В представленной работе автор пытается исследовать зависимость курения от некоторых факторов: курения родителей, друзей; зависимость развития внимания и памяти подростков от курения; доказать подросткам, что курение вредно для развивающегося организма.
Цели исследовательской работы: Доказать подросткам, что курение вредно, слишком дорого стоит. Убедить подростков прекратить курение либо, в крайнем случае, уменьшить число выкуриваемых в день сигарет.
Вложение | Размер |
---|---|
Сколько стоит курение? Исследовательская работа. | 903 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
пгт. Троицко-Печорск Республика Коми
Исследовательская работа
«Сколько стоит курение»
Культурологическое направление
Автор: Лизунова Алёна, ученица 6 «а» класса.
Руководитель: Савиных Ольга Сергеевна, педагог-психолог, учитель математики.
пгт Троицко-Печорск
2012г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………… с. 3
Основная часть …………………………………………………………………….. с. 6
Почему подростки курят?................................................................... ….с. 6
Как влияет курение на организм подростка?..................................... …с. 7
Влияет ли курение на развитие внимания и памяти подростка?...... ...с. 8
Бюджет семьи и курение……………………………………………….. с. 15
Можно ли бросить курить и что для этого необходимо?................... с. 16
Заключение …………………………………………………………………………….с. 17
Список используемых информационных источников……………………….. с. 19
Тезаурус (словарь)………………………………………………………………….. с.19
Приложения ………………………………………………………………………… с. 20
Курение – не привычка, а властная
потребность, которая командует человеком.
С. Тормозов, русский ученый.
Введение
Как известно, табак был завезен в Европу из Южной Америки в 16 веке. Несмотря на существовавшие в свое время запрета со стороны как церкви, так и государства, курение табака стало распространённой привычкой среди населения европейских стран. В настоящее время обществом уже не обсуждается проблема, связаны ли заболевания у взрослых курильщиков с воздействием табака, а ставится вопрос, каким образом можно избежать последствий его воздействия, что необходимо сделать для того, чтобы оградить подростков от этой вредной привычки.
Кроме самих курильщиков, многие не курящие люди также подвергаются воздействию табачного дыма, так как вдыхают его дома, на работе, в общественных местах, в которых находятся курящие, поэтому вредность курения увеличивается во много раз.
По последним данным в России активными курильщиками являются 40 млн. россиян, что составляет 1/3 населения страны. В нашем районе также стало распространено курение среди подростков. Доказано, что развивающийся организм очень чувствителен к любым вредным факторам, особенно таким комплексным, как курение. Организм при этом подвергается воздействию никотина, окиси углерода, микроэлементов, в том числе некоторых радиоактивных веществ, канцерогенов и веществ, которые способны накапливаться в организме, нарушая деятельность жизненно важных органов.
Возникает проблема: почему подростки начинают курить, что нужно сделать, чтобы уменьшить это явление.
Все это доказывает актуальность проблемы курения и моей исследовательской работы.
Исследовательская работа является надпредметной, т.к. охватывает знания нескольких областей: психологии, биологии, математики, математической статистики, а также нравственного воспитания подростков.
Моя работа участвует в направлении «Культурологическое», т.к. отношение к курению демонстрирует культуру народа.
Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть рекомендована для публикации, использования классными руководителями и социальными педагогами в практической деятельности с подростками и их родителями, для пропаганды отказа подростков от курения.
Цели исследовательской работы: Доказать подросткам, что курение вредно, слишком дорого стоит. Убедить подростков прекратить курение либо, в крайнем случае, уменьшить число выкуриваемых в день сигарет.
Гипотеза: Курение слишком дорого обходится для бюджета семьи подростка, цена курению выражается не только в денежном отношении. У курящих подростков больше заболеваний. У курящих подростков слабее развиты внимание и память.
Задачи:
Объект исследований: ученики шестых классов МБОУ СОШ № 2 пгт. Троицко-Печорск.
Предмет диагностических исследований: зависимость от курения концентрации (сосредоточенности), распределения, переключения, объема внимания; наглядно-образной и слуховой памяти.
Формы сбора информации: наблюдение, опрос шестиклассников (анкетирование), психологическая диагностика, анализ оценок учащихся.
Используемые методики:
1) Корректурная проба (концентрация внимания).
2) Распределение внимания (одновременный счёт от 1 до 20 и запись чисел с 20 до 1).
3) Переключение внимания (методика ПА ).
4) Объём внимания (геометрические фигуры и цифры)
5) Наглядно-образная память (10 геометрических фигур),
6) Слуховая память (10 слов).
