Работа представлена на НПК секции кубановедения
Вложение | Размер |
---|---|
npk.pptx | 2.29 МБ |
kolybelnye.docx | 192.59 КБ |
Слайд 1
01.02.2011 Добро пожаловать! [Вставьте год] учебный год Название школы Фамилия учителя Класс Колыбельные песни. Возвращение к истокам. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35 станицы Новотитаровской имени «46-го Гвардейского орденов Красного Знамени и Суворова 3-й степени ночного бомбардировочного авиационного полка». Краснодарский край, Динской район, станица Новотитаровская Работу выполнили ученицы 9 «Б» класса: Орлова Екатерина Буторина Елена 2010 годСлайд 2
Колыбельная песня как один из древнейших жанров фольклора 01.02.2011
Слайд 3
01.02.2011 Кто есть кто Перечислите основных сотрудников школу (директор, библиотекарь и т.д.) Добавьте организационную диаграмму Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
Слайд 4
01.02.2011 Задачи/Цели Сформулируйте основные задачи школы Выделите специальные образовательные цели по каждому предмету Примечание: для этих сведений может потребоваться более одного слайда. История изучения колыбельной песни
Слайд 5
01.02.2011 История колыбельной песни насчитывает более двух веков: в 73 году 18 столетия публикуется "Колыбельная песенка, которую поет Анюта, качая свою куклу" А.С. Шишкова. История же изучения и публикаций фольклорной колыбельной песни насчитывает более полутора веков. Несмотря на то, что в сборниках колыбельные печатаются как отдельные законченные произведения, в быту каждая из этих песен имеет множество вариаций, а самое главное – каждый исполнитель в зависимости от своей фантазии и умения владеть словом может продолжать её до бесконечности, придумывая всё новый и новый сюжет:
Слайд 6
01.02.2011 Лучше всего дают представление о первых колыбельных воспоминания Е.А. Авдеевой, которые были опубликованы в "Отечественных записках" 1849 года: " В старину, нянюшки, или где их не было, мать или бабушка, укладывая ребенка, пели, или, лучше сказать, приговаривали разные рассказы и припевы. Конечно, в них нет ничего остроумного или поэтического, они изображают простой старинный быт и какие-то особенные понятия о воспеваемых предметах. В них, как в русских песнях и сказках, всего чаще встречается вольная бессмыслица, потому что этого нельзя назвать ни лукавым простодушием, ни юмором. Теперь редко где в отдаленных от столицы и больших городов местах можно услышать такие припевы".
Слайд 7
01.02.2011 Методика преподавания Выделите наиболее важные методические приемы Сделайте обзор учебных часов и расписания уроков Расскажите о домашних заданиях Расскажите о средствах и методах проведения классной работы Примечание: для этих сведений может потребоваться более одного слайда. Связь колыбельной с верованием древних славян
Слайд 8
01.02.2011 Издавна на Руси появившемуся на свет младенцу было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. Ведь колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге и т.д.:
Слайд 9
01.02.2011 Специальные проекты Перечислите специальные проекты: экскурсии и т.п., предусмотренные в течение учебного года Целый цикл колыбельных связан с образом домашнего кота . Вы коты, коты, коты, У вас желтые хвосты. Вы коты, коты, коты, Принесите дремоты Кот у славян – олицетворение вредоносной силы, относится к нижнему миру славянского мироздания, берет на себя вред, направленный на дом и его жильцов, теперь понятно, почему коту доверяют баюкать ребеночка.
Слайд 10
01.02.2011 Часто в колыбельных используются слова “ лю-ли ”, “ люшеньки-люли ”, колыбельку до сих пор называют “люлькой”, ребенка - “ лялей ”, “ лялечкой ”, детей “лелеют”. Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности. Древние славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах – будущем урожае. Леля, как и Рожаница –Мать Лада, заботится о домашнем уюте, о материнстве, о малышах.
