Любимый край - это исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой он, повзрослев, осознаёт себя. На селе таким уголком является школа. Она не только хранилище знаний и культуры. Какой бы ни был у нее внешний вид, она остается островом веры, надежды, любви и мудрости. В прямом смысле – вторым домом для педагогов и для нас, школьников.
Перед началом работы с документами я предложила учащимся 5-11 классов анкету «Я и моя школа». 99% опрошенных считают, что историю своей школы надо знать, и 95% из них хотели бы знать об учебе своих родителей, их школьных друзьях и учителях. Им интересно было бы узнать, как учились раньше дедушки, бабушки.
Я работала с материалами музея школы, брала интервью у жителей села, которые в разное время учились в нашей школе.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект прослеживает историю жизни школы с момента создания до сегодняшних дней | 646.49 КБ |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Второкаменская средняя общеобразовательная школа»
658431 Алтайский край, Локтевский район, с. Вторая Каменка, ул. Буденного, 63
Тел. (385) 86 9 22 – 6 - 73
История моей школы
в истории Родины
исследовательский
историко-краеведческий проект
Выполнила
Миллер Эмилия– ученица 8 класса
МКОУ «Второкаменская сош»
Руководитель
Устьянцева Надежда Александровна,
классный руководитель 8 класса
Вторая Каменка
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………. …………. 3
Глава I. С чего все начиналось…………………………………………………….. 4-12
Глава II. Знакомых окон свет или школа сегодня………………………… 12-16
2.1 Кто нас учит
2.2 Пришли работать в родную школу
2.3 Свои традиции храним
Глава III. Исследования. История школы в цифрах………………………. 16-21
3.1 Количество учеников в школе по годам
3.2 Количество учащихся, занимающихся на «4» и «5» по годам
3.4 Какие профессии выбирают наши выпускники
3.5 Фоторепортаж «Из жизни школы» (как мы учимся; наши традиции и увлечения; наши спортивные достижения)
Приложение 1. Анкета «Я и моя школа»
Заключение…………………………………………………………………………………. 22
Источники…………………………………………………………………………………. 22
Введение
Актуальность
Любимый край - это исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой он, повзрослев, осознаёт себя. На селе таким уголком является школа. Она не только хранилище знаний и культуры. Какой бы ни был у нее внешний вид, она остается островом веры, надежды, любви и мудрости. В прямом смысле – вторым домом для педагогов и для нас, школьников.
В необъятной России таких школ, как в нашем селе, великое множество. И
все они вроде бы похожи друг на друга. Но главное их богатство -
люди, которые в них работают, сеют доброе, искреннее и вечное.
Я учусь в 8 классе. Уже который год занимаюсь исследованиями в области истории своего села, своей школы. В прошлом учебном году продуктом моих исследований явился проект «Моя малая Родина в задачах по математике». В этом году я продолжила работу и решила направить свои усилия на более детальное исследование истории родной школы. Ведь в этом году исполняется 45 лет с того момента, как было построено здание школы, в котором мы сегодня учимся.
Перед началом работы с документами я предложила учащимся 5-11 классов анкету «Я и моя школа» (Приложение 1). Обработав результаты, получила следующие сведения: 99% опрошенных считают, что историю своей школы надо знать, и 95% из них хотели бы знать об учебе своих родителей, их школьных друзьях и учителях. Им интересно было бы узнать, как учились раньше дедушки, бабушки.
Я работала с материалами музея школы, брала интервью у жителей села, которые в разное время учились в нашей школе.
Гипотеза
если мы будем знать историю своей школы, малой Родины, то невозможна потеря связи поколений.
Целью написания работы является изучение истории школы со дня ее основания и до сегодняшнего времени. Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть этапы становления школы, связь школьных дел с событиями, происходившими в стране.
2. Обобщить и систематизировать собранный материал.
В работе использованы материалы школьного музея, воспоминания
односельчан, учителей и директоров, бывших выпускников школы.
Новизна исследования заключается в самостоятельном изучении и анализе
истории становления школы в селе Вторая Каменка Локтевского района Алтайского края.
Объект исследования история школы, школьная жизнь учеников разных лет.
Предмет исследования исторические сведения о школе.
Практическое применение
Материал работы можно использовать на уроках по истории Алтайского края, а так же на занятиях кружков, спецкурсов, внеклассных мероприятиях.
Глава I. С чего все начиналось
В начале 20-го столетия наша школа представляла собой небольшое, удлиненное здание. Оно было реорганизовано из старой церкви. Находилось на нынешней улице Комарова чуть левее здания современного ДК.
