В работе исследуется феномен лени с точки зрения психологии и физиологии человека. Проведено исследование обучающихся 7, 9 и 10 классов. Подобраны и сгруппированы высказывания великих о лени. Работа может быть использована для проведения классного часа.
Вложение | Размер |
---|---|
Лень - явление психологическое. Исследовательская работа. | 390.79 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» пгт. Троицко-Печорск
VI районная научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся 3 – 11 классов образовательных учреждений, расположенных на территории МР «Троицко-Печорский» Республики Коми
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Почему и как мы ленимся?»
Работу выполнила: Лизунова Алена, ученица 7 «А» класса МБОУ «ООШ» пгт. Троицко-Печорск
Руководитель: Савиных Ольга Сергеевна, педагог-психолог
пгт. Троицко-Печорск,
2013 г.
Оглавление
1 | Введение ………………………………………………………………. | с. 3 |
2 | Основная часть. Глава 1. Результаты исследований ………………………………. Глава 2. Природа лени | с. 5 с. 5 с. 12 |
3 | Заключение ……………………………………………………………. | с. 25 |
4 | Список литературы …………………………………………………… | с. 27 |
5 | Приложения ……………………………………………………………. | с. 28 |
Введение
«Это ужасно тяжелая работа - ничего не делать»
А О. Уальд
Однажды я задумалась над тем, почему родители, а потом и окружающие говорят мне иногда: «Ну что ты ленишься, это нужно делать и сделать!» Задумалась потому, что я не чувствовала себя ленивой. Я готова свернуть горы, во мне достаточно силы, энергии, веселья, я не представляю свою жизнь без деятельности, но при этом не всегда готова доделывать именно то, о чем мне говорили. Точнее то, что меня пытались заставить сделать... Почему? Мне стало интересно выяснить, что же все-таки представляет собой это явление – лень? Каковы её причины? Приносит ли лень пользу или вред человеку? Если лень – это зло, то как с ней можно бороться? Что думают по этому поводу мои сверстники и профессионалы? Я решила исследовать эту тему.
Актуальность моей работы не вызывает сомнения, т.к. это явление волновало и волнует не только подростков, но и взрослых людей. В наше время лень – это очень частая проблема детей, особенно подросткового возраста. И в школе, и дома нас часто осуждают за то, что мы ленимся, называют обидным словом «лентяи», хотя мне кажется, что это не всегда соответствует истине. Учителя часто говорят, что лень – это причина плохой успеваемости, отказа подростка от деятельности, что лень – это черта характера, непреодолимая вещь, с которой надо бороться. В литературе и обыденной жизни я сталкивалась с мнением, что лень – это национальная черта русских. Про лень существует много русских и коми народных сказок, пословиц и поговорок, высказываний, цитат, афоризмов знаменитых и великих людей. В беседе с друзьями я выяснила, что мои сверстники хотели бы знать природу и причины лени, чтобы иметь возможность разобраться в себе.
Объекты исследования: литературные источники (пословицы, сказки, цитаты, высказывания и афоризмы великих людей о лени), самооценка и мнение учеников 7, 9 и 10 классов общеобразовательных учреждений пгт. Троицко-Печорск, рассуждения людей на форумах в сети Интернет по данной теме.
Предмет изучения: лень, её природа, виды, свойства и особенности.
Гипотеза исследования: Если человек будет иметь знания о природе лени как явлении, поймет причины своей собственной лени, узнает о способах её преодоления, то сможет бороться с ней, заняться самовоспитанием и самосовершенствованием.
Основная цель исследования: изучение феномена лени, систематизация информации о данном явлении и подготовка рекомендаций для коррекции лени у школьников.
Задачи исследования:
Теоретическая значимость: Систематизация и анализ информации о явлении «лень».
Практическая значимость. Практическая часть работы заключается в изучении и анализе мнения обучающихся общеобразовательных учреждений пгт. Троицко-Печорск, подготовке рекомендаций для подростков, подборке произведений, высказываний, афоризмов для проведения бесед с подростками учителями и родителями.
Методы исследования. Сбор информации, опрос (анкетирование), анализ, наглядное представление информации в виде таблиц, диаграмм и графиков, подготовка презентации в программе PowerPoint, Интернет-технологии (Интернет-сети, программы Excel, Publisher).
Сроки исследования: январь 2013 г.
Основная часть
«Лень - это ржавчина ума и тела»
Франклин
Глава 1. Результаты исследований.
В шутку и всерьёз говорят, что если немецкая национальная черта - трудолюбие, английская - бережливость, американская - независимость, то русская - лень. Лень называют национальной бедой, пороком каждого человека и страны в целом.
Паскаль считал лень и самомнение источником всех пороков. Франклин писал, что «Лень - это ржавчина ума и тела». Пробуя подойти к проблеме лени с научной точки зрения, я столкнулась с тем, что научных работ непосредственно по этой тематике практически нет. Лень в России – это распространенное, но неизученное явление.
В толковом словаре Ожегова С.И. [16, с.27 ] дано следующее определение лени: «Лень – это отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью». В толковом словаре Даля «ЛЕНЬ - ж. неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности, к тунеядству. || нареч. свойство или качество это в действии; не хочется, ленюсь» [3, с.27]. В других словарях, в том числе в школьном толковом [19, с.27 ] и Советском энциклопедическом словаре [14, с.27] я не нашла определение понятия «лень», наверное, потому, что лень очень многогранна.
Чтобы разобраться в этом феномене, т.е. в явлении лени, я решила начать работу с анализа различных источников, затем провела опрос обучающихся 7, 9, 10 классов и проанализировала их отношение к проблеме лени у подростков. Результаты моих исследований представлены в главе 1.
Мы выросли на великом наследии наших предков – народных сказках, пословицах, поговорках (приложение 1, с.28). Я нашла немало сказок, где описываются ленивые люди.
Прочитав сказки, связанные с ленью, я пришла к выводу, что герои в них либо сидят на печи, либо на диване, лавке, они ничем не заняты, наверно, именно в таком образе народ и видел ленивцев. В некоторых сказках проводится сравнение трудолюбивого и ленивого человека, показывается, насколько плохо и некрасиво быть ленивым человеком. Лень отражается не только на характере, но и на внешности героя. В некоторых сказках трудолюбивые герои поощряются, а ленивые наказываются.
С другой стороны, лень развивала фантазию народа, приводила к созданию устройств, облегчающих жизнь человека. Печь Емели стала прообразом машины, ковер-самолет – прообразом самолета (доставлял в любое царство-государство).
Но есть в сказках и отрицательная мораль для молодежи, особенно в наше время. Например, в сказке «По щучьему велению» Емеля лежал на печи, но имел все, что хотел. Скатерть-самобранка накрывала стол всякими яствами не всегда трудолюбивых людей.
Проанализировав пословицы о лени, я разделила их на группы (приложение 1, с. 28):
Вывод: в устном народном творчестве высмеиваются ленивые люди: у лентяев нет никаких забот, они не приносят ничего хорошего не только окружающим, но и самим себе, ленивые люди безвольны, а любое дело – для них пытка. По мнению народа, из-за лени портится и лицо, и характер, и душа человека. В некоторых пословицах народ подсмеивается над ленивыми людьми, в некоторых - выражает сарказм. Думаю, что пословицы и поговорки последней группы могли быть придуманы ленивыми людьми.
Прочитав некоторые афоризмы, высказывания великих людей (приложение 2, с. 31), я обратила внимание, что некоторые авторы говорят о том, что лень бывает полезной, а иногда приводит к умным мыслям и открытиям. Но все же большинство считают, что лень – негативное явление в жизни человека. Великие люди: ученые, писатели, военные - обращают внимание людей на их пороки и недостатки. Если внимательно читать и вдумываться в смысл некоторых высказываний, можно ответить на многие вопросы, например:
- Является ли лень чертой целого народа? «Наша национальная болезнь — самодовольная умственная лень» (Сирил Конноли). «Наш главный недостаток заключается в том, что мы более склонны обсуждать вещи, чем делать их» (Джавахарлал Неру).
- В чем отличие лени от праздности? «Ленивый боится при деле труда, а праздный не терпит самого дела. Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души» (Д.И. Фонвизин).
- Каковы причины лени? «Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным» (Клод-Адриан Гельвеций). «Люди от природы ленивы; но страстное стремление к труду — это первый плод благоустроенного общества; и если народ вновь впадает в состояние лени и безразличия, то это происходит опять-таки из-за несправедливости этого же самого общества, которое не придает уже больше труду той цены, которой он заслуживает» (Жан-Жак Руссо).
- Каковы последствия лени? «Затруднение чаще всего — дитя лени» (Самюэл Джонсон). «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье – напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни» (Гиппократ). «Ленивый человек, какими бы задатками он ни обладал, обрекает себя на второсортные мысли и на второсортных друзей» (Сирил Конноли).
- Каковы способы преодоления лени? «Никакое положение не оправдывает бездействия; всегда можно делать что-нибудь не совершенно бесполезное; всегда надобно делать все, что можно» (Николай Чернышевский).