Слайд 11
01.02.2011 Колыбельная – как важная составляющая процесса воспитания ребенка
Слайд 12
01.02.2011 Музыка играет огромную роль в жизни человека. Первые звуки ребенок слышит, будучи еще в утробе матери. Ребенок начинает различать звуки, когда его мать находится на двадцать пятой - двадцать восьмой неделях беременности. И уже с этого времени перинатальные психологи рекомендуют будущей матери приучать ребенка к прекрасному. Поэтому прогрессивные мамочки и рассказывают своему еще не рожденному малышу сказки, и поют детские песенки. И исследования доказывают, что занятия эти не бесполезны. После своего рождения дети действительно узнают песенки, которые им пела их мама в течение беременности.
Слайд 13
01.02.2011 Программа выступления/Основные темы Задачи и цели Кто есть кто Методика преподавания Специальные проекты Оценки Родительские собрания Резюме Чтобы установить ребенку правильные биологические часы, а именно определить время, когда ребенок должен ложиться спать, родитель ежедневно перед сном должен спеть колыбельную, а если потребуется то не единожды. Дети, которые в раннем возрасте не дополучили нужного внимания, заботы и любви, как правило, становятся в дальнейшем агрессивными и эмоционально неустойчивыми вследствие чего истерики и необъяснимая злоба.
Слайд 14
01.02.2011 Ой, люли-люлюшеньки , Баиньки-баюшеньки ... Сладко спи по ночам, Да расти по часам. Ночь пришла, Темноту привела, Задремал петушок, Запел сверчок. Вышла маменька, Закрыла ставеньку ... Влияние колыбельной на развитие ребенка
Слайд 15
01.02.2011 Здоровый сон очень важен в полноценном развитии ребенка. Как правило, хороший и спокойный сон многом зависит от обстановки которая предшествовала ему, по этому не стоит включать перед сном громко музыку или «дурачится» с малышом. Нельзя забывать и о том, что исполнение колыбельных песен для новорожденных детей должно проходить при абсолютной тишине, тихим и спокойным голосом. Нельзя ругать ребенка, если он не заснул после колыбельной, ведь агрессия ухудшит настроение малыша и весь положительный результат который был достигнут ранее будет испорчен. Если ребенок еще не спит, а запас колыбельных песен исчерпан, можно рассказать малышу интересную историю про то, как детки растут когда спят.
Слайд 16
01.02.2011 «КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ», стихи Лермонтова М.Ю. (1838). Существует несколько преданий о его возникновении. Наиболее распространенная версия — написано на Тереке в станице Червленой под впечатлением пения казачки, убаюкивающей ребенка; по мнению И. Андроникова, в станице Старомышастовской на Кубани, где Лермонтов подарил «на зубок» младенцу серебряную наполеоновскую монету. Предположение, что «Колыбельная» написана при известии о рождении сына у А. М. Верещагиной (П. Висковатый ), не подтверждается фактами. Гипотеза о написании стихотворения после сражения при Валерике (1840) опровергнута Л. Семеновым и материалами архива Верещагиных, где имеется список 1838. Фольклоризированные варианты входили в казачий и солдатский репертуар. Очень популярна была у терских казаков.
Слайд 17
01.02.2011 П ели ли вам в детстве колыбельные? Кто чаще вам пел колыбельные песни? Какое воздействие оказывают колыбельные песни на ребенка ? какие колыбельные вы знаете, будете ли вы петь их детям?
Слайд 18
01.02.2011 Было опрошено 10 чел. в возрасте 14-37 лет: 1.Да, пели – 10 чел. 2. Сами поем – 3 чел. Бабушка – 3 чел. Мама – 7 чел. 3. Благоприятно влияют – 5 чел. Считают, что колыбельные нужны – 6 чел. 4. Знают колыбельные – 7 чел. 5 . Будут петь – 9 чел.
