В данной работе излагаются теории и практический материал по проблеме суицида.
В работе проанализированы особенности суицидного поведения подростков, а также рассмотрены причины, мотивы, признаки.
В теме отмечены перспективы, данной работе, которые могут быть использованы социальным педагогом, преподавателями и кураторами групп.
Вложение | Размер |
---|---|
Научная работа | 128 КБ |
Презентация к работе | 1.85 МБ |
Федеральная научно-образовательная программа творческого и научно-технического развития детей и молодежи «Юность, Наука, Культура»
Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся
«Национальное Достояние России»
Направление: психология
Название работы:
Суицид проблема социальная
Автор работы:
Михатулина Яна
Место выполнения работы:
ГБОУ СПО (ССУЗ)
«Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П.Осадчего»
Научный руководитель:
Мелекесова Валентина Даниловна, заместитель директора по научно-методической работе
Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П.Осадчего»
2012
Стр.
Введение 3
1. Суицид как социальная проблема 6
1.1 Особенности суицидального поведения подростков 6
1.2 Факторы, влияющие на самоубийство 7
1.3 Характеристики подростков с риском самоубийства 8
2. Социологическая оценка исследования суицидов 13
2.1 Социологический опрос по проблеме суицидов 13
2.2 Анализ и оценка результатов опроса в техникуме города Челябинска 13
Заключение 17
Выводы 18
Используемая литература 19
Приложение 20
Введение
Среди проблем, связанных с сохранением здоровья нации, пристальное внимание правительства и общественности в последние годы привлекает вопрос о подростковом суициде.
Тема "Суицид проблема социальная" является актуальной, так как самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. За последние время выросло число детей, бежавших от родителей, пропавших без вести, многие из них стали жертвами преступлений. Причиной увеличения этой опасной тенденции является отсутствие надлежащего семейного и общественного воспитания, жестокое обращение взрослых и сверстников.
Самоубийства в последнее время превратились в одну из острых проблем нашего общества. Суицидные факторы в России остаются экстремально критическими. Постоянно происходящие в обществе неблагоприятные политические и социально-экономические события увеличивают чувство страха и неуверенности в будущем каждого человека. А человек, прежде всего, нуждается в стабильности и безопасности.
В настоящее время самоубийство - не такой редкий случай в нашей жизни, оно давно и прочно занимает место среди явлений демографического ряда, но вот, проблема поиска оптимальных форм поведения человека, проблема суицида - это уже детище XX столетия 4 .
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия; безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.
Несмотря на широкий интерес к данной проблеме практически до начала XIX в. строго научного изучения самоубийств не предпринималось. В дальнейшем интерес к проблеме самоубийства неуклонно возрастал. Различные аспекты самоубийства и суицидального поведения изучали Г. Дишес, В. Штерн, И. Рингл. He оставались в стороне и русские исследователи. Библиографический указатель только русской дореволюционной литературы о самоубийстве насчитывает более ста пятидесяти авторов. Этой проблемой занимались многие известные врачи: Бехтерев, Сикорский, Корсаков; русские писатели: Достоевский, Толстой, Куприн, Мережковский; педагоги и публицисты Амбрумова А.Г., КондрашенкоВ.Т., Личко А.Е. И в настоящее время интерес к этой проблеме не угасает 4 . Каковы основные факторы, способствующие попыткам суицида среди подростков? И какую можно оказать первую помощь при потенциальном суициде? Вот вопросы, которые интересуют нас.
Целью работы является: выявление данной проблемы в подростковом возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо определить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. Определять наиболее распространенные причины подросткового суицида;
3. Выявить признаки суицидального риска;
4. Доказать экспериментально, что проблема суицида наиболее распространена в подростковый период.
5. Проанализировать полученные результаты исследования и сформулировать выводы.
Исходя из этого, объектом исследовательской работы являются подростки техникума, в исследовании принимали участия 1, 2, 3 курс (60 человек), в возрасте от 15-23 лет. Для доказательства в практической части использованы методы и методики: анкетирования, в связи, с чем был составлен опросник «Отношение к проблеме суицида», изучение и анализ литературы, обобщение данных.
Этапы исследования:
Первый этап – подготовительный (теоретический).
Второй этап – исследовательский.
Третий этап – обобщающий.
