Исследовательская работа, раскрывающая жизнь земляков в двадцатом веке
Вложение | Размер |
---|---|
issled.rabota.doc | 48 КБ |
Тема исследовательской работы:
Отражение истории, разнообразных сторон народной жизни и мировосприятия в частушках жителей села Шейбухта (тезисы)
Автор: Тарбаева Юлия
Руководитель: Коробова Н.В.
Издавна русский народ жил не хлебом единым. Он стремился понять окружающий его мир, определить своё место в нём. Мечты, надежды, наблюдения, мировосприятие наших предков воплощались в народно – поэтическом творчестве. Среди многих жанров фольклора достойное место занимает народная песня, разновидностью которой является частушка.
Я выяснила, что изучением фольклора Междуреченского района, в частности моей малой родины – села Шейбухта, никто не занимался. Осуществлялся только сбор и запись частушек местных жителей любителями народного творчества, в частности Нееловой А.А., Тебневой С.В., Комисаровой А.Н., Сергеевойвым С.А., Матёровой Г.П., Сергеевой В. и других.
Каждое поколение людей отражает в частушке себя и своё время, которое быстротечно. Вместе с естественной сменой поколений уходят навсегда и частушки, хранящиеся в памяти людей. А это часть нашей истории и культуры. Следовательно, сохранить для потомков богатство данного жанра – дело необходимое. В этом актуальность нашего исследования на тему «Отражение истории, разнообразных сторон народной жизни и мировосприятия в частушках жителей села Шейбухта».
Главная цель нашей работы: произвести анализ собранного материала с точки зрения отражения в частушках истории, образа мыслей, чувств, быта наших земляков, местного колорита. Задачи:
Гипотеза: если село Шейбухта впервые упоминается в письменных источниках в 1623 году, оно пережило все этапы развития государства, изменений в нём, то и частушки его достаточно разнообразны по географии, тематике, насыщены местным колоритом, но при этом отражают историю Отечества.
Частушка – полноправный жанр фольклора. Она, как и другие жанры устного народного творчества отражает быт, жизненный уклад, обычаи, природу родного края, характер человека, взаимоотношения между людьми, переживания и мысли, раскрывая при этом какую-то отдельную черту. Частушки нашего поселения не исключение .
В Мотовилове родилась, В Мотовилове расту. Свои красивые местечки Не сменяю на Москву.
Село Шейбухта Междуреченского района – это моя малая родина. Здесь родились и жили мой папа, мои бабушка и дедушка. «Шейбухта» - слово финно-угорского происхождения. Но очень часто в разговорах жителей Междуречья можно услышать: «Митрополье-то ноне как живёт?», «Что митрополы – то говорят?». Речь идёт вовсе не о незнакомой местности, а о Шейбухте и шейбухтовцах – моих земляках. Изучая документальную литературу, нам удалось выяснить, что до 1676 года земли Кочковской и Шепухоцкой (территория нынешнего поселения Шейбухтовское) , Козлангской (территория нынешнего поселения Сухонское) волостей были вотчиной Ростовской митрополии, поэтому народ называл и до сих пор называет эту территорию Митропольем, а жителей митрополами.
По описаниям Н.Н. Бубнова (1922 год) южная часть Митропольских земель «отличается холмистостью, носит название Кочковец». Отсюда и название Кочковской волости. По этому поводу сложена одна из частушек, указывающих на эту особенность: Как из Шейбухты идти Из горы в горушку. К чёрту я пошлю её - Эту деревушку.
Митрополы находились в более выгодном положении по сравнению с помещичьими крестьянами соседней Авнеги. Они строили двухэтажные пятистенные дома, крыли их тёсом на четыре ската. Эта черта сохранилась вплоть до середины XX века: Вот Степановско деревня Из трубы идёт дымок. Всю деревню украшает Коли Стрешнева домок.
Инициативность, хозяйственность, предприимчивость отразилась в частушках:
Митропола рано встали Дьяволы – до солнышка. На обухе хлеб молотят, Не уронят зёрнышка.
В силу своей природы и специфики частушка раскрывает какую-то отдельную черту быта, характера человека, взаимоотношения между людьми, мысли и переживания.
В собранных нами частушках нашла отражение богатая событиями история СССР и России XX века. Частушки являются поэтическими свидетельствами истории народа, так как ни одно переломное историческое событие не осталось не отражённым в частушке. 30 – е годы вошли в историю страны как период сплошной коллективизации. Происходила активная переделка старого уклада жизни, в быт деревни пришло новое:
Шелестит в саду рябина
Молодыми листьями,
Скоро мы с тобой, подруга, Будем трактористками.
Некоторые крестьяне видели в коллективизации великий перелом. Их отличала восторженная и безграничная вера в колхозы, в новую светлую жизнь, в колхозный трудодень. Все трудности кажутся этим людям временными и преходящими, торжествует оптимизм.
Растяну гармонь пошире,
Пусть девчата подпоют,
Чтобы знали во всём мире,
Как колхозники живут.
Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в памяти людей, переживших те страшные годы.
Несчастливы уродились,
На военные года,
Хватили голоду, и холоду
Россия, за тебя.
1974 году был взят курс на укрупнение сёл и уничтожение неперспективных деревень. За 1959 – 1983 годы с карты России навсегда исчезла 141 тысяча деревень, из них с карты Шейбухтовского поселения – 35 деревень.
В Шейбухтовском сельсовете Деревень было не счесть. Среди этих деревень И Степановское есть.
История последних десятилетий – это период крутой ломки всего, что складывалось с 1917 года, и в первую очередь – развал СССР. Период реформ в СССР с 1985 по 1991 годы вошёл в историю под названием «перестройка». В частушках появляются новые сюжеты и образы, признаки нового времени с обилием подробностей.
К власти мафия пришла,
Разворована казна.
Против своего народа
Вновь развязана война.
Частушки сопровождали людей всюду: на работе и во время отдыха. Они пелись на посиделках, вечёрках, беседах темными зимними вечерами, а то всю ночь за околицей деревни.
Поиграй повеселее Митропольскую игру. Я девчонка-митрополка Митропольского люблю.
Главная тема частушек, в том числе и в перепеве – тема любви. Душевные волнения, переживания, связанные с этим важнейшим человеческим чувством, нашли отражение в девичьей частушке.
В Билевом сухой кусточек Загорелся весь в огне. Не могу с собою сладить - Всё залётка на уме.
Гипотеза, выдвинутая нами, нашла подтверждение в ходе проведённого исследования. Частушки села Шейбухта достаточно разнообразны по тематике, отражают историю страны , затрагивая периоды далёкого прошлого и заканчивая событиями XX века. В них отражена местная топонимика, мироощущение и мировосприятие шейбухтовцев в разные периоды исторического развития.
Почему Уран и Нептун разного цвета
Карандаши в пакете
Попробуем на вкус солёность моря?
Ах эта снежная зима
Философские стихи Кристины Россетти