Слайд 19
01.02.2011
Слайд 20
01.02.2011
Рецензия
На научно-практическую работу по кубановедению на тему «Колыбельные песни. Возвращение к истокам» учениц 9 «Б» класса МОУ СОШ №35 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Буториной Елены и Орловой Екатерины.
Данная работа носит познавательный характер. Девочки самостоятельно изучили и систематезировали материал об истории возникновения колыбельных песен. А также провели исследовательскую работу по выявлению связи между прошлым и настоящим. Было выявлено, что есть родители, которые сами сочиняют колыбельные песни для своих детей, их уникальные тексты в дальнейшем передаются из поколения в поколение. А у многих родителей вообще просто не хватает времени, или отсутствует желание, уделять своему чаду больше внимания, напивать перед сном колыбельную песню. Такие родители, что бы как-то себя оправдать, покупают диски, видеозаписи с колыбельными песенками, и перед сном ребенку включают их. Такое поведение и отношение к малышу неправильное, ведь маленькому ребеночку просто необходима родительская забота и любовь в любом проявлении.
Елена и Екатерина провели огромную самостоятельную работу по изучению данной темы. Эта тема углубляет и расширяет знания учащихся. При этом основное внимание уделяется историческому фольклору кубанского народа, который не изучается в школьной программе.
Для повышения самопознания и расширения кругозора учащихся данная работа представляет особый интерес.
Рецензент Трубилина И.Н.
22.12.2010 год.
XXII районная научно-практическая конференция школьников Динского района
Секция : Кубановедение
Колыбельные песни.
Возвращение к истокам.
Авторы:
Буторина Елена Сергеевна
Орлова Екатерина Алексеевна
Ученицы 9 «Б» класса
Новотитаровской МОУСОШ №35
Динского района
Научный руководитель:
Трубилина Инна Николаевна
Учитель кубановедения
Новотитаровской МОУСОШ №35
Динского района
2011г.
Аннотация
Цель работы: - развить познавательный интерес;
- выяснить истоки возникновения кубанских колыбельных песен в различные исторические периоды;
- приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства.
А также самостоятельно изучить те элементы историю своего народа, которые не рассматриваются в школьной программе.
В работе исследованы такие темы как историческая связь народов Кубани с древнеславянскими народами, межпредметная связь.
Данная работа состоит из 6 частей:
1часть «Колыбельная песня как один из древнейших жанров фольклора» раскрывает колыбельную песню как исторический жанр. Раскрывает особенности исполнения и применения различных слов, которые способствуют засыпанию ребенка. Применяя слова связанные с природой или домашними животными, не пугают ребенка, а наоборот способствуют ассоциативному восприятию реальности, тем самым прививая любовь к природе и домашним животным.
2 часть работы – историческая. Данные, которые приводятся в данном разделе, говорят о том, что многие колыбельные песни это стихи которые сочиняют сами мамочки, баюкая своего малыша. Поэтому они не отличаются особой сложностью, связаны с бытом и могут продолжаться до бесконечности. Главное, чтоб соблюдалась мерная интонация в голосе.
Во многих колыбельных песнях содержание тесно связано с верованием, использование имени божества. Люди верили, что исполняя колыбельную как заклинание, можно отвести порчу или сглаз от ребенка. Колыбельная песня осмысливается часто не только как заклинание с целью дать ребенку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем. Но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребенка в том случае, если он болен. Или как оберег от чужого негативного воздействия.
Дети, которые в раннем возрасте не дополучили нужного внимания, заботы и любви, как правило, становятся в дальнейшем агрессивными и эмоционально неустойчивыми вследствие чего истерики и необъяснимая злоба. Первые звуки ребенок слышит, будучи еще в утробе матери. Ребенок начинает различать звуки, когда его мать находится на двадцать пятой - двадцать восьмой неделях беременности. И уже с этого времени перинатальные психологи рекомендуют будущей матери приучать ребенка к прекрасному. Поэтому прогрессивные мамочки и рассказывают своему еще не рожденному малышу сказки, и поют детские песенки. И исследования доказывают, что занятия эти не бесполезны.