Практическая ценность работы велика, так как в ней глубоко раскрыты конкретные методы, формы и приемы работы с подростками в ситуациях потенциального суицида. Отношение к проблеме суицида
В чем же актуальность проблемы самоубийства? У каждого человека, естественно должна быть своя точка зрения на каждую проблему.
Почему люди решаются на самоубийства? Что может толкнуть их на то чтобы поднять руку на самого себя? Что приводит человека, всегда стремящегося к жизни, к самоубийству?
1. Суицид как социальная проблема
1.1. Особенности суицидального поведения подростков
В подростковом возрасте суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе); суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.; средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.) 1 .
В подростковом возрасте суицидальное поведение встречается чаще, чем в других возрастных группах, что связано с рядом особенностей подросткового возраста:
- реальная значимость проблемы и реакция на неё подростка может быть несоизмерима (с точки зрения взрослых) до катастрофической величины;
- подростки стремятся эпатировать общество крайними действиями, которые могут привести к смертельному исходу. Граница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением весьма условна;
- привыкнув к опеке взрослых, дети нередко рассматривают суицидальные попытки как своеобразную, но подконтрольную взрослым игру, оставаясь в глубине души уверены, что те не разрешат им довести её до конца. Это своеобразный шантаж, способ управлять миром;
- подростки не отдают себе отчёт в реальной трагичности последствий суицида (отсутствие жизненного опыта, ответственности, иллюзорность восприятия);
- подростки совершают самоубийство под влиянием социальных обстоятельств;
- подростки легко внушаемы. Если им кажется, что среда подталкивает их к самоубийству, предлагает им этот способ решения жизненных проблем, они с облегчением на него решаются, считая, что ответственность с них как бы снята. Это объясняет некоторые случаи групповых самоубийств;
- не оформлено представление о смерти (многие дети, которых удалось спасти, до конца не осознавали последствия своих действий и на самом деле не хотели умирать; более младшие из них думали, что умрут не навсегда, попугают маму с папой или того, кому хотели досадить, отомстить и проснуться). 9
1.2. Факторы, влияющие на самоубийство
Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к суицидальным попыткам. Невозможно выделить один или несколько главенствующих из них, приводящих к самоубийству. Речь всегда идет о сложном комплексе причин, обстоятельств и нюансов, преломляющихся личностью самоубийцы. Первым, приходящее на ум, казалось бы, здравое рассуждение о том, что чем лучше жизнь - сытнее, веселее и т. д., тем меньше людей, желающих свести счеты с жизнью, оказывается несостоятельным как, впрочем, и другие, не менее разумные на первый взгляд предположения насчет того, что более подвержены стрессам и, следовательно, риску покончить собой люди утонченные духовно, интеллектуалы либо, наоборот, социально опустившиеся - наркоманы, бомжи и т. д.
С помощью социологических исследований удалось установить влияние на общее количество случаев самоубийства таких факторов, как климат, время года, место проживания, возраст, пол, вероисповедание, уровень экономической жизни, политическая ситуация.
Самоубийства чаще всего происходят в весеннее время, когда дни быстро увеличиваются. Различные месяцы, длина дня которых одинакова, имеют одинаковый процент самоубийств (июль и май, август и апрель). В каждое время года большинство самоубийств совершается днем. Объясняется это тем, что день является временем наибольшего оживления человеческой деятельности, "когда скрещиваются и перекрещиваются человеческие отношения, а социальная жизнь наиболее интенсивна". Н. В Гоголь, М. М. Пришвин не однажды отмечали особое влияние на психику человека "слепящего полдня". Именно полдень составляет наиболее опасное в плане суицидальных попыток время суток.
Суицид - явление молодое, так как суицидальный возраст без различия пола, национальности, места проживания – 14 - 24 года, т.е. период жизненной активности человека. Смертность от самоубийства является второй ведущей причиной ухода из жизни молодых людей в возрасте от 14 лет и старше.
На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте - трудности, связанные с учебным заведением, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
Не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются социологами и психологами как отчаянный последний призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между старшим и младшим поколениями. Психотерапевт Ю. Поляков на основе длительных наблюдений выделил три основных типа суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное.