Таким образом, изучив высказывания известных ученых, писателей о явлении лени, художественные произведения русских и коми писателей, русского и коми народного творчества, я сделала следующие выводы:
- Лень делится на два вида:
1) лень как свойство личности человека, но не носит глобального характера, т.е. присуще человеку не всегда, ситуативно.
2) лень как праздность. Так говорят о человеке, который «гулящий, шатущий, без дела, ничем не занятый или ничем не занимающийся, шатун, баклушник, лентяй. Праздный на грех натолкнется. Праздным бес качает. Праздная молодость — беспутная старость. || Бездельный, суетный, пустой, в чем нет ничего дельного, полезного» [20, с.27].
- Лень – это главный грех человека, порождает другие пороки, является источником многих бед, в том числе воровства и голода.
- Умственная лень страшнее лени физической.
- Ленивый человек не достоин уважения людей, он «и могилы не стоит». Ленивцев презирают, над ними смеются.
- Лень – это отрицательное качество характера, с ней надо бороться.
- Лень может быть оправдана только усталостью после трудной работы.
- Лень – это природное свойство человека, присуще многим народам. Лень как национальная черта порождается там, где нет уважения к труду.
Анкета «Опрос мнения подростков о влиянии лени на их жизнь» представлена в приложении 4, с. 36.; результаты опроса учеников 7, 9 и 10 классов общеобразовательных учреждений пгт. Троицко-Печорск – в приложении 5, с.37.
Практически все респонденты понимают под словом «лень» - отсутствие деятельности, бездействие человека, скуку, апатию, бесполезное времяпровождение (диаграмма 1, с. 37). Некоторые ученики обратили внимание на то, что лень – это состояние человека, при котором он лишь мечтает что-либо сделать, но не хочет ничего предпринять для выполнения своего желания. Для отдельных школьников лень – это веселье и отдых.
В ответах десятиклассников имеется интересный вывод, что лень – это образ жизни, при котором человек пускает дела на самотек, не находит ни на что времени, не имеет сил спорить с самим собой. Думаю, что речь в этом случае идет о праздности, отсутствии силы воли у человека. Об этом же свидетельствует ответ о том, что лень проявляется в «сидении» за компьютером. У большинства опрошенных людей лень ассоциируется с бездействием, апатией, нежеланием что-либо делать. Некоторые считают что лень – это слабость, отдых, спокойствие, усталость, отсутствие интереса делать что-либо, пассивность, диван, Интернет.
Многие подростки, не осознавая этого, указывают причину своей лени, нежелания что-либо делать: отсутствие интереса к этому виду деятельности, т.е. лень у них ситуативная. Один десятиклассник объясняет лень условиями проживания. Мы живем на севере и ощущаем недостаток витаминов и солнечного света, вследствие чего испытываем недостаток сил, энергии и как результат – сонливость, поэтому у народа севера возникает лень ко всему. Другими словами, лень рассматривается как черта народа.
Примерно половина опрошенных считает, что лень вызвана усталостью, слабостью, в результате чего замедляются все процессы в организме, в том числе и умственные, и человек нуждается в отдыхе, бездействии, которое может рассматриваться как лень.
Для меня лень – это состояние души, которое влияет на человека не с лучшей стороны. Чтобы избавиться от лени, нужно разобраться в самом себе, найти силы для деятельности.
Более 60 % участвующих в опросе утверждают, что лень – это негативное явление в жизни человека (диаграмма 2, с. 38), отрицательное качество характера, с которым необходимо бороться.
По мнению обучающихся, лень – это зло, враг. Лень осложняет жизнь, не дает возможности правильно распределять время для занятий, лишает свободного времени, мешает сосредоточиться и затормаживает мыслительную деятельность. Для отдельных учеников лень стала просто невыносимой. Несколько человек считают, что лень – это их личное дело и никого не касается, хотя на самом деле, как подтверждают и сказки, и пословицы, ленивый человек живет за счет других. Некоторые наслаждаются тем, что они ленивы, не понимают, как лень разъедает их душу и тело.
Среди отрицательных факторов лени указаны следующие: мешает в учебе - 39%, в делах- 23%, мешает во всем- 20%. На диаграмме 3, с. 39, видно, что больше всего осознают пагубное влияние лени ученики 10 класса, меньше всего – семиклассники. К сожалению, почти никто не обращает внимания на то, что лень мешает самосовершенствованию человека, хотя, как показывает диаграмма, практически все хотели бы заняться самовоспитанием. Не зря же говорят, что ленивый лишь мечтает о деле.
По результатам опроса (диаграммы 4, 5, с.40-41) часто или периодически ленятся в учебе и познавательной деятельности 90% десятиклассников; 42% девятиклассников и 58% семиклассников; в общественной деятельности 70% десятиклассников, 40% девятиклассников и 50% семиклассников; в домашних делах 70% десятиклассников, 67% девятиклассников и 75% семиклассников; в общении с родителями - 25% десятиклассников, 42% девятиклассников и 33% семиклассников; организовывать свой досуг ленятся 15% десятиклассников, 33% девятиклассников и 42% семиклассников. Пассивно отдыхают, ничего не делают, смотрят телевизор более 90% всех опрошенных школьников. В то же время практически все готовы к активному отдыху, особенно на природе.
Ленятся и поэтому не выполняют свои обязанности перед кем-либо и обещания 30% десятиклассников, 17% девятиклассников и семиклассников.
Вывод: Чем больше заинтересованности в определенных видах деятельности, тем меньше проявляется лень. Чем старше подросток, тем более определены его жизненные цели, поэтому лень проявляется в том, что ему не интересно. Особенно сильно проявляется умственная лень. Это возникает, на мой взгляд, потому, что познание – это самый тяжелый труд. На втором месте идут домашние дела. Подростки не считают их важными для себя, дела по дому отнимают много времени, которое можно потратить на более интересные вещи.
Наиболее частые проявления лени, возможны, по мнению участников анкетирования, когда есть усталость, по утрам и перед выполнением домашних заданий (диаграмма 6, с. 42).
Практически все опрошенные хорошо понимают, когда наступает лень (диаграмма 7, с. 42). По результатам опроса видно, что больше всего лень провоцирует усталость, которая накапливается к вечеру, депрессия. 42% девятиклассников утверждают, что утреннюю лень провоцирует длительное сидение за компьютером, отчего они не высыпаются. Это говорит о том, что семиклассники более находятся под контролем родителей и поэтому они раньше ложатся спать, ученики 9 и 10 классов находятся в более не зависящем положении от другого человека. При этом в 10 классе более развито чувство самоконтроля, нежели в 9 классе. Таким образом, чем старше становится человек, тем он больше осознает, что такое лень, её последствия.
Противоположным лени большинство учеников считают активность, действие, труд, бодрость, энергию, спорт, подвижность, увлечение и интерес к чему - либо, занятость, усердие. 8% семиклассников полагаются на внешний контроль в виде наказания со стороны родителей.
По мнению респондентов, лень может быть полезной, положительной. Как видно из диаграммы 8, с. 43, большинство старшеклассников считают, что лень необходима человеку для того, чтобы отдохнуть и восстановиться. Ученики 7 класса не нуждаются в таком отдыхе, они более энергичные по сравнению со старшими подростками.
9% благодарны собственной лени, т.к. она помогла им в определенной ситуации «не влипнуть в плохую историю», 2% считают, что лень – это повод остановиться и подумать, решить для себя какие-то важные вопросы; 34% - ни в чем не видят положительного влияния лени на человека, 11% - не задумывались над этим (диаграмма 9, с. 44).
Насколько учащимся удается справляться с собственной ленью, видно на диаграммах 10-11, с. 44. Большинство респондентов справляются с ленью лишь иногда, наверно, когда им это жизненно необходимо, или имеется угроза наказания в любом виде, некоторые ставят перед собой цель и идут к ней, стремясь преодолеть состояние лени.
Среди способов преодоления своей лени (диаграммы 12, 13, с.45) опрошенные назвали: заставлять себя и самонастраивать, т.е. давать себе установку - 25%, заняться какой-нибудь деятельностью – 18%, подумать о том, что ты делаешь полезную работу, о последствиях, представить, что есть конкуренция, и кто-то сделает то, что не сделал ты, т.е. мотивировать самих себя – 7% (9-10 кл.). Однако третья часть респондентов никак не пытаются справляться со своей ленью (никак не сопротивляюсь – 9%, не дали ответа – 18%).
Выводы к 1 главе:
- Лень – это явление, присущее человеку с рождения.
- Лень – это национальная черта народов, которые живут в суровых природных условиях и в обществе, где труд людей не ценится по достоинству.
- Лень воспринимается как отрицательное, негативное явление в жизни человека.
- Лень имеет физиологическую и психологическую природу и нуждается в дальнейшем изучении.
- Лень делится на несколько видов.
Каковы причины лени? В чем заключается её физиологическая и психологическая природа?
