Недавно состоялись Молодёжные чтения, посвященные 150-летию со Дня рождения В.И.Вернадского. В данной работе сделана попытка показать, насколько идеи Владимира Ивановича актуальны в сегодняшнем мире, как далеко сквозь время видел этот потрясающий ученый и замечательный человек - гордость российской науки Владимир Иванович Вернадский.
Слайд 1
Актуальность идей В.И.Вернадского в современном мире Выступление на Молодёжных научно-образовательных чтениях, посвящённых 150-летию со Дня рождения В.И.Вернадского Работа ученика 10А класса ГБОУ СОШ № 1688 Фёдорова Романа Руководитель: учитель биологии Евдокимова А.П. Москва, 2013Слайд 2
Цель: создать продукт для популяризации знаний о великом русском ученом – Владимире Ивановиче Вернадском Задачи: Изучить вклад В.И.Вернадского в отечественную и мировую науку; Изучить труды Вернадского о биосфере и ноосфере; Сравнить концепции В.Вернадского и К.Э.Циолковского о ноосфере; Сопоставить идеи В.И.Вернадского с положением вещей в современном мире; Цели и задачи данной работы
Слайд 3
План работы В.И.Вернадский Основные направления деятельности В.И.Вернадского Геохимия и кристаллография Учение о биосфере и ноосфере В.И.Вернадский и К.Э.Циолковский Ситуация в сегодняшнем мире Заключение Используемые источники
Слайд 4
Владимир Иванович Вернадский Российский естествоиспытатель , мыслитель, специалист в области наук о Земле, основатель ряда новых наук и научных направлений, общественный и политический деятель, историк, публицист . (1863-1945)
Слайд 5
Основные направления деятельности В.И.Вернадского М инералогия, кристаллография, геология, геохимия, история и организация науки, философия, общественная деятельность. Выдающийся естествоиспытатель не разделял точку зрения, что минералы есть нечто неизменное, часть установившейся "системы природы". Он считал, что в природе идет постепенное взаимное превращение минералов. Вернадский создал новую науку - геохимию. Владимир Иванович первым отметил огромную роль живого вещества - всех растительных и животных организмов и микроорганизмов на Земле - в истории перемещения, концентрации и рассеяния химических элементов. Изучая роль живых организмов в жизни нашей планеты, Вернадский пришел к выводу, что весь атмосферный кислород - это продукт жизнедеятельности зеленых растений . Создал учение о биосфере - области активной жизни, охватывающей нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы, в которой деятельность живых организмов (в том числе и человека) является фактором планетарного масштаба. Сам Вернадский считал, что виной всему философские установки, выработанные европейской культурой, в Индии же, говорил он, его идеи расценили бы как само собой разумеющиеся.
Слайд 6
Геохимия и кристаллография В.И.Вернадский создал современную геохимию — науку об истории химических элементов, биогеохимию — науку о роли организмов в истории химических элементов Земли и о взаимосвязи организмов с земной корой, учение о биосфере и ноосфере. Глубокий след В.И.Вернадский оставил и в других науках: в радиогеологии, гидрогеологии, метеоритике, почвоведении и др. «Минералы суть памятники реакций, происходивших на Земном шаре, по ним можно восстановить несколько тот химический процесс, какой происходил и происходит на Земле… Историю планеты можно рассматривать как историю интенсивного изменения материи в одном месте мирового пространства, и этот ход, без сомнения, совершается с большой правильностью…» В.И.Вернадский В Московском университете ему было поручено чтение лекций по кристаллографии и по минералогии, а вскоре и заведование кафедрой минералогии. На этой кафедре В.И.Вернадский очень скоро создал новую минералогическую школу и положил начало современной русской минералогии.
Слайд 7
Геохимия и кристаллография: вклад в науку В.И.Вернадский внес существенный вклад в минералогию и кристаллографию. В 1888—1897 он разработал концепцию структуры силикатов, выдвинул теорию каолинового ядра, уточнил классификацию кремнеземистых соединений и изучил скольжение кристаллического вещества, прежде всего явление сдвига в кристаллах каменной соли и кальцита. В 1890—1911 разработал генетическую минералогию, установил связь между формой кристаллизации минерала, его химическим составом, генезисом и условиями образования. В эти же годы Вернадский сформулировал основные идеи и проблемы геохимии, в рамках которой им были проведены первые систематические исследования закономерностей строения и состава атмосферы, гидросферы, литосферы. С 1907 Вернадский ведет геологические исследования радиоактивных элементов, положив начало радиогеологии. В 1916—1940 сформулировал главные принципы и проблемы биогеохимии, создал учение о биосфере и ее эволюции. Вернадский поставил задачу количественного изучения элементного состав живого вещества и выполняемых им геохимических функций, роли отдельных видов в превращении энергии в биосфере, в геохимических миграциях элементов, в литогенезе и минералогенезе .
Слайд 8
Учение о биосфере и ноосфере Термин «биосфера » (от греч. bios — жизнь, sphaira — пленка) был предложен австралийским ученым Э.Зюссом (1831 — 1914), который понимал под биосферой совокупность живых организмов Земли . Учение о биосфере разработано российским ученым, академиком В.И.Вернадским. Он распространил понятие биосферы не только на живые организмы, но и на геологические оболочки, заселенные ими. В 1926 году вышла его книга "Биосфера", в которой он показал, что деятельность живых организмов изменяет геологические оболочки Земли и создает биосферу.
Слайд 9
Биосфера — открытая система, источником энергии для ее существования является солнечный свет. Особая роль в биосфере принадлежит понятию «живое вещество», под которым подразумевается совокупность всех организмов нашей планеты В структуре биосферы Владимир Вернадский выделял семь видов вещества: 1) живое; 2) биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке); 3) косное (абиотическое, образованное вне жизни); 4) биокосное (возникшее на стыке живого и неживого, к биокосному , по Вернадскому, относится почва); 5) вещество в стадии радиоактивного распада; 6) рассеянные атомы; 7) вещество космического происхождения.
Слайд 10
Основные положения теории В.И.Вернадского о биосфере 1 . Солнце – источник энергии. Главнейшую роль в жизни на Земле играет непрерывно поступающий поток энергии. 2. Живое вещество играет основную роль в биохимическом круговороте веществ и энергии . З. Элементарной структурной единицей биосферы является биогеоценоз. 4. Необходимым условием существования биосферы является круговорот веществ. 5 . Живое вещество в биосфере распределено неравномерно. 6. Биосфера имеет границы. 7 . Под влиянием деятельности человека биосфера переходит в ноосферу – «сферу разума».
Слайд 11
Ноосфера Уже в начале XX в. В.И.Вернадский начал говорить о том, что воздействие человека на окружающую Природу растет столь быстро, что не за горами время, когда он превратится в основную геологообразующую силу. И как следствие он должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие Природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума – в ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты будет направляться силой Разума. «Биосфера XX столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества... Взрыв научного творчества <...> создает переход биосферы в ноосферу», – пишет Вернадский в 30-е гг. в книге «Научная мысль как планетарное явление».
Слайд 12
Основные предпосылки возникновения ноосферы: 1) расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами; 2) развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы; 3) открытие таких новых источников энергии как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой; 4) победа демократий и доступ к управлению широких народных масс; 5) все более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.