Демонстративный тип. Характеризуется стремлением показать реальность суицидных намерений, обратить тем самым на себя внимание, вызвать сочувствие. Как правило, такие суицидальные попытки совершаются, открыто, громко и артистично. Тем не менее, этот вид поведения требует к себе серьезного отношения, так как нередки случаи, когда суицидная попытка, начавшаяся как демонстрация, из-за нелепой случайности может окончиться катастрофой.
Аффективный тип. Определяется тем, что попытка самоубийства совершается на высоте сильного переживания и страдания. Эта вспышка эмоций, как правило, непродолжительна. Здесь также могут быть элементы демонстративности.
Истинный тип. В случае истинного суицидального поведения имеет место обдуманное укрепившееся желание покончить с собой. Применяются меры к реальному и полному осуществлению плана, все необходимые приготовления проводятся скрытно.
Примечательно, что значение разного рода проблем, приводящих к трагическому концу, неодинаково. Семейные и сексуальные проблемы являются ведущими во всех видах суицидального поведения.
1.3 Характеристики подростков с риском самоубийства
Дети и подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации.
Подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства в форме депрессии.
Подростки с преобладанием возбудимости, неустойчивости, расстройств в поведении.
Подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным формам поведения.
Подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически больными родственниками, родителями-алкоголиками и наркоманами, в семьях, где были случаи суицидов у кого-либо из близких.
Подростки, совершившие в прошлом попытку самоубийства, а также высказывающие угрозу суицида.
Формы профилактики подростковой суицидности. Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска относится к одной из важных задач родителей, воспитателей и психологов. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидности:
- неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;
- освоение хотя бы минимума знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;
- раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;
- активный патронаж семей, в которых проживают обучающиеся группы риска, с использованием приемов семейной психотерапии, оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;
- неразглашение факторов суицидальных случаев в коллективах;
- рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;
- усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;
- проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;
- формирование у обучающихся таких понятий, как "ценность человеческой жизни", "цели и смысл жизни", а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
- подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей;
- психологическая помощь подростку в целях предупреждения или ослабления действия факторов, обусловливающих возникновение психогенных реакций или декомпенсацию имеющихся у ребят нервно-психических расстройств.
Для осуществления этого перечня необходимо:
- повышение уровня психологической подготовки учителей, социальных педагогов, родителей;
- увеличение численности школьных психологов, владеющих знаниями возрастной патопсихологии и психотерапии;
- создание различных внешкольных форм психологической помощи: территориальных психологических консультаций, включающих в свою структуру психиатра, психотерапевта, юриста и других специалистов; телефона
- доверия для анонимной психологической помощи при кризисных состояниях и др.
Таким образом, для создания системы профилактики суицидов у детей и подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который бы на деле обеспечил реализацию провозглашаемых принципов гуманизации в воспитании и образовании.
Относительно людей более старшего возраста: сегодня существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей страны были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие круги населения и в первую очередь на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию стрессогенных факторов и являющихся потенциально суицидоопасными.
Одним из главных принципов деятельности служб является их анонимность. Сознание, что личные, мучительные для человека вопросы не получат огласку, делает пациента более раскованным, облегчает установление с ним контакта. Неукоснительно соблюдается еще один принцип, рекомендуемый международными суицидологическими организациями, подразделение службы не должно располагаться на территории психиатрических учреждений. Это устраняет барьер, мешающий человеку обратиться к психотерапевту. Ведь нередко такому шагу препятствует страх прослыть психически больным, быть поставленным на психиатрический учет.
Службы могут быть укомплектованы как добровольцами, так и специалистами-психотерапевтами. Главное преимущество службы состоит в том, что ее основные звенья действуют не автономно, а объединены в систему. Структурные подразделения - "телефон доверия", кабинеты социально-психологической помощи, кризисные стационары - имеют преемственную связь и координируются центром.
Основным звеном в деле предотвращения самоубийств является анонимная телефонная служба ("телефон доверия"), которая была основана в 1953 г. в Лондоне священником Чад Вара и стала быстро распространяться во всех государствах Европы и Америки. В настоящее время службы доверия существуют и в нашей стране. Цель этой телефонной службы - стремление предложить, молодому человеку, находящемуся в кризисной ситуации и помышляющему о самоубийстве, телефонный контакт с сотрудником, готовым выслушать его как друг, способным помочь абоненту преодолеть кризисную ситуацию, с которой он столкнулся.