Глава 2. Природа лени
п. 1. Физиологическая
Если вспомнить историю возникновения человечества, можно обнаружить, что первоначальное предназначение лени – экономия энергетических ресурсов, которых так не хватало первобытному человеку. Ему хотелось многого – и на оленя поохотиться, и сделать новый каменный топор, и пещеру расписать картинами, только вот пищи в те времена катастрофически не хватало, и после одной удачной охоты проходило много времени, прежде чем удавалось досыта наесться. Поэтому бессознательная часть психики ненавязчиво, но твердо ограничивала избыточную активность сознания, придумывая всякие причины и отговорки, экономя силы и оставляя скудные ресурсы только для самого необходимого: борьбы, добывания пищи, секса и ряда других функций, непосредственно связанных с реализацией основных потребностей человека. Поэтому можно сделать вывод, что лень - это один из генетически заложенных в людях природных предохранительных клапанов, сдерживающих неуемное людское честолюбие и амбициозность[1].
С точки зрения биологии в основе лени лежат запрограммированные на уровне ДНК инстинкты. Эти инстинкты расположены в бессознательной части нашей психики, а правильно обращаться с подсознанием, чтобы не разрушить свое здоровье и психику, нужно учиться.
Под словом «Лень» также подразумевается отсутствие энергии для того, чтобы заняться какими-то делами. Как утверждает Галина Колпакова, количество энергии определяется общим состоянием здоровья и особенностями нервной системы человека. Есть люди, у которых в руках «все горит», они могут делать семь дел одновременно, а есть такие, для которых сделать что-то одно - уже подвиг! «В этом случае, - советует психолог, - не стоит грызть себя за бездеятельность - на это тоже расходуется энергия! Необходимо проконсультироваться со специалистами по поводу корректировки состояния здоровья, что можно сделать, чтобы энергии стало больше»[2] [18 с. ]
Иногда нежелание что-либо делать бывает результатом физической или умственной перегрузки. Тогда лень выступает как защитная реакция организма. У физиологов есть такой термин: "охранительное торможение". Суть его в следующем: тот, кто долго работает на износ, однажды не найдет в себе элементарных сил – организм просто откажется ему подчиняться. Вдруг захочется поваляться на диване с книгой, поболтать с друзьями по телефону или в Сети, просто поспать в дневное время. Такой "ленью" страдают чаще всего те, кого принято называть "трудоголиками" – по той или иной причине они трудятся, как говорится, 25 часов в сутки. А когда организм защищается от такой деятельности, трудоголик винит себя в том, что он "лентяй", заставляя себя в такие периоды встать с кровати и работать. При этом продуктивность и качество работы резко падают.
Очень часто защитной реакцией организма как у подростка, так и у взрослого человека выступает болезнь. Поначалу недуг бывает пустяковым, а то и вовсе надуманным, но постепенно недомогание может принять затяжной характер и начнет переходить в депрессию, у этого человека никогда не бывает хорошего самочувствия и поэтому очень сложно что-то с него потребовать. В школе мы часто сталкиваемся с этим феноменом, когда ученик постоянно заболевает именно тогда, когда на него ложится повышенная ответственность: выступить на уроке с докладом, контрольная работа и т.п.
п. 2. Психологическая.
«Лень — это дефицит желаний»
Шевелев И.
Лень, как психологическое явление, присуща всем. Отличается она только наличием мотивации в большей или меньшей степени у того или иного человека, которая и заставляет его действовать. Есть талантливые и активные люди от природы, но у некоторых из них повышен уровень лени. Эта лень не даёт им раскрыть себя в полной мере, получить высокие результаты.
Анализируя и обобщая тот материал, который я смогла найти в Интернете, можно выделить несколько видов лени с точки зрения нашей психики.
Первая ситуация: человек не видит личностного смысла в том, что надо сделать, т.е. ему это не нужно. В таких случаях обвинять его в лени начинают окружающие. Скажем, родители жалуются на ленивого ребенка, который им не помогает, не хочет учиться. Вторая ситуация: от человека не требуется никаких усилий, за него всё делают другие. Это лень тунеядца, выражающаяся в поговорке "Кто делать горазд, наделает и на нас". Зачем что-то делать, если постоянно находится тот, кто сделает это за тебя, ничего с тебя за это не спрашивая?
Третьим вариантом может стать ситуация, когда человек не получает никакой личной выгоды от действия, которое он должен делать для кого-то. Например, Чеширский кот - типичная not-motived person - немотивированная личность. Как только появляется шанс добиться своим трудом всего, о чем мечтаешь; девять из десяти работают по 10-12 часов в день.
Четвертая ситуация: лень как признак несоответствия характера деятельности и структуры личности. Например, если общительного человека ограничить работой только по дому, а интроверта заставить постоянно работать с разными людьми – у них вскоре пропадет желание заниматься этой деятельностью. Им будет отчетливо некомфортно работать в условиях, не соответствующих их структуре личности.
Лень в этом случае означает стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Чтобы успешно осуществлять деятельность в определенных условиях необходимо прилагать волевые усилия. Если этого не происходит, то деятельность приостанавливается, и человек начинает лениться. Этот подход к проблеме лени был и остается традиционным. Этот вид лени формируется в тех семьях, где с детства оберегали ребенка от трудностей, не давали возможности быть самостоятельным, брали ответственность на себя.
Милли, участница Интернет-форума «Лень как помеха» [6, с. 27] выделяет три фактора этого вида лени: давление извне, которое не даёт подростку возможности раскрыться (в основном, сильное родительское влияние); нелюбовь к определённому виду деятельности и нежелание её преодолевать; неумение правильно выбирать свой личный путь организации жизни.
В одной из американских фирм к генеральному директору обратились работники с вопросом: почему их коллеге установили большее, чем им, жалование, в то время, как он несколько дней подряд может ничего не делать, а лишь сидеть и смотреть в окно. Ответ директора был примерно, следующим: «Он может неделями смотреть в окно, после чего выдвигает рационализаторское предложение, которое приносит мне доход в несколько раз больший, чем ваша повседневная деятельность в течение нескольких месяцев». Таким образом, лень – это часть «индивидуально своеобразной системы психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». Например, человеку для успешного выполнения деятельности нужно довести ситуацию до очень высокого уровня психического напряжения (очень долго лениться, мысленно обдумывать свою деятельность до тех пор, пока не будет сформирована внутренняя готовность или не вынудят внешние причины), и только после этого он качественно и рационально выполняет всё необходимое. Другими словами, в этом случае проявляется лень тела, но не лень ума – мозг постоянно работает.
Иногда бывает, что не хочешь по тем или иным причинам что-нибудь делать и не делаешь, а потом оказывается, что и не надо было. В данном случае можно говорить о лени с позиции интуиции. Т.к. «интуиция, по существу, бессознательный процесс, то сущность ее очень трудно постигается сознанием. Она представлена в виде известной выжидательной установки – состояния созерцания, всматривания, причем всегда только последующий результат может установить, насколько верной была интуиция. Однако такое иррациональное восприятие ситуации и ее последующая оценка не всегда может привести к желаемым результатам, хотя, если попытка интуиции окажется удачной, то будет сэкономлено немало сил. Такое понимание лени может трактоваться как прислушивание и следование своему внутреннему голосу. В ответах обучающихся, среди которых мною был проведен опрос, тоже подмечен этот вид лени: 4 человека ответили, что им было лень что-то сделать, и в результате они «не влипли в историю».
Очень интересно наблюдение, что ленящийся человек находится в инфантильном состоянии. «Такое инфантильное состояние лени можно удостоверить тем, что она парализует произвольные действия, т.е. приводит человека в состояние инфантильной бездеятельности, закономерно присущей легкому и простому миру. А так же тем фактом, что наиболее острые приступы переживаются многими людьми во время утреннего вставания с постели, т.е. когда необходимо выйти из состояния, соматически и символически приближенного к утробному».
С другой стороны, лень можно трактовать и как детский негативизм, который могут проявлять и взрослые люди. Своим бездействием, или неделанием назло, внутренний ребенок противостоит «родителю» другого человека, от которого исходит стимул к деятельности. Такой вид лени чаще встречается у людей, которые хотят занять свое место, доказать другим что-то, выйти из-под опеки, т.е. самоутвердиться.
6. Лень как стремление к удовольствию.
С точки зрения классического психоанализа, лень – это вполне нормальный и объяснимый феномен – получить удовольствие в настоящий момент от процесса, не дожидаясь результата. Неслучайно, говоря о лени младших школьников и подростков, одной из причин указывается отдаленность целей, осуществление которых нескоро приведет к получению удовольствия. С другой стороны, можно трактовать лень не как стремление к удовольствию, а как стремление избежать неудовольствия, связанного с постоянным «перешагиванием» через себя. Подобные различия в стремлениях были выявлены в исследовании психологии лени: мужчины чаще ленятся для получения удовольствия, а женщины - для избегания неудовольствия [11, с. 27].
В противовес принципу удовольствия, который достаточно популярен в наши дни, можно поставить идеи Франкла о том, что люди, считающие, что смысл их жизни заключается в получении удовольствий, скорее всего имеют искаженную иерархию ценностей и поэтому часто сталкиваются с осознанием бессмысленности своего существования.
7. Лень как боязнь ответственности.