3
Краткая аннотация
Цель работы: - развить познавательный интерес;
- выяснить истоки возникновения кубанских колыбельных песен в различные исторические периоды;
- приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства.
А также самостоятельно изучить те элементы историю своего народа, которые не рассматриваются в школьной программе.
В работе исследованы такие темы как историческая связь народов Кубани с древнеславянскими народами, межпредметная связь.
4
Оглавление
стр.
5
Введение
В детстве мне бабушка пела колыбельные песни. Мне стало интересно, как они появились. Мне захотелось узнать историю возникновения колыбельных песен. Поэтому я взяла эту тему. Работая над этой темой, мы столкнулись с тем, что сегодня многие не знают казачьи колыбельные песни. Даже старшее поколение с трудом могло вспомнить и напеть хотя бы несколько строк из своего детства.
Главная наша цель – это самостоятельно изучить историю казачьих колыбельных песен и по возможности донести свои исследования своим сверстникам и младшему поколению. Быть может, их также заинтересует прошлое своего народа, традиции и культура.
В нашей научной работе мы нашли тесную связь нескольких предметов: кубановедения, истории, литературы и музыки. Мы приобрели совершенно новые знания и понятия о тех временах когда кубанская казачка, убаюкивая ребенка, сочиняла колыбельные, которые дошли до нашего времени.
Источниками моего исследования являются рассказы старшего поколения, дополнительная литература из библиотеки.
6
Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора.
Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание.
В данном жанре сохранились элементы заговора - оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.
Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Баю — баю — баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли — люли — люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
Да стал мой милый засыпать
Часто в колыбельных возникает образ невидимого, но могущественного существа — Дремы или Сна.
Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет. 7
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема на народ,
Взгляни Дрема на народ
Бери Дрема,
Бери Дрема,
Бери Дрема кого хошь,
Бери Дрема кого хошь.
Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет
Целый цикл колыбельных связан с образом домашнего кота.
Вы коты, коты, коты,
У вас желтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты
Колыбельные – это такие удивительные песни, которые каждому из нас напоминают о далеком и милом детстве. Кто хотя бы раз в жизни не слышал обладающие волшебной силой строчки: "Баю, баюшки, баю, не ложись на краю, а то серенький волчок тебя схватит за бочок…". И каждый ребенок знает, что после того как по телевизору пропоют "спят усталые игрушки, книжки спят…", как бы не хотелось, но пора в кроватку…
Издавна, появившемуся на свет младенцу было принято петь колыбельные. Считалось, что именно с помощью этих убаюкивающих песенок маленький человечек начинает познавать окружающий его мир. Ведь колыбельная знакомит малыша с образами животных и сказочных персонажей, дает первые упоминания о добре, чести, долге и т.д.:
Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки...
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам. 8
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку...
История изучения колыбельной песни
История колыбельной песни насчитывает более двух веков: в 73 году 18 столетия публикуется "Колыбельная песенка, которую поет Анюта, качая свою куклу" А.С. Шишкова. История же изучения и публикаций фольклорной колыбельной песни насчитывает более полутора веков. Несмотря на то, что в сборниках фольклора многие колыбельные печатаются как отдельные законченные произведения, в быту каждая из этих песен имеет множество вариаций, а самое главное – каждый исполнитель в зависимости от своей фантазии и умения владеть словом может продолжать её до бесконечности, придумывая всё новый и новый сюжет:
Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Машеньку качать,
Стали Машеньку качать,
Стала Маша засыпать.
Уж ты котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приходи к нам ночевать,
Нашу Машеньку качать.
Я тебе-то ли, коту,
За работу заплачу:
Дам Кувшин молока
Да кусок пирога, 9
Белой папыньки
В обе лапоньки.