Российские педагоги, в частности А. Мелихов, предлагают проводить беседы с подростками, обсуждать элементарные сведения из суицидологии. Необходимо "раскрыть подросткам механизм подражания, деромантизировать самоубийство, чтобы оно потеряло для молодежи свою привлекательность". Проблема молодежного суицида является одной из первостепенных для России. Мы переживаем демографический кризис. Статистические данные показывают, что за один день в России в среднем кончают жизнь самоубийством сто восемь человек. Легко подсчитать, что за год около сорока тысяч человек добровольно уходят из жизни. Если учесть также все неудавшиеся по той или иной причине суицидальные попытки, то эта цифра, очевидно, многократно увеличится. Число молодежных суицидов занимает здесь не маленькое значение. Самоубийства совершаются по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт. Наша задача помочь людям преодолеть этот конфликт более позитивным путем. Необходимо создавать объединения, организации, чтобы человек не чувствовал себя одиноким, чтобы были общие идеи, цели, связывающие людей.
2. Социологическая оценка исследования суицидов
2.1. Социологический опрос по проблеме суицидов
Мировой опыт исследования самоубийств выявляет основные закономерности суицидного поведения. Суициды в большей степени характерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция увеличения их числа. Суицидная активность имеет определенные временные циклы. Соотношение между мужчинами и женщинами примерно таково: 4:1 при удавшихся самоубийствах и 4:2 при попытках, т.е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу. Отмечено, что вероятность проявления этой формы отклонений зависит и от возрастной группы. Самоубийства совершаются чаще в возрасте до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10-12-летние дети. Мировая статистика свидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах, среди одиноких.
Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи. Суицид является “убийцей № 2” молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. “Убийцей № 1” являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления.
Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание. Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: “Я хочу покончить с собой”. Им кажется, что подросток хочет, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно.
Если твой знакомый заговорил о самоубийстве, то он и в самом деле хочет привлечь к себе внимание. И вместе с тем он не шутит.
Как часто встречается это явление в нашей жизни? Что толкает этих людей к столь роковому для них решению? На эти и другие вопросы социологического опроса по проблеме суицида нам помогли ответить люди на улицах города. Примерный перечень вопросов анкеты по проблеме суицида (Приложение А).
2.2. Анализ и оценка результатов опроса по техникуму города Челябинска
По данным опроса, удельный вес молодых людей, пытавшихся когда-либо покончить с собой, составляет 6,0 %. Уточненные данные отражают численность людей, имеющих суицидальный опыт. Они фиксируют не только недавние случаи суицидальных попыток респондентов, но и те, которые имели место в отдаленном прошлом. С другой стороны, указанный уровень не включает так называемые рецидивные попытки суицида, коих в общей численности декларированных покушений насчитывается более трети. В ходе проведенного опроса 65,6% бывших суицидентов ответили, что в их жизни была всего одна попытка самоубийства, однако 21,9%, по их собственных словам, пытались сделать это дважды, а еще 12,5% - три раза и более. Поэтому полученный в опросном исследовании показатель суицидальности малопригоден для оценки сегодняшних масштабов и динамики самоубийств, хотя и весьма полезен в аналитических целях.
Анализ статистических данных свидетельствует также, что количество суицидальных попыток в обследованный период имело тенденцию к росту. Число молодежных и подростковых самоубийств в последние годы увеличивалось быстрее, чем более в старшем возрасте. Если по молодежной группе прирост в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составил 15,5%, а по детям и подросткам - 300%, то темпы роста суицидов среди лиц старших возрастов были более низкими - 12,6% . Увеличился и индекс незавершенных самоубийств среди молодежи: со 184,7 в 2010 г. до 256,4 в 2011 г.
Вместе с тем, анализ ситуации был бы неполным без оценки масштабов так называемых "суицидальных тенденций" как особой, "внутренней" формы суицидального поведения, проявляющейся в виде антивитальных мыслей, желаний, настроений, намерений и т. д.
Динамика среднемесячных показателей суицидальности в различных возрастных группах, 2010-2011 г.г. (Приложение Б).