Лень может выступать и как боязнь ответственности, особенно это проявляется у мужчин, т.к. за формирование ответственности, в основном отвечает мать, воспитывающая ребенка. Это связано с психоаналитическим трактованием детско-родительских отношений, девочек обычно нагружают хотя бы бытовыми делами. Когда в детско-родительских отношениях преобладает излишняя опека (гиперопека), то в течение длительного времени ребенка всячески отгораживают от ответственности за что-либо. А потом уже удивляются, почему ребенок вырос безответственным, и ему ничего не нужно, и он ни к чему не стремится. Просто он старается избежать любой ситуации, связанной с ответственностью, т.к. она заведомо воспринимается как угрожающая и травмирующая.
Иногда нежелание что-либо делать бывает защитной реакцией от физической или умственной перегрузки. Об этом написано в моей работе в главе 2, п.1 «Физиологическая» с. 16-17. С психологической точки зрения защита может проявляться и в других случаях. Например, синдром приобретенной беспомощности, когда человек не чувствует возможности взять под контроль повторяющиеся неприятные события. Это своего рода "лежачая забастовка". Она обычна для детей и супругов деспотичных, активных членов семьи, подавляющих желания и волю окружающих. Это нормальное стремление избегать психотравмирующих ситуаций. Это своеобразный протест - бездеятельность - против насилия над их личностью. В этом случае лень является показателем какой-либо психической травмы и является психологической защитой.
Лень как психологическая защита, может выступать и как условная приятность: не хочется изменять то, что так или иначе выгодно. Например, можно страдать по поводу избыточного веса, но избавляться от него лень: если похудеть, на что же тогда жаловаться и чем же объяснять свои неудачи в личной жизни? Ученик жалуется на плохую память, на то, что плохо понимает учителя, но когда ему предлагают способы преодоления этих негативных качеств, он отказывается, ленится. Почему? Может быть потому, что все увидят, что он может учиться лучше, и будут требовать от него этого?
9. Лень как ресурсное состояние
Проявляется в случаях, когда человек или вообще исчерпал в процессе предшествующей деятельности энергетический запас (устал), или не считает нужным тратить энергию на то, что определяет для себя как не важное. Возможен вариант, что эта сторона проявится еще до начала осуществления деятельности, когда человек к ней просто не готов. Тогда происходит внутренняя работа, идет процесс формирования внутренней готовности.
10. Лень как деятельность
Этот вид лени проявляется следующим образом. Допустим, человеку надо сделать какую-то важную работу, но он ленится её делать и заменяет другой деятельностью. Например, надо выполнить домашнее задание по нелюбимому предмету. У ленивого подростка с таким типом лени сразу найдется куча других тоже очень важных дел. Ребенок может начать укладывать в стопку тетради, книги, наводить порядок и т.п., т.е. «тянуть время». Эта другая деятельность (менее значимая, актуальная для данного субъекта) и будет ленью как самостоятельной деятельностью в этой ситуации.
Под такое определение лени могут подойти множество различных деятельностей, причем у каждой из них будут свои мотивы, цели, задачи и т.д., но объединяющей их сущностью является то, что реализация необходимого дела оставляется на потом. Вернуться к ней он сможет либо когда его вынудят внешние условия, либо когда обнаружится новый личностный смысл. В любом случае, когда он вернется к первоначальной деятельности, то завершится лень как деятельность.
п.3. Причины лени.
«Презирай лень мысли!»
Сухомлинский В.
Один из участников Форума в Интернете высказал мысль, что лень – это название для кластера связанных психологических проблем, которые лучше было бы назвать "самосаботаж" и "откладывание на потом" [7, с. 27]. Но эти психологические проблемы тоже состоят из большого количества разнообразных и довольно сложных проблем. Причинами лени могут выступать:
1. Страх нового
2. Страх критики
3. Страх победы
4. Страх поражения
5. Низкая самооценка
6. Неуверенность в себе
7. Нежелание жить, как уход от проблем (подсознательное);
8. Отсутствие воли.
9. Нежелание брать на себя ответственность.
10. Отсутствие привычки к трудолюбию.
11. Малый запас энергии, быстрая истощаемость организма;
12. …и другие физиологические и психологические причины.
Причины лени могут быть самые разные, причем чаще всего для каждого конкретного человека проявления лени могут иметь строго индивидуальную основу.
Во-первых, слабое желание, недостаточное, чтобы заставить человека потратить на дело какое-то количество энергии. С этим часто сталкиваются родители, обвиняющие своих детей в лени. Но в действительности, дети просто не хотят выполнять чужие желания - родителей, педагогов, а на реализацию собственных желаний энергии у них всегда хватает!
Во-вторых, реализации проекта может мешать неуверенность, что получится что-то стоящее. Логика примерно такова: «Я потрачу время и силы, но того, что хочется, все равно не получу! Так зачем вообще что-то начинать?» Такая лень свойственна людям с «комплексом отличника», которые привыкли все делать «на пятерку с плюсом», либо не делать совсем.
В-третьих, количество энергии определяется общим состоянием здоровья и особенностями нервной системы человека.
В-четвертых, энергию могут «оттягивать» на себя незавершенные дела. Это могут быть резко оборванные отношения, порождающие множество мыслей и эмоций к себе и партнеру, не найденное решение в какой-то предыдущей ситуации, например, не объявленная оценка за контрольную работу и т.п. Если точка не поставлена, результат не готов – на поддержание этих дел уходит много энергии. И это также может восприниматься как леность.
В-пятых, из-за нехватки силы воли, это одна из наиболее распространенных причин лени. Как бороться с такой ленью - начать, например, с чего-то попроще. Достаточно убедить себя взяться за дело и поработать всего десять минут, не больше. Это не так трудно, как начинать работу, понимая, что на выполнение задачи уйдет день-два. Потом даете себе установку потрудиться еще 10-20 минут, и в результате оказываешься втянутым в рабочий процесс настолько, что порой трудно остановиться.
В-шестых, лень может возникать тогда, когда человек начинает делать то, что ему не нравится. Нелюбимая работа, безрадостная учеба, неинтересные вам люди, мероприятия, в которых вам не хочется принимать участие, - все это усугубляет вашу лень. С такой ленью бороться легко. Нужно только набраться мужества и признать, что это «не ваше». Заняться тем, что по душе, но это в случае выбора обучения после 9 класса и профессии. А если избежать этого дела нельзя, например, учить предметы в школе мы должны все независимо от того, является ли он любимым или нет, тогда надо правильно определить жизненные цели, замотивировать себя.
В-седьмых, лень может выступать как боязнь ответственности. Это, как правило, закладывается в детстве, когда родители тщательно оберегают детей от ответственных дел. Как бороться с такой ленью? Придется учиться брать ответственность на себя. Всегда помните – за все то, что случается с вами в жизни, в ответе только вы сами.
п. 4. Виды лени
1. Лень может быть избирательной, когда нет желания заниматься каким-то одним важным делом, а другие дела могут делаться с легкостью.
2. Лень сознательная: это отказ от выполнения таких дел, которые не вызывают интерес или не выгодны для человека.
3. Лень тотальная: делать не хочется вообще ничего, нет мотивации ни на какие дела. В результате такой лени рождается скука и апатия.
4. Лень прогрессирующая: когда с каждым днем снижается мотивация на выполнение любых дел. Итогом такой лени может быть возникновение депрессии, которая сама по себе очень опасна для человека.
п. 5. Полезна ли лень? Является ли лень двигателем прогресса?
В вопросе «Полезна ли лень? Является ли лень двигателем прогресса?» участники Форума разделились на две группы «За» и «Против». Те, кто «Против», считают, что данное выражение часто употребляется для оправдания лодырей... Другие – что именно "ленивый" человек придумал все то, что позволяет рационально расходовать силы и время – от колеса до Интернета. Представители группы «За» предлагают этот конструктивный подход к решению проблемы правильнее называть не ленью, а желанием решить конкретную проблему оптимальным способом, без лишних трудозатрат. По их мнению, точно так же бессмысленно называть лентяем человека, который, получив какое-то задание (на работе, в школе, в семье), не спешит его выполнять, - но не потому, что ленится; просто вначале ему хочется избрать наиболее разумный, адекватный и результативный способ выполнения, а потом уже приступить к непосредственным действиям. Поэтому понимание лени в этом контексте подразумевает, что сам человек не осознает свою лень, он работает мысленно, так, что никто этого не видит, но его внешнюю бездеятельность замечают окружающие. С их точки зрения он является лентяем. Пример описан мною выше. Парадокс заключается в том, что очень часто после неоднократных претензий человек принимает мнение окружающих и все дальнейшие подобные ситуации он воспринимает как лень, что осложняет его жизнь, мешает нормальному осуществлению индивидуального стиля деятельности.
В другом исследовании я прочитала следующее заключение: лень – это протест против монотонной, однообразной и тяжелой работы. Поводом для всякого усилия лентяя служит стремление в следующий раз избежать этого усилия. Поэтому только ленивому приходит в голову идея, как выполнить неизбежную работу с наименьшими усилиями. Значит, лень – двигатель прогресса. В результате лени совершать тяжелый подъем по ступеням дома появился лифт. Чтобы облегчить выполнение монотонной и тяжелой работы по дому, иметь больше свободного времени и получать удовольствие от жизни надо быстро выполнять неприятные дела с наименьшими усилиями, в результате – мясорубка, скороварка, стиральные, посудомоечные, швейные машины.