«Парты у нас были длинные на 4 места. В школе было 4 класса»,- вспоминают бывшие ученики.
В поселке Междуречье школа была в доме одного из жителей.
В 1925 году построили новую школу с десятью классными комнатами недалеко от нынешней школы. Она продолжала быть начальной и заведовал ею эстонец Пигель Яков Эдуардович.
В поселке Междуречье школа была построена в 1932 году.
Вот так вспоминают бывшие ученики школы о начале Великой Отечественной войны:
Ивану Константиновичу Разумак в 1941 году исполнилось 12 лет, но он хорошо помнит, как в школе им сообщили о начале войны:
«Пришли в школу, и тут я узнал от моей первой учительницы – Космыниной Марии Алексеевны о том, что началась война. Все тогда были в шоковом состоянии и не могли сразу ничего понять. И только позже стало ясно, какая это была жестокая, кровопролитная и беспощадная война. Провожать на фронт первых сельчан вышло все село. Кругом стоял крик, плач. Деревня сходила с ума от горя». Иван Константинович рассказывал о том, как ему и его сверстникам приходилось работать погонщиками, боронить на лошадях, грести, косить, собирать колоски и сдавать их на ток. Нужно было помогать взрослым, фронту, нужно было приближать победу.
Ему вторили жительницы села Качеева Зоя Ивановна, 1932 года рождения, и Грицак Любовь Семеновна, 1933 года рождения: «Во время войны школа продолжала работать, но не все ученики могли учиться. Во многих семьях остались женщины с несколькими детьми на руках. Старшим детям надо было помогать матерям кормить младших сестер и братьев». Так, Зоя Ивановна с 9 лет работала вместе с мамой Елизаветой Васильевной на стане, помогала кормить хлеборобов. Летом дети выходили на поле полоть зерновые, осенью собирали колоски. Питались скудно, но не унывали, понимая, что наступит конец войне, и заживут они прекрасно, будут учиться, получат хорошие профессии…
В 1941 – 1942 годах директором школы был Куркин Григорий Исаевич. Потом его забрали на фронт, а на его место прислали Антонину Филипповну Стрешневу. Она воевала на фронте в звании капитана. Затем была комиссована в тыл. Работая в школе, она рассказывала о событиях, происходивших на фронте. Рассказывала о Зое Космодемьянской, о том, как она попала в плен к фашистам и какие пытки ей пришлось вынести.
В школе учились дети разного возраста. В школе было только 4 класса. Некоторых ребят 1926 года рождения призывали на фронт прямо со школьной скамьи. Это и Кустов Пётр, и Мартынченко Василий, и Попов Иван Алексеевич, он на фронте возил генерала, и Говоров Василий.
1941-1942 годы были трудными, но жить было можно. Спасало то, что были запасы продовольствия. В 1943 году наступил голод. Иван Константинович Разумак вспоминал: «Сидя за партой в школе перед глазами виделась краюшка хлеба. Было очень голодно. Поэтому многие побросали школу. Бросить её пришлось и мне. В 13 лет пошёл работать пастухом. Пас пешком, ходил босиком. И таких ребят – подростков было много - Ереско Михаил, Береснев Дмитрий, Касаев Пётр». Школу Иван Константинович очень любил, ему нравилось и хотелось учиться.
Школа в 1942 году. Директор Иконников Анатолий Константинович. Учительница Марченко Мария Емельяновна.
В годы войны в селе было много эвакуированных из Ленинграда. Привезли их в 1942 году. Они жили на квартирах у колхозников. Расселяли их по квартирам бригадиры. Обычно селили к тому, у кого была большая жилплощадь. Жили эвакуированные у Ереско Матрёны Васильевны, Василенко Пантелея Петровича и в других семьях. Эти люди работали вместе с колхозниками, переносили с ними все невзгоды. После окончания войны они уехали на Родину.
В 1943 году приехала во Вторую Каменку учительница начальных классов Гуренко Екатерина Игнатьевна и работала учителем начальных классов в местной школе до 1973 года.
Но пришел май 1945 года. Закончилась война. В село вернулись уцелевшие воины. Школа стала наполняться кадрами. Школьная жизнь потихоньку входила в свое нормальное русло.
50-60-ые годы ознаменованы восстановлением мирной жизни. Село из земляного и саманного превращалось в деревянное.
До 1952 года ученики нашей школы, закончив 4 класса, ехали продолжать учебу в Гилевскую семилетнюю школу.
С 1952 года школа стала семилетней.