Слайд 13
Представления К. Э. Циолковского о сфере разума выгодно отличаются от представлений многих современных исследователей. Степень развития социального организма как целого он ставил в прямую зависимость от степени его разумности. Причем эта разумность, по его мнению, связана с этико-гуманистическими параметрами, имеется «нечто общее между всеми существами, достигшими совершенства: у них один ум, одно познание, одна цель — всеобщее и вечное счастье...» Всеобщее счастье и устранение всяких страданий — этот «категорический императив» космической этики К. Э. Циолковского — должен действовать во Вселенной. Цель совершенствования разума во Вселенной — бессмертие и счастье носителей этого разума. «Ноосфера Циолковского» отличается от «ноосферы Вернадского» не просто ярко выраженной космической направленностью, но и тем, что мыслится не только как космоноосфера , но и как астроноосфера . В. И. Вернадский говорил о человеке и человечестве как о мощной геологической силе эволюции. Идею социальной автотрофности высказал впервые В. И. Вернадский, полагая, что человечество создаст технологии, которые смогут его обеспечить всем необходимым без использования готовых органических веществ биосферы. Если верно, что ноосфера и автотрофный путь развития человечества не существуют друг без друга (так по крайней мере можно считать на основе трудов В. И. Вернадского), то все это реализуемо лишь на базе развития космоэкологической деятельности. А это означает, что развитая ноосфера и социальная автотрофность реализуется главным образом на космической стадии становления сферы разума. К.Э.Циолковский и В.И.Вернадский
Слайд 14
Идеи В.И.Вернадского и современный мир Формирование ноосферы – это дело будущего. С появлением человека на Земле начался процесс ноосферогенеза – превращения биосферы в ноосферу. Вернадский выделил следующие необходимые предпосылки для создания ноосферы: – человечество , заселив всю планету, станет единым целым (сегодня события, произошедшие в захолустном уголке любой точки любого континента или океана, отражаются и имеют следствия – большие и малые – в ряде других мест, всюду на поверхности Земли); – преобразование средств связи и обмена информацией (сегодня средств связи обеспечивают мгновенную ее передачу); – реальное равенство людей как необходимое условие ноосферы; – поднятие общего уровня жизни как условие реального равенства людей, а также возможность влияния народных масс на ход государственных и общественных дел; – развитие энергетики, открытие и использование новых видов энергии, необходимых для подъема уровня жизни; – исключение войн из жизни общества.
Слайд 15
Организация Объединенных Наций в 1972 г. созвала в Стокгольме Первую международную конференцию по окружающей среде и развитию, в которой участвовали делегации 106 стран. Конференция пришла к неутешительным выводам. Она констатировала не только истощение природных ресурсов (в отдельных странах – даже запасов питьевой воды), но и вредное воздействие загрязнения окружающей среды на состояние здоровья больших человеческих популяций - широкое распространение раковых, сердечно-сосудистых , легочных, желудочно-кишечных и аллергических заболеваний, не говоря уже о многочисленных случаях прямого отравления. Поэтому она обратилась к правительствам всех стран мира с призывом немедленно создать государственные органы охраны природы. Учение В.И.Вернадского о биосфере Земли и неизбежности ее эволюционного превращения в ноосферу приобрело исключительно важное значение. Стали активно издаваться и переиздаваться его работы, проводиться конференции, посвященные проблемам ноосферного развития. Идеи В.И.Вернадского и современный мир
Слайд 16
В 1992 г. ООН созвала в Рио-де-Жанейро Вторую международную конференцию по окружающей среде и развитию, в которой участвовали главы правительств или полномочные представители глав правительств 180 стран. Конференция приняла ряд основополагающих документов, которые, по мнению ее участников, должны обеспечить устойчивое развитие мирового сообщества. Главный из этих документов – «Программа действий. Повестка дня на XXI век». В нем сказано, что для перехода человечества на путь устойчивого развития необходимо его более тесное экономическое и политическое объединение при сохранении культурных традиций каждого народа, необходимо равенство людей всех рас и религий, увеличение роли народных масс в управлении государствами, прекращение войн и вооруженных конфликтов, расширение обитаемых территорий Земли и освоение космического пространства, открытие и использование новых мощных источников энергии. Все это считал необходимым для становления ноосферы В.И.Вернадский. Идеи В.И.Вернадского и современный мир
Слайд 17
Заключение 12 марта 2013 года исполнилось 150 лет со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского, ученого-энциклопедиста, русского космиста, мыслителя всемирно-исторического масштаба! Этот юбилей определяет 2013 год как Год Вернадского. Это не только дань уважения этому мыслителю, значению его творческого наследия для отечественной и мировой науки, но и признание значения его учения о биосфере и ноосфере для стратегии развития человечества в XXI веке, которая должна стать стратегией выхода его из Экологического Тупика Истории. И на этом пути перехода к управленческой парадигме Истории вечно будет сиять имя Владимира Ивановича Вернадского, плоть от плоти сына русского народа, русского и одновременно всемирного, всечеловеческого масштаба гения, – Ноосферного Гения!
Слайд 18
Основные труды В.И.Вернадского Книги В. И. Вернадского В. И. Вернадский, "Научная мысль как планетное явление» В. И. Вернадский, "Химическое строение Биосферы Земли и ее окружения» В.И.Вернадский, "Живое вещество» В.И.Вернадский, "Проблема Времени, Пространства и Симметрии. В.И.Вернадский, "Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии« Сборник трудов В. И. Вернадского "О Науке» Дневники В. И. Вернадского за период 31 декабря 1919 - 4 апреля 1920 Статьи В.И. Вернадского о ноосфере Наука как геологическая сила (1920). О логике естествознания (1936). Автотрофность человечества (М.: Педагогика-Пресс, 1993 г., 15 стр Несколько слов о ноосфере (1944). [10 стр.]
Слайд 19
Статьи по истории науки О научном мировоззрении (1902). Прогресс науки и народные массы (1903). Кристаллография в XVII столетии (1903). Академия наук в 1906 году (1907). Из истории идей (1912). [15 стр.] Академия наук в первое столетие своей истории (1916). Академия наук 1824-1889 годов (1917). О необходимости создания комиссии по истории науки, философии и техники (1921). Вопрос о естественных производительных силах в России с XVIII по XX в. (Фрагменты) (1922). Мысли о современном значении истории знаний (1926). О необходимости возобновления работ комиссии по истории наук (1926). Работы по истории знаний (1927). О задачах комиссии по истории знаний (1930). Из записки "О необходимости продолжения изучения истории науки и техники" (1938). Соображения об организации работы по истории техники и естествознания в системе Академии наук СССР (1939).
Слайд 20
Используемые источники http://archive.1september.ru/ http://moskprf.ru/index.php/nashi-deputaty-menyu/deputaty-munitsipalnykh-sobranij/tsao-menyu/85-nashi-publikatsii/stati/691-noosfernyj-format-k-150-letiyu-v-i-vernadskogo http://readings.gmik.ru/lecture/2012-KE-TSIOLKOVSKIY-I-VI-VERNADSKIY-DVE-MECHTI-O-BUDUSCHEM http://www.marsiada.ru/359/407/411/4518 http://moskprf.ru/index.php/nashi-deputaty-menyu/deputaty-munitsipalnykh-sobranij/tsao-menyu/85-nashi-publikatsii/stati/691-noosfernyj-format-k-150-letiyu-v-i-vernadskogo http://www.pobeda.ru/mbnff/biblio/knigi/antrukos/vern1.html http://www.vernadsky.ru/vernadsky/biography/ http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=560&op=bio http://www.socionauki.ru/journal/articles/129838/ Вернадский В.И. Автотрофность человечества Русский космизм. - М., 1993. - С.288-303. Вернадский В.И. Биосфера / Вернадский В.И. - М., 1967. - 376 с. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Вернадский В.И. - М.: Наука, 1989. - 262 с Вернадский В.И. Живое вещество. М., «Наука», 1978.
Слайд 21
Спасибо за внимание!
Работа ученика 10А класса ГБОУ СОШ № 1688 Фёдорова Романа
Актуальность идей В.И.Вернадского
в современном мире
Руководитель: учитель биологии и экологии Евдокимова А.П.
Москва, 2013
Цели и задачи данной работы
Цель: создать продукт для популяризации знаний о великом русском ученом – Владимире Ивановиче Вернадском.