Сторонники позиции «Против» утверждают, что человек, которому лень вставать и переключать каналы на ТВ, не может ничего изобрести, но именно он явился "потребителем и заказчиком" пульта дистанционного управления. И для этого "ленивого заказчика" тысячи инженеров изучают физику инфракрасных волн, электронику, кибернетику, химию кристаллов – чтобы изобрести и все время совершенствовать этот пульт; десятки тысяч рабочих паяли и паяют эти кристаллы и делают сами пульты, чтобы "ленивый заказчик" мог переключать ТВ-каналы, лежа на диване.
Экономисты утверждают, что лень и прогресс пришли к противоречию. Потому, что прогресс продвигают люди умные и как раз не ленивые (прежде всего не ленивые интеллектуально), рассчитывая при этом заработать на людях "более ленивых", продавая им плоды своего труда для облегчения их жизни. Но со временем объем товара достигает таких значений, что ленивые уже не в состоянии компенсировать вложенный в эти товары труд деньгами: они просто такого количества денег не заработали. Поэтому прогресс наиболее активно развивается в тех странах, где лениться в основной своей массе не принято. И мы снова пришли к проблеме отношения общества к труду человека, о взаимосвязи ценности труда и лени уже написано выше.
Таким образом, если говорить о двигателе прогресса, то любой конструктивный подход к решению проблемы правильнее называть не ленью, а желанием решить эту проблему оптимальным способом, без лишних трудозатрат. Точно так же бессмысленно называть лентяем человека, который, получив какое-то задание (на работе, в школе, в семье), не спешит его выполнять - но не потому, что ленится; просто вначале ему хочется избрать наиболее разумный, адекватный и результативный способ выполнения, а потом уже приступить к непосредственным действиям, которые приносят хороший результат выполненной работы.
В предыдущих частях работы уже был сделан вывод о том, что лень является полезной в случае, когда человеку нужно отдохнуть, накопить энергию. В последние годы появились исследования о пользе лени для продления жизни человека. В частности, немецкий профессор Peter Axt считает, что лень полезна для здоровья: защищает от раннего старения и стрессов. Ранний подъем означает, что весь день пройдет под знаком стресса. Гораздо полезней поваляться в постели подольше. Профессор не возражает против умеренных нагрузок, спокойных прогулок, но изнурять себя физическими упражнениями, особенно людям среднего возраста, считает вредным. Проведенные им исследования показали, что пробежки на большие дистанции отнимают у организма ту энергию, которая необходима для других целей. «Таких людей подстерегают ранняя потеря памяти и преждевременное одряхление», - говорит профессор. Поэтому своим пациентам он рекомендует половину свободного времени заниматься «ничегонеделанием». В другом исследовании я прочитала следующее заключение: «Если люди совсем не будут лентяйничать, то они станут быстро уставать и, соответственно, изнашиваться»[3].
п. 6. Как справляться с ленью?
Вас может бросить жена, у вас могут выпасть волосы, лень – это единственное, от чего нельзя избавиться. Более того, чем упорнее вы боретесь с ней, тем меньше сил у вас остается на продуктивную деятельность.
Автор мне неизвестен.
Ознакомившись с материалами информационных источников, с мнениями на форумах, с результатами анкет опрошенных, я пришла к выводу, что с ленью не надо бороться, с ней надо договариваться, а для этого необходимо разобраться в себе и понять природу собственной лени, её причины.
Лень придумывает тысячи предлогов, только бы мы не шевелились. Она рассказывает нам о наших выдающихся способностях и нечеловеческом напряжении, которое нам приходится испытывать в современной жизни, она ласково разрешает нам поваляться в постели и не убирать в квартире. Конечно, когда она разрастется до критических размеров, мы начнем что-то предпринимать! Только вот сделать это после многолетнего потакания нашей подруге-лени оказывается очень трудно. Потому что воспитанные с её помощью привычки становятся нашей второй натурой.
Чтобы бороться с ленью, отношение к этой борьбе должно быть более чем серьезным. Ведь последствия лени порой бывают для нас настолько фатальны, что мы даже не подозреваем, какой опасный враг таится в ней.
Чтобы побороть лень, надо повышать мотивацию, вырабатывать силу воли, и всеми методами работать над собой. Так же рекомендуется правильно распределять свой день, планировать его. Ничто не способно справиться с ленью быстро, как дух соперничества, можно устроить соревнования, ведь победить всегда хочется! Советуют так же навести порядок и на своем рабочем месте, по мнению психологов, это прибавит немного энергии и тонуса. В случае апатии и депрессии иногда просто надо побаловать свой организм чем-нибудь вкусным, но в тоже время и полезным. Можно использовать метод от противного, то есть лениться по полной, ничего не есть и не спать.
Милли, участница Интернет-форума «Лень как помеха» [6, с. 27] убеждена, что борьба с ленью очень индивидуальна, а секрет успеха – у каждого свой. Она свою лень победила, начав самостоятельную жизнь, научившись определять то, с чем она лучше всего справляется, и организовав всё вокруг себя так, чтобы не делать очевидно невозможных для неё вещей.
Желательно организовать помощь извне, она нужна хотя бы для того, чтобы определить, действительно, ли человек так ленив или это ему только кажется. Эту помощь может оказать специалист (врач, психолог, педагог), родители или другие люди. Если обратиться не к кому, можно поработать с самим собой, задавая себе вопросы «когда я ленюсь», «как», «почему», «что имею» и т.п.
Force, участник Интернет-форума «Лень как помеха» [6, с. 27] считает, что человек может саморегулироваться, в том числе и в отношении формирования своей позиции к тому или иному делу. Лень в данном случае – понятие, эквивалентное понятию воли. С ней нужно бороться и рассчитывать на какие-то внешние силы и третьих лиц лучше не стоит. Человек сам себе хозяин и решает сам свою судьбу.
Malvina, участница того же форума, утверждает, что главное – иметь цель, а желание ее достичь обязательно поможет преодолеть лень.
Вот еще несколько советов, как справиться с ленью и не нанести вред своему здоровью:
1. Всегда распознавайте скрытые сигналы лени. В этом помогут фразы - индикаторы лени.
А) Лень детская. «Не хочу!» и «Не буду!» Если эта лень встречается у взрослого человека, фразы обычно такие: «Я просто живу далеко», «К сожалению, мой возраст …», «Мне мешают вот эти обстоятельства».
Б) Лень активная. «Я так занят», «У меня не хватит времени».
В) Лень агрессивная. «Не верю!», «Так не бывает! Это не возможно!», «Что вы мне ерунду рассказываете!», «Сомневаюсь я в правде сказанного», «Утром только ненормальные бегают!», «Вы не так объясняете!»
Г) Лень пассивная. «Я завтра сделаю». «Да-да, вы правы, начну с понедельника». «Со следующей недели – железно начинаю новую жизнь».
Д) Лень умная. «Вы понимаете, у меня такой характер». «Я в книжке прочитал, что у моего знака зодиака несчастливый день сегодня». «Я просто болею хроническим синдромом усталости». «У меня заниженная самооценка, я, наверное, не смогу». «У меня слабая воля, я так не смогу». «Я не понимаю. Я в это не верю». «А некоторые врачи считают, что бегать по утрам вредно. А выпивка полезна для здоровья, это последнее мнение специалистов».
Е) Лень высокомерная. «Хотел бы – сделал, мне просто не надо. Если я захочу, я сделаю». «Я и так все умею. Не лезьте со своими советами – у меня и так все в порядке».
Ё) Лень оправдательная. «У меня просто бок заболел. Я сегодня просто не выспался. Я обычно вовремя прихожу, но вчера долго играли в волейбол, потом уроки делал, поздно лег, сегодня не смог рано встать. Я вчера бегал - сегодня можно зарядку не делать».
2. Если вы хотите справиться со своей ленью, в первую очередь, должны понять её «природу», определить ее основную причину (читай выше).
3. Предпочитайте любую активность бездействию, ведите активный образ жизни! Делайте хоть что-нибудь полезное.
4. Пишите реалистичные планы и выполняйте их. Это не сразу будет получаться, но обязательно будет.
5. Продумайте для себя систему мотивации и самоорганизации.
6. Вознаграждайте себя. Любой труд должен быть вознагражден: поэтому, работая, полезно себя вовремя поощрять. Здесь как раз впору вспомнить совет о разделении дела на этапы. Выполнили часть дела – отдохните, только время не забудьте засечь.
7. Создайте себе позитивное настроение. Включите бодрую музыку, украсьте свое рабочее место. Главное, чтобы то место, за которым вам придется заниматься чем-то, вызывало позитивные эмоции, хотя бы своим внешним видом.
8. Если организовать себя никак не удается, привлеките близких проконтролировать процесс выполнения дела, может, поругать вас иногда за лень. Уж они-то не дадут вам расслабиться и будут постоянно лишать отдыха и вдохновлять на дело.