Приди, котик, ночевать,
Приди Машеньку качать
Я тебе за то, коту,
За работу заплачу:
Красну шапочку сошью…
Лучше всего дают представление о первых колыбельных воспоминания Е.А. Авдеевой, которые были опубликованы в "Отечественных записках" 1849 года: "В старину, нянюшки, или где их не было, мать или бабушка, укладывая ребенка, пели, или, лучше сказать, приговаривали разные рассказы и припевы. Конечно, в них нет ничего остроумного или поэтического, они изображают простой старинный быт и какие-то особенные понятия о воспеваемых предметах. В них, как в русских песнях и сказках, всего чаще встречается вольная бессмыслица, потому что этого нельзя назвать ни лукавым простодушием, ни юмором. Теперь редко где в отдаленных от столицы и больших городов местах можно услышать такие припевы".
Связь колыбельной с верованием древних славян
Исследователи отмечают еще один интересный момент: колыбельная песня близка старинным народным заговорам, поскольку и здесь, и там имеют место особый тип исполнения, схожая структура, магические элементы. Ведь не секрет, что многие колыбельные песни сохранили языческие таинственные образы - Дремы, Буки, кота, серого волка. Кстати, проверка одного из древних заговоров от сглаза по специальной компьютерной программе «Словодел» выявила, что его прочтение вызывает у ребенка состояние сонливости, эйфории, глубокого покоя и наслаждения. То есть вызывает практически те же ассоциации, что и колыбельная. И в связи с этим специалисты считают, что колыбельная песня осмысливается часто не только как заклинание с целью дать ребенку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем. Но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребенка в том случае, если он болен. Или как оберег от чужого негативного воздействия.
10
Часто в колыбельных используются слова “лю-ли”, “люшеньки-люли”, колыбельку до сих пор называют “люлькой”, ребенка - “лялей”, “лялечкой”, детей “лелеют”. Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности. Древние славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах – будущем урожае. Леля, как и Рожаница–Мать Лада, заботится о домашнем уюте, о материнстве, о малышах.
Заметим, что во всех народных колыбельных песнях ребенка называют по имени. Поэтому любая народная колыбельная песня – это обращение мамы, бабушки к заботливой, оберегающей ребеночка богини Лели.
Люшеньки-люли,
Спи, дитя, усни,
До утреннней зари,
До свежей росы.
Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать
Стали гули ворковать
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.
Птицы в древнеславянском мировозрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.
Баю-баюшки-баю,
Баю, Сашеньку, баю!
Приди котик ночевать,
Мою детоньку качать,
Качать, прибаюкивать
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока. 11
Кот у славян – олицетворение вредоносной силы, относится к нижнему миру славянского мироздания, берет на себя вред, направленный на дом и его жильцов, теперь понятно, почему коту доверяют баюкать ребеночка.
Наши предки обязательно благодарили нижний мир за помощь (изначально, это жертвы предкам).
ЛАДушки, ЛАДушки,
Где были? –
У Бабушки.
Что ели? - Кашку.
Что пили? - Бражку.
Кашку поели.
Бражку попили.
Полетели, полетели
На головку сели,
Ладушки запели.
Упоминание о Богине ЛАДЕ – Богине лета, любви и красоты, счастливой судьбы и материнства. Вспоминая, что “ЛАДом”, “ЛАДой” нежно называли любимого супруга: мужа или жену, возможно, предположить, что ЛАДушки – это ласковое обращение к людям.
Согласно устной славянской традиции, существовал Бог-творец, создавший мироздание, который носил имена Сварог, Прабог, Пращур (предок), Прадедо, Прадо. А Земля носила имя Прабабы, Прабы. От Прадедо с Прабабой пошли боги и люди. В “Слове о полку Игоревом” люди-славяне так и упоминаются “Сварожьи внуки” .
Таким образом, “Где были (люди)?” У своей Бабушки – Прабабы – Земли-Кормилицы. Там они ели и пили, но не простую, а ритуальную еду.