Вспоминает Шульга (Злобина) Тамара Тимофеевна, годы учебы в школе 1954-1961: «В 50-е – 60-е годы школа была недалеко от современного здания. Деревянное, низкое здание. В каждом классе стояла печь, которую топили ученики. В каждом конце длинного коридора тоже стояло по печи, в которые были вмазаны железные котлы. Эти печи топили технички. В котлах грели воду для мытья пола.
4 класс, 1957 год. Учительница Жилякова Зинаида Устиновна
Учительская была маленькой комнатой. Кабинетной системы не было. Занимались в одном классе весь день. Столовой в школе не было. Носили еду с собой. Уроки физической культуры проходили в коридоре. Только выпадал снег, все ученики вставали на лыжи».
В эти годы школа пополняется новыми кадрами: в село приезжают учитель химии Дмитриенко (Ереско) Степанида Ефимовна, учитель русского языка и литературы Хрипякова (Ереско) Зинаида Павловна, учителя начальных классов Злобина Нина Николаевна, Ткачева (Литвинова) Зоя Александровна, Жилякова Зинаида Устиновна, Тарасова Александра Гавриловна. Их приезд внес новую живую струю в работу школы.
Вспоминает Крысанова (Арапова) Нина Тимофеевна: «Во время войны в селе почти не было деревьев. Только стоило деревцу подрасти, как люди срубали его на дрова. После войны вышла программа озеленения. В школу привезли саженцы клена. Мы с учительницей биологии Ереско (тогда еще Дмитриенко) Степанидой Ефимовной сажали их, носили ведрами воду из колодца, поливали. Так возник кленовый сад, который растет возле школы».
В школе объявили соревнование «День без двоек». В конце каждого рабочего дня заполняли листовку с результатами учебы по классам и вывешивали ее в коридоре школы. В эти годы были популярны лекции по сельскому радио. Учителя еженедельно по радио знакомили родителей с учебными успехами их детей.
Коллектив учителей школы 1958 год. Директор школы Клюшниченко Николай Афанасьевич
К 1960 году возникла необходимость в строительстве здания мастерской, так как ввели техническое обучение. На общешкольном родительском собрании был поставлен этот вопрос. Было решено просить помощи у колхоза, а также привлекать к строительству родителей.
Создали Клуб интересных встреч для того, чтобы старшеклассники могли определиться с будущей профессией. Так, в феврале – встреча с медиками, марте – с зоотехником.
На очередном родительском собрании решили купить для школы радиолу.
Большое внимание уделялось трудовому воспитанию. Школа в 60-ые годы держит кроликов, за которыми ухаживают ребята 1-4 классов. Старшие ребята работают в колхозе. На общешкольном родительском собрании 9 декабря 1956 года записано в решении: «Продать заработанную учениками пшеницу по 1руб.80коп. и на эти деньги приобрести необходимое оборудование». 5 ноября 1957 года родители решили купить на деньги от аналогичной продажи заработанной детьми пшеницы в школу баян. В 1958 году в школе была создана бригада по выращиванию кукурузы на площади 25га. В эти годы часты встречи школьников с передовиками производства, старожилами села, экскурсии на пилораму, в мастерскую.
Учащихся в школе много. В эти годы наблюдается рост количества детей (Приложение 1). Здание небольшое, приходилось работать в две смены. Поэтому на родительском собрании было решено выступить перед райкомом партии и райисполкомом с ходатайством о строительстве в селе здания новой школы. И вскоре строительство было начато. Был заложен фундамент под новую школу, хотя учиться продолжали в старой. На уроках труда складывали камни для фундамента. С 1962 года уроки труда уже проходили в новой мастерской.
Хотя после войны прошло уже достаточно много времени, народ жил небогато, а те семьи, которые потеряли кормильцев, даже бедно. Поэтому оказывалась ежегодно материальная помощь малоимущим семьям (фуфайки, валенки, пальто).
С 1964 года в школе появился буфет. Его содержание, как и впоследствии в течение нескольких десятков лет школьной столовой, взял на себя колхоз «Заря», обеспечивая ребят бесплатными завтраками, а позже и обедами. Поваров, кухонных рабочих, позже кочегаров в школьную котельную посылало правление колхоза. Колхоз платил им заработную плату.
С 1965 года школа становится восьмилетней.
22 мая 1966 года был пионерский праздник в Горняке. Из школы на этот праздник ездила делегация в составе 25 учеников (обязательным условием было парадная форма, пилотки, горн, барабан).
Колхоз в честь праздника Пионерии подарил школе 1000 рублей.