Информация для родственников: если вы решитесь помогать своему «ленивцу», будьте готовы к проявлению с его стороны агрессии и обиды.
9. Оценивайте свое физическое состояние, и если вы устали – восстанавливайтесь, а потом беритесь за свои дела! Не работайте на пределе своих энергетических возможностей.
Заключение
В устном народном творчестве, высказываниях великих людей, афоризмах высмеиваются ленивые люди, обращается внимание людей на их пороки и недостатки. Ленивый человек не достоин уважения людей, он «и могилы не стоит». Если внимательно читать и вдумываться в смысл прочитанного, можно найти ответы на многие вопросы.
Лень как национальная черта порождается там, где нет уважения к труду, где труд человека не ценится по достоинству.
Основная сила лени заключается в том, что подавляющее большинство людей не знают, что она из себя представляет, а значит, не понимают, как с ней справляться. Все, что мы не знаем - управляет нами, а все, что мы хорошо узнали и изучили, поддается воздействию и контролю с нашей стороны.
Результаты исследования обучающихся показали, что практически все респонденты понимают под словом «лень» отсутствие деятельности, бездействие человека, скуку, апатию, бесполезное времяпровождение. Чем больше заинтересованности в определенных видах деятельности, тем меньше проявляется лень. Чем старше подросток, тем он больше осознает, что такое лень, её последствия, тем более определены его жизненные цели, поэтому лень чаще проявляется в том, что ему не интересно, не входит в его планы. Особенно сильно проявляется умственная лень, т.к. это наиболее сложный вид деятельности. Среди способов преодоления своей лени опрошенные назвали: заставлять себя и самонастраивать, т.е. давать себе установку.
Как выяснила наука, лень - это неотъемлемая часть нашей жизни. Лень имеет физиологическую и психологическую природу и нуждается в дальнейшем изучении. В основе лени лежат запрограммированные на уровне ДНК инстинкты.
С точки зрения физиологии, лень - один из природных предохранительных клапанов от разрушения здоровья и психики человека. Это - внутренний сберегатель энергии, сигнализатор о необходимости отдыха, предохранитель от эмоционального выгорания, настройщик творческого начала.
С точки зрения психологии, лень - это психологическая защитная реакция организма, которая проявляется, когда мы не замотивированы, когда идем за интуицией вопреки здравому смыслу.
Осуждать или бороться с ленью бессмысленно – нужно разбираться в её корнях. Готовых рецептов по поводу борьбы с ленью не существует, потому что лень слишком разнообразна и индивидуальна.
Если кто-то хочет справиться с ленью, то, в первую очередь, он должен понять её «природу», откуда она берется, научиться выявлять её причины и работать над их устранением. Необходимо ставить себе реальные цели и двигаться вперед для их реализации, мотивировать себя на выполнение дела, находя в ней интерес, игру, соревнование и удовольствие.
Нужно уметь слушать голос своего бессознательного, своей интуиции и в определенные моменты «поддаваться» лени с целью отдыха и восстановления сил.
На вопрос «Полезна ли лень? Является ли лень двигателем прогресса?» каждый ответит для себя сам.
Таким образом, в своей исследовательской работе я достигла поставленной цели: изучила явление лени, систематизировала информацию о данном явлении.
Перспективу развития темы вижу в подготовке рекомендаций для коррекции лени у школьников на основе исследовательской работы, разработке тренинга по работе с ленью с помощью психолога, проведении классных часов.
Если человек ознакомиться с моей работой, то будет иметь первоначальные знания о природе лени как явлении, сможет понять причины своей собственной лени, узнает о способах её преодоления, а значит, сможет «договориться» с ней, заняться самовоспитанием и самосовершенствованием.
http:// кxn--80aobpva1a.xn--p1ai/len.html,
http://www.aphorisme.ru/by-themes/len/?q=134 http://constructorus.ru/aforizmy/vyskazyvaniya-velikix-uspeshnyx-lyudej-o-leni.html
Приложения
Приложение 1
Произведения русского и коми народного творчества о лени
Русские и коми народные пословицы и поговорки о лени
1 группа: Ленивый человек живет за счет других.
2 группа: Лень портит и характер человека, и его внешний вид, и его душу.
3 группа: Лень как свойство личности, как праздность. Лень – это отсутствие деятельности, пустое времяпровождение.
4 группа: Ленивый человек никому не приносит пользы, даже самому себе. Леность и бедность идут рядом.
5 группа: Человек должен трудиться, это основа жизни.
6 группа: Лень и безволие – родные братья. Ленивый всегда только мечтает что-либо сделать.
7 группа: Любое дело для ленивого – это пытка.
8 группа: В народе уважения к ленивым нет.
10 группа: Лень бывает заразна.
11 группа: Лень, сонливость, скука – синонимы.
12 группа: Оправдание ленивым, а может быть, сарказм в их сторону .
13 группа: Лень сравнима со смертью.
Приложение 2
Сказки и стихи русских и коми писателей о лени
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
1958 г., Николай Заболоцкий
Сказка о лени
«Жил-был ленивый человек,
Лениво дни листая,
Не знал еще наш быстрый век
Подобного лентяя.
Бывало, ляжет на кровать
И спит часов по двадцать:
Ему уж неохота спать,
Да лень, брат, просыпаться.
А если этот индивид
Опустит в кресло чресла,
То так весь день и просидит:
Лень подниматься с кресла.
А ежели, осилив лень,
Он встанет честь по чести,
То так и простоит, как пень,
Не двигаясь, на месте.
Но как-то раз,
С большим трудом
Передвигая ноги,
Пошел лентяй погожим днем
Пройтись вдоль по дороге.
Он час идет, и три, и пять…
Уж солнышко садится…
Лентяй уже устал шагать,
Да лень остановиться!
Ему бы повернуть домой,
Да лень шагать обратно,
И вдаль ушел он по прямой
И где он — непонятно!
Найти беднягу нелегко…
И тут сказать удобно,
Что очень, очень далеко
Лень завести способна».
Бахнов В.
Приложение 3
Афоризмы и высказывания великих людей о лени
Александров Георгий: «Легко рождаются желанья, но их мешает лень вершить».
Альфонс Алл: «Лентяй: человек, который не делает вид, что работает».
Андре Моруа: «У большинства людей вялость и лень сильнее даже их честолюбия. Отсюда – успех дураков».
Антуан Ривароль: «Моя эпитафия: "Лень отняла его у нас раньше, чем смерть"».
Батлер Сэмюэл: «Чтобы создать великий труд, человек должен быть не только очень прилежен, но и очень ленив».
Белинский Виссарион: «Апатия и лень — истинное замерзание души и тела».
Бенчли Роберт: «Любой человек способен сделать любую работу, при условии, что за нее не нужно приниматься сейчас».
«Мне столько всего надо сделать, что лучше я пойду спать».
Бернар Тристан: «Высокий лентяй кажется еще ленивее».
«Лень закаляет характер, если вспомнить, сколько требуется усилий, чтобы ее побороть».
Бёрк Эдмунд: «Для торжества зла необходимо только одно условие — чтобы хорошие люди сидели сложа руки».
Василий Великий: «Всякий повод для лени есть повод для греха».
Вовенарг Л.: «Ленивые всегда собираются сделать что-нибудь».
Вольтер: «Ленивые всегда бывают людьми посредственными».
Гейне Г.: «Не занятый делом человек никогда не может насладиться полным счастьем, на лице бездельника вы всегда найдете отпечаток недовольства и апатии».
Гельвеций Клод-Адриан: «Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным».
Гёте Иоганн: «Лень и недоразумение делают несравненно более зла на свете, чем злоба и коварство».
Гиппократ: «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье – напротив того, устремление ума к чему-либо приносит за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни».
Гюго Виктор: «Лень — это мать. У нее сын — воровство и дочь — голод».
Декурсель Адриан: «Биржевой маклер: ленивец, который работает как проклятый, чтобы не работать».
Делакруа Фердинанд: «Лень, конечно,— наибольшая помеха к развитию наших способностей».
Джавахарлал Неру: «Наш главный недостаток заключается в том, что мы более склонны обсуждать вещи, чем делать их».
Джонсон Самюэл: «Затруднение чаще всего — дитя лени».
«Каждый из нас лентяй — или надеется стать им».
Джером Джером: «Насладиться ленью по-настоящему может лишь тот, у кого есть куча совершенно неотложных дел».
Джонатан Свифт: «Лишь очень немногие живут сегодняшним днем. Большинство готовится жить позднее».
Достоевский Фёдор: «Богатство, грубость наслаждений порождают лень, а лень порождает рабов».
Екатерина II: «Леность есть дурной учитель».
Жан Поль: «Ничего не откладывай на после, ибо после тебе легче не будет».
Жюль Ренар: «Лень: привычка отдыхать перед усталостью».
Зейме Иоганн Готфрид: «Леность – это глупость тела, а глупость – это леность ума».
Карлейль Т.: «Из ленивого, неподвижного человека самая благосклонная судьба, подобно самому старательному горшечнику без станка, не создает ничего, кроме брака».