Основная часть
Почему подростки курят?
Мною проведен письменный опрос среди учеников шестых классов в возрасте 12 - 13 лет на предмет курения. Всего участвовало в анкетировании 17 человек. Текст анкеты прилагается (приложение 1). Полученные результаты я сравнила с данными, опубликованными в различных информационных источниках.
По данным социологического исследования, проведенного в 2003 году, некоторые дети начинают курить с 5-летнего возраста, а около 1/3 взрослых курильщиков начали курить до 9-летнего возраста. Примерно 80% регулярно курящих детей продолжают курить, став взрослыми.
Установлено, что курение родителей отрицательно влияет на здоровье детей. «И помнится – глаза буквально лезли на лоб, голова кружилась, во рту была горечь нестерпимая, тошнило. Конечно, это было отравление. Организм не принимал яда. Но взрослые вокруг нас курили, и вот от озорства или из-за мальчишеской шалости мы также научились курить» (М. Кончаловский, профессор).
Дети курящих родителей чаще страдают заболеваниями лёгких, чем дети некурящих родителей. Установлена прямая зависимость числа выкуриваемых сигарет и количества заболеваний детей. Курение матери имеет большее значение, чем курение отца. В среднем дети курящих родителей при поступлении в школу на 1 см отстают по росту от детей некурящих родителей.
По результатам моего исследования курящие шестиклассники начали курить в 7 - 9 лет, что подтверждает выводы социологических исследований.
В результате опроса шестиклассников выяснилось, что в группе некурящих подростков курят 55% родителей. В группе курящих подростков 100 % родителей курят, из них у двух человек – оба родителя. Таким образом, курение подростков напрямую зависит от того, курят ли их родители.
83 % друзей курящих также курят, в группе некурящих – 45 % курящих друзей. Таким образом, курение среди подростков зависит от их окружения, компании друзей.
Как влияет курение на организм подростка?
«От курения тупеешь. Оно не совместимо с творческой работой»
В. Гёте.
По данным информационных источников отрицательное воздействие никотина на организм ребёнка может быть установлено на протяжении первых 11 лет жизни. Так, у детей курящих родителей ниже показатели интеллектуального развития, в частности успеваемость по математике, они труднее обучаются чтению, по другим данным почти нет различия интеллекта у курящих и некурящих детей. Но успеваемость курящих все-таки более низкая.
«С курением табака связана потеря 15 лет жизни». Замминистра здравоохранения и социального развития РФ Юрий Воронин.
По сравнению с некурящими подростками, курильщики в 2 раза чаще страдают язвенной болезнью желудка или двенадцатиперстной кишки. Возможно, это связано с тем, что курение замедляет заживление язв. У курильщиков также чаще развиваются заболевания зубов и дёсен. Курение сигарет снижает иммунитет у животных и человека; возможно, с этим связана более высокая восприимчивость к инфекционным заболеваниям у курильщиков. У курильщиков чаще встречается туберкулез легких, редкие формы слепоты, некоторые кожные заболевания и осложнения со стороны легких после операций. Под влиянием курения ухудшается физическое состояние организма, что отражается на функции сердца, легких и крови.
Замечено, что курящие женщины и мужчины больше используют лекарственные средства, влияющие на эмоциональную сферу, чаще употребляют алкогольные напитки, следовательно, курение у них можно рассматривать как один из способов адаптации к жизненным стрессам. Были исследованы мотивации возникновения у человека желания курить при разных состояниях: от напряжения до скуки. У женщин чаще возникает желание курить в ситуации эмоционального напряжения или возбуждения, а у мужчин, вообще курящих больше, чем женщины, необходимость курить появляется при состояниях скуки и утомления.
По данным моих наблюдений четких различий в особенностях личности курильщиков и некурящих у подростков в возрасте 12 – 13 лет не отмечается. В то же время курильщики чаще отличаются меньшей устойчивостью психики и больше склонны к антисоциальным поступкам, чем некурящие, больше сосредоточены на самих себе. По моим наблюдениям среди неуравновешенных шестиклассников 56% курящих и 24 % некурящих подростков. Эти данные также подтверждают результаты исследований, что курение влияет на эмоциональную сферу, настроение.
В результате анализа оценок шестиклассников по математике и русскому языку выяснилось, что труднее даются эти предметы семи из девяти курящих подростков, что составляет 78 % от числа курящих.
По данным анкетирования в группе курящих подростков встречаются такие заболевания как бронхит, астма, язва желудка, боли в желудке. В группе некурящих: воспаление легких, бронхит. Таким образом, курение действительно влияет на здоровье подростка.