Празднование Дня пионерии в Горняке
Большую работу проводили пионеры и комсомольцы по изучению жизни и наследия В.И. Ленина. Ко дню рождения Ильича ежегодно проводился большой общешкольный праздник, каждому классу давалось задание. В здании старой школы имелась Ленинская комната, для которой классы делали стенды и макеты:
8 кл. макет дома в Шушенском
7 а кл. макет входа в Мавзолей
7б кл. макет шалаша
5 а кл. стенд «Детские годы Ильича»
5 б кл. стенд «Годы в гимназии и юношеские годы»
6 кл. стенд «Революционная деятельность с 1917 по 1924».
Село было разбито на зоны пионерского действия.
Лето 1967 года
Каждому учащемуся на лето были даны задания:
- уничтожить по 30 сусликов (перед ребятами и перед родителями на общешкольном собрании выступил агроном колхоза с информацией о том, сколько можно сэкономить зерна, если уничтожить хотя бы одного суслика);
- в порядке содержать пришкольный участок;
- за лето совершить экскурсии по памятным местам района, на шахту Золотушинского рудника, походы на Белое, Телецкое озера.
Лето на Телецком озере, 1973 год Поход по памятным местам района, 1974 год
Была построена географическая площадка.
Здание новой школы практически достроено. Оставались отделочные работы. В них участвовали все: родители, ученики и простые жители села. Приходили, мыли, обмазывали окна.
И, наконец, летом 1968 года школа переехала в новое здание!
Колхоз оказывал постоянную помощь школе. Так, после перехода в новое здание он подарил большие картины для оформления коридоров школы. Дети продолжали бесплатно питаться в школе и интернате. В школе впервые появляется кабинетная система.
В ноябре 1969 г. установлен радиоузел (отв. Свиридов Михаил Николаевич)
Выпускается школьная газета об учебе – пионерский фонарик «За учебу».
Декабрь 1969 года - оформляются Зал Боевой Славы и Ленинский Зал (отв. Ереско Степан Федорович).
Ленинский Зал, 1969 год
1969 год - активно переписываются с детьми из городов-героев: 7 классу пришло письмо. Пишутся отрядные летописи.
Оформляется географический кабинет.
К 100-летию со дня рождения В.И. Ленина взяты повышенные обязательства по учебе.
В плане улучшения работы по профориентации наметили мероприятия:
1. проводить уроки с приглашением специалистов колхоза;
2. встреча с председателем колхоза Трибунским Иваном Ивановичем «Настоящее нашего колхоза и его перспективы»;
3. встреча с агрономом Бересневым Дмитрием Алексеевичем «Слагаемые плодородия наших полей»;
4. экскурсия в МТМ;
5. оформление стенда «Трудовые профессии»;
6. организация работы бригады учащихся в летнюю трудовую четверть.
На площади 1 га посадили капусту, лук, морковь, картофель.
Директором школы был Ереско Степан Федорович – уроженец нашего села, начавший работу учителем после демобилизации из армии в 1954 году. В 1967 году был назначен директором Второкаменской 8-летней школы. Это был энергичный, требовательный, веселый и общительный человек. Много времени и сил уделял благоустройству школы и территории вокруг нее. Под его руководством были заложены фруктовый сад и дендросад, обсажена по периметру деревьями вся школьная территория.
Директор школы
Ереско Степан
Федорович
Работа в дендросаде, 1975 год
70-90-ые годы
В школе физруком начинает работать бывший ученик нашей школы Березиков Виктор Николаевич. Его любовь к спорту известна учителям со школьных лет. Вернувшись в родную школу учителем, он развернул бурную деятельность. Ребята так и крутились вокруг него. Зимой они залили хоккейную коробку в территории школы. Если раньше гоняли шайбу на речке, то теперь в их распоряжении была настоящая коробка. Колхоз помог купить спортивную форму.
Вопросы учебы и поведения всегда являлись первостепенными. Они ставились на общешкольных родительских собраниях, комсомольских собраниях, заседаниях совета дружины и учкома. И к 1980 году добились успеха: каждый второй ученик в школе стал учиться на «4» и «5».
Март 1971 года – дата создания «Малой Тимирязевки» в школе. Ребята проводят маркировку, разметки делянок на участке для опытнической работы. Работает и производственная бригада, выращивая пшеницу
В состав производственной бригады школы вошли учащиеся 6-8 классов в количестве 42 человек. Они трудились на прополке сахарной свеклы. За ребятами был закреплен колхозный автобус, который возил их на поле, на реку Алей после рабочего дня, на обед и ужин в колхозную столовую. Ночевали они в специально отведенном для них домике на окраине села. За ударную работу ребята были поощрены поездкой на недельный отдых на Саввушинское озеро. Выпускники нашей школы с теплотой вспоминают те времена: «После трудового дня мы все вместе с песнями ехали на Алей, купались, затем - на ночевку в наш домик. Очень было весело! И усталости совсем не чувствовали. А утром снова ехали на поле».