Задачи:
План работы
Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945)
«Моя цель – познание всего, что возможно человеку в настоящее время сообразно силам и времени. Я хочу, однако, увеличить, хоть отчасти, запас сведений, улучшающих хоть немного состояние человека». В.Вернадский
Российский естествоиспытатель, мыслитель, специалист в области наук о Земле, основатель ряда новых наук и научных направлений, общественный и политический деятель, историк, публицист.
В студенческие годы Вернадский приступил к изучению фундаментальных проблем биологии. У молодого мыслителя складывались представления о взаимоотношении живых существ с окружающей средой с учетом их активного воздействия на процессы почвообразования. В дальнейшем идея активного воздействия живых существ на геологические процессы получила у него наибольшее развитие. Уже в эти годы он стремится вскрыть такие связи между изучаемыми объектами, которые ранее либо вовсе не изучались, либо обнаруживались нечетко и непоследовательно.
В 1884 г. Вернадский излагает цельные и глубокие основные идеи генетической минералогии, разработанные молодым ученым на основе анализа большого количества данных описательной минералогии, собственных экспериментов и поисков.
Годы 1885—1906, возможно, самые интересные в жизни Вернадского. В это время он сформировался как зрелый ученый, труды которого получили признание специалистов. Но в эти же годы, среди занятий минералогией, почвоведением и кристаллографией, идя славным путем преуспевающего ученого, Вернадский вынашивает замыслы не просто передовые, но и необычные, в нем зреют идеи не просто развивающие уже известное знание, а выводящие науку на принципиально новую ступень познания природы. Он готовится к исследованиям в области геохимии, которая и приведет его к учению о живом веществе.
Б. Л. Личков так пишет о московском периоде работы Вернадского: «Время деятельности В. И. Вернадского с 1890 по 1911 г. в Москве, это — один из замечательных периодов его жизни, полный глубокого творческого содержания и напряженной работы... В эти годы он создал минералогические музеи университета и Высших инженерных курсов. Кроме того, им был создан Научно-исследовательский минералогический институт. В эти же годы возникли и оформились его оригинальные представления в области учения о минеральных химических соединениях, создалась основа его минералогической системы и взглядов на генезис минералов... Он начинает заниматься проблемами, связанными не с химией соединений, а с химией элементов, в результате чего зародились первые начатки геохимии».
В 1906 г. Вернадский был избран адъюнктом по минералогии Академии наук. Так научное сообщество оценило вклад Вернадского в развитие естественных наук.
В 1907—1910 гг. вышли первые публикации Вернадского по живому веществу. Размышления над биологическими вопросами и их связь с идеями генетической минералогии и геохимии приводят ученого к развернутой постановке проблем биогеохимии и учения о живом веществе.
«Главную часть мечтаний составляло, однако, мое построение моей жизни как научного работника, проведение в человечество новых идей и научной работы в связи с учением о живом веществе...
Основной целью моей жизни рисовалась мне организация нового огромного института для изучения живого вещества и проведение его в жизнь, управление им.
Этот институт, международный по своему характеру, по темам и по составу работников, должен был являться типом тех новых могучих учреждений для научной работы, которые в будущем должны совершенно изменить весь строй человеческой жизни, структуру человеческого общества». Так писал Вернадский в своем дневнике после тяжелой болезни (тифа) и трехнедельного беспамятства.
В мае 1922 г. Вернадский приехал в Париж по приглашению Сор-боны прочитать курс лекций по геохимии. Здесь он продолжает работу по важным направлениям науки о живом веществе: диалектика взаимосвязи живого вещества с литосферой, гидросферой и атмосферой: активная средообразующая деятельность живых организмов, выступающих в качестве мощных геологических агентов; значение живого вещества в круговороте отдельных элементов; наличие в живых организмах ряда редких рассеянных элементов, выполняющих важные биохимические функции. – к этому времени интерес к естествознанию в мире велик. Вернадский много работает в местных библиотеках, читает европейских авторов в оригинале (к зрелым годам он мог читать более чем на 20 языках).
Идея всепроникающей эволюции развивается в уме ученого и в 1926 году на родину, он публикует свою знаменитую монографию "Биосфера". Сейчас это может показаться странным, но до того времени о биосфере писалось очень мало, и то лишь в специальных изданиях. Не существовало учения о биосфере. Вернадский стал его основоположником
Он выделил как особую оболочку биосферу - совокупность организмов, живого вещества. Биосфера располагается на литосфере, в гидросфере и проникает на некоторую глубину в литосферу и на некоторую высоту в атмосферу. Он создал новую науку - биогеохимию.
Он установил, что свободный кислород атмосферы - продукт жизнедеятельности растений, что энергия солнечных лучей, преобразуемая земными растениями, играет большую роль в геологических и геохимических процессах в земной коре; показал значение живых организмов в перемещении, концентрации и рассеивании химических элементов.
Развивая идеи об эволюции биосферы, появлении на Земле человечества, русский ученый делает шаг к новому обобщению — к идее перехода биосферы в ноосферу. При этом Вернадский опирается на данные многих естественных наук, как минералогия, геология, космохимия, биогеохимия и др. Им подчеркнуты неизбежность этого процесса как особого естественно-природного явления, которое коренным образом меняет строение биосферы нашей планеты. Вернадский отмечает: «Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего появления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Научная мысль есть часть структуры — организованности — биосферы и ее в ней проявления, ее создание в эволюционном процессе жизни является величайшей важности событием в истории биосферы, в истории планеты».
На своих лекция В.И.Вернадский говорил: «В нашу геологическую эпоху — психозойную эру, эру Разума — появляется новый геохимический фактор капитальной важности. В течение последних тысяч лет геохимическое воздействие человечества, захватившего посредством земледелия живое вещество, стало необыкновенно интенсивным и разнообразным. Мы видим удивительную быстроту роста геохимической работы человечества. Мы видим все более яркое влияние сознания и коллективного разума человека на геохимические процессы. Раньше организмы влияли на историю только тех атомов, которые были нужны для их роста, размножения, питания, дыхания. Человек расширил этот круг, влияя на элементы, нужные для техники и для создания цивилизованных форм жизни. Человек действует здесь не как Homo Sapiens (человек разумный), а как Homo Faber (человек творящий)…»
В июле 1941 г. Вернадский с группой ученых приехал в Боровое. Находясь в эвакуации, ученый внимательно следил за событиями на фронте, предвидел скорую победу, стремился применить свои знания для укрепления обороноспособности страны.
Начиная с 1942 г. Вернадский часто думает над послевоенным устройством народного хозяйства страны. Все чаще в его записях встречается слово «реконструкция». По его мнению, реконструкция страны должны носить многоплановый характер, распространяться на все наиболее существенные стороны материальной и духовной культуры народа. Научный прогресс — основное звено послевоенной реконструкции страны. Он пишет о перестройке научно-исследовательской работы, об организации новых институтов, усилении экспериментальной базы науки.
В 1944 г. Вернадский отмечает в своем дневнике: «Сейчас к окончанию войны моральное значение в мировой среде русских ученых должно сильно подняться, так как их роль в достижениях войны огромна, и мы должны считаться с огромным ростом науки в ближайшем будущем. Мировое значение русской науки и русского языка в мировой науке будет очень велико, раньше — небывалое».
В конце декабря 1944 г. здоровье Владимира Ивановича резко ухудшилось. Сказались физическое перенапряжение, переживания, простуда, болезни... 6 января 1945 г. после кровоизлияния в мозг скончался Владимир Иванович Вернадский. 9 января в конференц-зале Академии наук СССР состоялась гражданская панихида. Вернадский был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Основные направления научной деятельности В.И.Вернадского
«Ученые те же фантазеры и художники, они не вольны над своими идеями, они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечет их чувство. В них идеи сменяются, пояляются самые невозможные, часто сумасбродные, они рорятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей они живут и для таких идей они работают»
В.И.Вернадский
Минералогия, кристаллография, геология, геохимия, история и организация науки, философия, общественная деятельность.
