Каждый человек мечтает, хотя бы раз в жизни, отправиться в путешествие. Мне очень повезло. Летом прошлого года я вместе с ребятами нашей гимназии побывал в Болгарии. Эта поездка произвела на меня большое впечатление. Мы увидели много удивительных мест. Одно из них - мыс Калиакрия, связанный с историческим сражением русских военных кораблей с турецкими завоевателями в 17 веке под командованием талантливого флотоводца Фёдора Ушакова. По возвращении домой, я решил больше узнать об этом замечательном человеке, об истории создания русского флота и военных кораблей. А ещё мне захотелось самому построить какой-нибудь корабль.
Меня многое заинтересовало, и я решил найти ответы на вопросы с помощью исследования. Прежде чем к нему приступить, я пошёл в библиотеку, выбрал и прочитал книги сначала по истории, а затем по конструированию и технике. В результате я узнал все о Калиакрии и построил корабль.
Вложение | Размер |
---|---|
legendy_i_byli_mysa_kaliakriya.doc | 120.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 2 города Кирово-Чепецка Кировской области
Легенды и были
мыса Калиакрия
Работу выполнил:
Белявин Илья,
ученик 4 Б класса
Научный руководитель:
Белявина Н.А., Русских Г.А.
г.Кирово-Чепецк
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Легенды и были мыса Калиакрия……………………………………………5
1.1. Легенды мыса Калиакрия……………………………………………5
1.2. Сражение у мыса Калиакрия………………………………………...7
1.3. Знаменитый флотоводец Фёдор Фёдорович Ушаков……………...9
1.4. Корабли русского флота……………………………………………11
2. Моё увлечение – изготовление моделей кораблей………………………..13
2.1. Материалы для конструирования………………………………….13
2.2. Я – конструктор……………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………..16
Библиография…………………………………………………………………..17
Приложение
Введение
Каждый человек мечтает, хотя бы раз в жизни, отправиться в путешествие. Мне очень повезло. Летом прошлого года я вместе с ребятами нашей гимназии побывал в Болгарии в рамках международного интеллектуально-творческого турнира «Восхождение звезды». Эта поездка произвела на всех большое впечатление. Мы увидели много удивительных мест. Одно из них - мыс Калиакрия, связанный с историческим сражением русских военных кораблей с турецкими завоевателями в 17 веке под командованием талантливого флотоводца Фёдора Ушакова. По возвращении домой, я решил больше узнать об этом замечательном человеке, о его современниках, об истории создания русского флота и военных кораблей. А ещё мне захотелось самому построить какой-нибудь корабль.
Меня многое заинтересовало, и я решил найти ответы на вопросы с помощью исследования. Прежде чем к нему приступить, я пошёл в библиотеку, выбрал и прочитал книги сначала по истории, а затем по конструированию и технике. В процессе чтения я делал записи и рисунки в своей тетради, чтобы использовать их потом в своих работах.
Цель исследования: узнать исторические факты, связанные с мысом Калиакрия, и
научиться самому создавать модели кораблей.
Предмет исследования: легенды и исторические факты, связанные с мысом
Калиакрия и русским флотоводцем Фёдором Ушаковым.
Объект исследования: изготовление модели корабля 17 века.
Гипотеза: если изготовление моделей кораблей помогает в изучении истории,
окружающего мира и развивает способности человека, то необходимо
этим заниматься постоянно, чтобы достичь хороших результатов.
Задачи исследования:
1. Легенды и были мыса Калиакрия
1.1. Легенды мыса Калиакрия
Далеко-далеко на берегах древнего моря, названного греками «еуkсейнос» (негостеприимным), а славянами – «чёрным», вода и суша вцепились в вековой схватке. Без победителей...