Производственная бригада, 1977 год Отдых членов ПБ на озере Саввушинском 1977 г.
Традиционным мероприятием в школе был Фестиваль Дружбы народов под названием «Союз нерушимый республик свободных». Его ждали, готовили народные костюмы 15 республик, входящих в состав СССР, рассказывали на празднике о культуре республики, традициях, национальных блюдах.
Важнейшим историческим событием не только для нашей страны, но и для всех стран мира в целом стал 26 съезд КПСС (1981 год). Учащиеся изучали материалы съезда, намеченные партией планы. Итоги 10 пятилетки рассматривали применительно к жизни нашего села, односельчан, жителей района, края. На географии – планы 11 пятилетки в области народного хозяйства, на истории – внешнюю политику нашей страны.
Наша школа приняла активное участие в операции «Миллион – Родине».
В честь 26 съезда партии в школе было объявлено соревнование между пионерскими отрядами; в районе проводились олимпиады, соревнования, подводились итоги работы школ. Так, почетные грамоты получили ученицы 7 класса Второкаменской 8-летней школы Пенькова Лена, Селютина Тоня, Белицкая Наташа и Гришина Галя.
В районной олимпиаде по трудовому обучению победителями стали ученики 8 класса Свиридов Сергей и Васильев Николай; а по черчению – Васильев Николай.
80-ые годы ознаменованы укреплением связей между школой и производством. 22 ноября 1984 года в школе прошел Единый день школы и производства, к которому ребята выпускали газеты о профессиях, профессиях родителей, приглашали гостей из числа специалистов колхоза. Со старшеклассниками проведена встреча руководства колхоза под девизом: «Всем классом на ферму». И многие выпускники выбирали сельскохозяйственные профессии и возвращались после окончания учебы в родное село.
Ученики школы постоянно занимались производительным трудом: девочки ходили на ферму, оказывали помощь дояркам, мальчики – в МТМ, весной в апреле-мае ученики 7-9 классов работали в колхозном фруктовом саду, очищали его от сорняков. Ученики начальных классов делали игрушки для местного детского сада «Журавушка», а 4-6 классы ухаживали за комнатными растениями в школе.
Никогда учащиеся нашей школы не оставляли без внимания престарелых жителей села, ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла.
Вспоминает Полянская Антонина Максимовна, работавшая в те годы старшей пионервожатой, ныне учитель начальных классов: «Перед празднованием 9 мая ежегодно проводили операцию «Звездочка» - прибивали на дома ветеранов войны красные звезды,
которые ребята изготавливали в школьной мастерской. Кроме этого, на калитки ветеранов, тружеников тыла прибивали красные флажки. Украшали флагами площадь около памятника воину-победителю. Деревня становилась яркой, красивой, праздничной. Пионеры и комсомольцы гордились своей работой и благодарными словами жителей».
9 мая 1976 года 9 мая 1986 года
В течение многих лет традиционным было шествие колонны ветеранов войны и школьников от школы к площади Победы.
День Победы, 9 мая 1975 года
В течение ряда лет последнего десятилетия перед новым тысячелетием колхоз «Заря» давал школе средства для выплаты лучшим ученикам поощрительных стипендий. Так, по итогам 1990-91 года такую стипендию получили 30 человек, 1991-92 – 31 человек, 1992-93 – 25 человек, в 1993-94 и 1994-95 по 30 человек. Это очень стимулировало ребят.
Учительский коллектив, 1993 год
В это время ученики 3-8 и 10 класса сдавали переводные экзамены. Формы проведения экзаменов стали новыми: можно было написать и защитить реферат, можно было сдавать традиционно по билетам, а можно досрочно сдать подробно каждую тему. Уроки тоже стали другими: были игры, экскурсии, поле чудес, турниры. Ученики тех лет отмечают, что учиться было интересно.
Занятия начинались в 900. Уроки были по 45 минут. Два раза в неделю проходили по школьному радиоузлу радиопередачи, которые готовили сами учащиеся под руководством организатора школы и старшей пионервожатой.
Учащиеся школы много путешествовали по стране, своему краю.