Влияет ли курение на развитие внимания и памяти подростка?
Под руководством педагога-психолога мною были исследованы некоторые свойства внимания и памяти в группах курящих и некурящих подростков. Всего в исследовании приняли участие 26 человек в возрасте 12 - 13 лет, среди них 14 мальчиков и 12 девочек. Группа курящих подростков составила 9 человек (35 %), некурящих – 17 человек (65 %) от количества всех испытуемых. По моим наблюдениям курит 57 % мальчиков и 8 % девочек.
Обработка психологической диагностики выполнена с помощью элементарных способов математической статистики: найден средний балл в группе курящих и в группе некурящих подростков, коэффициент корреляции (R), т.е. коэффициент связи между отдельным свойством внимания (памяти) и курением подростка с помощью формулы Пирсона и Бравэ для малой выборки (менее 30 человек), где n – количество сравниваемых пар, ∑- сумма, х – показатель курения, у – показатели развития свойства .
n - ∑х ·
R = ---------------------------------------------------.
·
В ходе исследования по полученным результатам построены графики, где первая часть кривой соответствует группе курящих, вторая часть – группе некурящих подростков.
Выполнение задания: на 1 – 2 сек. испытуемым показывают плакат с нарисованными геометрическими фигурами, внутри которых числа. Затем плакат убирают, а ученики рисуют то, что запомнили. Подсчитывается число правильно нарисованных фигур, правильно написанных чисел, правильно расположенных пар фигур и чисел. Чем больше балл, тем лучше результат. Нормальным считают 5 – 9 баллов.
Средний балл в группе курящих подростков составил 9,7; в группе некурящих –10. В среднем по классу – 9,9. Выше среднего результат у 3 (33 %) курящих подростков; в группе некурящих – у 11 (65 %) чел. (график 1).
График 1.
Коэффициент корреляции минус 0,7, что выражает зависимость, близкую к обратной, т.е. у курящих подростков объем внимания хуже. Связь между объемом внимания и курением слабая.
Выполнение задания: необходимо писать указанные буквы определенным способом по команде экспериментатора. Способ меняется 4 раза через каждые 15 с. Удовлетворительным считается результат, если в каждой строчке написано не менее 15 букв. Мы подсчитывали среднее количество правильно написанных букв. Чем больше показатель, тем лучше результат.
Средний балл в группе курящих подростков -10; в группе некурящих –13. В среднем по классу – 11,5. На графике 2 видно, что выше удовлетворительного уровня в группе курящих подростков у 2 (22%) чел., в группе некурящих – 3 (18 %).
График 2.
Коэффициент корреляции составляет минус 0,7, что выражает зависимость, близкую к обратной, т.е. у курящих подростков переключение внимания хуже. Не поняли инструкцию и не справились с заданием 2 (22%) курящих и 1 (6%) некурящих подростков. Связь между переключением внимания и курением слабая.
Выполнение задания: испытуемые одновременно выполняли три действия (вслух вели прямой счет от 1 до 20, письменный обратный счет от 20 до 1 и должны были услышать руководителя эксперимента, который вслух вел счет секундам, и записать время выполнения задания). Показателем эксперимента является время, затраченное на выполнение задания. Чем меньше время, тем лучше результат.
Средний балл в группе курящих подростков – 19 сек.; в группе некурящих – 25 с. В среднем по классу – 22 с. Хорошие результаты на графике 3 находятся ниже зеленой черты, плохие – выше красной черты (график 3).
Коэффициент корреляции минус 0,7, что выражает зависимость, близкую к обратной, по результатам исследования распределение внимания хуже у курящих подростков. Не справились с заданием 2 (22%) курящих и 2 (12%) некурящих подростков. Связь между распределением внимания и курением слабая.
График 3.
Выполнение задания: за 5 минут необходимо как можно больше найти и вычеркнуть букву Р и подчеркнуть букву К. В качестве результата подсчитывается количество просмотренных строк и вычитается количество сделанных ошибок. Чем выше балл, тем лучше результат.
Средний балл в группе курящих подростков – 9; в группе некурящих –11. В среднем по классу – 10. Как видно по графику 4, не справились с заданием, не поняли инструкцию 1 (11%) курящих и 0 (0 %) некурящих подростков. Очень низкий результат у 6 (67 %) из 9 курящих подростков, 11 (65 %) из некурящих подростков. Высокий результат у одного некурящего подростка.
Коэффициент корреляции минус 0,2, что выражает зависимость, близкую к обратной, т.е. у курящих подростков концентрация внимания хуже. Связь между концентрацией внимания и курением слабая.
График 4.