Выдающийся естествоиспытатель не разделял точку зрения, что минералы есть нечто неизменное, часть установившейся "системы природы". Он считал, что в природе идет постепенное взаимное превращение минералов. Вернадский создал новую науку - геохимию.
Владимир Иванович первым отметил огромную роль живого вещества - всех растительных и животных организмов и микроорганизмов на Земле - в истории перемещения, концентрации и рассеяния химических элементов.
Изучая роль живых организмов в жизни нашей планеты, Вернадский пришел к выводу, что весь атмосферный кислород - это продукт жизнедеятельности зеленых растений.
Владимир Иванович создал учение о биосфере - области активной жизни, охватывающей нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы, в которой деятельность живых организмов (в том числе и человека) является фактором планетарного масштаба. Сам Вернадский считал, что виной всему философские установки, выработанные европейской культурой, в Индии же, говорил он, его идеи расценили бы как само собой разумеющиеся.
Большой вклад внес Вернадский и в такую область, как история науки.
Творчество Вернадского обширно и на сегодняшний день раскрыто далеко не полностью. Оно ждет своего исследователя, а вернее исследователей, потому что в наше время узкой специализации вряд ли кто отважится охватить во всей широте наследие ученого. Хотя с другой стороны, только взятое в целом оно может раскрыть особенности этого человека как ученого, логику его творчества, его идеи.
Значительное количество работ В. И. Вернадского посвящено вопросам философии, изучению истории и развития науки, как особой сферы деятельности человека. В 1902 он писал: “Я смотрю на развитие философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное плодотворное значение. Мне кажется, что это стороны одного и того же процесса - стороны совершенно неизбежные и неотделимые. Они отделяются только в нашем уме. Если бы одна из них заглохла, то прекратился бы живой рост другой... Философия заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области развития науки... В истории науки можно ясно и точно проследить такое значение философии, как корней и жизненной атмосферы научного изыскания”
Для Вернадского, как для настоящего исследователя, было чрезвычайно важным рассмотреть предмет изучения с разных сторон. “Меня интересует не одна практическая сторона, хотя важно связное изложение самого хода развития науки, согласно новейшим данным. Меня завлекает мысль о возможности обобщений в этой области и возможности … историческим путем глубже проникнуть в понимание основ нашего мировоззрения, чем это достигается путем ли философского анализа или другими отвлеченными способами” .
Оригинальность и новизна идей Вернадского тем более ценны, если вспомнить, что в его время теоретически проблемы истории развития науки ни кем серьезно не ставились. Позже были опубликованы работы П. Таннери посвященные всеобщей истории развития естествознания, Дж. Сартона, А. Койре. Впрочем, и до Вернадского, позитивисты, в частности Конт, касались проблем исторического подхода к развитию науки, но их рассуждения носили общий характер.
Постоянно, работой посвященной истории науки Вернадский занимался с начала 90-х г. прошлого века и до конца своей жизни. Среди его основных работ по этой теме можно выделить крупные монографии: “Очерки по истории современного научного мировоззрения” , “Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетия” , “Академия наук в первое столетие своей истории” . Публикации: “Прогресс науки и народные массы” (1903) , “Очерки по истории кристаллографии” (в кн. “Основы кристаллографии” 1903) , “Кант и естествознание” (1904) , “Из истории идей” (1912) , “Мысли о современном значении истории знаний” (1927) , “Работы по истории знаний” (1927) . Одна из самых знаменитых работ “Научная мысль как планетное явление” (1938) была основана на результатах изучения роли науки в обществе и содержала большой фактический материал.
История науки рассматривалась Вернадским, как неотъемлемая часть социальной теории. Основы и движущие силы научного познания заключены в практической деятельности человечества; научное мировоззрение складывается и трансформируется вместе с изменениями в жизни общества; развитие науки тесным образом связано с развитием философии и другими формами духовной культуры.
Вернадский указывал на роль одаренных личностей в истории науки и говорит о том, что прогресс науки осуществляется через их деятельность, они могут служить как бы его ступенями, вехами. “…Очень возможно, что для выявления самих периодов научного творчества необходимо совпадение обоих явлений и нарождение богато одаренных людей их сосредоточение в близких поколениях и благоприятных их проявлению социально-политических и бытовых условий. Однако основным является нарождение талантливых людей и поколений”
Ценность истории науки и ее значимость неоднократно подчеркивалась автором. “История науки является одной из форм выяснения научной истины. В особенности ее значение и роль возрастают в период крутой ломки научных представлений, или научных революций” (3, стр. 250) . “При крутом переломе понятий и понимании происходящего, при массовом создании первых представлений и исканий неизбежно возникает желание связать их с прошлым. Часто историческое понимание является единственной возможностью их быстрого проникновения в научную мысль и единственной формой критической оценки позволяющей отделить ценное и постоянное в огромном материале этого рода, воссоздаваемой человеческой мыслью. Ведь значительная часть этого материала имеет переходящее значение и быстро исчезает, и чем быстрее это можно понять, тем быстрее будет движение нашей мысли, рост нового научного миропонимания (4, стр. 241) . Действительно, глубокий исторический анализ может помочь выяснению того, насколько современные представления согласуются с накопленным историческим опытом, знаниями уже проверенными и подтвержденными, что тем самым способствует ускорению “восприятия нового” .
Вернадский проанализировал истоки становления нового мировоззрения: развитие нового типа науки, становление книгопечатания в Европе, великие географические открытия. Его фундаментальный вывод имеет принципиальное значение для всех последующих историко-научных исследований. По его мнению, общество пересоздавалось бессознательным образом раньше, чем создавалось научное движение.
В своих многочисленных работах Вернадский четко показал важность необходимость и полезность исторического подхода к изучению науки. История науки, для него, по существу и есть наука. Вернадский возвел ее в ранг науки.
Он сумел собрать огромный фактический материал по этому вопросу, определить цели и задачи истории науки. Проводя сравнительный анализ фактологического материала, Вернадский выявил факторы (положительные или отрицательные) , влияющие на развитие науки во времени и пространстве, определил роль общества и социальных условий в этом процессе. Как истинный ученый не останавливаясь на сборе фактов и свидетельств, им был изучен эволюционный ход развития науки. Вернадский сформулировал методологические основы в изучении истории науки.
В своих произведениях, автор постоянно говорил о том, что на фоне прошлого современные воззрения выглядят объемно, живо, в развитии. Появляется возможность для верной оценки новых достижений и обоснованной критики. “история науки является орудием достижения нового. Идеи прошлого часто становятся генераторами идей будущего” . По мнению Вернадского, история науки должна помочь верно понимать настоящее, вести научное исследование и заглядывать в будущее. Это ли не отдаленная цель многих ученых.
Геохимия и кристаллография
«Минералы суть памятники реакций, происходивших на Земном шаре, по ним можно восстановить несколько тот химический процесс, какой происходил и происходит на Земле… Историю планеты можно рассматривать как историю интенсивного изменения материи в одном месте мирового пространства, и этот ход, без сомнения, совершается с большой правильностью…» В.И.Вернадский
В.И.Вернадский внес существенный вклад в минералогию и кристаллографию. В 1888-1897 гг. он разработал концепцию структуры силикатов, выдвинул теорию каолинового ядра, уточнил классификацию кремнеземистых соединений и изучил скольжение кристаллического вещества, прежде всего явление сдвига в кристаллах каменной соли и кальцита.
В. И. Вернадский определял минералогию как историю минералов земной коры и как химию земных процессов. Он придавал важнейшее значение исследованию процессов образования минералов и их закономерных ассоциаций (парагенезисов), изучению зависимости этих процессов от геологической обстановки.