Поездка по Малому Золотому Кольцу нашей страны, 1988 год
Глава II. Знакомых окон свет или школа сегодня
Сегодня наша школа – светлое, чистое, уютное здание, в котором учатся ребята с 1 по 11 класс. Наша школа современно оборудована: почти во всех классах есть компьютеры, которые сейчас подключают к Интернету; в двух кабинетах есть интерактивные доски; есть проекторы; оборудован тренажерный зал.
Золотой фонд нашей школы – наши учителя. И что интересно: многие из них выпускники нашей школы.
Пришли работать в родную школу
Шульга (Злобина) Тамара Тимофеевна
Выпускница нашей школы, закончив филологический факультет БГПИ в 1967 году, вернулась работать в родную школу. Долгое время преподавала немецкий язык, географию. 18 лет проработала завучем. Работает учителем русского языка, литературы.
О Тамаре Тимофеевне ее бывшие и настоящие ученики говорят, что она – образец педагогического мастерства, строгости, требовательности в сочетании с добротой и отзывчивостью.
Полянская (Литвинова) Антонина Максимовна
После окончания Масальской средней школы в 1967 году поступила в Рубцовское педагогическое училище заочно. В это время работает в родной школе старшей пионерской вожатой. Возглавляла комсомольскую организацию. Работала воспитателем группы продленного дня. С 1985 года работает учителем начальных классов. В 2004 году была присвоена 1 квалификационная категория. 45 лет отдано Антониной Максимовной работе с детьми. Так любить детей, жить их заботами, отдавать им все свое душевное тепло может только учитель.
Васильев Николай Николаевич
Отличник, постоянный победитель конкурсов чтецов, районных олимпиад. Окончив Масальскую среднюю школу, Николай Николаевич поступил в Томский технический вуз, но понял, что это не его. После службы в армии поступает в Бийский педагогический институт и приходит работать в родную школу, где трудится и сегодня.
Шенцева (Вавулина) Вера Викторовна
Учились в одном классе две подружки Вера и Марина. Пришла пора заканчивать 8 класс, но впереди у них была общая мечта – закончить пед.училище и вернуться работать в родную школу. Одна из них – Шенцева Вера Викторовна работает учителем начальных классов, пользуется авторитетом родителей, учеников, коллег. В 2007 году стала победителем ПНПО. Сейчас классный руководитель 2 класса.
Кузнецова (Белых) Марина Алексеевна – это вторая подружка.
Она тоже работает учителем начальных классов. И в ней дети души не чают. Марина Алексеевна на все руки мастер: вяжет отлично, из бисера изделие сделает – заглядение! И ребят этому обучает.
Ребята 4 класса отмечают, что на уроках Марина Алексеевна в меру строга, но справедлива.
Пономарева (Полянская) Юлия Викторовна
С детства Юлия Викторовна видела перед собой пример мамы – учительницы. Она-то и определила ее жизненный путь. Закончив школу, затем Рубцовское пед. училище, возвратилась она учительницей в родную школу.
Голубев Евгений Владимирович
Евгений Владимирович с детства был подвижным, шустрым. Всегда занимался спортом. Он постоянно в школе в окружении ребят: то проводит тренировки к соревнованиям, то везет на соревнования, а то сам участвует в них. Под его руководством наша школа держит первенство в районе по баскетболу уже несколько лет.
Шеина (Свиридова) Лариса Леонидовна
Лариса Леонидовна более десяти лет работала в детском саду «Журавушка» сначала воспитателем, а потом заведующей.
Закончив заочно исторический факультет педагогического вуза, Лариса Леонидовна стала преподавать в родной школе историю. Педагог, отлично знающий психологию детей, свой предмет, она много времени уделяла исследовательской работе с детьми, подготовке одаренных детей к участию в олимпиадах. Результаты этой работы были высокими: подопечные Ларисы Леонидовны побеждали в краевых предметных олимпиадах, конкурсах. Результаты ЕГЭ по истории и обществознанию всегда высокие. Выпускники школы учатся в вузах, используя полученные в школе знания. Лариса Леонидовна Шеина в 2008 году стала победителем приоритетного национального проекта «Образование». Сейчас Шеина Л. Л. работает директором школы.
Силинкина Татьяна Михайловна
С малых лет Татьяна Михайловна мечтала, как и мама, работать в школе. Всегда хорошо рисовала, поэтому после окончания школы поехала учиться в Бийское педагогическое училище и по его окончании получила специальность – учитель черчения и рисования. Несколько лет Татьяна Михайловна работала преподавателем в Рубцовском машиностроительном техникуме. Приехав во Вторую Каменку, стала преподавать рисование, МХК в родной школе.