Выполнение задания: через каждые 30 с. предъявляются по очереди 10 фигур. Надо их запомнить, а затем воспроизвести в любом порядке. Норма – 5 – 7 фигур.
Средний балл в группе курящих подростков – 4,2; в группе некурящих – 7. В среднем по классу – 6. Выше среднего результат в группе курящих у 4 (44 %), в группе некурящих у 11 (65 %) подростков (график 5).
График 5.
Коэффициент корреляции минус 0,2, что выражает зависимость, близкую к обратной, т.е. у курящих подростков хуже развита наглядно-образная память. Связь между наглядно-образной памятью и курением слабая.
Выполнение задания: с перерывом в 30 с. экспериментатор произносит 10 слов, состоящие из 3 – 5 букв. Необходимо их запомнить, а затем написать в любом порядке. Норма –5 - 7 слов.
Средний балл в группе курящих подростков – 4; в группе некурящих – 6. В среднем по классу – 5.
Выше среднего результат имеют 4 (44 %) курящих подростков и 6 (35 %) некурящих подростков. Не справились 4 (44 %) курящих подростков и 3 (18 %) некурящих подростков (график 6).
График 6.
Коэффициент корреляции минус 0,35, что выражает зависимость, близкую к обратной, т.е. у курящих подростков хуже развита слуховая память. Связь между слуховой памятью и курением слабая.
Выводы: Между переключением, распределением, концентрацией и объемом внимания, слуховой, наглядно-образной памятью и фактом курения есть слабая связь, которая выражается зависимостью, близкой к обратной пропорциональности. Сильнее выражена связь между концентрацией внимания и курением. У курящих шестиклассников хуже развиты все свойства внимания и виды памяти.
Хотя в подростковом возрасте выявлена слабая зависимость внимания и памяти от курения, но с возрастом такое положение по данным психологических исследований ухудшается. Таким образом, курение подростков отрицательно действует на развитие их внимания и памяти.
Бюджет семьи и курение.
По оценкам профессиональных экспертов, на лечение заболеваний, приобретённых в результате курения, национальные экономики тратят до 1%.
В результате опроса шестиклассников выяснилось, что на лечение семья курильщиков тратит в год более 1000 – 2000 рублей, что составляет 0,8 % семейного бюджета в год при доходе семьи 20000 руб. в месяц. Вывод соотносится с результатами социологических исследований.
Рассчитаем, как влияет курение на бюджет семьи подростка. По данным анкетирования шестиклассники выкуривают в день от 9 до 15 сигарет, в неделю от 3,5 до 10 пачек. Стоимость пачки сигарет составляет от 31 до 41 рублей.
Возьмем среднюю стоимость пачки сигарет – 36 рублей. В неделю на сигареты подросток тратит от 126 рублей до 360 рублей, что в месяц составляет 630 – 1800 рублей; в году 12 месяцев, эта сумма становится равной 7560 – 21600 рублей. В среднем за год тратится на сигареты 14580 рублей. Добавим сюда стоимость лечения болезней, спровоцированных курением, т.к. курение ослабляет иммунитет курильщика. Это 1000 – 2000 рублей в год. Итого: 16580 рублей.
На эти деньги можно приобрести 789 буханок хлеба стоимостью 21 рубль. Если покупать по одной буханке в день, то хлеба хватило бы на два года. Можно купить на сэкономленные за год на курении деньги компьютер, или электронный планшет, или нетбук, или 2 – 3 электронные книги на всю семью, или мобильный телефон с аксессуарами. Можно съездить в отпуск с семьей на юг (стоимость отдыха одного человека). Можно приобрести спортивный инвентарь (коньки, клюшка, шайба, футбольный мяч и др.); спортивную куртку, модные джинсы, кроссовки и другую одежду. Я бы купила себе фотоаппарат.
Можно ли бросить курить и что для этого необходимо?
«Если табак представляет не только излишнюю прихоть, но и обусловливает несчастие человека: напрасную трату денег, часто бывает причиной пожаров, и, наконец, болезнь человека, то, спрашивается, возможно ли и как избавиться от всего этого. Всегда возможно избавиться от этого несчастия: не начинать курить; или курящие должны оставить курение» И. Догель, русский фармаколог.
Вопреки широко распространенному мнению о невозможности избавиться от вредной привычки прекратить курение совсем не трудно, как утверждают специалисты, из всех курильщиков только 14% курящих считают, что этот процесс «очень труден». Однако отказавшиеся от курения часто начинают курить вновь, поэтому полностью отказываются от этой привычки примерно 30% курильщиков. Это больше вызвано психологическими причинами. По мнению психологов большинству курящих для того, чтобы распрощаться со своей привычкой, надо твёрдо захотеть это сделать и, осознав необходимость, сдержать данное себе слово.
