефремова Н., Седов Д., Морозовы на Глуховке. Дела и судьбы. Справочные материалы по историческому краеведению. Ногинск: ООО "Шерна" – 2007
5. Кириченко Е. Модерн в уездном городе // Московский журнал, №8 – 1995
6. Маркешин С., Епишин А., Смирнов А.. 100 лет Глуховки/ М.: Московский рабочий. – 1949
7. Материалы первых Морозовских чтений/ Ногинск: Богородский печатник – 1995
8. Материалы вторых Морозовских чтений/ Ногинск: ТОО "Принт" – 1996
9. Морозов С.Т. Дед умер молодым/ М.: Терра. – 1996
10. Нистрем К. Указатель селений и жителей уездов Московской губернии. / М. – 1852
11. Публикации альманаха "Богородский край" 1996 – 2004
12. Публикации газет "Знамя коммунизма", "Волхонка", "Богородские вести", "Трудовой фронт" (подборки из библиотечных вырезок, начиная с 1960 г.)
13. Рожкова К.М. Фабричная промышленность и промыслы крестьян в 60 – годы XIX века. Богородский уезд.
14. Справочный материал по историческому краеведению (для учителей и учащихся школ Ногинского района)/ под ред. Аверьяновой В.Т./ Ногинск: ТПО "Шерна". – 1990
15. Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Богородска Московской губернии с уездом и святынями/ М. – 1899
16. Филаткина Н., Дроздов М. Морозовы. Династия фабрикантов и меценатов. Опыт родословия/ Ногинск: Богородский печатник – 1995
17. Энциклопедия купеческих родов (1000 лет русского предпринимательства)/ М.: Современник. – 1995
18. Материалы Ногинского музейно-выставочного центра, музея "Боевой и трудовой Славы Глуховского хлопчато-бумажного комбината им. В.И.Ленина", школьного музея МОУ СОШ № 26 деревни Буньково Ногинского района, Павловопосадского муниципального архива.
19. Интернет-ресурсы: bogorodsk-noginsk.ru; all-photo.ru;
20. Интернет-ресурсы: электронный архив общества «Мемориал»
21. Книга памяти./ Ногинск – 1994
22. Книга памяти./ Павловский Посад – 1994
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
«Свидетельство одноклассного Министерства Народного Просвещения старообрядческого училища»
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Пчёлки на разведках
О чем поет Шотландская волынка?
Можно от Солнца уйти...