Результат опроса показал, что более 20% опрошенных ответили, что в их жизни были случаи, когда им действительно хотелось покончить с собой. Почти каждый девятый опрошенный (11,5%) считает, что самоубийство для него могло бы стать выходом из кризисной жизненной ситуации, в случае ее возникновения, и тем самым признал возможность добровольного прекращения жизни при определенных обстоятельствах. Половина опрошенных в этой группе ранее уже совершали те или иные суицидальные действия, а, следовательно, имеют закрепленную в опыте установку на собственную смерть, а те люди, которые раньше совершали попытку самоубийства, допускают для себя возможность повторения суицида. По данным опроса можно предположить, что возможен дальнейший рост самоубийств в регионе.
Сегодня медикаментозные отравления являются наиболее распространенным способом ухода из жизни практически во всех возрастных категориях суицидентов. Среди детей и подростков этот способ суицида занимает первое место, лишь в группе 20-летних чуть отходят на второй план, уступая первенство умышленному травмированию. По данным общероссийской статистики, индекс завершенных самоубийств у мужчин в возрасте до 30 лет в среднем в 6 раз выше, чем у женщин этих же возрастных категорий. В старших возрастных группах по этому показателю лидируют мужчины, хотя и не со столь значительным отрывом, как обычно предсказывается (Приложение В).
Индексы незавершенных самоубийств для мужчин и женщин отдельно по возрастным группам в пересчете на 100 тыс. населения
Анализируя результаты опроса, проведенного среди обучающихся лицея, сделали вывод, что мысли о самоубийстве значительно чаще возникают у девушек, но юноши все же, чаще предпринимают реальные суицидальные действия. Вполне вероятно, что среди мужчин сегодня выше доля так называемых "импульсивных" самоубийств, сопровождаемых острым пресуицидом.
Результат исследования показал, что в общем, числе всех покушавшихся на свою жизнь преобладают у ребят 1 курса техникума. Из таблицы № 4, видно, что в разных возрастных группах на всех курсах мысли о суициде у мальчиков возникают чаще, чем у девочек. Мальчики чаще принимают реальные попытки суицидных действий. Результат опроса показал, что большее количество суицидных намерений у обучающихся 2 курса (Приложение Г).
Из таблицы № 5 (Приложение Д) видно, что наибольшее число суицидов наблюдается в городе. Распространёнными причинами самоубийств является: безработица, ухудшение материального и социального неравенства, наиболее затронувшие молодёжь, блокирование возможностей достижения желаемых социальных позиций при отсутствии чётких и всеми соблюдаемых правил игры. В экономической и политической жизни общества вызвали общее разочарование, чувство незащищённости, и тем самым способствовали распространению образцов самодеструктивного поведения. Молодёжные самоубийства часто провоцируются пьянством родных и в первую очередь родителей.
Наименьшее число суицидальных намерений и попыток самоубийств наблюдается в сельской местности.
Таким образом, суицидальное поведение, принимающее в последнее время все более угрожающие масштабы, результат взаимодействия различных факторов и сил: экономических и социальных, культурных и экологических, демографических, психологических - таковы глубинные предпосылки формирования мысли о самоубийстве.
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что загадка смерти всегда будет волновать человечество. Наверное, и в самом гуманном обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной черте. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может помочь любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предназначение человека. Одна смерть - это смерть, а тысячи смертей это статистика. Конечно, добровольный уход из жизни человека его неповторимая личная трагедия. Но когда уходят из жизни гениальные люди, олицетворяющие эпоху, это трагедия и всего общества в целом. Таким образом, "качественное наполнение" приведенных статистикой ужасных цифр делает их еще страшнее. Да, хотя среди самоубийц много людей опустившихся, подверженных алкоголю и наркомании, просто психически больных, но в первую очередь от нас уходят люди порядочные, с сохранившимся чувством чести, долга, собственного достоинства. Можно ли что-то сделать, чтобы как-то удержать человека у последней черты? Можно. Изменить условия жизни людей. Перейти от бесконечных разговоров о равных возможностях для каждого к созданию реальных условий, эти возможности обеспечивающих. Добиться того, чтобы в своей стране, на своей улице, в своем доме человек чувствовал себя защищенным. Люди просто не верят, что их кто-то или что-то защитит. Самоубийство - свидетельство все возрастающей разобщенности людей. Когда связи человека с миром слабеют, один ищет компенсации в алкоголе, другой в наркотиках, а третий начинает думать, что он этому миру больше не нужен. И уходит из него. Потеря эта невосполнима, ведь с каждым человеком исчезает безвозвратно целая Вселенная.