Конноли Сирил: «Наша национальная болезнь — самодовольная умственная лень». «Ленивый человек, какими бы задатками он ни обладал, обрекает себя на второсортные мысли и на второсортных друзей».
Лабрюйер Ж.: «Большинство людей, стремящихся к цели, способны скорее сделать одно большое усилие, чем упорно идти избранной дорогой; из-за лени и непостоянства они часто утрачивают плоды лучших своих начинаний и дают обогнать себя тем, кто отправился в путь поздней, чем они, и шел медленней, но зато безостановочно».
Ларошфуко Франсуа: «Наш ум ленивее, чем тело».
«Никто так не торопит других, как лентяи: ублажив свою лень, они хотят казаться усердными».
«Мы охотнее признаемся в лености, чем в других наших недостатках; мы внушили себе, что она, не нанося большого ущерба прочим достоинствам, лишь умеряет их проявление».
«Ошибается тот, кто думает, будто лишь таким бурным страстям, как любовь и честолюбие, удается подчинить себе другие страсти. Самой сильной нередко оказывается бездеятельная леность: завладевая людскими помыслами и поступками, она незаметно подтачивает все их стремления и добродетели».
Ломоносов М.: «Ленивый человек в бессчетном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит».
Люк Вовенарг: «Ленивцу всегда хочется что-нибудь делать». Монтескье Ш. «Лень больше всех пороков ослабляет мужество».
Марк Твен: «Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра».
Паркинсон Сирил Норткот: «Если лень что-то делать дважды – сделай сразу хорошо».
Плутарх: «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос».
Рассел Бертран: «Побывав в Китае, я расцениваю лень как одно из самых главных достоинств человека. Верно, благодаря энергии, упорству человек может добиться многого, но весь вопрос в том, представляет ли это "многое" хоть какую то ценность?»
Ривароль А.: «Люди в большинстве своем непрерывно суетятся ради того, чтобы под конец обрести покой, но есть среди них и такие лентяи, которые сразу начинают с конца».
Ромен Роллан: «Пассивность — ненавистнейший из всех пороков».
Руссо Жан-Жак: «Люди от природы ленивы; но страстное стремление к труду — это первый плод благоустроенного общества; и если народ вновь впадает в состояние лени и безразличия, то это происходит опять-таки из-за несправедливости этого же самого общества, которое не придает уже больше труду той цены, которой он заслуживает».
Сальвадор Дали: «Если вы отказываетесь изучать анатомию, искусство рисунка и перспективы, математические законы эстетики и колористику, то позвольте вам заметить, что это скорее признак лени, чем гениальности».
Сартр Жан-Поль: «…с каждым днем он все более похож на свой будущий труп».
Софокл: «Не помогает счастье нерадивым».
Суворов Александр Васильевич: «Лень рождается от изобилия. Ближайший повод к лени – безначалие».
«Праздность - корень всему злу, особливо военному человеку».
Сухомлинский Василий: «Будь мужчиной в учении, юноша! Твое достоинство — учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли!»
Толстой Л.: «Возненавидеть жизнь можно только вследствие апатии и лени».
Торо Генри: «Труд рождает мудрость и чистоту; леность рождает невежество и чувственность».
Фонвизин Д.И.: «Ленивый боится при деле труда, а праздный не терпит самого дела».
«Ленивый бывает таковым больше от расположения тела, а праздный больше от расположения души».
Франклин Бенджамин: «Лень, как ржавчина, разъедает быстрее, чем труд изнашивает».
«К занятому человеку редко ходят в гости бездельники— к кипящему горшку мухи не летят».
«Лень плетется так медленно, что бедность быстро нагоняет ее».
«Лень — это ржа ума и тела; ключ, которым часто пользуются, всегда блестит, как новый». «Лень делает всякое дело трудным».
Фуллер Т.: «Ленивой овце и своя шерсть в тягость».
«Ленивый человек мертв в течение всей своей долгой жизни».
Чарлз Колтон: «Турки говорят: дьявол искушает всех, но ленивый человек искушает дьявола».
Чернышевский Николай: «Никакое положение не оправдывает бездействия; всегда можно делать что-нибудь не совершенно бесполезное; всегда надобно делать все, что можно».
Шарден Пьер: «Пассивность составляет половину человеческого существования».
Шевелев И.: «Лень — это дефицит желаний».
Шоу Джордж: «Ученый — это лентяй, который убивает время работой».
Ягодзиньский Хенрик: Каждый может упасть, но зачем же вылеживаться?
Приложение 4
Анкета «Опрос мнения подростков о влиянии лени на их жизнь»
Уважаемый респондент. Предлагаем принять участие в опросе по теме «Влияние лени на нашу жизнь». Для этого необходимо ответить на вопросы предложенной анкеты.
5 баллов – часто бывает лень;
4 балла – периодически лень;
3 балла – иногда лень;
2 балла – достаточно редко ленюсь;
1 балл – практически никогда не ленюсь.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Учеба, познавательная деятельность | |||||
2 | Общественная работа, внеурочная деятельность | |||||
3 | Общение с друзьями, сверстниками, детьми | |||||
4 | Общение с родителями, родственниками | |||||
5 | Домашние дела | |||||
6 | Обязанности перед кем-либо, обещания | |||||
7 | Организация отдыха, развлечений | |||||
8 | Пассивный отдых (ничегонеделание): сон, телевизор и т.п. | |||||
9 | Самосовершенствование | |||||
10 | Активный отдых (спорт, выход на природу и т.п.) |
6. Когда Вы ленитесь? Что именно провоцирует лень.
7. Как Вы понимаете, что ленитесь?
9. В чем Вам мешает лень?
10. В чем Вам помогает лень? Когда бывает полезной?
11. Удается ли вам справляться с собственной ленью? (обведите выбранный ответ) Да иногда нет
12. Какие способы преодоления своей лени вы применяете и могли бы посоветовать другим подросткам?
Приложение 5
Результаты опроса обучающихся 7,9, 10 классов общеобразовательных учреждений пгт. Троицко-Печорск по теме «Влияние лени на нашу жизнь»
Лень означает нежелание что-либо делать, скуку, апатию, отсутствие интереса к чему-либо, бесполезное времяпровождение.
Лень – это веселье и отдых, желание лежать.
Лень – душевное состояние человека, или даже, возможно, образ жизни, при котором человек пускает дела на самотек, не находит ни на что времени, не имеет сил спорить с самим собой.
Лень – это усталость, слабость, медлительное состояние.
Лень – это состояние, при котором человек мечтает что-либо сделать, но не хочет ничего предпринять для этого.
Мы живем на севере и ощущаем недостаток витаминов и солнечного света, вследствие чего испытываем недостаток сил, энергии и сонливость, поэтому у народа севера возникает лень ко всему.
Лень для меня – это состояние души, которое влияет на человека не с лучшей стороны. Чтобы избавиться от лени, нужно разобраться в самом себе.