Зерно появляется в результате “союза” всех четырех почитаемых славянами стихий: Ветра, Земли, Огня и Воды. Поэтому каша, сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей ритуальной едой. Она несет мощную идею плодородия, победы над смертью, вечного возвращения жизни. Мед – один из символов “живой воды” у самых разных народов, и ягоды также связаны с идеей “неисчислимого” плодородия. Бражка – напиток, который пился славянами во время ритуалов и подносился Богам.
Вся эта символика “прочитывалась” древними славянами так же легко, как мы читаем книгу. И так же легко эта символика, как и все, что ребенок слышит в самом раннем детстве от мамы, бабушки, откладывается где-то в нашем подсознаниии. Причем при последних словах ручки ребенка разводят и кладут на голову. Так происходит кодирование ребенка (постановка психологического якоря) на принятие всех этих важнейших для славян знаний о мире и о правилах (законах) существования славянина в нем.
Колыбельная – как часть воспитательного процесса
Музыка играет огромную роль в жизни человека. Первые звуки ребенок слышит, будучи еще в утробе матери. Ребенок начинает различать звуки, когда его мать находится на двадцать пятой - двадцать восьмой неделях беременности. И уже с этого времени перинатальные психологи рекомендуют будущей матери приучать ребенка к прекрасному. Поэтому прогрессивные мамочки и рассказывают своему еще не рожденному малышу сказки, и поют детские песенки. И исследования доказывают, что занятия эти не бесполезны. После своего рождения дети действительно узнают песенки, которые им пела их мама в течение беременности.
Пока ребенок маленький, мама поет ему колыбельные песенки. Тихая, простая песня успокаивает малыша, он чувствует, что его самый близкий человек на свете рядом. При помощи колыбельных устанавливается крепкая связь между матерью и ребенком. Чуть позднее малыш запомнит слова колыбельной и, быть может, станет вам подпевать. Так что вы еще и память ребенка развиваете. Некоторые ученые утверждают, что дети, которым мамы не пели колыбельных песен, больше подвержены психическим расстройствам и по жизни менее успешны.
Прошли годы, а колыбельная так и осталась важной составляющей процесса воспитания ребенка. Современные специалисты продолжают советовать будущим родителям петь колыбельные уже во время беременности.
Изначально, когда литературоведы впервые уделили должное внимание жанру фольклорной колыбельной, ими была названа основная его функция – успокоения. А в связи с тем, что младенец только познает окружающий мир посредством звуков, в скором времени исследователи нашли у колыбельной еще одну – педагогическую функцию. Между тем, некоторые теоретики литературы в своих работах определяют колыбельную песню строго функционально – "ее назначение в том, чтобы усыпить ребенка": 13
Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
Будет мать тебя качать,
Папа сон оберегать…
И действительно, главное предназначение колыбельной, будь то дословные выдержки из первоисточников или на ходу сочиненные заботливой мамой строчки, в том, чтобы успокоить, убаюкать и создать подходящую атмосферу тепла и уюта для здорового сна малыша. А крепкий сон, как известно, залог здоровья, хорошего самочувствия и нормального роста ребенка.
Колыбельная песня – это первая песня, которую слышит каждый малыш после своего рождения. Такой не привычный, но в тоже время любимый мамин голос, тихие успокаивающие его нотки приводят малыша в чувство умиротворения и сонливости. В момент жизни, когда мама ложится рядышком с ребенком, целует его и запивает шепотом колыбельную песенку малыш, это запоминает на всю оставшуюся жизнь.
Хотелось бы отметить, что есть родители, которые сами сочиняют колыбельные песни для своих детей, их уникальные тексты в дальнейшем передаются из поколения в поколение. А у многих родителей вообще просто не хватает времени, или отсутствует желание, уделять своему чаду больше внимания, напивать перед сном колыбельную песню. Такие родители, что бы как-то себя оправдать, покупают диски, видеозаписи с колыбельными песенками, и перед сном ребенку включают их. Такое поведение и отношение к малышу неправильное, ведь маленькому ребеночку просто необходима родительская забота и любовь в любом проявлении.