В 1890-1911 гг. разработал генетическую минералогию, установил связь между формой кристаллизации минерала, его химическим составом, генезисом и условиями образования.
В эти же годы Вернадский сформулировал основные идеи и проблемы геохимии, в рамках которой им были проведены первые систематические исследования закономерностей строения и состава атмосферы, гидросферы, литосферы. Большое внимание В. И. Вернадский уделяет вопросам химической конституции минералов, видя в ней основу естественной классификации природных соединений. Для важнейшего в земной коре класса соединений — силикатов — В.И. Вернадский создал общую теорию химического строения, убедительно доказав одинаковую химическую роль кремния и алюминия в этой категории минералов. Эта теория, появившаяся в результате обобщения огромного фактического материала, была в свое время триумфом научной мысли, победившей ложные представления о том, что все силикаты якобы являются солями разных кремниевых кислот. Еще одним вкладом в минералогию явилось дальнейшее развитие представлений об изоморфизме — вывод схем вхождения химических примесей в минералы в разных геологических условиях.
С 1907 г. Вернадский положил начало радиогеологии, развивая мысль o радиоактивном распаде как эталоне времени и энергетическом факторе Земли, ведет геологические исследования радиоактивных элементов. Предвидя большое будущее радия и урана, Вернадский В. И. первым в России проводил c 1910 г. поиски их месторождений.
Учение о биосфере и ноосфере
Факты о биосфере накапливались постепенно в связи с развитием преимущественно биологических наук: ботаники, географии, почвоведения. В дальнейшем углубленное представление о закономерных связях животными, растениями и минералами было развито В.В. Докучаевым. В 1899 году он писал: "Изучались главным образом отдельные тела, минералы, горные породы, растения и животные, и явления, отдельные стихии - огонь (вулканизм), вода, земля, воздух, в чем, повторяем, наука и достигла удивительных результатов, но не их соотношения... А между тем именно эти соотношения, эти закономерные воздействия и составляют сущность познания естества, лучшую и высшую прелесть естествознания".
Так что-же такое биосфера? Каковы ее особенности и закономерности существования? Глубоко актуальны обобщения Вернадского о биосфере - области существования жизни, живых организмов на Земле как единого образования. Иногда в его работах встречаются разночтения и противоречия, но в целом они образуют грандиозную упорядоченную структуру, своеобразное единство - учение о биосфере. Первыми услышали начала учения о биосфере студенты Сорбонны, которым Вернадский читал лекции по геохимии в 1924-32 годах.
Идеи Вернадского о живом веществе и биосфере быстро нашли отклик, но лишь в узком кругу специалистов. Общественный резонанс опоздал на полвека - случай, не характерный для нашего научно-технического века. "Среди огромной геологической литературы отсутствует связанный очерк биосферы, рассматриваемой как единое целое, как закономерное проявление механизма планеты, ее верхней области - земной коры". (В.И. Вернадский)
В 1923 году Вернадский в своих лекциях по геохимии, прочитанных в Париже, впервые указал на явление дисимметрии нашей планеты на примере "подвижной части земной коры" - астеносферы в районе Тихого океана: "Существование дисимметрии (не сплошных оболочек) указывает, что их происхождение тесно связано с геологическими явлениями в истории нашей планеты, имеющих планетарный характер. Оно отражается коренным образом на всех явлениях, имеющих место на Земле, и на всех исканиях, с Землей связанных" (В.И. Вернадский). Вернадский впервые получил количественный показатель, подтверждающий дисимметрию планеты и указал на возможность нахождения "дисимметричных явлений" даже в Космосе.
Он так же отмечал, что особую роль в биосфере играют биологические круговороты, где важнейшим процессом является фотосинтез, осуществляемый растительностью планеты, которая оказывает влияние на все компоненты природного комплекса биосферы - атмосферу, гидросферу, почву, животный мир. Велика роль растений в жизни человеческого общества. Они создают необходимую среду существования и снабжают ее различными веществами. Перенос вещества и энергии осуществляется затем посредством пищевых цепей.
К своеобразной разновидности круговоротов в биосфере относятся ее ритмические изменения. Ритмикой называется повторяемость во времени комплекса процессов, которые каждый раз развиваются в одном направлении. При этом различают две ее формы: периодическую - это ритмы одинаковой длительности (время оборота Земли вокруг оси) и циклическую - ритмы переменной длительности. Периодичность в биосфере проявляется во многих процессах: тектонических, осадконакоплении, климатических, биологических и многих других. Ритмы бывают разной продолжительности: геологические, вековые, внутривековые, годовые, суточные и т.д.
Ритмичность - это форма своеобразной пульсации биосферы как целостной системы, причем ритмы как и круговороты веществ, замкнуты в себе. Знание и учет ритмических явлений необходимы при рациональном природопользовании и охране естественных ресурсов нашей планеты.
Развивая учение о биосфере, Вернадский пришел к следующим выводам: "Биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится к максимальному своему проявлению". Вовлекая неорганическое вещество в "вихрь жизни", в биологический круговорот, жизнь способна со временем проникать в ранее недоступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую активность.
Вернадский рассматривал биосферу как область жизни, основа которой - взаимодействие живого и костного вещества. Он писал: "Живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являются огромной геологической силой, ее определяющей".
Взаимодействие живого и костного вещества характеризуется прежде всего тем, что часть энергии костного вещества усваивается, ассимилируется живым веществом. Эта новая геологическая сила изменяет организацию поверхности Земли. Количество накопленной потенциальной энергии увеличивается. Живое вещество становится, таким образом, регулятором действительной энергии биосферы.
В биосфере виды и роды растительных и животных организмов взаимосвязаны, продолжительность средней жизни есть производное отбора, которое оптимально гарантирует выживание и компенсирует потомство. Величина необходимой поглощаемой энергии у автотрофных и гетеротрофных организмов лимитируется этой основной закономерностью эволюционного процесса. "...В земной коре в результате жизни и всех ее проявлений происходит увеличение действительной энергии" (В.И. Вернадский).
"...Это увеличение активной энергии сказывается хотя бы в увеличении сознательности и в росте влияния в биосфере в геохимических процессах единого комплекса жизни. Оно создание, медленно шедшее в геологическом времени, такой геологической силы, какой является характерное для нашей психозойской эры цивилизованное человечество, ясно это показывает" (В.И. Вернадский).
"...Организмы представляют живое вещество, т.е. совокупность всех живых организмов, в данный момент существующих, численно выраженное в элементарном химическом составе, в весе, в энергии. Оно связано с окружающей средой биогенным током атомов: своим дыханием, питанием и размножением" (В.И. Вернадский). Самая существенная особенность биосферы - это биогенная миграция атомов химических элементов вызываемых лучистой энергией Солнца и проявляющихся в процессе обмена веществ, росте и размножении организмов. Эта биогенная миграция атомов подчиняется двум биогеохимическим процессам:
"Эволюция видов, приводящая к созданию форм, устойчивых в биосфере, должна идти в направлении, увеличивающем проявление биогенной миграции атомов в биосфере" (В.И. Вернадский). Это биохимический принцип Вернадского утверждает высокую приспосабливаемость живого вещества, пластичность, изменчивость во времени.
В своих работах Вернадский не ограничился общим описанием биосферы и выяснением ее общих закономерностей. Проведя детальные исследования и выразив в формулах и цифрах активность живого существа, а так же проследив судьбу некоторых химических элементов в биосфере, например, общая масса живого вещества на Земле была подсчитана им в 1927 году, он представил приближенную величину порядка 10г., или же 10т. Вернадский писал: "Живое вещество по весу составляет ничтожную часть планеты. По-видимому, это наблюдается в течение всего геологического времени, т. е. геологически вечно.