Бесчисленное множество мелководных заливов и пугающих скал-великанов каждое утро встречают восход солнца, а вечером засыпают с открытыми глазами. Среди этого сказочного мира, как загадочный и таинственный корабль, рассекает волны древняя Калиакра, стольный город самого гордого из болгарских средневековых владетелей - Добротицы. (Приложение 1, фото 1)
Калиакрия – самый длинный мыс на северном побережье Чёрного моря. Он находится к северу от Варны и известных курортов – Золотые пески и Албена.
С незапамятных времён жизнь здесь била ключом. Этот маленький кусочек болгарской земли всегда манил переселенцев и завоевателей. И каждый оставлял здесь что-нибудь своё. Мельница времени превратила в прах то, что было создано руками людей. Нет теперь в скалах тайных проходов. Не слышен топот лошадей, и не раздаётся боевой клич воинов. По пыльным проходам давно не ступала нога человека. Но как одинокие стражи возвышаются здесь руины древних крепостей, дворцов и церквей – молчаливые свидетели истории. А горемыка-ветер бродит среди них и нашёптывает всем пришедшим сюда старинные предания и легенды. Эти предания о сказочных сокровищах Лисимаха и о трёх священных источниках. О чудесах и мученической смерти покровителя моряков святого Николая.
Но мне особенно запомнилась легенда о самопожертвовании сорока прекрасных болгарских девушек, которые погибли в морской пучине.
Это произошло в ХIV веке, когда турки захватили Болгарию. Все защитники были жестоко убиты завоевателями. В живых остались только сорок девушек, которые не хотели мириться с участью рабынь и бежали от врагов. Их вела за собой красавица по имени Калиакра. Когда беглянки очутились на высоком морском берегу, то перед ними раскинулась только морская бездна, а сзади были безжалостные враги.
Тогда они вплели свои косы одна в другую и полетели к морскому дну. Волны же вынесли их в море. Но каждый вечер любовь к родине возвращала девушек к скалистому берегу. По тайным тропам они пробирались в крепость, находившуюся на вершине, и мстили захватчикам. До сих пор одна из скал над морем носит имя «Ворота сорока девушек».
Когда солнце садится, а краски и тени утопают в море, то скалы мыса становятся алыми, будто на их широкой груди выступила кровь, пролитая здесь защитниками. Бессменными часовыми стоят на посту руины старой крепости да одинокий маяк. А когда бледная луна освещает молчаливые каменные громады, то из морской пучины всплывает силуэт отважной девушки, которая повела за собой подружек на смерть…
Преимущества этого естественным образом укреплённого места оценили ещё во второй половине IV века до Рождества Христова первые его поселенцы – тиризы, начавшие здесь строительство различных сооружений.
В XIII – XIV в.в. крепость на мысу превратилась в большой, хорошо укреплён-ный город и порт, который появился на морских картах и атласах того времени.
Средневековая Калиакра имела большую безопасную гавань, расположенную с западной стороны мыса и надёжно защищённую от северных ветров и течений.
В городе было построено много церквей и домов для состоятельных людей. Самым большим строением являлся дворец владетеля на высокой террасе. Низшие же слои общества – скотоводы, мореплаватели, рыбаки жили в посаде.
Сегодня мыс Калиакрия - это всего лишь застывшее мгновение прошлого. Каждый, кто попадает сюда, ощущает себя капитаном старинного корабля. Так случилось и со мной, когда я побывал на мысе. (Приложение 1, фото 2)
1.2. Сражение у мыса Калиакрия
Во время экскурсии по мысу нам показали часовню, а так же памятник русскому адмиралу Фёдору Ушакову и его военной флотилии за победу над турками. (Приложение 2, фото 1, 2, 3, 4)
Об этом историческом событии я прочитал в разных источниках информации и узнал много интересных фактов. (Приложение 3 , рис.2)
Сражение у мыса Калиакрия на побережье Черного моря произошло 31 июля 1791 года. Это было решающее сражение русского и турецкого флотов. Соотношение военных сил было не в пользу Черноморского русского флота.