Дети, которые в раннем возрасте не дополучили нужного внимания, заботы и любви, как правило, становятся в дальнейшем агрессивными и эмоционально неустойчивыми вследствие чего истерики и необъяснимая злоба. Колыбельные песенки для новорожденных можно вспомнить и спеть со своего детства, а если не желаете или не хотите, то информацию можно почерпнуть из иных источников, например, с детских книг и тематических интернет сайтов. В наше время колыбельные песни поют не только мамы, бабушки, а и папы, которые в напевании колыбельной не чем не уступают женскому полу. Чаще всего папы забывают тексты колыбельных и начинают просто импровизировать, а со стороны это выглядит очень мило. Мужское внимание для ребенка так же столь важно, как и женское (материнское). Красивая и мелодичная колыбельная песня вызывает сонливость у родителей и многие взрослые вовремя ее исполнения сами сладко засыпают.
Чтобы установить ребенку правильные биологические часы, а именно определить время, когда ребенок должен ложиться спать, родитель ежедневно перед сном должен спеть колыбельную, а если потребуется то не единожды.
Многие мамы и папы переживают, что у них нет музыкального слуха и красивого голоса, но поймите, что не в качестве исполнения идет речь, а в его наличии. Колыбельная песня сближает ребенка и «исполнителя» будто это мама или даже нянечка. Ребенок в такие минуты начинает доверять взрослому и не боится сомкнуть глазки и погрузится в сон.
Влияние колыбельной на развитие ребенка
Здоровый сон очень важен в полноценном развитии ребенка. Как правило, хороший и спокойный сон многом зависит от обстановки которая предшествовала ему, по этому не стоит включать перед сном громко музыку или «дурачится» с малышом. Не забывайте, что исполнение колыбельных песен для новорожденных детей должно проходить при абсолютной тишине, тихим и спокойным голосом. Не ругайте ребенка, если он не заснул после колыбельной, ведь ваша агрессия ухудшит настроение малыша и весь положительный результат который был, достигнут ранее будет испорчен. Если ребенок еще не спит, а запас колыбельных песен исчерпан, Вы можете рассказать малышу интересную историю про то, как детки растут, когда спят.
А вот хорошая колыбельная песня сродни активной медитации, считают ученые. Как показали опыты, ритмически построенные фразы, мелодикой напоминающие молитву или белый стих, способны оказывать благоприятное биоэнергетическое воздействие на человека. А именно такими являются тексты большинства колыбельных. Поэтому, по большому счету, они сродни магическим заклинаниям.
Так, например, выяснилось, что в большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. Измерение ритмов мозга в момент восприятия текстов колыбельных показало синхронную реакцию биопотенциалов в разных отделах мозга, преобладание работы правого полушария и высокую частоту в диапазоне дельта-ритма. Казалось бы, такие незатейливые строки: «Баю-баю-баю-бай, / Поскорее засыпай, / В лес по ягодки пойдем. /Софья ягод набери, /Папу, маму накорми, / На комодичек поставь, / Дедке, бабушке оставь». А анализ ритмов мозга показывает, что этот текст активен, сопровождает физическую деятельность, усиливает умственную активность и внимание. Исследователи, проанализировав таким образом свыше 100 колыбельных, пришли к выводу: колыбельные, спетые мамой, имеют оздоровительный психотерапевтический эффект.
Специалисты советуют родителям: «Творите своего ребенка, как творят искусники, волшебники и маги. Пойте колыбельные песни, которые обязательно помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым».
«КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ»
Стихотворение М.Ю. Лермонтова. (1838). Существует несколько преданий о его возникновении. Наиболее распространенная версия — написано на Тереке в станице Червленой под впечатлением пения казачки, убаюкивающей ребенка; по мнению И. Андроникова, в станице Старомышастовской на Кубани, где Лермонтов подарил «на зубок» младенцу серебряную наполеоновскую монету. Предположение, что «Колыбельная» написана при известии о рождении сына у А. М. Верещагиной (П. Висковатый), не подтверждается фактами. Гипотеза о написании стихотворения после сражения при Валерике (1840) опровергнута Л. Семеновым и материалами архива Верещагиных, где имеется список 1838.
«Колыбельная» принадлежит к той части лучших произведений Лермонтова, где поэт предстает перед читателем не в обычном для него одиноком, горьком и протестующем противостоянии окружающему миру, а «любить готовый, с душой, открытой для добра». Как в «Дарах Терека», а позже в «Родине», предметом любовного внимания и поэтизации здесь становится народная жизнь — в образе ребенка, будущего воина-казака, и, еще больше, его матери-казачки. В стихотворении сказалось близкое знание Лермонтовым военного быта казаков и казачьего фольклора. И все же главное — не в социально-этнографическом, а в общечеловечески-нравственном аспекте темы. «Это стихотворение есть художественная апофеоза матери: все, что есть святого, беззаветного в любви матери, ... вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, — все это воспроизведено поэтом во всей полноте», — писал В. Г. Белинский. И добавлял: «...Как же он так глубоко мог проникнуть в тайны женского и материнского чувства?». Действительно, стихотворение является высоким образцом поэтического перевоплощения: поэт так вживается в мир чувств биографически удаленного от него лирического персонажа, что говорит от его имени с непосредственностью прямого лирического самовыражения, — одно из свидетельств гуманизма лермонтовской поэзии. Ясность и легкость слога, простота и прозрачность поэтического синтаксиса, такие черты народной песенности, как постоянные эпитеты и инверсия («месяц ясный», «седельце боевое» и др.), обилие внутреннего созвучий (в частности, благодаря «короткому», 4—3-стопному хореическому стиху и повторяющемуся в каждой строфе певучему рефрену) создают вместе цельную поэтическую систему, как нельзя лучше отвечающую эмоционально-образному содержанию песни.
17
Заключение.
В результате исследования мы приобрели опыт самостоятельной работы над поставленной темой; изучили историю казачьих колыбельных песен. Самое главное мы выяснили, что история казачьего края тесно переплетается с историей древних славян. Как в древности человек был тесно связан с природой и окружающим миром, так он и отражал все в своих песнях и сказаниях. Поэтому мы можем слышать в колыбельных песнях о птицах, животных, божествах, в которых верили люди.
Опираясь на исследования ученых и психологов, мы пришли к выводу: колыбельные, спетые мамой, имеют оздоровительный психотерапевтический эффект. Тихая, простая песня успокаивает малыша, он чувствует, что его самый близкий человек на свете рядом. При помощи колыбельных устанавливается крепкая связь между матерью и ребенком.
В дальнейшем, когда мы вырастим и сами станем мамами, будем исполнять колыбельные песни своим детям, а может даже и сами их сочинять.
18
Список источников и используемой литературы
19
Приложение
«КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ»
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.
Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.
Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду -
Ты махнешь рукой... 20 Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.
Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю...
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.
Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою...
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
М.Ю. Лермонтов 1840
21
* * *
Глажу деточку нежно я,
Моя крошечка нежная.
Тихо песенку я пою,
Глажу ласково милую.
И слова не расскажут -
Как я ласково глажу.
Рук теплом тебя грею
Подрастай поскорее
И слова не расскажут
Как я ласково глажу
Рук теплом тебя грею
Засыпай поскорее.
* * *
Люшеньки-люли,
Спи, дитя, усни,
До утреннней зари,
До свежей росы.
Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки.
Сели гули на кровать
Стали гули ворковать
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.
* * *
Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Машеньку качать,
Стали Машеньку качать,
Стала Маша засыпать. 22
Выбери путь
Учимся ткать миленький коврик
Муравьиная кухня
Самый богатый воробей на свете
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)