Оно сосредоточено в тонкой, более или менее сплошной пленке на поверхности суши в тропосфере - в полях и лесах - и проникает весь океан. Количество его исчисляется долями, не превышающими десятых долей процента биосферы по весу, порядка близкого к 0,25%. На суше оно идет в больших скоплениях на глубину в среднем, вероятно, меньше 3 км. Вне биосферы ее нет". Однако эта величина оказалась завышенной. С тех пор разные исследователи производили свои оценки биомассы на Земле, которые приводили к разным величинам.
Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о биосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы.
Согласно современным представлениям, биосфера - это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.
Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхние горизонты литосферы. Продукты жизнедеятельности живых существ относятся к весьма подвижным веществам, которые перемещаются в пространстве далеко за пределы обитания организмов. Поэтому естественно, что распределение живых организмов более ограничено в пространстве, чем вся биосфера в целом.
Возникновение жизни и биосферы представляют собой проблему современного естествознания. Постепенное развитие живого вещества в пределах биосферы, к переходу ее в ноосферу ( от греческого "ноос" -разум). Под ноосферой понимают сферу взаимодействия природы и общества.
Ноосфера ("ноос" - по-гречески означает разум, дух.) - новое эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.
Иногда можно услышать мнение, будто бы введенное Вернадским понятие ноосферы не содержит в себе чего-либо нового и исчерпывается учением о географической среде обитания человечества. Однако вряд ли справедливо подобное отождествление. Категории "географическая среда" и "ноосфера" относятся не к совпадающим вещам, не перекрываются по смыслу. Географическая среда - та оболочка Земли, которая воздействует на условия жизни, производства, культуры, быта людей. Ноосфера - оболочка Земли на которую воздействуют производство, культура, быт людей; сюда относятся и бывшие погребенные слои Земли, изменившиеся под влиянием прошлых антропогенных воздействий, не включенные в нынешнюю географическую среду. Ноосфера отражает планетарное воздействие общественного производства на верхние оболочки Земли; не все эти изменения входят непосредственно в географическую среду. Разрушение озонового слоя органическими растворителями и хладагентами уже идет, по элементом географической среды еще не стало, поскольку пока не влияет на производство, культуру, формы общения людей. Это - факт ноосферы, а не географической среды.
Ноосфера, по Вернадскому, требует качественно иного подхода: глобального управления планетарными процессами по единой разумной воле. Этот путь ведет к идеям социалистического планового общества без частной собственности, без войн.
Вот что он написал, обосновывая зарождение и появление понятия ноосферы: "Впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободного мыслящего человечества как единого целого.
Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть "ноосфера".
В.И.Вернадский и К.Э.Циолковский
Представления К. Э. Циолковского о сфере разума выгодно отличаются от представлений многих современных исследователей. Степень развития социального организма как целого он ставил в прямую зависимость от степени его разумности. Причем эта разумность, по его мнению, связана с этико-гуманистическими параметрами, имеется «нечто общее между всеми существами, достигшими совершенства: у них один ум, одно познание, одна цель — всеобщее и вечное счастье...» Видимо, это не следует понимать как отрицание многообразия форм жизни и плюрализма проявлений разума, а как намек на возможность у них общих черт интеллекта, законов познания, целей деятельности и т. д.
Всеобщее счастье и устранение всяких страданий — этот «категорический императив» космической этики К. Э. Циолковского — должен действовать во Вселенной. Цель совершенствования разума во Вселенной — бессмертие и счастье носителей этого разума. «Ноосфера Циолковского» отличается от «ноосферы Вернадского» не просто ярко выраженной космической направленностью, но и тем, что мыслится не только как космоноосфера, но и как астроноосфера.
Если космоноосфера — это развивающаяся в космосе сфера земного по своему происхождению разума, то астроноосфера — это уже объединение космоноосфер различного происхождения. А по Циолковскому, объединение должно быть, «ибо этого требуют выгоды существ, если они зрелы, то разумны, а если разумны, то не станут сами себе делать зла». Таким образом, по Циолковскому, степень гуманистичности разума неразрывно связана с объединением, что дает синергетический эффект, ведущий к цели существования и развития разумных существ — всеобщему благу и счастью.
Объединения разумных существ во Вселенной оказываются космической силой эволюции материи.
Если В. И. Вернадский говорил о человеке и человечестве как о мощной геологической силе эволюции, то калужский ученый шел дальше и видел его космической силой. Он писал о том, что мысль может оказаться фактором эволюции космоса и объединенные в союзы разумные существа окажутся в состоянии влиять на развитие и устройство Вселенной. Причем это влияние должно полнее удовлетворять разумные потребности развития человека и человечества. Если среди атрибутов счастья Циолковский на приоритетное место выдвигает достижение бессмертия, то это он связывал с идеей автотрофности, причем опять-таки как социальной, так и индивидуальной.
Идею социальной автотрофности высказал впервые В. И. Вернадский, полагая, что человечество создаст технологии, которые смогут его обеспечить всем необходимым без использования готовых органических веществ биосферы. Однако В. И. Вернадский даже не предполагал, что его идея в принципе неосуществима на планете в широких масштабах. Это связано с тем, что использование косного вещества биосферы также подрывает основы существования жизни на планете, не способствует сохранению биосферы. Вот почему социальная автотрофность должна мыслиться не просто как независимость от живого вещества, а от биосферы Земли.
Уже в начале XX в. В.И.Вернадский начал говорить о том, что воздействие человека на окружающую Природу растет столь быстро, что не за горами время, когда он превратится в основную геологообразующую силу. И как следствие он должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие Природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными. Биосфера перейдет однажды в сферу разума – в ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие планеты будет направляться силой Разума. «Биосфера XX столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества... Взрыв научного творчества <...> создает переход биосферы в ноосферу», – пишет Вернадский в 30-е гг. в книге «Научная мысль как планетарное явление».
Изучая биосферу, механизмы ее эволюции, Вернадский в той же книге делает следующие обобщения:
«1. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как и всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени.
2. Человек во всех его проявлениях составляет определенную часть строения биосферы.
3. “Взрыв” научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении. Он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедлиться в своем темпе. Ноосфера – биосфера, переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшим сотнями миллионов, может быть, миллиарды лет процессом, создавшим Homo sapiens faber, не есть кратковременное и преходящее геологическое явление. Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет так или иначе, рано или поздно, в ноосферу.
Цивилизация “культурного человечества”, поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, не может прерваться и уничтожиться, так как это большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было».
«В нашу геологическую эпоху — психозойную эру, эру Разума — появляется новый геохимический фактор капитальной важности. В течение последних тысяч лет геохимическое воздействие человечества, захватившего посредством земледелия живое вещество, стало необыкновенно интенсивным и разнообразным. Мы видим удивительную быстроту роста геохимической работы человечества. Мы видим все более яркое влияние сознания и коллективного разума человека на геохимические процессы. Раньше организмы влияли на историю только тех атомов, которые были нужны для их роста, размножения, питания, дыхания. Человек расширил этот круг, влияя на элементы, нужные для техники и для создания цивилизованных форм жизни. Человек действует здесь не как Homo Sapiens (человек разумный), а как Homo Faber (человек творящий)…»
Вот что пишет Вернадский в своей статье «Автотрофность человечества»:
«Человек, несомненно, проявляется в биосфере своим питанием и своим размножением так же, как и все другие организмы. Но масса всего человечества ничтожна по сравнению с массой живого вещества, и прямые проявления в живой природе его цитания и его размножения сравнительно почти равны нулю. Австрийский экономист Л. Брентано [ 11 ] дал очень ясное представление о масштабе человечества в биосфере. Если бы каждому человеку уделили 1 м2 и собрали бы всех существующих на земной поверхности людей вместе, пространство, которое они заняли бы, не превысило бы площади небольшого Констанцкого озера в Швейцарии. Совершенно очевидно, что проявление такой живой массы в масштабе геологических явлений ничтожно.