Чернакова (Шульга) Юлия Николаевна
У Юлии Николаевны Чернаковой тоже с детства был пример работы учителя – мамы. Но после школы она решила избрать другую профессию – менеджера. Техникум закончила. И сразу же поступила заочно в пед. институт на исторический факультет. С тех пор работает в нашей школе учителем истории.
Мартыненко (Жилякова) Юлия Николаевна
Добросовестная, исполнительная ученица Жилякова Юлия всегда хотела работать в школе. Но ей хотелось беседовать с детьми, помогать в решении их проблем. Поэтому она поступила в педагогический институт и получила профессию педагога-психолога. Наша школа малокомплектная, поэтому Юлии Николаевне пришлось переучиться на учителя иностранного языка. Но ей нравится преподавание немецкого языка, а ребятам интересно на ее уроках.
Свиридов Руслан Александрович
Жил в нашем селе талантливый человек – Мищенко Виктор Рихардович – музыкант, игравший практически на всех инструментах. Работал в сельском ДК, организовал сельскую музыкальную школу. Ребята толпами шли к нему на занятия. И в числе первых Руслан Свиридов. Любовь к музыкальным инструментам заложил в него учитель. Закончил Руслан Александрович Барнаульское культпросветучилище. Работал несколько лет в оркестре Кузнецова в г. Барнауле. Но решил возвратиться в родное село. И теперь он, как раньше его учитель, собирает вокруг себя ребят. Ведь талантов среди них хоть отбавляй, главное увидеть и помочь раскрыться! А это у Руслана Александровича получается.
Пономарева (Ереско) Марина Сергеевна
Скромная, утонченная, похожая на тургеневскую девушку Марина Ереско, как и ее бабушка Ереско Зинаида Павловна, проработавшая в нашей школе учителем литературы всю жизнь, всегда любила классику, запоем читала произведения. И не было у нее сомнений, какую профессию выбрать после окончания школы – она поступила в педагогическую академию и после ее окончания приехала работать в родную школу.
Трое наших учителей: Голубев Евгений Владимирович, Шеина Лариса Леонидовна и Шенцева Вера Викторовна – победители ПНПО. Под руководством Голубева Е.В. команды нашей школы держат первые места по баскетболу в районе. В 2010 году в составе сборной района наши ученики победили на Президентских состязаниях и были награждены поездками в лагерь Океан, где также участвовали в соревнованиях уже Всероссийского уровня и приехали домой с кубками, медалями. В этом 2012-2013 учебном году баскетболисты нашей школы одержали много побед на уровне района, края (так, 9 января команды юношей и девушек нашей школы заняли 2 место на окружных соревнованиях баскетбольной лиги КЭС-баскет в г. Рубцовске).
Президентские состязания-2010, Всероссийский этап
В 2008 году наша школа явилась победительницей среди школ страны, получив денежное вознаграждение, что позволило оборудовать кабинеты компьютерами, создать современный тренажерный зал, переоборудовать школьную столовую.
Школа выпускает «серебряных» и «золотых» медалистов. Так, в 2010 году из 11 выпускников двое получили медали: Пономарев Роман золотую, а Ереско Саша серебряную. Сейчас они студенты престижных вузов. Роман учится в Политехническом университете им. Ползунова, а Саша – в Алтайской государственной академии на бюджетных местах. Выпускники 9 класса получают аттестаты о неполном среднем образовании особого образца (2011-2012 год Полянская Кристина и Щетильникова Алена).
Вручение золотой медали Пономареву Роману,
май 2010 год
Сегодня в школе стабильный, творчески работающий коллектив учителей, который работает во взаимодействии со всеми объектами социума. Они вместе проводят интересные и увлекательные мероприятия, на которые приглашаются родители и общественность села. Традиционными стали День Знаний, День Учителя,
Осенний бал, День матери, Вечера встреч выпускников, праздники «Откуда мы родом», посвященные изучению родословной, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, старожилами села и много других интересных и
полезных дел.
Школа идет в ногу со временем: в каждый класс проведен Интернет, создан и работает школьный сайт, появляются сайты у некоторых учителей школы, все ученики и учителя – активные пользователи Интернета. Работает программа Сетевой город, наши родители следят за нашими успехами через домашние компьютеры.
Мы участвуем под руководством наших учителей в самых различных олимпиадах и конкурсах: ЭМУ, Слон, Олимпус, Русский медвежонок и других.
Наши учителя мобилизуют все свои силы для достижения поставленных целей.
Глава III. Исследования. История школы в цифрах
Количество учащихся школы по годам
Мною проведено исследование количества учащихся школы по годам, начиная с 1958-59 учебного года по нынешний 2012-13 учебный год.