По данным моего опроса курили раньше, но уже бросили курить 6 подростков. Из группы курящих шестиклассников собираются бросить курить 3 человека.
По моим наблюдениям почти каждый взрослый человек убежден, что несовершеннолетним следует запрещать курить, наказывать их за это. И вместе с тем большинство из взрослых равнодушно взирают на дымящих сигаретами подростков и сами продолжают курить, показывая пример своим детям.
На вопрос, что требуется от школы, родителей и самих подростков для того, чтобы дети и подростки не курили, учащиеся предлагают в первую очередь проводить в школе беседы о вреде курения, о влиянии курения на организм человека; во-вторых, родителям нужно стать примером для своих детей: самим бросить курить, пить, не давать проводить детям время зря, контролировать детей, уделять детям больше внимания, говорить с ними «по душам» на данную тему.
Заключение
«Если табак вреден для взрослых, то для подростков, организм которых ещё не вполне развит, он вдвойне вреден» Б. Сигал, доктор медицинских наук».
Таким образом, в результате исследовательской работы мы сделали вывод, что курение слишком дорого обходится самому подростку и его семье. Прежде всего в результате курения ухудшается здоровье. К негативным последствиям курения относятся жёлтые зубы, неприятный запах изо рта, неприятный запах от волос. Чтобы избавиться от этого, требуются дополнительные финансовые вложения.
В подростковом возрасте зависимость свойств памяти и внимания выражена ещё недостаточно сильно, но с возрастом вредное влияние никотина на организм человека усиливается. Чем старше курящий человек, тем больше и сильнее заболевания, хуже развивается интеллект и память, снижается внимание, интеллектуальные и творческие способности, что не дает возможности курящему человеку достичь такого же успеха в учебе, а в дальнейшем и в профессиональной деятельности, как некурящему.
Вложенные на курение денежные средства слишком велики и могли бы быть потраченными на более важные и полезные для подростка вещи.
Как видим, факты и результаты моей исследовательской работы убедительно доказывают огромную опасность курения и его слишком высокую цену для подростков, но курящим подросткам есть время бросить курить и восстановить свое здоровье, сохранить бюджет своей семьи.
Курение приносит вред и экономике страны. Пассивное курение увеличивает статистику смертности от табакокурения. Курящие люди часто делают перерывы в работе, следовательно, снижается производительность их труда. Окурки сильно загрязняют улицы и помещения, что требует дополнительных вложений для их уборки.
Что дала мне исследовательская деятельность?
В результате исследовательской деятельности я приобрела новые знания по теме, умения по работе с литературой, поиску информации, написанию исследовательской работы, подготовке презентации в программе Microsoft PowerPoint, работе с таблицами Microsoft Excel, построению диаграмм и графиков и др.
Училась публично выступать с докладом, владеть собой и своей речью, грамотно отвечать на вопросы членов жюри и участников конференции.
Познакомилась с новыми интересными людьми и исследовательскими работами других учеников шестых классов.
В этом учебном году я заметила, что двое из курящих подростков нашего класса расстались с пагубной привычкой. Возможно, моя исследовательская работа тоже сыграла свою роль?
Представление работы:
Исследовательская работа «Сколько стоит курение?» была представлена перед учениками шестых классов нашей школы, на родительском собрании.
Является участником школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее» (приложение 8).
Заняла второе место на районной научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся в секции «Юниор» (приложение 8).
Список используемых информационных источников
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Материалы к курсу «Общ.психология»: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-в.- М.: Просвещение, 1986.-272 с.: ил.
2. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. – Л., 1972 г.
3. Табачное зелье. – М.: Знание, 1983 г. – 64 с. – (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Медицина»; № 6)
4. http://realchrist.narod.ru/smoke.html,
5.http://ru.wikipedia.org/
Тезаурус (Словарь)
Математическая статистика – это прикладная отрасль математики, основанная на теории вероятностей и предназначенная для систематизации и анализа эмпирических (экспериментальных) данных, получаемых при изучении массовых явлений.
Корреляция – связь между явлениями.
Объем внимания – количество объектов, которые человек может охватить вниманием одновременно.
Переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.
Распределение внимания – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.
Концентрация внимания – степень сосредоточенности внимания на одном объекте.
Браво, Феликс!
Юрий Алексеевич Гагарин
Лепесток и цветок
Кто чем богат, тот тем и делится!
Будьте как солнце!