Ведь, в конечном счёте, большинство людей уходят из жизни потому, что чувствуют себя в этом густонаселенном мире одинокими. Переживая острый нравственный кризис, который обычно предшествует самоубийству, они в особой степени нуждаются во внимании окружающих.
Выводы
1. Изучили литературу по данной проблеме суицида, пришли к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации.
2. Определили наиболее распространенные причины подросткового суицида.
Самоубийства совершаются по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности.
3. Выявили признаки суицидального риска. К признакам и замышляемого суицида могут относиться: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера. Наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей. Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.
4. Доказали экспериментально, что проблема суицида наиболее распространена в подростковый период.
5. Проанализировали полученные результаты исследования.
Перспектива данной работы:
1. Провести исследования обучающихся всего техникума.
2. В дальнейшем исследования довести до педагога дополнительного образования, социального педагога, руководителя группы, чтобы держать в поле своего внимания ребят попавших в группу риска.
3. Посетить семьи данных обучающихся и побеседовать с родителями о проблеме суицида.
4. Ребят группы риска, как можно чаще привлекать к участию в различных, общественных мероприятия лицея, в посещении кружков.
5. Таких ребят необходимо всё время подбадривать.
6. Провести в группах классные часы на данную тему.
Используемая литература
1. Акопян К.С. Самоубийство: Проблемы мотивации (размышления в связи с психологическим этюдом Н.А. Бердяева "О самоубийстве"). - 2004. - № 3. - С. 153-159
2. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социально и клиническая психиатрия. - 1996. –
№ 4
3. Амбрумова А.Г., Бородин С.В., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. - М., 1980
4. Ведрин Ж., Вебер Д. Можно ли оценить риск суицида? // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. № 3. - С. 69-72
5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., др. Социология молодёжи.- Ростов на Дону: Феникс, 2006.- С.576
6. КондрашенкоВ.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.
7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983
8. Мелихов А. Мышь чёрная, белая…или. Профилактика самоубийства //Учительская газета. 2005.-№23.- от 13 июля.- С.23
9. Орлова И.Б. Самоубийство - явление социальное // Социологические исследования. - 2002. -. № 8. С. 69-72
10. Первова И.Л. Диагностика и лечение подростковой депрессии // Вопросы психологии. 2005. - № 3. - С. 15-22.
11. Полищук Ю.И. О спорном понимании самоубийства как психологического явления // Вопросы психологии. 1994- № 1. С. 128-130
12. Помро К. и др. Суицидальное поведение в юношеском возрасте // Социальная и клиническая психиатрия. 2005. - № 3. С. 63-68
13.Рожкова М.И. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. – С. 239
14. Рожков А.Ю. Молодой человек 20-х годов: протест и девиантное поведение // Социалогическоие исследования. – 2006.-№ 7. С. 107
15. http://www.bestreferat.ru/referat-56348.html
Приложение А
Вопросы анкеты
1. Интересовал ли вас вопрос о суициде? Если «Да, то почему?»
2. Было ли у вас чувство подавленности в последнее время?
3. Бывали ли у вас мысли о том, что жизнь безнадежна?
4. Возникало ли у вас желание умереть? Укажи причины?
5. Сколько раз? Как часто посещали вас эти мысли? Как долго они длились в
последний раз?
Испытуемый должен продолжить следующие предложения:
Завтра я…
Когда я закончу лицей…
Наступит день, когда…
Я хочу жить потому, что…
Приложение Б
Таблица № 2 - среднемесячные показатели суицидальности в различных возрастных группах, 2010-2011 гг.