Турецкий флот по численности кораблей и вооружению примерно в два раза превосходил русскую эскадру и выстроился так, чтобы постоянно находиться под защитой береговой артиллерии. Турки во главе с опытным адмиралом Саидом-Али не допускали мысли, что русские корабли могут атаковать со стороны берега, и подготовили корабельную артиллерию, расположенную только с противоположного от берега борта. Они не вели разведывательных действий и не обеспечили свою стоянку дозорными кораблями, поэтому не смогли вовремя обнаружить подход русского флота.
Контр-адмирал Ф. Ф. Ушаков мгновенно оценил обстановку, воспользовался заминкой и принял решение пройти между берегом и турецкими кораблями. Эскадра Ушакова вошла в бухту тремя колоннами. Она внезапно атаковала противника мощным артиллерийским ударом именно с той стороны, с какой неприятель его никак не ожидал. Появление русских судов было неожиданностью для противника, и адмирал, используя внезапность, начал атаку с походного строя. Он на своем боевом корабле «Рождество Христово» занял центральное положение, откуда и управлял боем.
Завершив построение после удачно выполненного маневра, Ушаков решительно атаковал турецкую эскадру, сосредоточив главный удар на флагманских кораблях. Он вовремя заметил, как Саид-Али с группой судов попытался охватить голову русской эскадры и взять ее в два огня. Выйдя из строя на своем флагманском корабле, контр-адмирал обогнал авангард и устремился за Саид-Али, приказав всем кораблям сомкнуть строй и продолжать бой с противником. Этот маневр оказался решающим в сражении и сказался на исходе боя.
Турки начали отступление одной колонной. Ушаков тоже построил русский флот в одну колонну и направил свой корабль против турецкого корабля. Началась перестрелка, но шквальный огонь русского флагмана вывел турецкий корабль из строя. Видя горящий корабль своего предводителя, турки обратились в бегство. Среди моряков началась паника, в результате которой многие суда поломали рангоуты, повредили паруса и снасти. Постепенно, один за другим, поврежденные корабли стали выходить из боя. С большим трудом командующему турецким флотом удалось навести порядок и построить корабли в боевую линию. Как ни отчаянно боролись турки, все же они не смогли выдержать сокрушительного огня русской артиллерии.
Разделавшись с Сайдом-Али, Ушаков на своём флагманском корабле врезался на середину вражеского флота и, окончательно смяв боевой порядок неприятеля, обратил его в бегство. Только ночь и надвигающийся шторм спасли турок от полного разгрома. В Стамбул вернулись только остатки турецкого флота. Общая потеря турецкой стороны составила примерно 1 500 человек, в то время как русский флот пострадал намного меньше — 17 убитых и 28 раненых. Потерь в кораблях с русской стороны не было совсем, только некоторые из них получили повреждения.
Такой огромный успех и полная победа были обеспечены за счет превосходства маневренной тактики русского флота и флотоводческого искусства самого адмирала Фёдора Ушакова, применившего в этом бою несколько новых тактических приемов. Большую роль сыграло военное мастерство и выучка командиров кораблей и матросов. Поражение турецких войск в этом сражении стало завершающей победой Черноморского флота, которая повлияла на исход всей военной кампании 1791 года и ускорила окончание войны с Турцией.
За победу в сражении у мыса Калиакрия адмирал Ф.Ф.Ушаков был награжден орденом Святого Александра Невского, а в 1793 году произведен в вице-адмиралы.
Меня заинтересовала судьба этого талантливого флотоводца, и я решил больше узнать о нём.
1.3. Знаменитый флотоводец Фёдор Фёдорович Ушаков
Фёдор Фёдорович Ушаков родился в 1744 году в селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии в небогатой дворянской семье. В 1766 году окончил Морской кадетский корпус и начал службу на Балтийском флоте.