Таблица 1
Всего | 20 чел. 10класс | ||
Слабость, усталость | 2 (10%) | Бездействие, безразличность, апатия, нежелание, пассивность, отсутствие интереса делать что-либо | 16 (80%) |
Отдых, лежать, диван | 3 (15%) | Интернет | 1 (5%) |
Спокойствие | 1 (5%) |
Диаграмма 1
Таблица 2
9 кл. | 10 кл. | 7 кл. | |
Всего ответили: | 12 | 20 | 12 |
Мешает сосредоточиться и затормаживает мои мысли | 1 | ||
Иногда меня одолевает, когда ничего не хочется делать | 2 | ||
Это уроки, уборка в комнате | 1 | 2 | |
Проявляется в том, что я много сижу в компьютере | 1 | ||
Слабость | 1 | 1 | |
Осложняет мне жизнь | 1 | ||
Безгранична, но есть слово «надо» | 1 | ||
Сильнее меня, вперед меня родилась | 4 | ||
Мой враг | 1 | ||
Прекрасна, но сильно мешает | 1 | ||
Моя лень везде, в учебе, дома, она у меня в голове | 1 | ||
Очень частая, всегда со мной, мы никогда не расстаемся | 1 | 1 | |
Не дает мне правильно распределять время для занятий, лишает меня времени | 2 | ||
Плохое качество характера, и я стараюсь с ним бороться | 1 | ||
Лень гулять | 1 | ||
Это зло, это невыносимо | 2 | ||
Это моя лень, моя жизнь | 1 | 1 | 3 |
Никогда не мешает, всегда поможет | 2 | ||
Царица | 1 | ||
Проявляется не всегда, но бывают моменты… | 1 | ||
Это хорошо | 1 | ||
Я НЕ ЛЕНЮСЬ! | 1 | ||
Затрудняются ответить | 3 | 4 | 1 |
7 класс | 9 класс | 10 класс | Всего: | |
Всего опрошено человек: | 12 | 12 | 20 | 44 |
Да | 10 (83%) | 7(58%) | 14 (70%) | 73% |
Нет | 2 (17%) | 5 (42%) | 6 (30%) | 27% |
Таблица 3 Диаграмма 2
Таблица 4
7 класс | 9 класс | 10 класс | Всего: | |
Всего опрошено человек: | 12 | 12 | 20 | 44 |
Было бы больше времени на прочие, важные, интересные дела | 4(33%) | 1(8%) | 5 (25%) | 23% |
Вызывает бездействие | 1(8%) | 2% | ||
Во всей жизни. Во всем. Ничего не успеваешь | 3 (25%) | 3 (25%) | 3 (15%) | 20% |
В учебе | 1(8%) | 4(33%) | 12 (60%) | 39% |
В достижении целей | 2 (13%) | 2 (10%) | 9% | |
Ни в чем | 3 (25%) | 7% | ||
В самосовершенствовании | 2 (10%) | 5% | ||
Не ответили | 1(8%) | 1 (5%) | 5% | |
Диаграмма 3
Таблица 5
10 класс | 9 класс | 7 класс | |||||||||||||||
Всего ответили: | 20 | 12 | 12 | в целом 44 чел. | |||||||||||||
баллы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 |
| 5 | 3-5 баллов | |
1 | Учеба, познавательная деятельность | 2 | - | 8 | 8 | 2 | 2 | 5 | 3 | 1 | 1 | 4 | 1 | 3 | 3 | 1 | 34 |
90% | 42% | 58% | 77% | ||||||||||||||
2 | Общественная работа, внеурочная деятельность | - | 6 | 6 | 7 | 1 | 1 | 3 | 6 | 2 | - | 4 | 2 | 4 | 2 | - | 28 |
70% | 67% | 50% | 64% | ||||||||||||||
3 | Общение с друзьями, сверстниками, детьми | 14 | 5 | 1 | 1 | - | 10 | 1 | 1 | - | 1 | 8 | 3 | 1 | - | - | 5 |
10% | 17% | 8% | 11% | ||||||||||||||
4 | Общение с родителями, родственниками | 8 | 7 | 5 | - | - | 6 | 1 | 4 | 1 | - | 8 | - | 3 | 1 | - | 14 |
25% | 42% | 33% | 32% | ||||||||||||||
5 | Домашние дела | 1 | 5 | 7 | 4 | 3 | - | 4 | 5 | 2 | 1 | 3 | - | 4 | 3 | 2 | 31 |
70% | 67% | 75% | 70% | ||||||||||||||
6 | Обязанности перед кем-либо, обещания | 7 | 7 | 6 | - | - | - | 9 | 2 | - | - | 4 | 5 | 1 | - | 1 | 10 |
50% | 17% | 17% | 23% | ||||||||||||||
7 | Организация отдыха, развлечений | 12 | 5 | 2 | 1 | - | 5 | 3 | 3 | - | 1 | 3 | 4 | 4 | - | 1 | 12 |
25% | 33% | 42% | 27% | ||||||||||||||
8 | Пассивный отдых (ничегонеделание): сон, телевизор и т.п. | 10 | 2 | 7 | 1 | - | 4 | 1 | 4 | 2 | - | 9 | - | 2 | 1 | - | 17 |
40% | 50% | 25% | 39% | ||||||||||||||
9 | Самосовершенствование | 4 | 9 | 6 | - | 1 | 3 | 3 | 4 | 1 | - | 5 | 2 | 3 | - | 2 | 17 |
35% | 42% | 42% | 39% | ||||||||||||||
10 | Активный отдых (спорт, выход на природу и т.п.) | 7 | 7 | 6 | - | - | 6 | 5 | 1 | - | - | 5 | 1 | 5 | 1 | - | 13 |
50% | 8% | 50% | 30% |
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Таблица 6
7 класс | 9 класс | 10 класс | Всего: | |
Всего опрошено человек: | 12 | 12 | 20 | 44 |
После школы, вечером, после ужина, усталость, хочется отдохнуть | 4 (33%) | 1 (8%) | 12 (60%) | 39% |
В школе, учеба | 1 (8%) | 1 (8%) | 5% | |
Необходимость выполнять д/з, дело, которое не хочу делать, которое неинтересно | 1 (8%) | 1 (8%) | 4 (20%) | 14 % |
Всегда | 3 (25%) | 7% | ||
Практически не ленюсь | 1 (8%) | 3% | ||
Депрессия, апатия, плохое настроение, скучно | 1 (8%) | 3 (15%) | 9% | |
Утром после сна, когда не выспался | 5(42%) | 2 (10%) | 16% | |
Занятость тем, что мне более интересно, компьютер | 1 (8%) | 1(5%) | 5% | |
Сложная работа, много работы | 4 (20%) | 9% |
Диаграмма 6
Таблица 7
7 класс | 9 класс | 10 класс | Всего: | |
Всего опрошено человек: | 12 | 12 | 20 | 44 |
Не хочется делать, скучно, приходит усталость, слабость, сонливость | 8 (67%) | 11(92%) | 20 (100%) | 89% |
Не знаю | 33% | 8% | 0 | 7% |
Диаграмма 7
9. Назовите антонимы лени (слова, противоположные по смыслу):
Таблица 8
10 кл. | 9 кл. | 7кл. | Всего | |
Всего человек | 20 | 12 | 12 | 44 |
Активность, действие, неусидчивость, энергия, подвижность | 7 (35 %) | 12 (100%) | 4(33%) | 52% |
Труд, усердие | 4 (20%) | 9 (75%) | 6 (50%) | 43% |
Бодрость | 1 (5%) | 3 (25%) | 0 | 9% |
Беззаботность | 1(5%) | 0 | 0 | |
Амбициозность | 1(5%) | 0 | 0 | |
Увлеченность, интерес | 0 | 2 (17%) | 0 | |
Целеустремленность | 0 | 1 (8%) | 0 | |
Занятость | 0 | 1 (8%) | 0 | |
Ремень | 0 | 0 | 1 (8%) | |
Надо | 0 | 0 | 2(17%) | |
Не ответили | 6 (30%) | 0 | 4(33%) | 23% |
Диаграмма 8
Таблица 9
7 класс | 9 класс | 10 класс | Всего: | |
Всего опрошено человек: | 12 | 12 | 20 | 44 |
Лень что-то сделать, а в результате не влип в историю | 3 (25%) | 1 (8%) | 9% | |
Лень как отдых | 1 (8%) | 6 (50%) | 9 (45%) | 36% |
Можно подумать, поразмышлять | 1 (8%) | 2% | ||
Ни в чем | 4(33%) | 3 (25%) | 8 (40%) | 34% |
Не знаю | 3 (25%) | 1 (8%) | 1(5%) | 11% |
Диаграмма 9
Таблица 10
7 класс | 9 класс | 10 класс | Всего: | |
Всего опрошено человек: | 12 | 12 | 20 | 44 |
Да | 4(33%) | 8 (60%) | 5 (25%) | 34% |
Иногда | 5 (42%) | 4(33%) | 15 (75%) | 55% |
Нет | 3 (25%) | 1 (8%) | 0 | 9% |
Диаграммы 10-11
12. Какие способы преодоления своей лени вы применяете и могли бы посоветовать другим подросткам?
Таблица 11
7 класс | 9 класс | 10 класс | Всего | |
Опрошено человек: | 12 | 12 | 20 | 44 |
Работать над собой, воспитывать силу воли, идти к своей цели | 1 (8%) | 4(33%) | 6 (30%) | 25% |
Заняться какой-нибудь деятельностью | 2 (13%) | 3 (25%) | 3 (15%) | 18% |
Просить других, ремень (внешний контроль) | 1 (8%) | 1 (8%) | 1(5%) | 7% |
Подумать о том, что ты делаешь полезную работу, подумать о последствиях, представить, что есть конкуренция, и кто-то сделает то, что не сделал ты. | 1 (8%) | 2 (10%) | 7% | |
У меня просыпается совесть | 1(5%) | 2% | ||
Прогулки с друзьями | 1(5%) | 2% | ||
Наличие сильной мотивации | 1(5%) | 2% | ||
Вспомнить слова мамы о том, что если много трудиться, то многого добьешься, а ленивый не достигнет ничего | 1(5%) | 2% | ||
Напомнить себе: быстрее сделать и спокойно отдохнуть | 1(5%) | 2% | ||
Отключить интернет | 1(5%) | 2% | ||
Вообще не сопротивляюсь | 2 (13%) | 1 (8%) | 1(5%) | 9% |
Занятия спортом | 1 (8%) | 2% | ||
Беру себя на слабо, устанавливаю время для выполнения задания | 1 (8%) | 2% | ||
Угрожаю себе, бью себя | 1 (8%) | 2% | ||
Нет ответа | 3 (25%) | 3 (25%) | 2 (10%) | 18% |
Диаграмма 12
Диаграмма 13
[1] Юрий Щербатых, психофизиолог, доктор биологических наук, специалист по психологическому стрессу, НЛП-практик, профессор психологии МГЭИ, г. Воронеж. [18 с. ].
[2] Галина Колпакова, аналитический психолог, г. Москва.
[3] Сирил Норткот Паркинсон, британский военный историк, писатель, драматург, журналист (1909-1993гг.)
Рисуем домики зимой
Знакомимся с плотностью жидкостей
Рисуем осенние листья
Петушок из русских сказок
Н. Гумилёв. Жираф