Годы | 11-13 лет | 14-23 лет |
2010 | 0,73 | 24,3 |
2011 | 0,77 | 25,0 |
Приложение В
Таблица № 3 - индексы незавершенных самоубийств для мужчин и женщин отдельно по возрастным группам в пересчете на 100 тыс. населения
Пол | 14-29 лет | От 24 лет и более |
Мужчины | 250,3 | 247,8 |
Женщины | 83,6 | 135,2 |
Приложение Г
Таблица № 4 – Показатели суицидальности в разных группах техникума:
группы | Количество человек | Суицидные намерения | Попытки суицида | |||
ж | м | ж | м | ж | м | |
1 курс | 10 | 10 | 4 | 8 | 6 | 9 |
2 курс | 10 | 10 | 7 | 9 | 5 | 8 |
3 курс | 10 | 10 | 3 | 5 | 2 | 5 |
Приложение Д
Таблица № 5 – Суицидные намерения попытки самоубийств в городе и сельской местности:
Место жительство | Количество человек | Мысли о самоубийстве | Попытки о самоубийстве |
город | 10 | 6 | 8 |
село (деревня) | 10 | 4 | 7 |
13
11
15
8
9
Слайд 1
Тема: «Суицид проблема социальная» Выполнила обучающаяся ПЛ № 10 г. Челябинска Михатулина ЯнаСлайд 2
Актуальность данной темы огромна , так как самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек.
Слайд 3
Целью работы является выявление данной проблемы в подростковом возрасте.
Слайд 4
Задачи: 1. Изучить литературу по проблеме; 2. Определить наиболее распространенные причины подросткового суицида; 3. Выявить признаки суицидального риска; 4. Доказать экспериментально, что проблема суицида наиболее распространена в подростковый период. 5. Проанализировать полученные результаты исследования и сформулировать выводы
Слайд 5
В подростковом возрасте суицидальное поведение встречается чаще, чем в других возрастных группах, что связано с рядом особенностей подросткового возраста: подростки не отдают себе отчёт в реальной трагичности последствий суицида; - подростки совершают самоубийство под влиянием социальных обстоятельств; подростки легко внушаемы; - не оформлено представление о смерти;
Слайд 6
Суицид - явление молодое– 14 - 24 года, т.е. период жизненной активности человека. Смертность от самоубийства является второй ведущей причиной ухода из жизни молодых людей в возрасте от 14 лет и старше. На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте - трудности, связанные с учебным заведением, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.
Слайд 7
Характеристики подростков с риском самоубийства: - подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации; - подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным формам поведения; - подростки из конфликтных семей;
Слайд 8
Формы профилактики подростковой суицидности: неукоснительное соблюдение педагогической этики; знание возрастной психологии; раннее выявление контингента риска; активный патронаж семей; внимание родителей;
Слайд 9
годы 1 4 -16 лет с 1 7 - 2 3 2009 0,73 24,3 2010 0,77 25,0 Анализ и оценка результатов опроса по лицею № 10
Слайд 10
Индексы незавершенных самоубийств для мужчин и женщин отдельно по возрастным группам в пересчете на 100 тыс. населения пол 14-2 3 От 24 лет муж. 250,3 247,8 жен. 83,6 135,2
Слайд 11
Показатели суицидальности в разных группах лицея: Группа Кол-во человек Суицидные намерения Попытки суицида ж м ж м ж м 1 курс 10 10 4 8 6 9 2 курс 10 10 7 9 5 8 3 курс 10 10 3 5 2 5
Слайд 12
Суицидные намерения попытки самоубийств в городе и деревне: Место жительство Количество человек Мысли о самоубийстве Попытки самоубийства город 10 6 8 Село (деревня) 10 4 7
Слайд 13
Выводы: Изучили литературу по данной проблеме. Определили наиболее распространенные причины подросткового суицида. Выявили признаки суицидального риска. Доказали экспериментально, что проблема суицида наиболее распространена в подростковый период. Проанализировали полученные результаты исследования.
Слайд 14
Перспектива данной работы: Провести исследования обучающихся всего лицея. В дальнейшем исследования довести до педагога дополнительного образования, социального педагога, руководителя группы, чтобы держать в поле своего внимания ребят попавших в группу риска. Посетить семьи данных обучающихся и побеседовать с родителями о проблеме суицида. Ребят группы риска, как можно чаще привлекать к участию в различных, общественных мероприятия лицея, в посещении кружков. Таких ребят необходимо всё время подбадривать. Провести в группах классные часы на данную тему.
Слайд 15
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Три загадки Солнца
"Морская болезнь" у космонавтов
Как нарисовать черёмуху
Рисуем тыкву
Рисуем пшеничное поле гуашью