В 1769 году Фёдор Ушаков был назначен в Донскую флотилию и участвовал в русско-турецкой войне. Сначала он командовал фрегатом, а затем его удостоили высокой чести и назначили командиром императорской яхты. Но от этого предложения Ушаков отказался. Бесстрашие и пренебрежение опасностью были главными чертами в характере этого человека. Скромный и уступчивый в обычных условиях, он как бы перерождался в минуты опасности и без страха смотрел ей прямо в лицо. Позднее его перевели на Черноморский флот, где он командовал кораблем «Святой Павел» и совершил немало смелых походов.
В 1789 году Ушакова получил звание контр-адмирала и был назначен командующим всем Черноморским флотом. Флотоводец одержал несколько побед над турецкими завоевателями. Он создал новую морскую тактику, главными приемами которой стали сближение эскадр и прицельный артиллерийский огонь с короткого расстояния, быстрая и внезапная атака, а так же нанесение удара по главным кораблям врага. В самое тяжелое время боевых действий он спасал от смерти многих. Здесь проявлялись его исключительные способности решать самые трудные и неожиданные задачи но, главным образом, сказывалась великая любовь к людям, даже простым матросам, которая подсказывала ему наиболее верные решения. Адмирал заботился и о высокой боевой выучке офицеров.
В 1793 году Ушаков получил звание вице-адмирала. (Приложение 3 , рис.1)
Он возглавил поход русской эскадры в Средиземное море для участия в войне против Франции, где зарекомендовал себя грамотным и умелым организатором. Осенью 1800 года после продолжительного похода корабли эскадры вернулись в Севастополь.
Александр I не оценил заслуг адмирала и в 1802 году Ушакова назначили на должности главного командира Балтийского гребного флота, давно устаревшего, и начальника флотских команд в Петербурге. Через пять лет из-за болезни его отправили в отставку, и он уехал в свое тамбовское имение.
Во время Отечественной войны 1812 года дворяне избрали Фёдора Ушакова предводителем ополчения, но он отказался. "За благосклонное, доброе обо мне мнение и за честь сделанную приношу всепокорнейшую мою благодарность, - отвечал адмирал. - С отличным усердием и ревностию желал бы я принять на себя сию должность и служить Отечеству, но с крайним сожалением за болезнью и великой слабостью здоровья принять ее на себя и исполнить никак не в состоянии и не могу". Но, между тем, он устроил госпиталь для раненых, дав деньги на его содержание. Все, что имел, отдавал он "на помощь ближним, страждущим от разорения злобствующего врага..."
Удивительно щедрым и добрым человеком был этот некогда суровый на вид адмирал. Не только крестьяне окрестных деревень и жители города Темникова, но и из отдаленных мест приезжали к нему многие. Со страдальцами, лишившимися имуществ, делился он тем, что имел, обремененных скорбию и унынием утешал. "Не отчаивайтесь! - говорил он. - Сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству восторжествуют. Мне немного остается жить; не страшусь смерти, желаю только увидеть новую славу любезного Отечества!"
Умер флотоводец 2 октября 1817 года в своем имении. А похоронен в монастыре недалеко от города Темникова.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов воинская слава Феодора Федоровича Ушакова была вспомянута. Его имя, наряду с именами Александра Невского, Дмитрия Донского, и великого русского полководца Александра Суворова, вдохновляло на подвиги защитников Родины. В честь его были учреждены Орден Ушакова 1-й и 2-й степени и медаль Ушакова, которые стали высшими наградами для воинов-моряков. (Приложение 5, рис. 1,2,3)
5 августа 2001 года Русской Православной Церковью Ф.Ф.Ушаков причислен к лику святых как святой праведный воин и адмирал Флота Российского.
1.4. Корабли русского флота
На каких же кораблях совершал свои походы знаменитый флотоводец? Ответ на этот вопрос я искал в разных источниках и узнал много интересного.