Разум всё изменяет. Руководясь им, человек употребляет все вещество, окружающее его, - косное и живое - не только на построение своего тела, но также и на нужды своей общественной жизни. И это использование является уже большой геологической силой. Разум вводит этим путем в механизм земной коры новые мощные процессы, аналогичных которым не было до появления человека.
Человек - это Homo sapiens faber [ 12 ] А. Бергеона, Он меняет внешний вид, химический и минералогический состав окружающей среды, своего местообитания. Местообитанием его является вся земная поверхность. Его деятельность с каждым веком становится более мощной и более организованной. Натуралист не может видеть в ней ничего другого, как естественный процесс того же порядка, как все другие геологические явления. Возможно, что этот процесс неизменно регулируется принципом инерции; он будет идти до конца, если не встретит противной ему внешней силы, которая его уничтожит или будет держать в потенциальном состоянии.
…человек уничтожил "девственную" природу. Он внес в нее массу неизвестных, новых химических соединений и новых форм жизни - культурных пород животных и растений.
Он изменил течение всех геохимических реакций. Лик планеты стал новым и пришел в состояние непрерывных потрясений. Но человеку не удалось до сих пор достигнуть в этой новой среде необходимой обеспеченности своей жизни.
В современной социальной организации существование даже большинства является необеспеченным. Распределение богатств не дает главной массе человечества условий жизни, отвечающих идеалам нравственным и религиозным. Новые тревожные факты, затрагивающие основы его существования, появляются в последнее время.
Запасы исходных для его существования сырых материалов, видимо, уменьшаются с ходом времени. Если их потребление будет увеличиваться с той же быстротой, как раньше, положение станет серьезным. Через два поколения можно ждать железного голода; нефть начнет исчезать еще раньше, вопрос о каменном угле может через несколько поколений сделаться трагическим. То же самое ожидает большинство других первичных основ цивилизации, материальной культуры. Каменноугольный голод кажется особенно тревожным, так как именно уголь дает человеку энергию, необходимую для его общественной жизни в теперешней ее форме. Это Явление неизбежно, ибо человек быстро истребляет в виде угля запасы исходного для культуры сырья, образовавшиеся в течение мириада веков. Для сколько-нибудь заметного нового их накопления потребовалось бы такое же огромное время. Эти запасы неизбежно ограниченны. Если бы даже нашлись неизвестные новые их источники или если б стали обрабатывать менее богатые или более глубоко лежащие их концентрации, этим лишь отодвинули бы на время наступление критического момента, но тревожная проблема осталась бы нерешенной.
Для решения социального вопроса необходимо подойти к основам человеческого могущества - необходимо изменить форму питания и источники энергии, используемые человеком.
Выхода из положения можно ожидать, наряду с разрешением социальных проблем, которые поставлены социализмом, в изменении формы питания и источников энергии, доступной человеку.
На эти два пути устремляется мало-помалу мысль ученых. Они теперь стоят на прочной почве. Не только возможность разрешить эти две проблемы не подлежит сомнению, но, больше того, ясно, что они неизбежно, как природный процесс, будут разрешены в очень короткое время даже по сравнению с продолжительностью жизни человечества.
Разрешение этих проблем рисуется как результат успехов физико-химических наук. Уже с давних пор наука в своем искании истины стремится найти новые формы энергии в мире и создать великие химические синтезы органического вещества. Средства, которыми она располагает для своей работы, очень недостаточны, но они единственные, доступные ей в современном человеческом обществе, где положение ее пока находится в противоречии с ее действительной ролью как производителя богатства и человеческого могущества.
Можно ускорить это научное движение, создавая новые методы исследования, но остановить его невозможно. Ибо нет силы на Земле, которая могла бы удержать человеческий разум в его устремлении, раз он постиг, как в данном случае, значение истин, перед ним раскрывающихся.
Непосредственный синтез пищи, без посредничества организованных существ, как только он будет открыт, коренным образом изменит будущее человека.
Разрешение этой задачи тревожило воображение ученых со времени великих успехов, достигнутых органической химией; в сущности, это невысказываемая, но неотступная мечта работников лабораторий. Ее никогда не теряют из вида. Если великие химики лишь изредка высказывают ее, то только потому, что они знают, что эта задача не может быть разрешена, пока не будет сделана длинная подготовительная работа. Эта работа совершается систематически. Она не может не быть уделом долгих поколений только потому, что в современном мировом социальном строе средства научной работы ничтожны.
Что означал бы подобный синтез пищи в жизни людей и в жизни биосферы?
Его создание освободило бы человека от его зависимости от другого живого вещества. Из существа социально гетеротрофного он сделался бы существом социально автотрофным.
Последствия такого явления в механизме биосферы были бы огромны. Это означало бы, что единое целое - жизнь - вновь разделилось бы, появилось бы третье, независимое ее ответвление. В силу этого факта на земной коре появилось бы в первый раз в геологической истории земного шара автотрофное животное - автотрофное позвоночное.
Нам сейчас трудно, быть может невозможно, представить себе все геологические последствия этого события; но очевидно, что это было бы увенчанием долгой палеонтологической эволюции, явилось бы не действием евободной воли человека, а проявлением естественного процесса.
Человеческий разум этим путем не только создал бы новое большое социальное достижение, но ввел бы в механизм биосферы новое большое геологическое явление.
Идеи Вернадского и современный мир
«Люди бывают очень плохие, плохие, средние, хорошие, очень хорошие, и есть некоторое количество замечательных людей. Среди замечательных попадаются весьма замечательные люди, и, наконец, среди весьма замечательных людей попадаются – очень редко – совершенно замечательные люди. Вот Вернадский, несомненно, был совершенно замечательным человеком» Н.В.Тимофеев-Ресовский
Вступив в новое тысячелетие, человечество обнаружило себя в ситуации, подобной которой не было еще никогда. Футурологи и философы, политики и географы начиная с 60-х гг. прошлого века призывали обратить внимание на угрозу целого ряда кризисов, нависших над нашей планетой. Рост населения, ограниченность традиционных источников энергии (нефть, газ и уголь), ограниченность ресурсов пресной воды и полезных ископаемых, загрязнение почвы, воды и воздуха веществами, многие из которых до ХХ в. вообще не существовали (например пестициды и радиоактивные отходы атомных станций), угрожающие политические тенденции, связанные с «глобализацией», под которой часто подразумевают подчинение интересов слаборазвитых стран тем, кто сумел вырваться вперед (концепция «золотого миллиарда»), – все эти явления породили то, что мы сегодня определяем как демографический, энергетический, ресурсный, экологический и геополитический кризисы. Появилась специальная наука «глобалистика», предметом которой стали закономерности общепланетных процессов и поиски путей преодоления надвигающихся кризисов. Перед человечеством во весь рост встала огромная задача поиска выхода из надвигающихся кризисов, для решения которой мыслители разных типов, разных научных школ и стран предлагают свои пути.
Идеи Вернадского о взаимодействии природы и общества оказали большое влияние на формирование современного экологического сознания.
Оценка значения Вернадского в научном мире столь высока, что известные зарубежные ученые Николас Полунин (Великобритания) и Жак Гриневальд (Швейцария) писали: «Возникает вопрос: не следует ли нам очень серьезно задуматься о вернадскианской революции как термине, охватывающем его широкую концепцию, которая может эффективно привести к прогрессу в образовании, касающемся окружающей среды, и в итоге к прогрессу в благополучии мира… Это новый объект для приложения усилий мирового научного сообщества»
Ф. Т. Яншина, глубокий исследователь трудов В. И. Вернадского, выявила в его трудах ряд положений, характеризующих условия ноосферной организации процессов на земле:
1. Заселение человеком всей планеты.
2. Резкое преобразование средств связи и обмена информацией.
3. Усиление связей, в том числе политических, между странами Земли.
4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
5. Расширение границ биосферы и выход в космос.
6. Открытие новых источников энергии.