Из диаграммы видно, что в период с 1958 по 1968 год наблюдается резкий рост количества учеников школы. В школе имелись параллельные классы. А с 1968 года до нынешних дней происходит уменьшение количества учащихся. За исключением периода с
1985 года по 2000 годы. Это время реорганизации школы в среднюю. Такому спаду, я думаю, есть объяснение: в семьях становится по 2-3 ребенка, а в сложный период для страны, в 90-ые – по одному ребенку.
Количество учащихся, занимающихся на «4» и «5» по годам
Какие профессии выбирают наши выпускники
Я провела исследование определения профессий, которые выбрали наши выпускники за период с 50-ых годов по нынешнее время. Результаты исследования отразили в диаграмме. В ходе исследования выяснила, что до 90-ых годов были самыми популярными профессии сельского хозяйства: доярки, шоферы, механизаторы, позже выпускники стали чаще поступать с институты и получать профессии главных специалистов сельского хозяйства. Следующими по популярности шли образование, медицина и профессии промышленности. Я выяснила, что среди специальностей профессии учителя больше выбирали профессию учителя физкультуры, которую получали закончив Каменское пед. училище; а в медицинском направлении предпочтение отдавали профессии фармацевта (новый всплеск интереса к этой профессии наблюдается в наше время).
Все изменилось в конце тысячелетия: стали одно за одним закрываться предприятия, не обошла такая участь и наш колхоз «Заря». Трудности переживали образование и медицина. Изменились приоритеты наших выпускников: самое большее количество их работает в промышленности, но большая доля работает так называемым «вахтовым» методом, уезжая от семьи на заработки на Север, Дальний Восток.
Продолжают наши выпускники выбирать профессии сельского хозяйства, среди них самая популярная – шофер. В нынешнее время многие наши выпускники не работают, занимаясь домашним хозяйством. Появились новые профессии: программисты, предприниматели, менеджеры. Современные выпускники нашей школы учатся в вузах, желая по окончании заниматься туризмом.
Фоторепортаж «Из жизни школы»
На уроке математики, 8 класс На уроке химии, 11 класс
В почетном карауле у памятника воину-освободителю Операция «Помощь», 2012 год
Изучаем историю своей школы Встречаемся со старожилами села
Активный отдых на летней площадке Лыжные соревнования
Спортивные рекорды Будущие чемпионы
Приложение 1
Анкета «Я и моя школа»
Давай поразмышляем о школе, поговорим о том, что тебе нравится и не нравится в новой школьной жизни, что в ней необходимо изменить. Твои искренние суждения помогут сделать наш школьный дом более красивым и комфортным. Предлагаем тебе и твоим одноклассникам выполнить несколько заданий и ответить на вопросы.
1.Надо ли ученикам знать историю своей школы?
2.Хотел ли бы ты знать об учебе твоих родителей, их школьных друзьях, учителях?
3. Нравится ли тебе самому твоя школа? Подчеркни один из ответов:
Необходимо обвести кружком одну из цифр, которая и будет твоим ответом.
4. Цифры означают:
4 — совершенно согласен;
3 — согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
0 — совершенно не согласен.
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 1 2 3 4
0 12 3 4
5. Оцени степень удовлетворенности своими отношениями с одноклассниками (подчеркни один из ответов)
Заключение
В разных краях нашей Родины живут и работают они: хлеборобы, животноводы, рабочие, учителя, медработники, офицеры Российской Армии, строители, предприниматели и многие другие – воспитанники Второкаменской средней школы. Двадцать шесть выпусков сделала наша школа, став средней. И каждый из них вписал свою строчку в её историю. А школа, учителя помнят каждого из них.
Работая над проектом, я использовала имеющиеся в школе документы: это классные журналы, журналы выдачи свидетельств и аттестатов, книги протоколов общешкольных родительских собраний, заседаний педагогических советов. В данных списках 1020 выпускников. Из них самый большой выпускной класс – 45 учеников в 1971-72 учебном году.
В нашей школе есть традиции, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Ежегодно проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, встречи с героями-афганцами, тружениками тыла, старожилами села. В школе есть краеведческий музей, военно-патриотический клуб «Патриот». Есть кружки, спортивные секции. Школа продолжает жить, отправляя каждый год в далекое плавание своих питомцев – выпускников. А наша задача – знать историю своей школы, семьи, страны.
Источники
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Как нарисовать черёмуху
Прекрасная арфа
Повезло! Стихи о счастливой семье
Пока бьют часы