Боевые военные корабли XVII века были парусными. Они строились большими, имели сильное вооружение и требовали искусства в управлении кораблём. На них устанавливали сто пушек в три ряда с каждого борта, три мачты с тремя десятками парусов, одна горизонтальная мачта, выдающаяся впереди носа корабля. Каждый из сотни канатов и верёвок имел своё название. На носу и на корме корабля крепились тяжёлые якоря, которые приходилось поднимать вручную.
Для всех работ на корабле и для участия в бою требовалось почти тысяча человек команды. Для постановки и уборки парусов по команде офицеров и по заливистому свистку боцманских дудок, сотни матросов устремлялись на мачты. С обезьяньей ловкостью карабкались они на высоту десятиэтажного дома, перебирались на реи – деревянные поперечины, к которым крепятся паруса. Озябшими, скрюченными от холода руками они распускали или вязали на ветру узлы, поднимали или скатывали паруса. И только дождавшись новой команды, начинали рискованный спуск с раскачивающейся, как маятник, огромной, казалось, задевающей за самое небо, мачты… (Приложение 4, рис.3)
Сложно было управлять таким огромным кораблём. Только очень опытный капитан мог в считанные минуты сообразить, какие паруса надо убрать, а какие добавить или повернуть, как изменить курс корабля в зависимости от силы и направления ветра, как избежать подводных камней – рифов.
Ударной силой флота был линейный корабль, самый тяжелый артиллерийский корабль, предназначенный для нанесения решительного удара в бою в составе эскадры. Тяжелая артиллерия стояла в двух или трех закрытых батарейных палубах, а на верхней палубе ставились легкие пушки. Мачты возвышались над палубой почти на 60 м. Делали их составными, так как невозможно было найти подходящее дерево такого размера. Главная мачта проходила через весь корпус и упиралась в киль. Составные части её скреплялись сложной конструкции площадками для работы с парусами и креплениями снастей. Линейные корабли имели прямые и трапециевидной формы паруса, которые натягивались с помощью специальных реев. (Приложение 4, рис.1)
Вторым по величине был фрегат – трёхмачтовый парусный военный корабль, предназначенный для поддержки линейных кораблей в эскадренном бою и для действий на путях сообщения противника и нападения на вражеские берега. Фрегаты несли прямые паруса на трех мачтах, как и линейные корабли. Каждый парус имел свое название в зависимости от мачты. Эти сильные и быстрые мореходные корабли несли до 60 пушек на закрытой нижней и открытой верхней палубах и представляли серьезную угрозу для противника. Поймать их в океане было труднее, чем найти иголку в стогу сена. (Приложение 4, рис.2)
Для разведок, посыльной службы и крейсерских действий предназначался корвет - двухмачтовое, а затем и трехмачтовое судно с прямым парусным вооружением, с открытыми или закрытыми батареями для орудий. Корветы были незаменимы для боевых действий на мелководье, куда не могли зайти тяжелые и глубоко сидящих фрегаты и линейные корабли. (Приложение 4, рис.4)
Для дозорной и посыльной служб, а так же как транспортное и экспедиционное судно использовался шлюп (малый корвет) — трёхмачтовый военный корабль с прямым парусным вооружением и 10—30-ю пушками для боевых действий. (Приложение 4, рис.5)
Когда я прочитал о военных кораблях, на которых одерживали победы русские моряки под командованием адмирала Фёдора Ушакова, мне самому захотелось смастерить подобный корабль. Я посоветовался с родителями и приступил к работе.
2. Моё увлечение – изготовление моделей кораблей
В современном мире каждый человек помимо основной своей деятельности (учеба или работа на производстве) имеет различные интересы. Любимое занятие на досуге принято называть словом «хобби».
Хобби или увлечение – это воодушевление, большой интерес к чему-либо.
В любой отрасли производства нужны специалисты, способные творчески мыслить, искать новые пути решения, изобретать. Вот и я с большим интересом занялся конструированием кораблей, ведь это поможет мне получить определённые знания и навыки, необходимые в будущем.