7. Равенство людей всех рас и религий.
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
9. Свобода научной мысли и научного поиска от давления религиозных, философских и политических построений.
10. Эффективная система народного образования и жизнеобеспечения. Ликвидация возможности недоедания, голода и нищеты, сведение к минимуму болезней.
11. Разумное преобразование природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
12. Исключение войн из жизни общества.
Первая половина этих условий выполнена: на земле не осталось мест, недоступных для человека; появилась общепланетная сеть независимых коммуникаций – интернет, новые средства переработки информации и усиления интеллектуальных возможностей человека – компьютеры; объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, почти в два раза превышает средний объем лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли; космос стал привычной ареной серьезных проектов; возникают мощные международные общественные и политические структуры, способствующие объединению человечества. Человеку стали доступны совершенно новые источники энергии. Атомная энергия – очевидный пример, являющийся в то же время грозным предуп-реждением человечеству в его современном состоянии. Осознав опасности атомной энергетики, ученые уже развернули фронт работ по овладению альтернативными источниками энергии: солнечной, водородной, геотермической, термоядерной.
Вторая половина условий сегодня далека от осуществления. Именно здесь идут основные процессы, связанные с формированием ноосферы, – в первую очередь появление «человека истинно разумного», осознавшего свое место и назначение во Вселенной и умеющего быть повелителем, а не рабом своих животных потребностей (к которым относятся не только питание и секс, но и властные амбиции, являющиеся наследием биологических стадных инстинктов, связанных с определением иерархического положения в стае). Если человечество сумеет преодолеть раздирающие его сегодня противоречия, то оно сможет выйти из глобальных кризисов. По утверждению Международной организации питания, уже при нынешнем уровне развития технологии планета может прокормить не менее 25 миллиардов человек. Динамика роста человечества позволяет предсказать стабилизацию населения в пределах 10–15 млрд человек
Ноосферные идеи начинают проникать сегодня в сознание политических деятелей и руководителей регионов. Президент РФ В. В. Путин, коснувшись учения Вернадского о ноосфере, однажды даже сказал, что «именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития»[13].
Ноосферное мировоззрение, по нашим представлениям, опирается на:
а) науку, точно знающую пределы своей применимости и опирающуюся на требование ответственности человека за планету, на которой он живет;
б) религиозные убеждения, не вступающие в противоречие с доказанными данными науки, дающие общие представления о человеке, его судьбе, правилах поведения и смысле его существования во Вселенной;
в) философию, требующую подвергать все сомнению, но только ради установления истины (постмодернистские концепции, родственные мировоззрению древних софистов, принципиально отказывающихся от категории истины, очевидно противостоят ноосферному мировоззрению).
Заключение
Критическим моментом, определяющим трагизм ситуации, в которой сегодня находится наша планета, является глубочайший разрыв между техническими возможностями человека и его нравственным развитием. Это приводит в ряде работ к феномену, который можно обозначить как «ноофобия» – страх перед достижениями науки и неверие в способность человека найти разумный выход из кризиса. Разрыв между разумом и интеллектом – главное препятствие на пути формирования ноосферы. Разум – это способность творить добро и гармонию, находить этически оправданное решение на основе добытых наукой знаний о природе вещей. Он отнюдь не сводится к интеллекту – способности эффективно решать задачи, независимо от их этической окраски. Задача формирования ноосферного мировоззрения прежде всего и состоит в преодолении этого разрыва. Эта проблема гораздо шире вопроса о взаимоотношении науки и религии – она затрагивает самые глубинные слои человеческого поведения, «базовые мифы», которые это поведение регулируют, независимо от того, сознает ли сам человек или нет, какой именно миф им руководит. Столкновение мировоззрений разных типов без желания понять иную точку зрения (что требует подчас серьезной интеллектуальной работы и уважения к оппоненту) приводит иногда к совершенно нелепым ситуациям, вроде споров между «креационистами» и «дарвинистами».
Об отношении науки и религии Вернадский писал: «Если же мы всмотримся во всю историю христианства в связи с вековым его спором с наукой, мы увидим, что под влиянием этой последней понимание христианства начинает принимать новые формы, и религия поднимается на такие высоты и спускается в такие глубины души, куда наука не может за нею следовать... Как христианство не одолело науки в ее области, но в этой борьбе глубже определило свою сущность, так и наука в чуждой ей области не сможет сломить христианскую или иную религию, но ближе определит и уяснит формы своего ведения».
Ноосферное мировоззрение требует наряду с правами человека признать и его обязанности по отношению к миру, в котором он живет.
Ноосферное мировоззрение в качестве главной своей аксиомы признает особую роль человека во Вселенной как существа, обладающего разумом и волей, жизнь которого имеет смысл и предназначение, а не является пустой игрой стихийных сил природы. Этим оно существенно отличается как от скептического позитивизма, который боится и избегает самой постановки таких вопросов, так и от атеистического пессимизма таких мыслителей, как Ф. Энгельс и Ф. Ницше, в конечном счете не сумевших предложить ничего более высокого, чем языческая идея «вечного возвращения». Известный «антропный принцип» в космологии дает доводы в поддержку ноосферного мировоззрения, хотя, конечно, не может служить «доказательством» существования Творца. «Научное доказательство» существования Творца фактически уничтожило бы право на свободный выбор личности, превратив Веру в Знание. Основные постулаты мировоззрения не доказываются, как и догматы веры, но можно утверждать, что постулат о выделенной роли Разума и его носителя – Человека – во Вселенной совместим как с библейским миропониманием, так и с выводами современной физики. Для веры же на первом месте стоят не «доказательства», а подвиг выбора именно тех взглядов, которые наилучшим образом отвечают качеству Личности, выбирающей свою веру.
Жизнь человека, согласно этому постулату, не бессмысленна, она выводит его на путь служения Творцу, не желающему уничтожения своего прекрасного творения, о котором в Библии шестикратно сказано: «И увидел Бог, что это – хорошо» .Человека же Бог «поселил в саду Эдемском, чтобы возделывать и хранить его». «Русский космизм» осмыслил задачу человека как хранителя уже не только Эдемского сада, но всей Вселенной, в которой человек является носителем Разума, проводником Божественного Логоса в мир, без него обреченного на «тепловую смерть».
12 марта 2013 года исполнилось 150 лет со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского, ученого-энциклопедиста, русского космиста, мыслителя всемирно-исторического масштаба! Этот юбилей определяет 2013 год как Год Вернадского. Это не только дань уважения этому мыслителю, значению его творческого наследия для отечественной и мировой науки, но и признание значения его учения о биосфере и ноосфере для стратегии развития человечества в XXI веке, которая должна стать стратегией выхода его из Экологического Тупика Истории.
И на этом пути перехода к управленческой парадигме Истории вечно будет сиять имя Владимира Ивановича Вернадского, плоть от плоти сына русского народа, русского и одновременно всемирного, всечеловеческого масштаба гения, – Ноосферного Гения!
Используемые источники
http://readings.gmik.ru/lecture/2012-KE-TSIOLKOVSKIY-I-VI-VERNADSKIY-DVE-MECHTI-O-BUDUSCHEM
http://www.marsiada.ru/359/407/411/4518
http://www.pobeda.ru/mbnff/biblio/knigi/antrukos/vern1.html
http://www.vernadsky.ru/vernadsky/biography/
http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=560&op=bio http://www.socionauki.ru/journal/articles/129838/
Вернадский В.И. Автотрофность человечества Русский космизм. - М., 1993. - С.288-303.
Вернадский В.И. Биосфера / Вернадский В.И. - М., 1967. - 376 с.
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Вернадский В.И. - М.: Наука, 1989. - 262 с
Вернадский В.И. Живое вещество. М., «Наука», 1978.
Девочка-Снегурочка
Заколдованная буква
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Хрюк на ёлке
Сочини стихи, Машина