Конструирование – одно из важнейших умений в создании моделей, конструкций и вообще создание чего-нибудь.
Конструктор – это специалист, который создаёт модель какого-нибудь сооружения, механизма. Он придумывает устройство, решает, какие потребуются детали, проверяет, как они будут работать все вместе и по отдельности.
2.1. Материалы и инструменты для конструирования
Для конструирования и создания моделей кораблей можно использовать различные материалы. Можно брать дерево, бумагу, металл. Я использую пластмассовые детали, которые можно приобрести в магазине.
Почему мне нравиться работать именно с этим материалом?
Пластмасса – материал, созданный на основе природных или синтетических полимеров. Она легко ломается, режется, плавится, скручивается и склеивается. А ещё хорошо приобретает заданную форму при нагревании под давлением и сохраняет её после охлаждения.
Для работы с ней необходим небольшой перечень инструментов: карандаш, линейка, острый ножик, ножницы, наждачная бумага, пинцет и специальный клей. Наличие пластмассовых деталей, указанных инструментов, инструкции по сборке моделей - и всё готово для занятий.
2.2. Я - конструктор
Создание моделей кораблей – процесс сложный, но увлекательный. Из обычных деталей и материалов можно сделать удивительные вещи! Такой вид конструирования мне очень интересен. Я научился выполнять простые и сложные объёмные конструкции и с большим удовольствием создаю модели кораблей.
Одна из наиболее трудных задач конструирования – построение объёмных изделий. Для этого важно самому сделать чертёж любой поделки.
Сначала я попросил папу помочь мне в составлении схемы простейшей модели корабля. А теперь и сам уже определяю длину, высоту и ширину модели, провожу линии, рисую контур изделия. Для создания модели корабля я, прежде всего, выделяю основные детали конструкции и общий принцип построения. При построении деталей важно найти то место, с которого начинается отсчёт.
Прежде чем начать работу над моделью корабля, я внимательно знакомлюсь с рисунками и инструкцией по сборке корабля. (Приложение 6, рис.3,4)
Затем все операции по сборке выполняю поэтапно.
После завершения всех этапов работы, у меня получился красивый корабль. И я пришел к выводу, что заниматься конструированием очень интересно и полезно.
Такие занятия предполагают наличие суммы сведений из различных отраслей знаний. Это:
Моё увлечение помогает мне формировать такие качества как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно и творчески мыслить.
Заключение
Проведя исследование, я достиг поставленной цели - узнал интересные предания, легенды и были о загадочном мысе Калиакрия на болгарском побережье Чёрного моря, побывал там и увидел всё своими глазами.
Я прочитал много познавательных книг по истории русского флота 17 века,
оснащение кораблей и об участии их в разных военных баталиях.
Через разные источники информации узнал много интересных фактов из биографии знаменитого флотоводца Фёдора Фёдоровича Ушакова.
Научился конструировать и сам делать модели разных кораблей из пластмассы. Предметы, сделанные моими руками, украшают интерьер комнаты, делают его более выразительным, создают уют и свой индивидуальный, неповторимый стиль. Позднее я планирую изготовить более сложные модели кораблей из других доступных материалов.
Умение заниматься конструированием помогает мне с пользой проводить свободное время, развивать свои способности, пополнять знания по разным предметам и успешно учиться. А книги, которые я читаю, дают возможность узнать много интересного и полезного из жизни людей в разные периоды истории. Всё это развивает мой интеллект, побуждает заниматься творчеством и делает мир вокруг более красивым и радостным. О своём увлечении я рассказал своим одноклассникам и многие из них заинтересовались созданием моделей кораблей.
Творите, выдумывайте, пробуйте, и жизнь наша станет намного богаче и интересней!
Библиография
Этот древний-древний-древний мир!
Загадка Бабы-Яги
Медведь и солнце
Лавовая лампа
Рисуем "Осенний дождь"